Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Прокурорский надзор

Работа из раздела: «Право»

                             Прокурорский надзор
      Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система  органов,
осуществляющих  от  имени  РФ  надзор  за  соблюдением  Конституции   РФ   и
исполнением законов, действующих на территории РФ.
      Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с
указом от 12 января 1722  года  «О  должности  Сената»  в  России  появилась
прокуратура как государственно-правовой институт)
      Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ,  организованный  в
соответствии с административно-территориальным делением РФ  (территориальные
органы прокуратуры или в соответствии с построением  отношений  в  различных
сферах  (экологии,  в  ВС)  а  также  не  совпадающих   с   административно-
территориальным делением страны (специализированные прокуратуры))
      Прокуратура  является  самостоятельной  независимой   структурой   (не
      относятся ни к одной  ветви  власти)  выполняющей  функции  одного  из
      элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.
      Функции   прокуратуры   –   конкретное    направление    деятельности,
обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.


                       Прокурорский надзор (П.Н.) как…

      …вид государственной деятельности:
      Деятельность   специально   уполномоченных   государственных   органов
(прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях:
     1) Обеспечения верховенства закона;
     2) Единства и укрепления законности;
     3) Защиты прав и свобод человека и гражданина,  интересов  общества  и
        государства.
      Выполняется с  использованием  предусмотренных  законов  полномочий  и
      правовых средств их осуществления.
      …отрасль юридической науки:
      Изучает   закономерность   возникновения,   становления   и   развития
правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия  П.Н.,
содержание  полномочий  прокурора,  изучает  эффективность  правовых   норм,
деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора.
      …как учебная дисциплина:
      Изучается  в  высших  и  средних  юридических  заведениях,  связан   с
определенным объемом изучения, зависящим от  профиля  учебного  заведения  и
охватывает собой общую и особенную части курса.


                                Объект П.Н.-

      Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов
исполнительной власти, представительных (законодательных)  и  исполнительных
органов власти S-в  РФ,  органов  власти  местного  самоуправления,  органов
военного  управления,  органов  контроля,  их  должностных  лиц  (всех  этих
органов), руководители коммерческих и некоммерческих  организаций,  а  также
других  органов  и  граждан,   на   которых   распространяется   компетенция
прокуратуры.


                                  S-ты П.Н.

      Должностное лицо  органа  прокуратуры,  наделенное  правоохранительной
властью в пределах своей компетенции.


                                Предмет П.Н.

      Направление деятельности, обусловленное видом  прокурорского  надзора,
спецификой   правового   положения   поднадзорных   объектов,   полномочиями
прокурора, актами правового реагирования на нарушения законов.



                                Средства П.Н.

      Совокупность правовых  приемов  и  способов,  действия  прокурора  для
достижения цели и осуществления задач прокуратуры.


                                 Методы П.Н.

      Совокупность научно-обоснованных и опробованных  практикой  приемов  и
      способов применения и реализации правовых средств П.Н.


                                Сущность П.Н.

      Состоит в том, что;
          1)  П.Н.  самостоятельный   специфический   вид   государственной
             деятельности,  которая  является  исключительной  компетенцией
             органов прокуратуры.
          2) П.Н. осуществляется от имени государства.
          3)  П.Н.  заключается  в  проверке  правильности   соблюдения   и
             исполнения законов, действующих на территории РФ.
          4)  П.Н.  обеспечивает  выявление,  пресечение  и  предупреждение
             правонарушений,    восстановление    нарушенной    законности,
             привлечение виновных к ответственности.


                             Цели и задачи П.Н.

      Цели  определяются  статусом,  местом  и  ролью  прокуратуры  в   гос.
устройстве и понимаются как то:
      -к чему надо стремится;
      -что надо осуществлять;
      -результат, на достижение  которого  направлена  деятельность  органов
прокуратуры, регламентируемая законодательством.
      Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:
     1. Обеспечение верховенства закона;
     2. Обеспечение единства и укрепления законности;
     3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
     4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.
      Задачи непосредственно направлены на достижение целей.
      Задачи П.Н.:
     1. Общие.
     2. Специальные
     3. Частные.
1.- Характеризуют весь П.Н.
2.-          –//–            какие-то направления деятельности.
3.-          –//–             какую-то частную деятельность.
      Общей  задачей  П.Н.  является  обеспечение  законности  и  охраны  от
посягательств:
      –прав и интересов граждан, предприятий и  организаций,  независимо  от
формы собственности;
      -общественного и государственного устроя РФ.
      Содержание общей задачи определяют специальные задачи,  стоящие  перед
конкретным   направлением   деятельности   (содержание   специальных   задач
определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений).
      Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на
данном этапе реализации специальных задач ( напр.: получение  объяснений  по
поводу  конкретного  нарушения  закона,  истребование  правовых  актов   для
проверки их соответствия законам и т.д.).


                 Правовая основа курса «Прокурорский надзор»

      Состоит их источников нормативного регулирования органов  прокуратуры,
к которым относятся:
     1) Конституция РФ;
     2) ФЗ « О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с  последующими  изменениями  от
        17.11.95 и др.;
     3)  Иные   законодательные   акты,   регламентирующие   полномочия   и
        процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст.  34  ГПК,  ст.52
        АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О  милиции»,  ст.21
        ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»  др.)
     4) Общепризнанные принципы и нормы права и международные  договоры  РФ
        (нормы    договоров,    конвенций,    касающихся    непосредственно
        прокуратуры)
     5) Указы Президента РФ;
     6)   Приказы,   указания,    распоряжения,    положения,    инструкции
        Генпрокурора.
     7) Постановления Конституционного Суда;
     8) Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.


      Понятие, сущность, и система принципов организации и деятельности
                                 прокуратуры

      Принципы организации и деятельности  прокуратуры  это  закрепленные  в
законодательстве  РФ  общие  руководящие  исходные  положения,  определяющие
построение П.Н., характеризующие признаки деятельности  органов  прокуратуры
и основные требования, предъявляемые к ней.
      Сущность принципов заключается в следующем:
     1) Принципы определяют наиболее существенные черты и требования;
     2) Принципы обязательны для  прокурорского  работника,  независимо  от
        занимаемой должности.
      Система   принципов    организации    и    деятельности    прокуратуры
      подразделяются на:
            - общие;
            - внутрипроизводственные.
Общие закреплены в Конституции ст.122 и в законе «О прокуратуре» (ст.4):
      1)законность;
     3) единство и централизация органов прокуратуры;
     4) гласность;
К внутренним относятся:
      -зональный (территориальный)
      -предметный.


                       Характеристика общих принципов

      1.Законность.
      Закреплен  в  ч.2,  ст.15  Конституции  РФ  и  означает,  что   органы
      государственной  власти  (в  том  числе  органы  прокуратуры),  органы
      местного самоуправления, должностные лица, граждане и их  объединения,
      обязаны соблюдать Конституцию и  законы  (органы  прокуратуры  обязаны
      следить  за  исполнением  законов  всеми  юр.  и  физ.   лицами)   при
      безусловном соблюдении предусмотренных  законодательством  их  прав  и
      интересов.

      2. Единство и централизация органов прокуратуры
      Согласно ст.129  Конституции  РФ,  прокуратура  –  единая  федеральная
система  территориальных  и  специализированных  прокуратур,   подчиняющихся
единому центру – Генпрокуратуре.
      Принцип централизации характеризует  организацию  системы  прокуратуры
выражается  в  подчинении  нижестоящих  прокуроров   вышестоящим,   а   всех
прокуроров – Генпрокурору. Реализация этого принципа находит проявление и  в
сочетании единого руководства инициативой прокуроров на  местах.  Содержание
принципа  также   включает   ответственность   вышестоящего   прокурора   за
эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров.
      3.Принцип независимости.
      Согласно  ст.4  «О  прокуратуре»  заключается  в   том,   что   органы
прокуратуры  осуществляют  надзор  за  исполнением  законов,  независимо  от
федеральных  органов,  органов  государственной  власти  S-в   РФ,   органов
местного  самоуправления,  иных  органов  и   общественных   объединений   и
руководствуются законами и изданными в  соответствии  с  ними  принципами  и
указаниями Генпрокурора.
      Реализация принципа независимости обеспечивается:
     1) установленным порядком назначения прокуроров;
     2)  определенной  законом  системой  подчиненности   и   подотчетности
        прокуроров;
     3) порядком материально-технического обеспечения прокурорских  органов
        ( финансирование всех органов прокуратуры  осуществляется  за  счет
        средств федерального бюджета);
     4)  Материальным  и   социальным   обеспечением   работников   органов
        прокуратуры.
      Соблюдение   принципа   независимости   гарантируется   ст.5   ФЗ   «О
прокуратуре», закрепившей недопустимости вмешательства в осуществлении П.Н.
      Признаком  данного  принципа   является   политическая   независимость
прокурора (прокурорские работники не м.б. членами общественных  объединений,
преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности).
      Прокурорские работники не вправе совмещать свою  деятельность  с  иной
оплачиваемой  или  безвозмездной  деятельностью,  кроме   преподавательской,
научной, творческой деятельности.
      4.Принцип гласности
      Закреплен  в  п.2,  ст.4  «О  прокуратуре»  и  означает   что   органы
      прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это  не  противоречит
      требованиям законодательства РФ об охране прав  и  свобод  граждан,  а
      также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой  законом
      тайне.
      Реализация обеспечивается:
     1) сообщением в  печати  о  назначении  и  освобождении  прокурора  от
        должности;
     2)  Ежегодным  представлением   Генпрокурором   палатам   Федерального
        собрания (Госдума и Совет Федерации) доклада о состоянии законности
        и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению;
     3)  Созданием  в  органах   прокуратуры   специальных   подразделений,
        осуществляющих связь со СМИ (в Генпрокуратуре  центр  информации  и
        общественных связей)
      В  тех  случаях,  когда  предание  гласности   информации   о   работе
      прокуратуры  по  конкретным  делам  может  причинить  вред   интересам
      личности, общества и  государства,  то  предание  гласности  о  работе
      прокуратуры не допускается.



   Характеристика внутриорганизационных принципов деятельности прокуратур
      Зональный  (территориальный)   принцип   предусматривает   организацию
деятельности  прокуратуры  посредством  распределения   работы   структурных
подразделений    между    работниками    по     определенным     территориям
(территориальным зонам) Напр.: в  Генпрокуратуре  в  зависимости  от  объема
работы в  состав  территориальной  зоны  включаются  прокуратуры  одного  ил
нескольких S-в Федерации.
      В  процессе  осуществления  своей  деятельности   зональный   прокурор
оформляет соответствующее производство,  в  котором  содержаться  документы,
находящиеся на исполнении. Отражаются недочеты и ошибки, а также  отмечаются
сведения о положительном опыте работы.
      Предметный  принцип  связан  с  предметом  деятельности  прокурора   и
характеризуется распределением обязанностей между прокурорами  по  различным
направлениям правового регулирования (в соответствии  с  этим  принципом  за
прокурором закрепляется определенное  конкретное  направление  деятельности,
относящееся к предмету ведения).
      В органах прокуратуры для организации работы  используется  предметно-
зональный принцип, означающий закрепление за зональными  прокурорами  еще  и
определенных сфер правового регулирования (предметом ведения).
      Вопрос  о  распределении  обязанностей  в    органах   прокуратуры   в
соответствии с зональным и предметными принципами  организуется  прокурором-
руководителем или начальником управления (отдела) и  оформляется  письменным
распоряжением или приказом.
      Организация  работы   по   предметно-зональному   принципу   обязывает
прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения  статистические  и  другие
данные прокуратуры  об  исполнении  законов,  анализировать  соответствующие
материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др. материалы).


                       Система органов прокуратуры РФ

      Возглавляемая  Генпрокурором  единая   централизованная   совокупность
федеральных органов и учреждений и учреждений,  выполняющих  взаимосвязанные
задачи  и  функции,   направленные   на   обеспечение   единой   законности,
правопорядка,  федеративной  государственности  РФ,  построенная  на  единых
принципах с учетом административно-территориального устройства государств
      В соответствии со ст.11 з-на «О прокуратуре»  систему  прокуратуры  РФ
составляют:
     1) Генпрокуратура РФ;
     2)  Генпрокуратуры  S-в  РФ,  приравненные  к  ним  военные  и  другие
        специализированные прокуратуры;
     3) Прокуратуры городов и районов,  другие  территориальные  военные  и
        иные специализированные прокуратуры;
     4) Научные и образовательные учреждения,  редакции  печатных  изданий,
        являются юр. лицами.

      Возглавляет систему органов прокуратуры Генпрокуратура РФ. В структуру
Генпрокуратуры входит Главная  военная  прокуратура,  возглавляющая  систему
органов военной прокуратуры.
      К территориальным относятся:
     - прокуратура республики в составе РФ;
     - прокуратура края, области;
     -   прокуратуры  Москвы   и   Санкт-Петербурга,   автономной   области,
       автономных округов;
     -  прокуратуры городов  и  районов,  иные  территориальные  прокуратуры
       (межрайонные).
      Специализированные  прокуратуры  действуют  на  правах   областных   и
районных,  и   подразделяются   на   военные   и   иные   специализированные
прокуратуры.
                            Военные прокуратуры:
     - Главная военная прокуратура;
     - Прокуратуры родов войск, военного округа, флота, группы войск, армии,
       флотилии, соединения, гарнизона;

                    Иные специализированные прокуратуры:
     - природоохранные;
     - транспортные;
     - по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;
     -  по  надзору  за   исполнением   законов   в   исправительно-трудовых
       учреждениях;
     - иные специализированные прокуратуры.

      В систему  органов  прокуратуры  входят  также  научно-образовательные
      учреждения (НИИ  проблем  укрепления  законности  и  правопорядка  при
      прокуратуре РФ; институты повышения  квалификации  руководящих  кадров
      Генпрокуратуры  РФ  и  др.)  и  редакции  печатных   изданий   органов
      прокуратуры («Законность»)
      Создание и деятельность  на  территории  РФ  органов  прокуратуры,  не
входящих в единую систему органов  прокуратуры  –  не  допускается  (п.2,п.3
ст.11 ФЗ «О прокуратуре»).


                             Генпрокуратура РФ.


                       Структура и порядок образования

      Генпрокуратура – высшее звено органов прокуратуры РФ, в ней образуется
      Коллегия, в составе генпрокурора (председатель), его  первого  зама  и
      заместителей   (по   должности),   других   прокурорских   работников,
      назначаемых  генпрокурором. Коллегия  является  совещательным  органом
      (на  ней  вырабатываются  решения  по  наиболее  актуальным   вопросам
      организации  деятельности  органов  прокуратуры).  Заседание  Коллегии
      проводится не реже 1 раза в 2 месяца, а решения реализуются  приказами
      и указаниями генпрокурора.
      Структуру Генпрокуратуры РФ составляют:
   1. Главное управление;
   2. Управление;
   3. Отделы (на правах управлений, в составе управлений).
      В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры,  старшие
      прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты,  старшие  следователи
      по особо важным делам  и  следователи  по  особо  важным  делам  и  их
      помощники.
      В состав прокуратуры входят:
   1. Главное следственное управление Генпрокуратуры  (ГСУ)  (управление  по
      надзору за следствием, дознанием и  оперативно-розыскной  деятельности
      (ОРД) в ОВД, управление  по  надзору  за  расследованием  преступлений
      органами прокуратуры);
   2. Управление криминального(?) обеспечения;
   3. Управление кадров;
   4. Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;
   5. Управление по надзору законностью судебных постановлений по  уголовным
      делам;
   6.  Управление  по  надзору  за  законностью  судебных  постановлений  по
      гражданским делам;
   7. Международно-правовое управление;
   8. Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
   9. Отдел реабилитации жертв политических репрессий;
      и др. В состав Генпрокуратуры на правах подразделений  входит  Главная
военная прокуратура (ГВП).
      В  состав  Генпрокуратуры  входят  ряд  подразделений  обеспечивающего
      характера:
   1) Управление по рассмотрению писем и приему граждан;
   2) Секретариат;
   3) Управление делами;
   4) Центр информации и общественных связей;
   5) Финансово-хозяйственное управление и другие.
      В  Генпрокуратуре   создан   информационно-аналитический   центр   для
обобщения  и   анализа   информации   по   вопросам   деятельности   органов
прокуратуры.
  10.  Для  аттестации  прокурорско-следственных  и  других   работников   в
      Генпрокуратуре
      образуется  Высшая  Аттестационная  Комиссия  (ВАК)  и  Аттестационная
Комиссия (АК). ВАК возглавляет генпрокурор,  а  АК  –  начальник  управления
кадров.
      При Генпрокуратуре действует научно-консультативный  совет  (НКС)  для
рассмотрения вопросов, связанных  с  организацией  и  деятельностью  органов
прокуратуры (целью деятельности  НКС  является  научное  содействие  органам
прокуратуры  в   выполнении   задач,   возложенных   на   них   законом   «О
прокуратуре»).


                        Генпрокурор и его полномочия

      Генпрокурор – высшее должностное лицо прокуратуры  РФ,  осуществляющее
общее  руководство  Генпрокуратурой  РФ.  Назначается  и  освобождается   от
должности  Советом  Федерации   Федерального   Собрания   по   представлению
Президента. Срок полномочий – 5 лет.
      Генпрокурор ежегодно  представляет  палатам  Федерального  собрания  и
Президенту  доклад  о  состоянии  законности  и  правопорядка  в  РФ   и   о
проделанной работе по её укреплению.
      Полномочия (стю17 закона «О прокуратуре»)
     1) Руководит системой прокуратуры;
     2) Издает обязательные для исполнения всеми  работниками  прокуратуры,
        приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции;
     3) Устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и
        учреждений прокуратуры;
     4)  Устанавливает  штаты  и  структуру   Генпрокуратуры   в   пределах
        выделенной штатной численности и фонда оплаты труда;
     5) Несет ответственность за выполнение  задач  возложенных  на  органы
        прокуратуры;
     6) Назначает  на  должность  и  освобождает  от  должности  директоров
        (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры
        и их замов.
      Генпрокурор  имеет  первого  зама  и  заместителей,   назначаемых   на
должность  и  освобождаемых  от  неё  Советом  Федерации  по   представлению
Генпрокурора.
      Распределение обязанностей между замами осуществляется прокурором.


           Организация прокурорского надзора в федеральных округах

      Обеспечение прокурорского надзора в округах приказом Генпрокурора от 5
июня 2000 №98 «Об образований управлений  Генпрокуратуры  РФ  в  федеральных
округах» возложено на образованные управления Генпрокуратуры в  Центральном,
Северо-западном,   Приволжском,   Уральском,   Сибирском,    Дальневосточном
федеральных округах. В Южном федеральном округе данные функции возложены  на
главное  управление  по  надзору  за  исполнением  законов   о   федеральной
безопасности и межнациональных отношениям на Северном Кавказе.


           Функции управлений Генпрокуратуры в федеральных округах

           1.  Координация  деятельности  всех  правоохранительных  органов,
              находящихся  в  пределах  федерального  округа  по  борьбе   с
              преступностью.
           2.  Надзор  за   исполнением   законов   федеральными   органами,
              находящимися  в   пределах   федерального   округа,   органами
              контроля, их должностными лицами.
           3. Надзор за соблюдением прав  и  свобод  человека  и  гражданина
              федеральными органами, органами  контроля  и  их  должностными
              лицами.
           4. Надзор за исполнением законов федеральными органами в округах,
              осуществляющих   предварительное   следствие,    дознание    и
              оперативно розыскную деятельность,  а  также  управлениями  по
              борьбе    с    оргпреступностью,    региональными     отделами
              следственного комитета при МВД.
           5. Расследование уголовных дел о  наиболее  опасных,  общественно
              значимых преступлениях.
      Управления Генпрокуратуры в федеральных округах возглавляют начальники
управлений, которые являются старшими помощниками Генпрокурора.

                             Прокуратуры S-в РФ
      Прокуроры  S-в  РФ  назначаются  на  должность   сроком   на   5   лет
Генпрокурором  по  согласованию  с  органами  гос.  власти  S-в   Федерации,
освобождаются им от должности без согласования с органами гос. власти S-та.



                                  Структура

      В пределах S-в РФ образуются:
     - Коллегии в составе прокурора S-та РФ (председатель), его первого зама
       и  заместителей  по  должности  и  других  прокурорских   работников,
       назначаемых прокурором S-та РФ;
     - В пределах S-в образуются управления и отделы (на правах  управлений,
       в структуре управлений);
     - В пределах S-в РФ  устанавливается  должности  старших  помощников  и
       помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров  управлений  и
       отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов,
       следователей  по  особо  важным  делам,  старших  следователей  и  их
       помощников.


          Полномочия прокуроров S-в РФ (ст.16 ФЗ «О прокуратуре»):

     1) Руководят деятельностью прокуратур городов и районов;
     2) Издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения
        подчиненными работниками;
     3) Представляют Генпрокурору для назначения на должности прокуроров  и
        прокурорских работников

                        Прокуратуры районов (городов)
      Основное звено органов прокуратуры.
      Прокуратуры районов (городов) возглавляют  соответствующие  прокуроры,
которые  назначаются  на  должность  на  5  лет  и  освобождаются   от   нее
Генпрокурором.
      В указанных прокуратурах устанавливается должности первых заместителей
и  заместителей  прокуроров,  начальников  отделов,  старших  помощников   и
помощников  прокуроров,  старших  прокуроров-криминалистов   и   прокуроров-
криминалистов, старших следователей и следователей (в  прокуратурах  городов
– следователей по особо важным делам) и их помощников.
      Прокуратуры административных округов г.  Москвы  по  своему  правовому
статусу приравниваются к прокурорам городов с районным делением.
      Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор:
     1) за исполнением законов городскими органами местного самоуправления;
     2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
     3)  за  исполнением  законов  городскими   органами   предварительного
        следствия, дознания и ОРД;
     4) за исполнением законов администрацией мест содержания  под  стражей
        подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов
        внутренних дел.

             Компетенция прокуроров городов с районным делением:
     1)   уголовное   преследование   в   соответствии   с    полномочиями,
        установленными в УПК;
     2) производят расследование по наиболее сложным условным делам;
     3) участвуют в  рассмотрении  судами  дел  по  направленным  городской
        прокуратурой заявлениям и искам;
     4)  вносят  представление  на  судебное  постановления  по  делам,   в
        рассмотрении которых принимали участие;
     5) разрешают жалобы, заявления и иные обращения;
     6) координируют деятельность городских правоохранительных органов.



             Обязанности прокуроров городов с районным делением:

     1) изучают и распространяют положительный опыт подчиненных прокуратур;
     2)  принимают  меры  повышению  квалификации  прокурорско-следственных
        работников;
     3) вносят предложения вышестоящим прокурорам об улучшении  организации
        работы и совершенствования прокурорской практики.

           Специализированные органы прокуратуры и их компетенция.
      Особенности организации деятельности органов военной прокуратуры:
                      Главная военная прокуратура (ГВП)
      Возглавляется главным военным прокурором – заместителем  генпрокурора.
Назначается   и   освобождается   Советом   Федерации    по    представлению
генпрокурора.
      Структуру ГВП составляют:
            - управление;
            - отделы;
            - канцелярия;
            - приемная;
      В управлениях и отделах:
            - старшие военные прокуроры и военные прокуроры;
            - старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты;
            - старшие следователи и следователи по особо важным делам.
      Компетенция военных прокуратур:
      -осуществляет надзор:
           1) за исполнением законов и  других  НПА  органами  управления  и
              военного управления военной части и подразделений ВС;
           2)  за  исполнением  законов  при  производстве  предварительного
              следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным  делам  о
              преступлениях совершенных военнослужащими, а также гражданами,
              проходящими военные сборы и лицами  гражданского  персонала  в
              ВС.
           3) За исполнением должностными лицами пограничных  войск  ФСБ  РФ
              законов, а также соблюдением прав граждан в ИВС,  подвергнутых
              административному задержанию на основании положений закона  РФ
              «О государственной границе».


                       Полномочия военных прокуроров:

                         (ст.47 ФЗ «О прокуратуре»)
          1. Участвуют в заседаниях коллегий,  военных  советах,  служебных
             совещаниях, органов военного управления;
          2. Назначают вневедомственные ревизии и проверки;
          3.  По  предъявлении   служебного   удостоверения   имеют   право
             беспрепятственного  входить   на  территорию  и  в   помещения
             военных частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов,
             независимо от установленного в них режима, иметь доступ  к  их
             документами материалам.

      Военные  прокуроры  осуществляют  надзор  при   котором   осуществляют
следующие полномочия:
                1) проверяют законность содержания под стражей  осужденных,
                   арестованных    и    задержанных    военнослужащих    на
                   гауптвахтах, в дисциплинарных частях;
                2)  вправе  требовать  обеспечение  охраны,  содержания   и
                   конвоирования   лиц,   находящихся   на   войсковых    и
                   гарнизонных гауптвахтах.


           Специализированные природоохранные прокуратуры

      Создаются,  когда  территориальные  прокуратуры  не  в  состоянии   по
объективным причинам обеспечит выполнение всех  возложенных  на  прокуратуру
функций в сфере экологии в полном объеме.
      Осуществляет надзор:
     1) за исполнением законов, направленных на защиту О.С.;
     2) за экологическими правами граждан, органами исполнительной  власти,
        местного самоуправления и т.д., а также  за  соответствием  законам
        издаваемых ими НПА;
     3) осуществляют уголовное  преследование  по  делам  об  экологических
        преступлениях.
      Созданы и действуют  на  правах  областных  (Волжская  природоохранная
прокуратура  и  др.).  В  Волжскую  природоохранную  прокуратуру  входят  15
межрайонных прокуратур, которые осуществляют надзор за  исполнением  законов
на территории всего Волжского бассейна.


           Специализированная транспортная прокуратура

      Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам:
     1) исполнение законов о безопасности движения;
     2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями,
        организациями  железнодорожного,  морского  и  речного  транспорта,
        независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;
     3)  расследуют  дела  о  преступлениях,  совершенных  на  транспортных
        объектах,  а  также  о   преступлениях   по   службе,   совершенных
        работниками указанных предприятий.


           Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов
           при исполнении уголовных наказаний

      Созданы  в  целях  усиления  влияния  на  состояние   законности   при
исполнении  уголовного  наказания  в  виде  лишения  свободы  и   иных   мер
принудительного характера, назначаемых судом.
      Осуществляют надзор:
            1) за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-
               исполнительной системы (УИС);
            2) за администрацией этих учреждений;
            3) за специальными подразделениями по  обеспечению  безопасности
               объектов УИС;
      Прокуроры  наделены  полномочиями  по  производству   предварительного
расследования   преступлений    совершенных    лицами,    содержащимися    в
исправительно-трудовых учреждениях УИС,  а  также  преступлений  по  службе,
совершенные работниками этих учреждений.


                        Надзор за исполнением законов



                Сущность и задачи общего надзора прокуратуры

      Надзор  за  исполнением  законов  (общий  надзор  –  О.Н.)  –  отрасль
прокурорского  надзора,  связанная  с  обеспечением   законности   в   сфере
госуправления и местного самоуправления,  законодательной  деятельности  S-в
РФ,  органов  управления  негосударственными   структурами   (его   сущность
раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).
                  Задачи прокуроров при осуществлении О.Н.:
     1) выявления нарушений законов;
     2) установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;
     3) принятие мер к устранению нарушений закона;
     4) принятие мер по предупреждению нарушений закона;
     5) установление лиц, допустивших нарушение закона.
                                Предмет О.Н.:
     1) соблюдение Конституции РФ;
     2) исполнение  законов,  действующих  на  территории  РФ  федеральными
        министерствами,    службами,    иными     федеральными     органами
        исполнительной  власти,  представительными   (законодательными)   и
        исполнительными органами гос.  власти  S-в  РФ,  органами  местного
        самоуправления   (муниципалитет,   управы),    органами    военного
        управления (Минобороны и его  подразделениями),  органами  контроля
        (напр.: Контрольно-ревизионное управление в системе Минфина (КРУ)),
        их должностными  лицами,  органами  управления  (совет  директоров,
        управления и др.) и руководителями  коммерческих  и  некоммерческих
        организаций, граждан(?).


                    объекты общего прокурорского надзора
     3) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами
        и лицами.


                                Пределы О.Н.
      Согласно   ст.21   закона   «О   прокуратуре»,   прокурор   полномочен
осуществлять надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.

                 Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.:
     1) полномочия по выявлению нарушений закона;
     2)   полномочия   по   устранению    и    предупреждению    выявленных
        правонарушений.
      К 1 группе  полномочий  относятся  требования  (самые  основные)  (ч.1
ст.22):
           1)  от  руководителей  и  должностных   лиц   объектов   надзора
              представления  необходимых  документов,  материалов  и   иных
              сведений;
           2) выделение специалистов для выяснения возникших вопросов;
           3) вызывать должностных лиц для объяснения по  поводу  нарушения
              закона  и др.
      Ко 2 группе относятся:
      1) требования привлечения лиц, нарушивших  закон  к  ответственности,
         установленной законом;
      2) по основаниям, установленным законом,  возбуждать  уголовное  дело
         или производство об административном правонарушении;
      3) опротестовывать противоречащие законам правовые акты№
      4) предостерегать о недопустимости нарушения закона;
      5) и др.
      Требования  прокурора,  вытекающие   из   его   полномочий,   подлежат
безусловному исполнению в установленный срок (в случае невыполнения,  в  том
числе и в сфере  О.Н.,  наступает  предусмотренная  законом  ответственность
(ст.6 ФЗ «О прокуратуре»))


            Средства реагирования на выявленные нарушения закона

      Такими средствами являются:
     1) протест;
     2) постановление;
     3)   представление;                        ст.ст.23-25,25(1)   ФЗ   «О
        прокуратуре»
     4) предостережение;

     1) Протест
      Применяются в тех случаях,  когда  в  процессе  осуществления  надзора
выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты,  полностью  или
частично не соответствуют Конституции и иным законам.
      Содержание протеста заключается в требовании прокурора  полностью  или
частично  отменить   противоречащие   закону   акты,   приведение   акта   в
соответствие с  действующим  законодательством,  обращенное  к  должностному
лицу  или  органу,  его  принявшему,  либо   к   вышестоящему   органу   или
должностному лицу, компетентному отменить акт.
      Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель (их  2:
по надзору за милицией и за расследованием  внутри  прокуратуры)  (помощники
прокурора,  прокуроры  отделов  могут   осуществлять   подготовку   проектов
протеста, но вносить их от своего имени  они  не  в  праве).  В  необходимых
случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в  суд  общей
юрисдикции   или   в   арбитражный   суд,   с   требованием   о    признании
несоответствующих  закону  актов  недействительными  (исключениями  является
ограничения  права  прокурора  на  обращение  в  суд  общей   юрисдикции   с
требованием о признании закона S-та РФ недействительным – абз.3, п.3,  ст.22
закона «О прокуратуре» признан несоответствующим Конституции РФ).
      Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее
чем в 10 дневный срок с момента  его  поступления,  а  в  случае  принесения
протеста на решение законодательного органа  S-та  РФ  или  органа  местного
самоуправления – на ближайшем заседании.
      О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в  письменной
форме  незамедлительно,  в  том  случае  если  протест   не   рассмотрен   в
установленный  законом  срок,  либо,  по  мнению  прокурора,   необоснованно
отклонен, он вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд  с
заявлением о признании правового акта недействительным.
   2) Постановление
      Разновидностью постановления прокурора является  постановление  о  ВУД
или производства об административном правонарушении;
      Решение о ВУД оформляется мотивированным  постановлением,  материалами
уголовного дела, возбужденного  прокурором,  направляются  для  производства
расследования  в  органы   дознания   или   предварительного   следствия   с
соблюдением признака  подследственности,  либо  принимается  к  производству
прокурором.
      Решение  о  возбуждении  дела   об   административном   правонарушении
приносится  прокурором  при  наличии   данных,   указывающих   на   признаки
административного проступка  и  оформляется  мотивированным  постановлением,
которое направляется для исполнения  органу,  компетентному  принимать  меры
административной ответственности.
   3) Представление
      Означает право и обязанность  прокурора  (его  заместителя)  требовать
устранения выявленных в процессе осуществления надзора  фактов  неисполнения
или ненадлежащего исполнения требований закона  объектами  надзора,  которые
причинили или создали угрозу интересам личности, общества  или  государства,
обращенное  к  органам  и  должностным   лицам,   обладающими   правомочиями
устранить выявленное нарушение закона.
      Представление  имеет  письменную  форму  и  должно   быть   юридически
обоснованным, подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение  месяца  со
дня  внесения  представления  должны  быть  приняты   конкретные   меры   по
устранению допущенных нарушений  законов  (о  принятых  мерах  в  письменных
форме сообщается прокурору)
   4) Предостережение
      Предостережение о недопустимости нарушения законов  применяется  когда
прокурор в процессе общего надзора получает сведения о том, что  должностные
лица объектов надзора готовятся совершить  противоправное  деяние.  В  целях
предупреждения таких  деяний  прокурор  в  тексте  предостережения  сообщает
указанным лицам об имеющейся у него информации и о том, что  при  совершении
деяний они могут быть привлечены к ответственности в  установленном  законом
порядке.
      Применение предостережений исключительная компетенция прокурора и  его
заместителя,  основанием  для  него  является   достоверная   информация   о
готовящихся противоправных деяниях.
      Применению   предостережения    должна    в    обязательным    порядке
предшествовать  проверка  сведений  о  готовящихся  противоправных   деяниях
конкретными  должностными  лицами  с   истребованием   от   них   письменных
объяснений.
      Предостережение  оформляется  в   письменной   форме   и   объявляется
должностному лицу под расписку непосредственно в прокуратуре.


          Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

      Сущность, цель, задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина.
      Выделение  данного  направления  прокурорского   надзора   обусловлено
положением Конституции (ст.2)  о  том  что  человек,  его  права  и  свободы
являются высшей ценностью.
      Цель  данного  надзора  заключается,  в  том  чтобы  добиться   такого
состояния, при котором:
          1) права и свободы действительно  соблюдались  всеми  органами  и
             должностными лицами;
          2) гражданин был убежден в  том,  что  его  права  находятся  под
             защитой и в  случае  их  нарушения  он  вправе  обратиться  за
             защитой к компетентным гос. органам (их должностным  лицам)  у
             которых есть обязанность по охране  и  защите  прав  и  свобод
             человека и гражданина.
                                   Задачи:
          1) обязательные вмешательство прокурора  в  связи  с  поступившей
             информацией о нарушении права свобод личности;
          2) защита закрепленных в Конституции прав  и  свобод  человека  и
             гражданина;
          3) защита личных и общественных интересов;
          4) реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан и др.


                                   Предмет

                         (Ст.26 ФЗ «О прокуратуре»)
      Составляют соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными
министерствами,  службами  и  иными  федеральными  органами   исполнительной
власти,  законодательными  и  исполнительными  органами  S-та  РФ,  органами
местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а  также
органами  управления  и   руководителями   коммерческих   и   некоммерческих
организаций.
      В сферу данного надзора входит:
     1) соблюдение права и свобод граждан РФ;
     2) граждан РФ, имеющих гражданство иностранного  государства  (двойное
        гражданство);
     3)  иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,   находящихся   на
        территории РФ.

                                   Объекты

      Такие же как и в общем надзоре.


                               Пределы надзора

      Определяются по тем же правилам, что и пределы надзора за  исполнением
законов. (ст.26 ФЗ «О прокуратуре»).

    Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и
                                 гражданина
      Прокурор:
          1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о
             нарушении прав и свобод человека и гражданина;
          2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
          3) принимает меры по предупреждению  пресечению  нарушений  права
             свобод и человека и гражданина;
          4)  принимает  меры  по  привлечению   к   ответственности   лиц,
             нарушивших закон;
          5) принимает меры по возмещению причинению ущерба;
          6) вызывает должностных лиц и граждан для  объяснения  по  поводу
             нарушений законов и осуществляет иные полномочия;
          7) и др. (см. статью)



                            Средства реагирования
      Для устранения нарушений прав и свобод граждан, их  причин  и  условий
восстановления, прокурор вправе  использовать  все  предусмотренные  законом
средства  прямого  реагирования  (протест,   представление,   постановление,
предостережение)

    Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознания
                         и предварительное следствие
      Прокурорский  надзор  за  ОРД  это  вид  деятельности,  осуществляемый
уполномоченными работниками прокуратуры в пределах компетенции,  посредством
использования  ими  определенных  законом   методов   проверки   и   средств
расследования в целях обеспечения выполнения на территории РФ законов  всеми
оперативно-розыскными   органами    (оперативные    подразделения    органов
внутренних дел, органов госнаркоконтроля, см закон «об  оперативно-розыскной
деятельности» в части «S-ты ОРД»).

                                   Задачи

     1) охрана прав и защита прав и свобод личности;
     2) обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных
        мероприятий;
     3) обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных  к
        ответственности;
     4)  предупреждение  и  пресечение  нарушений   со   стороны   органов,
        осуществляющих ОРД.

                                   Предмет

                       (ст.29 закона «О прокуратуре»)
   1)  соблюдение  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  при  проведении
      оперативно-розыскных мероприятий;
     2) соблюдение установленного порядка  выполнения  оперативно-розыскных
        мероприятий;
     3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД.
      Указанные управления(?) детализируются в нормах  оперативно-розыскного
законодательства.
      В связи с этим, в предмет прокурорского надзора также входит  принятие
решений:
          1) о заведении и прекращении конкретных  дел  оперативного  учета
             (ст.10 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)
          2) о проведении  и  прекращении  конкретных  оперативно-розыскных
             мероприятий  (ст.8,ст.15   закона   «об   оперативно-розыскной
             деятельности»)
          3) предоставление результатов ОРД  органу  дознания,  следователю
             или в суд (ст.11)
          4)  о  рассекречивании  сведений,   полученных   при   проведении
             оперативно-розыскных мероприятий (ст.11)
          5) правовая защита лиц оперативно-розыскных  органов  и  лиц,  их
             сочувствующим  (ст.  12(?)  закона  «об   оперативно-розыскной
             деятельности»).
      Перечень объектов данного надзора закреплен в  ч.3  ст.13  закона  «об
оперативно-розыскной  деятельности»  является  исчерпывающим  и  может  быть
изменен или дополнен только законом.

                               Пределы надзора

      Определяется    содержанием    закона     «об     оперативно-розыскной
деятельности», приказами и указаниями (указами?) генпрокурора РФ.
      В предмет прокурорского надзора не входят:
     1) сведения об организации, тактике, методах и  средств  осуществления
        ОРД;
     2) проверка  законности  решения  судьи  по  результатам  рассмотрения
        материалов,  об  ограничении  конституционных  прав   граждан   при
        проведении оперативно-розыскных мероприятий – ст.9 закона «об  ОРД»
        (к числу  таких  мероприятий  относятся:  прослушивание  телефонных
        переговоров, контроль  почтовых  отправлений,  телеграфных  и  иных
        сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное
        обследование жилища)
     3) сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы,  о
        штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих ОРД, а также о
        лицах, оказывающих  содействие  этим  органам  на  конфиденциальной
        основе   представляются   соответствующим   прокурором   только   с
        письменного согласия перечисленных  лиц,  за  исключением  случаев,
        требующих их привлечение к уголовной ответственности.


                   Предела полномочий органов прокуратуры

          1) прокуратура не должна вмешиваться  в  оперативно-хозяйственную
             деятельность поднадзорных органов;
          2) исполнению  подлежат  только  законные  требования  прокурора,
             вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД;
          3)  прокурор  не  вправе  лично  проводить   оперативно-розыскные
             мероприятия или участвовать в их подготовке;
          4) прокурор не вправе вмешиваться  в  принятие  решений,  имеющих
             оперативно-технические характер (последовательность проведения
             оперативно-розыскных  мероприятий,  применение  тех  или  иных
             оперативно-технических средств, определять круг участников ОРМ
             и т.п.);
          5)    оперативно-служебные     документы     об     осуществлении
             контрразведывательной  деятельности  могут  быть   истребованы
             только  в  порядке  надзора  по  поступившим   в   прокуратуру
             материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим
             о нарушении органами  ФСБ  и  службы  военной  разведки  (СВР)
             законодательства;
          6) в органах СВР прокурор вправе изучать  только  те  оперативно-
             служебные документы, которые заведены в связи  с  обеспечением
             собственной безопасности;
          7)  надзор  за  исполнением  законов  ФСБ  и  СВР  не  входит   в
             компетенцию районных (городских) прокуратур;
          8) осуществляя прокурорский надзор,  уполномоченный  прокурор  не
             подменяет  руководителя  органа,   оперативные   подразделения
             которого вправе осуществлять ОРД.


      Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами,
                             осуществляющими ОРД

      Полномочия  прокурора  носят  властно-распорядительный  (императивный)
характер.
      Полномочия прокурора осуществляющего данный надзор:
          1)  вправе  проводить  проверки   исполнения   законов   органами
             осуществляющими ОРД;
          2) вправе  знакомится  с  документами,  содержащими  сведения  об
             основаниях,   порядке    и    решениях    оперативно-розыскных
             мероприятий;
          3)  требовать   письменные   объяснения   от   должностных   лиц,
             осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;
          4) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам
             комплекса оперативно-розыскных мероприятий, либо требовать  их
             прекращения;
          5)  опротестовывать  противоречащие  закону  приказы  и  указания
             руководителей органов, осуществляющих ОРД;
          6) вправе вносить представления об устранении  нарушений  закона,
             допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
          7) про проведении  проверок  прокурор  знакомится  с  материалами
             секретного  делопроизводства;   прокуроры   вправе   требовать
             предоставления  подлинных   оперативно-служебных   документов,
             однако руководитель  оперативно-розыскного  органа  вправе  не
             предоставлять   прокурору   оперативно-служебные    документы,
             относящиеся к той части  деятельности,  которая  не  входит  в
             предмет прокурорского надзора;
          8) одним  из  полномочий  являются  также  указания  прокурора  о
             проведении оперативно-розыскных мероприятий  (п.11  ч.2  ст.37
             УПК), которые являются обязательными для  органов  дознания  и
             даются в письменной форме.


                      Организация прокурорского надзора

      S-ты  по  осуществлению  данного   прокурорского   надзора   именуются
уполномоченные прокуроры.
      Уполномоченный прокурор – прокурор, компетентный  осуществлять  надзор
за исполнением законов органами осуществляемыми ОРД, имеющий  для  работы  с
документами допуск, оформленный надлежащим образом:
          1)  прокуроры  S-в  РФ,  приравненные  к  ним  военные  и  другие
             специализированные прокуратуры;
          2) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные
             и иные специализированные прокуратуры;
          3) в Генпрокуратуре – замы генпрокурора, главный военный прокурор
             и его  заместители,  начальники  управлений  и  отделов  и  их
             заместителями, старшие прокуроры и прокуроры.
      Для осуществления надзора в сфере ОРД прокуроры  должны  иметь  допуск
      для работы с документами, оформленный  в  соответствии  с  положениями
      инструкции  «о  порядке  допуска  должностных  лиц  и  граждан  РФ   к
      государственной тайне» утвержденной постановлением Правительства РФ от
      28 октября 95 года, №1050.



         Сущность и задачи надзора за исполнением законов органами,
            осуществляющими дознание и предварительное следствие

      Сущность надзора заключается в  организации  непрерывного  надзора  за
законностью производства дознания и предварительного следствия.
      Задачи надзора заключаются в том, чтобы:
     1) преступление не осталось нераскрытым;
     2) никто не подвергался незаконному и  необоснованному  привлечению  к
        уголовной ответственности;
     3) соблюдалась установленная  законом  процессуальная  форма  (порядок
        ВУД,  расследования  уголовных  дел,  сроки  расследования,   права
        участников уголовного судопроизводства);
     4) выявлялись причины  совершения  преступлений  и  способствующие  им
        условия, принимались меры к их устранению и др.


                               Предмет надзора

      Предметом является законность деятельности  органов  расследования  на
всех  этапах  уголовно-процессуальной  деятельности  с  момента  поступления
заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления  и  регистрации
его до принятия прокурором окончательного решения.
      Предмет надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»):
     1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
     2)  установленного  порядка  разрешения  заявлений   и   сообщений   о
        преступлениях;
     3) проведение расследований;
     4)   законность   решений,    принимаемых    органами    дознания    и
        предварительного следствия.


                            Полномочия прокурора

          (закон «О прокуратуре» и УПК: ст.ст.37,144,146,148 и др.)
-прокурор вправе возбуждать уголовное  дело  и  поручать  его  расследование
дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору или принимать его к  своему
производству;
- давать согласие дознавателю, следователю на ВУД;
- давать  согласие  дознавателю,  следователю  на  возбуждение  перед  судом
ходатайства об избрании,  отмене  или  изменении  меры  пресечения,  либо  о
производстве  иного  процессуального  действия,   которые   допускаются   на
основании судебного решения;
- вправе изымать любое уголовное  дело  у  органа  дознания  передавать  его
следователю;
- продлевать срок предварительного срок предварительного расследования;
- поручать органу  дознания  производство  следственных  действий,  а  также
давать ему указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий;
- рассматривать жалобы на действия (без  действия)  и  решения  должностного
лица органа дознания (ст. 124 УПК);
- выносить постановления и  давать  письменные  указания  и  др.  Письменные
указания прокурора органу дознания дознавателю, следователю, в связи  с  ВУД
и  их  расследованием,  данные  в  порядке  установленном  законом  является
обязательными. Обжалование полученных  указаний  вышестоящему  прокурору  не
приостанавливает их исполнение, за исключением  случаев,  когда  следователь
предоставляет уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным  изложением
своих возражений, в случае  несогласия  со  следственными(?)  решениями  или
указаниями прокурора:
   1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;
   2) о квалификации преступления;
   3) об объеме обвинения;
   4)  об  избрании  меры  пресечения,  либо  отмене  или   изменении   меры
      пресечения, избранной следователями  в  отношении  подозреваемого  или
      обвиняемого;
   5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед  судом  ходатайства  об
      избрании  меры  пресечения  или   производстве   иных   процессуальных
      действий, осуществляемых по судебному решению;
   6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
   7) об отводе  следователя  ил  отстранении  его  от  дальнейшего  ведения
      следствия;
   8) о передаче уголовного дела другому следователю.



      Надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений,
  исполняющих наказания и назначаемые судом меры процессуального характера,
  принимаемые администрациями мест содержания задержанных и заключенных под
                                   стражу

                    Задачи, предмет и направление надзора


                                   Задачи:

           1)  соблюдение  установленных   законодательством   РФ   прав   и
              обязанностей лиц, заключенных под стражу,  осужденных  и  лиц,
              подвергнутым мерам принудительного характера в порядке условий
              их содержания;
           2)  выявление  и   устранение   фактов   унижения   человеческого
              достоинства, произвола и жестокого обращения  к  вышеуказанным
              лицам;
           3) выявление и устранение  фактов  необоснованного  водворения  в
              штрафные помещения;
           4) обеспечение гуманных условий содержания и ряд других задач;

          Правовая основа деятельности прокуроров в данном надзоре


   1) Всеобщая декларация прав человека 1948г.;
   2) Европейская конвенция о защите прав человека и основных  свобод  от  4
      ноября 1950г.;
   3) ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых  в  совершении
      преступлений» от 21 июня 1995;
   4) ФЗ «О прокуратуре» (ст.ст.32-34);
   5) УПК РФ;
   6) УИК РФ (ст.ст.10-16)

                                  Предмет:

   1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,
      предварительного заключения под стражу, исправительно-трудовых  и иных
      органах и учреждениях и исполняющих наказания и меры принудительного
      характера, назначенные судом;
   2) соблюдение установленных законодательным РФ прав и обязанностей
      задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых
      мерам принудительного характера в порядке условий их содержания
   3) законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы.

                                Направление:

   1) исполнение законов в местах содержания задержанных (ИВС);
   2) исполнение законов в местах предварительного заключения (СИЗО органов
      внутренних дел и органов ФСБ);
   3) исполнение законов при исполнении наказаний и иных мер принудительного
      характера, назначаемых судом (надзор за исполнением наказаний, не
      связанных с лишением свободы)


                            Полномочия прокурора

                        (ст.ст.34 ФЗ «О прокуратуре»)
Прокурор вправе:
   1) в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения;
   2) опрашивать задержанных, заключенных  под  стражу,  осужденных  и  лиц,
      подвергнутым мерам принудительного характера;
   3) знакомится с документами,  на  основании  которых  вышеуказанные  лица
      содержаться в этих учреждениях;
   4) требовать от  администраций  создания  условий,  обеспечивающих  права
      вышеуказанных лиц;
   5) требовать объяснений от должностных лиц;
   6) выносить протесты и представления;
   7)  возбуждать  уголовные  дела  и   производство   об   административных
      правонарушениях;
   8) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в  нарушение  закона  на
      вышеуказанных лиц, немедленно освобождать их своим  постановлением  из
      карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
      Осуществляя данный вид надзора, прокурор  должен  регулярно  проверять
законность  досрочного  освобождения  от  отбывания   наказания,   а   также
установление административного надзора за  лицами,  освобожденными  из  мест
лишения свободы.

 Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов судебными
                                 приставами

                                  Сущность:

      Заключается в том, чтобы служба судебных приставов (ССП)  осуществляла
свою деятельность в соответствии с требованиями закона,  соблюдала  права  и
свободы физических и юридических лиц и  принимала  решения,  соответствующие
закону.

                                   Задачи:

     1) законность и исполнение судебных актов и актов других органов в РФ;
     2) соблюдение  требований  законодательства  в  деятельности  судебных
        приставов;
     3)  соблюдение  установленных  законодательством  РФ  прав  и   свобод
        физических и юридических лиц при исполнении судебных решений;
     4) соответствие законам решений судебных приставов.

                              Правовая основа:

   1) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.2 абз.5,ст.1);
   2) ФЗ «О судебных приставах»;
   3) ФЗ «Об исполнительном производстве»;
   4) Приказы и указания генпрокурора.

                     Предмет, объекты и пределы надзора


                                  Предмет:

   1) надзор за исполнением законов судебными приставами;
   2) надзор за соблюдением прав  и  свобод  физических  и  юридических  лиц
      судебными приставами;
   3) надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами.

                                 Объектами:

   1) Главный судебный пристав;
   2) Департамент судебных приставов Минюста;
   3) Служба судебных приставов (ССП) управления военных судов Минюста;
   4) ССП органов юстиции S-в РФ;
   5) Районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-
      территориальному делению S-в РФ, подразделения судебных приставов.
   Данный перечень является исчерпывающим.

                                  Пределы:

См.ст.1 «О прокуратуре»

                            Полномочия прокурора:

   1) лично, либо поручать вышестоящим  ССП  проводить  проверки  исполнения
      законов судебными приставами соответствующих подразделений;
   2)  проверять  законность  применения  физической  силы,  спец.   средств
      судебными   приставами,    обеспечивающими    установленный    порядок
      деятельности судов;
   3) проверять соблюдение требований  учета  судебных  решений,  подлежащих
      принудительному исполнению;
   4)  проверять   соблюдение   установленных   законом   сроков   вынесения
      постановления о возбуждении исполнительного  производства  (3  суток),
      направления копий постановления  заинтересованным  лицам  (взыскателю,
      должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (2 месяца);
   5) проверять соблюдение требований  закона  «О  недопустимости  ущемления
      прав граждан и организаций в своей деятельности»;
   6) рассматривать жалобы на действия (бездействия) судебных приставов;
   7) истребовать для ознакомления материалы  исполнительного  производства,
      если заявлена претензия к  их  содержанию,  а  также  иные  материалы,
      подтверждающие   законность   и   обоснованность   действий   судебных
      приставов.

            Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами

     Общая характеристика участия прокурора в рассмотрении уголовных дел
                                   судами

      Участие прокурора в  рассмотрении  уголовных  дел  является  одной  из
функций  органов  прокуратуры  (ч.3  ст.1  закона  «О  прокуратуре»)  и   не
рассматривается законодательством как осуществление надзора.

                                   Задачи:

   1)  вынесение  законного  и   обоснованного   приговора,   постановления,
      определения по каждому уголовному делу;
   2) гарантирование прав и законных интересов участников разбирательства;
   3)  своевременное  исполнение  приговоров,  определений,   постановлений,
      выносимых судом в соответствии с требованиями закона;
   4) и ряд других.

                              Прокурор вправе:

                      (ст.35,36 закона «О прокуратуре»)
   1) участвовать в рассмотрении уголовных дел судами;
   2) выступать в качестве гос. обвинителя в суде;
   3) подавать уголовный иск в защиту материальных интересов физических  или
      юридических лиц в уголовном судопроизводстве;
   4) вступать в дело в любой стадии судопроизводства,  если  этого  требует
      защита прав  граждан  и  охраняемых  законом  интересов  общества  или
      государства;
   5) внести кассационное представление в вышестоящий суд на  не  вступившее
      или вступившее в законную силу  определение,  постановление,  приговор
      суда;
   6) генпрокурор имеет право  участвовать  в  заседаниях  Верховного  Суда,
      обратиться с представлением в Пленум ВС о даче  судам  разъяснений  по
      вопросам судебной практики по уголовным делам.

            Формы участия прокурора в рассмотрении уголовных дел

                    (ст.ст.35-39 закона «О прокуратуре»)
   1) поддержание гос. обвинения и участия  в  качестве  гос.  обвинителя  в
      разбирательстве дела судом I инстанции;
   2) принесение  представления  на  приговоры,  определения,  постановления
      судей, не вступивших в законную силу;
   3) участие  в  рассмотрении  уголовных  дел  в  стадиях  кассационного  и
      надзорного производства, а так  же  при  возобновлении  дел  по  вновь
      открывшимся обстоятельствам;
   4) участие в суде при разрешении судом вопросов, связанных с  исполнением
      приговора;
   5) дача заключений по возникающим в суде вопросам.

          Участие прокурора в стадии назначения судебного заседания

   1) Прокурор может обратиться с ходатайством о проведении предварительного
      слушания;
   2) Если предварительные слушания назначаются, то прокурор должен  принять
      в них участие;
   3) Прокурор может отказаться от обвинения на предварительном  слушании  в
      виду того, что доказательства по делу  не  подтверждают  предъявленное
      обвинение  (этот  вопрос  гос.   обвинитель   должен   согласовать   с
      прокурором,   который   утверждал   обвинительное    заключение    или
      обвинительный акт – п.16 приказа  Генпрокурора  РФ  от13  ноября  2000
      года,  №141  «Об  усилении  прокурорского   надзора   за   соблюдением
      конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»)
   4) Прокурор может изменить обвинение в сторону  его  смягчения,  а  также
      переквалифицировать  деяние  в   соответствии   со   статьей   закона,
      предусматривающей более мягкое наказание;
   5) На решение судьи, принятое в стадии назначении судебного  рассмотрения
      прокурор вправе принести представление в кассационном порядке.

      Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом I инстанции

      Согласно ст246 УПК прокурор,  поддерживая  обвинение,  руководствуется
требованиями  закона  и  своими  внутренними  убеждениями,  основанными   на
рассмотрении всех обстоятельств дела.
      УПК устанавливает обязательное  участие  гос.  обвинителя  (ст.246)  в
судебном разбирательстве дел публичного и частно-публичного обвинения.

                              Гос. обвинитель:

   1) обеспечивает соблюдение прав  и законных интересов лиц, вовлеченных  в
      сферу судопроизводства;
   2)   способствует   всестороннему   исследованию   обстоятельств    дела,
      объективному его разрешению;
   3) основывает свою позицию на результатах  исследования  доказательств  в
      судебном заседании и т.д.

      В судебном заседании прокурор излагает суду свое мнение по существу
обвинения, а также по другим вопросам возникающим в ходе судебного
разбирательства, высказывает суду предложение о применении уголовного
закона и назначении подсудимому наказания.
      Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела
завершается выступлением в судебных прениях с обвинительной речью или
обоснованным отказом от обвинения.


        Полномочия прокурора в стадиях апелляционного и кассационного
                                производства


                            Апелляционная стадия:

      Рассматриваются представления прокурора на не  вступившие  в  законную
силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями.
      Производство в суде апелляционной инстанции по правилам производства в
суде I инстанции.
      Предмет и  пределы  судебного  разбирательства  ограничен  той  частью
приговора мирового судьи, и в отношении тех осужденных,  которые  указаны  в
представлении.
      Если дело рассматривается в связи  с  принесением  представлением,  то
первым в судебные прениях выступает прокурор.
      Вынесенные судом апелляционной инстанции решения могут быть обжалованы
в вышестоящий суд в кассационном порядке в соответствии с общими  правилами,
установленными УПК, в том числе и самим прокурором.



          Полномочия прокурора в стадии кассационного производства

      Прокурор в пределах своей компетенции может принести в вышестоящий суд
кассационное представление.
      В кассационном порядке  вносятся  представления  на  приговоры  любого
суда.
      Прокурор может принести кассационное представление в течении 10  суток
со  дня  провозглашения  приговора  и  приносится  в  суд,   рассматривающий
уголовное дело или непосредственно в кассационную инстанцию.
                     Основания принесения представления:
           1)  несоответствие  выводов   суда,   изложенных   в   приговоре
              фактическим обстоятельствам дела;
           2) нарушение уголовно-процессуального законодательства;
           3) неправильное применение уголовного закона;
           4) несправедливость приговора.
      Участие прокурора в судебном заседании кассационной инстанции является
обязательным.
      В случае несогласия с решением кассационной инстанции  прокурор  может
подать  ходатайство  в  порядке   надзора,   которое   именуется   надзорным
представлением (прокурор или  его  заместитель  не  зависимо  от  участия  в
судебном разбирательстве вправе, в пределах своей  компетенции,  истребовать
из суда любое дело по которому приговор, определение  или  постановление  не
вступили в законную силу и принести надзорное  представление,  если  сочтут,
что они незаконны или необоснованны)
      Надзорное представление рассматривается судом  надзорной  инстанции  в
течение 30 суток со дня его поступления.
      Изучив  надзорное  представление,  судья  выносит  одно  из  следующих
постановлений:
     1) об отказе в удовлетворении надзорного представления;
     2)  о  возбуждении  надзорного  производства  и  передаче   надзорного
        представления на рассмотрение суда  надзорной  инстанции  вместе  с
        уголовным делом, если оно было истребовано.
      Далее  в  порядке  надзора  рассматриваются  с  обязательным  участием
прокурора.  Прокурор,   участвую   в   заседании,   поддерживает   надзорное
представление. В результате рассмотрения дела представление прокурора  может
быть удовлетворено или отклонено.
      Прокурор принимает участие и в стадии возобновлении дела в виду  вновь
открывшихся   обстоятельств.    При    наличии    предусмотренных    законом
обстоятельств прокурор:
           1) своим постановлением  возбуждает  производство  в  виду  вновь
              открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую  проверку,
              истребует копию приговора и справку суда о  вступлении  его  в
              законную силу;
           2)  производит  расследование   этих   обстоятельств   или   дает
              соответствующее поручение следователю;
           3)   если   расследованием   вновь   открывшихся    обстоятельств
              установлены обстоятельства для  возобновления  дела,  прокурор
              направляет  дело   с   материалами   расследования   и   своим
              заключением в соответствующий суд (непосредственно  или  через
              вышестоящего прокурора),  а  при  отсутствии  таких  оснований
              прекращает   возбужденное   им    производство    (вопрос    о
              возобновлении дела рассматривается  на  судебном  заседании  с
              участием прокурора по правилам  рассмотрения  представления  в
              порядке надзора)

        Участие прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции


           Сущность, цели, задачи правовая основа данного участия:

      В соответствии с ч.3 ст35 закона  «О  прокуратуре»  и  ст.45  ГПК  при
осуществлении гражданского судопроизводства  прокурор  вправе  обратиться  в
суд с иском или вступить в любой стадии процесса, если  это  требует  защита
прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

               Цели участие прокурора в гражданском процессе:

            - защита прав, свобод и охраняемых интересов граждан;
            - интересов РФ;
            - S-в РФ;
            - муниципальных образований.

                                   Задачи:

            -    предупреждение    нарушения    норм    материального    или
              процессуального прав;
            -  вынесение  по   каждому   гражданскому   делу   законного   и
              обоснованного решения, определения или постановления;
            - обеспечение прав и законных интересов участников  гражданского
              судопроизводства;
            - своевременное исполнение решений, определений и постановлений,
              выносимых     судом     при     осуществлении     гражданского
              судопроизводства.

                          Правовая основа участия:

   1) закон « О прокуратуре» (ст.35-39)
   2) ГПК РФ;
   3) Приказ Генпрокурора  РФ  от  5  января  1997  года,  №1,  «об  участии
      прокурора в гражданском судопроизводстве»
   4) И др.

   Направление участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в судах
                              общей юрисдикции:

   1) подача исков;
   2) дача заключений по возникающим вопросам;
   3) внесение представлений на решения, определения и  постановления  судов
      (судей) не вступивших в законную силу и вступившие в законную силу;
   4) участие в  рассмотрении  гражданских  дел  в  стадиях  апелляционного,
      кассационного производства, а также при  возобновлении  дел  по  вновь
      открывшимся обстоятельствам;
   5) участие при  рассмотрении  судом  вопросов,  связанных  с  исполнением
      судебного решения по гражданским делам.

      Обязательное участие прокурора при рассмотрении гражданских дел в
                           судах общей юрисдикции:

   1) п.3(?) ст.45 ГПК
   2)  о лишении, восстановлении, ограничении родительских прав (ст.70,72,73
      СК)
   3) ч.3 ст.278 ГПК;
   4) ч.2 ст.252 ГПК;
   5) ч.3 ст.260 ГПК;
   6) ст.273 ГПК;
   7) ч.1 ст.284 ГПК;
   8) ст.288 ГПК;
   9) ст. 304 ГПК;
  10) об обжаловании действий  медицинских  работников,  иных  специалистов,
      работников соц. Обеспечения и образования, ущемляющих права и законные
      интересы граждан при оказании им психиатрической помощи;
  11) о выселении граждан без предоставлении жилого помещения;
  12) об освобождении имущества от ареста;
  13) возбужденных по заявлениям и искам прокуроров;
  14) по которым суд признал участие прокурора необходимым;
  15) участие,  в  которых  прокурора  требует  охрана  государственных  или
      общественных  интересов  или  прав  и  охраняемых  законом   интересов
      граждан;
  16) рассматриваемых по I инстанции Верховным Судом.

                 Полномочия прокурора в гражданском процессе

Ст.35 ГПК

             Предъявление прокурором иска в суд общей юрисдикции

Обращение в суд с заявлением (иском) в защиту охраняемых  законом  интересов
других лиц, предусмотрено ч.4 ст.27 закона «О прокуратуре».
   1) когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или  иным  причинам
      не может лично отстаивать в суде свои права и свободы;
   2) когда нарушены права и свободы значительного числа граждан;
   3) в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело общественное значение.



      В этих случаях прокурор  предъявляет  и  поддерживает  в  суде  иск  в
интересах пострадавших.
      Прокурор вправе предъявить иск по любой категории дел, за  исключением
дел о расторжении брака.

                  Требования к исковому заявлению прокурора

                                (Ст.131 ГПК)
      Исковое  заявление  подается  в  письменной  форме  в  соответствии  с
требованиями ГПК (ст.131)
      Основания отвода прокурора – ст.18 ГПК (?).
      В исковом заявлении прокурор делает ссылку на конкретный  закон,  иной
НПА, в тех случаях, когда конкретно нарушены  интересы  лиц,  участвующих  в
деле, а также указывает какое конкретно право нарушено.

          Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе

   1) прокурор обладает процессуальными правами и обязанностями истца;
   2) исковое заявление прокурора не облагается госпошлиной (ч.1 ст.89 ГПК)
   3) прокурору не может быть предъявлен встречный иск и он не может
      заключит мировое соглашение;
   4) решение суда распространяется на лицо, в интересах которого заявлен
      иск;
   5) участие прокурора в суде I инстанции (ст.189,190 ГПК)

         Участие прокурора в апелляционном, кассационном и надзорном
                                производстве.

      На  решение  мирового  судьи  прокурор  может  принести  апелляционное
представление. Может быть подано в течении 10 дней со дня  принятия  мировым
судьей решения в окончательной форме.
      На решение всех судов в РФ, принятые на I  инстанции,  за  исключением
решений мировых судей, прокурор может  принести  кассационное  представление
(в течении 10 дней после вынесения судом решения)

                            Надзорная инстанция:

Производство  в  надзорной   инстанции   является   исключительной   стадией
гражданского судопроизводства.


При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет:
            - законность и обоснованность решения нижестоящих судов;
            - правильность применения  и  толкования  норм  материального  и
              процессуального права судами I и кассационной инстанции.



    В пределах доводов и представлений и по имеющимся в деле материалам.
      Участие прокурора в  рассмотрении  дела  в  порядке  надзора  является
обязательным.


           Участие прокурора в стадии исполнительного производства

      Ст.441 ГПК
      И участие прокурора по вновь открывшимся обстоятельствам.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru