Законность, правопорядок и дисциплина
Работа из раздела: «
Право»
ЕЛАБУЖСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ МВД РФ
ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Курс 1 Зачетная книжка № 104
Группа 4 Вариант № 14
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Тема: Законность правопорядок и дисциплина.
Выполнил:
Слушатель Кочуров Александр Владимирович
Служебный адрес:
г. Ижевск
ул. Молодежная, 103
Тел. 36-42-46
Регистр. номер
от
Домашний адрес:
г. Ижевск
ул. Степана Разина, д. 52, кв. 13
Тел. 30-74-86
Рецензент:
Оценка
Дата
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Понятие и признаки законности
2. Понятие правопорядка, общественного порядка и дисциплины. Роль ОВД в
укреплении законности, правопорядка и дисциплины
3. Гарантии законности и правопорядка
Список использованной литературы
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОННОСТИ.
ЗАКОННОСТЬ ЕСТЬ СТРОГОЕ И ПОЛНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ
ПРАВОВЫХ ЗАКОНОВ И ОСНОВАННЫХ НА НИХ ЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ ВСЕМИ
СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.
Законность характеризуется следующими основными признаками:
Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность.
Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто
находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от
выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и
государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав
личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане
государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим
для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.
Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере
относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно
перед гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах
государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые
предписания реализуются без принудительных мер государственного
воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму
индивидуальных интересов, да и не должно.
Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно
предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться
собственными благами и свободной деятельности. Обеспечение всеобщности
соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов.
Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными
средствами, оно призвано надёжно охранять законные права и интересы
граждан. Сами граждане внегосударственно-правовых структур не могут
установить режим законности в общественной жизни.
Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими
нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только
на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные
потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые
нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых
социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего
населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь
формально отражают интересы различных слоёв населения, но не гарантируют
их, - то и здесь не может идти речи о законности.
Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает
наличие двух взаимосвязанных факторов: - совершенного, чётко отработанного
законодательства, отвечающего потребностями - полный и безусловной
реализацией предписаний законов и подзаконных правовых актов
государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными
объединениями.
Каковы же основные требования законности?
1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В
правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он
выступает главным, основополагающим регулятором общественных
отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны
находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило,
законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-
либо отношения законодательно не урегулированы. При этом он должны
издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.
2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия.
Законы представляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам,
находящемся в сфере временного и пространственного действия. Законы
федеративного государства имеют одинаковую силу на территории все
государственных образования, входящих в состав федерации. Единое
понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает
законность правоприменительной деятельности компетентных органов и
должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу законов и
проводит в жизнь заложенные в нём регулятивные функции.
3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная
обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и
судом). Прочий эффективный режим законности в обществе возможен
только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной
стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные
на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны,
государство должно создавать все необходимые условия для осуществления
их законных прав и интересов. Права и свободы других лиц. В условиях
правовой государственности это требование имеет принципиальное
значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в
ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт
прав других граждан государства.
4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Почему
нельзя противопоставлять законность целесообразность? Прежде всего,
потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной
целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так
и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может
игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требование закона,
некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные
действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают,
что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и
подменяют его субъективными противозаконными действиями, с точки
зрения более полезными и нужными для данного случая.
5. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями -важное
требование законности. Правовое государство создаёт необходимые
материальные, политические, социальные и другие предпосылки для
предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные
условия жизни, социальная защищённость населения, политическая
стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных
законов составляют реальную основу режима законности.
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина,
проживающего на территории государства, осуществляется специальными
правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.
Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы
в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры
государственного принуждения.
Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию
и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в
единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность
общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в
соответствии с объективными законами исторического процесса.
Законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим
законности означает такое состояние общественной жизни, при котором
участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические
права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в
общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм.
Другими словами, в результате действия законность в обществе
складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования
общественных отношений.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОРЯДКА,
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
И ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНЙИ, КОТОРАЯ
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОЧНОГО И ПОЛНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕДПИСАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.
Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной
жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во
многом определяет общие 'здоровье' всего общественного организма и его
индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует
экономика, достигается гармония в действиях законодательной,
исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность
различных общественных и частных организаций, реально гарантируется
свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные
и духовные потребности.
Формирование правового порядка участвует все элементы механизма
правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная
связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в
конечном счёте к установлению правового порядка.
1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичная
звено механизма правового регулирования, моделирующее 'идеальный'
правопорядок.
2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования,
обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем
правопорядка к установлению конкретного возможного или должного
поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми
нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается
законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение
субъектов правоотношений.
