Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Конституция Франции

Работа из раздела: «Право»

Содержание
Введение    3
Глава 1. Действующая Конституция Франции (характеристика).   4
Глава 2. Конституция Франции о формах государственного устройства. 9
2.1. Конституционно правовой статус.   9
2.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства.   13
Заключение  16
Список литературы      17



Введение

      Франция как никакая другая страна всегда приковывала к  себе  внимание
историков, юристов, политиков. Она принадлежит к числу  государств,  внесших
особый  вклад  в  развитие  конституционно-  правовой  теории  и   практики.
Своеобразие  этой  страны,  свободолюбие  ее  народа,   провозгласившего   в
преамбуле  своей  Конституции   слова:   'Французский   народ   торжественно
провозглашает свою приверженность правам человека и принципам  национального
суверенитета'[1], заслуживает уважения и изучения ее конституционных  основ,
ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия  Декларации  прав
человека и гражданина.
      Данная тема актуальна так как  Конституция,  выполняя  роль  «главного
регулятора»,  осуществляет  обобщенную  регламентацию  наиболее  массовых  и
социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной  мере
политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе  учета  интересов
носителей    конкретных    социально-политических    ценностей,     реальной
социокультурной  среды,  международной   обстановки   и   внешнеполитических
приоритетов,  реакции  общественного   мнения.   Конституционные   положения
содержат концентрированное  нормативное  выражение  принципов  внутренней  и
внешней политики государства.
      Целью работы является анализ конституции Французской  республики,  для
решения цели необходимо решить ряд задач,  что  по  сути  и  будет  являться
содержанием нашей работы.
      В данной контрольной работе были использованы учебники  под  редакцией
В.В.  Маклакова,  М.В.  Баглая,  В.Е.   Чиркина,   а   также   периодическая
литература.
      Франция  является  демократической   страной,   а   опыт   становления
демократии особенно важен для современной России.



Глава 1. Действующая Конституция Франции (характеристика).

       Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее,
она состоит из трех документов: Декларации прав человека и  гражданина  1789
г., принятой во время Великой  французской  революции  (в  ней  говорится  о
некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем  в  конституции
1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946  г.,
принятой во время подъема демократического  движения  после  второй  мировой
войны (в ней говорится о  возможности  социально-экономических  реформ  и  о
некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958  г.,  в
которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая  прежде  всего
регулирует отношения между высшими органами  государства.  Конституция  1958
г.  содержит  также  ссылки  на  некоторые  международные  акты,  в  которых
участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.),  и  другие
основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в  связи  с  чем
отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».
      Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее
конституции США. В ней наряду с краткой  преамбулой  содержится  93  статьи,
объединенные в 15  разделов  (разд.  13  «О  Сообществе»  и  17  «Переходные
постановления»  отменены  в  1995  г.).  Это  17-я  конституция  со  времени
Декларации 1789 г.
      Конституция  была  подготовлена   и   принята   в   условиях   острого
внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного  прежде  всего
с борьбой  Алжира  за  освобождение  от  колониальной  зависимости.  В  этих
условиях  президент  де  Голль,  который  во  время  второй  мировой   войны
руководил  вооруженной  борьбой  французского   народа   против   фашистских
оккупантов,  стремясь  укрепить  политическую  стабильность  и  свою  личную
власть, в соответствии с полномочиями,  которые  ему  предоставил  парламент
специальным  законом,  возглавил   разработку   новой   конституции   взамен
конституции 1946 г. Делегируя ему эти  полномочия,  парламент  оговорил  ряд
условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует  в  ее
разработке, имея 2/3 мест  в  Консультативном  комитете  по  ее  подготовке;
сохраняется принцип разделения властей;
      правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно
быть  всеобщее  голосование  и  др.  Проект  конституции  был   обсужден   в
Консультативном совете и  Совете  министров  и  одобрен  на  референдуме  28
октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и  ее  принятие
на  референдуме  были  новым  явлением  во  Франции  —  все   предшествующие
конституции принимались парламентами.
       Конституция 1958 г. в отличие, например, от  итальянской  конституции
1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре  общества;
в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи  о  партиях),
как отмечалось,  нет  и  раздела  о  правовом  статусе  личности.  Отдельные
положения социально-экономического характера содержатся  в  Декларации  1789
г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом  состояния  граждан),
некоторые  экономические,  политические  и  социальные  принципы  названы  в
преамбуле  конституции  1946  г.  (обращение  в  коллективную  собственность
объектов, которые приобретают характер национальных общественных  служб  или
фактических  монополий,  участие  трудящихся  в  руководстве  предприятиями,
свобода труда  и  обязанность  трудиться,  профсоюзные  свободы,  социальное
обслуживание населения, отказ  от  войны  с  целью  завоеваний,  возможность
ограничения государственного суверенитета для  защиты  мира  и  на  условиях
взаимности). В  Декларации  1789  г.  и  в  преамбуле  конституции  1946  г.
перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав  (на
образование, здравоохранение и др.)[2].
      Конституция  1958  г.,  как  уже  отмечалось,  в  основном  peryлиpyeт
взаимоотношения   органов    государства.    Она    провозглашает    принцип
национального  суверенитета,  который  осуществляется  народом   через   его
представителей и на референдуме, а также  создание  французского  Сообщества
на базе свободного самоопределения народов  колоний  (Сообщество  фактически
прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически  ликвидировано
реформой конституции в 1995  г.).  Конституция  1958  г.  подтвердила  девиз
республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще  в  XVIII  в.  во
время революции, провозгласила принцип  республики:  «Правление  народа,  по
воле  народа  и  для  народа»  (эта  формулировка  впервые  официально  была
провозглашена в США в XIX в.),  определила  основные  условия  для  создания
политических партий и их  роль,  провозгласила,  что  республиканская  форма
правления не может  быть  предметом  пересмотра.  В  конституции  определено
соотношение внутреннего  и  международного  права:  договоры  и  соглашения,
ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним  законодательством
при условии взаимности. В соответствии с  принципом  взаимности  в  1992  г.
осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.
      По форме правления  Франция  —  полупрезидентская,  полупарламентарная
республика,  по  форме  территориально-политического  устройства  —  сложное
унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая  Каледония  —
ассоциированное  государство).   Во   Франции   существует   демократический
государственный режим.
       Конституция 1958 г. «жесткая»,  ее  изменение  проходит  две  стадии.
Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими  палатами  простым
большинством  голосов  в  идентичной   редакции,   а   затем   такой   закон
утверждается  на   референдуме   или   конгрессом   парламента   (совместным
заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой  стадии
законопроект  обсуждается,  в  него  вносятся  поправки.  На  второй  стадии
(независимо от того, референдум это  или  конгресс)  можно  лишь  голосовать
«за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет  о  конгрессе,
фактически подачу голоса против, поскольку необходимые  3/5  исчисляются  от
общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения  применить,
решает президент.
      Право  предлагать  поправки  к  конституции  принадлежит   президенту,
который  должен  делать  это  по  предложению  правительства,  но  на   деле
действует самостоятельно, а также членам парламента.
      Референдум для изменения конституции применялся в 1962  г.,  когда  он
изменил способ избрания президента, и в 1992 г.,  когда  в  конституцию  был
включен раздел о Европейских сообществах и  Европейском  союзе.  В  основном
поправки  вносились  конгрессом  и  имели  несущественный  характер,   кроме
расширения  права  запроса  в  Конституционный  совет  и  некоторых  других.
Последние существенные поправки внесены конгрессом  в  1995  г.:  о  перечне
вопросов, которые могут  быть  вынесены  на  референдум,  и  о  порядке  его
проведения, о проведении  сессии  парламента  один  раз  в  год,  об  отмене
принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений,  об
отмене  разделов  конституции  о   французском   Сообществе   и   переходных
положениях[3].
       Конституционный контроль во Франции осуществляется  двумя  различными
органами  —  Конституционным  советом  и  Государственным  советом.   Первый
рассматривает конституционность актов  парламента,  второй  —  акты  органов
исполнительной власти. Основная часть  Конституционного  совета  назначается
тремя  высшими  должностными  лицами:  президентом,   председателем   сената
(верхней палаты парламента) и председателем Национального  собрания  (нижней
палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает  треть  членов  Совета  на
девять лет; их мандат невозобновляем, быть  членом  Конституционного  совета
можно только один раз. Каждые три  года  обновляется  треть  членов  Совета.
Другая часть Конституционного совета —  все  бывшие  президенты  республики.
Нельзя  совмещать  должность  в  Совете  с  членством  в  парламенте   и   с
должностями в государственном аппарате, а также с руководящей  деятельностью
в  государственном  или  частном  секторе   экономики   и   с   руководством
политической партией.
      Конституционный совет  рассматривает  жалобы  в  связи  с  выборами  в
парламент,  по  вопросам  неизбираемости   и   несовместимости   должностей,
принимает решения о конституционности регламентов  палат  парламента  и  тех
изменений, которые в них вносят палаты, до их  принятия  палатами,  а  также
органические законы, участвует в подготовке выборов  президента,  следит  за
тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за  проведением
референдума  и  объявляет  его  результаты.  Подсчет  голосов   по   выборам
президента  производится  под  наблюдением   Конституционного   совета.   Он
констатирует вакантность поста президента, с  ним  должен  консультироваться
президент при введении в стране чрезвычайного положения. На  Конституционный
совет  возлагается  рассмотрение  споров  между   ветвями   власти   об   их
компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами  президент
республики,   председатель   правительства,   председатели    обеих    палат
парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью  в  60
человек. Совет рассматривает дело  по  системе  досье:  нет  состязательного
процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из  членов
Совета готовит письменный доклад по  делу,  который  затем  рассматривается.
Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.
      Государственный  совет  назначается  президентом  и  дает   заключения
правительству о соответствии его актов закону, а  также  оценивает  с  точки
зрения  конституционности  акты  регламентарной  власти.  Он   имеет   также
судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.



Глава 2. Конституция Франции о формах государственного устройства.


2.1. Конституционно правовой статус.

      “Франция является неделимой, светской,  демократической  и  социальной
Республикой”[4]. Так установила конституция Франции 1958 г.  Основной  закон
установил  республиканскую  форму  правления,  имеющую  смешанный  характер,
поскольку  в  ней  наблюдаются   черты   президентской   республики   (глава
государства избирается без участия парламента, правительство назначается  им
же)[5] и  парламентарной  республики  (правительство  несет  ответственность
перед нижней палатой парламента)[6].
      Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в
руках  исполнительных  органов.  Сосредоточение   власти   в   руках   главы
государства  и   правительства   -   одно   из   проявлений   конституционно
закрепленной авторитарной  тенденции  во  французском  политическом  режиме.
Президент находится на  вершине  иерархии  органов  государственной  власти.
Статья 5 Конституции  закрепляет  за  ним  обязанность  обеспечивать  “своим
арбитражем нормальное  функционирование  государственных  органов,  а  также
преемственность  государства”.  В  этой  же  статье   провозглашается,   что
президент является  “гарантом  национальной  независимости,  территориальной
целостности,  соблюдения  соглашений  Сообщества  и  договоров”.   Президент
обладает широкими  прерогативами  в  области  законодательства.  Он  наделен
правом  законодательной  инициативы.  В   отношении   парламента   президент
обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.
      Законодательный орган Республики -  парламент  -  играет  относительно
небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух  палат
- Национального собрания и Сената. Основная функция  парламента  -  принятие
законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет  круг
вопросов,  по  которым  парламент  имеет  право  издавать  законы.   Решение
вопросов, не включенных в этот список,  отнесено  к  ведению  правительства.
Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция  устанавливает
определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов.  Парламент
обладает правом контроля за деятельностью правительства.
      Правительство   Франции   -   Совет   министров,   согласно   ст.   20
[7]Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав  правительства
входят  премьер-министр  -  глава  правительства,  министры,   возглавляющие
министерства,  и  государственные  секретари,  руководящие   подразделениями
отдельных  министерств.  Правительство   ответственно   перед   Национальным
собранием. В случае принятия  резолюции  порицания  абсолютным  большинством
Национального  собрания  правительство   должно   подать   в   отставку.   В
Конституции  специально  обозначены  полномочия  премьер-министра.  На  него
возложена ответственность за национальную оборону,  он  должен  обеспечивать
исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.
      Конституционный  совет  -  особый  орган,  контролирующий   соблюдение
Конституции. Все законы до промульгации их президентом  и  регламенты  палат
до их принятия должны поступать  на  рассмотрение  Конституционного  совета,
который  дает  заключение  о  том,  соответствуют   ли   Конституции.   Если
Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит  Конституции,
он вправе его отменить. Также в полномочия  Конституционного  совета  входит
наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.
      Процесс  концентрации  политической  власти  в  руках   исполнительных
органов привел к  изменению  статуса  парламента.  Правительственной  власти
предоставлены  широкие  возможности  для  воздействия  на  парламент,  а   в
некоторых случаях для действий и “через его голову”.
      Президент республики избирается сроком на семь лет путем  всеобщего  и
прямого голосования.[8]
      Президент  республики  избирается  абсолютным  большинством   поданных
голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в  следующее  за
ним второе воскресенье  проводится  второй  тур.  В  нем  могут  участвовать
только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся  в
более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее  количество
голосов в первом туре.
      Время голосования  устанавливается  решением  правительства.  Избрание
нового президента происходит не менее чем за двадцать и не  позднее  чем  за
тридцать пять дней до истечения срока полномочий  президента,  состоящего  в
должности.
      В случае вакантности поста президента республики по  какой  бы  то  ни
было причине или при наличии  препятствий  к  исполнению  президентом  своих
обязанностей, установленных конституционным  советом,  который  запрошен  об
этом правительством и  который  принимает  решение  абсолютным  большинством
голосов своих членов, функции президента республики временно  осуществляются
председателем сената, а если у него в свою очередь  имеются  препятствия,  -
то правительством.
      В случае вакантности  и  если  препятствие  объявлено  конституционным
советом окончательным, голосование по выборам нового  президента  происходит
- кроме случая непреодолимой силы  -  не  менее  чем  через  двадцать  и  не
позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или  объявления
об окончательном характере препятствия.
      Если в течение семи дней,  предшествующих  дате  окончания  выдвижения
кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть  кандидатом
по меньшей мере аз  30  дней  до  названной  даты,  скончается  или  у  него
возникнут препятствия, то конституционный  совет  может  принять  решение  о
переносе выборов.
      Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или  у  него
возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о  переносе
выборов.
      В  случае смерти  или  возникновения  препятствий  у  одного  из  двух
кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре  до
возможного  снятия  кандидатур,  конституционный  совет  объявляет  о  новом
проведении всех избирательных операций; подобным же образом он  поступает  и
в случае смерти или возникновения препятствий у одного из  двух  кандидатов,
оставшихся для участия во втором туре.
      Правительство Франции -  коллегиальный орган,  состоящий  из  премьер-
министра и министров.  В  соответствии  с  конституцией  различаются:  Совет
министров - собрание министров под председательством Президента  республики,
и кабинет министров -  собрание  министров  под  председательством  премьер-
министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия,  принадлежащие  по
конституции правительству.
      Правительство  назначается  следующим  образом:  Президент  республики
подбирает  кандидатуру  и    назначает   премьер-министра.   Премьер-министр
подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает.  При
выборе кандидата на пост премьер-министра  президент  обладает  значительной
свободой. Это его личное право. Важно  лишь  то  обстоятельство,  чтобы  при
голосовании в Национальном собрании  не  было  оказано  в  доверии  премьер-
министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку  партийных
сил в нижней палате парламента.
      Парламент состоит из двух палат: нижней  -  Национального  собрания  и
верхней  -  Сената.  Пассивное  избирательное  право   предоставляется   для
избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат -  с  35  лет.  На  всех
выборах существует избирательный залог. При выборах депутатов он  составляет
1 тыс. франков с кандидата, сенаторов - 200 франков. По официальной  версии,
внесение залога объясняется необходимостью  покрыть  избирательную  кампанию
хотя бы частично  и  в  некоторой  мере  воспрепятствовать  выдвижению  лиц,
выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями.
      Национальное собрание избирается сроком  на  5  лет  всеобщим,  прямым
голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре  для  избрания
нужно  получить  абсолютное  большинство   поданных   голосов   (от   округа
избирается  один  депутат).  Если  через  неделю  никто  не  получил  такого
большинства, то через неделю  проводится  второй  тур.  В  него  допускаются
кандидаты,  набравшие  в  первом  как  минимум  12,5%   голосов   от   числа
избирателей, включенных в списки. Для избрания  во  втором  туре  достаточно
получить  относительное  большинство  голосов.   В   условиях   существующей
многопартийности  в  первом  туре  замещается  незначительная  часть   мест.
Основная борьба развертывается  во  втором  туре.  Возможность  блокирования
партий  определяет  тактику  во  втором   туре.   Партии,   сблокировавшись,
выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.
      Верхняя палата - Сенат - формируется по-иному.  По  мысли  учредителей
Пятой республики особые условия  образования  Сената  должны  создавать  ему
иное  политическое  “лицо”,  чем  у  Национального  собрания.   Эта   палата
формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются  на  9
лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3  каждые
три года, что  приводит  к  уменьшению  влияния  избирательного  корпуса  на
состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.

2.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства.

      Французская  Республика  –  унитарное  государство.  Оно  делится   на
регионы,  департаменты  и  коммуны,   которые   считаются   территориальными
коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления.  Наряду  с
этим   существуют   административные   округа,    где    выборных    органов
самоуправления нет и управляет назначенный сверху супрефект. Есть  историко-
географические единицы —  кантоны,  которые  не  имеют  собственных  органов
самоуправления и управления, а используются  как  избирательные  округа  для
выборов в советы департаментов, иногда в них  создаются  судебные  органы  —
трибуналы малой  инстанции.  Особое  положение  занимает  являющаяся  формой
политической автономии  Корсика  —  остров  в  Средиземном  море  (там  есть
местный парламент с ограниченной компетенцией,  избираемый  им  более  узкий
коллегиальный  орган,  но  исполнительную  власть  единолично   осуществляет
избираемый советом его председатель). Кроме того, при  парламенте  создаются
еще три совета с правом совещательного  голоса:  экономический,  социальный,
культурный.  Новая  Каледония   (бывшая   колония)   имеет   теперь   статус
«ассоциированного государства» с Францией. У нее есть местный парламент,  но
в  отличие  от  «ассоциированных  государств»  США,   которые   ранее   были
подопечными территориями,  вопрос  о  членстве  Новой  Каледонии  в  ООН  не
ставился.[9]
      В  департаментах  (их  96  во  Франции  и  3  заморских  департамента)
избирается генеральный (департаментский) совет тоже  на  6  лет.  Он  ведает
примерно теми же вопросами, что и  коммунальный  совет,  но  его  полномочия
гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на  1/2  через  3
года). Исполнительным органом совета  с  1982  г.  является  не  назначаемый
префект  (позже  он  получил  название  комиссара  республики,  но   сегодня
используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Тем  не
менее совет департамента менее самостоятелен в своих  действиях,  чем  совет
общины, он более жестко контролируется  центром,  префекту  подчинены  также
некоторые местные службы министерств.[10]
      В регионах, объединяющих  3—5  департаментов  (22  в  метрополии  и  4
заморских  региона  —  Гваделупа,   Гвиана,   Мартиника,   Реюньон),   также
избирается региональный совет (с 1986  г.  —  прямыми  выборами).  Он  имеет
более разветвленную систему  служб,  ряд  комитетов,  которые  выполняют  не
распорядительные, а  консультативные  функции.  В  состав  комитетов  входят
представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций,  лица,
назначенные   правительством.   Исполнительным   органом   совета   является
избираемый им председатель.  Наряду  с  ним  совет  региона  избирает  бюро.
Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в  том  числе  Париж,
Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами  и
мэрами.
      Наряду  с  избираемыми  органами   во   Франции   в   административно-
территориальных   единицах   имеются   назначенные   сверху   чиновники    —
представители государства. В регионе это комиссар республики —  региональный
префект (им является по совместительству комиссар самого крупного в  регионе
департамента), в департаменте  —  также  комиссар  республики  (префект),  в
округе, не являющемся «территориальным  коллективом»  и  не  имеющем  своего
совета, есть су префект. Комиссар республики назначается Советом  министров.
Он   представляет   в    своей    административно-территориальной    единице
правительство и каждого министра,  руководит  деятельностью  государственных
служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств  на  местах),  несет
ответственность  за   соблюдение   национальных   интересов,   законов,   за
поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за  состояние
сельского хозяйства, за социальные вопросы,  санитарию,  благоустройство.  В
его распоряжении находится полиция. Аналогичные  полномочия  осуществляет  в
округе супрефект.



Заключение


      Францию не случайно называют 'лабораторией конституции',  а  французов
'великими  потребителями  конституции'.  Действительно,  за  годы  Нового  и
Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций.  Ныне  действующая
Конституция Французской республики была принята в 1958  г.  на  референдуме,
состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики.
      Структурно Конституция Франции состоит из преамбулы, которая  содержит
также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской,
социальной,  демократической  республикой;  обеспечивает  равенство   перед
законом всех граждан без различия происхождения расы и религии;  утверждает
все вероисповедания.
      Конституция содержит 17 разделов, включающих 89  статей,  два  раздела
отменены: раздел I.  О  суверенитете;  раздел.  II.  Президент  Республики;
раздел III. Правительство; раздел IV. Парламент; раздел  V.  Об  отношениях
между Правительством и Парламентом; раздел VI. О международных договорах  и
соглашениях; раздел VII. Конституционный совет;  раздел  VIII.  О  судебной
власти; раздел IX.  Высокая  Палата  правосудия;  раздел  X.  Об  уголовной
ответственности членов Правительства; раздел XI. Экономический и социальный
совет; раздел XII. О местных 'коллективах; раздел XIII. О  сообществе  (был
отменен конституционным законом от  4  августа  1995  г.);  раздел  XIV.  О
соглашениях  об  объединении;  раздел  XV.  О  Европейских  Сообществах   и
Европейском Союзе; раздел  XVI.  О  пересмотре  Конституции;  раздел  XVII.
Переходные положения (был отменен  конституционным  законом  от  5  августа
1995г.).
      Таким образом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  Франция  является
светской   республикой,   правовым   государством.   Ее   опыт   становления
конституционализма   является   важным   для    современных    постсоветских
государств.

Список литературы

1. Конституционное право зарубежных стран.  Учебник  для  вузов.  Под  общей
  редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М.,  2002
  г.
   2.  А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
3.  Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 2002.
   4.   А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных  стран.  Курс  лекций.
      М., “Приор”, 2000.
5.  Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М., 2002
6. Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. - М., 2000 г.
7. Конституционное (государственное) право: справочник. М., 2002
8. Конституционное право: Учебное пособие  в  2-х  частях  /  Авт.  и  сост.
  Богданова Н.А. М., Юрид. колледж МГУ, 2003.
9. Конституционное (государственное) право зарубежных  стран.   Учебник  для
  юридических вузов. Т.3: Особенная часть.  Страны   Европы.  /  Отв.  ред.
  Страшун Б.А. - М.: БЕК, 2002.

-----------------------
[1]   Конституция   Французской   Республики   //   Конституции   государств
Европейского  Союза  /  Под   общей   редакцией   Л. А. Окунькова. — /   М.:
Издательская группа ИНФРА - М — НОРМА, 2002. — С. 665.
[2] Конституционное (государственное) право зарубежных стран.   Учебник  для
юридич. вузов.Т.3: собенная часть. Страны  Европы / Отв. ред.  Страшун Б.А.-
М.: БЕК, 2002. С. 392.
[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран.   Учебник  для
юридич. вузов. Т.3: собенная часть. Страны   Европы  /  Отв.  ред.   Страшун
Б.А.-М.: БЕК, 2002. С. 400.
[4]  Конституция   Франции,   ст.2,   разд.1   //   Современные   зарубежные
конституции.- сост. В.В.Маклаков, М., 2002, С. 79
[5] См.: там же, ст.8, разд.2. С. 82.
[6] См.: там жест.20, разд.3\ С. 84.
[7] Конституция Франции 1958 г. М., Инфра - М., 2001. С. 204.
[8] Конституция Франции, ст.6.  //  Современные  зарубежные  конституции.  -
сост. В.В.Маклаков, М., 2002. С. 80.
[9] Конституционное право зарубежных стран, гл. 17 , Чиркин В.Е. С. 427.
[10] Там же. С. 429.


ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru