Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером

Работа из раздела: «Психология»

Высшая Школа Психологии (Институт)

Кафедра общей психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером

Студента

Бредихиной Е.Н.

Научный руководитель:

К. псих. н.

Блинникова И.В.

Москва 2013

Введение

психологический восприятие время компьютер

Проблема субъективного восприятия времени разрабатывается с разных точек зрения многими науками, как естественными, так и гуманитарными. В психологии изучается не только само восприятия времени, но и влияние различных факторов на этот процесс.

Восприятие времени человеком разное у каждого индивида в отдельности и меняется в зависимости от большого числа факторов. В то время как биологический возраст человека показывает существенные различия в восприятии времени, другие факторы, и их невообразимое количество в повседневной жизни, также оказывают существенное влияние. Освещение, погода, скорость движения машин в потоке, темп музыки, общение с разными возрастными группами людей, чтение определенной прозы и поэзии, состояние организма - все это, наряду с другими факторами, влияет на восприятие времени.

В ходе различных исследований были найдены зависимости точности оценки времени от уровня интеллектуального развития испытуемых Цуканов Б. И. Качество “внутренних часов” и проблема интеллекта // Психологический журнал. - 1991. - т. 12, N3, c. 38 - 44. , от температуры тела испытуемого и окружающей среды Моисеева Н. И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы. Л., 1981. .

Немалый практический интерес представляют исследования по изучению влияния психоэмоционального напряжения на точность оценки времени Важнова Т. Н., Захарова Н. Н. Роль стимулов обратной связи в различении микроинтервалов времени у эмоционально возбудимых личностей // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 1990. - т. 40, N3, c. 581 - 584. . Также изучалось восприятие времени типами личности, отличающимися высокой степенью психо-эмоциональной напряжённости (возбудимых Констандов Э. А., Важнова Т. Н., Генкина О. А., Захарова Н. Н., Иващенко О. И. Латерализация восприятия коротких интервалов времени и корковая вызванная активность у человека // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 1984. - т. 34, N4, c. 627 - 634. , тревожных Забродин Ю. М., Бороздина А. В., Мусина И. А. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности // Вестник Московского университета, сер. 14, “Психология”, - М., 1983. - N4, c. 46 - 53. ).

Актуальность исследования проблемы обусловлена тем, что восприятие времени играет большую роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Научно-технический прогресс способствует появлению все новых видов профессиональной деятельности, в ходе которой факт точности восприятия времени особенно важен.

Сюда можно отнести, например, профессии оператора, работающего со сложными техническими устройствами и системами управления (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.). От точности и быстроты реакций такого специалиста зависит весь технологический процесс, зачастую даже жизни людей.

По мере совершенствования и увеличения числа инновационных технических средств увеличивается число людей, занятых в соответствующей профессиональной деятельности. Повышается уровень требований к психологическим характеристикам человека-оператора, в том числе и к точности ориентации во времени. Повсеместным внедрением компьютерных технологий, глобальной автоматизацией технологических процессов приводит к возрастанию разнообразия темповых режимов работ с жестко ограниченными по времени выполнения трудовыми задачами на фоне всеобщего ускорения ритма жизни. От того, сможет ли человек адаптироваться к современным технологическим требованиям, зависит качество труда, надежное функционирование технологических устройств и здоровье специалистов.

Разноплановость проведенных исследований не позволяет рассматривать особенности восприятия времени применительно к организации и функционированию целостной системы профессиональной деятельности. Это определяет актуальность проведения комплексных эмпирических исследований, направленных на изучение особенностей субъективного отражения времени непосредственно в процессе выполнения труда, а также факторов, влияющих на его динамику.

ГЛАВА I. Восприятие времени. Основные закономерности

Время, как объект познания является сложной и многогранной категорией. В большинстве своем восприятие времени изучается как внешний фактор или как одно из условий исследования. Однако в нашей жизни время является одним из векторов пространства, в котором мы существуем на протяжении всей нашей жизни. Для человека время - это одновременно ресурс и ограничение в деятельности. Оно является регулятором всей деятельности человека. Все механические, органические и психические процессы, пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель всегда ориентированы во времени.

Под восприятием времени принято понимать отражение длительности, скорости и последовательности явлений, отношения между которыми фиксируются при помощи таких понятий, как хронометрия - отсчет времени посредством использования подручных инструментов с равномерным движением частей; хронология - отражение времени в сопоставлении с общеизвестными событиями; хроногнозия - субъективное время каждого человека, зависящее от значимости и эмоциональной окрашенности события Мещеряков Б. [и др.] ; сост. и общ. ред. Мещерякова Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 684 с..

Для изучения восприятия времени учеными были выделены следующие аспекты восприятия:

1) восприятие длительности, подразумевающая собой оценку интервала времени между двумя событиями;

2) порядок (последовательность) - определение, какое событие произошло раньше, а какое позже;

3) проблема различения одновременности и последовательности или, иными словами, определение минимального интервала времени, по прошествии которого два различных события не будут восприниматься как одновременные.

Время, наряду с пространством, является ключевым понятием систематизации, структурирования. Они способствует упорядочиванию человеком окружающей действительности. Стоит отметить, что различными аспектами изучения времени давно занимаются психологи различных школ и направлений. Но, несмотря на это, время для данной науки пока еще является неизученным понятием, в связи с существующей проблемой - отсутствия методологического подхода к изучению предмета.

Основа этой проблемы - отсутствие систематичности в категориально-понятийном аппарате при исследовании времени в психологии. Научно-психологических разработок, в том числе, экспериментальных исследований по психологии времени по сей день опубликовано немного.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Необходимо отметить, что психические акты восприятия представляют собой бессознательные умозаключения, результаты которых принимаются как данность и не подлежат критике или оценке. Вследствие своей неосознанности от них невозможно избавиться по той причине, что человек просто не замечает их работы, не фиксирует сам процесс восприятия. Второй основной особенностью восприятия является концентрация внимания только на полезных ощущениях, необходимых для человеческого познания, соответственно, способность человека воспринимать не весь поток информации, а лишь отдельные его единицы.

Восприятие времени для человека осложнено еще и тем, что в организме нет специального анализатора - органа для восприятия времени. Поэтому в восприятии легко возникают различные ошибки и искажения.

Рассмотрим подробнее, в чаем заключаются выше перечисленные аспекты восприятия времени человеком.

1. Восприятие последовательности

Человек воспринимаем стимулы лишь с того момента, когда его рецепторных центрах коры головного мозга возникает возбуждение. Таким образом, можно допустить, что одновременным возбуждениям центров соответствуют одновременные восприятия, а с последовательными связано восприятие последовательности.

Восприятие последовательности событий также зависит не только от последовательности физических явлений, но и от самих условий процесса восприятия. Если интервал между двумя какими-либо событиями достаточно отчетливо выражен, то у человека не возникает трудностей с различением отдельных событий. В таком случае процесс восприятия переходит от восприятия последовательности к восприятию длительности интервала. Проблема последовательности приобретает смысл лишь на границе перехода от одновременности к последовательности.

На восприятие последовательности событий влияют следующие факторы:

-- перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности его к восприятию событий;

-- объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;

-- упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.

Например, экспериментальным путем установлено: если на нас одновременно воздействуют два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий по сравнению с другим, «неинтересным» стимулом Фресс П. , Пиаже Ж. Экспериментальная психология, т.VI. Восприятие. М.: Директ-Медиа, 2008. - 666 с.. Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в анализе временных интервалов, особенно тех которые произошли давно.

2. Восприятие и оценка длительности

Восприятие - это реакция на действующий стимул. Под восприятием длительности подразумевается, что человек может улавливать последовательные аспекты изменения. Если длительность короткая (не превышает 2 с), то воспринимается человеком, т.е. обеспечить соответствующую реакцию; если же она длинная - тогда мы можем лишь оценить ее.

Мы воспринимаем непрерывные изменения как движение, характеризующееся определенной скоростью, а быстрые прерывистые характеризуются своей периодичностью, частотой.

Аналогично можно воспринимать и отсутствие изменения. Оно будет ощущаться как длительность, разделяющая начало и конец двух изменений.

Если стимуляция непрерывна, говорят о заполненном времени, если же сигналы ограничивают лишь начало и конец интервала, то такой интервал принято называть незаполненным, оба эти выражения отражают природу физического изменения. В рамках восприятия начало и конец относятся к одному и тому же перцептивному акту. Во всех остальных случаях человек прибегает к оценке, используя для этого многочисленные экстероцептивные и интероцептивные ориентиры.

Получается, что воспринимаемая длительность определяется организацией последовательности стимулов. Там, где последовательность трудно поддается организации, восприятие длительности затруднено.

2.1 Методы изучения восприятия длительности

Два последовательных события разделены во времени некоторой длительностью. А она в свою очередь ограничена двумя какими-то событиями или же появлением, а затем прекращением действия стимулов. Значительное влияние на восприятие длительности какого-либо события во времени также может оказать степень занятости субъекта в данный временной интервал. Время, заполненное активной деятельностью, кажется протекающим намного быстрее, по сравнению со временем, не заполненным интересными делами, проведенным в ожидании неприятных событий, занятым малоинтересными, однообразными действиями. Особую роль в оценке времени играет мотивация. Время, насыщенное деятельностью, направленной на удовлетворение личностно значимых потребностей, воспринимается более коротким.

Также меняется восприятие продолжительности времени в зависимости от возраста. Это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей свыше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэтому в оценке времени разными возрастными группами могут выявиться сильные расхождения.

Существует несколько методов исследования оценки длительности временных интервалов человеком.

а) Абсолютные оценки заключаются в том, что человек просто оценивает длительность как большую или маленькую, то есть соотносит ее с субъективным эталоном привычной длительности данного действия.

б) Количественные оценки основываются на использовании общепринятых единиц времени.

Этот метод является наиболее распространённым, однако точность его оставляет желать лучшего.

Человек с трудом оперируем теми единицами измерения, для которых не может чувственных ориентиров. Индивидуальные оценки временных интервалов при этом методе очень разнятся.

в) Оценка по методу воспроизведения. В этом случае испытуемому предлагается воспроизвести

длительность, равноценную той, которая была предложена ему в качестве эталона. Преимуществом метода является то, что здесь не возникает необходимости соотнесения с абстрактными единицами, однако сфера его применения ограничена небольшими длительностями, обычно не превышающими нескольких минут.

г) Оценка по методу продуцирования. Испытуемому предлагается выполнить какое-либо задание в течение определенного времени.

При сравнении оценок времени звучания двух непрерывных слуховых стимулов длительностью 21 и 45 с, полученных тремя методами: методом оценки, воспроизведения и продуцирования, корреляции между результатами не превышала 0,37 и не являлась значительной. Фресс П. , Пиаже Ж. Экспериментальная психология, т.VI. Восприятие. М.: Директ-Медиа, 2008. - 666 с. Ниже показана вариабельность результатов.

Таблица 1

N = 22 респондента

Интериндивидцальная вариабельность

Интраиндивидуальная вариабельность

Оценка

у = 34,7%

у = 28,7%

Продуцирование

у = 23,3%

у = 20,9%

Воспроизведение

у = 13,5%

у = 18,8%

2.2 Восприятие длительности

При изучении восприятия длительности мы сталкиваемся с понятиями и проблемами, которые необходимо обозначить в рамках изучаемого предмета.

а) Порог длительности. Каким образом возможно определение порога и границ перехода длительности. Здесь возможны две ситуации:

1) Незаполненные интервалы времени. В этом случае под порогом длительности мы будем понимать переход от одновременности к последовательности двух стимулов. Этот порог равен 10 мс для тактильных и слуховых стимулов, 100 мс для зрительных стимулов и от 50 до 100 мс для двух разномодальных стимулов.

2) Заполненные интервалы времени. Здесь порог является переходом от одномоментной стимуляции к стимуляции длящейся. В этом случае граница перехода становится трудно определимой.

б) Качество воспринимаемых длительностей и нейтральный интервал. В диапазоне воспринимаемых длительностей существуют многочисленные зоны, хаpaктepизующиеся качественно различными восприятиями. Соотнося данные различных исследований, можно выделить три зоны:

1) Короткие интервалы, не превышающие 0,5 с. При таких интервалах воспринимаются скорее границы серии последовательных событий, а не сам по себе интервал.

2) Нейтральные интервалы, то есть ни короткие, ни длинные, величина которых приблизительно 0,5-1 с. В этом случае границы и интервал образуют единство.

3) Длинные интервалы от 1 до 2 с, когда преобладающим является восприятие интервала и когда необходимо некоторое усилие, чтобы объединить две границы здесь и сейчас.

Эти три зоны были определены эмпирически, и достоверность результатов подтверждается тем, что различные исследователи пришли к одинаковым выводам.

в) Воспринимаемые длительности и физические изменения. Любая длительность - это всегда длительность стимуляций. Возникает вопрос, каким образом особенности стимула влияют на восприятие длительности?

Возникающая в этом случае проблема - это проблема влияния границ стимула на восприятие. Зависит ли восприятие интервалов между стимулами от характера и длительности самих стимулов? В этом случае необходимо учитывать некоторые достоверно установленные в ходе различных исследований факты:

Восприятие незаполненных интервалов времени:

ѕ При одинаковых длительностях интервал, ограниченный зрительными стимулами, кажется более длинным, чем интервал, ограниченный тактильными или слуховыми стимулами. Этот факт объясняется собственной длительностью сенсорного процесса.

ѕ При маленьких длительностях (в области слухового восприятия) интервал кажется более коротким, если первый стимул сильный. И наоборот, он кажется более длинным, если второй стимул сильнее первого. Это объяснятся тем, что при одинаковой длительности более громкий звук кажется и более длительным. Интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками. С другой стороны, чем больше различие в высоте звуков, ограничивающих интервал, тем более продолжительным кажется последний.

Восприятие заполненных интервалов:

ѕ Заполненные интервалы, как правило, не воспринимаются ни более длинными, как считал, ни более короткими.

ѕ Интервалы, разделённые включенными в них дискретными стимулами, кажутся испытуемым более длинными, чем равные им незаполненные интервалы.

ѕ При равенстве длительностей зрительные стимулы кажутся более длинными, чем слуховые.

ѕ Более громкий звук кажется более длительным, чем менее громкий.

ѕ Высокий звук кажется более длительным, чем низкий.

2.3 Оценка длительности

Переживаемая длительность - это всегда длительность воспринимаемых изменений.

В этой связи были изучены три фактора: характер ситуации, мотивация и биологическое состояние.

1. Характер ситуации. Во всякой ситуации следует различать две стороны: окружающая среда и выполняемая задача.

а) Влияние окружающей среды. Влияние среды может быть изучено лишь в связи с характером выполняемой задачи. Можно сказать, что тишина в сравнении с шумом вызывает переоценку длительности, в то время как свет или темнота не оказывают никакого воздействия.

б) Влияние задачи. Известно, что в зависимости от того, какую деятельность мы выполняем, время нам кажется короче или длиннее. При прочих равных условиях чем выше уровень активности, тем короче кажется длительность. Длительности кажутся субъекту тем меньше, чем сложнее и увлекательнее выполняемая им деятельность.

2. Влияние мотивации. Повседневный опыт свидетельствует о том, что скука или интерес в немалой степени определяют наши оценки длительности. Мы осознаем длительность (так же как и пространство) лишь тогда, когда существует временнуй интервал между моментом пробуждения потребности и моментом ее удовлетворения, то есть когда время воспринимается нами как препятствие. В противном случае мы не обращаем внимания на временные характеристики переживаемых нами изменений. Отсюда следует основной закон, сформулированный Вундтом (1886), а затем Катцем (1906): «Всякий раз, когда мы обращаем наше внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Этот закон основывается на том факте, что человек всегда знает о течении времени. Однако, в зависимости от того, осознается длительность или нет, его представление о нем имеет коренные отличия.

3. Влияние возраста. Очень маленький ребенок чувствителен к длительности, когда она воспринимается как препятствие на пути к удовлетворению его желаний, однако способен ли он оценить ее? Очевидно, оценки в единицах времени для ребенка еще труднее, чем для взрослого. И лишь к 9-10 годам он становится способным на такие оценки, которым, однако, недостает еще точности. Так, оценки 20-секундного интервала варьирую от 30 с до 5 мин (Фресс, 1948). И поэтому наиболее достоверные результаты могут быть получены лишь методами воспроизведения и сравнения. Фресс П. , Пиаже Ж. Экспериментальная психология, т.VI. Восприятие. М.: Директ-Медиа, 2008. - 666 с.

Полученные данные позволяют прийти к следующим заключениям:

1) Восприятие длительности ребенком во многом аналогично восприятию длительности взрослым. Оно отличается лишь большей вариабельностью.

2) Оценка более продолжительных длительностей гораздо менее точна и порождает систематические ошибки. Фресс (1948), используя метод воспроизведения, получил следующие результаты для 6-летних детей:

Таблица 2

Длительность, с

Оценка длительности, с

Заполненная длительность

20

22,2 ± 19,0

Незаполненная длительность

20

11,2 ± 10,6

Эти усредненные результаты свидетельствуют о том, что незаполненные промежутки времени недооцениваются, а заполненные - переоцениваются. Величина этой переоценки уменьшается с возрастом.

4. Действие фармакологических средств. Уже давно люди заметили, что под влиянием некоторых лекарственных веществ возникает впечатление ускоренного или замедленного течения времени. Экспериментальные исследования позволили уточнить некоторые аспекты этой проблемы, однако данные во многом противоречивы. Причины могут заключаться в следующем:

ѕ одни и те же вещества оказывают различное действие на людей с разными темпераментами, и в каждом конкретном случае это действие зависит от принимаемой дозы;

ѕ в эксперименте применение этих препаратов допустимо лишь в малых дозах, что диктуется морально-этическими соображениями и необходимостью обеспечить сотрудничество испытуемого. В этих условиях эксперименты, чтобы быть доказательными, должны проводиться на большом числе испытуемых.

2.4 Ориентировка во времени

Еще одной характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, устанавливая, в сбою очередь, для этого объективный порядок необратимой последовательности событий. Причем этот порядок мы устанавливаем на основе причинных зависимостей следования одних событий за другими.

Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего событий мы с вами пользуемся временной локализаций, т. е. мы знаем, что такое-то событие должно произойти в данное время. Локализация времени возможна потому, что мы с вами пользуемся определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чередуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по количеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Поскольку время -- направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироваться во времени.

Установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих. Знание того, что такое день как временной интервал, включает в себя знание того, что день - это такая-то часть столетия, года, месяца и так далее, что в дне столько-то часов, минут.

Актуальность исследования проблемы обусловлена еще и тем, что восприятие времени играет важную роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Существует целый ряд профессий, в которых точность восприятия времени особенно важна, например, профессии оператора, управляющего сложным техническим устройством (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.), от точности и быстроты реакций которого нередко зависит жизнь людей. С увеличением числа технических средств в мире увеличивается и риск техногенных катастроф, решающим фактором в которых оказывается человеческий. Повышается и уровень ответственности за каждое принятое решение, и не каждый человек по своим личностным характеристикам способен справиться с новыми требованиями, выполнять необходимые действия безошибочно.

ГЛАВА II. Связь восприятия времени с различными видами деятельности человека

1. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности

Деятельность человека всегда является взаимодействием физической и психической активности. Связь между ними и их соотношение могут быть различными и определяются социальными условиями, целью и предметом соответствующей деятельности.

Авторы, занимающиеся проблемами психологии трудовой деятельности, показали, что ее успешность, возможности оптимизации напрямую зависят от степени овладения операциональной стороной конкретного вида деятельности, а также от организации перцептивных действий субъекта (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков).

Овладение профессиональными навыками заключается в отработке определенного способа действия, при котором необходимый результат достигается в минимальный отрезок времени.

Точность анализа времени, в частности быстроты, является следствием влияния трудовой деятельности на сенсорную сферу человека.

Б.А. Федоришин отмечает, что чем выше уровень мастерства специалиста, тем выше и степень овладения им временной структурой операции. А временная структура производственной операции является своеобразным индикатором квалификации рабочего Федоришин Б.А. Проблемы восприятия пространства и времени. Структура производственной операции и ритм труда на конвейере. Л.: Наука, 1961..

Для профессиональной деятельности важную роль играет умение точно распределять свои действия во времени, хорошо ориентироваться в нем и достаточно точно дифференцировать, воспринимать и оценивать временные характеристики сигналов.

Анализ профессиональной деятельности специалистов операторского профиля свидетельствует, что запоздавшие или опережающие их действия в момент работы приводят к ошибкам, а в ряде случаев и к возникновению аварийных ситуаций Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983. - 239 с..

Нехватка времени на выполнение трудовых операций становится характерной особенностью многих видов профессиональной деятельности. Жесткие временные параметры особенно типичны для деятельности специалиста многих автоматизированных систем управления - водителей, летчиков, операторов сложных производственных установок.

Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что в процессе профессиональной деятельности происходят изменения во всей структуре личности, в ходе которых затрагивается сенсорная, эмоциональная, мотивационная и волевая сферы человека. Формируются те личностные качества, которые находят реализацию в данном виде трудовой деятельности и обеспечивают ее высокую эффективность Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда. Психологическая наука в СССР. М., 1960, т.2..

В условиях трудовой деятельности, имеющей четко выраженную временную организацию, восприятие времени - длительности, последовательности и быстроты - становится важной предпосылкой успешности выполнения деятельности.

В исследованиях Д.Г. Элькина было показано, что специально организованные упражнения, включенные в занятия школьников - фотографов-любителей, существенно повышает точность отмеривания интервалов такой длительности, которая имеет значение для результатов их деятельности - качества снимка, определяемого величиной экспозиции, задаваемой фотографом Элькин Д.Г. Роль мотивации в формировании навыка. Одесса, 1941, т.7..

В исследованиях Л. Д. Драголи было установлено, что специальные тренировки, организованные с учащимися-спортсменами школьного возраста, способствуют развитию «чувства времени» Драголи Л.Д. Временные категории речи и дифференциация времени. Л.: Наука, 1969, с. 97-98..

Ряд исследователей подтверждают роль спортивной деятельности в формировании 'чувства времени' (В.Д. Палыга, С.Г. Москвичев, Е.Н. Сурков). Отмечено положительное влияние специальных упражнений на точность восприятия временных промежутков, относимых к диапазону микро-интервалов Геллерштейн С.Г. Психологические особенности скоростных действий и пути овладения ими. М., 1957, с. 45-47..

Для развития музыкальных способностей очень важным является четкое отражение временных параметров, составляющих структурно-динамическую сторону музыкального произведения (темпа, ритма) Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. - 536 с..

Таким образом, учебная деятельность, выступающая как определяющее условие становления психической деятельности личности, создает необходимые предпосылки для повышения ее адекватности, а, следовательно, и точности восприятия быстроты, длительности, последовательности, включенных в нее раздражений, что, в свою очередь, становится условием повышения эффективности деятельности.

Профессиональная деятельность обеспечивает не только общее сенсорно-двигательное развитие, но и обусловливает развитие всех познавательных процессов, что подтверждают исследования советских психологов (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов).

2. Влияние мотивации на точность воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности

Мотивационная сфера является сложным регулятором человеческой деятельности.

Одним из важнейших аспектов регуляции деятельности является временной аспект - регуляция движений, действий, операций в их длительности, быстроте, последовательности, ритме. Он представляет собою регуляцию таких параметров действий, как их быстрота, длительность, последовательность, ритмические особенности.

Различные исследования показали, что особенности восприятия и переживания зависят от характера и содержания деятельности, выполняемой субъектом Чуприкова Н.И., Митина Л.М. Теоретические, методические и прикладные аспекты проблемы восприятия времени. /Вопросы психологии./ 1979, № 3, с. 16-23..

Анализ временного поведения как способов адаптации человека к условиям существования во времени дан французским психологом П. Фрессом Фресс П. , Пиаже Ж. Экспериментальная психология. VI. Восприятие. М.: Директ-Медиа, 2008. - 666 с..

Понятие времени, по Фрессу, есть построение человеческого ума, с необходимостью возникающее как высшая форма приспособления к одному из аспектов чувственного опыта. П. Фресс выделяет три основные формы реакции, которые соответствуют трем уровням приспособления ко времени:

1) приспособление к изменениям или ко времени;

2) восприятие изменений;

3) овладение временем.

Биологический уровень приспособления ко времени - это следствие периодических изменений в окружающей среде. Впоследствии эта деятельность становится индикатором временных изменений. Этот способ позволяет животным приспосабливаться к промежуткам времени. У человека оценка длительности на таком уровне тоже играет определенную роль, но качественно отличается в том отношении, что опосредуется сознательной оценкой длительности.

В решении проблемы регуляции деятельности в широком аспекте должны анализироваться временные параметры задач и заданий в типичных ситуациях в конкретных видах деятельности.

Мотивы как важнейшее личностное образование, должны включаться как регулирующий компонент в структуру деятельности субъекта, в процессы отражения времени, выступающего как существенное условие успешности профессиональной, спортивной, музыкальной деятельности.

Полученные в различных исследованиях данные свидетельствуют о том, что фактор мотивации существенно повышает адекватность воспроизведения быстроты как важнейшего условия и результата профессиональной деятельности субъекта Будиянский Н. Ф. Влияние фактора мотивации на восприятие времени в деятельности. /дис. канд. психол. наук. / -- Одесса, 1984..

Экспериментально показана возможность оптимизации трудовой деятельности, трудового обучения за счет включения фактора мотивации, с помощью которого удается обеспечить более высокую точность перцептивных действий.

2.1 Мотивация и воспроизведение длительности в музыкальной и спортивной деятельности

Мотивация выступает не только в качестве предпосылки успешности учебной деятельности, но и является ее результатом; полноценное формирование учебной деятельности ведет к качественным изменениям и в мотивационной сфере.

Другими словами, в зависимости от того, какой мотив выступает ведущим, на какую цель направляется действие, выделяются те или другие элементы и их отношения как условие, необходимое для достижения данной цели.

Таким образом, мотив выступает как известный психологический эквивалент уровня активности, и поэтому включение фактора мотивации в качестве дополнительного стимула в конкретную деятельность субъекта обеспечивает повышение ее эффективности.

2.2 Влияние различных смыслообразующих мотивов на точность оценки длительности

Важнейшим условием, необходимым для организации формирующей деятельности, является переход поставленных целей в мотивы, которые побуждают эту деятельность.

Следовательно, личность выполняет определенную деятельность с разной степенью активности в зависимости от того, какой смысл приобретают для нее общественные или личные ценности, ставшие побудителями деятельности. В зависимости от содержания, силы и значимости мотивов для субъекта, его деятельность приобретает определенную меру значимости Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка. М.: Педагогика, 1972, с. 7-45..

В исследованиях отечественных психологов установлено, что важнейшим результатом становления личности в онтогенезе в процессе воспитания и обучения является формирование системы мотивов, которые обладают иерархической структурой Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1968, с. 111-125..

Исходя из исследований Будиянского Н.Ф. можно сделать вывод, что включение фактора мотивации в процесс выполнения определенной деятельности не всегда улучшает качество ее выполнения Будиянский Н. Ф. Влияние фактора мотивации на восприятие времени в деятельности. /дис. канд. психол. наук./ -- Одесса, 1984.. Данная особенность находится в определенной зависимости от такого функционального уровня деятельности, как уровень притязаний. Данные исследования полностью совпадают с выводами авторов, которые показали, что повышение активности не всегда является предпосылкой повышения эффективности психической деятельности Фресс П. Экспериментальная психология. Вып. V. Эмоции, М.: Прогресс, 1975, с. 111-195..

Различные смыслообразующие мотивы по-разному определяют адекватность оценки времени субъектом. Смыслообразующие мотивы, опосредованные общественно значимой целью и включенные в процесс восприятия и отражения длительности, существенно повышают точность восприятия времени.

Мотивы личной направленности не обеспечивают достаточной адекватности восприятия времени.

Однако, кроме смыслообразующих мотивов, важную роль в точности оценки длительности играют и личностные особенности воспринимающего, в частности уровень притязаний личности. Последний выступает важным фактором, повышающим или снижающим точность восприятия времени.

ГЛАВА III. Исследование психологических аспектов деятельности при работе за персональным компьютером

Необходимо дать определение понятию деятельности пользователя персонального компьютера Теоретические и практические основы человеко-компьютерного взаимодействия: базовые понятия человеко-компьютерных систем в информатике и информационной безопасности: Монография. /Ред. А. П. Фисун./ Орел: ОГУ, 2004. -- 169 с. (далее ПК). Она представляет собой реализацию личностных свойств человека, которые имеют определенную структуру, рассматриваемую в теориях личности. Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояния человека. Процесс деятельности регулируется не только внутренними, но и внешними факторами, к которым относятся взаимодействующий субъект (или коллектив) и сам предмет деятельности. В более формализованном виде деятельность можно представить как динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.

Работающий человек имеет цель, т.е. субъективную модель состояния предмета деятельности, в которую необходимо перевести этот предмет или объект из исходного состояния посредством информационных и энергетических воздействий. Эти воздействия пользователь осуществляет через промежуточное устройство - компьютер. При этом человек воспринимает информацию о предмете деятельности через сигналы от компьютера и среды. Цель деятельности у пользователя формируется на основе мотивов, потребностей, установок (своих или получаемых извне).

Воспринимаемая и извлекаемая из памяти информация преобразуется по одному из тех типов переработка информации человеком: прямого замыкания (прямая, закрепленная ассоциативная связь, автоматизированное действие), репродуктивного мышления (принятие решения путем пошагового преобразования информации по известным правилам), продуктивного (или творческого) мышления. С помощью этих преобразований формируется прогнозируемый результат воздействия и программа (план, стратегия) действий для его достижения.

Информационная среда играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека. Поведение человека в данной среде не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В 'киберпространстве' как элементе информационной среды осуществляется целый набор человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Специфические особенности протекания деятельности при работе за ПК, как в элементе информационной среды являются предметом все расширяющегося фронта исследований различных специалистов, в том числе психологов.

В эмпирических исследованиях деятельности пользователей в интернет - среде определенную трудность представляет отделение психологических факторов от непсихологических - данная проблема может быть названа 'психологической экологией', если воспользоваться термином К. Левина. Исследовательская деятельность в данной области носит не только междисциплинарный, но и комплексный характер, не будучи привязанной к конкретному разделу психологической науки: психология компьютерной деятельности и интернета изучается с позиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психологии половых различий, психологии труда и др.

Отечественные исследования деятельности человека в интернет - среде пока что довольно немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать с зарубежными исследованиями.

С самого начала проводимые отечественными специалистами исследования базировались на предложенной Л.С. Выготским теории развития высших психических функций. Интернет и компьютерная среда при этом понимаются как сложные семиотические системы, как высокоразвитые универсальные психологические орудия, опосредствующие разнообразные виды деятельности.

В то же время эмпирическая работа в области психологии Интернета, как и в области предложенной ранее О.К. Тихомировым психологии компьютеризации, способствует формулированию некоторых теоретических обобщений о качественном развитии психических процессов, преобразовании деятельности и личности человека в условиях применения им современных информационных технологий, конкретных психологических механизмах развития и трансформации личности Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. Учеб. пособие для слушателей ФПК. М.: Изд-во МГУ, 1986. 204с..

Задолго до появления Интернета и массового доступа к глобальным компьютерным сетям на факультете психологии МГУ были проведены отдельные исследования, опирающиеся на анализ деятельности пользователей локальных компьютерных сетей (Тихомиров и др., 1986) или на эпизодические наблюдения деятельности экспертов, участвовавших в международной компьютерной телеконференции (Войскунский, 1987). На основе этих ранних работ в дальнейшем был осуществлен ряд исследований в области психологии Интернета Арестова О. Н., Бабанин Л. Н, Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. /Вестник Московск. ун-та./ Серия 14. Психология. - № 4. 1996.. В те же годы был развернут международный исследовательский проект VELHAM (Велихов-Хамбург), посвященный изучению специфики психического развития в условиях применения ПК и компьютерных сетей. С американской стороны проект курировал М. Коул (Калифорнийский университет в Сан Диего), а с российской - А.В. Беляева (Институт психологии РАН). Результаты деятельности международного коллектива неоднократно публиковались Беляева А. В., Коул М. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития. /Психологический журнал. /- Т. 12. - № 2., 1991.

В различных публикациях посвященных интернету и компьютерной деятельности описывается некая 'социальная виртуальная реальность', простирающаяся, по выражению М. Коула (1997), в 'пятом измерении' и разделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная текстами (от энциклопедий и архивов до частных записок и песенок), вербальными, визуальными образами.

Исследование психологии Интернета - относительно новая область знания, в которой к настоящему времени заняты сравнительно немногие психологи. Значительно более развиты исследования опосредствованной Интернетом деятельности в других гуманитарных науках - социологии, этнографии, исследовании коммуникативных процессов и др. В такого рода исследованиях нередко затрагиваются и собственно психологические проблемы. Исследования структурированы и протекают в рамках нескольких направлений.

Так, наиболее традиционными и устоявшимися являются проблемные области, известные как CMC, или «опосредствованное компьютером общение» (computer - mediated communication), и как CSCW, или «совместная работа при поддержке компьютера» (computer supported collaborative work). Довольно значительный объем исследований, проводится в рамках направления, известного под наименованием Human-Computer Interaction (HCI) - «взаимодействие человека с компьютером». Термин online research - «онлайновые исследования» - пока что наиболее прижился в Германии. В связи с тем, что человек - компьютерное взаимодействие изучается как с человеческой стороны, так и с компьютерной, то знания, полученные в ходе исследования, опираются как на человеческий фактор, так и на компьютерный. С компьютерной стороны важны технологии компьютерной графики, операционных систем, языков программирования и среды разработки. С человеческой стороны, теория коммуникации, графическое и производственное проектирование, лингвистика, социология, когнитивная психология и такие человеческие факторы как удовлетворение пользователей. Также имеет значение инженерия и проектирование.

В России то исследовательская активность в области психологии компьютеризации еще не набрала темп. Отдельные работы, выполненные по большей части энтузиастами, не складываются в полноценные исследовательские программы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемые конференции, специально посвященные психологии Интернета - правда, для такого рода сообщений находится место на непсихологических семинарах и конференциях.

Немало исследовательских тем и направлений исследования представляются перспективными. Например, в чем привлекательность работы с ПК у детей и подростков? Какова психологическая специфика опосредствованной ПК коммуникативной, игровой и познавательной деятельности? Специалистами по психологии чтения и понимания практически обойден вопрос о том, какие психологические механизмы обеспечивают быстрый просмотр объемных текстовых структур, каким образом при этом осуществляется селекция, как отбираются полезные, значимые элементы и как принимается решение о переходе к просмотру следующего элемента.

ГЛАВА IV. Влияние личностных характеристик индивида на восприятие времени

1. Индивидуальные особенности восприятия времени

1) Психологическое время значимо отличается от объективного, хронологического. Оно может быть плавно текущим или скачкообразным, сжатым или растянутым, пустым или насыщенным.

2) Х. Эренвальд, показал, что одни испытуемые обнаруживают стойкую тенденцию недооценивать временные интервалы (тахихронический тип), а другие - переоценивать время (брадихронический тип).

3) На разных этапах онтогенетического развития люди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему: молодым свойственна направленность в будущее, в пожилом возрасте более значимым становится прошлое.

4) Половые отличия восприятия: мужчины склонны к большей актуализации будущего, а женщины - к актуализации прошлого, которое психологически для них является более значимым.

5) Ананьев Б.Г. разработал понятие возраста, как основной единицы периодизации жизненного пути личности, и показал, что фазы жизненного пути, датируемые историческими событиями, накладываются на возрастные стадии онтогенеза. Существует три типа людей, которые могут быть ориентированы в большей степени в прошлое, настоящее или будущее.

6) Индивидам с социально-неадаптивными формами поведения присуща аморфность временной перспективы, большая обращенность в прошлое, центрированность на настоящем и меньшая направленность в будущее по сравнению со своими сверстниками.

7) Сокращение временной перспективы, ограничение ее настоящим моментом обнаруживается и у лиц в ситуациях хронического стресса, вызванного тяжелыми соматическими заболеваниями.

2. Влияние эмоций на отражение временных отношений

Экспериментальными исследованиями установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т.е. субъективное течение времени убыстряется. При отрицательных эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т.е. наблюдается субъективное замедление течения времени. В качестве примера можно привести случай, описанный Б. С. Алякринским Алякринский Б.С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе. Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1983. - Т.46. - С. 238..

«Во время полета по маршруту загорелся самолет. В составе экипажа находились, кроме пилота, еще два человека. Исход создавшейся ситуации: летчик катапультировался, остальные члены экипажа погибли, хотя в их распоряжении также были катапультные установки. При расследовании катастрофы выяснилось, что пилот (командир корабля) перед катапультированием подал сигнал оставить самолет, однако, по его заявлению, не получил ответа, хотя ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между моментом команды и моментом катапультирования составлял лишь несколько секунд.» Переоценка длительности временного интервала здесь совершенно очевидна. Доли секунды субъективно были восприняты как минуты, что и явилось причиной гибели двух других членов экипажа.

М. Ф. Пономарев провел исследование дальности открытия огня при воздушной стрельбе по наземным целям курсантами одного из авиационных училищ Теплов Б.М., Соколов М.В., Пономарев М.Ф. Экспериментальное исследование некоторых двигательных реакций в связи с восприятием времени. /Вопросы психологии : шестой год издания / - 1960. - №3 май - июнь 1960. - 79-89 с. . 44% курсантов начинали стрелять преждевременно. Выдвинуто предположение, что преждевременное открытие огня связано с излишней перестраховкой, с боязнью «не успеть» в выполнении задания (в особенности при первых полетах на стрельбу по быстро приближающейся цели). В основе здесь лежит преобладание тормозного процесса в коре полушарий головного мозга над возбудительным. Этот последний вывод Пономарев подтвердил специальными экспериментами. Испытуемые должны были останавливать секундомер на определенном делении (реакция на движущийся объект). После проведения тренировок участникам опыта в одной серии экспериментов давался бром, усиливающий тормозной процесс, а в другой -- кофеин, усиливающий возбудительный процесс. Оказалось, что в первом случае у испытуемых преобладали преждевременные реакции на движущийся объект, а во втором -- запаздывающие. Таким образом, преждевременность, т.е. переоценка временных отрезков при эмоциональном напряжении, сопровождающемся чувством боязни или страха, имеет своей причиной нарушение баланса нервных процессов в пользу торможения. Этот тезис соответствует взглядам И. П. Павлова, который писал: «То, что психологически называется страхом, трусостью, боязливостью, имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий, представляет различные степени пассивно-оборонительного рефлекса» Павлов И. П. Полное собрание сочинений. т. IV, с. 432. .

Возбуждение вызывает запаздывание в действиях, а торможение -- преждевременные реакции. Торможение всегда проявляется в прекращении, ограничении, уменьшении деятельности. Кроме того, с психологической точки зрения возможно, что определенное (возбужденное или заторможенное) состояние коры головного мозга ведет к соответствующему восприятию действительности, а это последнее, в свою очередь, обусловливает тенденцию к запаздывающему или преждевременному реагированию.

Таким образом, связь преждевременного реагирования с торможением от любых вызывающих его агентов, в том числе и отрицательных эмоций, и запаздывающего реагирования с возбуждением (также от любых причин) осуществляется через субъективную замедленность или убыстренность течения времени в сознании. Если какой-то временной промежуток кажется человеку, допустим, более коротким, чем есть на самом деле, то, воспроизводя этот промежуток, он воссоздает фактически более длинный временной интервал.

Особый интерес для исследования представляют типы личности, главной особенностью которых являются эндогенные аффективные колебания (гипертимический, гипотимический и циклоидный типы), поскольку настроение является фактором, значительно изменяющим восприятие времени человека. Из бытовых наблюдений известно, что скорость течения событий воспринимается по-разному в радости и в печали.

Долгое время изучение влияния настроения на восприятие времени носило чисто эмпирический характер: авторы, основываясь на наблюдениях и личном жизненном опыте, делали выводы о том, как “течёт” время, если у человека хорошее или плохое настроение. Позднее исследования стали носить количественный характер. Известно несколько работ, анализирующих влияние эмоций на восприятие времени психически здоровых людей Элькин Д. Г. Восприятие времени. М.: АПН, 1962. .

Наиболее яркие изменения восприятия времени наблюдаются при аффективной патологии. Из клинической практики известно, что больные аффективными расстройствами нередко отмечают изменения собственного чувства времени. Именно поэтому немалое внимание проблеме восприятия времени было уделено в рамках изучения аффективных расстройств Беленькая Л. Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях. Исследования по психологии восприятия. - М. - Л., 1948. - с. 342 - 358. .

Интересны клинические наблюдения за больными с маниакально-депрессивным психозом. Таким больным в маниакальном состоянии, когда преобладает возбудительный процесс, кажется, будто время течет чрезвычайно быстро. «Я не успеваю встать, как снова ложусь, -- жаловалась одна пациентка. -- Когда я сажусь за стол, я думаю, что уже конец обеда и нужно вставать. Я иногда удивляюсь, неужели за две-три минуты я успела пообедать. Я часто отказываюсь верить, когда мне говорят, что прошло несколько часов. Неужели время может так быстро идти? Почему это так? Почему оно течет не так, как мне кажется?» В депрессивном состоянии, когда превалируют тормозные процессы, наблюдается обратная картина. Больная после периода депрессии, тянувшегося около трех месяцев, рассказывает: «Будто мертво все. Замер весь мир. Тоска. Люди движутся чересчур медленно. Все уплывает куда-то. Время остановилось. Оно текло и замерло. Я умерла или никогда не умру. Я знаю, что стрелка движется на ваших часах, но это лишь одна видимость движения… Вы приходите ко мне из другого времени».

Сравнительно много исследований проводилось по влиянию на восприятие времени экзаменационного стресса у студентов. В ходе исследований была установлена общая тенденция к переоценке оцениваемых интервалов. Существует и другие типы исследований, в которых испытуемые выступают в качестве наблюдателей эмоциогенных событий и позднее оценивающих их продолжительность. Так Дж. Маршалл (1966) просил испытуемых просмотреть фильм длительностью 42 с, в котором человек трясет коляску и убегает, когда женщина приближается к нему. Спустя неделю испытуемые в среднем оценивали продолжительность эпизода в 90 с. В аналогичной работе испытуемым демонстрировали видеофильм с инсценированным нападением хулиганов на университетский кампус длительность 34 с. Субъективная оценка составила в среднем 81 с, т. е. переоценка длительности была в 2,5 раза. Отметим также исследование Элизабет Лофтус с коллегами (1987): в 3 экспериментах 469 испытуемых наблюдали 30-секундную видеозапись грабежа банка и через 2 сут. оценивали ее длительность. Установлены 4-5-кратные переоценки, причем женщины переоценивали в большей степени, чем мужчины. Эффект пола, вероятно, связан с разными уровнями стресса активации, возникающего в результате просмотра фильма у представителей разного пола. Важный факт состоял в том, что более стрессогенная версия фильма вызывала и более сильную переоценку времени.

Довольно редко встречаются исследования, в которых изучаются переживания времени в реальных жизненных условиях с высоким уровнем стресса. В одном из недавних исследований сравнивалось восприятие времени у парашютистов и сноубордистов Мещеряков Б.Г., Гаврилина А.В. Восприятие времени, деятельность и стресс. Векторы развития современной России: Материалы пятой международной научно-практической конференции. М., 2006, с. 114-117.. Результаты показывают, что сама по себе величина стресса не имеет однозначной связи с величиной и даже знаком ошибки: для парашютистов типичны переоценки времени полета, для сноубордистов - значительная недооценка времени спуска со склона горы. Эти факты интерпретируются на основе субъективных отчетов спортсменов, указывающих на более выраженные негативные эмоции тревоги у парашютистов и более позитивные эмоции радости, эйфории у сноубордистов.

3. Восприятие времени при «сенсорном голоде»

На Земле перед взором человека, как правило, одна за другой проходят разнообразные картины природы и творений рук людских. На органы слуха постоянно действуют всевозможные звуки, которые создают звуковой фон. Рецепторы кожи ощущают изменения температуры и движение воздуха. Информация обо всех подобных влияниях окружающей среды, трансформируясь в нервные импульсы, поступает в мозг. Но осознается она далеко не в полном объеме. И в этом, вообще говоря, нет беды. Больше того, неосознанные раздражители весьма необходимы для нормального функционирования мозга. Они служат источником для импульсации подкорковых образований, которые обеспечивают наилучшее восприятие окружающей человека действительности, снабжая работающие участки коры больших полушарий нужным количеством энергии.

При отсутствии хотя бы минимума раздражителей могут развиваться различные нарушения функционирования мозга. Например, известный русский терапевт С. П. Боткин еще в прошлом столетии описал больную, которая была лишена всех видов чувствительности, за исключением кожной, и то лишь на одной руке. Обычно эта пациентка находилась в состоявши сна и пробуждалась лишь при прикосновении к руке, сохранившей чувствительность. И. П. Павлов наблюдал больного, у которого в результате травмы из всех органов чувств остались только один глаз и одно ухо. Достаточно ему было закрыть глаз и заткнуть ухо, как он моментально погружался в глубокий сон.

В одной серии опытов зарубежные последователи помещали испытуемых в особых боксах на удобных кушетках, на глаза им надевали очки, рассеивающие свет, на уши -- аудифоны, не позволяющие слышать даже собственную речь, на конечности -- футляры, исключающие осязательные восприятия. Прием пищи и физиологические отправления осуществлялись участниками экспериментов по потребности. В другой серии резвое ограничение притока внешних раздражений достигалось погружением испытуемых в специальном снаряжении в резервуар с водой. При этом создавалась возможность изоляции не только от источников света и звука, но также и от притока привычной информации, связанной с опорой о поверхность земли, плоскость кушетки и с тактильными ощущениями.

В результате подобных экспериментов выяснилось, что реакции испытуемых в основном выражаются в появлении как бы чувства «голода» по внешним впечатлениям. Это приводимо в ряде случаев к двигательному беспокойству. Испытуемые в течение первых нескольких часов переживали события текущего дня, думали о себе или близких. Затем они начинали испытывать более или менее выраженное ощущение «удовольствия» от эксперимента, которое очень скоро сменялось быстро усиливающейся потребностью в раздражениях извне. Для удовлетворения этого желания некоторые испытуемые колотили по стенкам бокса, подергивали мышцами (в воде), делали плавательные движения, ударяли одним пальцем о другой. Если же им удавалось подавить потребность в раздражениях и остаться в спокойном состоянии, наступало как бы внутреннее сосредоточение. При этом у испытуемых нарушалось чувство времени. Их тяготило отсутствие отчетливого представления о том, спят они или бодрствуют. Затем наступал период фантазирования и развития галлюцинаторных явлений. Большинство обследуемых отказывалось от продолжения эксперимента через 24-72 часа.

Наряду с широким кругом исследований работоспособности, физиологических и психических функций испытуемых нами в условиях сурдокамеры были проведены эксперименты по воспроизведению заданных временных интервалов. Комплекс проб на время осуществлялся в строго определенной последовательности: трехкратная 20-секундная проба (начало и конец отсчета -- сжатие руки с регистрацией миограммы), трехкратная 20-секундная проба с параллельным выполнением арифметических действий и трехкратная 20-секундная проба в процессе профессиональной работы на тренажере по управлению космическим кораблем. Перед этим в течение длительного срока (до года и более) у испытуемых вырабатывалось воспроизведение 20-секундного интервала в процессе парашютных прыжков. Затем в течение 2 дней непосредственно перед изоляцией проводилась тренировка по воспроизведению данного интервала под контролем секундомера. Кроме того, испытуемые могли тренироваться и в ходе эксперимента с помощью имеющихся в сурдокамере часов с секундной стрелкой.

Анализ полученных результатов показал, что воспроизведение заданного интервала времени (20 сек.) претерпевает в условиях изоляции определенные изменения. В первый же день изоляции в сурдокамере испытуемые распределились в рассматриваемом плане на три группы. В первой (30% участников опыта) наблюдалось нарастание воспроизводимого интервала, т.е. субъективное убыстрение течения времени. Во второй группе (15%) наблюдалось постепенное укорочение воспроизводимого интервала, т.е. субъективное замедление течения времени. В третьей (55%) группе испытуемых поочередно наблюдалось то укорочение, то удлинением воспроизводимого интервала.

Такое распределение отражает характер и величину воздействия изоляции на нервно-психическую сферу обследуемых. Кроме того, четко выявились три периода максимальной напряженности, сопровождающейся наибольшими отклонениями в оценке временных интервалов,-- начало, середина и конец эксперимента. Психологически эта периодичность напряженности в процессе опыта связана с приспособлением личности испытуемого к новой ситуации. Начальный период характеризуется ориентировочной реакцией, привыканием к условиям одиночества, втягиванием в операторскую деятельность. Он сменяется стадией устойчивой работы. Распространенный навык разделения длительной, однообразной, вынужденной, имеющей конкретные установленные сроки деятельности на две части обусловливает, по нашему мнению, период напряженности середины опыта. Последняя субъективно переживается как своеобразный перелом, заставляющий испытуемого как-то оценить первую половину эксперимента и настроить себя на завершающий этап той же длительности. Продолжительность и выраженность напряженности середины опыта у разных людей различна, а у особо деятельных и уравновешенных -- практически незаметна. После переломного периода работа опять протекает в устойчивом режиме. Напряженность завершающего периода вызывается ожиданием конца эксперимента и эмоциональным предвосхищением возврата в обычную жизнь. Испытуемые тут выполняют только регламентированные операции, а в остальное время подытоживают свою работу, собирают вещи или беспорядочно переходят от одних дел к другим.

Более значительные ошибки в оценке временных интервалов (их переоценка или недооценка) наблюдались при параллельном выполнении арифметических операций и при работе на тренажере по управлению кораблем.

4. Влияние возраста индивида на восприятие временных интервалов

Анализ различных исследований позволяет сделать ряд выводов относительно возрастных изменений в субъективном восприятии времени:

ѕ независимо от возраста хуже всего вспоминаются события 10-20-летней давности - этот промежуток назван «реминисцентным провалом»;

ѕ текущее время идет быстрее для более пожилых (для 65-летних оно идет почти в два раза быстрее, чем для 15-летних);

ѕ поскольку c увеличением возраста скорость забывания недавних событий увеличивается по сравнению с давними событиями, то становится соизмеримым временное разрешение восприятия совсем недавних и очень давних событий (для 65-летнего оно примерно одинаково для событий 5-летней и 50-летней давности) - этим отчасти можно объяснить появление так называемого «телескопического эффекта», т. е. как бы приближения во времени давних событий и удаления близких;

ѕ скользящий характер «реминисцентного провала» должен приводить к тому, что с возрастом восстанавливается относительная важность (насыщенность вспоминаемыми событиями, вызывающая ощущение большей временной протяженности) все более поздних периодов жизни - например, не очень важный (из-за «реминисцентного провала») для 55-летнего человека возрастной период 40-45 лет становится относительно более важным для 65-летнего;

ѕ поскольку период «реминисцентного провала» не зависит от возраста, то он приходится на одно и то же время (около 15 лет назад от текущей даты) для большей части членов общества, что может проявляться как своего рода «коллективная амнезия».

Эти результаты описывают общие тенденции возрастного изменения субъективного восприятия времени, полученные на основе анализа данных, осредненных по большому числу опрошенных. Однако не меньший интерес представляет изучение индивидуальных различий, зависимость их как от социально-демографического статуса индивида (пол, образование, условия жизни), так и от его психологических особенностей и установок Карпенко М.П., Е.В.Чмыхова, А.Т.Терехин. Модель возрастного изменения восприятия времени. Инновации в образовании, № 7. 2008. С. 66-77..

5. Восприятие времени и тип темперамента

В исследованиях Цуканова Цуканов Б.И., Фактор времени и природа темперамента. /Вопросы психологии/ Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин./ - 1988. - №4 июль-август 1988. - с. 129-137. сравнивались различные классификации типов темперамента с выделенными автором t-типами людей, основанными на определении индивидуальной субъективной единицы времени, лежащей в пределах 0,7-1,1 с. Экспериментальные данные показали, что вся последовательность t-типов (общее число которых 41) разделяется на четыре типологические группы, реально и объективно существующие в природе.

Исходя из экспериментальных данных, выделяется пять чистых t-типов, имеющих интервал в 0,1 с (t1=0,7 c; t2=0,8 c; t3= 0,9 c; t4=1 c; t5= 1,1 c).

1) Крайний t1-тип отличается высокой экстраверсией и стабильностью, а также почти вдвое большим возбуждением, чем торможением. Индивиды данного типа целеустремленны и агрессивны в своем поведении и приближаются к «чистому» холерическому типу.

2) Представители типа t2 характеризуются высокой интроверсией и нейротизмом, высоким уровнем и возбуждения, и торможения, которые уравновешивают друг друга. В поведении отличаются веселостью, жизнерадостностью, оптимистичны, очень подвижны. Они ближе всего к «чистым» сангвиникам.

3) У людей с t4-типом выражены интраверсия и высокий нейротизм, торможение вдвое преобладает над торможением. Они чувствительны, ранимы, со скрытой агрессивностью. Приближаются к «чистому» меланхолику.

4) Крайний тип t5 отличается интраверсией и стабильностью, высоким уровнем уравновешивающих друг друга торможения и возбуждения, а также вдвое сниженной подвижностью по сравнению со всеми вышеперечисленными типами. Эти индивиды спокойны, невозмутимы, продуктивно работают в привычной обстановке. Их можно считать «чистыми» флегматиками.

Таким образом, для определение выделенных типов использовалась терминология, предложенная Гиппократом, хотя и применялись описания и показатели Павлова и Айзенка.

5) Однако нерассмотренным остался еще один тип, располагающийся ровно посередине линейной последовательности типов. По всем показателям индивиды данного типа находятся на условном нуле, показатели возбуждения и торможения у них средние и уравновешенные. Основная отличительная их черта - осторожность без боязни. Данный тип был назван «равновесным».

Если средний показатель типов, а именно точку t3=0,9 принять за условный нуль, то слева от него в диапазоне 0,8-0,9 с располагаются представители сангвиноидной группы, заканчивающейся «чистым» сангвиником, а справа, в диапазоне 0,9-1 с - меланхолоидной группы, заканчивающейся «чистым» меланхоликом. Соответственно, в диапазоне 0,7-0,8 с располагается холероидная группа с «чистым» холериком, в диапазоне 1-1,1 с - флегматоиды с «чистым» флегматиком. При этом распределение индивидов человеческой популяции по этим пяти типам неравномерно. Наиболее распространена сангвиноидная группа - 44%, далее меланхолоиды - 29%, холероиды - 14%, флегматоиды - 9%, и самая малочисленная группа «равновесного» типа - 4%.

Данный порядок расположения классификации позволяет придать определенный психологический смысл понятию «чистого» типа. Во-первых, каждый классический «чистый» тип представляет собой крайне проявление конкретных признаков. Во-вторых, сангвиник и меланхолик определяют своеобразную границу отделения групп, также как и «равновесный» тип. Кроме того последний играет роль оси симметрии, разделяющей всю линейную последовательность на две большие группы. При этом следует учитывать, что «чистые» типы являются всего лишь теоретическими абстракциями, в природе не встречающимися. Каждый индивид в той или иной степени ближе или дальше к «чистому» типу, что определяет степень выраженности у него конкретных черт темперамента.

6. Влияние культурно-исторического аспекта на восприятие времени

Человек переживает и осознает время в значительной степени с помощью культурно-исторических средств его измерения и отражения разнообразных часовых механизмов, календарей, учебников истории, внутренних сенсорных эталонов временных промежутков т.д. Важную роль в восприятии времени у древних людей и в традиционных культурах играли производственные процессы, согласованные с природными циклами, что находило прямое отражение в названиях месяцев народных календарей. В своих долголетних исследованиях отечественный психолог Д. Г. Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Важно отметить также, что культурно опосредствованное чувство времени играет огромную роль в различных видах практической деятельности напр., охотника и рыболова, крестьянина и кузнеца, рабочего и инженера, ученого и педагога, космонавта и спортсмена, актера и музыканта. Таким образом, восприятие времени основывается на сигнальном значении временных характеристик собственных произвольных движений и ритмов, непроизвольных вегетативных процессов, особенностях биологических часов с одной стороны, и на исторически развивающейся системе социальных эталонов и технических средств с другой.

План эмпирического исследования

Целью предполагаемого исследования является выявление особенностей искажения временных интервалов (далее ВИ) при работе человека за ПК.

Для выявления ключевых показателей планируется разделить исследование на 2 этапа:

1. диагностика личностных особенностей;

2. оценка восприятия ВИ.

Сущность и содержательная часть каждого из этапов приводится ниже.

Диагностика личностных особенностей

Под личностными особенностями в данном случае понимаются такие характеристики, как пол, возраст, характер профессиональной деятельности, трудовой стаж, особенности взаимодействия с ПК и др.

Для этой выявления этих характеристик предполагается разработать опросник, направленный на выявление различных групп факторов, которые могут влиять на специфику работы за ПК. По своей форме опросник представляет собой структурированную анкету, состоящую из перечня закрытых и полузакрытых вопросов.

По своему содержанию вопросы сгруппированы в блоки, которые, отражают важные факторы, определяющие личностные особенности и основные принципы взаимодействия человека с ПК в рабочем процессе. Ниже приведен перечень выделенных блоков вопросов:

1) Анкетные данные испытуемого: пол, возраст, образование, стаж работы с компьютером.

2) Субъективная оценка уровня владения компьютером: наличие специальных знаний и умений, степень мастерства по сравнению с другими пользователями.

3) Мотивационно-целевая направленность деятельности: в каких целях и почему пользователь работает с компьютером.

4) Интенсивность нагрузок при работе с компьютером: продолжительность времени, проводимого за компьютером, сложность выполняемых заданий.

5) Причины утомления и способы его преодоления: насколько утомительна для пользователя работа с компьютером, в чем он видит основные причины утомления и каким образом обычно пытается преодолеть это состояние.

6) Отношение к сбоям в работе компьютера: в чем видит пользователь типичные причины неисправностей и какими стратегиями пользуется для их устранения.

Методика изучения особенностей искажения ВИ

при работе за ПК

Для изучения специфики субъективной оценки ВИ в процессе работы за ПК предполагается использовать классическую процедуру субъективного отмеривания ВИ испытуемыми. Она состоит в следующем. Испытуемого просят как можно точнее отмерить на секундомере «вслепую» тот ВИ, который называет ему экспериментатор. Для отмеривания выбираются следующие ВИ:

· 10 секунд;

· 60 секунд;

· 5 минут.

Данная часть исследования предполагает 2 подэтапа:

1) компьютерная деятельность

2) некомпьютерная деятельность

Первый подразумевает собой то, что испытуемые будут выполнять задания при непосредственном взаимодействии с ПК, т.е. стимульный материал представляется в электронном виде.

На втором подэтапе испытуемым предполагается предъявлять аналогичный стимульный материал в бумажном варианте.

Отмеривание ВИ производится в ходе различных видов деятельности испытуемых:

а) чтение;

б) редактирование;

в) игра.

В протоколе фиксируется абсолютное время выполнения каждого отмеривания.

По итогам исследования планируется сделать выводы о влиянии фактора взаимодействия человека и компьютера на восприятие временных интервалов при различных видах деятельности.

Список литературы

1. Алякринский Б.С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе. Проблемы космической биологии. - М.: Наука, 1983. - Т.46. - С. 238.

2. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н, Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. /Вестник Московск. ун-та./ Серия 14. Психология. - № 4. 1996.

3. Беленькая Л. Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях. Исследования по психологии восприятия. - М. - Л., 1948. - с. 342 - 358.

4. Беляева А. В., Коул М. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития. /Психологический журнал. /- Т. 12. - № 2., 1991

5. Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка. М.: Педагогика, 1972, с. 7-45.

6. Будиянский Н. Ф. Влияние фактора мотивации на восприятие времени в деятельности. /дис. кан. психол. наук./ -- Одесса, 1984.

7. Важнова Т. Н., Захарова Н. Н. Роль стимулов обратной связи в различении микроинтервалов времени у эмоционально возбудимых личностей // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 1990. - т. 40, N3, c. 581 - 584.

8. Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда. Психологическая наука в СССР. М., 1960, т.2.

9. Геллерштейн С.Г. Психологические особенности скоростных действий и пути овладения ими. М., 1957, с. 45-47.

10. Драголи Л.Д. Временные категории речи и дифференциация времени. Л.: Наука, 1969, с. 97-98.

11. Забродин Ю. М., Бороздина А. В., Мусина И. А. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности /Вестник Московского университета, сер. 14, “Психология”/ - М., 1983. - N4, c. 46 - 53.

12. Карпенко М.П., Е.В.Чмыхова, А.Т.Терехин. Модель возрастного изменения восприятия времени. Инновации в образовании, № 7. 2008. С. 66-77.

13. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1968, с. 111-125.

14. Констандов Э. А., Важнова Т. Н., Генкина О. А., Захарова Н. Н., Иващенко О. И. Латерализация восприятия коротких интервалов времени и корковая вызванная активность у человека /Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова./ - 1984. - т. 34, N4, c. 627 - 634.

15. Мещеряков Б. [и др.] ; сост. и общ. ред. Мещерякова Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 684 с.

16. Мещеряков Б.Г., Гаврилина А.В. Восприятие времени, деятельность и стресс. Векторы развития современной России: Материалы пятой международной научно-практической конференции. М., 2006, с. 114-117.

17. Моисеева Н. И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы. Л., 1981.

18. Павлов И. П. Полное собрание сочинений т. IV, с. 432.

19. Теоретические и практические основы человеко-компьютерного взаимодействия: базовые понятия человеко-компьютерных систем в информатике и информационной безопасности: Монография. /Ред. А. П. Фисун./ Орел: ОГУ, 2004. -- 169 с.

20. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. - 536 с.

21. Теплов Б.М., Соколов М.В., Пономарев М.Ф. Экспериментальное исследование некоторых двигательных реакций в связи с восприятием времени. /Вопросы психологии: шестой год издания / - 1960. - №3 май - июнь 1960. - 79-89 с.

22. Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. Учеб. пособие для слушателей ФПК. М.: Изд-во МГУ, 1986. 204с.

23. Федоришин Б.А. Проблемы восприятия пространства и времени. Структура производственной операции и ритм труда на конвейере. Л.: Наука, 1961.

24. Фресс П. Экспериментальная психология, т. V. Эмоции, М.: Прогресс, 1975, с. 111-195.

25. Фресс П. , Пиаже Ж. Экспериментальная психология, т.VI. Восприятие. М.: Директ-Медиа, 2008. - 666 с.

26. Цуканов Б.И. Качество “внутренних часов” и проблема интеллекта, /Психологический журнал/ - 1991. - т. 12, N3, c. 38 - 44.

27. Цуканов Б.И. Фактор времени и природа темперамента. /Вопросы психологии/ /Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин./ - 1988. - №4 июль-август 1988. - с. 129-137.

28. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983. - 239 с.

29. Чуприкова Н.И., Митина Л.М. Теоретические, методические и прикладные аспекты проблемы восприятия времени. /Вопросы психологии./ 1979, № 3, с. 16-23.

30. Элькин Д. Г. Восприятие времени. М.: АПН, 1962.

31. Элькин Д.Г. Роль мотивации в формировании навыка. Одесса, 1941, т.7.

32. Восприятие времени, деятельность и стресс. Векторы развития современной России: Материалы пятой международной научно-практической конференции. /Мещеряков Б.Г., Гаврилина А.В./ М., 2006.

33. Модель возрастного изменения восприятия времени. / Карпенко М.П., Е.В. Чмыхова, А.Т. Терехин. / Инновации в образовании, № 7. 2008.

34. Фактор времени и природа темперамента. /Б.И. Цуканов / Вопросы психологии /Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин./ - 1988. - №4 июль-август 1988.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru