https://
Диссертация
на соискание академической степени магистра
Оптимизация социально-психологического климата коллектива государственной гражданской службы регионального уровня
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и виды социально-психологического климата
Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального -- установок, настроений, чувств, мнений членов группы как отдельных элементов социально-психологического климата. Отметим также, что состояния психики группы характеризуются разной степенью осознанности.
Необходимо отметить, что в социально-психологической науке феномен под названием «социально-психологический климат» был предметом специального изучения целого ряда ученых. Особенно это относится к советскому периоду развития социально-психологического знания. В это время исследование социально-психологического климата проводились в различных ракурсах и направлениях.
В общем плане условно можно выделить три главных из таких направлений. Первое - представлено разработками общих теоретико-методологических установок понимания самого феномена «социально-психологический климат», выявление подходов и принципов его исследования, раскрытие содержания его основных составляющих. Второе направление представлено разработками, сосредотачивающими внимание на анализе условий и факторов, определяющих социально-психологический климат. Третье направление - представлено исследованием методов измеренияразличных компонентов социально-психологического климата.
Е.С. Кузьмин считал, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе. Конкретизация этого подхода нашла воплощение в организационно-управленческой концепции исследования социально-психологического климата. В ее основу положена идея, что группа или коллектив должны рассматриваться с точки зрения социальной организации и управленческой деятельности.
Он также полагал, что это понятие связано с характером отношений, которые складываются между людьми, куда можно отнести преобладающее общественное настроение, характер управления, факторы и условия, определяющие особенности деятельности в данном сообществе.
Существенным шагом в разработке методологических основ социально-психологических явлений и процессов, которые повлияли на разработку проблемы социально-психологического климата, является также концепция Б.Ф. Ломова.
Главным в этой концепции является доказательство зависимости социально-психологических явлений и процессов от характеристики общественных отношений как общего их основания.
Более конкретное воплощение идей Е.С. Кузьмина в исследовании социально-психологического климата в психологическом контексте было выражено в деятельностном подходе, в основу которого в качестве основополагающего была положена теория деятельности.
Эта теория, основы которой были изложены в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других ученых, легла в основу исследованиях всех социально-психологических явлений и процессов. Суть этой теории заключалась в утверждении, что человек в процессе деятельности преобразует не только мир, но и себя самого, развивая себя как личность, как субъект деятельности. На основе деятельностного подхода было разработано несколько концепций.
К основным из них относятся: стратометрическая концепция групповой активности, которая представлена работами А.В. Петровского.
Программно-ролевая концепция группы, основные положения которой были разработаны М.Г. Ярошевским; концепция, связанная с разработкой модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности Г.М. Андреевой.
Особо следует выделить изыскания и разработки теории коллектива известного советского психолога А.В. Петровского, который сделал значительный вклад в реализацию деятельностного подхода применительно к коллективу как группе и разработал так называемую концепцию деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе.
Он выделил и проанализировал такие социально-психологические феномены коллектива, как мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях, референтность, самочувствие личности в коллективе, самочувствие коллектива как целого образования, самооценка, ожидаемая оценка, лидерство, коллективистическая идентификация, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, совместимость, феномен возложения ответственности. В конечном итоге он сделал вывод о том, что в качестве субъектов этих феноменов выступают группа и личность.
Исследователи, придерживающиеся этого подхода, также считают, что идентификация индивида и группы - это не спонтанный процесс, он зависит от структуры межгрупповой деятельности, а психическая деятельность членов группы опосредует влияние объективных условий. В связи с этим появляются такие особые характеристики группы, как аффилиация, групповая открытость (мера социальной контактности) группы, межгрупповая референтность.
С психологической точки зрения важный вклад в развитие теории социально-психологического климата внесли такие ученые, как А.Л.Журавлев, Б.Ф. Ломов, А.А. Русалинова и многие другие. В результате исследований социально-психологического климата, проведенных авторами, сложился целый ряд определений социально-психологического климата, отличающихся различными акцентами в их содержательной характеристике.
Социально-психологический климат -- это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого -- объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны.
Р.Х. Шакуров рассматривал понятие социально-психологического климата с двух сторон: психологической, раскрывающейся в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей.
В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»:
1) социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан,
2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе;
3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Самым распространенным считается использование понятия «социально-психологический климат» как определенное социально-психологическое состояние группы, возникающее в процессе взаимодействия между людьми или группами и отражающее психологическую сторону взаимоотношений, которые складываются в ней.
В результате исследований социально-психологического климата было выделено два уровня функционирования коллектива. Первый - относительно постоянный, так называемый статистический уровень, который определялся как устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. В этом контексте социально-психологический климат определяется как стабильное состояние коллектива, имеющее устойчивый характер.
Эта устойчивость проявляется в способности самосохранения, даже несмотря на возможные трудности, с которыми сталкивается коллектив. Такой климат в коллективе сформировать трудно, но в тоже время его легче поддерживать. Второй уровень социально-психологического климата рассматривается как динамический. Он может меняться и колебаться. На него влияют многие психологические факторы, к которым можно отнести настроение, мнение и другие психологические характеристики членов коллектива.
Этот уровень называют психологической атмосферой коллектива. Характеристики этой атмосферы связаны с быстрыми временными изменениями, и они в меньшей степени осознаются членами коллектива. Именно эти характеристики в большей мере влияют на настроение и работоспособность членов коллектива в течение рабочего дня.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что социально-психологический климат--это отражение состояния отношений и общения между отдельными членами и структурными подразделениями социальной организации в виде соответствующего настроения, психоэмоционального состояния, уровней воззрений, что влияет на результативность деятельности, дисциплину и другие показатели.
1.2 Факторы, влияющие на социально - психологический климат различных групп
При обращении к проблемам социально-психологического климата группы особенно важным является исследование факторов, влияющих на климат. Это имеет не только теоретическое, но прикладное значение. Ведь выделив факторы, так или иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление.
Одним из факторов, определяющим уровень социально-психологического климата коллектива является личность руководителя, о чем мы подробно остановимся во второй главе настоящей работы.
В исследованиях социально-психологического климата выделяется также проблема эффективности совместной деятельности его членов (Андреева Г.М.), которая связана со степенью развитости коллектива.
В свою очередь степень развитости зависит от соотношения между социально-психологическим климатом и межличностного взаимодействия членов коллектива.
Это соотношение проявляется в таких характеристиках, как настроение и мнение коллектива, их индивидуальное самочувствие, оценка условий жизни и работы в данном конкретном коллективе. Все эти характеристики связаны с решением общих задач коллектива в процессе трудовой деятельности. В то же время эти характеристики обусловлены такими социальными и демографическими показателями, как возраст, пол, профессия, образование, национальность, социальное происхождение и т.д. Таким образом, психологические особенности личности могут способствовать либо препятствовать формированию чувства общности и влиять на процесс формирования социально-психологического климата.
Производственные общности, отделы коллективы и стихийные группы подвержены различному влиянию из вне, они сами являются различными и неоднородными образованиями изнутри себя регулирующими, поэтому крайне важно в какой группе мы изучаем факторы влияния на социально-психологический климат.
Уровень группового развития - характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Этот параметр группы выделен в советской психологии. В западной психологии параметрами сформированности группы выступают время ее существования, число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), наличие сложившихся отношений власти я подчинения и др. Советская психология в качестве основания для выявления уровня группового развития принимает деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: коллективы, просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством Л.И. Уманского8, показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как коллектива. Так, «сплоченность по направленности» (единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности группы достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более при первой.
В исследовании психологии коллектива и его социально-психологического климата особо выделяется также проблема условий и факторов, влияющих на социально-психологический климат.
Анализ этого направления исследования социально-психологического климата коллектива позволяет сделать вывод, что классификация показателей, определяющих условия и факторы имеет разные основания.
Так, выделяются факторы макросреды и микросреды. К факторам макросреды были отнесены: общественно-политическая и экономическая ситуация, уровень и организация жизни населения, социально-демографические, этнические, региональные факторы.
Факторы микросреды в свою очередь были разделены на объективные и субъективные. К объективным относятся технические, санитарно-гигиенические, организационные характеристики.
К субъективным - официальные и организационные связи в коллективе, уровень развития сотрудничества, взаимопомощи, товарищеских контактов.
К важным факторам, определяющим социально-психологический климат, относится фактор удовлетворенности трудом, то есть - насколько работа сама по себе является интересной, разнообразной, творческой для данного субъекта деятельности как члена коллектива, насколько она соответствует профессиональному уровню человека, каковы возможности для него в данном виде деятельности с точки зрения реализации творческого потенциала и профессионального роста и карьеры. Сюда же относятся степень соответствия представлений субъекта о системе морального и материального стимулирования, о социальных гарантиях, о необходимости наличия социального пакета, графика и распределения отпусков, временном режиме работы, информационном обеспечении, о системе повышения квалификации, позволяющей повысить профессиональный рост, возможности в данном коллективе реализовать интересы и удовлетворить потребности.
К факторам, влияющим на социально-психологический климат, относится характер выполняемой деятельности. Сюда включаются характеристики монотонности или творческого характера труда, насколько деятельность обусловлена ситуациями риска, имеет ли он стрессогенный характер, какова эмоциональная насыщенность труда, которые по-разному могут влиять на климат в коллективе.
Помимо этого, важную роль играет организация совместной деятельности, формальная структура группы, распределение полномочий, наличие или отсутствие единой цели, нечеткое распределение функциональных обязанностей, профессиональные роли, которые в разной степени влияют на членов коллектива.
К фактором, влияющим на социально-психологический климат коллектива, относится также психологическая совместимость членов коллектива. Психологическая совместимость в данном случае понимается как способность к совместной деятельности, определяемая оптимальным сочетанием в коллективе сотрудников со сходными личностными характеристиками. Считается, что люди, похожие друг на друга, легче налаживают взаимодействие. В этом случае появляется чувство безопасности и уверенности, повышается самооценка. В то же время психологическая совместимость может рассматриваться и с точки зрения взаимного дополнения характеристик членов коллектива. На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы, определяемый различными социальными и психологическими параметрами.
Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат первичной рабочей группы огромное влияние оказывает ее неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.
Говоря о важном формирующем влиянии неофициальных контактов на социально-психологический климат, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение. Например, в пределах одного отдела могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них (при крепких и доброжелательных внутригрупповых связях) противодействуют членам «не своих» групп.
Рассматривая факторы, влияющие на климат группы, следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат группы.
К факторам, влияющим на социально-психологический климат, был также отнесен социально-психологический феномен под названием »климатическое возмущение». Этот феномен описывается в основном как характеристика нарушения психологического равновесия в коллективе. Такое состояние возникает в различных ситуациях, когда условия трудовой деятельности, взаимодействие людей негативно влияют на самочувствие как коллектива в целом, так и его членов. При этом могут быть так называемые «стенические» или «астенические» «климатические возмущения». Именно такие состояния, по мнению авторов, определяют социально-психологические характеристики коллектива, его климат, уровень стрессоустойчивости и морального развития членов коллектива как на протяжении краткосрочного, так и более длительного отрезка времени.
С социально-психологической точки зрения важными являются теоретико-методологические положения Б.Д. Парыгина, изложенные им в работе «Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения». Являющийся одним из авторитетных исследователей, он полагает, что социально-психологический климат можно рассматривать как полифункциональный показатель уровня психологической включенности человека в деятельность, как мера психологической эффективности этой деятельности, уровень психического потенциала личности и коллектива, масштаб и глубина барьеров, которые могут возникать в процессе реализации психологических резервов коллектива.
Он, также как и другие авторы, полагает, что причиной неудовлетворенности членов коллектива может быть целый ряд факторов: эргономические факторы, которые связаны с условиями труда, удобством рабочих мест, оптимальным режимом сочетания труда и отдыха, материально-техническая обеспеченностью деятельности и т.д. Следующая группа факторов - это так называемые функциональные факторы, которые связаны с неопределенностью должностного положения, неясностью обязанностей, полномочий и ответственности, неравномерностью загруженности персонала, нечеткостью критериев и показателей оценки результатов труда и др.).
Социально управленческие факторы, связанные с неясностью управленческой концепции руководителя в отношении подчиненных, стилем управления персоналом, мерой объективности и справедливости руководителя в его в оценках, использованием подчиненных к выполнению ими несвойственных функций и др. Экономические факторы, к которым относится уровень заработанной платы работников, мера справедливости при распределении премий или других форм материального вознаграждения и т.д. Правовые факторы, связанные с отсутствием должностных инструкций, правовых актов, которые регулируют деятельность. Психологические факторы, которые связаны с возможными противоречиями и конфликтами, в том числе обусловленные психологической несовместимостью членов коллектива, недостаточный учетом неформального статуса работников в коллективе, отклонениями в групповых нормах, мнениях и традициях и т.д.
На разных этапах развития трудового коллектива наблюдается динамика модальности эмоциональности отношений. На первом этапе становления коллектива эмоциональный фактор играет главную роль (идет интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных взаимоотношений). На этапе же коллективообразования все большее значение приобретают когнитивные процессы, и каждая личность выступает не только как объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок.
К признакам, определяющим атмосферу в коллективе, относятся:
· уровень текучести кадров;
· производительность труда;
· качество продукции;
· количество прогулов и опозданий;
· количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
· выполнение работы в срок или с опозданием;
· аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
· частота перерывов в работе.
В исследовании проблем социально-психологического климата коллектива особое направление связано с обоснованием методов и приемов его изучения. При этом подчеркивается, что изучая характеристики социально-психологического климата, важно конкретизировать, что именно необходимо изучить и измерить. В этом плане в качестве таковых могут выступать:
- неформальная структура группы, определение места и роли формальных и неформальных лидеров в группе;
- уровень развития группы, определение направлений социально-психологической коррекции групповых процессов и состояний;
- возможности конфликтов и причины их развития в группе и определение социально-психологических способов их конструктивного разрешения.
В конечном итоге структура социально-психологического климата может быть определена в виде системы отношений, которая складывается в коллективе между его членами и включает элементы, представляющие и отражающие совокупность общественных и межличностных отношений. И таким образом социальное содержание личных отношений людей в коллективе раскрывается через общественные отношения, отражающие производственные, политические, правовые, этические, эстетические процессы. Межличностные отношения складываются в результате предметно-практической деятельности членов коллектива. Они обусловлены материально-техническими и организационно-управленческими факторами профессиональной деятельности, включая организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевые позиции и административно-психологические взаимодействия. Таким образом, взаимоотношения людей в коллективе представляют собой единство общественных и межличностных отношений, отражающих в том числе личностные качества членов коллектива, влияющие на особенности общения людей в коллективе.
Ученые также обращают внимание на то, что важным показателем общения членов коллектива являются формы обращения, к которым относятся приказы или просьбы, предложения или вопросы, обсуждения или советы, которые также влияют на особенности общения членов коллектива и показателями социально-психологического климата в нем.
Таким образом, мы видим, что направления и ракурсы исследования социально-психологического климата коллектива в научной литературе представлены в самых разнообразных вариантах, но важно определить особенности характеристик коллектива применительно к различным сферам профессиональной деятельности, которые будут иметь свою специфику.
Важной составляющей в анализе проблем социально-психологического климата коллектива является, на наш взгляд, определение наиболее перспективных подходов к исследованию этого феномена в современных условиях рыночной экономики, при которой главным критерием оценки климата выступает фактор эффективности деятельности коллектива как субъекта деятельности. С этой точки зрения важнейшим направлением исследования социально-психологического климата выступает акмеологический подход, который сосредотачивает внимание на двух составляющих эффективности - профессионализме деятельности и профессионализме личности субъектов деятельности.
Выводы по главе 1
Через морально-психологический климат опосредуется любая деятельность коллектива. При этом преобладающий психический настрой той или иной группы людей определяет собой не только меру включенности каждого индивида в деятельность, но и в конечном итоге эффективность. Исходя из этого, морально-психологический климат может быть фактором не только роста производительности труда, мобилизации внутренних резервов трудового коллектива, но и усиления трудовой дисциплины. В зависимости от характера морально-психологического климата его воздействие на личность будет различным: стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать активность и энергию, приводить к производственным и нравственным потерям. Эффект воздействия может быть положительным или отрицательным, благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Значения, определяющие состояние климата, поляры. В них отсутствуют полутона, которые позволили бы сделать плавный переход от положительного к отрицательному, от благополучного к отрицательному. Это происходит потому, что морально-психологический климат, прежде всего, выражается в различного рода эмоциональных проявлениях, в эмоциональном оценивании существующих отношений. О состоянии климата можно узнать, прежде всего, по тем эмоциональным оценкам, которые дают различным явлениям, происходящим в коллективе, его члены. А на уровне эмоций всегда решается «нравится - не нравится», «приятно - неприятно», «доставляет удовольствие - не доставляет удовольствия». На эмоциональном уровне именно такие полярные определения значимы для человека.
По существу, морально-психологический климат - интегральный показатель уровня развития трудового коллектива. Это закономерность находит отражение и в содержании предложенных выше определений климата и коллектива, фундаментальной основой которых служат ценностные ориентации составляющих его людей. Достижение определенного уровня единства именно в этой области - это одновременно и цель на пути становления коллектива, и показатель состояния его морально-психологического климата. Ясное понимание и принятие членами коллектива его основных целей и задач, достаточная гибкость в выборе средств и способов их достижения характеризуют высокий уровень развития коллектива. Эти же показатели служат основой формирования положительного морально-психологического климата.
Основная связь между уровнем развития группы, коллектива и состоянием морально-психологического климата заключается в том, что чем выше уровень развития, тем выше, тем благоприятнее в нем морально-психологический климат. Однако эта зависимость носит односторонний характер. Высокий уровень развития коллектива предполагает и в высшей степени благоприятный, положительный морально-психологический климат, но и невысокий уровень развития группы не обязательно сопровождается неблагоприятным морально-психологическим климатом. Вполне благоприятный морально-психологический климат, например, в функциональной группе может сложиться за счет определенного подбора людей, симпатизирующих друг другу, людей с одинаковыми интересами, близкими устремлениями и т.д. Но в таких группах, как правило, остаются в стороне интересы производства, коллектива, общества. Единство таких групп достигается не на деловой, не на принципиальной основе, а это четкий критерий весьма невысокого уровня развития данного подразделения (группы).
Так же на морально-психологический климат влияют мотивы деятельности, под которыми следует понимать психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека. Так мотивами могут выступать потребности и интересы, убеждения и стремления, идеалы и установки, эмоции и влечения. Естественно, каждый человек обладает своим, индивидуальным набором мотивов, который определяет в целом направленность его личности, в том числе и в области трудовой деятельности.
Формирование единства мотивации у членов коллектива и должно стать важнейшей задачей руководства.
Положительный морально-психологический климат не является продуктом спонтанного развития группы, не может быть, достигнут сам собой. Это награда за упорный, целенаправленный и длительный труд всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА В КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Методы исследования социально-психологического климата в коллективе
Социально-психологический климат в коллективе - это характеристика, охватывающая всю динамику взаимодействия в группе, он тесно связан со сплоченностью коллектива с трудовой эффективностью и т.д.
Руководителю, нацеленному на повышение качества взаимодействия в группе и стремящемуся влиять на социально-психологический климат коллектива, необходимо использовать методы мониторинга наличного состояния.
Методы исследования социально-психологического климата коллектива разнообразны, это и методики на выявление лидерства формального и неформального, это и методики на конфликтность в коллективе, личностные качества рабочих-подчиненных и методики на динамику межличностного взаимодействия и т.д. Но основными емкими объединяющими разрозненные характеристики социально-психологического климата коллектива являются: беседа, наблюдение, изучение психологического климата в коллективе и социометрия (с индексом сплоченности).
Беседа и наблюдение позволят руководителю или внешнему модератору выявить отношение членов коллектива к его деятельности в целом, наметить диструктивные линии развития группы и построить исследования на основе первичных методов сбора информации.
Изучение психологического климата в коллективе позволит в числовом эквиваленте определить уровень комфортности нахождения человека внутри той или иной группы.
Социометрия - это тест позволяет анализировать особенности социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус -- это позиция человека в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы. Она достаточно устойчива, значительна для развития группы в целом, многое определяет в индивидуальных судьбах членов группы. Ее изучение, формирование и коррекция - одна из главных задач психолога. Особенно важно психологу знать о четырех параметрах социометрической структуры группы.
Система социометрических статусов членов группы
Взаимность социометрических выборов
Система отвержений в группе
Наличие устойчивых микрогрупп и их взаимоотношения
Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов. В русле социометрического направления сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии.
Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу выборов:
где и -- сплоченность, т (+) -- положительный выбор, N -- число членов группы.
Так, создав целостную картину взаимодействий в группе изучив СПК коллектива руководитель, так же как и любой администратор получает возможность качественного влияния на СПК с целью его оздоровления.
Краткая характеристика Организации
Контрольно-счетная палата Московской области является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Московской областной Думой.
Основными задачами Организации являются:
1) осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета Московской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области по объемам, структуре и целевому назначению;
2) осуществление контроля, за использованием средств бюджета Московской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, а также соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Московской области;
3) проведение экспертиз проектов законов о бюджете Московской области и проектов законов о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, подготовка заключений на годовые отчеты об исполнении бюджета Московской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области;
4) анализ бюджетного процесса в Московской области и подготовка предложений, направленных на его совершенствование.
В результате анализа личных дел работников Организации установлено, что все работники Организации (119 единиц) имели высшее профессиональное образование. Из них 65% (77 единиц) имели профильное образование в сфере экономики, финансов и бухгалтерского учета, 10% (12 единиц) - имели образование в сфере государственного и муниципального управления, 12% (14 единиц) - юридическое образование, 13% (16 единиц) - иная сфера (политология, менеджмент).
Организация состоит из Председателя Контрольно-счетной палаты, заместителя Председателя Контрольно-счетной палаты, шести аудиторов Контрольно-счетной палаты и аппарата Контрольно-счетной палаты.
За период деятельности Организации (с апреля 2011 года) во всех структурных подразделениях Организации происходило обновление кадрового состава. Средняя продолжительность деятельности рядовых сотрудников (главные инспекторы, главные специалисты, консультанты) - один год и восемь месяцев, при этом трудовая деятельность некоторых сотрудников составляла менее одного года.
Используя метод наблюдения, можно сделать вывод, что большая текучесть кадров наблюдается в тех Инспекциях, где специфика работы обусловлена большим количеством командировок.
Для диагностики психологического климата коллектива использовалась экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто (см. Приложение 1) . Для того, чтобы узнать насколько коллектив удовлетворен работой использовалась диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой Н.П. Фетискина (см. Приложение 2). Для изучения мотивации была взята диагностика групповой мотивации И.Д. Ладанова (см. Приложение 3), также была проведена диагностика психологического климата в малой производственной группе (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест) (см. Приложение 4).
С руководящим составом был проведен опрос, при применении метода интервью.
При этом первоначальная реакция на проведение опроса была негативно встречена как среди руководящего состава, так и среди рядовых специалистов.
В исследовании приняли участие 42 респондента - рядовые специалисты возрастной категории от 24 до 52 лет.
Специалисты согласились на участие в анкетировании и тестировании только на условиях полной анонимности, таким образом можно сделать вывод о наличии напряжения и отсутствии доверия в коллективе.
Уровни благоприятности |
Баллы |
|||
42 - 65 |
31 - 41 |
20 - 30 |
||
Высокий |
16,5% (8 ед.) |
|||
Средний |
21% (10 ед.) |
|||
Незначительный |
37,9% (18 ед.) |
Председатель Контрольно-счетной палаты Московской области |
||||||
Заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты Московской области |
||||||
Аудитор 1 |
Аудитор 2 |
Аудитор 3 |
Аудитор 4 |
Аудитор 5 |
Аудитор 6 |
Руководитель аппарата |
||||||
Инспекция 1 |
Инспекция 2 |
Инспекция 3 |
Инспекция 4 |
Инспекция 5 |
Инспекция 6 |
|
Правовая инспекция |
Инспекция организационной и кадровой работы |
Отдел делопроизводства, архива и материально-технического обеспечения |
Финансовый отдел |
Значимые мероприятия |
Ранг |
Временные затраты, мес. |
|
Разработка положения о соревновании между подразделениями |
1 |
3 |
|
Разработка программы по аттестации предприятия и сотрудников |
2 |
6 |
|
Организация тренингов персонала |
3 |
6 |
|
Разработка перспективного плана социального развития предприятия |
4 |
1 |
|
Создание в составе отдела кадров группы по управлению социально-психологическим климатом |
5 |
1 |
|
Разработка плана мероприятий по работе с молодыми специалистами и их адаптации в организации |
6 |
1 |
|
Создание резерва руководящих кадров (включая линейный персонал) |
7 |
6 |
|
Разработка положения о Доске почета в организации |
8 |
1 |
|
Разработка программ конкурсного отбора |
9 |
1 |
|
Разработка положения о поощрении сотрудников |
10 |
2 |
|
Развитие корпоративной культуры на предприятии |
11 |
Постоянно |
Значимые мероприятия |
Документ на входе |
Документ на выходе |
Ответственный |
|
Разработка положения о соревновании между подразделениями |
Данные соцопроса |
Экономическое обоснование системы оплаты труда |
Линейные руководители |
|
Разработка программы по аттестации предприятия и сотрудников |
Личные дела сотрудников |
Формы оценочных документов |
Линейные руководители |
|
Организация тренингов персонала |
Анализ потребности в обучении |
План занятия вакантных должностей |
Директор |
|
Разработка перспективного плана социального развития предприятия |
Результаты соцопроса о потребностях в социальном развитии |
Экономическое обоснование плана социального развития |
Линейные руководители |
|
Создание в составе отдела кадров группы по управлению социально-психологическим климатом |
График обучения |
Положение о комиссии по обучению персонала |
Линейные руководители |
|
Разработка плана мероприятий по работе с молодыми специалистами и их адаптации в организации |
План социального развития |
План мероприятий по работе с молодыми специалистами и кадровым резервом |
Линейные руководители |
|
Создание резерва руководящих кадров (включая линейный персонал) |
Положение о кадровом резерве |
План замещения вакантных должностей |
Линейные руководители |
|
Разработка положения о Доске почета в организации |
План обучения персонала |
Комплект договорной документации |
Директор |
|
Разработка программ конкурсного отбора |
План замещения вакантных должностей |
Набор методических материалов по отбору |
Линейные руководители |
|
Разработка положения о поощрении сотрудников |
Инструкции по безопасности |
План-график проведения дисциплинарных рейдов |
Линейные руководители |
|
Развитие корпоративной культуры на предприятии |
Личные дела сотрудников |
Личные дела сотрудников |
Линейные руководители |
Значимые мероприятия |
Директор |
Персонал-менеджер |
ПЭО |
Линейные руководители |
|
Разработка положения о соревновании между подразделениями |
КР |
О |
С |
П |
|
Разработка программы по аттестации предприятия и сотрудников |
Р |
О |
П |
||
Организация тренингов персонала |
Р |
О |
С |
П |
|
Разработка перспективного плана социального развития предприятия |
КР |
О |
ПС |
П |
|
Создание в составе отдела кадров группы по управлению социально-психологическим климатом |
Р |
О |
С |
СП |
|
Разработка плана мероприятий по работе с молодыми специалистами и их адаптации в организации |
Р |
О |
С |
СП |
|
Создание резерва руководящих кадров (включая линейный персонал) |
С |
О |
С |
СП |
|
Разработка положения о Доске почета в организации |
РК |
О |
С |
СП |
|
Разработка программ конкурсного отбора |
Р |
О |
С |
П |
|
Разработка положения о поощрении сотрудников |
Р |
О |
С |
П |
|
Развитие корпоративной культуры на предприятии |
С |
О |
С |
П |
Вариант ответов |
Удельный вес в общей численности опрошенных, % |
|
Да, и профессионально, и психологически коллектив готов воспринять новые идеи, поддержать план антикризисных мероприятий и участвовать в его реализации |
51 |
|
Психологически не готов: большая часть сотрудников уже ни во что не верят |
23 |
|
Психологически готовы поддержать любые разумные начинания своего руководителя |
13 |
|
Ни профессионально, ни психологически коллектив не готов к каким-то значительным изменения на предприятии |
9 |
|
Затрудняюсь ответить |
4 |
Предпринимаемые меры |
Эффективность |
|
Привязкапоощрений к личным результатам работы |
+ 14% |
|
Формирование корпоративной культуры |
+ 9% |
|
Увеличение бонусов по результатам работы компании |
+3% |
|
Увеличение расходов на корпоративные мероприятия |
+3% |
|
Увеличение бонусов по результатам личной работы |
+3% |
|
Увеличение внимания руководства к персоналу |
+5% |
Наименованпоказателя |
До внедрения мероприят |
Внедрение соревнован |
Формир корпор культуры |
После внедрения мероприят |
Изменения |
||
+/- |
% |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
|
Выручка (без НДС), тыс. руб. |
110547 |
3316,41 |
9949,23 |
123812,6 |
13265,64 |
112,00 |
|
Себест-сть, тыс. руб. |
100391 |
1003,91 |
9035,19 |
110430,1 |
10039,10 |
110,00 |
|
Производит труда, тыс. руб. |
184,25 |
5,53 |
16,58 |
206,35 |
22,11 |
112,00 |
|
Стоимость основных производствфондов, тыс. руб. |
2133 |
2133 |
0,00 |
100,00 |
|||
Численность работающих, чел. |
600 |
600 |
600 |
600 |
0,00 |
100,00 |
|
Балансовая прибыль (с.1 - с.2), тыс. руб. |
10156 |
2312,5 |
914,04 |
13382,54 |
3226,54 |
131,77 |
|
Чистая прибыль, тыс. руб. |
8124,8 |
185 |
731,232 |
10706,03 |
2581,23 |
131,77 |
|
Рентабельн произв-ва (с.8/с.2)х100, % |
7,35 |
5,58 |
7,35 |
8,65 |
1,30 |
117,65 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Гражданский кодекс РФ (ред. от 28.12.2013).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014).
4. Агеев В.С. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. - 1989.- Т.10. - № 2. С.62-70
5. Агеев В.С. Социальная идентичность личности // Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 349-363.
6. Андреева Г.М. Социальная психология - М.2001
7. Андреева Г.М.) Модель коммуникативного процесса Лассуэлла (Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987
8. Анализ использования человеческих ресурсов/ Каймакова М. В. Ульяновск : УлГТУ, 2013. - 241 с.
9. Антонова Н.В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. - 271 с.
10. Анцупов А.Я., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. - 395 с.
11. Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. - Ростов-на-Дону, 2009. - 448с.
12. Бодалев А.А. Сухова А.Н. Основы социально-психологической теории. - М.:1995
13. Боронова, Г.Х. Психология труда. Конспект лекций/Г.Х. Боронова, Н.В. Прусова. - М.: Эксмо, 2012. - 160 с.
14. Битянова М.Р. Социальная психология - М.: 2001
15. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - 207 с.
16. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
17. Валиева О.В. Управление персоналом: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2010. - 175 с.
18. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 688 с.
19. Вичев В.В., Мораль и социальная психика.-М., 1978.
20. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М., Гардарика, 1996.
21. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе.//Социально-психологические проблемы производственного коллектива/Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.
22. Грядовой Д.И., Кикоть В.Я. Социальное управление. Теория, методология, практика: монография. М.: Юнити-Дана, 2012. - 312 с.
23. Дейнека А.В. Управление персоналом: Учебник. М.: Дашков и К. - 2010. - 291 с.
24. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. Учебное пособие. М.: «Академия Естествознания». - 2012. - 372 с.
25. Донцов А.И. Психологические основы интеграции коллектива Автореф.дис.д-ра психол наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. Фак. Психологии. М., 1988. 39с.
26. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2009. - 365 с.
27. Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учеб. /Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 336 с.
28. Иванцевич Д. М Лобанов А. А Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело 1993.
29. Индивидуальные стратегии предложения труда: теория и практика / С. А. Баркалов, Д. А. Новиков, С.С. Попов. М.: ИПУ РАН, 2012. - 110 с.
30. Кадыш Е. А. Государственные и муниципальные учреждения: учет в 1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8 на практических примерах. М.: Издательство: 1С. - 2011. - 210 с.
31. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
32. Королев Л. М. Психология управления: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2011. - 188 с.
33. Крысько В. Г. Социальная психология - М.: 2002
34. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель.: М.: 1990
35. Лекции по методике конкретных социальных исследований.. М., 1972.С. 168
36. Ларри Боссиди, Рэм Чаран. Исполнение. Системадостиженияцелей = Execution: TheDisciplineofGettingThingsDone. -- М.: «АльпинаПаблишер», 2012. -- 328 с.
37. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
38. Лукаш Ю. А. Эффективная кадровая политика как составляющая обеспечения безопасности и развития бизнеса: учебное пособие. М.: ФЛИНТА, 2012. - 201 с.
39. Лукичева Л.И. Управление персоналом: курс лекций, практические задания. Гриф УМО / Л. И. Лукичева; Под ред. проф. Ю. П. Анискина. - М : ОМЕГА-Л. - 2007. - 264 с.
40. Макаренко А.С., Полное собрание сочинений: В 7 т.- М., 1956 г.
41. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. Издательство: Юнити-Дана, 2012. - 222 с.
42. Материалы научной конференции, вып.2 . /В. Н. Литвинов. - Рига.:1969.
43. Ложкин Г. В. Психология конфликта
44. Михалюк О. С. Хрящева Н. Ю. Диагностика социально-психологического климата группы //Практикум по экспериментальной психологии - Л. 199 Михайлина Г. И., Матраева Л. В., Михайлин Д. Л., Беляк А. В. Управление персоналом: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012. - 280 с.
45. Организационное поведение: Учебно - методическое пособие по курсу для студентов старших курсов и магистрантов. / Подопригора М.Г. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. - 261 с.
46. Организация и нормирование труда: В. С. Рябушкина. Учебно-методическое пособие для вузов, Воронежского государственного университета, Воронеж 2011. - 214 с.
47. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2011. - 328 с.
48. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учеб. Пособие; 11-е изд., испр. -М.: Новое знание, 2009.
49. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива Пути и методы изучения - Л.: 1981
50. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. С.223.
51. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: изд-во ЛГУ, 1990.
52. Психология менеджмента. / Под ред. А.В. Карпова. - Москва: Гардарика, 2007 г.
53. Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского - Ростов на Дону.:1997
54. Проблемы руководства научным коллективов. / Род ред. М.Г. Ярошевского. - М.:”Наука”, 1992. - 321 с.
55. ПР Джона Честары - практика ПР. ... М: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»,: Изд-во Экмос.1997. 272 с.
56. Пугачёв В. П. Планирование персонала организации: Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 2011. - 235 с.
57. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. /Под ред. Б. Д. Парыгина. - Л.: «Наука», 1996. - 241 с.
58. Свенцицкий АЛ. Социальная психология: Учебник.-- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.
59. Соколова Н. Е., Кириллова Г. В. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного открытого университета, 2011. - 139 с.
60. Соломанидина Т. О., Соломанидин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие. Издательство: Юнити -Дана, 2012. - 312 с.
61. Социальная психология /Под ред. А.В. Петровского и др. - М.:1987
62. Социальная психология/Под редакцией А.Л Журавлева - М.: 2001
63. Соколова Г. Н. Экономическая социология. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ИИД «Филинъ»; Мн.: «Белорусская наука», 2000. - 376 с.
64. Старобинский Э. Е., «Как управлять коллективом», М., 2005 г.
65. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Юнити, 2002.
66. Управление персоналом: Учебник /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М., 2001.
67. Управление предприятием и анализ его деятельности /Под ред. В.Н. Титаева. М.: Финансы и статистика, 2001.
68. Управление персоналом : учеб. пособие / под ред. О. И. Марченко. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 224 с.
69. Управление персоналом : учебник / общ. ред. А. И. Турчинова. - М., 2012. - 488 с.
70. Управление персоналом организации : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. - М., 2013. - 381 с.
71. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 638 с.
72. Управление персоналом организации/ под ред. А. Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2009. - 638 с.
73. Управление персоналом: учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б. Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2010. - 560 с.
74. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 423 с.
75. Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б. Л. Ерёмина. Издательство: Юнити-Дана, 2012. - 563 с.
76. Управление персоналом: Электронное учеб. пособие. 3-я редакция/ Карякин А. М. Иван. гос. энер. ун-т. - Иваново, 2012. - 196 с.
77. Фомина В. П., Анзорова С. П. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Издательство Московского государственного открытого университета. - 2011. - 82 с.
78. Филатова О. Г. Социальная психология. Курс лекций. - СПб.: 2000.
79. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.
80. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
81. Чернышов А.С., Крикунов А.С. Социально-психологические основы организованности коллектива. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. - 164с.
82. Шапиро, С.А., Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс/С. А., Шапиро, О. В. Шатаева. - М.: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2008. - 468 с.
83. Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога.- М.:АСТ; Харьков, 2005.
84. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М., 1982.
85. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993. - 240 с.
86. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. - М.: АО «Ассиона», 1996. - 232 с.
87. Шексня С.В. Управление персоналом в современной организации. - М., 1997.
88. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 1986.
89. Шепель В.М., 1974.
90. Щёкин Г. В. Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента: Науч. - практ. пособие. - К. : МАУП, 1999.
91. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003. - 560 с.
92. Яковлева Е.В. Персонал как объект управления в условиях инновационной экономики // Креативная экономика. -- 2010. -- № 6 (42). -- c. 7-13.
93. Язенков Е.И. Применение различных методик в определении оптимальной численности персонала предприятия // Российское предпринимательство. -- 2012. -- № 17 (215). -- c. 79-84.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации (О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто)
Психологический климат первичного подразделения организации понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов этого подразделения к подразделению и организации как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в подразделении. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание - нежелание работать в данном подразделении», «желание -- нежелание общаться с членами подразделения в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей членов подразделения». Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования - 5-10 минут.
Тестовый материал
Инструкция: «Просим вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе. Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо внимательно прочитать варианты ответа, выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению, а затем поставить знак «+» против выбранного вами ответа.
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:
§ большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди;
§ в нашем коллективе есть всякие люди;
§ большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.
2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга:
§ нет, конечно;
§ скорее нет, чем да;
§ не знаю, не задумывался над этим;
§ скорее да, чем нет;
§ да, конечно.
3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:- деловых качеств большинства членов коллектива
§ да;
§ пожалуй, да;
§ не знаю, не задумывался над этим;
§ пожалуй, нет;
§ нет.
- личных качеств большинства членов коллектива
§ да;
§ пожалуй, да;
§ не знаю, не задумывался над этим;
§ пожалуй, нет;
§ нет.
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который вам очень не нравится. Против какой цифры располагалась бы оценка вашего коллектива, данная вами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись:
§ это бы меня вполне устроило;
§ не знаю, не задумывался над этим;
§ это бы меня совершенно не устроило.
6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:
§ нет, не смог бы;
§ не могу сказать, не задумывался над этим;
§ да, смог бы.
7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. Против какой цифры располагалась бы оценка вашего коллектива, данная вами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
8. Как вы думаете, если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива:
§ да, конечно;
§ скорее да, чем нет;
§ затрудняюсь ответить;
§ скорее нет, чем да;
§ нет, конечно».
Обработка результатов. Анализ данных, полученных при использовании методики, стандартизован и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами (на опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5 и 8 - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем третий вопрос содержит два вопроса). Ответ на каждый вопрос принимает только одну из возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
§ положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные, а третий имеет любой другой знак);
§ отрицательная оценка, содержащая три ответа - отрицательные, а любым другим знаком);
§ неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно свести в следующую таблицу, в каждой клетке которой должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.
Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента.
Участники опроса |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
|
1. |
||||
2. |
||||
3. |
||||
... |
||||
n |
где 2(+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, 2(-) - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой, классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, в третий - положительными.
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
§ полностью положительное;
§ положительное;
§ полностью отрицательное;
§ отрицательное;
§ противоречивое, неопределенное.
В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.
Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой Н. П. Фетискина
Интегральная удовлетворенность трудом
НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ:
Интегративным показателем, отражающим благополучие - неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями сотрудниками и с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие.
ИНСТРУКЦИЯ:
Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.
Опросник
То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:
а)да
б)отчасти
в) нет
За последние годы я добился успехов в своей профессии:
а)да
б)отчасти
в) нет
У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
а)да
б)не со всеми
в) нет
Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
а) да
б) не всегда
в) нет
Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
а) да
б) отчасти
в) нет
В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:
а) да
б) время от времени
в) нет
С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
а) да
б) не уверен
в) нет
Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
а) да
б) что-то среднее
в) нет
В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на вас работу:
а) да
б) среднее
в) нет
В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
а) да
б) редко
в) нет
Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
а) да
б) среднее
в) нет
Процесс работы доставляет мне удовольствие:
а) да
б) время от времени
в) нет
Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:
а) да
б) не совсем
в) нет
У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:
а) да
б) иногда
в) нет
Меня редко поощряют за работу:
а) да
б) иногда
в) нет
Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил место работы:
а) да
б) может быть
в) нет
Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:
а) да
б) иногда
в) нет
В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:
а) да
б) не совсем
в) нет
Обработка и интерпретация результатов
Ключ
Составляющие удовлетворенности трудом |
Утверждения |
Максимальный балл |
|
Интерес к работе |
1, 6, 12 |
6 |
|
Удовлетворенность достижениями в работе |
2, 7 |
4 |
|
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками |
3, 8, 14 |
6 |
|
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
10, 15, 17 |
6 |
|
Уровень притязаний в профессиональной деятельности |
5, 11 |
4 |
|
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку |
4, 16 |
4 |
|
Удовлетворенность условиями труда |
3, 18 |
4 |
|
Профессиональная ответственность |
9 |
2 |
|
Общая удовлетворенность трудом |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, |
28 |
Дешифратор к ключу
Для получения как общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:
Утверждения |
Варианты ответов |
Утверждения |
Варианты ответов |
|||||
А |
б |
В |
а |
б |
В |
|||
123456789 |
222222220 |
111111111 |
000000002 |
101112131415161718 |
220000202 |
111111111 |
002222020 |
Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.
Средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов. Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%, а высокий - выше 56%.
Диагностика групповой мотивации И.Д. Ладанова
Стимульный материал (список вопросов)
Настоящий тест составлен по типу семантического дифференциала. Он может применяться как для индивидуального пользования, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации. Возле каждого пункта опросника имеется шкала оценок в баллах от 1 до 7. В левой части теста представлены положительные факторы, характеризующие групповую мотивацию. В правой его части представлены факторы, отрицательно характеризующие групповую мотивацию.
Инструкция. Перед вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных), позволяющих оценить степень сформированное групповой мотивации. Просим вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий балл (обведите кружком цифру, соответствующую вашим представлениям), который характеризует состояние мотивации в группе, членом которой вы являетесь. Затем суммируйте все отмеченные баллы. Желательно, чтобы это задание выполнили все члены вашей группы, и был получен средний результат оценок. После этого обсудите выполненное задание к группе.
№п/п |
Преобладающие факторы |
Оценка в баллах |
№п/п |
Преобладающие факторы |
|
1 |
Высокий уровень сплоченности группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
1 |
Низкий уровень сплоченности группы |
|
2 |
Высокая активность членов группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
2 |
Низкая активность членов группы |
|
3 |
Нормальные межличностных отношения в группе |
7 6 5 4 3 2 1 |
3 |
Плохие межличностные отношении в группе |
|
4 |
Отсутствие конфликтов в группе |
7 6 5 4 3 2 1 |
4 |
Наличие конфликтов в группе |
|
5 |
Высокий уровень групповой совместимости |
7 6 5 4 3 2 1 |
5 |
Низкий уровень групповой совместимости |
|
6 |
Личностное осмысление организационных целей и их прииятие |
7 6 5 4 3 2 1 |
6 |
Непринятие работниками организационных целей |
|
7 |
Признание авторитета руководителя |
7 6 5 4 3 2 1 |
7 |
Члены группы не принимают авторитета руководителя |
|
8 |
Уважение к компетентности руководителя |
7 6 5 4 3 2 1 |
8 |
Члены группы не отдают должного компетентности руководителя |
|
9 |
Признание лидерских качеств руководителя |
7 6 5 4 3 2 1 |
9 |
Члены группы не считают своего руководителя лидером |
|
10 |
Наличие доверительных отношений, членов группы с руководителем |
7 6 5 4 3 2 1 |
10 |
Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем |
|
11 |
Участие членов группы в процессе принятия решений |
7 6 5 4 3 2 1 |
11 |
Непринятие членами группы участия в обсуждении и принятии решении |
|
12 |
Есть условия для выражения творческого потенциала членов группы |
7 6 5 4 3 2 1 |
12 |
Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы |
Ключ обработки и интерпретация
Суть обработки результатов сводится к суммарному подсчету баллов по всем 25 утверждениям.
Уровням групповой мотивации соответствуют следующие показатели:
25-48 баллов - группа отрицательно мотивирована,
49-74 балла - группа слабо мотивирована,
75-125 баллов - группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов,
126-151 баллов - группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха в деятельности,
152- 175 баллов - группа положительно мотивирована на успех в деятельности.
Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест)
Инструкция
Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них - своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива.
В левой колонке - суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой - антипод каждого суждения. Между антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе.
Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков.
Опросник Признаки здорового психологического климата
Шкала оценки Признаки нездорового психологического климата
1 . Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. 5-4-3-2-1 1 . Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.
2. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. 5-4-3-2-1 2. Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению.
3. Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении. 5-4-3-2-1 3. Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения.
4. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. 5-4-3-2-1 4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих.
5. В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие. 5-4-3-2-1 5. В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком. Признаки здорового психологического климата Шкала оценки Признаки нездорового психологического климата
6. В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. 5-4-3-2-1
6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого.
7. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. 5-4-3-2-1 7. В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно. В. У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. 5-4-3-2-1
8. Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе».
9. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций 5-4-3-2-1
9. Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями.
10. Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем ной всем коллективом. 5-4-3-2-1 Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем.
11 . Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. 5-4-3-2-1. У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов.
12. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. 5-4-3-2-1 1 2. Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает.
13. В нашем коллективе гласность - это норма жизни. 5-4-3-2-1 13. До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко.
Итого баллов.
Обработка и интерпретация. Итоговые показатели психологического климата поданной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов.
Высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов; средней благоприятности - 31-41 балл; незначительной благоприятности - 20-30 баллов.
Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.