Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры

Работа из раздела: «Педагогика»

                      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
                ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ



                                Р Е Ф Е Р А Т

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ЧЕРЕЗ
                            ДОВУЗОВСКИЕ СТРУКТУРЫ

                         СИМЧЕНКО ГАЛИНЫ ВИКТОРОВНЫ



                               Донецк, 1999 г.
                                 Содержание

    Введение
............................................................................
.......................... 3
    Часть 1. Теоретические и методологические основы
            исследования процесса подготовки будущих
            менеджеров
............................................................................
...... 8
    Часть 2. Уровни и содержательно-организационные формы
            системы                 довузовской                  подготовки
............................................... 10
    Часть 3. Развитие форм и методов профориентации будущих
            менеджеров
............................................................................
...... 12
    Заключение
............................................................................
.................... 17
    Список использованной литературы

                                  Введение

    Исследование закономерностей формирования, функционирования и  развития
персонала, в том числе  кадров  управления,  учет  степени  его  влияния  на
осуществление  общественного  прогресса  всегда  занимали  видное  место   в
социально-экономической  теории.  В  зарубежной  экономической  науке  давно
доказано, что без человеческого фактора в  производстве  невозможно  создать
какие-либо ценности. 'Все хозяйственные операции, - писал Л.Якокка, -  можно
в  конечном  счете  свести  к  обозначению  тремя  словами:  люди,  продукт,
прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то  из
остальных факторов мало что удастся сделать.'
    В условиях становления новых экономических отношений в  Украине,  одним
из решающих факторов,  обеспечивающих  этот  процесс,  важнейшей  социальной
потребностью становится подготовка нового типа управленческих  работников  -
руководителей фирм, предприятий, управляющих, директоров  крупных  компаний,
а также менеджеров в начальном и среднем звене управления.
    Создание единой системы подготовки таких кадров в  стране  -  важнейшая
задача,   решение    которой    объективно    предполагает    комплексность,
непрерывность,   последовательность,   а,   значит   и   поисково-творческую
деятельность  по  развитию  эффективных  форм  профессиональной  ориентации,
подготовки  управленческих  кадров  нового  типа.  Решение  ее,  по   нашему
убеждению, будет значительно эффективнее, если поиск  будущих  менеджеров  и
их  экономическая,  психологическая  и  профессиональная  подготовка   будет
проводиться  на  основе  четкой  профессиограммы  менеджера  и  ее   широком
использовании в учебно-воспитательном процессе.
    Дело подготовки молодого поколения к труду в новых социальных  условиях
становится  сегодня  приобретает  еще  большую  значимость,  а   тем   более
подготовки  к  труду  управленческому,  предъявляющему  свои  требования   к
знаниям, профессиональным и деловым качествам. Складывающемуся рынку  крайне
нужны  менеджеры  из  числа  молодых  людей  -   энергичных,   инициативных,
экономически подготовленных,  настроенных  на  творческий  поиск,  владеющих
навыками  эффективного  управления  производственными   и   технологическими
процессами,    налаживания    коммуникативных    связей    в     коллективе.
Профессиональных управленцев начали готовить во многих вузах,  разного  рода
бизнес-лицеях,  школах,  однако  продуманной,   четко   отлаженной   системы
профессиональной ориентации, отбора, обучения и  эффективного  использования
менеджеров на рынке труда в Украине еще  не  создано.  Такая  работа  должна
вестись по многим направлениям  и  на  различных  уровнях,  где  необходимо:
активное  включение  соответствующих  структур  в  областных,  городских   и
районных   государственных   администрациях;   усиление   этой   работы    в
общеобразовательных  школах,  в  образовательных  структурах  нового   типа;
расширение довузовской подготовки.
    Ход обучения, практика подготовки  студентов показывает, что в  учебное
заведение   управленческого   профиля   необходимо    принимать    студентов
предварительно  профессионально  ориентированных,   проводить   качественный
отбор в вуз на  основе  изучения  личности  кандидата  с  помощью  различных
психологических методик.
    Довузовская подготовка будущих менеджеров, становясь  важной  составной
частью системы непрерывной профессиональной подготовки кадров  управления  -
одна из тех научных проблем, внимание к  которой  должно  заметно  усилится.
Это определяется следующими обстоятельствами.
    1. С расширением масштабов и усложнением задач окончательного  перехода
Украины от административно-распорядительной  системы  к  саморегулированной,
цивилизованной рыночной экономике, эффективного  использования  накопленного
социально-экономического  потенциала,   инфраструктуры,   перепрофилирования
нерентабельных  предприятий,  роазвития  новых   отраслей   и   производств,
проведения  в  полном  объеме  разгосударствления  экономики,  приватизации,
развития всех форм собственности и повышения в  итоге  уровня  жизни  -  все
более влиятельным компонентом созидательно-преобразующей деятельности  людей
становится  субъективный  фактор,   в   первую   очередь   сознание,   новое
экономическое мышление и прфессиональный уровень людей.
    Исследование проблемы  экономического  образования  всего  населения  и
прежде всего молодежи, поиск и реализация качественно  иных  подходов  к  ее
профессиональной подготовке - одно из  основных  условий  успешного  решения
названных задач.
    2. Формирование системы  новых  общественных  ценностей  (политических,
идеологических, доховно-культурных, религиозных и др.), что так  важно  ныне
для нашей страны, возмжно лишь на  основе  развития  социально-экономических
устоев. Однако первенство экономических проблем и связанных с ними задач  по
экономическому  обучению   и   профессиональной   подготовке   молодежи   не
противоречит задачам ее  культурно-нравственного  воспитания,  а,  наоборот,
позволяют ставить и решать их более качественно.  В  этой  связи  необходимо
преодолеть абсолютизацию экономических факторов и прийти к  пониманию  того,
что экономический успех  как  общественного  производства  в  целом,  так  и
отдельного   предприятия   в   решающей   мере   зависит   не   только    от
общеобразовательной профессиональной  подготовки работников, но и от  общего
уровня их культуры, воспитанности.
    Чем раньше  в  процесс  целенаправленного  воспитания  будут  вовлечены
будущие  менеджеры,  тем  больше  шансов   на   развитие   их   мыслительно-
познавательных,  эмоциональных  качеств,  которые   во   многом   определяют
нестандартность научных, технологических, организационных  решений.  Поэтому
проблема  воспитания  молодежи  в  целом  и,  в   особенности,   ее   части,
определяющейся  в  профессиональном  управленческом  плане,  приобретает   в
настоящее время чрезвычайную актуальность и является вместе  с  гуманизацией
образования  одной  из  ведущих  стратегий  обновления  всей  педагогической
работы.
    3. Особую значимость проблема довузовского  образования  приобретает  в
связи  с  совершенствованием  всей   системы   профессиональной   подготовки
молодежи, предусматривающей значительное улучшение  деятельности  вузов,  их
качественное  обновление.  В  соответствии  с  решениями  Верховного  Совета
Украины по высшей школе, в частности, Законом Украины  'Про  освіту'  высшее
образование должно быть ориентировано на  интересы  социально-экономического
развития, потребности рынка труда.
    Развитие эффективных форм экономического образования, совершенствования
учебно-воспитательного  процесса,  отвечающего   современным   международным
стандартам подготовки менеджеров, формирование высокого уровня их  знаний  и
профессиональных навыков - эти и другие задачи,  стоящие  ныне  перед  вузом
экономико-управленческого  профиля  будут   решаться   тем   успешнее,   чем
целенаправленнее   будет   проводиться   предварительная    профессиональная
подготовка, развитие, воспитание  в  системе  довузовской  работы,  а  также
осуществляться  качественный  отбор  в   вуз   на   основе   профессиограмм,
тестирования, индивидуальных бесед, использования других методов.
    4.  Необходимость  исследования   условий   и   путей   предварительной
подготовки будущих студентов  управленческих  факультетов  обусловлена  тем,
что уровень образования  школьников  по  экономической,  предпринимательской
проблематике не отвечает нынешним требованиям, а намеченные меры по  базовой
экономической подготовке в школе внедряются в жизнь крайне медленно  в  силу
определенных  причин  (отсутствие  учителей,  учебников,  программ  и  т.д.)
Наличие же небольшого  числа  экономических  классов  в  общеобразовательных
школах, лицеях, колледжах проблему  не  решают.  Еще  хуже  обстоит  дело  с
базовым  (начальным)  образованием  по  менеджменту.  В  Украине,  по  нашим
данным, существует не  более  20  учебных  и  внешкольных  заведений  (школ,
отделений, факультетов,  центров),  которые  качественно  вооружают  будущих
студентов управленческих вузов первичными  знаниями  в  области  менеджмента
(Киевская академия  детского  предпринимательства  “Деловые  дети  Украины”,
Кировоградская школа юного менеджера при областном детско-юношеском  центре,
факультет довузовской подготовки ДонГАУ и др.). С учетом этих  обстоятельств
научный анализ имеющейся практики довузовской работы  и  поиск  рациональных
форм  экономико-управленческого  образования  учащейся  молодежи  становится
важнейшим  требованием  к  исследованию  возможностей  создания  эффективной
системы подготовки будущих менеджеров.
    5. Довузовская управленческая подготовка выступает  актуальной  научной
проблемой в едином  контакте  с  профориентационной  работой,  требования  к
которой  в  последние  годы   значительно   возрастают.   На   необходимость
расширения  такой  работы  давно  нацеливает  принявшая  конвенцию  МОТЮ  “О
профессиональной  ориентации  и  профессиональной   подготовке   в   области
развития людских ресурсов”, а аткже Кабинет  министров  Украины,  одобривший
“Конвенцию государственной системы профессиональной  ориентации  населения”.
К сожалению, такая работа только начинается и затрагивает  пока  ученическую
молодежь  в  наименьшей  степени.  Поэтому  требуется   изучение   различных
направлений и уровней профориентационной работы, и прежде  всего  в  системе
довузовской подготовки с конкретной ориентацией и отбором в  вуз  в  строгом
соответствии  с  паспортом  профессии  и  моделью  выпускника   -   будущего
экономиста-менеджера.
    Следовательно, необходимость  теоретического  и  эмпирического  анализа
проблем формирования  и  развития  системы  довузовской  подготовки  будущих
менеджеров вызвана как потребностями повышения роли человеческого фактора  в
проведении глубоких социально-экономических преобразований в стране,  так  и
необходимость создания и всестороннего  развития  кадрового  управленческого
потенциала рыночной экономики.

   Часть 1. Теоретические и методологические основы исследования процесса
                        подготовки будущих менеджеров

    Эффективность обучения в значительной мере зависит от всей совокупности
методов преподавания и  воспитания,  дидактики,  которая  составляет  теорию
работы преподавателя, своеобразную меодику (технологию) обучения.
    Характерными особенностями дидактики в подготовке менеджеров являются:
    содержание понятия “субъект” и “объект” преподавания и воспитания;
    содержание понятия “довузовская подготовка менеджеров”;
    определение  уровней  и  содержательно-организационных   форм   системы
довузовской подготовки.
    Довузовская подготовка менеджеров в общем виде есть одна из новых  форм
подготовительной  работы,  которая  обеспечивает   достижение   оптимального
уровня  общеобразовательных,   экономических   социально-психологических   и
управленческих  знаний  личности,   развитие   интересов,   потребностей   и
наклонностей ее деятельности в сфере менеджмента.
    В силу  своей  многоплановости,  сложности,  специфичности  довузовская
подготовка   требует   системного    подхода,    всестороннего    социально-
экономического обоснования, высокой организации в ее  создании  и  развитии.
Довузовская подготовка будущих менеджеров сможет играть позитивную роль  при
условии  максимального  использования   преимуществ   складывающихся   новых
экономических  отношений,  рынка  труда,   а   также   достаточно   высокого
интеллектуального, творческого потенциала молодежи,  положительных  в  целом
традиций системы образования,  механизма  взаимодействия  средней  и  высшей
школы.
    Высокий   образовательный   и   первичный   профессиональный   уровень,
достигаемый в системе довузовской подготовки, сознательный  выбор  профессии
менеджера, адаптированность к ней дает возможность  молодежи  повысить  свою
конкурентоспособность, мобильность на  рынке  труда,  уменьшить  риск  стать
безработным, добиться успеха в сфере  общественного  производства,  частного
предпринимательства и услуг.
1.  Раскрыть  теоретические  и  методологические  подходы   к   исследованию
  проблемы  первичного  обучения  и  профессиональной  подготовки   будущих
  менеджеров.
2.  Дать  анализ  количественных  и  качественных  показателей  существующей
  довузовской  практики  работы  с  молодежью  по  формированию   кадрового
  потенциала рыночных реформ.
3. Выявить и раскрыть основные направления и методику  исследования  системы
  довузовского обучения и воспитания будущих управленцев.
4. Раскрыть условия и предпосылки создания системы  довузовской  подготовки,
  содержательно-организационные формы ее функционирования.
5.  Определить  роль,  место  и  эффективность   довузовского   обучения   в
  непрерывной системе подготовки менеджеров.
6.  Раскрыть  основные  направления  и  пути  совершенствования   управления
  системой довузовской подготовки.
7. Разработать практические  рекомендации  по  профессиональной  ориентации,
  отбору,  адаптации  и  развитию  управленческих   задатков   в   процессе
  начального экономико-управленческого образования и воспитания.

              Часть 2.  Уровни и содержательно-организационные
                    формы  системы довузовской подготовки

    Подбор  учебных   дисциплин   должен   соответствовать   тем   основным
представлениям о деятельности менеджера,  на  которые  идет  ориентация  при
отборе слушателей  на  факультете.  Кроме  того,  он  должен  способствовать
созданию  определенной  деловой  и  творческой  атмосферы,  где   наряду   с
совершенствованием  и  приобретением  новых   знаний   и   навыков,   должно
утвердиться решение о  правильно  сделанном  жизненном  выборе.  Накопленный
нами опыт  позволил  выделить  основные  составляющие  этого  процесса.  Во-
первых, это четкое выяснение и даже вплоть  до  схематизирования  (поскольку
схема всегда позволяет представить процесс более  наглядно  и  целостно)  об
основных гранях профессии. Во-вторых,  рациональная  организация  предметных
направлений и осуществление связей между предметами.
    Таким  образом,  чтобы  реализовать  оба  требования,  упорядочим  наши
представления о профессии менеджера, используя схему  И.И.Винокурова  (1994,
с.6), а затем, рассуждая  о  назначении  и  сути  основных  учебных  курсов,
определим   их   необходимость   для   теоретической   подготовки    будущих
руководителей.
    Схематично, деятельность менеджера можно отобразить с.о.:

    Волевой человек                                     Пользователь
    руководитель, организатор                                 информацией

                                  Менеджер

    Душа коллектива               Знаток                       Интеллектуал
и
                                   производства                  культурный
человек

    Согласно указанным направлениям и ведется подготовка менеджеров.
    Первое  направление  включает  группу  предметов,  которые  знакомят  с
основами  экономики:  основы  рыночной  экономики,  введение  в   микро-   и
макроэкономику, основы экономических знаний, основы бухгалтерского  учета  и
аудита, основы экономики фирмы  международная  система  бухучета  и  аудита,
основы маркетинга, начала менеджмента, основы рекламы.
    Второе направление заключается в обучении  будущих  менеджеров  приемам
получения и использования  информации.  Сюда  отнесем  такие  предметы  как:
персональный  компьютер  и  документирование  управленческой   деятельности,
стенография.
    Третья   группа   предметов   объединяет   введения   в   специальности
производственного    и    непроизводственного    менеджмента,    менеджмента
внешнеэкономической   деятельности    предприятий,    административного    и
природоохранного менеджмента, маркетинга, финансов и кредита.
    Четвертое   направление   учебной   деятельности   факультета    должен
сформировать  так  называемый  культурный  пласт  менеджера.  Поэтому  среди
предметов этого цикла - иностранный язык, украинский, основы  государства  и
права, введение в культурологию.
    Пятый цикл предметов должен помочь менеджеру в создании своего  личного
имиджа. Поэтому к нему относятся  такие  предметы,  как  основы  ораторского
мастерства,  основы  психологических  знаний,  общение   и   этикет,   общая
физическая подготовка.

               Часть 3. Развитие форм и методов профориентации

                             будущих менеджеров

    Специфика профессиональной ориентации к  менеджменту  определяется  уже
особенностями самой профессии.  Ведь  не  существует  менеджера  вообще,  он
работает в конкретной сфере по  организации  производства,  оказанию  услуг,
организации досуга и быта и т.д.  Поэтому  школьники,  выбирающие  профессию
менеджера,  берут  на  себя  задачу  не  только  изучать   деятельность   по
управлению определенной сферой хозяйственной жизни, но и, прежде  всего,   -
все, связанное с выполнением функций руководителя, организатора,  работника,
ставящего  цели  перед  коллективом   и   обеспечивающего   их   достижение,
мотивирующего эффективную работу других и контролирующего ее.
    Специфика профориентации в стенах вуза состоит также и в том, что к нам
приходят   абитуриенты,   в   общих   чертах   определившиеся   с    будущей
специальностью  (будущий  врач  не   идет   готовиться   к   поступлению   в
экономическом вузе, а будущий строитель в медицинском).   Не  останавливаясь
подробно на хрестоматийных  задачах  профессиональной  ориентации,  отметим,
что концептуально задача довузовской  подготовки  заключается  не  в  отборе
самых лучших  абитуриентов  в  число  студентов,  а  в  создании  адекватных
условий для раскрытия творческого потенциала и талантов каждой личности.  То
есть  важным  является  не  столько  соответствие  школьника,  пришедшего  в
довузовскую подготовку требованиям  профессиограммы  менеджера  или  юриста,
сколько его способность к  обучению  по  предлагаемым  программам,  а  также
степень заинтересованности в дальнейшей учебе в выбранном вузе.
    Некоторые   исследователи   оценивают   такую   работу   как   создание
мотивационной  среды  и  предупреждают  об  опасности  получения   учащимися
неадекватного  впечатления   о   вузе,   если   в   процессе   мотивирования
умалчивается о недостатках качества преподавания  или  организации  учебного
процесса.
    По нашему мнению, одним из путей решения этой проблемы  с  возможностью
получения начального экономического образования можно  считать  деятельность
факультета  довузовской   подготовки   Донецкой   государственной   академии
управления (ДонГАУ).
    Преподаватели  и  сотрудники  факультета   решают   следующие   задачи:
выявление  и  развитие  специальных  качеств  и  склонностей  для  работы  в
управленческой  сфере;  организация  учебно-воспитательного   процесса   для
получения первичных знаний и практических  навыков  в  сфере  менеджмента  и
маркетинга; обеспечение целевой  подготовки  наиболее  одаренных  детей  для
поступления в академию на льготных условиях.
    Первым   этапом   знакомства   с   будущими   слушателями    становится
собеседование.  Однако  если  в  производственной  или  коммерческой   фирме
собеседование используется как инструмент  отбора  персонала,  помогающее  в
значительной  мере   оценить   такие   важные   качества   претендента   как
компетентность,    предприимчивость,    самоорганизованность,     личностные
параметры, потенциальную полезность для фирмы, то  собеседование  в  системе
довузовской   подготовки   имеет   целью   выявить   основные    психические
характеристики личности и спрогнозировать их динамику к появлению  лидерских
качеств или наоборот.
    Способности и склонности к управленческой деятельности выявляются также
с помощью системы психологических и образовательных  тестов.  В  отличие  от
собеседования,  результаты   тестов   не   отражают   перспективу   развития
способностей и склонностей ребенка, но позволяют определить его  “стартовый”
потенциал. Прежде всего, диагностируются такие характеристики  личности  как
мотивированность, направленность, а также динамические психические  качества
(внимание, память, мышление, речь). Умения и навыки  слушателей  довузовской
подготовки оцениваются по трем компонентам: по  результатам  индивидуального
тестирования,  по   результатам   самооценки   слушателя,   по   результатам
характеристики  классных  руководителей.  Каждый   год   результаты   тестов
подтверждают незначительные расхождения между общей  оценкой,  сделанной  на
факультете и в  общеобразовательной  школе;  и  значительные  отклонения  (в
сторону увеличения)  между  названными  оценками  и  самооценкой  учащегося.
Первое  расхождение  объясняется  неравномерностью  уровня  преподавания   и
неравнозначностью требований в современных  школах.  Второе  -  неадекватным
восприятием собственной личности  и  собственных  возможностей,  что  прежде
всего связано с возрастом и недостаточной опытностью школьников.
    Далее следует  работа,  направленная  на  развитие  определенных  групп
качеств:      профессионально-деловых,      административно-организаторских,
социально-психологических,  моральных.  Этому  способствует  особым  образом
организованная программа подготовки, которая, помимо  общеобразовательных  и
экономических дисциплин включает практический менеджмент, участие в  научно-
исследовательской деятельности, настоящем бизнесе.
    Практический менеджмент (“Ролевая практика”) базируется на имитационной
модели  поведения  менеджера,  формально   выраженной   в   перечне   ролей,
предлагаемых учащемуся для исполнения в течение определенного  времени.  При
этом  его  задача  участника  “Ролевой  практики”  состоит  в   том,   чтобы
познакомиться, “примерить” на себя и выбрать роль,  психологически  наиболее
комфортную и перспективную. Это  дает  возможность  приобрести  определенный
социально-психологический статус,  который  потом  надолго  закрепляется  за
личностью и определяет ее дальнейшие поступки.  В  ходе  освоения  различных
менеджерских ролей (менеджер по науке, менеджер по  культуре,  администратор
по этике и культуре поведения, менеджер-координатор  бизнес-практики)и  т.д.
Будущие  студенты   управленческого   вуза   учатся   завоевывать   внимание
аудитории, исполнять  посильные  задания  по  организации  вечеров,  деловых
встреч,    конкурсов,    экскурсий,    овладевают    первичными     навыками
профессиональной управленческой деятельности.
    В дальнейшем, во  время  учебы  в  академии,  приобретенный  социально-
психологический статус, как правило, усваивается и закрепляется, а  студент,
прошедший ролевую практику на  довузовском  этапе,  затрачивает  значительно
меньше усилий  для его поддержания, что позволяет  направить  активность  на
профессиональную подготовку.
    На факультете  также  созданы  благоприятные  условия  для  привлечения
слушателей к процессу научного  поиска.  Эффективными  формами  этой  работы
являются подготовка рефератов  и  участие  во  Всеукраинском  бизнес-турнире
“Экономическая   эрудиция”,   а   также    в    конкурсах-защитах    научно-
исследовательских работ, которые проводятся в  рамках  Малой  академии  наук
школьников. Под руководством  преподавателей  слушатели  готовят  работы  по
экономике,  маркетингу,  менеджменту,  где  не  только  глубоко  анализируют
общетеоретические положения, но представляют опыт практической  деятельности
фирм и предприятий.
    Конкурсы,  турниры,  конференции  по  экономике,  менеджменту,   другим
дисциплинам  вуза  дополняются  выставками  творческих   работ   слушателей,
выпусками факультетской газеты, праздничными вечерами и концертами.  Решение
этих вопросов организации  работы  на  факультете  способствует  развитию  у
будущих студентов творческого мышления, желания заниматься научной  работой,
стимулирует активность научно-познавательной и практической деятельности.
    Освоение перечисленных видов работ требует значительных эмоциональных и
интеллектуальных затрат, что  ведет  к  резкому  увеличению  психологической
нагрузки на школьников. Поэтому тренировка  и  развитие  таких  качеств  как
стрессоустойчивость,   эмоциональная    устойчивость    могут    и    должны
обеспечиваться   в   процессе   воспитания   юных   менеджеров.    Программы
экономических  и  управленческих  дисциплин,  предлагаемых  на   факультете,
предполагают  обязательное  проигрывание  и  анализ  проблемных  ситуаций  в
процессе  деловых  игр,  а  также  психологическую  коррекцию   личности   с
установкой на приобретение стереотипов управленческого поведения.
    Приведем некоторые утверждения, применяемые  обучаемыми  в  их  учебной
практике.
    1. “Прежде чем дать эмоциональную  оценку  событию,  я  должен  реально
оценить его причины и следствия”.
    2. “Я привык  наблюдать  за  собой  и  всегда  знаю,  когда  необходимо
расслабиться”.
    3. “Я умею рационально использовать свое время. В моем распорядке  есть
место и для отдыха, и для работы”.
    4. “Я понимаю радость неудачи”.
    Можно поспорить, что данные схемы  утверждения,  предполагая  выработку
навыков  самоконтроля,  иногда  могут  выступать  в   условиях   неразвитого
эмоционального  и  морального  сознания  как   негативный   фактор.   Однако
овладение любой профессией  сопровождается  усвоением  определенного  набора
аксиом;  и  чем  оно  успешнее,  тем  успешнее  практическая   деятельность.
Специфика профессии менеджера состоит в умении реализовывать  управленческие
ситуации  с  целью  повышения  прибылей  организации,  интересы  которой  он
представляет.  И  эффективность  его  работы  будет  тем  выше,   а   личное
удовлетворение от работы тем  полнее,  чем  большее  количество  стереотипов
управленческого поведения в нем заложено и успешно  реализуется  в  процессе
профессиональной деятельности.

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Необходимость коренного реформирования  образования  в  соответствии  с
новыми экономическими отношениями актуализирует  необходимость  практических
исследований  в  области  подготовки   специалистов   для   той   или   иной
профессиональной сферы деятельности. Одним из  таких  исследований  является
анализ системы довузовской подготовки,  как  этапа  в  становлении  личности
школьника  и  адаптации  к  будущей  профессии.  В  этой  связи   становится
необходимой разработка социально-педагогического аспекта подготовки  будущих
управленцев, с учетом того, что практика  довузовской  подготовки  опережает
теорию.
    Важным  является  также  вопрос  определения  методологии  довузовского
образования, в особенности довузовской подготовки будущих  управленцев,  что
в известной степени делает данное  исследование  оригинальным.  В  настоящей
работе сделана попытка  теоретического  обоснования  концепции  довузовского
образования, а также определения дальнейших его  перспектив  через  развитие
новых форм и методов профориентационной работы со школьниками.
    В скором времени, ощутимые преимущества перед конкурентами будут  иметь
те учебные заведения, которые сейчас  вложат  или  уже  вложили  необходимые
средства в создание подготовительных структур,  которые  помогут  не  только
правильно  определить  наиболее  подходящую   сферу   деятельности,   но   и
адаптировать  будущих  студентов  к  требованиям  и  программам   подготовки
специалистов. А также те, которые  в  отборе  студентов  будут  использовать
теорию  управления  персоналом,   элементами   которой   являются   кадровый
менеджмент и маркетинг образования.
                             Л И Т Е Р А Т У Р А
    1. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих
       способностей./ Вопросы психологии. - № 2. - 1997. - С.112-121.
    2. Бурега В.В., Костина Л.Н., Можаровский В.А., Симченко Г.В.  Факультет
       довузовской подготовки: становление, развитие, перспективы. - Донецк:
       ДонГАУ, 1998 - 40 с.
    3. Гамаюнов В.Г., Можаровский В.А. Дидактика и формирование менеджера. /
       Материалы международной научной коференции. 30-31 октября 1997  года.
       - Донецк, 1997. - С. 126-127.
    4.  Донецька  державна  академія  управління.   Факультет   довузівської
       підготовки. Концепція та програма діяльності факультету.  -  Донецьк,
       1994.
    5. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина  О.  Абитуриент  и  профессиональная
       ориентация. // Высшее образование в России. - №4. - 1996. - С. 47-51
    6. Концепція профорієнтації учнівської  молоді.//  Психолого-педагогічні
       новини. - Липень-серпень, 1994 р. - С. 5, 7.
    7. Можаровский В.А. Система подготовки будущих менеджеров в  довузовских
       формах подготовки / Материалы международной научной коференции. 30-31
       октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 132-133.
    8. Можаровский  В.А.,  Бурега  В.В.  Некоторые  социально-педагогические
       аспекті  довузовской  подготовки  будущих  менеджеров.  /   Материалы
       международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года. -  Донецк,
       1997. - С. 134-135.
    9. Практическая психология для менеджеров. - М.: “Филин”, 1996. - 368 с.
   10. Розанов В.В.  Психология  управления.  -  М.:  “Бизнес-Школа  “Интел-
       Синтез”, 1997. - С. 97-109
   11. Якокка Л. Карьера менеджера. - Минск, 1996.


ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru