Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Функции государства

Работа из раздела: «Право»


                                 СОДЕРЖАНИЕ


      СОДЕРЖАНИЕ  1
      ВВЕДЕНИЕ    2
      1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 4
        1.1. Понятие и признаки функций государства      4
        1.2. Эволюция функций государства     5
        1.3. Классификация функций государства     7
        1.4. Формы и методы осуществления функций государства  9
      2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ    11
        2.1. Политическая функция 12
        2.2. Экономическая функция      13
        2.3. Социальная  функция  15
        2.4. Экологическая функция      17
        2.5. Налогообложение 19
        2.6. Защита прав и свобод граждан     19
      3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ  22
        3.1. Функция обороны 23
        3.2.   Функция   взаимодействия   с    другими    государствами    и
  международными организациями    25
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ  28
      ЛИТЕРАТУРА  31



                                  ВВЕДЕНИЕ


      Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права»,
его понятии, сущности и роли в обществе  с  давних  пор  относятся  к  числу
основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это  объясняется
тем, что названные вопросы  прямо  и  непосредственно  затрагивают  интересы
различных слоев общества.  Рожденное  противоречивым  обществом  государство
само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его  деятельность  и
социальная роль. Как форма  организации  общества,  призванная  обеспечивать
его  целостность  и   управляемость,   государство   выполняет   потребности
общества, служит его интересам.[1]
      Теория  государства  для  описания,   объяснения   и   прогнозирования
деятельной стороны государства  использует  понятие  функции  государства  –
характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]
      В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого
– либо объекта в определенной системе отношений.  В  юридической  литературе
нет  единства  мнений  относительно  категории  «функции  государства».  Под
последними обычно подразумеваются: основные направления,  стороны  или  виды
деятельности государства, его практическая деятельность. Однако  функции  не
могут  реализовываться  внутри  самой   государственной   организации:   они
реализуются в воздействии на общественные отношения.
      Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению  к
нему управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие  процессы,
происходящие в нем.
      Функции  государства  –  это  направления  деятельности,  но  не  сама
деятельность.[3] В функциях государства  выражаются  его  сущность,  цели  и
задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.[4]
      Вопрос о функциях государства имеет  не  только  теоретическое,  но  и
практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство  не  только  со
стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его  разносторонней
деятельности, функционирования. С помощью функций  представляется  возможным
с   достаточно   высокой   точностью   определить   характер    деятельности
государства, правильность выбора им на  том  или  ином  этапе  его  развития
приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.[5]
      Рассматриваемая в  настоящей  курсовой  работе  тема  приобретает  все
большее  значение  в   новых   политических   условиях,   когда   Российской
государство  начинает  создавать  свою   политическую   систему,   укреплять
властную  вертикаль.  Цель  данной  работы  определить   перечень   функций,
присущих государству.


                           1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА



                 1.1. Понятие и признаки функций государства



      Функциями   государства   называют   основные,   социально    значимые
направления   его   деятельности,   выражающие   сущность   государства    и
соответствующие главным  задачам  определенного  исторического  этапа  разки
вития  общества,  а   также   механизм   государственного   воздействия   на
происходящие в нем процессы.[6]
      В функциях государства выражается его сущность, его  предназначение  и
структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется  в
первую очередь его назначением  и  направлением  деятельности,  которую  оно
осуществляет. Предназначение  государства,  проявляющееся  в  его  функциях,
есть объективная необходимость выполнения  общественно  полезной,  социально
обусловленной деятельности.[7]
      Иногда понятие функций государства  ограничивается  представлением  об
основных  направлениях  деятельности   государства   лишь   «по   управлению
обществом» или, наоборот, расширяется за  счет  включения  в  их  понятие  и
содержание «механизма государственного воздействия на развитие  общественных
процессов».[8]  Кроме того,  ранее  существовала  точка  зрения  на  функции
государства как  на  предметно-политическую  характеристику  содержания  его
деятельности.[9]
      Существенными признаками функций государства являются:
    - предметная деятельность государства в  важнейших  сферах  общественной
      жизни;
    - направленность этой деятельности на  выполнение  тех  задач  и  целей,
      которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;
    - определенные формы (чаще всего  правовые)  реализации  государственных
      функций,  связанные  с  применением  особых,  в  том  числе   властно-
      принудительных, методов.[10]
      Формирование функций происходит  в  процессе  становления  и  развития
государства.  Последовательность возникновения тех или иных функций  зависит
от  важности  и  очередности  задач,  стоящих  перед  обществом.  В   разные
исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные  цели
государства, а, следовательно - и его различные функции.
      Каждая из функций государства имеет определенное  содержание,  которое
показывает,  что  делает  государство,  чем  занимаются  его  органы,  какие
вопросы  они  решают.  Содержание  функций  не  остается  неизменным  -  оно
меняется вместе с  изменениями,  происходящими  в  обществе.  На  содержание
функций  современных  государств  оказывают  влияние  национальные  факторы,
научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.



                      1.2. Эволюция функций государства



      Появление тех или иных новых  функций  на  различных  этапах  развития
государственности конкретных  обществ  не  имеет  строго  предопределенного,
причинно  -  следственного  характера,  не  жестко   детерминировано   новой
сущностью  и  формой  государства.  Вместе  с  тем  такая  более  или  менее
причинная зависимость все  же  характеризует  функции  государства,  которые
представляют  собой  важнейшие  направления   деятельности   государства   в
определяющих  областях  его  существования  в  экономической,  политической,
социальной  и  иных.  Основные  функции  наиболее   'чутки'   к   сущностным
изменениям государства.
      Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных
пластов  жизни   общества,   национальных,   территориальных   особенностей,
традиций и тому подобное.  Поэтому  новый  тип  государства,  появившийся  в
развитии конкретного государственно-организованного общества, может в  явной
или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
      Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того  или  иного
общества  сохраняется  преемственность  функций,  но  действует  и  механизм
обновления  функций.   Например,   на   появление   новых   функций   влияют
самоорганизационные, субъективные  и  даже  случайностные  (синергетические)
процессы, а не только та или иная степень зависимости функций  от  изменения
сущности и формы государства.
      Функции  не  являются  чем-то  раз   и   навсегда,   навечно   данным,
фундаментальным, застывшим  и  неизменным.  В  зависимости  от  конкретно  -
исторических  условий  элементы  этих  общих   функций   могут   приобретать
самостоятельное   значение,   становясь    в    силу    особой    значимости
самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации  общественных
работ  (например,  строительство  ирригационных   сооружений   в   азиатских
странах), обеспечение  прав  и  свобод  граждан  (современные  развивающиеся
страны, в которых осуществляется переход к  правовому  государству),  охраны
природы (в  странах,  где  серьезно  нарушено  экологическое  равновесие)  и
другие.
      В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время  более
важным становится выделение глобальных функций государства,  характеризующих
деятельность  современного  государства  в  экологической,  демографической,
сырьевой, космической сферах, в области создания  и  использования  ядерной,
информационной технологий, в области защиты  прав  и  свобод  человека  и  в
других   современных   глобальных   государственных   сферах   деятельности,
затрагивающих всю цивилизацию.



                   1.3. Классификация функций государства



      В  юридической  теории  существует  множество  оснований   (критериев)
классификации функций  государства.  Ученые  дают  различный  перечень  этих
функций, по-разному их называют.
      Их  пытаются  подразделять  в  зависимости  от  продолжительности   их
существования и  деятельности:  постоянные,  присущие  государству  на  всех
этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в  течение
длительного времени и чаще всего присущи  государству  на  ряде  этапов  его
существования.  Вторые  -  обусловлены  конкретным  периодом   общественного
развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.
      В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих
классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в  себе  интересы
всего общества.
      Предпринимаются    попытки    классификации    функций    государства,
базирующиеся  на  принципе  разделения  властей.  В  соответствии  с  данным
критерием  функции  подразделяются  на  законодательные   (правотворческие),
управленческие и судебные.[11] Каждая из названных  функций  осуществляется,
как  правило,   не   одним,   а   совокупностью   государственных   органов,
принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной,  исполнительной
и судебной.[12]
      Кроме  того,  существуют  классификации:  по  сферам  «приложения»   и
осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические),  по
формам        реализации        (правотворческие,        правоохранительные,
правоприменительные), на основании  территориального  масштаба,  в  пределах
которого они реализуются (федеративные и унитарные).[13]
      По  важности  в  общественной  жизни  функции  делят  на  основные   и
неосновные  (подфункции).[14]  К  последним  относят:  учет  и   координация
интересов различных групп  населения,  защита  меньшинств;  вмешательство  в
экономику с целью  социальной  защиты  человека;  охрана  окружающей  среды;
поддержание общественного порядка[15],  организация  статистического  учета.
Однако данная классификация вызывает возражения  в  юридической  науке.  Ряд
ученых полагает,  что  поскольку  функциями  государства  являются  основные
направления  его  деятельности,  признание  каких-либо  функций  неосновными
некорректно.
      Наиболее распространенной и широко признанной  является  классификация
функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.[16]



            1.4. Формы и методы осуществления функций государства



      Государство осуществляет свои функции  в  определенных  формах.  Формы
осуществления функций государства  -  это  однородная  деятельность  органов
государства, посредством которой реализуются его функции.
      Формы  осуществления  функций  государства  делятся  на   правовые   и
организационные.
      К правовым формам относятся:
    - правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание
      нормативно-правовых актов);
    - правоисполнительская форма (принятие мер  по  исполнению  норм  права,
      издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.));
    -  правоохранительная  форма  (контроль  и  надзор  за   соблюдением   и
      исполнением  норм,  а  также  применение  принудительных  мер   к   их
      нарушителям).
      Организационными формами осуществления  функций  государства  являются
следующие:
    - организационно-регламентирующая (текущая деятельность  государственных
      структур  по   обеспечению   функционирования   органов   государства,
      связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.
      д.);
    -  организационно-хозяйственная  (оперативно-техническая   хозяйственная
      работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);
    -  организационно-идеологическая  (повседневная  идеологическая  работа,
      связанная  с  разъяснением  вновь   изданных   нормативных   актов   и
      формированием общественного мнения).[17]
      Государство  может  осуществлять  свои  функции  и  в  так  называемых
внеправовых формах, т. е. помимо права и  даже  вопреки  ему.  В  частности,
добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая  и  не  реализуя
правовые  нормы.  Современным  демократическим  государствам  это,   однако,
несвойственно.
      Другим  основанием  для  классификации  функций  государства  является
характер  государственного  воздействия   на   общественные   отношения.   В
соответствии с ним все функции  могут  быть  разделены  на  охранительные  и
регулятивные.
      Охранительные функции - это деятельность государства, направленная  на
обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана  прав  и
свобод  граждан,  экологическая  функция,  защита  государства  от   внешней
угрозы).
      Регулятивные функции - это деятельность государства,  направленная  на
развитие  существующих  общественных   отношений   (экономическая,   функция
взаимодействия с другими государствами).



                       2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ


      Внутренние функции - это основные направления деятельности государства
внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:
   1. функция охраны  законности  и  правопорядка,  прав  и  свобод  граждан
      государства;
   2.  функция  легализованного  осуществления   принуждения   в   отношении
      различных социальных групп и индивидуумов;
   3. политическая функция  (обеспечение  народовластия  и  государственного
      суверенитета);
   4. экономическая функция (выработка экономической политики,  формирование
      и контроль за  расходованием  государственного  бюджета,  установление
      системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными
      предприятиями и т. д.);
   5. социальная функция  (создание  системы  социальной  защиты  населения,
      систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);
   6.  экологическая  функция   (деятельность,   направленная   на   охрану,
      восстановление и улучшение природных условий жизни людей);
   7. идеологическая функция (пропаганда определенных  идей  и  ценностей  с
      помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе
      официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).[18]
      Такой   набор   функций   государства    -    свидетельство    полного
огосударствления  общества,  характерное   для   тоталитарных   режимов.   С
изменением социальной структуры общества  на  современном  этапе  насилие  в
отношении многих социальных групп  перестает  быть  актуальным.  Государство
уменьшает свое присутствие в экономике. Не может  быть  признана  главной  и
идеологическая   функция:   общество   должно   развиваться    в    условиях
идеологического и политического плюрализма. На первый  план  выходит  охрана
интересов, прав и свобод человека. В деятельности  государства  важны  также
учет  и  координация  интересов  различных  групп  населения,  защита   прав
меньшинств, охрана окружающей среды.[19]
      Рассмотрим каждую из функций государства подробнее.



                          2.1. Политическая функция



      Все  функции  государства  носят  политический  характер,   однако   в
политической  области  действует  целая  система  политических   институтов,
учреждений государственных органов,  через  которые  осуществляется  функции
народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые  народом
и уполномоченные от  имени  народа  осуществлять  государственную  власть  в
стране, органы местного  самоуправления,  а  так  же  осуществление  народом
своей власти непосредственно, через референдум.
      Обладая   верховенством   в   системе   государственной   организации,
представительные  органы  сосредотачивают  в  своих  руках   государственное
руководство  обществом,   выполняют   функцию   публичной   власти,   защиты
конституционного строя. Содержание данной функции составляют:
    -   реализация   волеизъявления   народа   в   форме    законодательства
      (правотворчества);
    -  обеспечение  государственного  суверенитета,  определение   правового
      положения конкретных территорий и управление ими;
    -  официальное  представительство  общества,   т.е.   будучи   носителем
      политической  власти,  государство  представляет   собой   юридическую
      личность,  субъект  права.  Вместе   с   тем   осуществление   функции
      обеспечения  народовластия  предполагает  наличие  правовых  отношений
      между государством и обществом, зависимость государства  от  общества,
      ответственность перед ним;
    - защита конституционного строя, которая  реализуется  как  специальными
      органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем
      осуществления права на  сопротивление  любой  попытке  насильственного
      изменения или устранения существующего конституционного строя.



                         2.2. Экономическая функция



      Эта  функция  государства  сильно  изменилась  в  ходе   исторического
существования государства от полного невмешательства в экономику  (концепция
“государства - ночного сторожа”)  до  полного  контроля  всей  хозяйственной
деятельности   и   регулирования   всех   вопросов    экономической    жизни
(тоталитарные государства социалистического типа).
      В современных условиях,  когда  неизмеримо  умножились  и  усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство  не  остается  наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает  и  проводит  экономическую  политику,
которая   строится   на   принципах   свободного    рынка    и    свободного
предпринимательства.
      Государство влияет на экономику через  налоговую  политику,  кредитно-
финансовую и валютно-денежную системы.
      В условиях развитых рыночных  отношений,  свободы  предпринимательской
деятельности,   многообразия   и   равенства   всех   форм    собственности,
добросовестной    конкуренции    экономика     развивается     на     основе
саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы:
    - выработке экономической политики;
    -    управлению    предприятиями    и    организациями,    составляющими
      государственную  собственность.  Их   круг   должен   быть   ограничен
      важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение,  например
      ядерной энергетикой, деятельностью в космосе,  транспортом,  связью  и
      т.д.;
    - установлению правовых основ рынка и  ценовой  политики,  в  частности,
      стимулированию  государственными  средствами   предпринимательства   и
      свободного труда, обеспечения  равноправия  всех  форм  собственности,
      правовой защите собственника, принятию мер для пресечения  монополизма
      и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.;
    - регулированию внешнеэкономических отношений государства
      В периоды экономических кризисов, состояния депрессии,  на  переходных
этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это  характерно,
например, для современного  этапа  развития  России.  Как  показывает  опыт,
экономические реформы,  которые  в  настоящий  момент  реализуются  в  нашей
стране,  не  могут  быть   результативными   без   адекватного   воздействия
государства на развитие экономических процессов.  Отсюда  -  большой  массив
законодательных  актов  в  этой   области   и   экономические   мероприятия,
проводимые    государством,    например,    приватизация    жилого    фонда,
государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.
      Политическая и экономическая  функции  выступают  одновременно  и  как
внешние функции государства. Так как «внешние функции есть не что иное,  как
развитие и продолжение внутренних функций»[20].

                          2.3. Социальная  функция



      Социальная функция многообразна по содержанию и  масштабна  по  объему
деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное  благополучие,
создать равные возможности для всех граждан в его достижении.
      Многие государства характеризуют себя социальными. Это  означает,  что
они считают своей важной задачей заботу о всех тех  гражданах,  кто  в  силу
каких-либо  причин  не  в   состоянии   обеспечить   для   себя   нормальное
существование,  достойное   человека.   Государство   проводит   мероприятия
направленные  на  защиту  от  безработицы,  проявляет  заботу  о   детях   и
нетрудоспособных людях.
      Так  в  Конституции  Российской  Федерации[21]  в  частности  сказано:
“Каждому  гарантируется  социальное  обеспечение  по  возрасту,   в   случае
болезни, инвалидности, потери кормильца,  для  воспитания  детей  и  в  иных
случаях предусмотренных законом”.
      В Российской Федерации финансируются федеральные  программы  охраны  и
укрепления   здоровья    населения,    принимаются    меры    по    развитию
государственной, муниципальной, частной систем  здравоохранения,  поощряется
деятельность,  способствующая   укреплению   здоровья   человека,   развитию
физической    культуры    и    спорта,    экологическому    и     санитарно-
эпидемиологическому благополучию.
      Поощряются    добровольное    социальное     страхование,     создание
дополнительных форм социального  обеспечения  и  благотворительность.  Кроме
этого в РФ принят ряд важнейших законов  и  других  актов,  направленных  на
социальную защиту отдельных категорий граждан, например: жертв  политических
репрессий [22], малообеспеченных граждан, ветеранов[23] и др.
      Таким образом, государство  принимает  различные  меры  для  повышения
жизненного уровня граждан.
      В реализации социальной функции большое место  принадлежит  проведению
государственной политики в области образования,  науки,  культуры,  здоровья
граждан. В  указанных  сферах  социальная  функция  осуществляется  в  форме
государственной поддержки (финансовой,   материальной,  программной  и  др.)
образовательных, воспитательных и научных учреждений, а  так  же  учреждений
культуры.  Что  касается  управления  и  организации  их  работы,   то   они
автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства  здесь
недопустимо.
      Общество в целом и государство  заинтересованы  в  том,  чтобы  каждый
гражданин  имел  образование,  соответствующее  принятому   стандарту.   Без
образования  в  настоящее  время  немыслимо  активное  участие   граждан   в
общественной  жизни,  в  производстве,  во   всех   сферах   государственной
деятельности, в связи с чем  во  многих  государствах  образование  является
обязательным.
      Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает  для  граждан
свободу творческой  деятельности.  Не  может  быть  сильного,  процветающего
государства без  уважения и сохранения исторических традиций  и  культурного
наследия. Воспитание граждан в духе  патриотизм,  уважения  к  историческому
прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
      Большое  значение  имеет   правовое   воспитание.   Каждый   гражданин
Российской  Федерации  обязан  знать  законы  своего  государства  и  строго
соблюдать их.
      Основы государственной политики в области  образования  закреплены,  в
частности в  Законе  РФ  “Об  образовании”[24],  в  сфере  защиты  интересов
граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском  страховании  граждан  в
Российской Федерации”[25], в области культуры - в  Основах  законодательства
Российской Федерации о культуре[26] и др.


                         2.4. Экологическая функция


      Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция,  которая
обусловлена социальной обязанностью государства  обеспечивать  экологическое
благополучие граждан, их экологическую безопасность.
      Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного
мира.  Человек  в  результате  своей  хозяйственной  деятельности   нарушает
естественные природные  связи,  разрушает  окружающую  среду,  чем  невольно
создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия  обитания.  Охрана
природы  -  дело  всего  общества,   но   только   государство,   обладающее
необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех  организаций
и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
      В современную эпоху  проблемы  охраны  и  рационального  использования
природных   богатств   приобрели   большое   экономическое,   социальное   и
политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
      Чем разумнее  использовать  богатства,  тем  больше  успехов  добьются
промышленность и сельское хозяйство.  Охрана  природы  выдвигается  в  число
наиболее острых социальных проблем и представляет собой  одну  из  важнейших
общегосударственных задач.
      Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют
все звенья механизма государства и его органов.
      Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации[27] говорится: “Земля
и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской  Федерации
как основа жизни  и  деятельности  народов  проживающих  на  соответствующей
территории”.
      Многие   нормы,   регулирующие   природоохранительную    деятельность,
содержатся  в основах земельного законодательства, основах  законодательства
о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
      В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
      природные богатства подлежат охране со стороны государства  независимо
от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;
      использование   природных   богатств   должно    быть    рациональным,
соответствовать развитию государства;
      неукоснительное  соблюдение  природоохранительных  законодательств   и
строгая ответственность за его нарушение;
      Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены
различные меры наказания  за  правонарушения  в  области  охраны  окружающей
среды.[28]
      Проведение    этих    принципов    обеспечивает     целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством  в
области охраны и рационального использования природных ресурсов.
      Кроме  этого,  в  России  действует  Закон   “Об   охране   окружающей
среды”[29],  которым  определены  обязательства  государства  перед   своими
гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.



                            2.5. Налогообложение



      Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как  и  бюджет
его структурных и региональных единиц состоит  целиком  из  различного  рода
налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете  Москвы
на 1992 год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль  (52,  7%),
подоходный налог с физических лиц (17,  3%),  акцизы  (косвенные  налоги  на
отдельные виды товаров - 9,6%) и налог  на  добавленную  стоимость  (19,8%).
Аналогичные источники доходов установлены в федеральном бюджете РФ.
      Принят   Закон   “Об   основах   налоговой   системы   в    Российской
Федерации”[30], где регламентируются права,  обязанности  и  ответственность
налогоплательщиков  и  налоговых  органов,  порядок  установления  и  отмены
налогов   и   других   платежей,   объекты   налогообложения,   льготы    по
налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на  территории
Российской     Федерации.     Созданная     централизованная     независимая
Государственная налоговая служба,  подчиненная  Президенту  и  Правительству
РФ,  которая  контролирует  правильность  исчисления  налогов,   полноту   и
своевременность их уплаты.



                      2.6. Защита прав и свобод граждан



      Переход  России  от   тоталитаризма   к   демократическому   правовому
государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод  граждан,
обеспечения законности и правопорядка.
      Это функция государственной  деятельности  проявляется  в  обеспечении
государством общественного и правового  порядка,  защите  и  охране  прав  и
интересов  граждан  и   организаций,   защите   конституционного   строя   и
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира  и
согласия  в  обществе,   урегулирования   общественных   отношений,   снятие
социальных противоречий,  неизбежных  в  обществе,  состоящем  из  различных
классов, групп, слоев, - это насущная необходимость,  одна  из  тех  причин,
которые вызывали возникновение государства.
      Эта функция также  направлена  на  охрану  жизни,  здоровья,  чести  и
достоинства граждан, а также  на  охрану  государственного  и  общественного
имущества, на охрану частной собственности.
      Под общественным порядком понимается система  общественных  отношений,
регулируемых нормами правового  и  неправового  характера  (нормами  морали,
нравственности, обычаями, традициями и т.п.)
      Общественный порядок в более узком,  специальном  смысле  представляет
собой систему общественных отношений, которые складываются  главным  образом
в   общественных   местах   и   по   своему    обеспечивают    свободу     и
неприкосновенность личности, общественное  спокойствие,  нормальные  условия
для  труда  и  отдыха  граждан,  функционирования  и  деятельности  органов,
предприятий, учреждений, организаций.
      Общественный    порядок    охраняется    государственными    органами,
общественными  организациями  и  гражданами.  Особая  роль   в   обеспечении
общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
      За  все  виды  правонарушений  посягающие  на   общественный   порядок
установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть  соразмерны
вине нарушителя.
      Охрана прав и свобод  граждан  гарантируется  Конституцией  Российской
Федерации  и другими нормативно-правовыми актами.
      Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации   пункт
1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и  гарантируются  права  и
свободы человека и гражданина  согласно  общеуказанным  принципам  и  нормам
международного права и в соответствии с  настоящей  Конституцией.”  Основные
принципы прав и свобод человека и гражданина изложены  в  статьях  17  -  64
Конституции Российской Федерации
      В статье 35 пункт 2 сказано,  что  каждый  вправе  иметь  имущество  в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично,  так
и  совместно  с  другими  лицами.  Право  частной  собственности  охраняется
законом.
      Таким образом, любое посягательство на частную собственность  граждан,
их имущество, а  также  и  на  государственное  имущество  влечет  за  собой
административные и уголовные наказания.



                         3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ


      Внешние функции - это основные направления  деятельности  государства,
проявляющиеся   преимущественно   вне    государства    и    общества,    во
взаимоотношениях с другими организациями или государствами.
      В отличие от  внутренних  функций,  перечень  внешних  функций  сильно
отличается по своему составу.
      В классификации В.В. Лазарева к внешним функциям относятся:
    - поддержание мира и мирного сосуществования;
    - обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
    - защита государственного суверенитета от внешних посягательств.
      По классификации Л.А. Морозовой это:
    - интеграция в мировую экономику;
    -   внешнеэкономическое   партнерство   и   государственная    поддержка
      иностранных инвестиций;
    - оборона страны;
    - поддержка мирового правопорядка;
    - сотрудничество с другими государствами в  решении  глобальных  проблем
      современности      (экологической,      сырьевой,      энергетической,
      демографической и др.)
      В любом случае, внешние функции сводятся всего к двум:
    -  оборона,  защита  государства  от   внешней   угрозы   (строительство
      вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и  деятельность
      контрразведки, пограничных войск и т. д.);
    -  функция  взаимодействия  с  другими  государствами  и  международными
      организациями  (экономическое   сотрудничество,   участие   в   работе
      различных международных организаций, в  военно-политических  блоках  и
      союзах и т. д.).[31]


                            3.1. Функция обороны



      Данная   функция   является   важнейшим   направлением    деятельности
государства, ибо она  нацелена  на  защиту  мирного  труда,  суверенитета  и
территориальной  целостности  государства.  Основную  роль  в  этом   играют
Вооруженные Силы Российской Федерации.
      Согласно Конституции Российской Федерации “Защита  Отечества  является
долгом  и   обязанностью   гражданина   Российской    Федерации.   Гражданин
Российской Федерации несет  военную  службу  в  соответствии  с  федеральным
законом”.[32]
      Согласно этому закону:  все  мужчины  -  граждане  РФ,  независимо  от
происхождения, социального и  имущественного  положения,  места  жительства,
обязаны проходить действительную военную  службу  в  рядах  Вооруженных  Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются  граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
      Согласно  Конституции  Российской  Федерации:  “Гражданин   Российской
Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит  несение
военной службы, а также в иных  установленных  федеральным  законом  случаях
имеет право на замену  ее  альтернативной  гражданской  службой.”[33]  Также
граждане, достигшие  17-летнего  возраста,  имеют  право  учится  в  военно-
учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность  в  рядах
Вооруженных сил Российской Федерации.
      Согласно  статье  87  Конституции  Российской   Федерации   “Президент
Российской  Федерации  является  Верховным  главнокомандующим   вооруженными
силами Российской Федерации. В случае агрессии против  Российской  Федерации
или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской  Федерации  вводит
на территории Российской Федерации или в  ее  отдельных  местностях  военное
положение...”
      За воинское преступление - преступления против установленного  порядка
несения воинской службы, военнослужащие, а также  военнообязанные  во  время
прохождения  ими  учебных  или  поверочных  сборов,  несут   ответственность
(уголовную). Санкции за различные виды воинских  преступлений  предусмотрены
в Уголовном Кодексе РСФСР[34].
      Практическое исполнение функции обороны так  же  возложено  на  особые
государственные вооруженные организации. Они предназначены  для  обеспечения
суверенитета,  защиты   территории,   границы   и   населения   от   внешних
посягательств и обеспечении общественного порядка  и  безопасности  граждан.
Особые вооруженные организации  наделяются  компетенцией  в  соответствие  с
конституцией.  Характер  задач  выполняемых  вооруженными   государственными
организациями  обуславливает  особенности  их  формирования,   деятельности,
управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным  организациям
относятся:
      Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор  информации  на  случай
ведения военных действий.
      Служба безопасности.  Она  предназначена  для  защиты  государственной
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
      Полиция (милиция) является основой и гарантом  общественного  порядка.
Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать  порядок,  спокойствие
и безопасность граждан.
      В  России  принят  специальный  Закон  “Об  обороне”[35],  в   котором
определены основы организации обороны страны и подчеркивается,  что  оборона
является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.


            3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и

                        международными организациями


      Эта  функция  государства  обеспечивает  существование  государства  в
мировом сообществе и включает в себя политические  отношения,  экономические
и культурные  связи,  а  также  борьбу  с  международными  преступлениями  и
участие в международной охране окружающей среды.
      Интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю
политику и побудила к признанию ряда гуманистических  и  общедемократических
норм и принципов в межгосударственных отношениях.
      Обеспечению мирового правопорядка способствует  сотрудничество  нашего
государства  с  другими  государствами  в  таких  сферах,  как    борьба   с
организованной преступностью, в  частности  с  контрабандой,  наркобизнесом,
терроризмом.
      Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна  необходимость  совместных  действий   государств   по   борьбе   с
международной преступностью.
      Конкретными действиями  государств в этой  области  является  создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
      Одной из таких организаций является  ИНТЕРПОЛ.  Государство  планирует
свою  деятельность  по  предупреждению  и  пресечению   этих   преступлений,
проводит совместные мероприятия,  обменивается  информацией.  Это  позволяет
более эффективно бороться с международной преступностью.
      Каждое  государство  связано  с   другими   государствами   различными
отношениями: политическими,  экономическими  и  культурными.  Эти  отношения
необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
      Политические отношения: Государство  обязано  защищать  своих  граждан
находящихся на территории других государств и оказывать им  покровительство.
Для   поддержания   международных   политических    отношений    государства
обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов,  консулов
и др.
      Экономические  отношения:   Государство,   являясь   членом   мирового
сообщества,  вовлекается  в  систему   мирового   хозяйства.   Экономическое
развитие, природные ресурсы определяют место государства на  мировом  рынке.
Ни одно  государство  не  может  существовать  без  экологических  связей  с
другими  государствами.  Внешняя  торговля,  кредиты  и  займы,  инвестиции,
совместные   проекты   -   это   наиболее   распространенные    составляющие
внешнеэкономической деятельности государства.
      Культурные отношения: Культура каждого  народа,  государства  является
достоянием всего человечества. Она не  может  развиваться  обособленно,  так
как связана  с  мировой  культурой.  Государство  поддерживает  и  развивает
культурные  связи,  что  служит  взаимному  духовному  росту  и  обогащению.
Конкретными видами деятельности государства  в  этом  направлении  являются:
международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и  многое
другое.
      Участие в охране окружающей  среды:  В  настоящее  время  остро  встал
вопрос об охране окружающей  среды.  Данный  вопрос  постоянно  находится  в
центре внимания всего мира. Охрана  окружающей  среды  становится  составной
частью программы завершения строительства материально - технической  базы  в
государстве.
      Крупные ученые ряда государств  обеспокоены  экологическим  состоянием
природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все  больше  и
больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем  виде,  также
оказывают различную помощь и общественные  организации.  В  ряде  государств
правительство принимает различные меры  к  нарушению  нормативных  актов  по
охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также  штрафы
и уголовные наказания.


                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ



      В  формулировании  определенной  цели  государства   проявляется   его
социальное назначение. Для ее достижения  нужно  решить  конкретные  задачи,
что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.
      Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает
необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне  реализации
функций  государства  его  задачи   останутся   неосуществленными.   Функции
государства – это не его задачи, хотя и  связаны  с  ними  и  даже  напрямую
зависят от  них.  Однако  при  всей  своей  значимости  задачи  не  являются
первоосновой для развития государства  и  его  функций,  так  как  они  сами
происходят  из   экономических   и   политических   потребностей   общества,
определяются закономерностями  его  развития  и  зависят  от  национально  –
исторической и иной специфики каждого государства.
      Любые  государства,  находящиеся  на  одном  этапе   развития,   имеют
одинаково звучащие функции, хотя отличия в их  содержании,  а  тем  более  в
формах и, особенно в методах реализации могут быть  довольно  сильными.  При
этом следует понимать,  что  каждому  этапу  соответствуют  «свои»  функции,
совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и  что  с  переходом
государства на  новый  этап  происходит  полная  или  частичная  замена  его
функций:   появляются   новые   функции,    большая    часть    существующих
трансформируется и наполняется иным содержанием.
      Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах  развития
общества, а также в зависимости  от  изменений  его  социально-политического
строя. В тоталитарных обществах,  например,  в  число  основных  направлений
деятельности  государства  включаются   функция   подавления   сопротивления
классовых,  национальных  и  иных  противников  и   культурно-воспитательная
функция, обеспечивающая  господство  единой  идеологии.  В  социалистических
обществах с их плановой экономикой  появляется  хозяйственно-организаторская
функция и функция охраны социалистической собственности.[36]
      Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается  его
политическая природа, которая в свою очередь выражает  характер  породившего
его общества.
      Следует указать и на новые направления в решении вопросов  о  функциях
государства. Высказываются идеи,  что  все  функции,  о  которых  говорилось
выше, фактически не  характерны  именно  для  государства,  поскольку  в  их
решении заинтересовано все общество. Все это представляет  собой  цели  (или
задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции,  которые
вытекают из его основной сущности —  осуществления  политической  власти.  В
таком  случае  государство  имеет  три  основные  функции:  законодательную,
исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные  ветви  власти
— законодательная, исполнительная и судебная  (иногда  выделяется  четвертая
функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).[37]
      Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию
функцию, но обладает, хотя и в  меньшей  степени,  другими  функциями,  Так,
исполнительная  власть  (президент,  правительство)  помимо  исполнительской
деятельности  осуществляет  нормотворчество,  а  также  в   некоторой   мере
судебные полномочия (разрешение споров государственных органов,  входящих  в
систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной  ответственности
за  нарушения  норм  права  должностных  лиц,  привлечение  к   материальной
ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в  определенной,
установленной законом части мер административной  ответственности  и  т.п.).
Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных  и  иные
функции: исполнительную  (работа  ряда  комитетов  и  комиссий)  и  судебную
(вопросы ответственности депутатов, например). Судебная же власть  наряду  с
основной  выполняет  и  другие  функции  (руководящие  разъяснения   пленума
Верховного  суда  РФ,  законодательная  инициатива,  деятельность   судебных
исполнителей).



                                 ЛИТЕРАТУРА



   1. Теория государства и права: Учебник для вузов  /  Под  ред.проф.  В.М.
      Корельского и проф. В.Д. Перевалова – М.: ИНФРА-М, 2000.
   2. Венгерова А.Б. Теория государства  и  права  Учебник  для  юридических
      вузов – М.: Юриспруденция, 1999.
   3. Комаров С.А.,  Малько  А.В.  Теория  государства  и  права.  Учебно  –
      методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.
   4. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред.  М.Н.
      Марченко – М.: Проспект, 1999.
   5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред.  М.Н.  Марченко.  –
      М.: Зерцало, 1998.
   6. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права:  Учеб.пособие
      для студ.  Учреждений  сред.проф.образования.-М.:  Мастерство:  Высшая
      школа, 2000.
   7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и  права  –  М.:  Теис,
      1996.
   8. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе  //
      Государство и право. 1993 № 6.
   9. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.
  10. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
  11. Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа,
      1994.
  12. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы  Российской  Федерации.
      Под ред.проф. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2000.
  13. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического  государства.  М.,
      1970.
  14. Лившиц Р.З. Государство и  право  в  современном  обществе  //  Теория
      права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1.
  15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник  –  М.:  Проспект,
      1999.
  16. Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М.,
      1974.
  17. Конституция  Российской  Федерации  принята  всенародным  голосованием
      12.12.1993.
  18. Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв  политических
      репрессий» (в ред. от 07.08.2000)
  19. Федеральный закон от 30.09.1997 №  127-ФЗ  «О  повышении  минимального
      размера  пенсий,  порядке  индексации  и  перерасчета  государственных
      пенсий в РФ в 1997 году» принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.
  20.  Закон  РФ  от  10.07.1997  №  3266-1  «Об  образовании»  (в  ред.  от
      07.08.2000)
  21. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании  граждан  в
      Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)
  22. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв.  ВС  РФ
      09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)
  23.  Кодекс  РСФСР  об  административных  правонарушениях  утв.  ВС  РСФСР
      20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000)
  24. Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1  «Об  охране  окружающей  природной
      среды» (в ред. от 02.06.1993)
  25. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в
      ред. от 05.08.2000)
  26. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный  директор
      ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999)
  27.  Федеральный  закон  от  31.05.1996  №  61-ФЗ  «Об   обороне»   принят
      Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)

-----------------------
[1] Теория государства и права: Учебник для вузов  /  Под  ред.  Проф.  В.М.
Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 114.
[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.:  Юриспруденция,  1999,  с.
141.
[3]  Комаров  С.А.,  Малько  А.В.  Теория  государства  и   права.   Учебно-
методическое пособие. Краткий учебник для вузов. –  М.:  ИНФРА-М,  1999,  с.
215.
[4] Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. /  Под  ред.  М.Н.
Марченко – М.: Проспект, 1999, с. 144.
[5] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. –  М.:
Зерцало, 1998, с. 80.
[6] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства  и  права:  Учеб.пособие
для студентов учреждений сред.проф.образования – М.: Высшая школа, 2000,  с.
99.
[7] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы  государства  и  права  –  М.:  Теис,
1996, стр. 5.
[8] Морозова Л.А. Функции Российского государства на  современном  этапе  //
Государство и право. 1993 № 6, с. 98-108.
[9] Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960, с. 9-10.
[10] Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969, с. 8-11.
[11] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред.  М.Н.  Марченко,  с.
85.
[12] Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев –  Уфа,
1994, с. 166.
[13] Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской  Федерации  /
Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зерцало, 2000, с. 291.
[14] Черноголовкин Н.В. Теория функций  социалистического  государства.  М.,
1970, с. 134-135.
[15] Лившиц Р.З. Государство  и  право  в  современном  обществе  //  Теория
права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. с. 13.
[16] Обществознание. Пособие для поступающих в  вузы  Российской  Федерации,
с. 290-291.
[17] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права, с. 100-101.
[18] Спиридонов Л.И. Теория государства и права.  Учебник  –  М.:  Проспект,
1999, с. 47-48.
[19] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с 219-221.
[20] Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов –  М.,
1974, с. 33.
[21]  Конституция  Российской  Федерации  принята  всенародным  голосованием
12.12.1993, ст. 39.
[22] Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации  жертв  политических
репрессий» (посл.ред. от 07.08.2000)
[23] Федеральный закон от 30.09.1997  №  127-ФЗ  «О  повышении  минимального
размера пенсий, порядке индексации и перерасчета  государственных  пенсий  в
РФ в 1997 году принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.
[24]  Закон  РФ  от  10.07.1997  №  3266-1  «Об  образовании»  (в  ред.   от
07.08.2000)
[25] Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском  страховании  граждан  в
Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)
[26] «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»  утв.  ВС  РФ
09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)
[27]   Конституция Российской  Федерации  принята  всенародным  голосованием
12.12.1993.
[28]  Кодекс  РСФСР  об  административных  правонарушениях  утв.  ВС   РСФСР
20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000) ст. 50-87
[29] Закон РСФСР от 19.12.1991 №  2060-1  «Об  охране  окружающей  природной
среды» (в ред. от 02.06.1993)
[30] Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ»  (в
ред. от 05.08.2000)
[31] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с. 217.
[32] Конституция Российской Федерации ст. 59, п. 1.
[33] Там же ст. 59, п. 3.
[34] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят  Генеральный  директор
ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999) ст. 238-269.
[35]  Федеральный  закон  от  31.05.1996  №  61-ФЗ   «Об   обороне»   принят
Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)
[36] Спиридонов Л.И. Теория государства и права, с. 48.
[37] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.  В.В.  Лазарева  –
М.: Юрист, 1994, с. 241-242.


ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru