Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Средства и методы педагогического воздействия на личность

Работа из раздела: «Педагогика»

          Средства и методы педагогического воздействия на личность
    Технологическая схема педагогического процесса выглядит  примерно  так.
Прежде  всего  педагог  убеждает  воспитуемого  (учащегося)  в  важности   и
целесообразности  решения  конкретной  задачи,  затем  он   должен   научить
учащегося,  т.  е.  добиться  усвоения   им   определенной   суммы   знаний,
необходимых для решения поставленной задачи. На следующем  этапе  необходимо
сформулировать у учащегося умения и навыки.  На  всех  этих  этапах  полезно
постоянно стимулировать прилежание  обучаемых,  контролировать  и  оценивать
этапы и итоги работы.
    Для  должного  функционирования  педагогического  процесса  нужно,  как
минимум, пять групп методов воздействия на личность:
    1. убеждение;
    2. упражнения и приучения;
    3. обучение;
    4. стимулирование;
    5. контроль и оценка.
    Следует  также  заметить,  что  в  российской  и   мировой   педагогике
существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет  единства
взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания,  по  которым  их
следует классифицировать.
    Выделяют следующие наиболее важные  формы  организации  педагогического
воздействия:
    1) учебный процесс;
    2) внеаудиторная, внеклассная работа;
    3) семейное воспитание;
    4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;
    5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств
массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).
    1. Убеждение.
    Убеждение — это разностороннее воздействие на  разум,  чувства  и  волю
человека с целью формирования у него  желаемых  качеств.  В  зависимости  от
направленности педагогического воздействия  убеждение  может  выступать  как
доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы  хотим  убедить
учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к  его
разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то  необходимо
обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае  убеждение  выступает  как
внушение.
    Важнейшую роль в убеждении с помощью  слова  играют  такие  приемы  как
беседа, лекция, диспут.
    Беседа. Главная функция беседы  -  привлечь  самих  учащихся  к  оценке
событий, поступков, явлений жизни  и  на  этой  основе  сформировать  у  них
желаемое отношение к окружающей  действительности,  к  своим  гражданским  и
нравственным обязанностям.
    Лекция. Лекция - это  развернутое,  продолжительное  и  систематическое
изложение сущности той или иной учебной, научной,  воспитательной  или  иной
проблемы. Основа лекции  -  теоретическое  обобщение,  а  конкретные  факты,
составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией  или  исходным
отправным моментом.
    Учащиеся особенно чутко откликаются  на  яркий,  самостоятельный  стиль
мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте,  выразить
свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть  школой  мышления
для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл,  становятся
не пассивным компонентом умственного  багажа,  а  руководством  к  действию.
Убедительность доказательств и аргументов,  обоснованность  выводов,  четкая
личная позиция, а самое главное  психологический  контакт  с  аудиторией  от
начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.
    Диспут. Столкновение мнений с целью  формирования  суждений  и  оценок,
которое отличает диспут  от  беседы  и  лекции  как  нельзя  лучше  отвечает
обостренной  потребности  подростков  и  молодых  людей  в  самоутверждении,
стремлению искать смысл в жизни, ничего  не  принимать  на  веру,  обо  всем
судить по самым максималистским меркам. Диспут  учит  умению  защищать  свои
взгляды, убеждать в них других людей  и  в  то  же  время  требует  мужества
отказаться от ложной точки  зрения.   Диспут  еще  ценен  тем,  что  знания,
добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой  мерой  обобщенности,
глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
    Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне  важно,  чтобы
вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали  значимую  для  учащихся
проблему и по-настоящему волновали их. В то же  время  диспут  -  это  смотр
всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.
    По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать  так,
чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю,  культуру,  личность.
Настоящий педагог не торопится отвергать  ошибочные  суждения,  не  позволит
себе  грубо  вмешиваться  в  спор,  безапелляционно  навязывать  свою  точку
зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым,  невозмутимым  и  ироничным.
Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета.
    Молодые  педагоги   часто   спрашивают,   насколько   можно   отпускать
педагогические «вожжи», и  в  чем,  собственно,  заключается  педагогическое
руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем,  нельзя  выпускать  из
рук «компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за  правильностью
критериев оценок и суждений. Если критерии верны,  то  какие  бы  штормы  не
носили корабль диспута, он выйдет  на  правильный  курс.  Роль  педагога  на
диспуте — продолжая сравнение —  быть  штурманом,  а  вести  корабль  должны
попеременно молодые капитаны.
    Пример.
    Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении
воспитанников к подражанию, однако его  психолого-педагогический  эффект  не
ограничивается  стимулированием  их  приспособительной  деятельности.  Давно
известно, что слова учат, а примеры влекут.
    При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния,
которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных  людей  во  всем
богатстве их отношений.
    Примерами достойного подражания могут быть  старшие  братья  и  сестры,
мать и  отец,  дедушка  и  бабушка,  товарищи  по  учебе,  деятели  науки  и
культуры,  выдающиеся  актеры  и  спортсмены,  государственные   деятели   и
литературные герои.
    Педагогические требования к применению методов убеждения.
    Эффективность методов  убеждения  зависит  от  соблюдения  целого  ряда
педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.
    1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.
    2. Опора на жизненный опыт воспитанников.
    Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно  задевает  личный
опыт воспитанников.
    3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.
    4. Сочетание убеждения и  практического  приучения.  Наибольшие  успехи
воспитания достигаются  тогда,  когда  словесное  воздействие  сочетается  с
организацией разнообразной практической деятельности.
    5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
                         2. Упражнение и приучение.
    Упражнение - это планомерно  организованное  выполнение  воспитанниками
различных действий, практических дел с  целью  формирования  и  развития  их
личности.
    Приучение —  это  организация  планомерного  и  регулярного  выполнения
воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших  привычек.
Или, говоря по  другому:  приучение  -  это  упражнение  с  целью  выработки
хороших привычек.
    В практике  воспитательной  работы  применяются  в  основном  три  типа
убеждений:
    1) упражнения в полезной деятельности;
    2) режимные упражнения;
    3) специальные упражнения.
    Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать
привычки в труде, в общении воспитанников  со  старшими  и  друг  с  другом.
Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза  осознавалась
воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение  от  результата,
привыкал самоутверждаться в труде и через труд.
    Режимные упражнения —  это  такие  упражнения,  главный  педагогический
эффект от применения которых дает  не  результат,  а  хорошо  организованный
процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном  заведении
приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с  внешними
требованиями,  что  благотворно  сказывается  на  здоровье,   физических   и
интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на  результатах
его деятельности.
    Специальные  упражнения  -  это  упражнения  тренировочного  характера,
имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.
    В учебном процессе все упражнения —  специальные,  а  в  воспитательной
работе  —  это  приучение  к  выполнению  элементарных   правил   поведения,
связанных с внешней культурой.

                                 3. Обучение
    Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и
практические.
    Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных  группы:
1) методы организации и  осуществления  учебно-познавательной  деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;  3)
методы  контроля  и  самоконтроля  за  эффективностью  учебно-познавательной
деятельности.
    Наиболее оптимальной  представляется  классификация  методов  обучения,
предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за  основу  берется
характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения)  обучаемых
в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя  пять
методов:
    1)  объяснительно-иллюстративный  метод  (лекция,  рассказ,  работа   с
литературой и т. п.);
    2) репродуктивный метод;
    3) метод проблемного изложения;
    4) частично-поисковый (или эвристический) метод;
    5) исследовательский метод.
    Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2
методы), при которой  учащийся  усваивает  готовые  знания  и  репродуцирует
(воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2)  продуктивную  (4
и 5 методы) отличающуюся тем,  что  учащийся  добывает  (субъективно)  новые
знания в результате творческой деятельности. Проблемное  изложение  занимает
промежуточное  положение,  так  как  оно  в  равной  мере  предполагает  как
усвоение  готовой  информации,  так  и  элементы  творческой   деятельности.
Репродуктивные методы обучения
    Объяснительно-иллюстративный метод.
Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными
средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту
информацию.
    Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений  через  систему
заданий    организуется    деятельность    обучаемых    по    неоднократному
воспроизведению сообщенных им знаний  и  показанных  способов  деятельности.
Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет —  решают  сходные  задачи,
составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д.
    Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями,  навыками  и
умениями, формируют у них основные мыслительные  операции  (анализ,  синтез,
абстрагирование  и  т.  д.),   но   не   гарантируют   развития   творческих
способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать.  Эта
цель достигается продуктивными методами.
    Продуктивные методы обучения.
    Условием  функционирования  продуктивных   методов   является   наличие
проблемы.
Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому
необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны
быть усвоены.
    В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных стадии:
    1) создание проблемной ситуации;
    2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее
в виде одной или нескольких проблемных задач;
    3)  решение  проблемных  задач  (задачи)  путем  выдвижения  гипотез  и
последовательной их проверки;
    4) проверка решения проблемы.
    Роль педагога и учащихся на четырех стадиях  решения  учебной  проблемы
может быть различной: если все  четыре  стадии  выполняет  педагог,  то  это
проблемное изложение. Если все четыре  стадии  выполняет  учащийся,  то  это
исследовательский метод.  Если  какие-то  стадии  выполняются  педагогом,  а
какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.
                          4. Методы стимулирования.
    Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству
и действию.
    Соревнование.  Стремление  к  первенству,  приоритету,  самоутверждение
свойственно  всем  людям,  но  особенно  молодежи.  Соревнование  в  учебных
заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная  задача
педагога — не  дать  соревнованию  выродиться  в  жесткую  конкуренцию  и  в
стремление к первенству любой ценой.
    Поощрение.  Чувство  удовлетворения,  которое   испытывает   поощренный
воспитанник, вызывает у него  прилив  сил,  подъем  энергии,  уверенность  в
своих силах и,  как  следствие,  сопровождается  высокой  старательностью  и
результативностью. Но самый главный  эффект  от  поощрения  —  возникновение
острого  желания  вести  себя  так  и  действовать  таким   образом,   чтобы
испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.
    В то же время  поощрение  не  должно  быть  слишком  частым,  чтобы  не
привести к обесцениванию, ожиданию  награды  за  малейший  успех.  Предметом
особой заботы педагога должно  быть  недопущение  раздела  воспитанников  на
захваленных и обойденных вниманием.
    Наказание. Наказание — один из самых старейших методов воспитания.
    Наказание   корректирует   поведение   воспитанника,   заставляет   его
задуматься,  где  и  в  чем  он  поступил  неправильно,   вызывает   чувство
неудовлетворенности, стыда, дискомфорта.  Наказание  -  это  самоутверждение
наоборот, которое порождает  потребность  изменить  свое  поведение,  а  при
планировании будущей  деятельности  —  чувство  опасения  пережить  еще  раз
комплекс  неприятных  чувств.   Однако   наказание   не   должно   причинять
воспитаннику   ни   морального   унижения,   ни    физического    страдания.
Педагогические требования к применению мер наказания следующие:
    1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;
    2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по  подозрению:
лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
    3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
    4) строго соблюдать педагогический такт;
    5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
    6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru