Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Педагогика - наука

Работа из раздела: «Педагогика»
                                              ПЛАН



                  I.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................
.............3


                 II.   ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ

                                               «ПЕДАГОГИКА – НАУКА»


                       1.   ВОЗНИКНОВЕНИЕ  ПЕДАГОГИКИ  КАК  НАУКИ.......3

                       2.   ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ.....................................................5

                       3.   СТРУКТУРА   ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
НАУК....................7

                       4.   СВЯЗЬ  С  ДРУГИМИ
НАУКАМИ.................................... 8



                 III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................
.........8


                 IV.  СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ......................9



       Каждая  наука  в  одном  и  том  же  объекте  изучения  выделяет
свой  предмет  исследования – ту  или  иную  форму  бытия  объективного
мира, ту  или  иную  сторону  процесса  развития  природы  и  общества.
Воспитание  как  сложное, объективно  существующее  явление  изучается
многими  науками. Исторический  материализм, например, рассматривает
воспитание  как  частный  момент  развития  общества, его  производительных
 сил  и  производственных  отношений; история – как частный  момент
истории  классовой  борьбы  и  классовой  политики; психология – в  связи
с  изучением  становления  личности  развивающегося  человека.
Самостоятельность  любой  науки  определяется,  прежде  всего,  наличием
особого, собственного  предмета  исследования, наличием  такого  предмета,
который  специально  не  исследуется  никакой  другой  научной
дисциплиной.
       В  общей  системе  наук, в  общей  системе  «вещей  и  знаний»
педагогика  выступает  как  единственная  наука, имеющая  своим  предметом
воспитание  человека.
        Изучение  всякой  науки  начинается  с  уяснения  таких  вопросов:
как  возникла  и  развивалась  эта  наука  и  какие  специфические
проблемы  она  исследует?
В  самом  деле, каждая  наука  имеет  свою  историю  и  достаточно
определённый  аспект  природных  или  общественных  явлений, изучением
которых  она  занимается  и  знание  которых  имеет  большое  значение  для
 осмысления  её  теоретических  основ.
       Обособление  и  формирование  педагогики  как  науки  были  вызваны
к  жизни  растущими  потребностями  общества  в  создании  специальных
учебно - воспитательных  учреждений, в  теоретическом  осмыслении  и
обобщении  стихийно  складывающегося  опыта  обучения  и  воспитания
подрастающих  поколений, специальная  подготовка  их  к  жизни. Образование
 и  воспитание, таким  образом, превратились  в  объективную  потребность
общества  и  стали  важнейшей  предпосылкой  его  развития.
       Вот  почему  на  определённой  ступени  развития  человеческого
общества  и,   в  частности, в  более  поздний  период  рабовладельческого
строя, когда  производство  и  наука  достигли  значительного  развития,
воспитание  выделятся  в  особую  общественную  функцию, т.е. возникают
специальные  воспитательные  учреждения, появляются  лица, профессией
которых  стало  обучение  и  воспитание  детей. Это  имело  место  во
многих  древних  странах, но  более  или  менее  достоверные  сведения  о
школах  для  мальчиков  дошли  до  нас  из  Египта, стран  Ближнего
Востока  и  античной  Греции.
       Надо  сказать, что  уже  в  древнем  мире  многие  общественные
деятели  и  мыслители  хорошо  сознавали  и  указывали  на  огромную  роль
воспитания,  как  в  развитии  общества, так  и  в  жизни  каждого
человека. Например, по  законам  Солона  (между  640  и  635 – ок. 559 гг.
до  н.э.) полагалось, чтобы  отец  обязательно  позаботился  о  специальной
 выучке  своих  сыновей  в  той  или  иной  области  труда.  По  мере
расширения  и  усложнения  воспитания  специальная  отрасль  теоретических
знаний, относящихся  к  воспитательной  деятельности, стала
разрабатываться  более  интенсивно.  Эта  отрасль  знания, как  впрочем,  и
 знания  в  других  сферах  жизни  и  производства, вначале
разрабатывалась  в  недрах  философии. Уже  в  трудах  древнегреческих
философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до
н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.),
Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и  др. – содержалось  немало  глубоких
мыслей  по  вопросам  воспитания. Из  античной  Греции  ведёт  своё
происхождение  и  термин  «педагогика», который  закрепился  в  качестве
названия  науки  о  воспитании. Как  же  это  произошло?



       В  Древней  Греции  педагогами  назывались  рабы, которым
аристократы  поручали  присматривать  за  своими  детьми, сопровождать  их
в  школу  и  из  школы,  нести  учебные  принадлежности, а  также
совершать  с  ними  прогулки. Греческое  слово  «пейдагогос»  (пейда –
ребёнок, гогос – вести)  обозначает  «детоводитель». В  дальнейшем
педагогами  стали  называть  специально  подготовленных  людей, которые
занимались  обучением   и  воспитанием  детей  и  для  которых
педагогическая  деятельность  являлась  профессией. Отсюда  особая  наука
о  воспитании  стала  называться – педагогикой.
       Надо  сказать, что  из  Древней  Греции  ведут  своё  происхождение
и  многие другие  педагогические  понятия  и  термины, например, школа,
что,  означает «досуг», гимназия - общественная  школа  физического
воспитания, а  впоследствии  просто  средняя  школа,  и  др.
       Значительное  место  занимали  вопросы  воспитания  также  в  трудах
древнеримских  философов  и  ораторов. Интересные  педагогические  идеи,
например, высказывали  Лукреций  Кар (ок. 99-55  гг.  до  н.э.), Квинтилиан
(42-118  гг.  до  н.э.)  и  др.
       В  средние  века  проблемы  воспитания  разрабатывались  философами-
богословами, педагогические  идеи  которых  носили  религиозную  окраску  и
 были  пронизаны  церковной  догматикой.
           Дальнейшее  развитие  педагогическая  мысль  получила  в  трудах
 мыслителей  эпохи  Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие  деятели  этой
эпохи - итальянский  гуманист  Витторио  да  Фельтре  (1378-1446),
испанский  философ  и  педагог  Хуан  Вивес  (1442-1540), нидерландский
мыслитель Эразм  Роттердамский (1465-1536) и др.
Они  критиковали  механическую  зубрёжку, процветавшую  в  обучении,
выступали  за  гуманное  отношение  к  детям, за  освобождение  личности
от  оков  угнетения.
       Несмотря  на  интенсивное  развитие  воспитательной  теории,
педагогика  про-  должала  оставаться  частью  философии. Как  особая
наука  педагогика  впервые  была  выделена  из  системы  философских
знаний  в  начале XVII в.  Оформление педагогики  как  самостоятельной
научной  дисциплины  большинство  исследователей  связывает  с  именем
великого  чешского  педагога  Яна  Амоса  Коменского (1592-1670).
Сформулированные  им  принципы, методы, формы  организации  учебной  работы
 с  детьми  и  нравственного воспитания  стали  неотъемлемыми  элементами
последующих  научно-педагогических  систем.
       Неоценимое  значение  для  становления  научной  педагогики  имели
труды  таких  виднейших  деятелей, как  Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро
(1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771)  во  Франции,  Джон  Локк (1632-
1704) в  Англии, Иоганн  Генрих  Песталоцци (1746-1827)  в  Швейцарии,
Фридрих  Адольф  Вильгельм  Дистервег  (1790-1866) и  Иоганн  Фридрих
Гербарт (1776-1841) в  Германии.
       Родоначальниками  революционно-демографических  взглядов  в  русской
педагогике  были  В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.
Г. Чернышевский (1828-1889) и  В. А. Добролюбов (1836-1861). На
становление  отечественной  научной  педагогики  большое   влияние  оказали
 труды  Л. Н. Толстого (1828-1910),  Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,
систематизированное  раскрытие  отечественных  педагогических  идей  было
дано  в  трудах  К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой  вклад  в  развитие
советской  педагогики  внесли  Н. К. Крупская (1869-1939),    А. В.
Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-
1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).
       То, что  педагогика  выдвинула  такое  большое  количество  крупных
педагогов, не  является  случайным. Общество  с  его  интенсивным
развитием  производства, науки  и  культуры  требовало  повышения
грамотности  основных  производителей.



Без  этого  оно  не  могло  развиваться. Поэтому  растёт  количество
образовательно-воспитательных  учреждений, расширяется  сеть  народных
школ, дающих  необходимую  подготовку  детям, открываются  специальные
учебные  заведения  по  подготовке  учителей  и  начинает  преподаваться
педагогика  как  особая  научная  дисциплина. Всё  это  давало  большой
толчок  развитию  педагогической  теории.
       Возникнув  как  наука  о  воспитании  детей  и  молодёжи, педагогика
по  мере  расширения  границ  воспитания  и  сферы  действия  субъективных
факторов  в  жиз -ни  общества  всё  более  становятся  наукой  об  общих
закономерностях  воспитательного  воздействия  на  людей  всех  возрастов.

                                      Основные понятия:
       Непременным  условием  выделения  и  функционирования  любой  науки
является  наличие  в  ней  категориального  аппарата. Каковы  основные
понятия (категории) педагогической  науки?
       Место  педагогики  в  системе  наук  о  человеке  определяется  тем,
что  она  исследует  закономерности  развития, формирования, воспитания,
образования  и  обучения  личности.
       Развитие  человека – это  процесс  становления  его  личности  под
влиянием    внешних  и  внутренних, управляемых  и  неуправляемых
социальных  и  природных  факторов.
       Согласно  диалектико-материалистической  концепции  развитие
индивида  (онтогенез)  представляет  собой  процесс  количественных  и
качественных  изменений, закономерно  происходящих  в  анатомо-
физиологическом  строении  человеческого  организма. Советская  педагогика
не  исключает  влияния  наследственности  на  развитие  человека. Известно,
что  наследственность  отражает  заложенные  в  генетической  программе
человека  особенности,  которые  передаются  от  родителей  к  детям.  Это
и  цвет  кожи, глаз, волос, и  телосложение, и  особенности  нервной
системы, а  также  задатки  речи, мышления  и  др.
       На  наследственность  детей  существенно  влияет  состояние
психического  здоровья  и  образ  жизни  родителей. Например,  крайне
отрицательно  влияют  на  умственные  способности  детей  алкоголизм,
наркомания, токсикомания  родителей.
       Развитие  есть  поступательное  движение, переход  от  низшего  к
высшему, от  простого  к  сложному, от  несовершенного  к  более
совершенному.
       Различают  психическое, физическое  и  общее  развитие  личности. Под
 психическим  развитием  понимают  развитие  интеллекта, воли, эмоций, а
также  потребностей, способностей  и  характера  личности. Физическое
развитие  есть  развитие  организма, мышц, подвижности  суставов  и  др.
Общее  развитие – развитие  психичес-ких, физических, нравственных  и
других  качеств  личности.
       Личность  человека – результат  действия  и  взаимодействия различных
 факторов. Одни  из  них  действуют  более  или  менее  независимо  от
воли  и  сознания  людей. К  ним  относятся  биологическая  природа
человека, общественные  отношения, явления  общественной  психологии, образ
 жизни, географическая  среда, условия  микросреды. Другие  в  большей  или
 меньшей  степени  зависят  от  воли  и  сознания  людей. Это – идеология,
деятельность  государства, общественных  учреждений. Третья  группа
факторов  предполагает  организованное  развитие. Все  эти  факторы  в
совокупности  обеспечивают  формирование  личности.
       Значит,  формирование  личности  человека – это  процесс  её
становления  под  влиянием  многочисленных  факторов, природных  и
общественных,  внешних  и  внутренних, действующих  стихийно  и  согласно
определённым  правилам, с  применением  определённых  средств.
       Воспитание - есть  один  из  факторов  формирования  личности.
       Оно  заключается  в  том, что  люди  хотят  теми  или  иными
средствами  достигнуть  определённой  цели – развивать  и  образовывать  у
воспитанника  определённые  качества. Качественное  своеобразие
воспитания, в  отличие  от  других  факторов  формирования  личности,
состоит  в  том, что  воспитатель  сознательно  ставит  определённую  цель
и, стремясь  достигнуть  этой  цели, находит  средства, ведущие  к  её
осуществлению. Таким  образом, воспитание  есть  такое  общественное
отношение, в  котором  одни  люди  воздействуют  на  других  в  целях
направленного  формирования  личности.
       Там, где  есть  воспитание, учитываются  движущие  силы  развития,
возрастные, типологические  и  индивидуальные  особенности  воспитуемых.
Там, где  есть  воспитание, на  полную  мощность  используются
положительные  и  ослабляются  отрицательные  влияния  микросреды. Там, где
 есть  воспитание, человек  раньше  оказывается  способным  к
самовоспитанию.
       Процесс  воспитания  направлен  на  формирование  социально  важных
качеств  личности, на  создание  и  расширение  круга  её  отношений  к
окружающему  миру – к  обществу, к  людям,  к  самому  себе. Чем  шире,
разнообразнее  и  глубже  система  отношений  личности  к  различным
сторонам  жизни, тем  богаче  её  собственный  духовный  мир.
       К  числу  важнейших  и  наиболее  общих  педагогических  понятий
относятся  также  образование  и  обучение.
        Под  образованием  мы  понимаем  такую  сторону  воспитания, которая
 состоит  в  овладении  системой  научных  и  культурных  ценностей,
накопленных  человечеством, в  овладении  системой  познавательных  умений
и  навыков, формирования  на  их  основе  мировоззрения, морали, поведения,
нравственных  и  других  качеств  личности, развития  её  творческих  сил
и  способностей, подготовку  к  общественной  жизни, к  труду. В
содержание  образования  включаются  все  элементы  социального  опыта.
       В  зависимости  от  целей, характера  и  уровня  подготовки
различают  среднее, общее, политехническое, профессиональное  и  высшее
образование. Знания, умения  и  навыки, необходимые  каждому  человеку,
даёт  общеобразовательная  школа. Знания, умения  и  навыки, необходимые
работнику  определённой  профессии, приобретаются  им  в  специальных
учебных  заведениях. Содержание  и  методика  общего  образования
обеспечивают  формирование  у  школьников  познавательных  интересов  и
навыков, необходимых  для  работы, дальнейшего  обучения  и
самообразования, служат  основой  политехнического  и  профессионального
образования  и  осуществляются  с  ними  в  тесной  взаимосвязи.
       Образование  может  быть  достигнуто  разными  путями. Это  может
быть  самостоятельное  чтение, радио -  и  телепередачи, курсы, лектории,
работа  на  производстве  и  т. п. Но  наиболее  верным  и  надёжным  путём
 является  планомерно  организованное  обучение, имеющее  своей  целью
обеспечить  человеку  нормальное  и  полноценное  образование. Содержание
образования  определяется  государственными  учебными  планами, учебными
программами  и  учебниками  по  изучаемым  предметам.
       Ведущую  роль  в  осуществлении  образования  играет  систематическое
 обучение, которое  осуществляется  в  определённой  организации  под
руководством  специально  подготовленного  лица (учителя, воспитателя,
руководителя, инструктора). Обучение  представляет  собой  целостный
педагогический процесс, в  ходе  которого  решаются  задачи  образования,
осуществляется  воспитание  и  развитие  учащихся.



       Процесс  этот,  прежде  всего  двусторонний.  С  одной  стороны, в
нём  выступает  обучающий (педагог), который  излагает  программный
материал  и  руководит  этим  процессом, а  с  другой – обучающиеся, для
которых  данный  процесс  принимает  характер  учения, овладения  изучаемым
 материалом.  Совместная  их  деятельность  направлена  на  глубокое  и
прочное  усвоение  научных  знаний, вырабатывание  умений  и  навыков,
применение  их  на  практике, развитие  творческих  способностей,
формирование  материалистического  мировоззрения  и  нравственно-
эстетических  взглядов  и  убеждений.
       Обучение  должно  быть  доступным  данному  классу, возрасту, уровню
развития. А  доступным  является  всё  то, что  основано  на  имеющихся  в
сознании  ребёнка  знаниях, полученных  в  процессе  обучения, семейного
воспитания, непосредственного  отражения  природных  и  общественных
явлений, общения  со  взрослыми  и  сверстниками, в  чтении, телевизионных
передачах, кинофильмах.
       Основные  понятия  педагогики, как  и  явления, которые  в  них
отражаются, неотделимы  друг  от  друга, они  перекрещиваются, частично
совпадают  и  взаимно  связаны  в  едином  и  целостном  педагогическом
процессе. Поэтому  при  их  характеристике  необходимо  всегда  видеть
главную  функцию  каждого  понятия  и  именно  на  этой  основе  отличать
его  от  других  категорий.
                          Система педагогических  наук
       Развиваясь, всякая  наука  обогащает  свою  теорию, наполняется
новым  содержанием  и  осуществляет  дифференциацию  своих  исследований.
Этот  процесс  коснулся  и  педагогики. В  настоящее  время  понятием
«педагогика»  обозначается  целая  система  педагогических  наук. .
       Педагогика  как  наука  подразделяется  на  ряд  самостоятельных
педагогических  дисциплин:
            1. общая  педагогика, исследует  основные  закономерности
воспита -
               ния  человека; раскрывает  сущность, цели,  задачи  и
закономерности
               воспитания, его  роль  в  жизни  общества  и  развитии
личности, про-
               цесс  образования  и  обучения.
                   2. возрастная  педагогика, изучающая  особенности
воспитания  людей  на
               различных  этапах  возрастного  развития; она  подразделяется
 на  пред-
               лых (профессионально-технического, высшего  образования  и
др.);
            3. специальная  педагогика – дефектология, изучающая
особенности
               развития, обучения  и  воспитания  аномальных  детей. Которая
 в  свою
               очередь  распадается  на  ряд  отраслей: вопросами
воспитания  и  обуче-
               ния  глухонемых  и  глухих  детей  занимается
сурдопедагогика, слепых  и
                      слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –
олигофренопеда-
                      гогика, детей  с  расстройствами  речи при нормальном
 слухе – логопедия;
                   4.частная  методика, исследующая  специфику  применения
общих
                      закономерностей  обучения  к  преподаванию
определённого  предмета
                      (иностранного  языка, математики, биологии, физики,
химии  и  др.);
                       5. история  педагогики, изучающая  развитие
педагогических  идей  и
                      практики  воспитания  в  различные  исторические
эпохи.
       Интенсивно  развиваются,  как  самостоятельные,  такие  отрасли
педагогической  науки, как  педагогика  профтехобразования, педагогика
высшей  школы, военная  педагогика, исправительно-трудовая  педагогика.
Складываются  такие  части  педагогики, как  школоведение,  педагогика
семейного  воспитания, педагогика  детских  и  юношеских  организаций,
педагогика  культурно-просветительной  работы.



                              Связь с другими науками
       Процесс  разностороннего  взаимопроникновения  наук, развитие
комплексного  изучения  педагогических  явлений  объективно  требуют
органической  связи  педагогики  с  другими  науками. Педагогика
развивается, укрепляя  и  совершенствуя  свои  связи  с  философией,
социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией  и  физиологией
человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой  и  др.
       В  тесных  взаимоотношениях  педагогика  находится  с  общей,
возрастной  и  педагогической  психологией. Психология  вскрывает
закономерности  психического  развития  людей  в  разные  возрастные
периоды, механизм  изменений  психики  под  влиянием  обучения  и
воспитания. Идеи  её  широко  используются  при  разработке  организации
познавательной  деятельности  учащихся  в  процессе  обучения. Развита
связь  педагогики  с  социальной  психологией, которая  изучает
взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты  характера  и
особенности  психического      склада  людей, находящихся  в  разных
социальных  условиях.
        Исключительно  ценными  знаниями  о  природе  физического  развития
человека, педагогику  вооружает  общая  и  возрастная  физиология,
составляющая  естественнонаучную  основу  обучения  и  воспитания. Изучение
 условнорефлекторной  деятельности  помогают  раскрывать  научные  основы
тех  изменений, которые  происходят  в  человеке  под  влиянием  внешних
воздействий  и  связаны  с  формированием  умений, навыков  и  привычек.
       Новые, дополнительные  возможности  для  исследования  процессов
обучения  и  воспитания  перед  педагогикой  открывает  быстро
развивающаяся  область  знания, которая  получила  название  теории
управления. Возникнув  в  системе  общественных  наук, она  использует
достижения  кибернетики, которая  раскрыла  наиболее  общие
закономерности  управления  сложными  динамическими  системами. При  этом,
однако, надо  иметь  в  виду, что  кибернетика  изучает  процессы
управления  безотносительно  к  качественной  природе  самоуправляемых
систем; воспитание  же  представляет  собой   систему, обладающую  глубокой
 качественной  спецификой, своими  специфическими  закономерностями,
которые  кибернетике  недоступны.
       Самостоятельность  любой  науки  состоит  не  в  том, пользуется  она
 или  не  пользуется  данными  других  наук. Советская  педагогика
использует  материалы  и  данные  смежных  наук  для  решения  своих
задач, на  основе  строгого  отбора  и  выявления  границ  их  применения.
       Итак  педагогическая  наука – это  сгусток  многовекового  опыта
обучения  и  воспитания  подрастающих  поколений. Педагогическая  наука –
это  результат  многолетних  исследований  закономерностей  формирования
всесторонне  и  гармонически  развитой  личности. Знание  педагогической
науки  помогает  в  каждом  конкретном  случае  избирать  оптимальные
педагогические  решения.
       Давний  спор  о  том, что  такое  педагогика – наука  или  искусство,
разбивается  о  практику. Испытание  практикой  подтверждает  многократно:
без  глубокого  знания  науки  воспитания  не  развивается  искусство
воспитывать. Знание  закономерностей  обучения  и  воспитания, овладение
методами  педагогического  процесса – основа  учительского  мастерства. К
усвоению  педагогики  надо  подходить  как  к  научно – познавательной
деятельности, на  базе  которой  может  и  должно  развиваться
педагогическое  искусство  как  неотъемлемый  элемент  педагогической
деятельности. А  педагогом  может  быть  далеко  не  каждый. Это  должен
быть  человек  имеющий  призвание, призыв, внутреннее  осознание  того, что
 это  его  путь – путь  поиска, постоянного  беспокойства, путь  сомнений
необыкновенной  требовательности  к  себе, путь  упорного, каждодневного
труда.



                            СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

                                 ЛИТЕРАТУРЫ



                  I.   ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ.  ПОСОБИЕ  ДЛЯ  СТУДЕНТОВ
                       ПЕД. ИН-ТОВ.  /   Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,
                       Н. А. СОРОКИН  И  ДР.;   ПОД   РЕД.   Ю. К.
БАБАНСКОГО. -
                       2-Е   ИЗД.,  ДОП.  И  ПЕРЕРАБ. – М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ,
1988. - 479  С.


                 II.   ПЕДАГОГИКА:  УЧЕБ.  ПОСОБИЕ  ДЛЯ  СТУДЕНТОВ
                        ФАК.  ПЕДАГОГИКИ  И  МЕТОДИКИ  НАЧ.  ОБУЧЕНИЯ
                        ПЕД.  ИН-ТОВ. /  ПОД  РЕД.  С. П. БАРАНОВА  И  ДР.
-
                        М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ,  1976. – 352  С.


                III.   ХАРЛАМОВ  И. Ф.   ПЕДАГОГИКА:  УЧЕБ.  ПОСОБИЕ  ДЛЯ
                        СТУДЕНТОВ  УН-ТОВ  И  ПЕД.  ИН-ТОВ. – 2-Е  ИЗД.,
ПЕРЕРАБ.
                        И  ДОП. – М.:  ВЫСШ.  ШК.,  1990. – 576 С.




ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru