Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Гендерный аспект переживания в контексте психологического анализа

Работа из раздела: «Психология»

/

1. Гендерный аспект переживания в контексте психологического анализа

1.1 Определение понятия гендер

Многомерное, развивающееся, по-разному толкуемое многочисленными исследователями понятие «гендер» стало в последней трети ХХ столетия центральной категорией междисциплинарной научной области знания под названием «гендерные исследования». Различие между двумя терминами «sex» (биологический пол) и «gender» (социокультурный пол) ввели психолог Роберт Столлер и эндокринолог Джон Мони. Джон Мони считается первым, кто ввел понятие гендера, гендерной идентичности, гендерной роли для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной. Объединив уже имеющиеся скудные данные с результатами собственных клинических исследований, Мани и его коллеги начали разрабатывать модель процесса формирования принадлежности человека к мужскому или женскому полу или приобретения качеств, типичных для обоих полов [2, с. 56].

В качестве первичного, наиболее абстрактного, и до сих пор признаваемого исследователями, определения гендера мы возьмём определение, принадлежащее Энн Оукли: «Пол» (sex)является словом, которое соотнесено с биологическими различиями между мужчиной и женщиной: видимая разница в гениталиях, соответствующая разница в воспроизводящей функции. «Гендер»(gender) между тем есть предмет культуры: он соотнесён с социальной классификацией на «маскулинное» и «фемининное»... постоянство пола должно быть признано, но также должно быть (признано) разнообразие гендера».

Термин «гендер» первоначально принадлежал только лингвистике. В англо-русском словаре В.Мюллера «гендер» имеет два значения: первое для обозначения грамматического рода, второе для обозначения пола в его шутливом смысле [3, с. 98].

Появление понятия гендера ни исторически, ни логически не случайно. Этот термин принадлежит английскому языку и западной цивилизации, в русском языке он скалькирован с английского и не имеет адекватного перевода. Можно сказать, что «гендер» является составной частью современного процесса глобализации, понимаемого как вовлечение всего мира в единые универсальные процессы, начавшиеся ещё в период великих географических открытий 15 века. Именно западная цивилизация исторически и теоретически подошла к такому этапу своего развития, когда гендерные изменения и гендерный анализ стали необходимостью.

Конечно, эта необходимость не была проявлением «хитрости разума» (по Гегелю), каковой породил субъекта гендерных изменений и гендерного анализа - феминистское движение. В реальности само феминистское движение первой и второй волны было закономерным ответом на многочисленные вызовы эпохи. И этому движению стал необходим свой концептуальный аппарат для теоретического анализа общества, культуры и истории.

Понятие гендера является одним из механизмов преодоления идеологии патриархатности и андроцентризма. Так, Г.А.Брандт пишет, что разведение понятий пола и гендера в теории западного феминизма часто связывалось с критикой андроцентризма и поддержкой андрогинного типа общества. «В противоположность андроценристскому в андрогинном обществе половые различия будут делом очень маленькой значимости - здесь не будет мужчин и женщин в традиционном смысле слова, здесь будут индивидуальности с разным набором мужских и женских качеств, которые распределены вне зависимости от физиологического строения органов, и свободным, не навязываемым обществом выбором вида социального поведения и сексуальной ориентации» [4, с. 75].

То, что понятие гендера переосмыслил и ввёл в научный оборот психолог, отнюдь не случайно. Уже в книге О. Вейнингера «Пол и характер», автор указывает «главное - бисексуальность каждого человеческого существа, наличность в нём в разных пропорциях и мужских, и женских черт характера» [5, с. 69].

Непрямая зависимость мужских или женских черт характера от биологического пола уже выводила исследователей на размышления о «природе» маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности).

Психология, история, социология, этнография были первыми дисциплинами, подготовившими обоснование категории гендера как междисциплинарного понятия, сделали его респектабельным в системе научного знания. Так, Маргарет Мид, американский антрополог, в 1931-1933 годах на основании сравнительного изучения трёх племён Новой Гвинеи (арапеши, мундугуморы и тчамбули) пришла к выводу, что модели поведения мужчин и женщин в этих трёх племенах существенно различаются, и, таким образом, нельзя говорить о природной заданности, а лишь о культурной детерминированности мужских и женских поведенческих стереотипов. Нетрадиционное распределение мужских и женских ролей было выявлено и в культурах североамериканских индейцев, что позволило говорить об обществах с нетрадиционной системой гендерных ролей.

Один из самых авторитетных социологов современности англичанин Энтони Гидденс объясняет, что «гендер» -- это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин [7, с. 189].

Признание гендерных исследований в западных научных центрах происходило стремительно. К началу 90-х годов практически все научно-образовательные учреждения с солидной репутацией считали своим долгом как развивать гендерные исследования, так и преподавать специальные гендерные курсы. В Россию и Беларусь первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 80-х годов ХХ в. Одновременно начинается гендерное просвещение общества.

В истории развития гендерной проблематики в западной психологии можно выделить три направления.

- первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода -- парадигма половых (гендерных) различий.

- второе направление формировалось под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления -- парадигма уникальности женской психологии.

- третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского интеллектуального движения. В рамках этого направления доминирующей в психологии стала парадигма социального конструирования гендера.

Гендерная психология -- это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией (т.е. иерархией) [8, с. 45].

Согласно социально-конструктивистской парадигме гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества.

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;

2) гендер строится и самими индивидами -- на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.).

Сторонники теории социального конструирования гендера (Б. Хукс, Д. Лорбер) подвергают сомнению тот факт, что все социальное биологически фундировано и поэтому считается естественным и нормальным.

С позиций социального конструирования гендер является социально достигаемыми статусом. Так же как раса, этничность и социальный класс, гендерные категории оказываются институционализированными культурой и социумом. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами. В действительности между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий, но в этой сфере общество накладывает табу на подобие [9, с. 45].

«Маскулинность» и «фемининность» определяются как:

А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины.

Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.

Очерчивая континиум понятий, входящих в определение проблемы полоролевой дифференциации, необходимо остановиться на представлении содержания сущности мужского и женского. В целом половые различия выступают в структуре различных стилей жизни: предметно- инструментального (маскулинного) и экспрессивно-эмоционального (фемининного). В психологическом словаре дается следующее определение. Фемининность - комплекс физиологических, психологических признаков, определяющих принадлежность к женскому полу. Маскулинность - комплекс физиологических, соматических, психических и психологических признаков, определяющих принадлежность к мужскому полу.

При этом традиционно женскими, фемининными качествами принято считать пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т. п. Совокупная гендерная роль женщины включает в себя содержание ролей «мать», «жена», «домашняя хозяйка», «хранительница очага» и только потом «работница», «профессиональный деятель».

Смысловая нагрузка мужской традиционной гендерной роли содержит в себе «добытчика», «защитника», «профессионального деятеля», «главу семьи» и только потом «мужа», «отца».

Маскулинными в рамках традиционного взгляда подразумеваются следующие характеристики:

- доминантность, социальная активность, агрессивность, рационализм, логичность и т. п.

Среди элементов фемининности описываются такие, как открытость, внимательность, сотрудничество, сострадание. Маскулинные качества того же контекста (универсальные для любого пола) включают в себя логичность, рациональность, объективность, действенность, ответственность, независимость, смелость, решительность, активность, стремление к достижениям, лидерству. Необходимо подчеркнуть, что шкалы феминниности - маскулинности соотносятся с одной стороны, с интеллектуальными свойствами, а с другой - с социальными определениями пола и полоролевых предписаний, принятыми в определенной социальной среде.

Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем. С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Так, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.

Таким образом, гендерные стереотипы выступают генеральными факторами в определении переживания. Термин «гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства, дискриминации. В детерминации социального поведения личности приоритет отдан социокультурным факторам.

1.2 Переживание с точки зрения различных психологических концепций

Предметом нашего анализа являются процессы, которые в обыденном языке удачно выражаются словом «переживание» (в том значении, в котором «пережить» значит перенести какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние, вытерпеть, выдержать) и в то же время не нашли своего отражения в научном психологическом понятии переживания [10, с. 47].

Когда мы обеспокоены тем, как небезразличный нам человек переживет постигшую его утрату, это тревога не о его способности чувствовать страдание' испытывать его (не о способности переживать в традиционном психологическом смысле термина), а совсем о другом - о том, как ему удастся преодолеть страдание, выдержать испытание, выйти из кризиса и восстановить душевное равновесие, словом, психологически справиться с ситуацией. Речь идет о некотором активном, результативном внутреннем процессе, реально преобразующем психологическую ситуацию, о переживании-деятельности.

Переживание здесь мыслится как отражение и представляет собой переживание созерцание. Это традиционное понятие задается через категорию психического явления. Всякое психическое явление характеризуется своей отнесенностью к той или иной «модальности» (чувству, воле, представлению, памяти, мышлению), а со стороны внутренней структуры, во-первых, наличием «имманентной предметности», или предметного содержания, и, во-вторых, тем, что оно непосредственно испытывается субъектом, дано ему. Последний аспект психического явления и зафиксирован в понятии переживания. Таким образом, переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания и «модальности».

Особое место в психологической литературе по переживанию занимают работы Ф. В. Бассина, с именем которого в советской психологии 70-х годов ассоциируются проблематика «значащих переживаний» (термин Ф.В. Бассина) и попытка представить их как «преимущественный предмет психологии» [10, с. 49].

В этих работах понятие переживания получало, если можно так выразиться, серьезную встряску, в результате которой границы его были размыты (но и расширены!) сближением этого понятия с большой и неоднородной массой феноменов и механизмов (среди них - «комплекс неполноценности»). А. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. А. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основой любой мотивационной силой в жизни человека.

Таким образом, согласно А. Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности [11, с. 53].

А. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

Главное в работах Ф. В. Бассина заключается, в наметившемся, хотя явно не сформулированном переводе к «экономической» точке зрения на переживание, к усмотрению за поверхностью феноменально ощущаемого потока переживания проделываемой им работы, производящей реальные и жизненно важные, значимые изменения сознания человека. Если бы такой переход удалось проделать строго и систематически, мы бы имели единую теорию переживания, объединяющую переживание-созерцание и переживание-деятельность в едином представлении [10, с. 50].

Однако в истории психологии существуют образцы удачного сочетания этих двух категорий в клинических анализах конкретных переживаний, например, в Э. Линдеманном «работы горя», в сартровском понимании эмоции как «магического действия».

В зарубежной психологии проблема переживания активно изучается в рамках исследования процессов психологической защиты, компенсации, совладающего поведения.

Борьба против невозможности за создание ситуации возможности реализации жизненных необходимостей и есть переживание. Переживание - это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни. Если на уровне бытия переживание - это восстановление возможности реализации внутренних необходимостей жизни, а на уровне сознания - обретение осмысленности, то в рамках отношения сознания к бытию работа переживания состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, что в отнесенности к бытию суть обеспечение его смыслом, а в отнесенности к сознанию - смысловое принятие им бытия.

Переживание является деятельностью, самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями. Эти «функции» вместе с внешними предметными действиями включаются в реализацию переживания точно так же, как и в реализацию всякой человеческой деятельности, но значение как интрапсихических, так и поведенческих процессов, участвующих в осуществлении переживания, может быть выяснено только исходя из общей задачи и направления переживания, из производимой им целостной работы по преобразованию психологического мира, которая одна способна в ситуации невозможности адекватной внешней деятельности разрешить ситуацию [12, с. 127].

Обращаясь к вопросу о носителях, или реализаторах, переживания, остановимся в первую очередь на внешнем поведении. Внешние действия осуществляют работу переживания не прямо, достижением некоторых предметных результатов, а через изменения сознания субъекта и вообще его психологического мира. Это поведение иногда носит ритуально-символический характер, действуя в этом случае за счет подключения индивидуального сознания к организующим его движение особым символическим структурам, отработанным в культуре и сконцентрировавшим в себе опыт человеческого переживания типических событий и обстоятельств жизни.

Хотя переживание, в каком бы виде оно ни представало в различных концепциях, - в виде ли психологической защиты, компенсации или совладания, редко рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью, оно считается всеми авторами процессом, в том или ином виде подчиняющимся целевой детерминации. Анализ литературы показывает, что целевые детерминанты, приписываемые процессам переживания, совпадают с основными 'внутренними необходимостями' жизнедеятельности, которые были обнаружены нами при обсуждении проблемы критической ситуации:

- Здесь-и-теперь удовлетворение.

- Реализация мотива (удовлетворение потребности).

- Упорядочение внутреннего мира.

- Самоактуализация.

Разумеется, все эти 'внутренние необходимости' выступают в психологической литературе под разными именами, но, как правило, постулируемая в той или иной концепции цель процесса переживания достаточно очевидным образом относится к одной из перечисленных 'необходимостей'. Например, за такими целями защитных механизмов, как 'избегание страдания', 'устранение неприятного состояния', отрицание 'болезненных элементов опыта', безо всякого труда угадывается одна и та же гедонистическая устремленность к здесь-и-теперь удовлетворению.

Для классификации и анализа существующих взглядов на целевую детерминацию переживания полезно ввести представление, согласно которому этот процесс в общем случае подчиняется сразу нескольким из четырех названных детерминант, одна из которых выступает в качестве его конечной цели, или мотива, а другие - в качестве непосредственных или промежуточных целей. Если общую целевую формулу переживания изобразить как отношение непосредственных (и промежуточных) целей к конечной, мы получим довольно большое число комбинаторных возможностей. Рассмотрим те из них, которые наиболее отчетливо представлены в литературе по проблеме переживания [13, с. 126].

З. Фрейд считал ,что во всех случаях защита провоцируется тревогой, однако тревога тревоге рознь: опасения Я могут быть связаны с разными угрозами, и соответственно будут различаться цели защитного процесса. Когда имеет место так называемая 'тревога сверх-Я', Я защищается от инстинктов не потому, что они противоречат его собственным требованиям, а ради сохранения хороших отношений со сверх-Я, которому эти инстинкты кажутся неприемлемыми. Целевую формулу этого вида защиты можно изобразить двойным отношением: защитный процесс стремится изменить внутренние связи между Я и инстинктами с тем, чтобы добиться согласованности между Я и сверх-Я и таким путем избежать неудовольствия. При так называемой 'объективной тревоге' целевая организация защиты имеет несколько другой характер: основной мотив - избежать страдания заставляет Я приспосабливаться к требованиям внешней действительности, а для этого добиваться определенных внутренних соотношений, в частности сдерживать инстинкты . [14, с. 126].

