Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе
Работа из раздела: «
Педагогика»
Северо-Осетинский Государственный университет
имени К.Л. Хетагурова
РЕФЕРАТ
на тему: «Теоретические основы формирования мировоз-зренческой
устойчивости в средней школе (на примере курса физики)»
Автор
John Doe
Научный руководитель
Richard Roe
Владикавказ, 2000г.
План.
Введение 3
Глава 1. Научное мировоззрение и дидактические аспекты его формирования 5
1.1. Формирование научного мировоззрения как одна из основных задач
преподавания физики в школе 5
1.2. Формирование представлений о физической картине мира как
основном компоненте процесса формирования научного мировоззрения 6
1.3. Процесс научного познания как способ учения 8
1.4. Формирование научного мышления 13
1.5. Формирование материалистических убеждений как одна из важных
сторон процесса формирования научного мировоззрения 15
Выводы к 1 главе 17
Глава 2. Экспериментальная система формирования
мировоззренческой устойчивости 18
2.1. Об оценке сформированности мировоззренческих знаний учащихся на
разных этапах обучения 18
2.2. Развитие умений как основной компонент в системе формирования
мировоззренческой устойчивости 22
2.3. Вводные уроки как средство систематизации знаний учащихся вокруг
представления о едином материальном мире 25
2.4. Обобщающие уроки как средство систематизации знаний учащихся в
соответствии с циклом теоретического познания 31
Выводы ко 2 главе 36
Заключение 37
Приложения 38
Библиография 40
Введение.
В средней школе закладываются основы научного мировоззрения. Объектом
изучения, в результате которого формируется мировоззрение, является
реальный мир. Исторически сложилось так, что для облегчения познания
реального мира его изучение разделили на науки. Мы стали изучать отдельные
дисциплины (физику, химию, биологию, географию, астрономию и т.д.).
Теоретический материал, который изложен в учебниках и методика преподавания
сделали эти дисциплины оторванными друг от друга, разрушили единую картину
материального мира. Поэтому в наши дни мы можем слышать от учеников: «Мне
физика не нужна. Она мне в жизни не пригодится», «Я буду юристом (или
врачом), а там физика не нужна» и многие другие изречения. Поэтому перед
учителями сегодня стала проблема: убедить учащихся, что между разными
отраслями знаний нет резкой границы, что они не оторваны друг от друга, а
лишь с разных сторон и каждая своими методами изучает реальный мир. А вот
совокупность этих полученных данных дает общее представление о нем. Также,
необходимо показать, что для современного этапа развития естественных наук
характерно диалектическое единство процессов дифференциации и интеграции.
Мы наблюдаем, с одной стороны, появление ряда наук, отпочковавшихся от
физики, химии, биологии в самостоятельные области знания, а с другой
стороны – проникновение методов физики в химию (квантовая химия, химическая
термодинамика), физики и химии – в биологию (молекулярная биология,
радиобиология), создание таких пограничных наук, как физическая химия,
биофизика и др., в которых объект и метод исследования принадлежит с равным
правом ряду наук.
Цели и принципы преподавания, как известно, реализуются через учебный
процесс. Поэтому учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы,
в конечном итоге, привести к формированию у учащихся диалектико-
материалистического миропонимания. Именно эта задача – формирование
научного мировоззрения – является одной из первоочередных задач всей идейно-
воспитательной работы, осуществляемой в нашем обществе.
Этой проблеме посвящены прекрасные работы В.Г.Разумовского, А.В.Усовой
и В.В.Завьялова, В.В.Мултановского, В.Ф.Ефименко, В.Н.Мощанского,
Л.Я.Зориной, В.К.Батурина, Б.И.Спасского. В этих работах с различных
позиций на высоком научном уровне решается эта проблема и рассматриваются
разные ее аспекты, также даются полезные для практики рекомендации.
Формирование научного мировоззрения – сложный и многосторонний
процесс. Помимо детального исследования отдельных сторон этого процесса
необходимо целостное его рассмотрение, с учетом взаимосвязей его основных
компонентов. Поэтому мы пришли к необходимости создания экспериментальной
системы формирования мировоззренческой устойчивости.
Глава 1. Научное мировоззрение и дидактические аспекты его формирования.
1.1. Формирование научного мировоззрения как одна из основных задач
преподавания физики в школе.
Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и
место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и
самим себе. Основными структурными единицами мировоззрения являются взгляды
и убеждения. «Взгляды выражают определенную точку зрения на сущность
важнейших явлений природы, общественной жизни, человеческого познания.
Убеждения – более высокая ступень осознания окружающего мира, уверенность
человека в правильности своих взглядов» (Формирование коммунистического
мировоззрения школьников. – М., 1977г., стр. 15).
Мировоззрение имеет огромный практический смысл, т.к. оно влияет на
интересы, труд и быт людей. В классовом обществе мировоззрение носит
классовый характер, отражает различное положение и условия жизни людей. По
своему содержанию и направленности мировоззрение может быть научным и
ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или
религиозным, революционным и реакционным.
Целью школьного физического образования является формирование
обобщенного научного представления о природе и процессе ее познания, т.е.
формирования научного мировоззрения.
Основой научного мировоззрения являются научные знания. Но не все они
носят мировоззренческий характер. Поэтому целью школьного образования
является выделение того содержательного базиса учебного материала, на
основе которого будет осуществляться формирование научного мировоззрения.
Так как физика – это наука «о формах материи…, о взаимодействии этих
форм материи, об их движении», то она связана с философией, основной
мировоззренческой наукой. Поэтому возникают объективные возможности
формирования научного мировоззрения на основе обучения физике. (Физический
энциклопедический словарь. – М., 1966 г., т.5).
1.2. Формирование представлений о физической картине мира как основном
компоненте процесса формирования научного мировоззрения.
Одним из основным компонентов процесса формирования научного
мировоззрения на основе обучения физике является формирование представлений
о физической картине мира (ФКМ). Еще Иванов В.Г. в работе «Физика и
мировоззрение» отметил, что «физика формирует собственную картину мира,
т.е. некоторое обобщенное представление о мире с точки зрения ее предмета,
метода и форм описания… и как картина мира лидирующей науки, физическая
картина мира является основой общей естественнонаучной картиной мира».
(Иванов В.Г. «Физика и мировоззрение». Л., 1975г., стр.80-81).
Физическая картина мира – это обобщенная модель природы, включающая в
себя представления физической науки о материи, движении, взаимодействии,
пространстве и времени, причинности и закономерности.
Поэтому первой составной частью процесса создания у учащихся
представлений о физической картине мира является формирование указанных
фундаментальных физических понятий и идей. К числу этих фундаментальных
понятий и идей относятся понятия вещества и поля, понятия массы, силы,
взаимодействия, импульса, энергии, идеи относительности, сохранения мер
движения, атомизма, корпускулярно-волнового дуализма.
Но только усвоение важнейших понятий и идей недостаточно для
формирования представлений о физической картине мира. Представления о
современной физической картине мира учащиеся могут получить только в конце
курса изучения физики, после того как будут обобщены и приведены в систему
знания учащихся. До того контуры современной физической картины мира
обрисовать невозможно из-за недостатка знаний у учащихся по вопросам
современной физики. Как отметила Зорина Л.Я. «…не всегда целесообразно
сразу давать знания, соответствующие современному уровню развития. В ряде
случаев нужно специально показывать становление знаний и изменение
мировоззренческих представлений». (Зорина Л.Я. «Дидактические основы
формирования системности знаний старшеклассников». – М., 1978г., стр.116).
Поэтому необходимо показать учащимся, что физическая картина мира
создавалась постепенно, что в процессе развития физики она сама
эволюционировала, то есть вначале возникла механическая картина мира, затем
ее сменила электромагнитная картина мира. Поэтому после изучения механики
можно говорить лишь о механической картине мира, а после изучения
электродинамики – об электромагнитной картине мира. Обобщения проведенные в
конце этих разделах позволяют систематизировать материал и познакомить
учащихся с общей структурой физической картины мира и ее элементами. Это
подготовит учащихся к усвоению структуры и содержания современной
физической картины мира. Кроме того, важно показать, что формирование
каждой последующей картины мира не только приводило к расширению и
углублению общих знаний о мире, но и требовало пересмотра взглядов на мир,
а иногда и отказа от некоторых прежних взглядов. В связи с этим необходимо
уделить внимание историзму. Очень важно «… представить науку не как сводку
догм и застывших данных, не весть как, кем и почему добытых, а как
развивающийся процесс, которому нет конца». (Мощанский В.Н. «Формирование
мировоззрения учащихся при изучении физики». – М., 1989г., стр.14). Кроме
того, знания усваиваются лучше, если учащиеся знают как и почему они
возникли. Еще Максвелл Д.К. отметил, что «… наука всегда усваивается
наиболее полно в состоянии ее возникновения». (Духов В.М. «Электрон». – М.,
1966г., стр.6).
Итак, формирование понятия о физической картине мира есть процесс
постепенный. Обычным сообщением научных знаний невозможно сформировать
данное понятие. Учащиеся усваивают конкретные физические данные, но не
могут подняться до уровня мировоззренческих проблем. В связи с этим,
третьей составной частью процесса создания у учащихся представлений о
физической картине мира является диалектико-материалистическое истолкование
основ физики. Раскрытие диалектико-материалистического характера физических
явлений помогает учащимся глубже осознать сущность физических явлений и
закономерностей. Поэтому на уроках необходимо употреблять термины
«материя», «движение», «пространство», «время» и раскрывать их смысл, т.е.
необходимо в самом общем виде познакомить учащихся с некоторыми
философскими положениями. Кроме того, связь физики и философии есть
характерная черта современной физической науки, а преподавание физики
должно отражать современный научный уровень.
Итак, формирование представлений о физической картине мира опирается
на усвоение учащимися фундаментальных физических понятий и идей с
выявлением их мировоззренческой части, на постепенное раскрытие понятия
физической картины мира и ее эволюции и на диалектико-материалистическое
истолкование основ физики.
1.3. Процесс научного познания как способ учения.
Вторым компонентом процесса формирования научного мировоззрения на
основе обучения физике является формирование знаний о процессе научного
познания. Это связано с тем, что научное мировоззрение включает в себя не
только понимание того, что из себя представляет окружающий мир, но и того,
как человек познает мир. Кроме того, знание о процессе научного познания
позволяют ученику лучше понять суть физических явлений, законов, теорий.
До недавнего времени физика в средней школе была представлена в
основном как система предметных знаний. Однако физическая наука включает в
себя не только систему знаний, но и определенную область общественно-
производственной практики, а именно процесс добывания знаний. Поэтому
методологический аспект физических знаний должен быть раскрыт в такой же
мере, как фактологический (предметный) аспект.
Знания о знаниях называют методологическими. Понятие «методология»
является производным от понятия «метод». «Метод – … в самом общем значении
способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность».
(Философский словарь. – М., 1975г., стр.241). Сюда входят разнообразные
эмпирические и теоретические приемы, систематическое применение которых
приводит к достижению поставленной цели. Многие выдающиеся ученые прошлого
и настоящего времени отмечали огромную роль метода в исследовательской
работе.
В процессе развития научных данных о природе и обществе были открыты
многие методы и приемы исследовательской деятельности. В философии их
систематизируют, выделяя следующие три группы:
1) Методы, обладающие атрибутом всеобщности и применяемые во всех
сферах деятельности для получения как обыденного, так и научного знания.
Это общелогические методы. К ним можно отнести анализ и синтез, индукцию и
дедукцию, абстрагирование и обобщение, и т.д.
2) Методы исследования, используемые только в научном познании. К ним
относятся две основные группы: методы построения эмпирического знания
(например, наблюдение, измерение, эксперимент) и методы построения
теоретического знания (например, идеализация и формализация, аналогия,
моделирование, мысленный эксперимент, гипотеза, восхождение от абстрактного
к конкретному…).
3) Специальные методы и приемы, процедуры экспериментального и
теоретического характера, непосредственно связанные с сущностью конкретного
явления и применяемые в узкой области. Например, рентгеноструктурный
анализ, кристаллохимический и т.п.
Методологические знания – это обобщенные знания о методах и структуре
физической науке, основных закономерностях ее функционирования и развития.
Эти знания не являются какими-то внешними, привнесенными в основы физики,
дополнительными к предметным; наоборот, они внутренне присущи современному
курсу физики.
При переходе научной системы знаний в учебную, многие связи между
элементами обрываются. Восстановление этих в сознании учащихся при обучении
физики затруднительно. Без элементов методологии физической науки здесь
обойтись нельзя. Поэтому необходимо разработать целостную систему
образования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и
умения должны:
- служить сознательному усвоению физических знаний, углубленному пониманию
сути изучаемых явлений;
- способствовать выработке правильного, научного мировоззрения;
- раскрывать характер и диалектику научного познания, вооружать учащихся
общенаучными методами познания;
- способствовать преодолению узкопрактичного понимания физики как науки,
показывая ее одним из аспектов общечеловеческой культуры и основой
современной техники;
- способствовать развитию творческих способностей и физического мышления,
интеллектуальных умений;
- способствовать формированию таких черт личности, как гуманизм,
трудолюбие.
Система методологических знаний и умений включает следующие
направления, вокруг которых обобщается весь учебный материал второй ступени
курса физики средней школы:
1) Научный эксперимент и методы экспериментального познания;
2) Физическая теория и методы теоретического познания;
3) Стержневые методологические идеи физики;
4) Основные закономерности развития физики.
Для того, чтобы обеспечить усвоение этих методологических знаний
полезно использовать обобщенные планы изучения элементов научного
физического знания, к которым относятся знания о явлении, опыте, модели,
законе, физической величине, теории, техническом устройстве. Эти планы были
разработаны А.В.Усовой и немного откорректированы В.Н.Мощанским.
(А.В.Усова, З.А.Вологодская «Самостоятельная работа учащихся по физике в
средней школе». – М. «Просвещение», 1981г., стр.36. В.Н. Мощанский
«Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики». – М.,
«Просвещение», 1989г., стр.32). Они позволяют представить материал в виде
четкой логической структуры. Содержание этих планов следующее:
I. Явление.
1) Формулировка, выражающая определение явления.
2) Опыты, в которых обнаруживается явление.
3) Объяснение явления на основе теории (не всегда возможно).
4) Использование и учет явления в практике, его проявления в природе.
II. Опыт.
1) Цель опыта.
2) Экспериментальная установка.
3) Выполнение эксперимента, измерения.
4) Анализ экспериментальных результатов и выводы, вытекающие из опыта.
III. Закон.
1) Математическое выражение и словесная формулировка закона.
2) Опытное подтверждение закона.
3) Объяснение закона на основе теории (не всегда возможно).
4) Границы применимости (не всегда возможно).
5) Практическое применение и учет закона (не всегда возможно).
IV. Физическая величина.
1) Явление или свойство, которое характеризует величина.
2) Определение величины и формула ее выражающая.
3) Единица измерения.
4) Способ измерения.
5) Формула, выражающая зависимость данной величины от других величин.
V. Теория.
1) Исходные опытные факты.
2) Идеальный объект или модель.
3) Физические величины, характеризующие модель.
4) Основные положения теории – принципы или гипотеза.
5) Следствия и частные законы, выводимые из основных положений.
6) Экспериментальная проверка следствий.
7) Границы применимости.
VI. Техническое устройство, прибор.
1) Назначение.
2) Устройство.
3) Принцип действия.
4) Область применения.
В настоящее время резко возрастает роль теории как в науке, так и в
обучении. Еще в 1918г. Л.И.Мандельштам отметил, что «…Физика без теории не
есть наука, а лишь довольно малоценный конгломерат отдельных фактов,
разобраться в которых невозможно». (Основы методики преподавания физики в
средней школе. /Под ред. А.В.Перышкина, В.Г.Разумовского, Ф.А.Фабриканта. –
М., «Просвещение», 1984г., стр.76/.
Теория позволяет получить не только новые физические идеи и законы, но
и новые философские выводы, позволяет расширить существующие философские
воззрения.
Таким образом, для формирования у учащихся представлений о процессе
научного познания необходимо сформировать у них знания об общих законах и
принципах научного познания, ознакомить с общенаучными методами,
применяемыми в физике, с тем как строится, создается физическая теория и
какую роль она играет в процессе познания.
1.4. Формирование научного мышления.
Третьим компонентом процесса формирования научного мировоззрения в
процессе обучения физике является формирование у учащихся элементов
научного мышления. Это является объективной необходимостью, т.к. научное
мировоззрение должно быть действенным, т.е. оно должно реализовываться в
практической деятельности человека. А практическая деятельность человека
осуществляется на основе его мыслительной деятельности. «Мышление – …
активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях
и т.п. Мышление возникает в процессе общественно-производственной
деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение
действительности, раскрытие ее закономерных связей… Мышление связано прежде
всего не с биологической эволюцией, а с общественным развитием».
(Философский словарь. /Под ред. М.М.Розенталь, – М., «Политическая
литература», 1975г., стр.258).
Мышление осуществляется посредством мыслительных операций, таких как
анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение и умозаключение.
Умозаключения заключаются посредством суждений, а суждение – это
утверждение или отрицание чего-либо.
В современной психологии различают эмпирические и теоретические типы
мышления. Эмпирическое мышление опирается на непосредственные восприятия,
чувственные образы и представления. Оно не выходит за их рамки и
ограничивается выявлением общего на уровне представлений. Теоретическое
мышление также опирается на чувственно-конкретное восприятие, но оно
выходит за его границы и восходит до выявления такого существенно общего,
которое в непосредственном восприятии не дано. Результатом теоретического
мышления является образование теоретических понятий, построение мысленных
моделей, гипотез и теорий. Теоретическое мышление способно предсказать
новые явления, свойства тел, сформулировать законы. Таким образом, научное
мышление – это преимущественно теоретическое мышление.
Анализ истории развития физики позволяет выделить такие черты научного
мышления, как доказательность, признание преемственности знаний,
динамичность, детерминизм, системность, признание закономерности
парадоксального. Доказательность опирается на факты, добытые на основе
эксперимента; принцип преемственности означает поступательное развитие
науки, в ходе которого ранее добытое и обоснованное знание не может быть
отвергнуто полностью и новое знание всегда что-то наследует из прошлого и
может лишь ограничить сферу его применимости; детерминизм проявляется в
уверенности в том, что все в мире причинно-обусловленно, и в стремлении
выявить причины явлений; системность проявляется в стремлении не просто
собрать совокупность фактов и найти между ними связи, т.е. построить
научную теорию, объясняющую их и дающую новые знания.
Итак, формирование научного мышления состоит в выработке таких качеств
мышления, как объективность и всесторонность рассмотрения, предполагающие
уважение к фактам, доказательность, самокритичность, умение вскрывать
противоречия, обусловливающие развитие и изменения как в объективном мире,
так и в процессе его познания; умение видеть ограниченную справедливость
любого утверждения, предполагающее понимание неизбежности парадоксального в
ходе развития науки.
1.5. Формирование материалистических убеждений как одна из важных
сторон процесса формирования научного мировоззрения.
Одна, научное мировоззрение не сводится только к знаниям о мире. Можно
что-то хорошо знать, но не очень верить в это. Поэтому одной из важных
сторон процесса формирования мировоззрения (четвертым компонентом) является
формирование убеждений. Очень важно, чтобы у учащихся сложились личностные
отношения к миру и к месту человека в нем. В процессе обучения физике могут
быть сформированы в основном лишь убеждения в сфере идей, которые смогут
быть реализованы в процессе интеллектуальной деятельности ученика по
доказательству, обоснованию идей.
Способы формирования убеждений делятся на дев группы. В одну группу
входят способы, в основе которых лежит обязательное наличие доказательства
учителя или самостоятельное доказательство учащихся. В другую группу входят
способы убеждения, основанные на авторитетности источника знания. Способы
первой группы влияют на интеллектуальную сферу личности учащихся, а способы
второй группы – на эмоциональную сферу личности учащихся.
К числу способов, влияющих на интеллектуальную сферу личности
учащихся относятся следующие:
1) Экспериментальный способ;
2) Математический способ;
3) Логический способ;
4) Исторический способ.
Огромную роль играют способы формирования убеждений, опирающиеся на
эмоциональное воздействие. Предсказать эти способы невозможно, они зависят
от личности учителя. Но очень важно сформировать у учащихся умение увидеть
естественную, никем не созданную гармонию природы и красоту ее законов,
уверенность в безграничной возможности человеческого разума в познании мира
и ощущение красоты процесса познания.
Выводы к 1 главе.
1. Процесс формирования научного мировоззрения на уроках физики
складываются из формирования представлений о физической картине мира, о
процессе научного познания, научного мышления и материалистических
убеждений.
2. Формирование представлений о физической картине мира основывается
на глубоком усвоении фундаментальных физических понятий и идей с выделением
их мировоззренческой стороны, использовании понятий о физической картине
мира и ее структурных элементов, диалектико-материалистическом истолковании
основ физики, приводящим к выводам философского характера.
3. Формирование представлений о процессе научного познания происходит
на основе раскрытия общих принципов, закономерности и методов научного
познания. Особая роль уделяется формированию знаний о физической теории –
ее функциям, происхождению, структуре и границам применимости.
4. Формирование научного диалектического мышления осуществляется на
основе раскрытия основных черт, присущих научному мышлению.
5. Формирование материалистических убеждений учащихся осуществляется
на основе доказательства объективной истинности тех идей, на которые
опирается физическая картина мира, и создание у учащихся уверенности в
справедливости научных знаний о мире в результате воздействия на
интеллектуальную и эмоциональную сферу личности.
Глава 2. Экспериментальная система формирования мировоззренческой
устойчивости.
Как мы уже отметили выше, формирование научного мировоззрения является
важнейшей целью физического образования в школе. В связи с этим мы
попробовали разработать экспериментальную систему формирования
мировоззренческой устойчивости.
2.1. Об оценке сформированности мировоззренческих знаний учащихся на
разных этапах обучения.
Так как мировоззрение определяют вполне конкретные знания и умения, то
мы, прежде всего, посчитали нужным определить эти знания, сделав разбивку
по классам. Перечень этих знаний должен включать знания фундаментальных
идей, понятий, законов и теорий современной физической картины мира, а
также знания, связанные с категориями диалектико-материалистичекой
философии.
Знания, относящиеся ко второй группе формируются постепенно в ходе
изучения в физике на первой и второй ступенях. Многократное повторение и
углубление их ведет к формированию мировоззренческой устойчивости. Приведем
перечень знаний, связанных с категориями диалектико-материалистичекой
философии:
- раскрытие смысла понятий «материя», «объективная реальность», «физический
объект и система», «движение»;
- раскрытие неразрывной связи материи и движения (покой – случай движения,
движение – это изменение состояния разной формы движения);
- формирование идеи о неуничтожимости и несотворимости материи и движения;
- раскрытие наличия причинно-следственных связей между явлениями и
процессами;
- раскрытие основных компонентов физической теории – исходных фактов,
моделей, законов и закономерностей, экспериментов, подтверждающих выводы
теории, следствий;
- раскрытие ступеней процесса познания: «от живого созерцания к
абстрактному мышлению и от него к практике».
Знания фундаментальных идей, понятий, законов и теории современной
физической картины мира мы разбили по классам. Приведем эту разбивку. Итак:
VII класс.
- представление о свойствах пространства – времени: относительность
движения, отсутствие абсолютной системы отчета, непрерывность
пространства и времени;
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: принцип
относительности, взаимодействие как причина явлений;
- понятие об объектах и моделях физических теорий. В механике: объект –
макроскопические тела, модель – материальная точка;
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – массы, силы,
механической энергии, материальной точки.
VIII класс.
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: принципы
дальнодействия и близкодействия, взаимодействие как причина явлений;
- понятие об объектах и моделях физических теорий. В молекулярной физике
объект – система атомов и молекул, макроскопические тела, модель – атомы
и молекулы в виде упругих шариков. В электродинамике: объект –
электрический заряд, модель – точечный заряд;
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий –температуры,
точечного заряда.
На второй ступени изучения физики ранее сформированные знания
раскрываются на более глубоком теоретическом уровне. Итак:
IX класс:
- представление о свойствах пространства-времени: относительность движения,
отсутствие абсолютной системы отсчета, зависимость расстояний и
промежутков времени от скорости тела, непрерывность пространства и
времени;
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: конечность
скорости распространения взаимодействий, принцип относительности,
взаимодействие как причина явлений;
- понятие об объектах и моделях физических теорий. В механике: объект –
макроскопические тела, модель – материальная точка и системы точек,
абсолютно твердое тело, упругое тело;
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – массы, силы,
механической энергии, материальной точки;
- основные законы и уравнения: закон сложения скоростей, законы движения
Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения энергии
и импульса;
- границы применимости законов: законов движения Ньютона (действуют только
в ИСО, относятся к материальным точкам), закона всемирного тяготения
(применим лишь к материальным точкам), закона Гука (справедлив лишь в
пределах упругости тела), закон сложения скоростей (выполняется при
небольших скоростях движения тела);
- универсальность законов сохранения;
- границы применимости теорий: классической механики (изучает движение
макроскопических тел со скоростями много меньшими скорости света);
X класс.
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: принцип
дальнодействия и близкодействия, идея статистического характера движения
системы микрообъектов;
- понятие об объектах и моделях физических теорий. В молекулярной физике:
объект – система атомов и молекул, газ, макроскопические тела, модель –
атомы и молекулы в виде упругих шариков, идеальный газ, термодинамическая
система. В электродинамике: объект – электрический заряд и
электромагнитное поле, модель – точечный заряд, электростатическое поле,
однородное магнитное поле, стационарное электрическое поле;
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – температуры,
идеального газа, термодинамической системы, электростатического поля,
точечного заряда, постоянного магнитного поля, однородного электрического
поля;
- основные законы и уравнения: основное уравнение МКП, уравнение Менделеева-
Клайперона, первый закон термодинамики, закон Ома, закон Кулона, закон
сохранения заряда формула для расчета силы Лоренца;
- границы применимости законов: законов Кулона (действителен для точечных и
покоящихся зарядов), основное уравнение МКТ (справедливо для систем,
состоящих из большого числа частиц), уравнение Менделеева-Клайперона
(справедливо для идеального газа), закон сохранения заряда (универсален);
- границы применимости теории: молекулярно-кинетическая теория
(используется для описания поведения систем с учетом их строения из
большого числа частиц – атомов и молекул), термодинамики (изучает только
на основе макроскопических характеристик тепловое движение физических
систем, без учета их строения).
XI класс:
- представления о свойствах пространства – времени: постоянство скорости
света по всем направлениям;
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: конечность
скорости распространения взаимодействий, квантовые идеи, т.е. квантование
энергии атома и корпускулярное строение света, универсальность
корпускулярно-волнового дуализма (применение представлений о нем к свету,
элементарным частицам, атомам);
- понятие об объектах и моделях физических теорий. В квантовой физике:
объект – элементарные частицы и их системы – атомы, молекулы, модель –
планетарная модель атома, модель атома по Бору, протонно-нейтронная
модель ядра;
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – гармонических
колебаний и гармонических волн, видов излучений, моделей атома;
- основные законы и уравнения: уравнение взаимосвязи массы и энергии,
уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон радиоактивного распада;
- границы применимости законов: закона радиоактивного распада (относится к
системам из большого числа частиц);
- границы применимости теорий: квантовой теории, электродинамики.
2.2. Развитие умений как основной компонент в системе формирования
мировоззренческой устойчивости.
Практика показывает, что без развития мышления нельзя преуспеть в
формировании мировоззрения. Одно лишь усвоение мировоззренческого материала
не обеспечивает автоматически выработки системы взглядов и убеждений.
Мы провели небольшой эксперимент. Десятиклассникам после повторения
молекулярной физики было дано домашнее задание – ответить на вопросы:
1. Что называется наукой?
2. Что такое физика?
3. Что является объектом, предметом исследования физики и какие методы
исследования вы знаете?
4. Какие разделы физики вы знаете?
5. По каким признакам происходит деление физики, как науки, на разделы?
6. Что является объектом и предметом изучения молекулярной физики?
7. Какие методы исследования в ней используются?
8. Назвать фундаментальные физические опыты молекулярной физики.
9. Назвать основные физические величины.
10. Физические законы молекулярной физики.
11. Назвать несколько следствий в молекулярной физике.
12. Практическое использование законов молекулярной физики.
13. Указать границы применимости МКТ.
Контрольная работа, проведенная на следующем уроке показала, что
особую трудность у учащихся вызвали ответы на вопросы 5, 7, 8, 10, 11, 13.
Дополнительная беседа с учащимися показала, что они знают содержание
первого начала термодинамики, второго начала термодинамики, нахождение КПД
тепловых двигателей, им знакомо основное уравнение МКТ, уравнение состояния
идеального газа, газовые законы, им знакомы определения термодинамического
и статистического методов исследования. Но учащиеся не могут определить
основание, ядро и следствия теории в зависимости от методов исследования;
не осознают связи между постулатами и следствиями.
Данный эксперимент показал, что можно иметь соответствующие знания, но
их не использовать. Таким образом, для создания мировоззрения необходимо
овладеть еще рядом умственных операций. К этим операциям относятся умения
конкретизировать основные положения теории познания и умения,
способствующие формированию мировоззрения и диалектического мышления.
Раскроем их смысл. Итак:
I. Умения конкретизировать основные положения теории познания.
Это умения:
- использовать исторические факты и факты из практической деятельности
людей для показа источников знаний, их истинности;
- показывать смену физических картин мира, открытие новых разделов в
физической науке;
- излагать физическую теорию на схеме: основание (эмпирический базис,
идеализированный объект, физические величины) –> ядро (теоретическое
обоснование) –> следствие –> подтверждающий эксперимент, применение на
практике;
- раскрывать объективность и относительность наших знаний о предмете или
физическом явлении.
II. Умение, способствующее формированию мировоззрения и
диалектического мышления.
Это умения:
- рассматривать физические явления с разных сторон и в разных условиях;
выделять физические системы, описать качественно и количественно движение
и взаимодействие как причину явлений и устанавливать причинно-
следственные связи;
- выдвигать гипотезу, выбирать модель, планировать эксперимент, выполнять
измерения, вести расчет погрешности, т.е. теоретический и
экспериментальный методы познания физических явлений;
- показывать на примерах из разных областей физики переход количественных
изменений в качественные (например, рост начальной скорости ИСЗ и
изменение вида его траектории, увеличение механического напряжения и
разрушения тела);
- раскрывать единство противоположных признаков и свойств (например,
волновые и корпускулярные свойства света и микрочастиц, притяжение и
отталкивание молекул);
- показывать применение физических законов для развития производства.
Итак, мы определили перечень основных знаний и умений. Которые
необходимы для формирования у учащихся мировоззренческой устойчивости.
2.3. Вводные уроки как средство систематизации знаний учащихся вокруг
представления о едином материальном мире.
Особую роль в нашей системе мы отводим вводным и обобщающим занятиям.
Роль вводных занятий по разделам школьного курса физики часто
недооценивают, предпочтение отдают обобщающим урокам. Однако только
систематическое проведение как вводных, так и обобщающих занятий дает
возможность добиться желаемого результата.
Вводные занятия направляют учебную и поисковую деятельность учащихся.
Помогают выбрать из потока информации, предлагаемой на уроках, нужную для
построения логической цепочки знаний.
Вводные занятия развивают способность самостоятельно и творчески
работать с творческим материалом.
Начиная вводные занятия по любому разделу мы должны помнить главное,
что необходимо формировать у учащихся понимание единство природы. И
оговорить с ними с самого начала, что деление природы на науки предпринято
человечеством для облегчения ее изучения. Разумеется она не знает, что
разделена на химию, физику, биологию и т.д. Эта идея должна пронизывать
изучение всего курса.
Вводные занятия по любому разделу школьного курса физики надо начинать
с определение науки.
Наука – это система знаний об объективных законах развития природы и
общества.
Науки бывают естественные и общественные. Общественные науки – это
система знаний об объективных законах развития общества. Естественные науки
– это система об объективных законах развития природы.
Объектам познания естественных наук является материальный мир,
существующий независимо от познающего субъекта. В материальном мире можно
выделить три структурные области – микромир, макромир и мегамир, которые
отличаются друг от друга пространственной протяженностью (Приложение 1), а
микро- и макромир – как по основным структурным элементам (Приложение 2),
так и по преимущественным типам взаимодействия (Приложение 3).
Мегамир (Галактики, гравитационные и магнитные поля) и часть макромира
(планеты с их спутниками, планетные системы звезд) изучаются астрономией.
Астрономия – старше физики. Фактически физика и возникла из нее, когда
астрономия заметила поразительную простоту движения звезд и планет:
объяснение этой простоты и стало началом физики. Но самым выдающимся
открытием астрономии был тот факт, что звезды состоят из тех же атомов, что
и Земля.
На уроках астрономии учащиеся встречаются практически со всеми
физическими понятиями, которые используются при изучении движений в
гравитационном и электромагнитном полях, с описанием физического состояния
вещества на основе молекулярно-кинетической теории, процессов излучения и
его взаимодействия с веществом, способов передачи теплоты, распада и
синтеза атомных ядер. Тесная связь физики и астрономии хорошо раскрывается
на примерах истории их развития. Очень благодатный для этой цели материал
представляет развитие кинематики и динамики, которое происходило на основе
изучения движения как земных, так и небесных тел. Несмотря на такую тесную
связь наук естественно-математического цикла, астрономия является
самостоятельной наукой, которая имеет свои цели и задачи:
- изучение видимого и истинного расположения и движения небесных тел;
- определение расстояний между ними, формы и размеров их;
- исследование их физической природы;
- изучение проблем возникновения и развития небесных тел и их систем.
Микромир (элементарные частицы, атомы, молекулы) и часть макромира
(окружающие нас на Земле тела, гравитационное и электромагнитное поля)
изучаются физикой.
Физика – по гречески «природа», т.е. наука о природе, изучающая общие
свойства и законы движения материи.
Как известно, любая наука имеет свой предмет, объект и методы
исследования, которые, как правило, заложены в ее определение. Исходя из
этого:
объектом исследования физики является материя,
предметом исследования – физические формы ее движения,
методы исследования – эмпирический и теоретический.
Необходимо с учащимися подробно остановиться на каждом из этих
элементов.
Материя, согласно В.И.Ленину, «…есть то, что действует на наши органы
чувств, производит ощущение. Материя есть объективная реальность, данная
нам в ощущениях». (В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.18).
Существенным в этом определении материи является тот факт, что материя
не отождествляется с каким-либо конкретным своим видом или свойством.
Необходимо обратить внимание учащихся на следующее:
1. То, что материя является объективной реальностью, означает, что материя
существует независимо от нас.
2. То, что материя дана нам в ощущениях, означает, что мы познаем материю.
3. Необходимо обратить внимание на то, что материя – источник ощущения.
4. То, что материя первична, а сознание вторично, означает, что материя
определяет мышление, а не наоборот.
На уровне макромира (и только на этом уровне) можно выделить два
основные вида материи – вещество и поле. Они обладают как рядом общих, так
и отличных друг от друга свойств.
Движение материи представляет собой способ ее существования. Движение,
в философском смысле, – всякое изменение материи, всякий происходящий в
природе процесс: физический, химический, биологически, общественный. Весь
окружающий мир – движущаяся материя. Материя и движение неотделимы друг от
друга, не существует материи без движения, как не существует движения без
материи.
Современная наука рассматривает следующие основные формы движения
материи: механическую, тепловую, электромагнитную, ядерную, химическую и
биологическую. К физическим формам движения относятся все виды закономерных
изменений состояния материальных объектов, непосредственно выражающихся в
изменении их физических свойств и характеристик.
В первой главе мы указали методы исследования, которые выделяются в
философии. На наш взгляд, на вводном занятии необходимо подробно ознакомить
учащихся с методами построения эмпирических знаний (наблюдение,
эксперимент, измерение) и методами построения теоретических знаний
(идеализация и формализация, аналогия, моделирование, мысленный
эксперимент, гипотеза и т.д.). Сделать это мы предлагаем следующим образом.
Для определения методов исследования физики необходимо определить
понятие «физическое знание».
Знание – в философском смысле: проверенный практикой результат
познания действительности.
Физическое знание – конкретное, научное; оно результат познания
человечество окружающей природы. Можно выделить два уровня физических
знаний: эмпирический и теоретический. (Приложение, рис.4).
Наиболее общим элементом физического знания служат основные идеи,
принципы, гипотезы, относящиеся не только к отдельным теориям и областям
физических явлений, но и ко всему объекту физического познания.
Совокупность основных идей, принципов и гипотез определяет главные
черты физического познания, создает физическую картину мира, т.е. идеальную
модель природы, определяющую стиль физического мышления на данном
историческом этапе.
Теоретические законы отличаются от эмпирических гораздо большей
степенью общности и включают теоретические понятия, более отдаленные от
непосредственного опыта.
Остановимся подробнее на физической теории, т.к. в последнее время
роль теории значительно возросла.
Физическая теория имеет следующие структурные части: основание, ядро,
следствие. Основание включает в себя эмпирический базис, идеализированный
объект, физические величины.
Эмпирический базис теории образуют факты, устанавливаемые в результате
наблюдений и опытов, необъяснимых существующей теоретической системой и
вступающих в конфликт с ее основными положениями. В результате возникает
потребность в новой теории. Например, теории Бора о строении атомов
возникла потому, что ряд опытных фактов невозможно было объяснить на основе
классической механике Ньютона и электродинамике Максвелла (устойчивость
атома, линейчатые спектры излучения атомов).
Идеализированный объект физической теории представляет абстрактную
модель, воплощающую в себе сложнейшее свойство, глубинные особенности
исследуемого объекта (материальная точка, идеальный газ, осцилятор и т.д.).
Физическая величина – специфическая для каждой теории. Служит
количественной характеристикой физических свойств тел и физических явлений
(масса, сила, потенциал и т.д.).
Ядро физической теории составляет система общих законов, выражаемых в
математических уравнениях, постулатах, принципах.
Следствия – применение системы уравнений теории для конкретных
случаев.
Теоретический уровень познания завершается формированием знаний о
физической картине мира. (Механическая картина мира, электродинамическая
картина мира, квантовая картина мира).
Рассмотрев структуру физического знания, необходимо отметить
конкретно, что учащиеся должны знать по окончании курса физики о физической
величине, физическом явлении, физическом законе, физической теории.
В первой главе мы привели обобщенные планы изучения элементов научного
физического знания. Придерживание структуры этих планов переводит учащихся
с репродуктивного уровня (простой пересказ) на системно-моделирующий
(творческий, моделирующий), который составляет систему знаний, навыков и
умений учащихся по предмету в целом.
Для большей наглядности приведенные планы можно оформить в виде таблиц
и развесить в кабинете физики, а учащимся предложить записать их в начале
тетради.
На наш взгляд, эти общие положения должны быть усвоены учащимися. Для
этого, как в начале, на вводных занятиях, так и в процессе изучения курса,
а также в конце каждого раздела (механики, молекулярной физики,
электродинамики, квантовой физики) необходимо обобщить с учениками знания
конкретно по каждой физической величине, физическому явлению, физическому
закону, физической теории, следуя вышеприведенной схеме.
2.4. Обобщающие уроки как средство систематизации знаний учащихся в
соответствии с циклом теоретического познания.
После прохождения любого раздела для систематизации знаний учащихся,
приведения их стройную систему, правильного восприятия единства природы,
формирования мировоззрения, необходимо провести урок обобщения.
Ссылаясь на вводные занятия, на первый взгляд кажется, что повторение
излишне. Однако вводные и обобщающие занятия разделены достаточным
промежутком времени, поэтому обобщение с использованием всего материала
вводных занятий, как показывает практика, приводит к более эффективным
результатам.
О значении обобщающих уроков свидетельствует и новое распределение
часов по физике, где на них отводится значительное количество часов.
Обобщающие уроки дают большие возможности для развития познавательных
и творческих способностей учащихся, а также умений самостоятельно пополнять
свои знания. Ведущим логическим приемом на таких уроках является обобщение.
Этот процесс выступает в двух аспектах: овладение мыслительными навыками и
усвоение учебного материала. В процессе обобщения у учащихся развиваются
важные приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
абстрагирование, систематизация и другие), а следовательно, развиваются их
познавательные способности.
Кроме того, велики возможности обобщающих уроков в нравственном
воспитании учащихся. Использование на уроках материала о работах и научных
заслугах отечественных и зарубежных ученых, изобретателей позволяет
знакомить учащихся с вкладом выдающихся ученых в науку, технику, а также с
теми сторонами их жизни и деятельности, которые характеризуют нравственные
черты личности. Таким образом, обобщающие уроки вносят значительный вклад в
формирование научного мировоззрения.
На уроках обобщения знаний могут применяться различные методы и
средства. Единого принципа организации таких уроков нет. И здесь конечно же
нельзя не учитывать возрастной психологии школьников.
Если это учащиеся 7-9-х классов, то обобщающий урок лучше провести в
игровой форме. Много интересных разработок можно найти в журнале «Физика в
школе».
В тех классах, где игровая деятельность не приносит желаемого
результата, можно прибегнуть к физическому диктанту, решению задач или
просмотру фильма.
В старших классах лучше использовать такие формы уроков как семинары,
конференции.
Выбор определенной формы проведения урока зависит прежде всего от
сложности материала, который выбран для обобщения, его объема, а также от
особенностей ученического коллектива.
Но хочется обратить внимание, что однообразная информация и
однообразные способы действия быстро вызывают скуку. А учебный труд, как и
всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Поэтому не следует
отдавать предпочтение какой-то одной форме обобщающих уроков. Однако они
всегда должны проходить так, чтобы ученики, рассматривая знакомый им
учебный материал, обнаруживали в нем новые стороны и связи. Иными словами,
при любой методике должна преследоваться одна и та же цель: научить
переосмысливать частное и конкретное с общих позиций. Процесс достижения
этой цели и является обобщающим.
Успех заключительных уроков во многом определяется тем, как педагог
учитывает, использует и развивает имеющиеся умения школьников обобщать
учебный материал; ребята выполняют задания на сравнение, сопоставление,
систематизацию (не будет преувеличением, если вооружение школьников этими
умениями сравнить по возможности с овладением чтением и письмом).
Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе
которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе
выбранного принципа. Под системой в философии понимают «совокупность
объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных
качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам.
Связь между компонентами настолько существенна и тесна, что изменение
одного из них вызывает изменение других, а нередко системы в целом».
(Блауберг И.В., Юдин Э.Г. «Философские проблемы исследования систем и
структур». – Вопросы философии, 1970г., №5, с.99).
Систематизация позволяет более продуктивно использовать память, так
как освобождает ее от необходимости запоминать материал как сумму частных
сведений и фактов за счет группировки их в более крупные единицы (в более
крупные блоки информации), которые легче удержать в сознании и
воспроизвести в нужных случаях.
Использование систематизации не только упорядочивает знания человека
об объектах познания, но и служит источником новых знаний. Образовавшаяся
система знаний, характеризующая умственное развитие человека, определяет
его возможности по преобразованию отдельных компонентов знаний, т.е. его
творческие способности.
Однако, систематизация не сводится к классификации. К систематизации
приводит также установление причинно-следственных связей и отношений между
изучаемыми фактами, выделение основных единиц материала, что позволяет
рассматривать конкретный объект как часть целой системы.
Можно выделить следующие уровни систематизации знаний: уровень научных
фактов, научных понятий, законов, теорий, физической, естественнонаучной,
общей научной картины мира.
Огромную роль в систематизации знаний играют уроки обобщения. Практика
показывает: несмотря на то, что уровень овладения отдельными умениями
высок, учащиеся испытывают затруднения на уроках. Дело в том, что здесь
нужно усвоить обширный по всему объему материал, выделить несколько линий
для сопоставления и сравнения. Частично эти затруднения снимаются при
использовании групп демонстрации, кино и диафильмов, составления схем и
таблиц.
Составление схем и таблиц обобщающего характера дает возможность
учащимся более эффективно обобщать, систематизировать знания, понимать
взаимосвязь между изученными фактами, явлениями. При этом схемы и таблицы
должны способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, быть
четкими. И по возможности должны быть составлены самими учащимися.
Для обобщения и систематизации целесообразно отбирать такой учебный
материал, обобщение которого позволяет:
- облегчить процесс усвоения знаний учащимися при изучении последующих тем
школьного курса физики;
- расширить мировоззрение учащихся;
- осуществить межпредметные связи;
- выявить физические принципы и технические особенности применения явлений,
теорий и закономерностей на практике.
В основу обобщения и группировки материала при повторении следует
положить основные физические характеристики явлений или способы их
описания. В курсе физики есть разделы, объединяющие физические явления
различной природы одинаковыми способами их описания.
Девятиклассникам после изучения кинематики полезно предложить обобщить
знания о скорости и ускорении, а десятиклассникам после прохождения
электростатики – систематизировать сведения о поле точечного заряда и об
однородном поле. В таких условиях ученик не может ограничиться простым
пересказом одного или нескольких параграфов учебника. Ответ на такой вопрос
требует от него активной работы мысли: нужно из материала целой темы
выделить лишь тот, который относится непосредственно к заданию, затем
привести в систему, логически связав отобранные сведения.
Велика роль обобщающих занятий при закреплении знаний по основным
разделам школьного курса физики.
Итак, на обобщающем уроке учащиеся должны ответить на такие вопросы,
или же повторить данную тему или раздел по вопросам:
1. Что называется наукой?
2. Что такое физика?
3. Что является предметом и объектом исследования данного раздела?
4. Какие методы исследования в нем используются?
5. Основные физические величины.
6. Основные физические законы.
7. Основные единицы измерения.
8. Фундаментальные физические опыты раздела.
9. Физическая теория (ее основание, ядро, следствия).
10. Практическое использование законов данного раздела.
Таким образом, одним из основных направлений, вокруг которого
проводится повторение и закрепление знаний, является систематизация знаний
в соответствии с циклом теоретического познания, а также использование
схемы этого цикла для сравнения, сопоставления изучаемых явлений, законов,
теорий (Приложение 4).
Выводы ко 2 главе.
1. Мировоззрение определяют знания фундаментальных идей, понятий,
законов и теорий современной физической картины мира, а также знания,
связанные с категориями диалектико-материалистической философии.
2. Как показала практика, без развития мышления нельзя преуспеть в
формировании мировоззрения. Поэтому для формирования мировоззрения
необходимо овладеть рядом умственных операций:
- умениями конкретизировать основные положения теории познания;
- умениями, способствующими формированию мировоззрения и диалектического
мышления.
3. Вводные занятия являются прекрасным средством систематизации знаний
учащихся вокруг представления о едином материальном мире.
4. Использование систематизации не только упорядочивает знания
человека об объектах познания, но и служит источником новых знаний.
5. Обобщающие занятия позволяют систематизировать знание в
соответствии с циклом теоретического познания.
6. Вводные и обобщающие занятия являются первостепенным средством в
формировании мировоззренческой устойчивости.
Заключение.
Итак, на первом этапе нашей работы, мы попробовали раскрыть
возможности формирования мировоззренческой устойчивости, которыми
объективно располагает курс физики, и некоторые пути реализации этих
возможностей. Намеченные пути не являются единственно возможными, так как
приучение старшеклассников к философскому осмысливанию мира – дело сложное.
В настоящее время, содержание школьного курса физики находится в
стадии становления. Разработано несколько пробных учебников. Хотелось бы
особо отметить учебник «Физика и астрономия» под ред. А.А.Пинского,
В.Г.Разумовского. Это интегрированный курс, в котором, начиная уже с первых
параграфов, рассматриваются методы научного познания. Интеграция физики и
астрономии способствует формированию у учащихся представлений об обобщенной
картине мира, а следовательно, о научном мировоззрении. Поэтому уже сейчас
стоит использовать все богатые возможности для того, чтобы в сознании
учеников складывалось правильное представление о мире и его познании
физической наукой. Для этого прежде всего следует отказаться от такого
изложения учебного материала, при котором факты науки превращаются в склад
догм и застывших данных, а история развития физики, полная драматизма,
исканий, борьбы и диалектико-материалистическое учение, помогающее физике
понимать природы, остаются вне поля зрения учениками. Надо стремиться к
тому, чтобы научить учащихся видеть природу за ее физическим описанием,
сформировать в сознании учащихся единую физическую картину мира, возбудить
интерес к философскому осмысливанию действительности, пробудить у учеников
радостное чувство общения с процессом научных поисков и с людьми, которые в
этих поисках видели смысл своей жизни.
Приложение 1.
Приложение 2.
Элементарные частицы –> атомы –> молекулы –> … –> окружающие нас на
Земле тела –> планеты и их спутники –> … –> планетные системы звезд –>
Галактики.
Приложение 3.
Приложение 4.
Методическая структура
Дидактическая структура
Библиография.
1. Штофф В.А. – Введение в методологию научного познания. (Издательство
Ленинградского университета, 1972г.).
2. Спасский Б.И. – Вопросы методологии и историзма в курсе физики средней
школы. – М., 1975г.
3. Мощанский В.Н. – Формирование диалектико-материалистического
мировоззрения на уроках физики. – М.: «Высшая школа», 1983г.
4. А.В.Усова, В.В.Завьялов – Самостоятельная работа учащихся в процессе
изучения физики. – М.: «Высшая школа», 1984г.
5. Основы методики преподавания физики в средней школе. Под ред.
А.В.Перышкина, В.Г.Разумовского, В.А.Фабриканта. – М.: «Просвещение»,
1984г.
6. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики.
– М.: «Просвещение», 1989г.
7. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. – М., 1977г.
/Под ред. Э.И. Моносзона, Р.Правдина, Р.М. Роговой.
8. Физический энциклопедический словарь. – М., 1966г., т.5.
9. Иванов В.Г. – Физика и мировоззрение. – Л., 1975г.
10. Зорина Л.Я. – Дидактические основы формирования системности знаний
старшеклассников. – М.: «Педагогика», 1978г.
11. Духов В.М. – Электрон. – М., 1966г.
12. Философский словарь. – М.: «Политическая литература», 1975г. /Под ред.
М.М. Розенталя.
13. Усова А.В., Вологодская З.А. – Самостоятельная работа учащихся по
физике в средней школе. – М.: «Просвещение», 1981г.
14. В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.18.
15. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. – Философские проблемы исследования систем и
структур. – Вопросы философии, 1970г., №5.
16. Каргиева З.К. – Вводные и обобщающие занятия в школьном курсе физики. –
Владикавказ, 1993г.
17. Усова А.В., Завьялов В.В. – Воспитание учащихся в процессе обучения. –
М., 1984г.
18. Ланина И.Я. – Формирование познавательных интересов учащихся на уроках
физики. – М.: «Просвещение», 1985г.
-----------------------
Материальный мир
Микромир
(10-8м. и меньше)
Макромир
(10-8м. – 1020м.)
Мегамир
(1020м. и более)
- Галактики
- гравитационное поле
- электромагнитное поле
- окружающие нас на Земле тела
- планеты и их спутники
- планетные системы звезд
- гравитационное поле
- электромагнитное поле
- элементарные частицы
- атомы
- молекулы
- гравитационное
- электромагнитное
- гравитационное
- электромагнитное
- электромагнитное
- сильное
- слабое
Мегамир
Макромир
Микромир
Домашнее задание
Применение знаний и умений
Повторение и обобщение теоретического материала
Эксперимент и практические применения
Модели, принципы, законы
Физические явления (сходные данные)
Следствия