Суды и судоустройство
Работа из раздела: «
Право»
Сибирский Филиал Международного Университета
Юридический факультет
Контрольная работа
по правоохранительным органам РФ
На тему: Суды и судопроизводство
Выполнил студент: Проверил:
гр.412 Киргетова О.В.
Оценка _____________
Подпись_____________
Г. Новосибирск 2000
Оглавление
Ведение 3 стр.
Вопрос 1: Место судов в судебной системе 3 стр.
Судебная система 4 стр.
Система Федеральных судов 4 стр.
Вопрос 2: Порядок формирования и состав судов 6 стр.
Районный суд 6 стр.
Верховный суд субъекта РФ 7 стр.
1. Верховный суд РФ 8 стр.
2. Конституционный Суд РФ 8 стр.
3. Вопрос 3:понятия и принципы судопроизводства 10 стр.
4. Заключение 11 стр.
5. Список литературы 13 стр.
Введение
В современных условиях развития в Российской Федерации демократии, большую
роль играет развитие и совершенствование судебной власти. Судебная власть
должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти
наряду с законодательной и исполнительной. В производстве судов общей
юрисдикции находится много гражданских и уголовных дел, по которым грубо
нарушены сроки их рассмотрения, вследствие этого нарушается право граждан
на судебную защиту. Система судебного контроля со стороны вышестоящих
судов является малоэффективной.
Множество все возможных недоработок в законодательстве о судебной
власти сказывается на гражданах РФ, защите их прав, вследствие этого
негативное отношение населения к судебной власти.
Судоустройство – совокупность норм, устанавливающих задачи, принципы
организации и деятельности, структуру и компетенцию судов, система судебных
учреждений, т.е. судебная система.
Место судов в судебной системе.
Судебная система - совокупность всех судов данного государства,
имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению
правосудия.
В основе построения судебной системы лежат нормы Конституции
Российской федерации, Федеральный Конституционный Закон от 31.12.1996г. «О
судебной системе российской Федерации, Федеральный Конституционный Закон
от 21.07.1994г. «О конституционном суде Российской Федерации», Закон РСФСР
от 8.07.1981г. «о судоустройстве РСФСР» (с изменениями и дополнениями) и
т.д.
Суды, входящие в систему различаются объемом компетенции, поэтому
принято различать звенья судебной системы. Звено составляют суды общей
компетенцией и занимающие одинаковое место в судебной системе. Звено
определяет место суда в судебной иерархии, нижестоящие суды составляют
первое звено судебной системы, а вышестоящие второе и третье звено судебной
системы.
Инстанция определяет процессуальную компетенцию судов. Все суды разделяются
на суды первой и второй (кассационной) инстанции и суды надзорной
инстанции. (См. 3)
Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды,
конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые
судьи субъектов Российской Федерации. (См. схему 1)
Схема1
Система федеральных судов
1. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля,
самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством
конституционного судопроизводства (См.1,2).
2. Федеральные суды общей юрисдикции (См.2):
a. Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским,
уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей
юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей
инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных
субъектов Федерации, военным судам.
b. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов
федерального назначения, суды автономной области и автономных
округов.
Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по
отношению к районным судам соответствующих субъектов Федерации.
c. Районные руды. Районный суд является непосредственно вышестоящей
инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на
территории соответствующего судебного района.
d. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту
дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в
войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная
служба.
e. Специализированные суды по рассмотрению гражданских и
административных дел (См.1). Данные суды учреждаются путем
внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе.
3. Федеральные арбитражные суды (См.2):
a. Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению
экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами (См.2). Высший арбитражный суд является непосредственно
вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным арбитражным
судам округов и арбитражным судам субъектов Российской
Федерации.
b. Федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях
соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация
поделена на 10 округов (См.2).Федеральные арбитражные суды
округов являются вышестоящей инстанцией по отношению к
арбитражным судам субъектов Российской Федерации.
c. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в
каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы
арбитражных судов (См 1).
4. Суды субъекта Российской Федерации (См.1):
a. Конституционный (уставной) суд субъекта РФ, который может
создаваться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов
субъекта РФ, нормативно правовых актов органов государственной
власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ
конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкования конституции
(устава) субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда
субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий не может быть
пересмотрено иным судом.
b. Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и
уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Порядок формирования и состав судов
Районный суд
Районный суд образуются в районе, городе, кроме городов районного
подчинения, районе города. Президиум Верховного Совета РФ по представлению
министра юстиции может образовать один районный суд на район и город, или
на район и города расположенные на территории этого района. Судьи
избираются гражданами района, города, района в городе на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на
пять лет. Народные заседатели избираются на собраниях граждан по месту их
работы или жительства, военнослужащих - по воинским частям, открытым
голосованием сроком на два с половиной года.(См.1)
Порядок выборов народных судей и народных заседателей районных судов
определяется законом РСФСР 'О выборах районных (городских) народных судов
РСФСР'.
Состав суда:
1. Председатель районного, городского, межмуниципального суда,
руководит работой суда, распределяет обязанности, ведет личный
прием граждан, составляет отчеты в государственные органы. (См.1)
2. Народные судьи- лица наделенные полномочиями осуществлять
правосудие профессионально. Количество судей для каждого суда
устанавливается правовыми актами органа исполнительной власти
соответствующего субъекта Федерации.
3. Народные заседатели - коллегиально с участием народного судьи
осуществляют правосудие, при осуществлении правосудия пользуются
всеми правами судьи (См.1).
4. Консультант суда – ведет справочную работу суда, отслеживает
изменения и дополнения в законодательстве и оповещает о них
судей.
5. Секретари судебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и
ведут и оформляют протокол судебного заседания, проверяют явку в
суд.
6. Канцилярия - в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по
гражданским и уголовным делам. Канцилярия ведет делопроизводство
по учету и распределению корреспонденции, направляет копии
документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела
участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.
7. Архивариус – хранит судебные дела, по которым вступили в силу
судебные решения, выдает необходимые справки и копии документов,
уничтожает дела по истечению определенного срока.
Верховный суд субъекта Российской Федерации
Верховный Суд субъекта Федерации является высшим судебным органом
субъекта Федерации и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных
(городских) народных судов субъекта Федерации. Верховный Суд субъекта
Федерации избирается Верховным Советом субъекта Федерации в составе
председателя, заместителей председателя, членов Верховного Суда и народных
заседателей сроком на пять лет.(См.1)
Состав суда:
1. Президиум суда субъекта Российской Федерации – имеют право
законодательной инициативы или постановки вопроса о толковании
закона субъекта Российской Федерации. Постановления принимаются
большинством голосов при открытом голосовании. Рассматривает дела
в качестве надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. (См.1)
2. Судебные коллегии – Утверждаются президиумом суда субъекта
Российской Федерации из числа судей суда субъекта Российской
Федерации. Председатели судебных коллегий утверждаются
председателем суда Российской Федерации из числа его
заместителей и членов суда. Судебные коллегии делятся по
гражданским и уголовным делам. Они рассматривают в пределах своих
полномочий дела в качестве суда первой инстанции, кассационном
порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам (См.1).
3. Секретари судебного заседания – проводят подготовительную работу
для рассмотрения дел на судебном заседании, ведут протоколы
судебного заседания.
4. Канцелярия суда делится на канцелярию по гражданским делам и на
канцелярию по уголовным делам. Осуществляет схожие функции, что и
канцелярия районного суда.
5. Отдел кодификации законодательных и правовых актов
6. Архив суда
Верховный суд Российской Федерации
Верховный Суд РФ избирается Верховным Советом РФ в составе
Председателя, заместителей Председателя, членов Верховного Суда и народных
заседателей сроком на пять лет. Количественный состав Верховного Суда РФ
устанавливается Верховным Советом РФ.(См.1)
Состав Верховного Суда РФ
1. Пленума Верховного Суда РФ – рассматривает и решает вопросы о
внесении представлений в порядок осуществления законодательной
инициативы, о толковании законов. Проекты постановлений Пленума
для получения на них замечаний и предложений направляются в
правоохранительные органы. Эти замечания и предложения
рассматриваются и учитываются при окончательной доработке проекта
постановлений. (См.1)
2. Президиума Верховного Суда РФ – рассматривает судебные дела в
порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает
помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.
(См.1)
3. Кассационной коллегии – рассматривает в качестве суда второй
инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на
решения, приговоры, определения и полстановления по этим делам, а
также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в
пределах своих полномочий. (См.1)
4. Судебной коллегии по гражданским делам и уголовным делам и военная
коллегия – рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в
кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам в пределах своих полномочий. (См.1)
Конституционный Суд РФ
Конституционный суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на
должность Советом Федерации по представлению президента. Предложения о
кандидатурах на должность судей Конституционного суда РФ могут вноситься
президенту членами Совета
Федерации депутатами государственной думы, законодательными
(представительными) органами субъектов Федерации, высшими судебными
органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими
юридическими сообществами, юридически научными и учебными заведениями.
Каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием.
Назначенным на должность судьи является лицо представленное президентом и
получившее при голосовании большинство голосов.
Срок полномочий судей конституционного Суда РФ 12 лет. При этом предельный
возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда составляет
семьдесят лет.
Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его
составе не менее трех четвертей от общего числа судей, то есть пятнадцати
судей. (См.1)
1. Палаты Конституционного Суда – Конституционный Суд делится на две
палаты девять и десять человек. Палаты участвуют в Пленарном
заседании, в котором и рассматриваются и решаются дела, отнесенные к
веденью Конституционного Суда, и выносятся решения по данным
делам.(См.2)
2. Председатель Конституционного Суда - руководит подготовкой пленарных
заседаний суда, созывает их, и председательствуют на них, выступает с
заявлениями от имени Конституционного Суда, осуществляет общее
руководство аппаратом суда, представляет конституционный суд в
отношениях с государственными органами и организациями.(См.2)
3. Заместитель председателя Конституционного Суда - осуществляет по
уполномочиванию Председателя некоторые его функции, а также выполняет
свои обязанности возложенные на него судом.(См.2)
4. Судья-секретарь – непосредственно осуществляет руководство работой
аппарата суда, обеспечивает подготовку и проведение заседаний суда,
организует и информационное обеспечение судей Конституционного
суда.(См.2)
5. Секретариат Конституционного Суда – принимает обращения и заявления в
Суд, проверяет их относительно соответствия требованиям Закона о
конституционном суде и регистрирует их.(См.2)
Понятие и принципы судопроизводства
Принципы судопроизводства
Судопроизводство-это осуществление в процессуальном порядке деятельности
судов по рассмотрению гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных
заседаниях, способствующее их законному и обоснованному разрешению.
1. Равенство всех перед законом и судом является основным принципом,
суды не отдают предпочтения каким либо органам, лицам, участвующим в
процессе сторонам независимо от происхождения, социального и
имущественного положения, расовой и национальной принадлежности,
пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера
занятий, места жительства и других обстоятельств. (См. 1)
2. Принцип гласности судебного разбирательства. Данный принцип
означает, что в зал судебного заседания свободно допускаются
граждане, а решения суда всегда провозглашаются публично. Слушанье
дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных
законом. (Печать и публика могут не допускаться на все судебное
разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного
порядка или государственной безопасности в демократическом обществе
или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той
мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых
обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия
(См.2)). Не допускается заочное разберательство уголовных дел, кроме
случаев, установленных федеральным законом. (См.3)
3. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Граждане
Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении
правосудия. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в
осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время
участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным
заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.
Перечень случаев, когда дела рассматриваются с участием заседателей,
устанавливаются Гражданским процессуальным, Арбитражно-
процессуальным и Уголовно – процессуальными кодексами. (См.4)
4. Важнейший принцип состязательность и равноправие сторон, его суть в
том, что при осуществлении правосудия всегда четко различаются две
стороны, которые наделяются равными процессуальными правами.
Состязательность заключается в праве каждой стороны защищать свои
интересы, выдвигать требования, доказывать обстоятельства. В
результате рассмотрения дела суд приходит к решению в пользу какой-
то одной стороны, что и является результатов «состязания» сторон.
(См. 1)
5. Принцип национального языка судопроизводства, судопроизводство
ведется на русском языке – государственном языке Российской
Федерации. На государственном языке республики, на территории
которой находится суд, могут вестись судопроизводство и
делопроизводство в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей и
в конституционных судах республик. Участвующим в деле лицам, не
владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и
давать объяснения на родном языке либо на любом избранном языке
общения, а также пользоваться услугами переводчика. (См. 2)
Заключение
В заключение хочу сказать, в данный период в законодательстве Российской
Федерации требуются большие доработки, хотя сделано довольно много.
Судебная реформа действительно имела место, и вначале 90-х годов она
проводилась на большем подъеме, чем сейчас. В результате судебная реформа
затронула создание системы арбитражных судов и регламент их
функционирования, была создана правовая база деятельности судов,
рассматривающих экономические споры. Судам общей юрисдикции повезло
гораздо меньше, до настоящего времени не принят новый закон, который бы
регулировал их действия. Но в данный момент на рассмотрении
Государственной Думы РФ находиться законопроект «О судах общей юрисдикции
в РФ». Центральная идея законопроекта – признание за всеми судами России
(кроме мировых судей) статуса федеральных судов, формируемы при участи
всех ветвей государственной власти.
В законопроекте учтены интересы субъектов РФ: к их юрисдикции отнесены
мировые суды, которые будут рассматривать до 30% дел. Без согласия
субъектов РФ не будут производиться назначения судей на их территории, то
есть не один судья не может быть назначен на должность вопреки воле
соответствующего субъекта РФ.
Решен вопрос о рассмотрении ходатательств, о прослушивании телефонов,
осмотре корреспонденции, вхождении в жилище вопреки воле проживающих в нем
лиц не мировыми судьями, как предполагалось, а районами судами, что
обеспечит более надежную защиту прав граждан.
Также решается вопрос о «бюрократизации» абсолютно всех судов РФ (кроме
мировых).
Дело в том, что все суды (кроме мировых), директор Судебного департамента,
сотрудники Верховного Суда РФ не могут быть назначены на должность без
волеизволения Председателя Верховного Суда РФ, он подбирает на судебные
должности (притом пожизненно) людей на которых он может положиться. Через
главу судебного департамента он финансирует все звенья судебной системы
(кроме мировых судов) и может устанавливать им различные квоты. Через
администратора Верховного Суда РФ он осуществляет свою власть в отношении
аппарата Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда РФ устанавливает
количественный состав верховных судов республик, краевых областных судов.
Разве они не в состояние сделать это сами?
Все что касается Верховного Суда РФ, следовало бы изложить в законе «О
судах общей юрисдикции», где следовало бы определить структуру и
компетенцию верховных судов субъектов РФ, областных, краевых,
специализированных судов, а также районных судов с тем, что бы потом не
принимать дополнительно федеральные конституционные законы относительно
каждого звена судебной системы.
В законопроекте ничего не говорится об апелляционных инстанциях, хотя
апелляция предусмотрена Концепцией судебной реформы в РФ и Европейской
конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст.6).
Характеризуя проект в целом, хочется сказать, что он может послужить
основой для дальнейшей работы, но он не должен приниматься в том виде, в
каком он находится в настоящее время.
Список литературы
1. Конституция РФ
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. «О судебной
системе РФ»
3. Федеральный Конституционный Закон от 8 июля 1981 года «О
судоустройстве РСФСР»
4. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и
политических правах»
5. Федеральный Конституционный Закон от 21.07.1994г. «О конституционном
Суде РФ»
6. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995г. «Об арбитражных
судах»
7. Федеральный закон от 20.апреля 1995г. №45-ФЗ «О государственной защите
судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
8. Указ президента РФ от 2 декабря 1996г. №1612 «О некоторых мерах
стабилизации положения в судебной системе Р.Ф.»
9. Постановление правительства РФ от 7 октября 1996г. №1177 «О
утверждении концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ.
10. Декларация прав и свобод гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР
22 ноября 1991г. всеобщая декларация прав человека, принятая
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря1948г.
11. Закон РФ от 7 июля 1993г. №5338-1 «О международном коммерческом
арбитраже»
12. постановление ВС РФ от 24.06.92г. №3115-1 «Об утверждении временного
положения о третейском суде для разрешения экономических споров.
13. Основные принципы независимости судей, одобренные резолюцией
генеральной Ассамблей ООН от 13 декабря 1985г.
14. Учебник «Правоохранительные органы» под редакцией Фокина.
15. Учебное пособие «Конституционное право» – под редакцией Кадков и
Карчиго.
16. Российская газета 1999г. от 23 июня и 29 июня статья доктора юрид.
Наук, профессора, главного научного сотрудника Института государства и
права РАН И.Л. Петрухина «Какой будет судебная система России».
-----------------------
1) Конституция РФ ст.123
2) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. «О судебной
системе РФ»
3) Федеральный Конституционный Закон от 8 июля 1981 года «О
судоустройстве РСФСР»
Судебная система
Суды субъекта Российской Федерации
Система федеральных судов Российской Федерации
Федеральные суды общей юрисдикции
Конституционный Суд РФ
Федеральные арбитражные суды
Конституционный (уставной) суд субъекта РФ
Мировые судьи
Верховные суды республик, краевые областные суды, суды автономной области и
автономных округов, суды городов федерального назначения
Высший Арбитражный Суд РФ
Верховный Суд РФ
Федеральные арбитражные суды округов
Военные суды
Специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел
Арбитражные суды субъектов РФ
Районные суды
1) Федеральный Конституционный Закон от 21.07.1994г. «О конституционном
Суде РФ»
2) Федеральный Конституционный Закон от 8 июля 1981 года «О судоустройстве
РСФСР»
1) Федеральный Конституционный Закон от 8 июля 1981 года «О СУДОУСТРОЙСТВЕ
РСФСР»
2) Федеральный конституционный закон от 28.04.1995г. «Об арбитражных судах»
1) Федеральный Конституционный Закон от 8 июля 1981 года «О
судоустройстве»
2) Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и
политических правах»
3) Конституция РФ ст.123
4) Федеральный конституционный закон от 31 декабря «О судебной системе
Р.Ф.»
3)
1) Федеральный конституционный закон от 31 декабря «О судебной системе
Р.Ф.»
2) Федеральный Конституционный Закон от 8 июля 1981 года «О
судоустройстве РСФСР»
1) Федеральный Конституционный Закон от 8 июля 1981 года «О судоустройстве
РСФСР»
1) Федеральный Конституционный Закон от 8 июля 1981 года «О судоустройстве
РСФСР»
1) Федеральный Конституционный Закон от 8 июля 1981 года «О судоустройстве
РСФСР»
2) Федеральный Конституционный Закон от 21.07.1994г. «О конституционном
Суде РФ»
1) Федеральный Конституционный Закон от 8 июля 1981 года «О судоустройстве
РСФСР»