2
Специфика психологического консультирования
обсессивных личностей
Содержание
2. Обсессивные личности
Люди обсессивной структуры характера были описаны Фрейдом как методичные, упрямые, скупые. Другие описывают их как упорных, дисциплинированных, перфекционистов, дотошных, экономных, склонных к умствованию и резонёрству по незначительным поводам. Они в целом надёжны, на них можно положиться, они люди высоких стандартов и этических ценностей. [3, C. 271]
Любой терапевт может припомнить моменты, когда, спрашивая у обсессивного клиента, что тот чувствует по отношению к той или иной ситуации, он получал в ответ изложение того, что клиент думает: так слова используются для того, чтобы скрывать чувства, а не выражать их.
Значимое исключение для данной диагностической группы, отличающейся невыраженностью аффекта, составляет чувство гнева: обсессивная личность принимает гнев, если он кажется ей обоснованным и справедливым.
Ведущей защитой у людей с преобладанием обсессивной симптоматики является изоляция. Зрелые формы разделения аффекта и знания - изоляции - подразделяются на рационализацию, морализование, раздельное мышление и интеллектуализацию. И, наконец, люди, принадлежащие к данной клинической группе, активно используют формирование реакции. Менее характерно, но встречается, смещение аффекта, особенно гнева. [3, C. 277]
Для обсессивных личностей большую ценность представляют мыслительные процессы и познавательные способности. Они помещают чувства в сферу обесцененных реалий, ассоциирующихся с детством, слабостью, потерей контроля, беспорядком и грязью. Соответственно, они бывают явным образом обескуражены, попадая в ситуации, где важную и законную роль играют эмоции, физические ощущения и фантазии.
Люди с обсессивным характером часто бывают успешными в исполнении формальных, светских ролей - в противоположность неуклюжему поведению в домашней, интимной обстановке. Даже имея любовные привязанности, они не способны выражать свою нежность, не испытывая при этом тревоги и стыда, а потому часто переводят эмоционально окрашенное общение в угнетающе заумное. Ко всему они подходят с точки зрения рационального анализа. У наиболее нарушенных пациентов навязчивости мышления граничат с паранойей: дистанция между крайними проявлениями навязчивости и бредом не столь уж и велика. [3, C. 281]
Формирование реакции обсессивных пациентов направлено против желания быть безответственными, грязными, беспутными, расточительными, недисциплинированными. Люди, которые изо всех сил стремятся быть непоколебимо честными и ответственными, возможно, борются с искушениями более сильными, чем большинство из нас. Если это так, никого не должно удивлять, что они лишь отчасти способны противостоять импульсам, которые так их пугают.
3. Консультирование обсессивных личностей
Обсессия -- это постоянное повторение нежелательной, навязчивой мысли, от которой невозможно избавиться волевым усилием. [4, C. 311]
Обсессивная личность обычно обращается за помощью не вследствие специфических проблем, а в силу напряжения и тревожности в межличностных отношениях или семейной жизни. Консультанту необходимо разобраться в особенностях обсессивной личности, чтобы избежать ошибок в работе с обсессивными клиентами и понимать собственные реакции при встречах с ними.
Обсессивная личность отличается излишней склонностью к самоконтролю и контролю над окружением. Вероятность собственной некомпетентности, недостаточной информированности, неспособности уменьшить риск возбуждает сильную тревожность.
В консультировании обсессивная личность использует в качестве самозащиты нападение. Консультант испытывает прямую угрозу своей профессиональной компетентности и обычно сердится. Однако опытный консультант понимает психологическую реальность, скрывающуюся за такими действиями. Клиент не стремится оскорбить консультанта, а пытается таким способом взять под контроль свою тревожность и защититься от помощи, которая может казаться ему не менее опасной, чем его проблемы. [4, C. 320]
Немало обсессивных клиентов участвуют в консультировании лишь физически, а психологически самоустраняются. Клиент смотрит куда-то в сторону, говорит еле слышно, слушает рассеянно. Такое поведение фрустрирует консультанта, как и молчание, которое клиент тоже использует для уклонения от решения своих проблем. В подобных случаях консультант может довольно утонченно выражать враждебность. Это может облегчить доступ к бесконечно трудно досягаемой эмоциональной сфере обсессивного клиента.
Обсессивная личность изо всех сил старается не говорить о своих эмоциональных проблемах. Она прилагает огромные усилия, чтобы скрыть эмоциональные трудности, но таким образом только демонстрирует их. Клиент постоянно старается контролировать консультативную беседу, чтобы избежать эмоционального контакта с консультантом. Поэтому беседа становится волнообразной - как только консультант пытается продвинуться вглубь, клиент стремится выкрутиться и превратить его намерения в ничто. Когда консультант чувствует, что перед его носом захлопывается дверь, значит, он приблизился к самым существенным проблемам клиента. Уклонение от погружения в свой внутренний мир проявляется в склонности к интеллектуализации. Объяснения и интерпретации консультанта обсессивный клиент воспринимает головой, а не сердцем. Он многословен не для более точного выражения чувств, а для отмежевания от них. Повествование такого клиента перегружено деталями, он пытается ничего не пропустить в своем рассказе, тем не менее, не раскрывает своей личности. Беседы с обсессивными клиентами обычно трудны и продолжительны. [4, C. 327]
Для установления вытесненного обсессивным клиентом материала иногда имеет смысл исследование его снов. Помогает также использование рисуночных тестов вместо просьбы рассказать о проблемах словами.
Обсессивные клиенты любят приходить к консультанту с описанием перечня своих проблем или со списком вопросов, которые необходимо обсудить во время встречи. Очевидно, это отражает желание контролировать ситуацию консультирования и уклониться от прямого эмоционального контакта с консультантом. Подготовка клиента к встрече с консультантом направлена на пресечение неожиданностей, способных вывести его из равновесия. Когда клиенту не разрешается пользоваться заранее подготовленными текстами или придерживаться установленного им порядка вопросов-ответов, он приходит в замешательство. Такое поведение консультанта является для него сюрпризом, а обсессивная личность не терпит сюрпризов.
При работе с обсессивными клиентами перед консультантом стоит двойная задача. Во-первых, он должен помочь клиенту выразить побуждения, от которых тот защищается. Во-вторых, сам консультант должен быть человеком, пригодным для экспериментирования, чтобы клиент мог потренироваться в завязывании свободных от субординации отношений. Если реакции консультанта на обсессивную личность адекватны, психологической защитой клиента выступает злость. Такую ответную реакцию следует рассматривать не как следствие своей ошибки, а скорее как признак прогресса в работе. Консультанту не надо заглаживать отношения со злящимся клиентом. Наоборот, необходимо позволить ему выразить скрытые чувства. Не следует поощрять желание клиента немедленно подавить злость. Реальное консультирование может начаться лишь тогда, когда мы будем шаг за шагом связывать злость клиента с вызвавшими ее причинами и отыщем подоплеку специфичного стиля его отношений с другими людьми. [4, C. 330] В этом заключается шанс хоть немного освободить обсессивного клиента от бремени невыраженных эмоций.
4. Обсессивные личности на приёме
психологическое консультирование обсессивная личность
Эти люди стремятся быть «хорошими пациентами». Они серьёзны, сознательны, честны, мотивированы и способны к упорной работе. Тем не менее, они известны как трудные пациенты. Для них типично проявлять по отношению к консультанту сознательную уступчивость и бессознательное противодействие. Несмотря на свою готовность к сотрудничеству, в их словах содержится оттенок раздражительности и критичности. В ответ на комментарии консультанта об этом они обычно всё отрицают. В денежных вопросах обсессивные пациенты склонны вступать в споры - как я явным образом, так и более тонко - а также контролировать, критиковать и обижаться. [3, C. 299]
Они с нетерпением ждут, когда консультант закончит говорить, и прерывают его, не дождавшись конца фразы. На сознательном уровне они в высшей степени невинны, не подозревая о своей негативной настроенности. Сочетание сознательной покорности и мощного бессознательного стремления к саботажу может довести до бешенства. Когда обсессивно-компульсивные люди разрешают себе запрещённые прежде эмоции, их симптоматика идёт на убыль.
Консультанты часто бывают озадачены тем обстоятельством, что обсессивные люди стыдятся аффекта и сопротивляются признать его. Некоторые аналитики чувствуют перенос на соматическом уровне.
Консультант быстро устаёт от атмосферы завуалированного критиканства и беспрестанной интеллектуализации клиента. Для данной клинической группы типично контролировать и обдумывать инсайты, полученные в ходе терапии, потому что независимость от терапевта поддерживает в них самоуважение. [3, C. 302]
Есть нечто трогательное в их попытках быть «хорошими», несмотря на бессознательное обесценивание терапевта. Первым требованием в работе с обсессивным и компульсивным пациентами становится соблюдение обычной доброжелательности. Они, как правило, раздражают окружающих, не вполне понимая причины этого. В первую очередь требует интерпретации их уязвимость для стыда. Терапия продвигается быстрее, если отказаться давать советы, не торопить пациента и не критиковать его за склонность к изоляции аффекта, отмене или формированию реакции. [3, C. 304]
Борьба за власть между консультантом и обсессивным клиентом рождается из контртрансферентных импульсов.
В терапии важно создать для пациента эмоциональный комфорт. Некоторые клиенты не дают вставить слово до самого окончания сессии, других охватывает замешательство и испуг, когда приходит их очередь что-то сказать. Мы наносим вред терапии, сохраняя молчание с человеком, который переживает паузы как «давление» или чувствует себя покинутым, если к нему никто не обращается.
Обсессивные личности, склонные к реакциям ухода, используют настолько полную изоляцию, что могут казаться внешне тупыми. Порой они напоминают органических больных. Ригидность мышления и повторение действий типично для органических мозговых синдромов. Отличить органические нарушения от обсессивного характера просто: в данном случае отсутствует изоляция аффекта и отмена. Шизоиздные люди тоже практикуют «уход» от внешнего мира, но они склонны создавать яркие фантазии, а не «застревать».
Заключение
Психологическое консультирование -- один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии.
Помощь клиентам в освобождении от мифов и стереотипов -- очень важный аспект консультирования. Консультант должен быть подготовлен к консультированию клиентов всех возрастных групп.
В целом, в психологическом консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта).
Обсессия -- это постоянное повторение нежелательной, навязчивой мысли, от которой невозможно избавиться волевым усилием.
Люди обсессивной структуры характера были описаны как методичные, упрямые, скупые, упорные, дисциплинированные, перфекционисты, экономные, склонные к умствованию и резонёрству по незначительным поводам. Они в целом надёжны, на них можно положиться, они люди высоких стандартов и этических ценностей.
Обсессивные личности, склонные к реакциям ухода, используют настолько полную изоляцию, что могут казаться внешне тупыми. Отличить органические нарушения от обсессивного характера просто: в данном случае отсутствует изоляция аффекта и отмена.
При работе с обсессивными клиентами перед консультантом стоит двойная задача. Во-первых, он должен помочь клиенту выразить побуждения, от которых тот защищается. Во-вторых, сам консультант должен быть человеком, пригодным для экспериментирования, чтобы клиент мог потренироваться в завязывании свободных от субординации отношений.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования /Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №1, 2004. С. 7-31.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во Моск ун-та, 2008. 335 с.
3. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М: Независимая фирма «Класс», 2010. 480 с.
4. Петровский А.В. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов. М.: «Просвещение», 2006. 472 с.
5. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2010. 388 с.
6. Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА - М, 2009. 294 с.