Конституция, как Основной Закон РФ
Работа из раздела: «
Право»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине 'Конституционное право' на тему:
Конституция как Основной Закон РФ.
Студент: Валяев С. Н.
группа: Ю-21
Преподаватель: проф.
Фомичев И. В.
Орехово-Зуево
2004
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и социальная сущность Конституции РФ……………………………….4
2. Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года………………5
2.1 Формирование и деятельность конституционной комиссии………………5
2.2 Созыв и работа конституционного совещания……………………………..8
2.3 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ……………...11
3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ……………………13
4. Общая характеристика Конституции РФ…………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
Введение
Одним из существенных признаков создания правового государства
является господство права, Конституции и закона. В условиях, когда в стране
проводится реформирование российской государственности, наиболее динамично
развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и
общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в
процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную
стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем
признается, что 'демократический потенциал Конституции реализуется
дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований.
Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на
уровень нормативных установлений Основного Закона'.[1]
Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру,
основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате
чего, должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации
конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.
По моему мнению, ныне действующая Конституция имеет большой правовой
потенциал, но также она имеет и проблемы реализации этого потенциала. Этим
и объясняется актуальность выбранной темы, так как в результате изучения и
решения вышеперечисленных проблем конституционализм в России выйдет на
новый этап развития.
1. Понятие и социальная сущность Конституции РФ
Конституция 1993 года — основной закон прежде всего государства. Это не
означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно
государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции
новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни
гражданского общества. “Любой конституции – независимо от социальной
системы – свойственны следующие функции: учредительная, организаторская,
внешнеполитическая, идеологическая, юридическая”.1 В Конституции
определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и
личности, закрепляется многоукладность экономики страны и содержится
положение о том, что Российская Федерация — социальное государство. В
Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности,
исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной
или обязательной.
Сфера конституционного регулирования весьма широка. Однако большинство
норм Конституции посвящено государству. Конституция не только провозглашает
исходные положения, как, например, о том, что Российская Федерация —
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления, но и подробно регламентирует систему федеральных государственных
органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и методы
деятельности.
Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства.
Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в
виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой
системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник
развития всего права. На базе конституции происходит становление различных
отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых
создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и
культуре.
2. Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года
2.1 Формирование и деятельность конституционной комиссии
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми
политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном
суверенитете от 12 июня 1990 г.
В целях разработки нового проекта Конституции на 1 Съезде народных
депутатов ( 22 июня 1990 года) была образована Конституционная комиссия,
председателем которой стал Б.Н. Ельцин ( тогда председатель Верховного
Совета Российской Федерации). В состав комиссии вошли представители всех
республик, краев, областей, национальных автономий ( 102 человека).
Тем не менее страна продолжала жить по старой конституции, статьи
которой существенным образом расходились с проводимыми в стране
преобразованиями. Чтобы устранить эти несоответствия, в редакцию старой
конституции по-прежнему вносились определенные и изменения и дополнения,
оказывающие влияние на ее содержание. Подобное массовое и спешное внесение
поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей
и противоречивость идей.
Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре
месяца проект новой конституции был готов. Этот первый проект новой
Конституции России, одобренный Верховным Советом России предусматривал
парламентскую форму правления и низведение статуса президента до
номинального статуса главы государства.
После его доработки с учетом поступивших замечаний по решению
Конституционной комиссии первый вариант проекта был опубликован в печати
для обсуждения.
По решению Конституционной комиссии в одной из палат Верховного Совета
Российской Федерации – Совета Республики – официальный проект Конституции
был внесен в октябре 1991 года на рассмотрение V внеочередного Съезда
народных депутатов.
Затем проект дорабатывался с учетом нового законодательства,
предложений народных депутатов, должностных лиц, государственных органов,
специалистов, граждан.
В марте 1992 года официальный проект Конституции Российской Федерации
был повторно опубликован в печати.
VI Съезд народных депутатов России принял 18 апреля 1992 г.