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей
предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и
обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их
поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую
систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение
субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и
достигло цели правового регулирования.
СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА - это единство и одновременное разделение
урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии
со особенностями их отраслевого содержания.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает
конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и
другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами
соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка
выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений,
которые урегулированы подотраслями и институтами права.
ОСОБЕННОСТЬ ПРАВОПОРЯДКА как специфической системы общественных
отношений выражается в том, что складывается оно только на основе
правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому
правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в
обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой
регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных
общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В
этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы
общественных отношений, складывающийся под воздействием нормативного
регулирования. Это часть общественного порядка.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК представляет собой всю совокупную систему
общественных отношений, которая складывается в результате реализации
социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций,
норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
В правовом государстве все элементы общественного порядка
взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только
порядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие
элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами
воздействия: моральными, собственно-общественными, естественными навыками
и привычками, силой традиции.
ВОИНСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК - составная часть общего правопорядка. Он
формируется на основе общих принципов права, отражает определённые
потребности жизни общества, без которых оно не может нормально
функционировать.
Поскольку вооружённые силы - это специфическая государственная
организация, специально предназначенная для ведения вооружённой
борьбы, от содержание её деятельности значительно отличается от поведения
других участников общественных отношений, не входящих в состав данной
организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского
правопорядка.
ВОИНСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО ТАКАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ, КОТОРАЯ
СКЛАДЫВАЕТСЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ВОЕННОГО ПРАВА В РЕЗУЛЬТАТЕ СТРОГО И ТОЧНОГО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ПРЕДПИСАННОЙ ВОЕННО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем:
ВО-ПЕРВЫХ, воинский правопорядок формулируется на основе таких
правовых норм, которые специально предназначены для регулирования
специфических общественных отношений, возникающих в области строительства,
жизни и деятельности вооруженных сил. Эти нормы содержатся в различных
актах военного законодательства.
ВО-ВТОРЫХ, воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он
включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе
боевой подготовке войск, при несении военнослужащими внутренней и
караульной службе, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие
общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной
организации и не имеет распространения в условиях гражданской жизни.
Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной,
представляющей собой систему взаимоотношений, между военнослужащими,
которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и
наставлений.
Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате
точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими
должностными лицами, воинскими организациями. Он воплощает в себе
социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и
другие принципиальные правовые положения. Отношения между
военнослужащими в процессе их служебной деятельности строится на
началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои
действия
Понятие «ДИСЦИПЛИНА» в трудах античных философов, историков
трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший порядок»,
«согласованность действии». Оно также рассматривалось как великая
добродетель гражданина, важное личностное качество. Так, Плутарх в
дисциплине видел источник силы и мощи государства. На обязательность
следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон. В
частности, он отмечал: «Дело обстоит так: кто где занял место в строю,
находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то
там... и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и
всем, кроме позора».
Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого
- либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она -
необходимое условие нормального существования любого общества.
Одним из первых отечественных документов, в котором затрагивались
вопросы дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха. В них
излагались требования к воеводам - быть примером для своих подчиненных в
сражениях, а к дружинникам - беспрекословно исполнять приказы.
Дальнейшее развитие государства, изменение средств и способов
управления потребовало от органов управления большей организованности,
точности, исполнительности. Современные условия предполагают выполнение
задач с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление
которых невозможно без крепкой служебной дисциплины.
Служебная дисциплина
Служебная дисциплина сотрудников органов внутренних дел
является разновидностью государственной дисциплины. Она призвана
регулировать служебную деятельность, взаимоотношения между сотрудниками,
отношения в подразделениях с целью обеспечения высокого уровня
организованности и работоспособности. Ее отличие от других видов
государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т.д.)
обусловлено характером служебной деятельности органов внутренних дел,
которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности,
исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности,
оперативности исполнения всех распоряжений и т. п.
Понятие «служебной дисциплины» включает в себя: обязательность ее
требований для всех категорий сотрудников органов внутренних дел;
совпадение целей законности и служебной дисциплины; детальную регламентацию
правил поведения по всему спектру служебной деятельности; повышенную
правовую ответственность за нарушение требований служебной дисциплины;
обязательное соблюдение нравственных норм; единство безусловного выполнения
установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и
т.п. Статья 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации определяет служебную дисциплину в органах внутренних дел
следующим образом: «Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает
соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных
законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а
также приказами министра внутренних дел Российской Федерации, прямых
начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей
и осуществлении имеющихся у них правомочий».
Дисциплина основывается на осознании каждым сотрудником органов
внутренних дел своих служебных обязанностей и своей личной ответственности
за ее результаты. Причем дисциплина не ущемляет права личности и не
отвергает инициативу. Она обеспечивает сплоченность сотрудников органов
внутренних дел, их готовность выполнять служебные задачи. Следовательно,
служебная дисциплина есть, во - первых, знание сотрудниками законов и иных
нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, во
- вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.
Служебная дисциплина призвана регулировать служебную
деятельность, взаимоотношения между сотрудниками. Она создает в служебном
коллективе здоровый морально - психологический климат, обеспечивает
высокую управляемость подразделениями и дает возможность с наибольшей
эффективностью использовать время, материальные ресурсы и человеческие силы
для решения служебных задач.
Без дисциплины органы внутренних дел существовать не могут. Служба в
органах внутренних дел, ее специфика требуют жесткой регламентации
деятельности и поведения сотрудников органов внутренних дел.
С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются
субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность
суммирования усилий многих людей, является высокоэффективным средством
социального управления.
В ходе коллективной деятельности и с помощью устоявшихся норм,
традиций, обычаев люди научились соблюдать определенные правила, что
способствует эффективному решению стоящих задач.
Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение,
точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Можно сказать,
что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и
установленного порядка, понимании их необходимости и в устойчивой привычке
их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом
выступает личная дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел.
Дисциплинированность
Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых
стало для сотрудника глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой
выполнять все нормативные акты, регламентирующие служебную деятельность.
Она является проявлением ответственности сотрудника за свои действия перед
обществом и законом, понимания необходимости подчинять свои действия роле
начальника, личные интересы - интересам службы.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность»
- это специфическое качество сотрудника органов внутренних дел,
обеспечивающее устойчивое и неукоснительное выполнение требований законов и
иных нормативных актов. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.
Внешние показатели дисциплинированности:
- строгое соблюдение законности,
- точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений начальников,
- бережное отношение к оружию, технике, средствам связи, иному служебному
имуществу,
- образцовый внешний вид.
Внутренние показатели дисциплинированности:
- убежденность в необходимости и целесообразности служебной дисциплины,
- знание законов и иных нормативных актов, регламентирующих служебную
деятельность,
- умение управлять собой в соответствии с требованиями служебной
дисциплины,
- навыки и привычки дисциплинированного поведения,
- самодисциплина.
Сложность задач, решаемых служебными коллективами, проблема
укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы
каждый сотрудник с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям,
служил не за страх, а за совесть. Только тогда можно говорить о высокой
сознательной дисциплинированности.
Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с
человеком и тем более не дается сотруднику органов внутренних дел вместе с
погонами. Оно формируется и развивается в процессе его милицейской жизни и
деятельности.
Привитие сотрудникам органов внутренних дел этого качества невозможно
без контроля за полным и точным соблюдением ими требований служебной
дисциплины. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и
ориентировочной основы поведения сотрудника органов внутренних дел. Говоря
проще, начальник должен каждый раз разъяснять подчиненному, почему и как
надо поступать в тех или иных ситуациях. Такая его деятельность помогает
молодым сотрудникам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые
трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно
приспособиться к служебной деятельности и в дальнейшем добиваться в ней
хороших результатов. Практика показывает, что легче достичь желаемых
результатов, когда и сами сотрудники активно вовлечены в этот процесс.
Самовоспитании дисциплинированности
Речь идет о самовоспитании дисциплинированности. Оно представляет
собой целенаправленную деятельность сотрудника, способствующую не только
усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и
формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали. Необходимо
учитывать, что некоторые молодые люди, до поступления на службу в органы
внутренних дел находились под влиянием неблагоприятной социальной среды.
Следствие этого - нарушения служебной дисциплины, недобросовестное
отношение к служебным обязанностям, низкие показатели в служебной
деятельности.
С чего же сотруднику начать самовоспитание дисциплинированности?
Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко
мне руководители? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?»
Ответив на них, он сможет сделать для себя выводы о том- что для него
характерны личная неорганизованность, неумение распределять свое время,
поверхностное знание законов и нормативных актов, регламентирующих
деятельность органов внутренних дел, неумение заставить себя добросовестно
выполнять служебные обязанности.
«А может, попробовать как-то перестроиться?» Если сотрудник задается
этим вопросом, значит, можно говорить о явлении «педагогического
резонанса», когда усилия начальника нашли отклик в душе подчиненного.
Важно, чтобы каждый сотрудник органов внутренних дел понял, что
выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям Присяги,
Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
Российской Федерации, не самоцель, а насущная потребность милицейского
уклада жизни.
При этом нельзя забывать о развитии самосознания сотрудника органов
внутренних дел, которое играет важнейшую роль в регулировании его поведения
в служебной и внеслужебной деятельности. Суд своей совести, нежелание
потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь
важны самооценка и самоанализ.
Самооценка отражает жизненную позицию человека, определяет его
отношение к стоящим задачам. Как развивать способность к самооценке?
Многому можно научиться, следуя примерам начальников, сослуживцев,
уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие
результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе
совместной службы своих товарищей, тот или иной сотрудник невольно
сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает
оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки
оказывают произведения литературы, радио - и телепередачи, кино - и
видеофильмы.
Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное
разделение сотрудником своей деятельности, поступков, поведения на
отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация -
«хорош я или плох» - его уже не удовлетворяет. Он хочет получить ответ, в
чем он плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы
самоанализ не только касался отрицательных моментов, но и включал
положительные. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет
испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с
недостатками. Важно учиться самим находить причины собственных неудач и
уметь делать из этого практические выводы.
В работе над собой велико значение самоконтроля -умения критически
взглянуть на свои поступки через призму требований нормативных норм,
замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления.
Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют требовательность друг
к другу, тем выше проявляет ее к себе и каждый воин. При самоконтроле важны
выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые
противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в
основе морально-волевой устойчивости сотрудника. Твердое выполнение
распорядка дня в подразделении, отлаженный процесс служебной деятельности
активно влияют на их развитие
В качестве определяющих компонентов самосознания,
способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта,
жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку
ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание
сотрудниками их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности? Это
самоупражнение, самоубеждение, самопринуждение, следование примеру и т п.
Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных
действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и
умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:
- анализ и сцепка качеств, навыков своего поведения;
- выработка установки на действие;
- проигрыш действия про себя;
- выполнение его по частям или в целом;
- самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение,
повышение их качества.
Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий.
При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно
зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно
также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства,
самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.
Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной
формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием.
Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «еще есть силы». Так
преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической
усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в
поведении.
Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения
действий и поступков, отвечающих требованиям служебной дисциплины,
устоявшимся нормам в служебном и общественном долге, а также личным
правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения
задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной
самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется
требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или
самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные
результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных
задач.
Подытоживая, надо еще раз отметить, что возрастание роли служебной
дисциплины и дисциплинированности сотрудников органов внутренних дел в
современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их
качественного уровня является объективной необходимостью как для каждого
сотрудника, так и для органов внутренних дел Российской Федерации в целой.
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ ПРАВОПОРЯДКА
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА. В правовом государстве существует
целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями
законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и
специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный
режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются
материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности
и правопорядка.
К материальным гарантиям относится такая экономическая структура
общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между
производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных
рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для
нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой
субъект права становится экономически свободным и самостоятельным.
Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои
возможности в сфере материального производства, что является важнейшей
гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный
и социально защищенный индивид, как правило, сообразует своё поведение с
правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают
объективное воплощение в правопорядке.
ПОЛИТИЧЕСКИМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка является все
элементы политической системы общества, которые поддерживают и
воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих
объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы,
разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые
коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в
интересы всего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим
законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или
отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку,
установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.
К ЮРИДИЧЕСКИМ ГАРАНТИЯМ относится деятельность государственных
органов и учреждений, специально направлено на предотвращение и пресечение
нарушение законности и правопорядка. Её осуществляют законодательные,
исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные
направления борьбы с правонарушениями и формируют законодательные органы,
издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие
юридическую ответственность за противоправные действия. При наличии
достаточно прочных экономических и политических гарантий
правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает
оптимальный режим законности и устойчивости правопорядка.
НРАВСТВЕННЫМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка являются
благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются
юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их
духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и
должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании
здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования
участвуют все звенья политической системы общества, в том числе
благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа,
высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это
общество, функционирующие на основе законов, в условиях стабильного
правопорядка.
Законность и правопорядок в обществе обеспечивается всей системой
гарантий, который органически взаимодействуют между собой,
взаимообусловливают и дополняют друг друга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. - М.:
Юрист. 1996.
2. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: 'Статус ЛТД+', 1996г.
3. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. -
М.:Зерцало, 1997
4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1998.
5. Правоохранительные органы в СССР: Учебник для вузов/ Под ред. В.М.
Семмёнова. М., 1990.
6. Правоохранительные органы: Сборник законов. Кн. 1.М., 1994