/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
'НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ'
Новокузнецкий филиал
Контрольная работа
по 'Методам и средствам автоматизации профессиональной деятельности'
Задание 1
С применением программы EWB исследовать вольтамперные характеристики (ВАХ) транзисторов
,
где - ток коллектора, - напряжение на переходе 'коллектор-эмиттер', - ток базы.
вариант |
тип транзистора |
|
23 |
ВС140-10 |
Решение:
для снятия вольт-амперных характеристик (ВАХ) биполярного транзистора ВС140-10 (российский аналог КТ630Г) в EWB собираем схему:
· в открытом листе щелчком на группе 'Источники тока' выбираем необходимый и перетаскиваем его на лист; открываем группу с источниками напряжения и перетаскиваем пиктограмму напряжения; открываем группу с измерительными приборами и перетаскиваем две пиктограммы вольтметра и одну амперметра; открываем группу с транзисторами выбираем группу NPN-транзисторов и перетаскиваем пиктограмму на рабочий лист.
· размещаем элементы и соединяем их согласно предложенной схеме.
· устанавливаем параметры транзистора щелчком правой кнопки открывается окно с перечислением типов транзистора, выбираем ВС 140-10 из группы 'motorol1'.
Рисунок 1. Электрическая схема для исследования ВАХ транзистора ВС140-10
Устанавливая значения на источнике тока 5 мА, меняем напряжение на батарее, которая дает напряжение и отслеживаем значение по показаниям амперметра. Меняем значением на источнике тока и повторяем изменение напряжения. Результаты проведения опыта заносим в таблицу 1.
, mA |
, В |
|||||||
0,1 |
0,3 |
0,5 |
1 |
2 |
3 |
|||
5 |
, A |
0,031 |
0,069 |
0,062 |
0,069 |
0,070 |
0,070 |
|
10 |
0,043 |
0,099 |
0,099 |
0,100 |
0,101 |
0,102 |
||
20 |
0,059 |
0,142 |
0,142 |
0,143 |
0,144 |
0,146 |
Рисунок 2. Вольт-амперные характеристики транзистора ВС 140-10
Для построения графической зависимости ВАХ копируем созданную таблицу, открываем MS Excel и помещаем данную таблицу на рабочий лист.
Рисунок 3. Скриншот экрана с рабочим листом MS Excel построения диаграммы
Работаем в MS Excel:
· выделяем диапазон ячеек D3: I6;
· меню 'Вставка' - команда 'Точечная' - из раскрывающегося списка 'Точечная с гладкими кривыми', на рабочем столе появляется диаграмма;
· в области диаграммы щелчком на оси напряжения раскрываем меню и редактируем максимальное и минимальное значение напряжения, цену основных и промежуточных делений; аналогично поступаем с осью тока;
· вводим линии сетки по осям (основные и промежуточные), редактируем название диаграммы и осей.
Окончательно вид ВАХ приведен на рисунке 4.
Рисунок 4. График ВАХ транзистора ВС 140-10, полученной экспериментальным путем в EWB
Задание 2
Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Крамера и методом Гаусса с использованием средств MathCad и MS Excel.
Решение: данные по варианту
Значение параметров для системы линейных уравнений |
||||||||||||
1 |
-2 |
1 |
-2 |
-2 |
-2 |
3 |
2 |
1 |
5 |
-4 |
3 |
Дана система алгебраических линейных уравнений:
I. Решение методом Крамера
Основная матрица имеет вид ,
вектор свободных членов
Вычислим определитель основной матрицы
Найдем определители матриц, полученных из исходной заменой соответственных столбцов вектором-столбцом В:
Неизвестные находим по формуле :
Выполним решение с помощью MathCAD:
· На новом рабочем листе вводим исходную матрицу, используя панель 'Matrix', ниже считаем ее определить;
Рисунок 5. Окно определения переменной - матрицы
· Повторяем для матриц с измененными столбцами;
Рисунок 6. Скриншот экрана промежуточных расчетов
· Вводим переменные для посчитанных определителей и корней;
· Выводим значение корней.
Рисунок 7. Окончательный вид рабочей области MathCAD решения системы уравнений методом Крамера
Выполним решение с помощью MS Excel:
· откроем созданную в задание 1 Книгу 1, перейдем на новый лист, переименуем его 'Задание 2 - Крамер';
· введем данную матрицу и столбец свободных членов;
· на строке ниже посчитаем определитель данной матрицы;
Рисунок 8. Вычисление определителя матрицы А
· создадим измененную матрицу А1, скопировав исходную и изменив в ней первый столбец (вставив на его место скопированный столбец свободных членов) и на строке ниже повторим расчет определителя; повторим данные операции для еще двух матриц;
· в ячейках напротив полученных определителей рассчитаем корни системы уравнений введением формул;
Рисунок 9. Скриншот экрана расчета корней методом Крамера
· оформим лист имеющимися средствами. Окончательный вид приведен на рисунке 6.
Рисунок 10. Лист расчета корней в режиме отображения формул
II. Решение методом Гаусса
Составим расширенную матрицу и приведем ее к треугольному виду:
.
Теперь рассчитаем корни:
Проведем решение с помощью MS Excel:
· на новом листе введем значение матрицы и вектора свободных членов;
· сформируем новую матрицу, используя формулы пересчета коэффициентов;
Рисунок 11. Решение системы уравнений методом Гаусса
· повторим пересчет матрицы;
· теперь рассчитаем корни системы уравнений в новых ячейках.
Рисунок 12. Лист расчета корней методом Гаусса в режиме отображения формул
Решение системы уравнений равны при всех использованных методах.
Задание 3
Интерполяция экспериментальных данных с применением средств MathCad.
Пусть имеется полученная экспериментальным путем кривая намагничивания стали 3. Необходимо провести кубическую сплайн-интерполяцию кривой намагничивания и получить интерполяционную функцию.
Решение:
массив данных
х |
0,95 |
1 |
1,05 |
1,14 |
1,2 |
1,23 |
1,26 |
1,35 |
1,48 |
1,53 |
|
у |
2,1 |
2,15 |
2,2 |
2,28 |
2,34 |
2,37 |
2,4 |
2,48 |
2,61 |
2,65 |
Выполним решение с помощью MathCAD:
· на рабочем листе вводим вектор-столбцы В и Н (рисунок 13);
Рисунок 13. Начальный ввод данных для интерполяции
программа интерполяция транзистор автоматизация
· в новой переменной ВН1 - векторе вычисляем вторые производные в опорных точках наблюдений;
· вводим вектор В1 - значений изменения магнитной индукции от 0 до 2 с равным шагом;
· проводим кубическую интерполяцию - формируем новый вектор Н0 (В1) (рисунок 14);
Рисунок 14. Расчет вторых производных и интерполяция
· для построения графика используем окно графиков - выбираем 2D-plot - двумерный график;
· в новой области построения графика вводим значения для вывода - по осям, с помощью свойств редактируем внешний вид графика (строим сетку, вводим новый вид маркеров для исходных данных) - рисунок 15.
Рисунок 15. Интерполяционная кривая намагничивания
№ опыта |
Х1 |
Х2 |
У |
|
1 |
4,2 |
7,4 |
414,25 |
|
2 |
8 |
10,5 |
874,25 |
|
3 |
3,5 |
6,7 |
339,03 |
|
4 |
10,6 |
13,1 |
1310,1 |
|
5 |
4 |
7,2 |
392,17 |
|
6 |
8,9 |
11,4 |
1016,1 |
|
7 |
3,9 |
7,1 |
381,31 |
|
8 |
7,2 |
9,7 |
756, 19 |
|
9 |
5 |
8,2 |
507,3 |
|
10 |
8,6 |
11,1 |
967,75 |
Рисунок 16. Интерполяционная кривая намагничивания
Задание 4
Регрессионный анализ экспериментальных данных с применением средств MathCad и MS Excel.
Решение:
исследуемая величина y зависит от двух факторов, результаты опытов
Уравнение регрессии берем в виде полинома второй степени:
Необходимо рассчитать 6 коэффициентов, введем новые переменные:
,
И искомая функция становится линейной, зависящей от 6 переменных:
.
Рассчитаем значения новых переменных и получим новую таблицу опытов:
№ |
y |
|||||||
1 |
1 |
4,2 |
7,4 |
31,08 |
17,64 |
54,76 |
414,25 |
|
2 |
1 |
8 |
10,5 |
84 |
64 |
110,25 |
874,25 |
|
3 |
1 |
3,5 |
6,7 |
23,45 |
12,25 |
44,89 |
339,03 |
|
4 |
1 |
10,6 |
13,1 |
138,86 |
112,36 |
171,61 |
1310,1 |
|
5 |
1 |
4 |
7,2 |
28,8 |
16 |
51,84 |
392,17 |
|
6 |
1 |
8,9 |
11,4 |
101,46 |
79,21 |
129,96 |
1016,1 |
|
7 |
1 |
3,9 |
7,1 |
27,69 |
15,21 |
50,41 |
381,31 |
|
8 |
1 |
7,2 |
9,7 |
69,84 |
51,84 |
94,09 |
756, 19 |
|
9 |
1 |
5 |
8,2 |
41 |
25 |
67,24 |
507,3 |
|
10 |
1 |
8,6 |
11,1 |
95,46 |
73,96 |
123,21 |
967,75 |
Рисунок 17. Таблица результатов опытов для новых переменных
Т.е. по 10 опытам имеем систему 10 линейных уравнений с 6 неизвестными. Для нахождения коэффициентов используем матричный метод решения систем линейных уравнений.
Выполним решение с помощью MathCad.
· вводим матрицу планирования (после пересчета в новых переменных) Х размером 10х6 и вектор результатов опытов У;
· транспонируем матрицу Х, пользуясь блоком 'Matrix';
Рисунок 18. Скриншот экрана промежуточных расчетов: транспонирование
· в новых переменных получаем результат умножения матриц ;
Рисунок 19. Умножение матриц
· рассчитываем обратную матрицу ;
Рисунок 20. Нахождение обратной матрицы
· определяем коэффициенты регрессии т.е.
Рисунок 21. Нахождение коэффициентов регрессии
И полученное уравнение регрессии имеет вид:
Вернемся к исходным переменным:
.
Построим график данной функции двух переменных:
· определяем функцию тождественную полученной регрессии;
· используем '3D-plot' - в открывшемся окне трехмерного графика вводим имя переменной без указания аргументов;
Рисунок 22. Скриншот экрана MathCAD - построение 3D графика функции регрессии
Рисунок 23. Функция регрессии - изменение положения осей координат в пространстве
Используем возможности редактирования графика - используем цвет, трассировку поверхности линиями, для просмотра меняем положение осей координат в пространстве.
Проведем решение с помощью MS Excel:
· на новом листе вставим скопированные из данного документа данные по опытам;
· рассчитаем числовые значения новых переменных;
· транспонируем полученную матрицу Х0 размеров 10х6, выделив диапазон 6х10 клеток;
Рисунок 24. Использование функции транспонирования матриц в Excel
· выполним умножение матриц Х0 и Х, выделив диапазон ячеек 10х10;
Рисунок 25. Функция умножения матриц Excel
· выполним умножение матрицы Х0 и вектор столбца У, выделив 6 ячеек по столбцу;
· рассчитаем обратную матрицу;
· определим коэффициенты регрессии.
Коэффициенты, полученные с помощью Excel, такие же, как полученные ранее.
Рисунок 26. Скриншот экрана листа Excel с расчетами по регрессионному анализу.