постановление «О проекте Конституции Российской Федерации и порядке
дальнейшей работы над ним», в котором одобрил концепцию конституционных
реформ, основные положения официального проекта новой Конституции и поручил
Конституционной комиссии доработать проект и подготовить его для повторного
обсуждения Верховным Советом Российской Федерации.
В июле 1992 года в Конституционную комиссию поступили поправки
Президента Российской Федерации к официальному проекту Конституции. Рабочая
группа и научно-консультативный Конституционной комиссии доработали проект
с участием заинтересованных сторон, субъектов Российской Федерации и
специалистов – юристов.
В итоге появился третий вариант официального проекта Конституции
Российской Федерации, одобренный Конституционной комиссией 16 октября 1992
года.
VII Съезд народных депутатов российской Федерации обсудил вопрос о ходе
работы над проектом новой федеральной Конституции и постановил, что проект
основных положений Конституции в обязательном порядке направляется
субъектам Федерации, а затем выносится на всероссийский референдум.
VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации
предложил Конституционной комиссии направить на согласование субъектам
Федерации проект основных положений новой Конституции Российской Федерации.
IX (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации
подтвердил курс на осуществление конституционной реформы, то есть выработку
проекта основных положений новой Конституции, согласование ее с субъектами
Российской Федерации и последующее вынесение на всероссийский референдум.
Съезд поручил Конституционной комиссии представить согласованный с
субъектами Российской Федерации проект «Об изменениях и дополнениях
Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России» на
рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации с последующим
вынесением его на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской
Федерации.
То есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII ( март 1993 г.) Съезды
народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие
острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти.
VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции
на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул
необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий,
предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов.
Возникавшие разногласия практически не затрагивали положений о
поправках и свободах человека и гражданина, но приобретали острый характер
по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно
оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои
политические интересы, тверда заняло позиции недопущения сильной
исполнительной власти. Обстановку разразившегося экономического кризиса
использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой
целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за
всеми действиями Президента. Со своей стороны, президент все решительнее
ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас
даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Работа
Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.
Сложная расстановка политических сил в России вызвала неоднозначное
отношение к официальному проекту Конституции. Это выразилось не только в
широкой полемике вокруг него, но и в появлении альтернативных вариантов. В
частности, проекты Конституции были предложены рабочей группой и группой
экспертов Конституционной комиссии РСФСР.
7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя Конституционной
комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановление 'Об основных положениях
проекта Конституции Российской Федерации', которым утверждался
представленный рабочей группой проект положений проекта Основного Закона
России. При этом в постановлении указывалось, что подготовка этого проекта
осуществлялась в соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных
депутатов Российской Федерации от 12 марта 1993 г. 'О мерах по
осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации (о
постановлении седьмого Съезда. народных депутатов Российской Федерации 'О
стабилизации конституционного строя Российской Федерации').
В мае проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был
опубликован. Он существенно исправлял многие положения старой Конституции,
содержал демократические положения о правах и свободах человека и
гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти
доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей
трактовался в сторону ущемления полномочий Президента, и сохранялась все та
же советская форма правления.
Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но
игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта
упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов
государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава о Верховном Совете
предшествовала главе о Президенте. Явно в нарушении принципа разделения
властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также
правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней
политики России.
Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его
предоставлять ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней
политики, выполнении федеральных программ. Подчинение Президенту
Правительства также обязывалось ежегодно предоставлять отчет верховному
Совету. Это и ряд других положений существенно ущемляли права президента и
исполнительной власти, закладывая своеобразную «мину» под отношения двух
властей.
Таким образом, процесс разработки проекта Конституции Российской
Федерации растянулся на три года. Бесконечные парламентские дебаты завели
конституционную реформу в тупик. И хотя формально Президент Российской
Федерации оставался Председателем Конституционной Комиссии, именно он
выступил с инициативой созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве Конституционного
совещания, которому предложил новый (президентский) вариант проекта
Конституции Российской Федерации.
2.2 Созыв и работа конституционного совещания
12 мая 1993 года Президент РФ издал Указ № 660 « О мерах по заверению
подготовки новой Конституции российской Федерации», согласно которому для
завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание.
В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изначально
разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы правления в России и
низведения статуса президента до номинального главы государства, Президент
Российской Федерации своим указом от 20 мая 1993 г. 'О созыве
Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции
Российской Федерации' учредил Конституционное совещание, которое призвано
было выработать альтернативный вариант конституции России.
Это было сделано после того как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил в
Конституционную комиссию свой проект Основном Закона государства, в ответ
на который за подписью ответственного секретаря Конституционной комиссии
О.Г. Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского появился
документ, в котором давалась негативная политико-правовая оценка
президентского варианта конституции. В частности, в нем утверждалось, что в
указанном проекте 'президент не только выводится за рамки системы трех
властей - законодательной, исполнительной и судебной, - но и ставится над
ними, что присуща, главным образом, для авторитарных и весьма далеких от
демократии форм правления'. При этом особо подчеркивалось, что 'наличие
оснований для роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно' и
что 'при подобной конструкции Парламент превращается в безвольный и
фактически безвластный орган'. Именно этим объясняется, почему в
Постановлении Конституционной комиссии 'О проекте Конституции (Основного
Закона) Российской Федерации, направленном Президентом Российской Федерации
в Конституционную комиссию 6 мая 1993 года' от 7 мая 1993 г. фактически
отклонялся президентский вариант конституции, ибо, как было сказано в нем,
его 'отдельные положения... существенно ограничивают экономические,
политические и гражданские права человека и гражданина, нарушают принцип
разделения властей'. Тем самым была устранена почва для достижения
компромисса между властями по проекту новой конституции России.
Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти
секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов
власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления;
представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных
конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей.
Всего для завершения подготовки проекта были созданы две : Общественная
и Государственная палаты Конституционного совещания.
Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной
формой участия общественных объединений в конституционном процессе,
взаимодействия этих объединений с федеральными органами власти.
На Общественную палату Конституционного совещания возлагалась выработка
предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции Российской
Федерации, а также рекомендации по политическим, социальным и социально-
экономическим вопросам.
Государственная палата Конституционного совещания стала организованной
формой взаимодействия в конституционном процессе органов государственной
власти российской Федерации и ее субъектов. Функции этой палаты были
аналогичны функциям Общественной палаты Конституционного совещания –
выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции
Российской Федерации и рекомендаций по политическим и социально-
экономическим вопросам.
Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий
форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной
власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд
приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также
политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г.
Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под
предлогом причастности к делам о коррупции некоторых его координаторов и
участников.
Президент вынес на обсуждение Совещания проект Конституции, но призвал
участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и
проекта Конституционной комиссии. Многие положения президентского проекта
были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания. Например,
за то, что проект не содержал характеристики российского государства как
социального. Президент РФ, по проекту, обладал чрезмерными правами по
роспуску государственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие
обоснованную критику проекта.
Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал
принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс
законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики
президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного советского
парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому,
созванное верховным Советом в конце мая – начале июня совещание двух тысяч
депутатов советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4
июня, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет
предложил свой порядок согласования и принятия проекта конституции, который
снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.
В результате длительной работы Конституционного совещания – с июня по
октябрь 1993 г. был рассмотрен проект Конституции РФ, внесенный Президентом
Российской Федерации, а также проект Конституции, подготовленный созданной
Съездом народных депутатов Российской Федерации Конституционной комиссией.
Всего в адрес Конституционного совещания поступило более 50 000 замечаний и
предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было
внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально новых
норм – фактически все статьи были изменены. В разработанный совещанием
проект вошли многие статьи и из проекта Конституционной комиссии.
2.3 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ
После кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации внутри-политической
обстановки в стране работа над проектом Основного закона вступает в
завершающую стадию.
На Государственную палату Конституционного совещания была возложена
обязанность по выработке предложений по изменениям и дополнениям к проекту
Конституции Российской Федерации и рассмотрение рекомендаций по
политическим, социальным и экономическим вопросам. Общественная палата
Конституционного совещания призвана была обеспечить участие общественных
объединений в конституционном процессе. Являясь организационной формой их
взаимодействия с федеральными органами власти Российской Федерации, в
рамках которой осуществлялись 'необходимые политические консультации по
широкому кругу социально-политических вопросов', она также вырабатывала
предложения по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской
Федерации и рассматривала рекомендации по политическим, социальным и
экономическим проблемам.
На совместных заседаниях Государственной и Общественной палат,
созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты
разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточнены редакции
соответствующих конституционных положений. Как видим, разработка
Конституции Российской Федерации носила весьма специфический характер и
осуществлялась не на уровне законодательных органов государства, а по
инициативе и при содействии Президента РФ.
Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок
ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование. Причем
решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15 октября
1993 г. И это понятно, ибо законодательные органы были распущены, а новые
еще не сформированы. да и создавать их было преждевременно, ибо не была еще
принята Конституция, которая предусматривала образование совершенно нового
представительного и законодательного органа Российской Федерации -
Федерального Собрания.
В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено
всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации.
Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании,
содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета
голосов и определения результатов всенародного голосования.
Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие
58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За
принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей или
58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что
Конституция принята.
3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ
Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой
действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических
свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают
индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В
них раскрывается правовая природа конституции.
Основные черты и юридические свойства конституции отражают её особое
место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования
общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести:
. Верховенство
. Итоговый характер предписаний
. Преемственность
. Реальность
. Легитимность
. Стабильность
. Фундамент системы права.
Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в
правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины
господства права и означает её приоритетное положение в системе
законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается: 1) особым
порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным предписаниям
высшей юридической силы; 3) созданием специального органа охраны
конституционной законности (конституционным судопроизводством).
Верховенство российской Конституции означает также, что с ее
принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться
деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех
сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного
развития1.
За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия
Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов
субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд
РФ (ст.125 Конституции).
Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ
конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений,
сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает
юридическим отражением хода исторического развития общества и государства.
Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно-
политическими процессами, она является правовой формой закрепления
общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или
эволюционного развития общества. Но к сожалению, если объективно оценивать
содержание нашей Конституции, то мы увидим, что итоговый характер ее
предписаний, не соответствовал уровню развития общественных отношений на
момент ее принятия.
Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного
пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет
тенденции, основные направления и, цели социального прогресса. Вот почему
ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность.
Программные положения включаются как правило в преамбулу, а цели и задачи,
определяющие направления и развития в области экономики, политике,
социального прогресса, национальных отношений, культуру и других, получают
выражение в главе об основах конституционного строя. Конституция призвана
обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать
социальную активность и правомерное поведение субъектов права.
Важной чертой является преемственность. Она обусловлена непрерывностью
исторического развития государственности. Каждая новая конституция связана
с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции,
которые получают конституционное закрепление. Конституционная
преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом
предшествующего развития государства: национальную историко-культурную
окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия
народов; государственное устройство. Идея преемственности новой конституции
содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению
исторического сложившегося государственного единства, незыблемости
демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к
Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою
Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой
конституции - российский народ, суверенная государственная власть,
государственное единство России; уважение к правам народов , соединенных
общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным
субъектом мирового сообщества.
Важной чертой конституции правового государства является её реальность,
Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие
действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве,
если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-
экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности
конституции.
Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической
м социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка.
Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо
законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием,
созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим
народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её
учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года
проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые
в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и
одобренный Конституционным совещанием.
Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е.
незыблемость конституционных предписаний.
Конституция - акт долговременного действия. Стабильная конституция -
важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы
права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных
государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом,
государством. Но в нашей практике сложилась совсем иная ситуация. Уровень
стабильности конституционных норм во многом зависит от того, на сколько
оптимально определен их предмет. Нормы не должны регулировать динамичные
отношения, не отражающие устойчивые тенденции и закономерности
общественного развития. С этих позиций можно сделать вывод о том, что
Конституция РФ 1993 года, будучи принятой в 'переходный период,
отличающийся политической и экономической нестабильностью, в условиях
навязываемых сверху реформ, резкого расслоения общества, обострения
политического противоборства, социальных и национальных конфликтов,
выражающая волю не большинства российских граждан ... не сможет длительное
время оставаться неизменной'.1
Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром,
фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в
рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и
центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её
основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том,
что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и
одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как
базовый источник.
Системное развитие всех отраслей права на базе новой Конституции
обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового
государства, упрочения режима законности и правопорядка.
Таким образом, можно сделать вывод; юридическая природа конституции
проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику
её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции характеризует
определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового
феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее
представление о конституции в целом.
4. Общая характеристика Конституции РФ
Конституция Российской Федерации - основной закон российского
государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется
на всей территории Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
(референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9
глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.
Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и
свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших
органов государственной власти.
Одно из центральных мест в Конституции Российской Федерации занимают
основные права и свободы человека и гражданина (статья 2, глава 2). В
Конституции Российской Федерации перечислены не только 'негативные права и
свободы', которые признаются как естественные и неотъемлемые права
человека, но и 'позитивные права и свободы', к которым относятся
политические и социальные права, их обеспечение возложено на государство.
Также в Конституции обозначены права 'третьего поколения': право на
благоприятную окружающую среду, на неприкосновенность частной жизни, на
добровольное согласие подвергаться медицинским, научным или иным опытам,
право на ознакомление с материалами и документами, непосредственно
затрагивающими права и свободы и т.д.
Права и свободы человек реализует в обществе. Поэтому далеко не все
права могут быть абсолютными: неизбежно их ограничение, прежде всего в тех
случаях, когда реализация свободы одних сводит на нет реализацию свободы
других. Именно в Конституции должны быть сформированы пределы ограничения
прав человека и гражданина.
В Конституции Российской Федерации (статья 55) предусматривается, что
основаниями ограничения прав человека и гражданина может служить защита
прав и законных интересов других лиц (а не интересов других граждан). Таким
образом, права и интересы государства (как правило, государственных
юридических лиц) могут быть основанием для ограничения прав других
участников гражданско-правовых отношений.
Впервые в Конституции в сжатой форме раскрывается полновластие народа,
который 'осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления' (статья 3).
Очень важные положения закреплены в статье 4 Основного Закона, которая
призвана предотвратить распад Российской Федерации.
В Конституции наше государство провозглашено социальным, чему посвящена
достаточно объемная статья 7, которая гласит, что государство берет на себя
обязательство создать необходимые условия для всестороннего удовлетворения
потребностей личности во всех социально значимых сферах.
Действующая Конституция Российской Федерации исходит из ведущего
положения Президента в системе государственных органов страны. Согласно
статьи 80 Конституции, он 'является главой государства'. У нас не просто
сильный, а очень сильный Президент. Президент не входит в систему
разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Президент наделяется
задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех
иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов Российской
Федерации (статьи 80, 85). Президент в целом независим от других органов
государственной власти. Президент держит в руках все нити внутренней и
внешней политики государства. У Президента есть право на свое
законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов
на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор,
пока не появятся соответствующие законы (если они вообще появятся).
Правительство Российской Федерации является Правительством Президента
Российской Федерации. Президенту как Верховному главнокомандующему
подчиняются все Вооруженные Силы страны. Президент объявляет военное и
чрезвычайное положение, начинает и прекращает военные действия.
Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, так как
регулирует в общих чертах лишь наиболее важные сферы общественных
отношений. В любой Конституции возможны явные и скрытые пробелы,
действительные и мнимые противоречия. Их преодоление, конкретизация
осуществляется правовыми способами, которые должны быть адекватны духу и
букве основного закона.
Этим обусловлена значимость толкования Конституции Российской
Федерации, которое ею отнесено к компетенции Конституционного Суда
Российской Федерации. Толкование Конституции и ее норм включает в свое
содержание как уяснение так и разъяснение смысла интерпретируемых норм.
Все решения Конституционного Суда являются источниками права, и им
присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые Судом,
как и акты, собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение;
они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами,
распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов
конституционно-правовых отношений.
Таким образом, толкование Конституции Российской Федерации состоит в
преодолении Конституционным Судом неопределенности в понимании ее
положений, в выявлении ее объективного смысла и выявлении содержащихся в
ней позитивных правовых принципов. По существу толкование Конституции есть
один из способов ее конкретизации, предшествующий применению ее норм.
С момента провозглашения постановления Суда по делу о толковании ранее
обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, которая
явилась основанием для обращения в Конституционный Суд, считается
преодоленной. Официальное толкование, даваемое решением Конституционного
Суда, обязательно на всей территории Российской Федерации, для зарубежных
органов внешних сношений Российской Федерации, а также отечественных
юридических и физических лиц, пребывающих за рубежом.
Конституция любой страны со временем подвергается изменениям - их
требует сама жизнь. Конституция Российской Федерации одна из самых сложных
в мире по процедуре внесения в нее изменений и дополнений. Для принятия
поправок требуется не менее двух третей субъектов федерации. Не во все
главы Конституции российский парламент может вносить изменения.
В части 1 статьи 135 сказано, что положения глав 1,2 и 9 не могут быть
пересмотрены Федеральным Собранием. Это согласно части 2 статьи 135
относится к компетенции Конституционного Собрания. Если Конституционное
Собрание не подтверждает неизменность Конституции, то двумя третями голосов
его членов принимается проект новой Конституции. Новая Конституция
считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей,
при условии, что в голосовании приняло участие более половины избирателей.
Также порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав
1,2,9 Конституции устанавливаются в соответствии с федеральным
конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным
конституционным законом 'О референдуме Российской Федерации'.
Таким образом, парламент с участием субъектов федерации может вносить
поправки лишь к главам 3-8 Конституции Российской Федерации. Поправки к
этим главам Конституции принимаются в соответствии со статьей 136
Конституции и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. 'О порядке принятия и
вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации'.
Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции устанавливается в
соответствии со статьей 137 Конституции и Федеральным законом от 6 февраля
1998 г. 'О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции
Российской Федерации'.
Заключение
Проводимые в стране реформы требуют внесения поправок в Конституцию
Российской Федерации, а может быть и полного ее пересмотра. Конституция
должна быть выдержана логически, грамматически, юридически, политически,
содержательно и научно. Конституцию Российской Федерации следует
совершенствовать во имя интересов страны, народа, каждого человека.
Итак, завершая свою работу, хотел бы выделить некоторые условия,
осуществление которых будет способствовать построению свободного,
демократического и правового государства:
1. Необходимо обеспечить верховенство права, без которого невозможны ни
конституционность, ни правовое государство, ни высокий уровень правовой
культуры.
2. Следует привести Конституцию Российской Федерации в соответствие с
правом; она должна отличаться совершенством, исключать пробелы и
редакционные погрешности.
3. Перечень прав и свобод человека и гражданина должен быть наполнен
адекватным содержанием.
4. Принцип разделения властей должен трансформироваться из
декларативной нормы в неукоснительно соблюдаемую реальность.
5. Необходимо ввести институт конституционной ответственности, так как
это является важнейшим элементом в механизме реализации Конституции.
По моему мнению эти условия являются наиболее важной составляющей
успеха в стабилизации общественной жизни и укреплении государственности в
нашей стране.
Но объективно оценивая сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, я могу
сказать, что для эффективного реформирования любой сферы, в настоящее
время, необходимо качественное изменение всей системы государственного
аппарата, и особенно составляющих ее элементов, то есть чиновников, которые
проводят любое реформирование.
Список литературы
1. Конституция РФ. М., ИНФРА-М, 2003.
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность.
М., 1997.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.
4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999.
5. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА,
2002.
6. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие,
содержание, вопросы становления. М., 1994
7. Ковлер А. И. Конституция 'формальная' и 'реальная'.//Политические
исследования.-1998-№6,стр. 26-31.
-----------------------
[1] Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002,
(С. 5)
1 Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.,
1997, (с. 11)
1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999, (с.
47).
1 Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002,
(с. 22).