Содержание
2.3 Психологическая поддержка и сопровождение выпускников вузов
Объект исследования: психологическая защита.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты выпускников вузов.
Задачи исследования:
Защитные механизмы - это своеобразные приспособительные процессы, свойства, качества, которые приобретает личность в процессе социализации.
- направленность - выявление особенностей «идеализированного «Я» субъекта;
- цель - определение специфики механизма психологической защиты.
- ценности - условные ценности как определяющие при функционировании защиты;
- средства - комплекс техник защиты;
- результаты - то, что получено после использования конкретной техники психологической защиты для достижения определенной цели;
Данные категории имеют тесную связь и объединены в иерархическую систему.
Причины, определяющие выбор определенного защитного механизма, остаются неизвестными. Существует предположение, что вытеснение чаще всего возникает в борьбе с сексуальными желаниями, в то время, как другие - пригодны для борьбы с инстинктивными силами (инстинктивными импульсами). Эти другие способы только заканчивают то, что не сделало вытеснение, или же имеют дело с нежелательными мыслями, возвращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. Каждый защитный механизм изначально формируется при овладении конкретными инстинктивными побуждениями и связан с определенной фазой развития ребенка. [37]
Возможно, до разделения на «Я» и «Оно» и до формирования «Сверх-Я» психика использует различные способы защиты из тех, которыми пользовалась после достижения этих стадий организации.
При этом «Я» защищается не только от неудовольствия, исходящего изнутри. «Я» довольно тесно контактирует с миром, который наполнен потенциальными объектами любви.
Психоаналитики английской школы утверждают, что с первых месяцев жизни, ребенок способен проецировать первые агрессивные импульсы. Данный процесс очень важен для формирования у ребенка представления об окружающем мире. [48]
Американские психологи и психоаналитики в работе с детьми уделяют много внимания механизмам проекции - интроекции, которые остаются одними из глубинных и наиболее опасных защитных механизмов. При интроекции человек действует и чувствует так, как если бы внешняя добродетель стала внутренней уверенностью. При проекции - переживает внутренний грех как внешнее зло, наделяет значимых людей теми пороками, которые на самом деле принадлежат им самим. Этот механизм восстанавливается в правах среди взрослых в периоды острых кризисов любви, доверия и веры, является отличительным признаком отношения к соперникам и врагам у большей части «зрелых» индивидуумов.
Использование механизма проекции естественно для маленьких детей в период раннего развития, как способ отрицания собственных действий и желаний, когда те становятся опасными, и для перенесения ответственности за них на кого-то или что-то другое. Другой ребенок, животное, даже неодушевленные предметы могут быть использованы детским «Я» для того, чтобы избавиться от своих собственных недостатков. Для него естественно постоянно избавляться таким образом от запретных импульсов и желаний, полностью возлагая их на других людей. [37]
Особым периодом жизни человека, в ходе которого инстинктивные процессы приобретают важность, является период полового созревания -меняется характер, происходит нарушение психического равновесия.
Так, как основные идеи психоанализа связаны с сексуальностью человека, то и возникновение психологических механизмов защиты тоже. Человек начинает осознавать различие между полами в раннем детстве. Но у ребенка и у взрослого способы получения удовольствия разные.
В раннем периоде детского развития происходят важные моменты в развитии личности: формируются основные, типичные стратегии поведения относительно значимого объекта. К ним относится, захват объекта, его удержание, разрушение. Уже в дошкольном возрасте принимает важные решения об идеальных моделях мужского и женского поведения, в том числе и сексуального.
Определенные защитные механизмы могут возникать на определенных стадиях развития человека. [52]
В период раннего младенчества (от рождения до 1 года) могут возникнуть такие защиты как: интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя.
В младенчестве (1-2 года) возникают изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия.
В дошкольным возрасте (2-6 лет) происходит установление согласованной структуры психики для поддержания идентичности и интернализированных стандартов морали, этики и поведения.
В школьном возрасте (6-12 лет) появляется подавление.
В юношеском возрасте (13-23) происходит усиление агрессивности и сексуальности, возникновение психотических расстройств, развитие склонностям к дурным привычкам, зависимостям.
Неразрешенные проблемы в детском возрасте влияют на взрослую жизнь человека. Например, фиксации на оральной стадии могут привести к возникновению страха одиночества, неуверенности в окружающих.
Фиксации на анальной стадии приводит к возникновению негативизма, противоречий, желания быть под постоянным контролем. [45]
Неразрешенные конфликты на фаллической стадии приводят к повышенной зависимости от других людей, от внешних событий, к неспособности самостоятельно принимать решения, к проблемам половой идентификации.
Если у ребенка не решены проблемы на латентной фазы развития, то у него возникнут трудности в обучении, нерешенные собственные проблемы, эмоционально неустойчивость.
Преобладание, доминирование определенного защитного механизма приводит к развитию определенной черты личности, или, человек с сильными характеристиками личности склонен доверять определенным защитным механизмам как способу контролирования определенных жизненных стрессов.
У людей с серьезными личностными расстройствами может доминировать определенный механизм защиты как средство искажения реальности.
В теории личности защитные механизмы рассматриваются как неотъемлемое свойство человека. Они не только отражают общие свойства личности, но и определяют ее развитие.
Необходимо изучить человека и обстоятельства, в которых он находиться, чтобы с уверенностью интерпретировать особенности его поведения как показатель формирования защитной реакции.
Таким образом, на основе всего вышесказанного мы можем утвердительно сказать:
Защитные механизмы - это своеобразные приспособительные процессы, свойства, качества, которые приобретает личность в процессе социализации. Они оберегают личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, снижают тревогу и способствуют сохранению в ситуации конфликта самоуважение и др.
К защитным механизмам относят: отрицание, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, деперсонализацию, отчуждение, замещение, катарсис, сублимацию.
Психологическая защита проявляется не только как результат стрессовых ситуаций, но и в повседневной жизни. Соответственно, психологическая защита - это нормальный механизм человеческой психики.
Равновесие внутреннего мира молодого человека нарушается в период самоопределения. Принять решение относительно выбора будущем профессии трудно, в связи с тем, что данное решение связано с самоограничением, что приводит к возникновению внутренней напряженности.
Различные психологические защитные механизмы сформируются в определенные периоды развития человека. Так, в период раннего младенчества возникают: интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя. В младенчестве возникают изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия. В дошкольным возрасте происходит установление согласованной структуры психики для поддержания идентичности и интернализированных стандартов морали, этики и поведения. В школьном возрасте - подавление. В юношеском возрасте - усиление агрессивности и сексуальности, возникновение психотических расстройств, развитие склонностям к дурным привычкам, зависимостям.
2.1 Организация эмпирического исследования
При организации исследования динамики изменения механизмов психологической защиты выпускников вузов психолог должен использовать различные методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, деловые психологические игры, беседы. С помощью таких методов можно изучать такие качества личности, как реагирование человека на различные жизненные ситуации, способы реагирования в конфликте.
Для диагностики динамики изменения механизмов психологической защиты выпускников ВУЗов опросный метод, учитывая тот факт, что с его помощью можно за небольшой промежуток времени собрать значительный объем психологической информации, которая имеет высокую диагностическую надежность. Искажать результаты исследования способны такие проявления испытуемых, как: умышленное искажение с целью получения собственных выгод; желание выглядеть лучше или попытка производить положительное впечатление; эффект влияния аудитории, когда присутствие значимого наблюдателя способна изменить сущностное содержание ответов испытуемых; опыт принятия участия в подобных процедурах.
Оптимальным способом диагностики механизмов психологической защиты является моделирование в эксперименте различных ситуаций на вербальном уровне с помощью специализированного опросника, разработанного на концептуальной основе и стандартизированного в соответствии с принятыми правилами.
Цель исследования: проанализировать в динамике за 4 года изменения психологических защитных механизмов.
Объект исследования: защитные механизмы.
Субъект исследования: выпускники ВУЗа 2011 и 2015 годов.
Задачи исследования:
1. определить доминирующие психологические защитные механизмы;
2. выделить преобладающие стратегии психологической защиты в общении;
3. сравнить полученные результаты у выпускников 2011 и 2015 годов.
Гипотеза исследования: на протяжении 4 лет существенно изменились механизмы психологической защиты выпускников ВУЗов.
Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие методики:
1) Методика психологической диагностики «Индекс жизненного стиля - LSI»
2) Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко)
Рассмотрим каждую из них более детально.
Методика психологической диагностики «Индекс жизненного стиля - LSI»
Методику LSI можно считать удачным диагностическим средством для исследования всей системы МПЗ, выявить ведущие, основные механизмы, оценить степень напряженности каждого механизма ПЗ.
Из психоаналитических источников авторы смогли выделить характеристики 8 МПЗ, которые легли в основу защиты «Я». Это: отрицание, вытеснение, замещение, компенсацию, реактивные образования, проекцию, интеллектуализацию и регрессию.
Бланк для регистрации ответов представляет собой решетку, у которой вертикалям соответствуют номера утверждений, а горизонталям шкалы, соответствующие 8 измеряемым защитным механизмам: А - отрицание, В - вытеснение, С - регрессия, D - компенсация, Е - проекция, F - замещение, G - интеллектуализация, Н - реактивное образование.
Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).
Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.
Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.
Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).
Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.
Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).
Реактивное образование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство от-вержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.
Ответы в нем фиксируются следующим образом: Нет - напротив соответствующего номера утверждения делается отметка в крайней левой графе; Да - отметка делается в одну из колонок справа в круглые скобки. Время заполнения опросника составляет от 15 до 20 минут. Подсчет результатов осуществляется по бланку ответов, который является одновременно ключом. При этом подсчитываются только положительные ответы по каждой шкале, представляющие собой «сырые» очки, которые в дальнейшем могут быть сравнены со средненормативными показателями по выборке стандартизации, или переведены в процентильные показатели. Последние показывают условное расположение испытуемого в выборке стандартизации в соответствии с ее процентным распределением. Процентильные показатели предложены авторами методики, с их помощью можно получить отражение полученных результатов в удобной графической модели. Она демонстрирует одно из основных теоретических положений, лежащих в основе методики - попарную полярность измеряемых механизмов. Интерпретация полученных данных производится в соответствии с описанными ниже определениями исследуемых видов механизмов психологической защиты.
Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко)
Назначение теста - диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами.
Испытуемым предлагается 24 вопроса к каждому из которых предлагается по 3 варианта ответов. Они должны выбрать ответ, который точнее всего характеризует их поведение.
Для определения присущей респонденту стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа:
*Вариант «а» - миролюбие,
*Вариант «b» - избегание,
*Вариант «c» - агрессия.
Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами испытуемый активно использует разные защиты своей субъективной реальности.
2.2 Анализ полученных результатов
В работе было проведено исследование существующих различий ведущих защитных механизмов у испытуемых разных годов, а также насколько существенна эта разница, выяснить какие механизмы психологической защиты встречаются наиболее часто, а какие редко; какое количество МПЗ может использоваться одной личностью одновременно; а также, есть ли различия между МПЗ у выпускников 2011 и 2015 годов.
В тестировании принимали участие 40 человек (20 выпускников 2010-2011 и 20 выпускников 2014-2015 учебных годов).
Результаты тестирования (выраженные в % значениях по каждому МПЗ у каждого испытуемого) были сведены в таблицу для облегчения дальнейшего анализа. Показатели по каждому МПЗ были разделены на 3 позиции: часто (проявляется наиболее часто, от 71% и выше), иногда (используется реже, от 31% до 70%), редко (или вовсе не применяются до 30%). (приложение Б.1, Б.2). Графически результаты диагностики группы выпускников 2010 - 2011 года представлены на диаграмме 1.
Таблица 1 Результаты тестирования испытуемой группы выпускников 2011 года по тесту Плучека
Виды психологических защит |
Интенсивность использования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Итого |
|
Отрицание |
Часто |
83 |
99 |
83 |
91 |
91 |
91 |
99 |
70 |
99 |
99 |
10 |
|||||||||||
Иногда |
33 |
52 |
52 |
33 |
4 |
||||||||||||||||||
Редко |
8 |
6 |
8 |
2 |
8 |
6 |
6 |
||||||||||||||||
Вытеснение |
Часто |
71 |
83 |
96 |
71 |
83 |
96 |
71 |
71 |
83 |
9 |
||||||||||||
Иногда |
61 |
54 |
33 |
61 |
54 |
34 |
54 |
33 |
8 |
||||||||||||||
Редко |
15 |
15 |
15 |
3 |
|||||||||||||||||||
Регрессия |
Часто |
89 |
97 |
73 |
73 |
97 |
89 |
73 |
73 |
8 |
|||||||||||||
Иногда |
61 |
30 |
30 |
61 |
30 |
30 |
61 |
60 |
7 |
||||||||||||||
Редко |
15 |
1 |
15 |
1 |
4 |
||||||||||||||||||
Компенсация |
Часто |
79 |
79 |
2 |
|||||||||||||||||||
Иногда |
60 |
45 |
45 |
62 |
62 |
5 |
|||||||||||||||||
Редко |
5 |
29 |
16 |
29 |
5 |
5 |
29 |
29 |
16 |
29 |
16 |
5 |
16 |
13 |
|||||||||
Проекция |
Часто |
94 |
70 |
70 |
70 |
70 |
94 |
70 |
7 |
||||||||||||||
Иногда |
53 |
53 |
39 |
53 |
53 |
39 |
68 |
53 |
68 |
9 |
|||||||||||||
Редко |
26 |
2 |
4 |
26 |
2 |
5 |
|||||||||||||||||
Замещение |
Часто |
99 |
99 |
2 |
|||||||||||||||||||
Иногда |
53 |
69 |
69 |
53 |
40 |
40 |
53 |
40 |
40 |
9 |
|||||||||||||
Редко |
27 |
15 |
27 |
4 |
4 |
27 |
15 |
27 |
4 |
9 |
|||||||||||||
Интеллектуализация |
Часто |
74 |
74 |
95 |
99 |
95 |
99 |
74 |
95 |
99 |
9 |
||||||||||||
Иногда |
54 |
54 |
51 |
51 |
51 |
51 |
51 |
51 |
51 |
54 |
51 |
11 |
|||||||||||
Редко |
0 |
||||||||||||||||||||||
реактивные образования |
Часто |
81 |
71 |
71 |
95 |
98 |
71 |
71 |
81 |
98 |
71 |
71 |
98 |
95 |
13 |
||||||||
Иногда |
38 |
38 |
38 |
3 |
|||||||||||||||||||
Редко |
13 |
13 |
13 |
13 |
4 |
Таблица 2 Результаты тестирования испытуемой группы выпускников 2015 года по тесту Плучека
Виды психологических защит |
Интенсивность использования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Итого |
|
Отрицание |
Часто |
83 |
83 |
91 |
91 |
99 |
70 |
99 |
99 |
8 |
|||||||||||||
Иногда |
52 |
33 |
52 |
52 |
52 |
33 |
6 |
||||||||||||||||
Редко |
8 |
6 |
8 |
2 |
8 |
6 |
6 |
||||||||||||||||
Вытеснение |
Часто |
71 |
83 |
96 |
71 |
83 |
71 |
96 |
71 |
71 |
83 |
10 |
|||||||||||
Иногда |
61 |
54 |
33 |
61 |
34 |
54 |
33 |
7 |
|||||||||||||||
Редко |
15 |
15 |
15 |
3 |
|||||||||||||||||||
Регрессия |
Часто |
89 |
97 |
73 |
73 |
97 |
73 |
73 |
7 |
||||||||||||||
Иногда |
61 |
30 |
30 |
61 |
30 |
30 |
61 |
61 |
60 |
7 |
|||||||||||||
Редко |
15 |
1 |
15 |
1 |
6 |
||||||||||||||||||
Компенсация |
Часто |
79 |
97 |
83 |
71 |
79 |
83 |
71 |
83 |
83 |
9 |
||||||||||||
Иногда |
60 |
45 |
45 |
62 |
62 |
45 |
7 |
||||||||||||||||
Редко |
5 |
16 |
5 |
29 |
16 |
4 |
|||||||||||||||||
Проекция |
Часто |
70 |
94 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
94 |
94 |
94 |
70 |
11 |
||||||||||
Иногда |
53 |
39 |
53 |
39 |
68 |
53 |
68 |
6 |
|||||||||||||||
Редко |
2 |
4 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||||
Замещение |
Часто |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
99 |
9 |
||||||||||||
Иногда |
69 |
53 |
69 |
69 |
53 |
40 |
40 |
53 |
40 |
53 |
40 |
11 |
|||||||||||
Редко |
0 |
||||||||||||||||||||||
интеллектуализация |
Часто |
74 |
95 |
95 |
99 |
74 |
99 |
6 |
|||||||||||||||
Иногда |
54 |
51 |
51 |
51 |
51 |
51 |
54 |
51 |
9 |
||||||||||||||
Редко |
13 |
3 |
16 |
5 |
13 |
5 |
3 |
4 |
|||||||||||||||
реактивные образования |
Часто |
71 |
71 |
81 |
71 |
71 |
95 |
7 |
|||||||||||||||
Иногда |
38 |
38 |
38 |
38 |
38 |
5 |
|||||||||||||||||
Редко |
3 |
13 |
5 |
3 |
13 |
13 |
13 |
13 |
12 |
8 |
Диаграмма 1. Проявление МПЗ у выпускников 2011 года
Таким образом, к доминирующим механизмам психологической защиты относятся реактивное образование, отрицание, вытеснение и интеллектуализация.
Реактивное образование приводит к преобразованию некомфортных эмоций в более приемлемую форму. Вместо того, чтобы наслаждаться сексуальной жизнью, индивиды ощущают отвращение, чувство стыда, эстетические и моральные требования идеала.
В отношениях с близкими, родными и знакомыми это может проявится в неадекватных проявлениях любви и нежности, при чувствах ненависти и призрения к данным людям. При этом данное поведение не является чертой характера, а относится исключительно к определенному человеку.
Еще один ранний способ справляться с неприятностями - отказ принять их существование. Данная категория опрошенных часто повторяет «все прекрасно и все к лучшему».
Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознавая, подавят слезы сознательным усилием. В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной.
При репрессии происходит мотивированное забывание или игнорирование травмирующего или негативно окрашенного события.
В тех случаях, когда мысли или чувство становится неприемлемым для осознания из-за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой действия данной защиты. Возможно временное забывание говорящим имени человека, которого он представляет сквозь призму бессознательного негативное отношение говорящего к представляемому им человеку.
Интеллектуализация приводит к высокому уровню изоляции аффекта от интеллекта. Человек, использующий изоляцию, обычно говорит, что не испытывает чувств, в то время как человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается впечатление отсутствия эмоции. Например, комментарий «Ну да, естественно, я несколько сержусь по этому поводу», брошенный мимоходом, равнодушным тоном, предполагает, что сама мысль о чувстве гнева теоретически приемлема для человека, но его актуальное выражение все еще блокировано.
Из 20 респондентов: у 4 прослеживается доминирование только одного МПЗ, у 4 - двух, у 6 - трех, у 3 - четырех, у 2 - пяти, у 1 накладываются 6 механизмов психологической защиты.
Наиболее часто встречающиеся комбинации механизмов психологической защиты - «регрессия - проекция», «отрицание - вытеснение».
Графически результаты диагностики группы выпускников 2014-2015 года представлены на диаграмме 2.
У выпускников 2015 года наиболее ярко представлены такие механизмы психологической защиты как: проекция, вытеснение, компенсация, замещение.
Диаграмма 2. Результаты диагностики группы выпускников 2014-2015 года.
Проекция позволяет внутренне ошибочно воспринимается приходящее из вне. Для людей, у которых доминирует данный тип зашиты, свойственно ошибаться при восприятии психического и эмоционального состояния окружающих.
Замещение способствует переносу драйва, эмоции, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается.
Компенсация способствует восстановлению нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса. Происходит преодоление присущих человеку тех или иных черт неполноценности, путём развития противоположных черт характера и особенностей поведения (например, чувство неуверенности в себе может компенсироваться развитием повышенной самоуверенности и т.п.).
У выпускников 2015 года отмечается тенденция к увеличению количества, одновременно задействованных механизмов психологической защиты: у 2 респондентов наблюдается только одна доминирующая МПЗ, у троих - по 2, у шести - по 3, у трех - по 4, у пяти - по 5, у одного - 6.
Представим в сравнении полученные результаты по 2 группах респондентов на диаграмме 3.
Диаграмма 3. Соотношение проявлений МПЗ у выпускников вызов 2011 и 2015 годов.
Таким образом, за 4 года произошли существенные изменения в преобладании механизмов психологической защиты. Так, реактивное образование, отрицание, интеллектуализация, которые в 2011 году занимали лидирующие позиции, снизили показатели до средних. Неизменно высокими показатели остались только у вытеснения. Значительно повысились рейтинговые показатели по таким механизмам психологической защиты как проекция, компенсация, замещение, которые стали преобладать.
Таблица 3 Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко выпускников 2011 года
номер п/п |
Доминир. стратегия |
|
1 |
1 |
|
2 |
2 |
|
3 |
2 |
|
4 |
1 |
|
5 |
2 |
|
6 |
2 |
|
7 |
1 |
|
8 |
1 |
|
9 |
1 |
|
10 |
1 |
|
11 |
2 |
|
12 |
3 |
|
13 |
1 |
|
14 |
3 |
|
15 |
2 |
|
16 |
3 |
|
17 |
2 |
|
18 |
2 |
|
19 |
2 |
|
20 |
1 |
1 - миролюбие, 2 - избегание, 3 - агрессивность.
Таблица 4 Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко выпускников 2011 года
номер п/п |
Доминир. стратегия |
|
1 |
1 |
|
2 |
2 |
|
3 |
2 |
|
4 |
1 |
|
5 |
2 |
|
6 |
2 |
|
7 |
1 |
|
8 |
1 |
|
9 |
1 |
|
10 |
1 |
|
11 |
2 |
|
12 |
3 |
|
13 |
1 |
|
14 |
3 |
|
15 |
2 |
|
16 |
3 |
|
17 |
2 |
|
18 |
2 |
|
19 |
2 |
|
20 |
1 |
1 - миролюбие, 2 - избегание, 3 - агрессивность.
Таблица 5 Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко выпускников 2015 года
номер п/п |
Доминир. стратегия |
|
1 |
2 |
|
2 |
3 |
|
3 |
2 |
|
4 |
1 |
|
5 |
2 |
|
6 |
3 |
|
7 |
2 |
|
8 |
1 |
|
9 |
2 |
|
10 |
1 |
|
11 |
2 |
|
12 |
3 |
|
13 |
1 |
|
14 |
3 |
|
15 |
2 |
|
16 |
3 |
|
17 |
2 |
|
18 |
2 |
|
19 |
3 |
|
20 |
2 |
1 - миролюбие, 2 - избегание, 3 - агрессивность.
Таблица 6 Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко выпускников 2015 года
номер п/п |
Доминир. тратегия |
|
1 |
2 |
|
2 |
3 |
|
3 |
2 |
|
4 |
1 |
|
5 |
2 |
|
6 |
3 |
|
7 |
2 |
|
8 |
1 |
|
9 |
2 |
|
10 |
1 |
|
11 |
2 |
|
12 |
3 |
|
13 |
1 |
|
14 |
3 |
|
15 |
2 |
|
16 |
3 |
|
17 |
2 |
|
18 |
2 |
|
19 |
3 |
|
20 |
2 |
1 - миролюбие, 2 - избегание, 3 - агрессивность.
По результатам второй В.В. Бойко методики были определены доминирующие стратегии психологической защиты в общении.
Распределение механизмов психологической защиты в общении у выпускников 2011 и 2015 годов представлено на диаграмме 4.
Диаграмма 4. Соотношение механизмов психологической защиты в общении среди выпускников 2011 и 2015 годов.
Таким образом, среди опрошенных различных возрастных групп повысились показатели по «миролюбию» из 40% до 20%, понизились показатели по избеганию из 45% до 50%, агрессии из 15% до 30%.
Эти данные могут говорить о понижении уровня агрессии среди молодежи, что должно быть проверено соответствующими исследованиями. Избегание нежелательных и стрессогенных контактов по-прежнему остается самым распространенным МПЗ в общении. Повышение показателей МПЗ миролюбие можно рассматривать и как следствие снижения показателей МПЗ агрессивности, т.к. это две разнонаправленные тенденции.
2.3 Психологическая поддержка и сопровождение выпускников вузов
Формирование механизмов психологической защиты происходит в связи с необходимостью человека адаптироваться к новой для него жизненной ситуации. Вначале ситуативные способы преодоления возникающего напряжения становятся впоследствии генерализованными и используются человеком на протяжении всей жизни в стрессовых ситуациях.
Основываясь на представленных ранее результатах, стоит отметить наличие существенного влияния доминирования или комбинации различных механизмов психологической защиты на жизнь человека в социуме, установлении межличностных отношений личностной и профессиональной направленности, решение проблем и достижение целей.
У человека в возрасте 22-23 лет МПЗ уже в большинстве своем являются генерализованными, т.е. постоянными. Однако, учитывая, что выпускник оказывается в стрессовой ситуации, с одной стороны, ему предстоит сдача итоговой государственной аттестации - экзамен и защита выпускной квалификационной работы, с другой стороны, он должен всерьез задуматься о своих дальнейших перспективах - продолжать ли образование, или вплотную заняться поиском работы, которая сможет его содержать. Есть еще и третий вариант, попытаться совместить первый и второй варианты. Однако, учитывая социально-экономическую ситуацию в нашей стране, молодому специалисту, без опыта работа довольно сложно найти работу, отвечающую его требованиям - высокая заработная плата, удобный график и т.п. Необходимо отметить также, что многие молодые люди к этому моменту задумываются о создании семьи, которая требует также значительных материальных затрат и определенной самостоятельности от них.
Понимание того, что даже получив диплом, выпускник не сможет конкурировать на рынке труда со другими претендентами, т.к. у него нет достаточного опыта и квалификации, является дополнительным стресс-фактором, и способствует активизации имеющихся МПЗ или выработке новых.
Так или иначе, помимо ярко выраженной динамики изменения МПЗ у выпускников разных лет, выявленные значения по различным механизмам свидетельствуют о том, что большая часть выпускников испытывает тревогу, многие находятся в стрессовом состоянии. Конечно, экзамены и защита работы заставляет выпускников мобилизовать свои резервы, привлечь все возможные силы для реализации этого проекта. Неизбежно, многие из них после защиты испытывают усталость, апатию, а иногда и депрессивные состояния, часто можно наблюдать различные проявления психосоматики.
В связи с тем, что у психологических защитных механизмов существует огромный недостаток - продолжение активности в психотравмирующих случаях. Это приводит не к исчезновению проблемы, а к ее дальнейшему усугублению и усложнению.
Все это говорит о том, что студенты вузов на заключительном этапе своего обучения нуждаются в психологической помощи и сопровождении для преодоления означенного комплекса проблем, стоящих перед ними.
В этой связи нам представляется целесообразным для преодоления стрессовых воздействий использование следующих видов психологической помощи выпускникам вузов:
Защитные механизмы не являются осознанными, часто отвергается их наличие самим клиентом. Поэтому основополагающим во время консультирования является выявление и опознание действующих механизмов защиты для наработки приемов по их преодолению.
Во время работы над заявленной проблемой важно проводить сбор информации без предоставления оценочных мнений - как положительное, так и негативного оттенка. Это способствует большей откровенности клиента и выявлению сопротивления при ответах на вопросы или игнорирования их.
Важно, чтобы проговорены были все чувства, мысли, ассоциации. Если клиент отказывается проговаривать, нужно предложить ему другую форму роботы - вести дневник или писать письма, но никоем образом не игнорировать высказанный протест. Для дальнейшей работы этот момент стоит отметить и вернутся к нему через определенное время.
Во время консультирования чаще всего выявляется вытеснение так, как именно эта защита «стирает» психотравмирующее событие и влияет на все сферы жизни человека. Оно бывает разных уровней сложности и поэтому требует разных усилий по работе с ними.
Работу необходимо начать с повышения психологической грамотности клиента и разъяснения особенностей всех разновидностей психологической защиты, без акцентирования внимания на какой-то конкретной.
Полученные при этом знания для клиента станут опорной точной, инструментом обнаружения, распознания и обозначения того, что влияло на жизнь человека без осознания этого.
Довольно часто именно отсутствие возможности поговорить об возникшей проблеме, снятия эмоциональной и психической напряжённости приводит к возникновению вытеснения. Поэтому для клиента важно высказаться во время консультации, детально рассказать об возникших мыслях и эмоциях в связи с ситуацией. Важно объяснить клиенту ценность такой вербализации и не только во время консультаций, но и за их пределами.
Проблема, которая была вытеснена на бессознательный уровень, не исчезла, а постоянно проявляется в различных описках, оговорках, сновидениях, «глупых» и «бредовых» мыслях, в немотивированных поступках, неожиданных забываниях. Задание консультанта - собрать такой материал, для определения того, что именно было вытеснено с сознания.
Если клиент практикует перенос, необходимо акцентировать его внимание на том, что он избегает в реальном мире, что вызывает его неудовлетворение, разнообразие интересов, увлечений, особенности агрессивных проявлений.
При работе с клиентом, у которого доминирует замещение, важно задавать вопросы типа: Что меня так не устраивает в этом мире, что я выстраиваю другие миры? Насколько мое «фантастическое» поведение отличается от реального? Эти вопросы позволят понять чего клиенту не хватает в реальной жизни и как это можно изменить.
Работая с идентификацией, психолог-консультант должен подобрать аргументы и способствовать осознанию их клиентом, относительно собственной уникальности и полного отсутствия различного рода авторитетов. Так, как при отсутствии личностного авторитета, происходит возникновение неравенства в общении, деспотизма и авторитарности.
Проекция - наиболее сложный защитный механизм в работе консультанта. Яркая проекция на определенную проблему, личностную черту, манеру поведения отображает наличие их в самого клиента, но при этом критика настолько яркая и бурная, что клиент не воспримет даже деликатные замечания консультанта о наличии чего-то подобного в его жизни. Для работы с проекцией нужно много времени и клиент должен быть склонен к определенной доли рефлексии, если же это не так, работа может не иметь положительной динамики.
При рационализации человек быстр в объяснениях, оценках, предоставлении советов, ему сразу все становится ясно. Помогают вопросы: «Насколько Вы быстры в объяснениях? Стремитесь ли выстраивать однозначные причинно-следственные связи? Стремитесь ли Вы раскрыть все тайны?». Рекомендуется больше уделять внимание чувствам, эмоциям, подождать с оценкой, воспринять сначала все как уникальное явление.
При работе с реактивными образованиями целесообразно задавать вопросы: «Зачем я хочу так сильно наказать человека, какие негативные чувства скрыты за этим?». Или обратная ситуация: «Зачем я смотрю так иронично и холодно на человека, которого я люблю? Зачем я демонстрирую дистанцию по отношению к нему? Зачем мне нужно скрывать и от себя свою симпатию, любовь к этому человеку? Что, какой стереотип удерживает меня в адекватном проявлении подлинных чувств? Так ли уж хорош этот стереотип, предписывающий мне проявление дистанции к человеку, который мне симпатичен? Что я боюсь потерять, когда обнародую свои чувства перед этим человеком и перед собой?».
Подобные вопросы помогут психологу-консультанту в работе над заявленными проблемами. Но стоит отметить, что работа с защитными механизмами имеет прежде всего психотерапевтическое направление и не может быть решена на 5-10 консультациях. Для этого нужна организованная структурированная длительная работа психотерапевта.
психологический защита общение студенчество
Заключение
В рамках исследования нами были решены следующие задачи:
1. В результате проведенного нами анализа теоретической литературы по изучаемому вопросу было выявлено, что защитные психические механизмы исследовались с различных точек зрения на протяжении всего 20 века. Начиная с основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, который первым заговорил о существовании защитных механизмов и их влиянии на жизнь человека и заканчивая более современными психологами Ф.В. Бассини, Р. Плутчиком, Г. Келлерманом, Б.Д. Карвасарським, В.А. Ташлыковым, В.В. Столиным и многими другими.
Трудно говорить, о каком-то одном определении психологических механизмов защиты: разные психологи сквозь призму свое направления рассматривали их по-разному. Так, Зигмунд Фрейд защитой называл ряд техник, которые можно применить при конфликте. Это вытеснение; осуществления того, что не произошло; идентификация; изоляция; интроэкция; искривление до противоположности; обращение против личности; проекция и сублимация.
Анна Фрейд определила защитный механизм как один из механизмов адаптации и интеграции личности; как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения компромисса между противодействующими силами Оно и Сверх-Я и внешней действительностью. Она дополнила список и называла следующие: вытеснение (подавление); регрессию; формирование реакции; изоляцию; отрицание (аннулирования) осуществленной действия, происходящего; проекцию; интроекцию; обращение в собственную личность; преобразование в свою противоположность; сублимацию.
Но данный перечень психологических механизмов не является окончательным. Над его дополнением и разъяснением продолжают работать психологи различных направлений.
На сегодня к механизмам психологической защиты относят: отрицание, вытеснение, регрессию, компенсацию, проекцию, замещение, интеллектуализацию, реактивное образование.
2. Рассматривая в данной работе динамику проявления защитных механизмов у представителей студенчества, мы проанализировали особенности данного возрастного периода и определили следующее: приходит активное формирование социальной и личностной зрелости, повышается интерес к моральным проблемам, усиливается целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, индивидуальность, инициативность в процессе деятельности и общения, умение владеть собой. Мы можем рассматривать представителей студенчества как личностей, у которых в полной мере сформировались все механизмы психологической защиты, но в разных соотношениях.
Если говорить о динамике и причинах возникновения и развития защитных механизмов, то стоит отметить следующее.
Существует предположение, что защитные механизмы возникают в борьбе с сексуальными желаниями и инстинктивными импульсами. При этом каждый защитный механизм изначально формируется при овладении конкретными инстинктивными побуждениями и связан с определенной фазой развития ребенка. Так, от рождения до 1 года могут возникнуть интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя. В 1-2 года - изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия. В 2-6 лет - идентичность. В 6-12 лет появляется подавление. В 13-23 года усиливается агрессивность и сексуальность, возникают психотические расстройств, развивается склонность к дурным привычкам, зависимостям. Именно в этот период сформированные защитные механизмы проявляются наиболее ярко.
3. Чтобы исследовать динамику изменения механизмов психологической защиты выпускников ВУЗов, были использованы две методики - Методика психологической диагностики «Индекс жизненного стиля - LSI» и Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко). В исследовании приняли участие 40 выпускников ВУЗа 2011 и 2015 годов (по 20 в каждой выборке).
В результате исследования нами была выявлена существенная динамика изменения МПЗ, как в количественных показателях, так и в качественных, что полностью подтвердило нашу гипотезу.
Данные нашего исследования свидетельствуют о необходимости проведения такого анализа для построения и коррекции работы профориентологов, психологов и педагогов с различными возрастными категориями.
Список литературы
1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. М.: Класс, 1999. - 208 с.
2. Бассин Ф. В. О силе Я и психологической защите / Вопр. филос. 1969, № 2.
3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - Минск: Попурри, 2010. 528 с.
4. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Эксмо, 2007. 576 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
6. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М.: Ceвер, 1933. 143 с.
7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск.: Харвест, 1998. 800 с.
8. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. Барнаул, 1994. 114 с.
9. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие - М.: «Ось-89», 2003. 336 с.
10. Зелинский С.А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. М, Скифия, 2009. 528 с.
11. Иванова Е.М., Ениколопов С.Н., Максимова М.Ю. Психологические механизмы нарушения чувства юмора при шизофрении и циклотимии // Психиатрия. - 2005.- №3.
12. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. Изд. 2-е., 2002. 1024 с.
13. Клименко С. В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Договор возмездного оказания неклинических психологических услуг в Российской Федерации. Науч. рук. А.В. Барков. М., 2007
14. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1.с. 5-12.
15. Копопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М., 1980
16. Кочюнас P., Матулявичене В., Основы психологического консультирования. 'Академический проект', 1999. - 240с.
17. Лаак Я., Бругман Г.: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания. М.: КДУ, 2003. 112 с.
18. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. 390 с.
19. Либина А.В. Совладающий интеллект. М: Эксмо, 2008. 400 с.
20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983. 336 с.
21. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). - СПб.: СПГУ. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993
22. Мак-Вильямс Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М: Класс, 2006. 408 с.
23. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями, Смысл, 2005, 182 с.
24.Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. - 2002, № 6
25. Моросанова В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопросы психологии. 1997. №6. с. 30-38.
26. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998.
27. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопросы психологии. 1991. № 1.с. 121-127.
28. Моросанова В.И., Агафонова А.О. Индивидуальные особенности саморегуляции и личностные защиты // Регуляция психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2001. Вып. 3.
29. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 118-127.
30. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Эксмо, 2010. 368 с.
31. Обозов Н.Н.; Психология взрослого человека: методическое пособие. СПб: Б.и., 1993.62 c.
32. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Психология Личности: Сборник статей. Изд. 2-е: Вопросы психологии
33. Папуш М. Практическая психотехника. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1997. - 176 с.
34. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара, БАХРАХ-М, 2000, 672 с.
35. Райх В. Анализ личности. М, Ювента, 1999 - 333 с.
36. Райх В. Психология масс и фашизм. М, Университетская книга, 1997 - 380 с.
37.Романова Е., Гребенников Л. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование. Мытищи, «Талант», 1996 . 144 с.
38. Селье Г. Стресс без дистресса -- М.: Прогресс, 1979. 123 с.
39. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.: Речь, 2003
40. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами: Пособие для врачей, СПб., 1997. 21 с.
41. Фарелли Ф., Брандсма Д. Провокативная терапия. Екатеринбург, 1996.
42. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Педагогика-Пресс; Москва; 1993. 144с.
43. Фрейд З. Психологические сочинения т. 4// Острота и ее отношение к бессознательному, М., Фирма СТД, 2006. 335 с.
44. Фрейд З. Психологические сочинения т. 4// Юмор, М., Фирма СТД, 2006. 335 с.
45. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М. Азбука, 2011. 244 с.
46. Селье Г. Стресс без дистресса -- М.: Прогресс, 1979. 123 с.
47. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Айрис-Пресс, 2004, 464 с.
48. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: «Академия», 2001. 208 с.
49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд, Спб., Питер, 2007, 607 с.
50. Шлаина В.М. Психологические защиты: синтез по модели А. Соционика, ментология и психология личности №1/2006 с. 5-24
51. Юнг К.Г., Подход к бессознательному //Архетип и символ, М., Ренессанс, 1991. 304 с.
52.Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности
53. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности
54. Вейллант Дж. Концепция адаптивной защиты
55. Короткий В.И., статья: Защитные механизмы психики
56. Метод контент-анализа
57. Назарова И.Э. Защитные механизмы - статья. 2002
58.Опросник Келлермана-Плутчика-Конте. Life Style Index
59. Телегин Я.Ю. Защитные механизмы личности и их связь с патологическими типами характеров.
60. Фромм Э. Душа человека. Революция надежды
Приложение 1
Индекс жизненного стиля (LSI)
Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, или действия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак «х» в разделе обозначенном «Нет». Если утверждение Вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «Да», в месте обозначенном круглыми скобками.
Я очень лёгкий человек и со мной легко ужиться.
Когда я хочу чего-нибудь, я никак не могу дождаться, когда это получу.
Всегда существовал человек, на которого я хотела бы походить.
Люди не считают меня эмоциональным человеком.
Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания.
Я редко помню свои сны.
Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют.
Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.
Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.
В мечтах я всегда в центре внимания.
Я человек, который никогда не плачет.
Необходимость пользоваться общественным туалетом заставляет меня совершать над собой усилие.
Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора.
Меня легко вывести из себя.
Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ.
Многое во мне людей восхищает.
Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость.
Я много болею.
У меня плохая память на лица.
Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.
Когда я слышу сальности, я очень смущаюсь.
Я всегда вижу светлую сторону вещей.
Я ненавижу злобных людей.
Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.
Я с трудом запоминаю имена.
У меня склонность к излишней импульсивности.
Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.
Я свободен от предрассудков.
Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.
Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее.
Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир.
Порнография отвратительна.
Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем.
Люди мне никогда не надоедают.
Многое из своего детства я не могу вспомнить.
Когда я собираюсь в отпуск, я обычно беру с собой работу.
В своих фантазиях я обычно совершаю великие поступки.
В большинстве своём люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.
Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение.
Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить своё кому-нибудь другому.
Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны.
Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.
Я никогда не волнуюсь, когда слышу или читаю о какой-нибудь трагедии.
В споре я обычно более логичен, чем другой человек.
Мне совершенно необходимо слышать комплименты.
Беспорядочность отвратительна.
Когда я веду машину, у меня иногда появляется желание толкнуть другую машину.
Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь.
Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит.
У меня портится настроение, и я раздражаюсь, если на меня не обращают внимание.
Люди говорят мне, что я всему верю.
Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки.
Мне очень трудно пользоваться неприличными словами.
Мне кажется, я много спорю с людьми.
Меня отталкивает от людей то, что они не искренни.
Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всём.
Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства людей.
Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.
Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции.
Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость.
То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.
Я очень редко испытываю чувства привязанности.
Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
Я многое коллекционирую.
Я работаю более упорно, чем большинство людей, чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует.
Звуки детского плача не беспокоят меня.
Я бываю так сердит, что мне хочется крушить всё вокруг.
Я всегда оптимистичен.
Я много лгу.
Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг неё.
В основном люди не сносны.
Я бы ни за что не пошёл на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен.
Меня раздражает то, что людям нельзя доверять.
Я буду делать всё, чтобы произвести хорошее впечатление.
Я не понимаю некоторых своих поступков.
Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия.
Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство людей думают.
Когда у меня неудача, я не могу сдержать плохого настроения.
То, как люди одеваются сейчас на пляже - неприлично.
Я не позволю своим эмоциям захватывать меня.
Я всегда планирую наихудшее, для того, чтобы не быть застигнутым врасплох.
Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться на моём месте.
Как-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя.
Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня.
Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе.
Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребёнок.
Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал.
Когда я слышу о жестокостях, это не трогает меня.
В моей семье почти никогда не противоречат друг другу.
Я много кричу на людей.
Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперёд.
Когда я расстроен, я часто напиваюсь.
Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей.
Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю более, чем обычно.
Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, чтобы добиться успеха.
Я говорю много неприличных слов.
Профильный лист ИЖС (LSI)
Таблица 2 Шкала эго защиты
Ф.И.О. |
Эго защиты |
Сырая оценка |
Процент. |
|||
Дата |
A - Отрицание |
|||||
Возраст |
B - Подавление |
|||||
Пол |
C - Регрессия |
|||||
Семейное Положение |
D - Компенсация |
|||||
Образование |
E - Проекция |
|||||
Адрес: |
F - Замещение |
|||||
G - Интеллектуализация |
||||||
I - Реактивные образования |
Таблицы нормативных данных по методике ИЖС (LSI)
Таблица 2 Средние величины нормативных данных по 8 вариантам МПЗ
Материалы защиты |
Данные авторов апробации методики n=140 |
Данные авторов методики n=104 |
|||||
М |
s |
± m |
M |
S |
± m |
||
Отрицание |
4,5 |
2,96 |
0,25 |
3,81 |
2,07 |
0,20 |
|
Вытеснение |
4,0 |
2,97 |
0,20 |
2,59 |
1,77 |
0,17 |
|
Регрессия |
4,7 |
2,96 |
0,25 |
5,12 |
3,09 |
0,30 |
|
Компенсация |
3,1 |
2,13 |
0,18 |
4,38 |
1,86 |
0,18 |
|
Проекция |
8,2 |
3,55 |
0,30 |
5,51 |
3,01 |
0,30 |
|
Замещение |
3,8 |
2,96 |
0,25 |
3,12 |
2,01 |
0,20 |
|
Интеллектуализация |
5,9 |
2,60 |
0,22 |
6,32 |
1,95 |
0,19 |
|
Реактивное образование |
3,1 |
2,13 |
0,18 |
2,80 |
2,35 |
0,23 |
Таблица 3. Шкала перевода сырых баллов по опроснику ИЖС (LSI) в проценты (данные R.Plutchik'a)
Сырые очки |
Отрицание |
Вытеснение |
Регрессия |
Компенсация |
Проекция |
Замещение |
Интеллектуализация |
Реактивное образ. |
|
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
13 |
||
1 |
2 |
15 |
6 |
5 |
2 |
15 |
0 |
38 |
|
2 |
8 |
34 |
15 |
16 |
4 |
27 |
3 |
56 |
|
3 |
19 |
54 |
30 |
29 |
9 |
40 |
16 |
71 |
|
4 |
33 |
71 |
47 |
45 |
16 |
53 |
32 |
81 |
|
5 |
52 |
83 |
61 |
62 |
26 |
69 |
51 |
88 |
|
6 |
70 |
91 |
73 |
79 |
39 |
83 |
74 |
93 |
|
7 |
83 |
96 |
82 |
90 |
53 |
90 |
87 |
95 |
|
8 |
91 |
99 |
89 |
97 |
68 |
94 |
95 |
98 |
|
9 |
97 |
93 |
99 |
70 |
96 |
99 |
99 |
||
10 |
99 |
97 |
88 |
99 |
|||||
11 |
99 |
94 |
|||||||
12 |
98 |