/
Департамент образования города Москвы
1. Диагностика учебной деятельности
Название: Методика «Треугольники».
Возраст, на который ориентирована данная методика, в источнике не указан.
Цель: исследование переключаемости внимания ребенка.
Материал: чистый лист бумаги (можно линованный) и карандаш.
Ход работы: ребенку предлагается начертить 3 строки треугольников, обращенных вершиной вверх, а затем еще 3 строки треугольников, обращенных вершиной вниз.
Инструкция 1: «Нарисуй, пожалуйста, на этом листе три строчки треугольников, обращенных своей вершиной (острием) вверх: (показать)»
После того как ребенок выполнит это задание, ему дается новая инструкция, которую он должен выполнить сразу, не делая остановки после первого задания.
Инструкция 2: «А теперь нарисуй следующие три строчки треугольников, но так что, чтобы они были расположены вершиной (острием) вниз».
Обработка данных. Анализируется качество выполнения испытуемым первого и второго заданий, ошибки которые, возможно, появились при переходе от первого задания ко второму, их характер.
Кроме качественного анализа, сделать заключение о развитии у ребенка переключаемости внимания помогает и количественный анализ, проводимый в соответствии со следующими критериями оценки полученных результатов:
1) 5 баллов - ребенок правильно выполняет второе задание. Это свидетельствует о развитой переключаемости внимания, его хорошей концентрации и устойчивости, отсутствии даже незначительных признаков инертности.
2) 4 балла - ребенок допускает ошибки при рисовании первых трех фигур второго задания, а затем выполняет его правильно. Это указывает на негрубо выраженные нарушения, а именно, на замедленную переключаемость и врабатываемость;
3) 3 балла - имеются ошибки, исправленные самим ребенком по ходу выполнения второго задания. Это говорит о некотором нарушении переключаемости внимания, выражающемся в единичных случаях «застревания» на предыдущем действии;
4) 2 балла - первые один - три треугольника второго задания выполнены правильно, а затем - ошибочно. Это свидетельствует об отчетливых нарушениях переключаемости внимания;
5) 1 балл - отказ от выполнения второго задания или сразу же после второй инструкции появляются стойкие ошибки. Это указывает на выраженные нарушения переключаемости внимания, стойкое «застревание» на предыдущем действии.
Маша Е. 6 л. 8 мес.
Перед ребенком кладется разлинованный листок на 6 полосок и карандаш, на одинаковом расстоянии от обеих рук. Читается Инструкция 1, показывается как рисовать треугольник вершиной вверх.
Маша взяла карандаш в правую руку и приступила сразу после объяснения к выполнению задания, иногда оглядываясь по сторонам.
Закончив первое задание получила Инструкцию 2. Слегка задумалась.
Маша: это треугольники только головой вниз?
Я: Да, Маша, все верно. Продолжай.
На выполнение всего задания ушло 87 сек. С заданием Маша справилась и не имела ошибок.
Результат: 5 баллов.
Саша Н. 6 л. 8 мес.
После объяснения задания Саша отсчитал 3 строки и начал рисовать на третьей строчке. Задание выполняет правой рукой. Когда закончил третью строку поднял голову, а потом вспомнил про задание, без подсказок, стал выполнять его дальше, заполняя первую и вторую строчку.
Получил Инструкцию 2
Саша: Вот этой стороной вниз? (перевернул листок с уже готовыми строчками треугольников)
Я: Ты все правильно понял, продолжай.
Выполнил задание за 102 сек. С заданием Саша справился и не имел ошибок.
Результат: 5 баллов.
Ярослав Г. 6 л. 2 мес.
Получив Инструкцию 1, Ярослав приступил к заданию. Выполнял его правой рукой.
Ярослав: 3 строки это тут. (указывает на первые три строки)
Я: Выполняй, Ярослав.
Сразу после выполнения первого задания получил Инструкцию 2. Перед тем как выполнить задание подумал.
Во время выполнения Ярослав проговаривает шепотом: «И раз, и два, и три». Когда рисует сильно давит на карандаш. На пятой строке один треугольник получился неровным, больше похож на четырех угольник.
Ярослав: Ой. У меня не получилось.
Я: Ничего страшного, Ярослав. Давай продолжим.
На выполнения методики у Ярослава ушло 98 сек. С заданием справился, ошибки отсутствуют.
Результат: 5 баллов.
Обработка данных:
ребенок |
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|
Маша Е. 6 л. 8 мес. |
+ |
|||||
Саша Н. 6 л. 8 мес. |
+ |
|||||
Ярослав Г. 6 л 2 мес. |
+ |
|||||
Даша А. 6 л. 4 мес. |
+ |
|||||
Ваня Л. 6 л. 9 мес. |
+ |
|||||
ИТОГ |
3 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Анализ:
ребенок внимание мотивационный школа
Вывод: В ходе исследования мною была выявлена переключаемости внимания ребенка. Трое детей из группы правильно выполняет второе задание. Это свидетельствует о развитой переключаемости внимания, его хорошей концентрации и устойчивости, отсутствии даже незначительных признаков инертности. А двоя, имеют ошибки, исправленные самим ребенком по ходу выполнения второго задания. Это говорит о некотором нарушении переключаемости внимания, выражающемся в единичных случаях «застревания» на предыдущем действии.
2. Диагностика общения ребенка со взрослым.
Название: Изучение типа общения ребенка со взрослыми
Цель: Изучить тип общения ребенка со взрослым.
Материал: Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.
Проведение исследования: Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.
Обработка результатов: Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками -- это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания -- познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы -- личностное общение (III ситуация).
Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из 3 ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в эксперименте.
Ярослав 6 л. 2 мес.
1 этап.
Я: Ярослав, что бы ты хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со мной на интересные тебе темы?
Ярослав: А это энциклопедия?
Я: Да. Может ты хочешь почитать? Узнать что то новое?
Ярослав рассматривает материал.
Ярослав: У меня дома тоже есть энциклопедия про животных, мне бабушка с дедушкой подарили.
Для Ярослава я предоставила выбор между энциклопедией, кногой для дошкольников Азбука, игрой в цветные счетные палочки Кюизенера (набор палочек разного размера и цвета для логических игр) и игрой в конструктор, где нужно собрать птичек из деталей.
Ребенок рассмотрел все предметы.
Я: Ну что ты определился, что мы будем делать? Читать, поговорим или сыграем?
Ярослав: Я хочу поиграть.
Я: Хорошо, какая игра тебя интересует?
Ярослав выбрал игру в конструктор, и подтянул к себе коробку с игрой.
Ярослав: А как в это играть?
Я: Это конструктор. Из деталей которые находятся здесь необходимо собрать все что тебе понравится. С чего ты начнешь?
Ребенок молча собирает из деталей птицу.
Я: Что у тебя получилось?
Ярослав: Это птичка.
Я: Может мы вместе соберем с тобой что нибудь еще? Ведь деталей в коробочке много?
Ярослав: Я сейчас соберу утку.
Собирает утку. И ставит рядом с первой птичкой. После этого Ярослав решил разобрать птичку и утку и собрал новое животное с 2 головами и 2 крыльями.
Я: А это кто у тебя получился?
Ярослав: Похоже на змея- Горыныча.
Мы с ребенком находились в кабинете. За дверью было слышно как дети закричали.
Ярослав: Это Артем, он вечно лезет к нам, к сильным. А потом плачет. Это мальчик из нашей группы.
Я: И вы что его обижаете?
Ярослав: Нет. Получает сдачу.
В коробке имеются детали усы, глаза, уши, рот и нос. Ребенок рассматривает их.
Я: Можно собрать лицо.
Ярослав: Мне птички нравятся.
Разбирает свои игрушки, начинает собирать новые. Новые образы имеют по две головы и 3 крыла. Потом пересобирает их. Получилась птица с 2 головами, 2 крыльями и 2 лапами. Следущей была игрушка с 3 головами, 4 крыльями и 1 хвост.
Я: Летать то она у тебя сможет?
Ярослав: Да.
Во время проведения исследования в кабинет заглянул ребенок. Ярослав показал жест кулаком.
Я: Зачем ты им показываешь кулак? Не обращая на них внимание. Им тоже интересно чем ты тут занимаешься.
Ярослав: Они меня так боятся.
Новый образец имел 2 головы,2 лапы, 2 крыла без хвоста.
Я: Что же у тебя получилось сейчас?
Ярослав: Это дракон.
Ребенок снова разбирает все. Изменил расположение деталей. Придумал новый образ. Он имеет 3 головы, из которых растут крылья.
Ярослав: Мама обещала мне купить новую рогатку, которая, когда ее так бум запускаешь, крутится и летит вниз. Мой дракон так же полетит.
Я: Может мы придумаем имена нашим новым игрушкам.
Ярослав: Да нет.
Ярослав положил готовую игрушку на стол.
Я: Ну что ты наигрался?
Ярослав: Нет. Я еще немного поиграть хочу.
Я: Хорошо давай еще соберем кого-нибудь. Возьми неиспользованные детали. Может мы из них составим что то новое?
Ярослав собирает новую игрушку. У нее 2 пары крыльев и голова.
Я: Она у тебя наверно только плавает и летает, ведь лапок нет.
Ярослав: Нет, я придумал новую. У меня будет красная уточка.
Ребенок выбрал детали красного цвета и собирает утку, напевая: « Ута- ута- ута- уточка»
Я: Ну все, Ярослав, спасибо тебе за игру. Тебе понравилось?
Ярослав: Да. Придете еще?
Я: Обязательно.
Совместная игра проходила 20 минут.
2 этап.
Я: Здравствуй, Ярослав. Сегодня мы с тобой будем решать что нам делать вместе: играть, читать или поговорить.
Ярослав: Вчера мы собирали.
Я: Да, вчера ты играл, а что сегодня выберешь?
Ярослав: И сегодня хочу. На новый год я попросил шар - лабиринт, он развивает.
Я: Хорошая занимательная игра, потом мне расскажешь как в нее играть.
Ребенок рассматривает книги.
Ярослав: У меня дома тоже энциклопедии. Даже 2. Сегодня буду наверное непонятных птичек собирать.
Я: Давай. Что ты выберешь тем и будем заниматься.
Ярослав: Птичку - истребитель сделаю сейчас. (Выбирает конструктор)
Ярослав: Я смотрел, как террористы в самолет положили бомбу и взорвали его. Из - за этого теперь в Египет летать нельзя. А в другом городе началась война.
Я: Да, я тоже слышала про это. А ты много смотришь таких новостей?
Ярослав: Это папа смотрит.
Ярослав собирает новые виды птиц, на предложенную помощь отказался. Упала деталь.
Я: Давай я подниму мне ближе.
Ярослав: Она близко.
Прикрепил к телу 4 лапы, 3 головы, 2 крыла и 1 хвост.
Я: Где- то я видела похожее существо.
Ярослав: на змея- Горыныча похоже.
Я: Да, у него тоже было 4 лапки. И еще он огнем дышал
Ярослав: Зачем?
Я: Он так защищался. Ведь лапки у него коротки и победить он может только огнем.
Собирает другую игрушку.
Ярослав: Птичка- истребитель, только без крыльев.
Я: Может она бегает быстро?
Ярослав: О, спасибо за идею. Я построю птичку Киви. Вы знаете такую?
Я: Да. Ну давай соберем.
Собрал птицу с 4 крыльями.
Я: Это твоя Киви?
Ярослав: Она отжимается.
Добавляет еще 4 лапы.
Ярослав: Это уже другая, четырехлапная. Мне сегодня приснился сон. Во сне была кость саблезубого тигра. Я там шел, а мои друзья испугались. Я им сказал, что они- глупышки.
Ярослав: О! (Собрал другую)
Я: Это какая то супербыстра птичка. Ведь у нее так много крыльев и лап.
Собирает другу. Последняя похожа на первую.
Я: Ну все, Ярослав. Наше время закончилось. Спасибо тебе за игру.
Ярослав: И вам спасибо.
Время проведения 2 этапа 20 минут.
3 этап.
Я: Здравствуй, Ярослав. Наше дело осталось тем же. Тебе нужно выбрать чего ты хочешь сделать сегодня вместе со мной: почитать, поговорить или поиграть в игру. Что ты выбираешь?
Ярослав: Я думаю. ( рассматривает все варианты)
Ребенок снова выбрал конструктор.
Я: Хорошо, это твой выбор. Давай поиграем.
Собирает образ птицы.
Ярослав: Крылья на разном уровне. Птичка.
Я: Можно исправить. Давай помогу. ( от помощи отказался) Понравился тебе так этот конструктор? Здесь можно и лицо собрать. Посмотри: усы, глаза, губы, уши.
Ярослав: У меня дома тоже конструктор. Лего мелкое и большое, и еще обычный.
Собирает из деталей лицо с усами.
Ярослав: Это для чего? ( Показывает деталь)
Я: Наверное для ног. Давай соберем. Я придумала. Посмотрим человека на косолапых ногах.
Я собрала и показала Ярославу фигуру из лица с ногами.
Я: Если ты хочешь- мы можем прервать игру.
Ярослав: Нет, я хочу эту. (Показывает палочки Кюизенера) Хочу построить что- нибудь в вышину.
Я: Построй то что тебе не интересно, ведь это не обязательно строить бо образцу.
Ярослав стал строить из палочек конструкцию.
Ярослав: На что это похоже?
Я: Похоже намост с преградой для воды. Все наше время закончилось. Хочешь взять игру и поиграть в нее. Потом оставишь ее, а я утром заберу.
Ярослав: Нет, спасибо. У нас много игр.
Обработка данных
1 этап |
2 этап |
3 этап |
итог |
||
Ярослав Г. 6 л. 2 мес. |
игра |
игра |
игра |
Практическое общение |
|
Саша Н. 6 л. 8 мес. |
книга |
книга |
игра |
Познавательное общение |
|
Даша А. 6 л. 4 мес. |
игра |
книга |
книга |
Познавательное общение |
|
Ваня Л. 6 л. 9 мес. |
беседа |
игра |
беседа |
Личностное общение |
|
Маша Е. 6 л. 8 мес. |
беседа |
книга |
книга |
Познавательное общение |
Анализ:
Вывод: В ходе диагностики мною были изучены типы общении ребенка со взрослым. Я выявила, что из подгруппы детей 3 ребенка предпочитают чтение книг, а значит, имеют вид познавательного общения. Один ребенок выбрал игры- имеет практический тип общения, а еще один имел предпочтительный выбор в общении, значит его тип общения со взрослым- личностное общение.
3. Диагностика мотивов поведения
Название: Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. ВЕНГЕРА
Цель: Диагностировать внутреннюю позицию ребенка.
Проведение теста: Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.
Инструкция: Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.
Стимульный материал: Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов поведения.
1.Если бы было две школы -- одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая -- только с уроками пения, рисования и физкультуры, в какой из них ты бы хотел учиться?
2.Если бы было две школы -- одна с уроками и переменками, а другая -только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?
3.Если бы было две школы -- в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?
4.Если бы было две школы -- в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?
5.Если бы было две школы -- в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?
6.Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
7.Если бы мама сказала: 'Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год,' -- согласился бы ты с таким предложением?
8.Если бы мама сказала: 'Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу', -- согласился бы ты с таким предложением?
9.Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Анализ результатов: За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный -- 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.
Артем 6 л. 5 мес.
1- В первой, потому что если не заниматься физкультурой, то не будешь здоровым. А если не заниматься хорошими уроками, то ничего знать не будешь.
2- С уроками. Уроки нужны что бы дома меньше заниматься, а то на компьютере ничего написать не смогу.
3- Где 5-ки. Потому что так лучше учиться.
4- Где поднимают руку. Где нет порядка там будет шумно.
5- Где задают.
6- Мама.
7- Да. Я бы в саду побыл еще.
8- Нет.
9- Делать задания.
Александра Р. 6 л. 4 мес.
1- В первую. Так знаний будет больше, больше.
2- С уроками. Там все равно есть переменки, а где одни переменки, что валяться весь день?
3- Там где 5- ки и 4- ки. От сладостей зубы болят.
4- С разрешения учителя.
5- В которой на дом задают. Я ведь так больше узнаю.
6- Учительница лучше пусть будут. Мама моя же руководитель, а учитель лучше знает. Что надо детям.
7- Нет.
8- Нет.
9- Уроки и переменки.
Обработка данных:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Итог |
||
Артем К. 6 л. 5 мес. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
7 баллов |
|
Александра Р. 6 л. 4 мес. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 баллов |
|
Ваня К. 6 л. 5 мес. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
4 балла |
|
Маша Е. 6 л. 8 мес. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 баллов |
|
Егор Л. 6 л. 1 мес. |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
4 балла |
Анализ:
Вывод: проведя тест мотивационной готовности к школьному обучению Л. А. Венгера я сделала вывод, что трое детей из выбранной группы детей имеют сформированную внутреннюю позицию. Два ребенка из пяти опрошенных не имеют еще внутренней готовности к школе, так набрали количество баллов менее 5.
Список литературы
1. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе М.: Академический проект, 2003. - 256 с.
2. Лисина М.И, Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников. - Алма-Ата, 1989. - С. 71-72.
3. www.soh12.ucoz.ua.