Таким образом, понятие переживания в своем широком значении представляется как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни. То есть, переживание - это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта.

семейный кризис гендер психологический переживание

1.3 Гендерные особенности психологического переживания

Психологическая литература изобилует исследованиями, в которых обсуждаются защитные и компенсаторные функции самых разнообразных видов поведения - от художественного творчества и трудовой деятельности до воровства и вообще правонарушения. Ту же роль могут выполнять и такие, казалось бы периферические, процессы, как нарушение константности восприятия. Е. Менакер рассматривает в качестве защитного образования образ-Я, а Г. Лоувенфельд утверждает, что стыд по своему генезису также является защитой. Работу по переживанию ситуации могут брать на себя юмор, сарказм, ирония, юродство [24, с. 126].

Это перечисление, показывает, что диапазон возможных носителей переживания включает в себя абсолютно все формы и уровни поведенческих и психических процессов.

Эта проблема распадается на части:

а) 'Носители' переживания

б) 'Технологические' измерния и элементарные операции переживания

в) Проблема внутренней структуры переживания

Одно из основных поведенческих различий между мужчинами и женщинами состоит в их реакции на стресс. Мужчинам больше свойственно отвечать на стресс реакцией «борьба или бегство», тогда как женщины способны управлять своим стрессом ответом «забота и дружба». Так, на стрессовые ситуации женщина реагирует путём защиты и воспитания своих детей, и стремлением к социальным контактам и поддержке, но, как правило, с другими женщинами. У мужчины же появляется желание найти и обезвредить источник стресса или скрыться от него [25, с. 150].

- Борьба и бегство против дружбы.

Борьба и бегство означает, что столкнувшись с источником стресса, человек реагирует либо агрессивным поведением - вступает в словесный конфликт, применяет более радикальные действия или же старается уйти, убежать, скрыться от стрессовой ситуации. Такой подход больше свойственен мужской половине населения Земли. Подход «дружба» включает разговоры по телефону с родственниками или друзьями, простые социальные контакты, поиск поддержки и совета. Различия подходов к стрессовым ситуациям можно увидеть в манере поведения отцов и матерей со своими детьми после напряжённого рабочего дня.

Когда типичный отец после напряжённого рабочего дня приходит домой, он отвечает на стресс желанием остаться наедине. Он предпочитает насладиться тишиной и покоем вдали от стресса в офисе. В некоторых случаях стресс, произошедший на работе, может послужить возникновению резкой реакции на раздражители, конфликта и ссоры с женой или детьми. Когда типичная мать возвращается домой с работы, где происходила стрессовая ситуация, она с большей вероятностью, с целью справиться с плохим днём, сосредоточит своё внимание на воспитании детей.

-Мужчины опасны стрессовые ситуации.

Мужчины более уязвимы к неблагоприятным последствиям стресса для здоровья. У них чаще, чем у женщин развиваются многие, связанные со стрессом расстройства, в том числе гипертония, агрессивное поведение, злоупотребление алкоголем и тяжёлыми наркотиками. Тогда как женщины, отвечая на стресс подходом «забота и дружба», таким путём защищает себя от негативных последствий стресса. Эта поведенческая картина может частично объяснить, почему женщины в среднем живут на семь с половиной лет дольше мужчин.

- Гормоны объясняют мужской и женский стресс.

Окситоксин, гормон, который вырабатывается как у мужчин, так и у женщин, в ответ на стресс, способен успокаивать человека, делать его менее тревожным и более социальным. Огромную роль он играет во время беременности и родах, когда женщина становится более склонной к материнскому поведению и принадлежности. И, казалось бы, мужчинам также должен быть свойственен подход «забота и дружба», однако, не смотря на равную выработку окситоксина у мужчин и женщин, он не может оказывать на них равное влияние, и причиной тому является нейтрализация окситоксина мужскими гормонами, и усиление женскими гормонами.

Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты. Женщины, испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция 'тщательно обдумать' приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины, наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом, например осуществляя физическую активность, чтобы таким способом разрядить возникшее негативное напряжение.

И. В. Грошев выявил, что мужчины и женщины по-разному разрешают конфликтные ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чаще прибегают к крепким выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовы заплакать.

М. А. Круглова, изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия и миролюбие) минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие у них выражено значительно меньше, чем у женщин.

Во время ссоры, как отмечает И. В. Грошев, женщины чаще вспоминают старые грехи и ошибки, допущенные супругом в прошлом. Мужчины же больше придерживаются проблемы, из-за которой возникла ссора.

Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева, их большей конформностью. Отсюда при разрешении конфликта с участием женщин велика роль посредника. Поэтому, пишет Р. А. Березовская, женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь снять психическое напряжение путем разговора. При этом, как показано И. В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым и статусным параметрам, а женщины придают значение и его внешности [26, с. 40].

И. М. Никольская отмечает, что женщины в трудную минуту больше нуждаются не только в какой-то реальной значимой фигуре, но и в 'воображаемой' (в том числе и Бога), чтобы опереться на ее силу и мощь и вступить с ней в разные формы вербального и невербального взаимодействия. Л. Френсис и П. Пирсонс выявили, например, что у регулярно посещающих церковь мужчин 'фемининный' личностный профиль обнаруживается значительно чаще, чем у других мужчин, и пришли к выводу, что религиозность мужчин более гармонично сочетается с 'фемининным мировоззрением'.

По мнению Лазаруса, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных типа стиля реагирования:

- Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

- Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего [27, с. 54].

Стили реагирования мужчин и женщин на вызванный сложными обстоятельствами стресс отчетливее всего проявляются в способах, к которым они прибегают, чтобы справиться со своими негативными переживаниями или в копинг-стилях и стратегиях. Женщина, испытывая подавленность, стремится думать о возможных причинах своего состояния. Мужчина, наоборот, пытается отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-либо другом или вовлекаясь в физическую активность, чтобы таким способом вывести себя из текущего негативного состояния. Анализируемая модель также предполагает, что женская реакция 'тщательно обдумать', характеризующаяся тенденцией к навязчивому фокусированию на проблеме, увеличивает женскую уязвимость по отношению к депрессии.

Таким образом, решающим фактором в совладании со стрессом является предоставление необходимой личности социальной поддержки. Наиболее важны брак, семья и другие близкие отношения, с которыми связана доверительность и разнообразная помощь в трудных жизненных ситуациях. Устойчивые, долгосрочные взаимоотношения дают человеку уверенность, связанную с доступностью поддержки и ожиданием ее в случае возникновения трудностей.

2. Переживание семейных кризисов как предмет психологического исследования

2.1 Семейные кризисы с точки зрения различных психологических теорий

Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвященные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона.

Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

- теория кризисов относится главным образом к индивиду, хотя некоторые понятия используются применительно к семье, а также к малым и большим группам;

- теория кризисов описывает не только деструктивные аспекты кризиса, но и его ресурсы и возможности в области роста и развития личности [15, с. 54].

Кризис (от греч. krisis -- решение, поворотный пункт) -- нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо. Слово “кризис” несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия. Кризис -- это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

1. Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем.

2. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.

3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников.

4. Повышение тревоги, возникновение депрессии, чувств беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности -- в случае, если все действия, предпринятые на предыдущих стадиях, оказываются тщетными.

Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Критериями диагностики кризиса могут служить следующие показатели:

- наличие события, вызывающего стресс, или длительный стресс, приводящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения и неуспеха в достижении цели);

- переживание горя;

- чувство потери, опасности, унижения;

- чувство собственной неполноценности;

- неожиданность происходящего;

- разрушение привычного хода жизни;

- неопределенность будущего;

- отсутствие целостного видения ситуации (она воспринимается фрагментарно, на первом месте -- ее эмоциональная окраска);

- страх;

- отчаяние;

- обесценивание имеющегося;

- потеря контакта с другими и собой;

- преобладание чувства одиночества и отверженности;

- чувство уникальности собственных переживаний;

- ощущение отсутствия поддержки со стороны окружающих;

- длительное страдание.

По временному параметру и интенсивности переживания кризисы подразделяются на:

- кратковременные и острые;

- затяжные и хронические (длительные по времени, например, тяжелая болезнь).

В соответствии с локализацией рассматривают:

- кризисы переходных периодов, связанные с возрастом;

- кризисы, не связанные с определенным возрастом.

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Семейный кризис -- состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [17, с. 79].

В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:

1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.

Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами (Э.Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи [18, c. 255].

Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.

Первый кризис -- зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис -- начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис -- ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).

Четвертый кризис -- ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис -- ребенок становится взрослым и покидает дом.

Шестой кризис -- молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис -- наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис -- уменьшение сексуальной активности мужчин.

Девятый кризис -- родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис -- умирает один из супругов [19, c. 289].

Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.

Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными. Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Так, например, С. Плзак описал два критических периода в развитии супружеских отношений.

Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.

Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа [20, c.256].

Согласно взглядам Н. В. Самоукиной, первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно -- с понижением его психологического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений. Кризисы в отдельных подсистемах (например, вышеописанные кризисы в супружеских отношениях) могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов, интенсифицируя их проявления [20, c.256].

Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:

- обострение ситуативных противоречий в семье.

- расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.

- нарастание неустойчивости в семейной системе.

- генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.

На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. В результате можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса:

Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне:

- чувство дискомфорта, повышенная тревожность;

- неэффективность старых способов коммуникации;

- снижение уровня удовлетворенности браком;

- ощущение непонятости, невысказанность, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощущение ограничения своих возможностей, неспособность обнаружить в ситуации новые направления развития;

- смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектную позицию, ему начинает казаться, что нечто происходит «с ним» то есть вне его, а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае он искренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведения другого члена семьи приведет к улучшению ситуации (О. А. Шиян);

- закрытость для нового опыта и в то же время надежда на “чудесное возвращение мира”, не связанное с собственными изменениями;

- появление сверхценных идей у некоторых членов семьи;

- формирование симптоматического поведения.

2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне:

- нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты -- симбиотическое слияние и разобщенность);

- деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайними вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость (непроницаемость);

- нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагирования -- «инконгруэнтная адаптация» -- почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается естественный обмен энергии в семье);

-изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал» роли, патологизация ролей);

- нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);

- возникновение семейных конфликтов;

- рост негативных эмоций и критики;

- нарушения метакоммуникации;

- нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи;

- регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи;

- «застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов;

- противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи;

- разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформирован-ность новых;

- нарушение традиций и ритуалов;

- неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;

- дефицит правил.

3. Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне: актуализация семейного мифа;

- реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях;

- нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайними вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;

- нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции);

- нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли);

- нарушение традиций и ритуалов;

- неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых

4. Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне:

- социальная изоляция семьи;

- социальная дезадаптация семьи;

- конфликты с социальным окружением.

В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них -- чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптома называется «идентифицированным пациентом» [16, c.258].

Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что симптом, предъявляемый семьей, представляет собой не что иное, как метафору потребностей семейной системы (Р.Шерман, Н.Фредман).

Можно выделить следующие характеристики симптоматического поведения (О. Б. Борисовская; Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис; И. В. Добряков, И. М. Никольская):

- сравнительно сильное влияние на других членов семьи;

- симптом непроизволен и не поддается контролю со стороны идентифицированного пациента;

- симптом закрепляется окружением;

- симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи;

- симптоматическое поведение «обслуживает» избегание членами семьи других психологических проблем, актуализация которых могла бы быть разрушительной для семейной системы. Тем самым оно выполняет функцию семейного стабилизатора [18, c.258].

Идентифицированный пациент, или носитель симптома, может появиться в семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла семьи, так и при переходе с одной стадии на другую. Обращаясь за психологической помощью, семья, как правило, желает избавиться от симптома, но при этом не хочет что-либо существенно менять. В этом случае на месте одного симптома впоследствии может появиться другой, не менее серьезный. Например, супруг перестает пить, но при этом тяжело заболевает ребенок [21, c.260].

Для определения особенностей прохождения семьей кризисных периодов необходимы анализ и учет семейных «нормативных фильтров». Под «нормативными фильтрами» мы понимаем совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для данной семьи. Их искажающее влияние может быть различным. Идеальными представлениями могут быть частично объяснены такие факты, при которых даже незначительные проблемы в семейной жизни субъективно переживаются семьей очень тяжело. В других семьях, наоборот, даже при наличии серьезных кризисов в развитии их члены могут не рассматривать ситуацию как катастрофическую, оставаться сплоченными, адекватно реагирующими на все происходящее и оказывающими поддержку друг другу.

Обычно члены семьи представляют консультанту откорректированную картину семейной жизни, отражающую их идеальные представления. В соответствии с этим важным является умение семейного психолога рассмотреть эту картину, проанализировать и выявить зоны риска для данной семьи.

Таким образом, кризисом можно назвать ситуацию столкновения с препятствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невозможности справиться с ней с помощью привычных средств.

Кризис не всегда несет в себе негативный смысл. Конструктивное преодоление кризисных ситуаций и периодов жизни дает их субъектам ресурсы для личностного роста и преодоления неизбежно сопровождающих жизнь переломных моментов.

Существующие на сегодняшний день теории кризисов описывают переживание кризисных событий на индивидуальном уровне, то есть анализируют процесс переживания кризисных событий отдельным человеком. Нами была предпринята попытка анализа переживания кризисных ситуаций не отдельным человеком, а семьей на ее микросистемном уровне функционирования. Разработанный подход к анализу семьи в ситуации кризиса позволяет интегрировать теоретические и практические положения кризисной психологии и психологии семьи, на стыке которых рождается новое направление -- психология семейных кризисов.

2.2 Специфическое содержание переживания кризиса одного года

Структура семьи -- одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Данный термин является ключевым в структурной теории семьи С. Минухина: «...Структурный подход к семьям основан на представлении о том, что семья есть нечто большее, чем индивидуальные био-психодинамики ее членов. Члены семьи соотносятся в соответствии с определенным устройством, которое управляет их трансакциями. Эти устройства формируют целое -- структуру семьи».

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими параметрами (свойствами): сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. В качестве ключевых измерений структуры некоторые авторы называют сплоченность и иерархию.

Сплоченность (связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое.

Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и, соответственно, четыре типа семей:

1. Разобщенный (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).

2. Разделенный (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи).

3. Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях) .

4. Запутанный (уровень сплоченности слишком высок, низкая степень дифференцированности членов семьи). [21, c.260].

Сбалансированными и обеспечивающими наиболее оптимальное семейное функционирование являются разделенный и связанный уровни сплоченности.

Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Однако термин “иерархия” не может быть ограничен данным простым определением, поскольку включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Понятие “иерархия” используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи [22, c.129].

Помимо решения эмоциональных проблем, связанных с установлением оптимальной психологической дистанции, молодым супругам также необходимо распределить семейные роли и области ответственности, решить вопросы семейной иерархии, выработать приемлемые формы сотрудничества, разделить обязанности, согласовать систему ценностей, пройти сексуальную адаптацию друг к другу. Именно на этом этапе партнеры ищут ответы на вопросы: «Каковы приемлемые пути разрешения конфликта?», «Выражение каких эмоций в семье считается допустимым?», «Кто за что несет ответственность и при каких условиях?». Таким образом, в течение данного кризисного периода супруги адаптируются друг к другу, ищут такой тип семейных отношений, который удовлетворил бы обоих.

Умение супругов разрешать проблемы, возникающие на начальном этапе семейной жизни, способствует выработке долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего жизненного цикла семьи и помогающих переживать последующие нормативные и ненормативные семейные кризисы.

Гибкость - способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Не сбалансированные по параметру гибкости семейные системы характеризуются ригидностью или хаотичностью [22, c.129].

Первые годы супружеской жизни -- важный и во многом определяющий период существования семьи. По ним можно судить о потенциальном качестве брака и строить прогнозы относительно стабильности данной семьи. Несмотря на яркую эмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.

Создавая семью, супруги оказываются перед необходимостью решить ряд важных задач, лежащих, прежде всего, в сфере эмоциональных отношений. Одна из них -- усиление эмоциональной связи в супружеской подсистеме и отделение от родительской семьи без разрыва эмоциональных контактов с ней или реактивного бегства в другие заменяющие отношения. Супруги, с одной стороны, должны научиться принадлежать друг другу, не теряя близости с расширенной семьей, с другой стороны -- быть частью собственной семьи, не теряя своей индивидуальности. Только в этом случае брак становится процессом, в котором оба партнера и семьи в целом проходят путь индивидуации -- сепарации, получая возможность переживать близость, сохраняя при этом ощущение своей отдельности и автономности.

Для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением (внешние границы), а также между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы) используется параметр “границы семьи”. Семейные терапевты рассматривают развитие границ как важный параметр при оценке структуры семьи. Семейные границы устанавливаются правилами (правилами поведения), которые определяют, кто к данной системе или подсистеме принадлежит и какова эта принадлежность.

На уровне семейной системы отделение супругов от родителей связано с установлением внешних границ молодой семьи -- невидимого барьера, который регулирует объем контактов партнеров с внешним миром, в том числе и с членами расширенной семьи. Этот барьер защищает автономию молодой семьи посредством регулирования отношений близости и иерархии. В парах, не прошедших сепарацию от родительских семей, существенно осложняется формирование близких взаимоотношений между супругами. Последние боятся признать отличия друг в друге, поскольку их непохожесть может оказаться столь значительной, что будет представлять угрозу для их отношений [16, c.157].

Задача установления внешних границ включает в себя также решение вопросов, кто из знакомых и друзей мужа и жены будет допущен в семью и как часто, насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнеров, как проводить отпуск.

Наличие внешних границ и их гибкость обеспечивает молодым супругам определенную частную жизнь и возможность концентрировать усилия на построении взаимоотношений друг с другом. Решение данной задачи предполагает установление в расширенной семье оптимального баланса сплоченности -- индивидуации ее членов. В слитных семьях, члены которых чрезмерно привязаны друг к другу, действует много центростремительных сил, наблюдаются крайности в эмоциональной близости и лояльности, существует страх различий как опасность для существования такой семьи, в связи с чем велика взаимная эмоциональная вовлеченность. Отдельные члены такой семьи не могут действовать независимо друг от друга и имеют мало личного пространства. При этом отношения супругов с их родителями характеризует короткая психологическая дистанция, сверхблизость и высокая взаимозависимость, что затрудняет адаптацию супругов друг к другу и семейной жизни.

По степени проницаемости выделяют жесткие, размытые и проницаемые границы. В хорошо функционирующих семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. Недостаточно четкие внутренние границы затрудняют развитие семьи и взросление ее членов и приводят к возникновению межпоколенных коалиций -- объединений между членами различных подсистем.

Особенности внешних границ отражают степень открытости семейной системы для контактов с внешним миром. Слишком открытые семейные системы (при размытых внешних границах) похожи на “проходной двор”, куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Такая семья не обеспечивает необходимый уровень комфорта и безопасности для ее членов. Но не менее опасна чрезмерная закрытость системы, являющаяся следствием ее жестких внешних границ. Члены семьи с жесткими внешними границами, как правило, отличаются повышенной тревожностью, испытывают страх перед внешним миром и могут иметь трудности при установлении контактов с другими людьми. Внутренние границы проявляются через различия в поведении членов семьи различных подсистем по отношению друг к другу. Так, анализ границ между поколениями отражает специфические структурные различия между ними в сплоченности и иерархии.

Семейные роли -- устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает ее членам что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом (Минухин С, Фишман Ч.). Кроме актуального поведения, в понятие “роль” включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются тому или иному члену семьи.

С момента заключения брака начинается этап, в течение которого перед молодыми супругами встает ряд задач, связанных с адаптацией к семейной жизни и принятием новых ролей. Функционирование семьи в этот период определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:

- личностные особенности супругов (индивидуально-типологические свойства нервной системы, когнитивные и характерологические особенности, система установок на брак, мотивы выбора супруга, ценностные ориентации);

- микросистемные факторы (особенности внутрисемейных процессов в нуклеарной семье);

- макросистемные факторы (семейная история, специфика взаимоотношений в расширенной семье);

- внешнее социальное окружение (особенности государственного строя, семейной политики и функционирования социальных институтов, национальные и религиозные особенности, регулирующие семейное функционирование в данной среде);

- экономические факторы (уровень материального благосостояния, наличие отдельного жилья и т. д.) [16, c.155].

Выделяют следующие семейные роли:

1. Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на микросистемном уровне:

- супружеские роли: муж, жена;

- роли, относящиеся к детско-родительской подсистеме: мать, отец, сын, дочь;

- роли, относящиеся к сиблинговой подсистеме: брат, сестра.

2. Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на макросистемном уровне:

- роли, возникновение которых обусловлено супружескими связями: свекор, теща, невестка, зять и др.;

- роли, обусловленные кровным родством: бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.

В функциональных семьях структура семейных ролей целостна, динамична, носит альтернативный характер и отвечает следующим требованиям:

- непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;

- выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи, при соблюдении баланса индивидуальные потребности -- потребности других членов семьи;

- соответствие принятых ролей возможностям личности;

- способность членов семьи гибко функционировать в нескольких ролях.

Семейные нормы и правила -- совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Они могут касаться как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример -- мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи и регулирующие их обязанности. [22, c.159].

Сообщение требований и ожиданий в семье может быть весьма разрушительным, если они (особенно будучи выдвинутыми родителями) противоречивы и несогласованны. Это делает невозможным их интеграцию, что ведет к внутренним конфликтам и противоречиям в развитии личности ребенка. Делегирование родителями своих неосуществленных планов детям в виде навязанных им жизненных целей может стать помехой в исполнении собственных желаний и потребностей ребенка и в конечном счете приводить к депрессивным состояниям.

На индивидуальном уровне эмоциональная зависимость от родителей проявляется в тревожной привязанности супруга (супругов) к ним, которая либо открыто выражается, либо реактивно отвергается посредством резкого дистанцирования и формирования псевдонезависимых отношений. Однако последние не только не исключают сверхблизости, но и предполагают ее, являясь ее оборотной стороной. Чем значительнее степень зависимости супругов, тем экстремальнее усилия в ее преодолении через установление дистанции и отрицание важности семьи.

Так, дистанцирование (эмоциональный разрыв) является одним из способов, к которому прибегают молодые супруги, чтобы выйти из слитной родительской семьи и справиться с возрастающей тревогой и напряженностью в сверхблизких отношениях. Однако неудовлетворенная потребность в близости приводит к интенсификации супружеских отношений, индуцируя в них рост напряжения, обусловливающего характерную динамику эмоциональной близости между супругами. В результате структура отношений в молодой семье приобретает вид набора альянсов и разрывов или чередующихся периодов сверхблизости и взаимного отчуждения.

Способность пары к близким и независимым отношениям зачастую определяется тем, насколько каждому из супругов удалось стать самостоятельной личностью в родительской семье. М. Боуэн утверждает, что тех, кому не удалось обрести автономию в рамках родительской семьи, отличает эмоциональная холодность или склонность к слиянию с партнером. Высокий уровень слияния супругов достаточно часто встречается в молодых семьях, что в определенной мере помогает паре достичь ценностно-ориента-ционного единства -- своеобразного «мы» пары.

Это процесс, в котором, по словам К. Витакера, двое отказываются от своего лица и становятся никем ради того, чтобы стать частицами симбиотического союза под названием брак. Данные отношения формируются, как правило, за счет сильного подавления индивидуальных потребностей одного или обоих супругов, что вызывает страх утраты своего «Я» и приводит к аккумуляции напряженности в паре. Однако когда «нарциссический» период идеализации партнера проходит, попытки выйти из слияния и отстоять свое «Я» могут стать источником высокого напряжения и конфликтов в паре [16, c.158].

Семейные ценности -- идеалы, представления о семье, ее особенностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее членами. В семье могут находить отражение общегосударственные ценности. Именно семья может явиться источником формирования ценностей, способствующих адаптации и социализации молодежи.

В этот период могут возникнуть и сексуальные проблемы вследствие неопытности, разницы в воспитании и уровне желаний. Супруги могут вдруг осознать, что они очень разные, и испугаться этих различий. И впервые задуматься: 'Если мы такие разные, то что же мы делаем вместе?' Они могут бояться потерять близость, понимаемую как одинаковость и начать бороться разными средствами со взаимной непохожестью.

Один из таких способов борьбы - просто не замечать различий.

Сначала молодожены избегают противоречий и критики, потому что хотят сохранить доброжелательную атмосферу в семье и не ранить чувства друг друга. По прошествии некоторого времени эти скрытые противоречия растут, и супруги обнаруживают, что все время находятся на грани ссоры и почему-то легко и сильно раздражаются, реагируя друг на друга.

Вторым способом поведения супругов в такой ситуации может быть силовая борьба (открытое требование подчиняться или манипулирование супругом с помощью слабости и болезни).

На этом этапе молодожены решают вопросы о том, кто из знакомых мужа или жены будет допущен в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство со стороны родителей супругов.

Молодая пара должна стать относительно независимой от родительского влияния, а родителям необходимо изменить способы общения с детьми после того, как те создали свою собственную семью.

На этом этапе возможны частые конфликты с родительскими семьями. Причина здесь - банальное разделение сфер влияния, ревность (часто этим страдает свекровь), неприятие родителями привычек и стиля поведения нового члена семьи. Например, в семье существуют слишком жесткие требования к детям, усиленный контроль, а также родители привыкли внушать своему ребенку чрезмерное чувство ответственности и вины, в случае, если он сделал что-то не совсем по правилам. Если в такую семью попадает человек с совершенно другими взглядами и стилем поведения, это может стать проблемой. Такая ситуация - сильная эмоциональная встряска как для родителей, так и для молодых супругов. Некоторые пары отрезают себя от взаимодействия с родителями, тем самым пытаясь защитить свою независимость и нервные клетки. Это только способствует разрушению брака, поскольку искусство жить в браке предполагает достижение независимости в сочетании с сохранением эмоциональных связей с родственниками.

Еще одной проблемой на этом этапе является вопрос о заведении ребенка. Врач-психотерапевт часто обнаруживает, что скрытой пружиной, создающей напряжение между молодыми супругами, является нерешенный вопрос о наступлении беременности.

Есть еще одна интересная сторона этого вопроса. Оказывается, многие супруги обращаются к психотерапевту на этой стадии с ощущением того, что, заключив брак, они оказались в ловушке. Если целью брака является уход из родительской семьи, то, вступив в брак, молодые люди обнаруживают, что раз они уже поженились, то цель брака достигнута и все основания для него исчезли.

Деидеализация является нормативным этапом развития эмоциональных отношений в паре, которому, как правило, предшествуют бурные романтические переживания, приписывание партнеру идеальных черт, ощущение большой любви и эмоциональной близости с ним. Крушение иллюзий, происходящее в дальнейшем, неизбежно, так как идеализация является лишь фазой в эмоциональном цикле, следующий этап которого -- разочарование, утрата позитивных эмоций, возникновение безразличия и скуки в отношениях партнеров, что может привести к их распаду.

Наиболее оптимальным вариантом является формирование способности свободно передвигаться между полюсами «индивидуация» -- «сопринадлежность». Когда супруги свободны для перехода от слияния к индивидуации, они получают новые личностные силы и возможности. Тогда они могут принадлежать паре, не теряя себя, своего «Я», сознательно присоединяться или отделяться, не испытывая при этом чувства вины и тревоги. Способность молодых супругов к автономному функционированию помогает им избежать эмоциональной реактивности, приводящей к поляризованным (комплементарным) отношениям: преследователь -- дистанцирующийся, агрессивный -- покорный, независимый -- требовательный и предполагающим необходимость взаимного приспособления партнеров, в отличие от симметричных отношений, основанных на равенстве и сходстве. Преувеличенная комплементарность создает дисфункциональную подсистему, отличающуюся ригидностью и жесткой фиксацией ролей, что обусловливает низкую способность семьи приспосабливаться к переменам (в частности, связанным с прохождением стадий жизненного цикла семьи и сопровождающих их нормативных кризисов) и снижает ее адаптивный потенциал. ссылка

Таким образом, обретение независимости в сочетании со способностью к близким отношениям -- одна из самых сложных задач, решение которой занимает порой всю жизнь. И. Ялом пишет «...Для того, чтобы быть полностью связанным с другим человеком, вам придется сначала найти связь с самим собой. Если мы не можем смириться со своим одиночеством, мы начинаем использовать другого как укрытие от изоляции. Только когда человек сможет жить подобно орлу, не имея возможности высказаться кому бы то ни было... только тогда он будет способен заботиться о росте другого. Итак, если человек не способен разрушить свой брак, этот брак заключен на небесах» [23, c.160].

2.3 Гендерный аспект в переживании кризиса одного года у молодых супругов

Мужчина и женщина по-разному чувствуют себя в самом начале семейной жизни.

Переживание кризиса 1 года зависит от того, как долго пара встречалась до брака, причины создания брака.

Копинг-стратегии

У многих женщин появляется желание сохранить стиль добрачных отношений, чтобы им мужчина всегда говорил комплименты, дарил цветы, подарки. [30, c.168].

На любом этапе развития семьи для женщины важно, что бы мужчина говорил ей что-то хорошее, доброжелательное. Женщина так устроена, что ей нужна словесная поддержка. А мужчины более рациональны.

То есть, разный подход у мужчины и женщины. Женщине нужны доказательства каждый день. И поэтому мужчина не понимает, что с ней каждый день происходит. Но ведь ему ничего не стоит один цветок принести и подарить. Поскольку женщина более эмоциональна, надо дать ей эту эмоциональную поддержку [31, c.66].

В первый год семейной жизни есть такая сложность как монотонность. Если до заключения брака встречались изредка друг с другом, были свидания, и в это время оба были в приподнятом настроении, всё было по-праздничному. В семейной жизни получается, что они видят друг друга изо дня в день. И видят уже всякими, и в хорошем настроении, и в плохом, видят наглаженными, отутюженными и не наглаженными совсем. В результате монотонности, однообразия накапливается эмоциональная усталость. Надо научиться устраивать себе праздники. Просто всё бросить и вместе уехать за город. Другая обстановка, природа, и вы оба успокоились. Просто смена впечатлений. И когда возвращаются из такой поездки люди, все уже по-другому. Многие проблемы уже не кажутся такими глобальными как раньше, и все проще. Самое главное, чтобы это было вместе, и чтобы вместе отдохнули, сбросили эту монотонность, избавились от однообразия.

В результате монотонности наступает эмоциональное утомление, начинается так называемая «гипертрофия мелочей». То есть, пустяки начинают раздражать.

Женщину раздражает, что мужчина, возвращаясь домой, не вешает пиджак на плечики, а бросает куда-то. Раздражает, что зубную пасту выдавливают не посередине, а сверху или снизу (то есть, не там, где она привыкла). И это начинает раздражать до нервного озноба. Мужчину тоже начинают раздражать некоторые вещи. Например, почему она столько времени говорит по телефону. Причем до заключения брака его это умиляло. «Надо же какая она общительная, как ее любят, сколько людей к ней тянется, а она выбрала меня». В браке то же самое раздражает до нервной дрожи. «О чем можно столько часов говорить по телефону? - спрашивает он. - Нет, ты мне скажи - о чем?» [30, c.166].

Позиция, когда кто-то другой должен перестроиться ради другого, это неумная позиция. Еще в древности люди говорили «Если хочешь быть счастливым, будь им». Это же не значит, что весь мир должен перестроиться ради нашего удобства. Должно же быть элементарное терпение и самообладание. Ну, какая разница, как мужчина выдавил пасту? Это же не трагедия мирового масштаба, что он повесил одежду на стул, а не на вешалку. Можно отреагировать по-другому, не входя в истерику.

Что еще начинает происходить? Возникает необходимость вести хозяйство. Если раньше дома можно было ничего не делать, или делать изредка, потому что ты был ребенком, то теперь все оказалось иначе. Раньше вам говорили: «Ты еще в жизни наработаешься, ты пока отдохни». И когда создаются семьи, классический вариант таков: у молодой жены получается только яйцо или картошку сварить, яичницу пожарить, котлеты разогреть, и муж может примерно то же самое. Разве это готовность к семейной жизни? Элементарное приготовление обеда становится подвигом.

Что делать в этой ситуации? Взрослеть! Перестраиваться! Нужно сделать усилие над собой. Элементарно, если вспомнить этап, когда дети переходят из детсада в школу, и у них появляются новые обязанности, новые уроки, столько времени надо готовиться. Ну, из-за этого же школу не бросают! Учатся, идут дальше и дальше [31, c.68].

В первый год определяется, кто будет главой семьи. Муж или жена? Очень часто женщины, которые выходят замуж по любви, начинают свою семейную жизнь с того, что ублажают мужа. Это так естественно: когда любишь, сделать другому человеку хорошо. Многих женщин заносит. Они начинают себя вести в духе «Я все сделаю сама. Ведь главное, чтоб тебе было хорошо». Если надо убраться, конечно, она сама. В магазин? Не надо, она сама. Если муж предлагает помощь, тут же «не надо, не надо, я сама». Если мужчина начинает что-то решать, женщина тоже старается принимать активное участие «а я считаю так», «давай сделаем, как я говорю». Она, попросту говоря, не понимает в этот момент, что она неосознанно (а иногда осознанно) старается взять на себя роль главы семьи.

Если женщина, сама того не понимая, перехватывает у мужчины роль лидера, происходит следующее: она меняется, теряет свою женственность, становится мужеподобной. Обратите внимание, женщину влюбленную и любящую видно издалека. Она очень нежная, воплощение женственности и материнства, спокойная, умиротворенная. Если взять эмансипированную современность, то во многих семьях сейчас царит матриархат, при котором лидером семьи является женщина.

Первые недели и месяцы супружеской жизни являются особым периодом времени, о котором большинство пар вспоминает с теплотой и надёжностью. Это очень напряженные дни, заполненные открытиями и приобретения нового опыта. Этот ранний период совместной жизни порой бывает забавным, порой печальным, но всегда это - приключение. Столкновение с неизведанным.

Даже пары, которые жили вместе и до бракосочетания, замечают, что после женитьбы это не то же самое. Появляется новое ощущение постоянства, юридического признания в глазах общества прав и обязательств друг перед другом, происходит психологический переход от «я, мне» к «мы, нам». Эта перемена может стать одним из наиболее трудных моментов приспособления к совместной жизни на раннем этапе жизни и неизбежно влечет за собой противоречивые чувства [31, c.69].

После возбуждения и восторгов свадебной подготовки, ураганной активности, связанной с самой свадьбой, семейная пара иногда испытывает моменты сомнения и эмоционального спада, когда совместная жизнь входит в нормальное размеренное русло. Но в этом нет ничего страшного, это нормально. Эмоциональный спад неминуемо следует за каждым волнующим событием, наряду с которым возникает состояние ожидания. Молодожены должны быть готовыми к этому. Что можно ему противопоставить?

Постоянное достижение каких-то общих целей - покупку, к примеру новой, мебели; проведение семейного торжества. Таким образом молодая семья начинает испытывать первую радость от совместного союза, снизит волнения и тревоги раннего периода привыкании и приспособления.
Став парой, молодые муж и жена первым делом сталкиваются с привычками и отличительными особенностями друг друга. У каждого могут существовать свои маленькие «странности». Проблема состоит в том, чтобы эти странности не помешали чему - то более важному - упрочнению чувства любви, взаимной симпатии и привязанности. Для чего муж и жена должны быть чрезвычайно внимательны друг к другу, больше общаться и идти на компромисс.

Дальнейшее осознание друг друга у молодоженов происходит вне стен дома. Естественно, что, кроме личных причин, объединяющих молодых, имеются общие интересы и общий круг знакомых. Но даже в этом случае, став парой, они вскоре обнаружат, что некоторые занятия и дружеские привязанности, существовавшие в их прежней жизни, не могут продолжаться.

Распределение обязанностей и разграничение сфер влияния требует высокого уровня зрелости и самопознания. Всегда существует опасность разделения труда и перехода на известные стереотипы поведения, доставшиеся нам в наследство. От подобных стереотипов, если они существуют, следует избавиться для блага обоих партнеров [31, c.70].

Принятие решения в брачном союзе должно осуществляться на объективной основе. Каким бы ни был вопрос на повестке дня, какие бы проблемы не решались - финансовые, семейные или профессиональные - принятое решение может быть разумным и приемлемым только в том случае, если пара в состоянии отбросить эмоции и взглянуть на ситуацию как бы со стороны, принимая во внимание будущее самого брака.
Таким образом, чтобы по-настоящему стать парой, молодым нужно поначалу как можно больше времени проводить наедине. Вмешательство в их жизнь других людей, будь то родные или друзья, должно быть сведено к минимуму, чтобы не позволять чужому мнению брать над ними верх. Молодым нужно бороться за свою независимость - как финансовую, так и эмоциональную. Только тогда их признают как жизнеспособный супружеский союз.

Молодые муж и жена должны добиться того, чтобы их приняли и полюбили в семьях родителей как личности. Это позволит в дальнейшем им в по-настоящему узнать и подружиться с новыми родственниками.
На начальной стадии семейной жизни может возникнуть множество проблем, а вместе с ними и вопрос о том, следует ли избрать компромиссное решение проблемы и пытаться изменить что-то, как того требует партнер, или же настаивать на том, чтобы свои привычки и стиль жизни изменил именно он. Этот путь может привести к тупику, поэтому научитесь уступать и идти на встречу друг другу.

Рекомендации для молодых семей «Как пережить кризис 1 года»:

Будьте терпеливы.

Учитесь принимать своего супруга таким какой он есть.

Выбирайте выражения для критики.

Выражайте друг другу искреннюю признательность.

Чаще оказывайте друг другу хотя бы небольшие знаки внимания.

Будьте предупредительны, вежливы.

Прочтите вместе хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни.

Формулу семейного счастья можно выразить очень простыми, и глубокими по своему значению словами: я делаю все, чтобы тебе было хорошо, потому что, если тебе будет хорошо, то и мне тоже будет хорошо. Если он и она всегда будут руководствоваться этими словами, такая семья будет счастливой.

Список использованной литературы

Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец. практикум по социальной психологии [Текст] Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. - М.: Изд-во Московского Университета, 2002 - 120с.

Голод, С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты [Текст] / С.И. Голод. - Л. : Изд-во Московского Университета, 1984 - 245с.

Ковалев С. В. Психология современной семьи [Текст] / С. В. Ковалев . -- М., 2004 - 368с.

Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность [Текст] / П. Куттер. -- СПб., 2002. - 368с.

Вейнингер Отто Пол и характер [Текст] / О. Вейнингер. - 1902.- 645 с.

Хеллман Х. Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов [Текст] / Х. Хеллман -- М.: «Диалектика», 2007. -- С. 320.

Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. -- М.: Академический проект, 2005.

Гозман, Л.Я. Психология семьи [Текст] / Л.Я. Гозман. М.: Изд-во Московского Университета, 2005 - 374с.

9.Хукс Б. Феминистская теория: от края к центру. Антология гендерной теории [Текст] / Б. Хукс. Сост. Гаповой Е., Усмановой А. Минск: Пропилеи, 2000. - 253 с.

10.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Под ред. Силяевой Е.Г. Уч. для вузов.- М.: Изд-во Центр «Академия», 2002 - 192с.

11.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст]/ Л. Хьелл, Д. Зиглер . - 3-е изд. - СПб.: Питер,2006. - 607 с.

12.Робер М.Л., Тильман Ф. Психология индивида и группы [ Текст]/ М. Л. Робер, Ф Тильман. М.: 1998 -278с

13.Практикум по гендерной психологии [Текст]/ Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 460 с.

14.Виттельс Ф., Фрейд. Его личность, учение и школа [Текст]/ Ф. Виттельс пер. с нем., СПб., 1975. - 453 с.

15. Якобсон П. М. Психология чувств [Текст]/ П. М. Якобсон . - М., 1956. - 567 с.

16. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов [Текст]/ Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента СПб.: Речь, 2006. 360 с.

17.Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы. Психологический журнал. 2004, № 1. С. 41-51.

18.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи [Текст]/ Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис -- СПб., 1999. - 654с.

19. Сатир В. Психотерапия семьи [Текст]/ В. СатирПеревод: Ирина Авидон, Ольга Исакова -- «Речь», СПб., 2000.- 349 с.

20.Витек К. Проблемы супружеского благополучия [Текст]/ К. Витек . -- М., 2004 - 258с.

21.Иванова Л.М. Судьба молодой семьи [Текст]/ Л. М. Иванова Эксмо-пресс. М., 2003 - 378с.

22. Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики [Текст]/ А. В. Черников М., 2001.- 208 с.

23.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия [Текст] /И. Ялом Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. - М, 2004. - 576 с.

24.Кан-Калик В. А. Грамматика общения [Текст] / В. А. Как-Калик. -- М., 2005 - 366с.

25.Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей [Текст] / В. С. Торохтий. -- М., 2006 - 386с.

26.Шапиро Б.Ю. От знакомства -- к браку [Текст] /Б. Ю. Шапиро. -- М., 2004. - 247с.

27.Шнейдер Л.Б. Семейная психология [Текст]/ Л. Б. Шнейдер, уч. Пос. для вузов, М.: Академический проект. Екатеринбург. Деловая книга, 2006 - 768с.

28.Фромм Э. Искусство любви. СПб., 2001.- 364с.

29.Кон И.С, Психология юношеского возраста [Текст] / И. С. Кон. - М., 1979.-367 с.

30. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002.- 544 с.

31.Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика [Текст] / И. С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. (Серия 'Гендерные исследования'). - 363 с.

32. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст]/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер Ком, 1999. -226 с.

33. Wang, J. Gender Difference in Neural Response to Psychological Stress / J. Wang; M. Korczykowski; H. Rao // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2007. - №2(3). - р.227-239.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru