Воспитание искусством в Афинах
Работа из раздела: «
Педагогика»
Вступление.
На первый взгляд, выбранная мною тема может показаться
оторванной от действительности . На самом деле, воспитание
искусством в Афинах мало перекликается с задачами современной школы ,
у которой и без того много проблем, требующих решений .
Выбирая эту тему , я ставила своей целью изучить,
проанализировать и выяснить, каким было воспитание музыкой и
литературой в Афинах в VII - V вв. до н.э. , какие достоинства
были у такого воспитания , какие необходимые в воспитании
результаты оно несло. А также рассмотреть то влияние,
которое оказывало на души детей искусство в древних
Афинах . Афиняне были хорошими воинами, что говорит о
воинственной и жестокой направленности их миропонимания . На
мой взгляд, от спартанского общества афинское общество
отличало много факторов, искусство было одним из них, оно несло
обществу гуманизм, культуру красоты, гармонии и
демократические основы . Все это прививалось детям не только в семье,
но и педагогами, воспитывающими их. Одной из своих задач я ставлю
изучить роль музыки и литературы ни только в образовании , но и в
жизни афинян. Это необходимо для понимания содержания такаго
образования. Следующая моя цель - доказать взаимосвязь
музыкального и литературного образования. Затем я считаю необходимым
отдельно рассмотреть воспитание искусством мальчиков и девочек.
Обратимся теперь к современной школе , к ее проблемам этического
и нравственного характера . Возможно, всегда было трудно привить
детям , особенно подросткам, доброту, гуманизм, терпение, такие
нравственные нормы поведения , как вежливость, умение выслушать и
попытаться понять точку зрения другого человека, не быть
категоричным в суждениях. Эта задача усложняется , если в стране
отсутствует какая либо идеологическая программа. Но нельзя на современные
сложности списывать невозможность достижения цели нравственного и
культурного воспитания. Не только трудные подростки, но и остальные
школьники нуждаются в устойчивых социальных ориентирах.
Которые они могут подчерпнуть в семье, но , как правило ,
семья, за некоторым исключением, дает или недостаточный уровень
такого воспитания, или никакой. Поэтому на школу ложиться
основная нагрузка. К сожелению, должна заметить, что школа
не очень хорошо справляется с этой задачей , и скорее не потому,
что мало над ней работает, а потому, что не может найти
правельный подход. Школьники не воспринимают целенаправленные
внушения, которыми изобилует наша школа, возможно от того, что не
проводится качественный анализ методов, используемых в этой работе.
Существование этой проблемы заставило меня обратиться к опыту древних
греков, к тому , как они пытались решить эту проблему. Возможно, изучив
истоки такого воспитания и понимая его суть, мне
как будущему педагогу будет ясно, как лучше найти подход к
детям и как одновременно совместить в себе строгость и
гуманность .
СОДЕРЖАНИЕ.
Вступление.
I Роль музыки и литературы в жизни Афинского общества.
II Взаимосвязь музыкального и литературного образования.
III Роль музыки и литературы в воспитании девочек.
IV Роль музыки и литературы в воспитании мальчиков.
Заключение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. “ История Древней Греции.”
М., “Высшая школа.” 1972.
2. “ История Древней Греции. “
под редакцией В. И. Кузищина.
М., “Высшая школа.” 1996.
3. Л. Винищук. “ Люди, нравы и
обычаи Греции и Рима. “
М., “ Высшая школа.” 1988.
4. П. Гиро. Частная и общественная
жизнь греков.” С.- Петербургъ.
Издание т-ва О.Н. Поповой. 1913.
5. “ Педагогическая энциклопедия. “
М., 1995.
6. С.И. Ожегов. “ Словарь русского
языка.” М., “ Русский язык.” 1981.
2.2 Взаимосвязь музыкального и литературного образования.
Что представляет из себя воспитание искусством в
Древней Греции ?Чтобы понять это , необходимо разобраться в том
, какое воспитание может дать искусство и что понимается под словом
искусство.Если обратиться к словарю С. И . Ожегова, то можно найти
такое определение . “ Искусство - творческое отражение ,
воспроизведение действительности в художественных образах”.[1] Но для
воспитания необходима доступность и понятность такого отражения .
Вот почему мало внимания в образовании уделялось
архитектуре, настенной живописи и т. д . Из этого следует, что
наибольшее поле деятельности для такого образования представляют
собой музыкальные и литературные произледения древнегреческих
музыкантов и поэтов.
Программа обучения в Греции охватывала воспитание
интеллектуальное , музыкальное и физическое, не отдавая ни одному из них
особого предпочтения .” Это было связано с особенностями самой
греческой культуры , в которой воспитание понималось как
неразрывное единство “гимнастического” и “мусического “, как
развитие физического и умственного одновременно”.[2]
Рассматрим что же такое мусическое воспитание .
“Мусическое воспитание и мусические школы возникли в Древней
Греции и получили наиболее полное развитие в Афинах . Главной целью
мусического воспитания было - воспитать идеального гражданина, дать
ему нравственное, эстетическое ,
физическое , политическое и культурное воспитание . Большое
внимание в мусическом воспитании придавлось музыке, обучение
которой неразрывно связано было с усвоением лучших образцов греческой
литературы - Гомера , Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида -
образцов дидактической поэзии. Каждый образованный человек в Афинах
должен был владеть искусством кифаредики - аккомпанирования и пения
. Поэтому, после усвоения некоторого количества литературных текстов,
мальчики обучались у кифариста игре на семиструнной затем
девятиструнной лире и кифаре . Музыкальное воспитание приобретало
большое значение в связи с участием хоров мальчиков и юношей в
большинстве госсударственных праздников “.[3]
Музыкальное и литературное образование считалось наиболее
обязательным, так как развивало ребенка в нравственном и
культурном плане . Оно было доступно как для девушек , так и
для юношей, чего нельзя сказать об интеллектуальном и
физическом воспитании . Тому насколько такое образование было доступно
для девушек посвящается следующий параграф .
2.4. Роль музыки и литературы в воспитании девочек
.
. В Афинах школ для девочек не было, поэтому
воспитаниее девочек проходило дома . Их знакомили с
домоводством , с женскими ремеслами : прядением , ткачеством . Не
пренебрегали там и элементарным образованием , а именно : учили
девочек читать и писать . Программа обучения девочек
включала в себя также пение и танцы, поскольку умение петь и
танцевать было необходимым для женщин опять таки для участия в
религиозных праздненствах. Что же касается изучения литературы,
то в некоторых домах у женщин была такая возможность, однако от
разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были
отстранены. “ Тот факт, что женскую поэзию, берущую начало в
\/!! в до н.э., представляли в Греции уроженки Лесбоса, Беотии,
Аргоса, Сикнеона, но только не Афин также свидетельствует о
том, что афинские женщины были исключены из сферы
интеллектуальной жизни “.[4] Несмотря на то, что греки
стремились воспитать утонченную и непорочную душой женщину, они
не прилагали особых забот об её умственном развитии. И
из всех, по их мнению , благородных занятий, которые возвышают и
укрепляют душу , лишь музыка была доступна для девушек. Важно
учесть и тот фактор отчуждённости, который присутствовал в
женском воспитании в Древней Греции . “До брака девушки жили
в глубине гинеев ( та часть дома , где обыкновенно находились
женщины и куда посторонние никогда не допускались ) в
уединении, куда не доходил из вне никакой шум , никакие
волнения “.[5] Очевидно, что в таком уединении сознание
лучше впитывает в себя гармонию и красоту звуков. Для
воспитания души искусством такая обстановка является
благоприятной, но от этого страдало мировоззрение девушек , их
понимание социальной жизни общества . Такая отделённость от
внешнего мира делала древнегреческих девушек совершенно
неприспособленными к условиям внешнего мира , к жизни вне дома.
Но нельзя забывать о том, что мы говорим о Древней Греции с её
устоями и традициями, где требовалась именно такая женщина. “ Кроме
того, в редких случаях девушки могли выходить из своего
убежища.Они появлялись на не- которых религиозных церемониях и
принимали участие в хоровых танцах “.[6] Такие редкие впечатления
прочно врезались в память и помогали развитию в душе чувства
порядка и гармонии . Таким образом греки питались сохранить
в девушке неприкосновенность её души .
2.3. Роль музыки и литературы в воспитании мальчиков
Мужское образование в Древней Греции было более основательным и
ставило перед собой конкретную цель: нравственное воспитание юноши,обучение
его самовоспитанию и развитие у него физических способностей .
Воспитание в здоровом теле здорового духа . Афинское образование в
школах для мальчиков в \/ !! веке до н.э. заключалось в
изучении трёх групп предметов : словесных наук, музыки и гимнастики
.“Первую преподавал грамматист , вторую - кифарист и третью - педотриб
“.[7] Обратимся сначала к словесным наукам . Первоначаль-ные навыки ,
которые мальчики должны были приобрести заключались в умении
читать , писать и в знании первоначального счёта . На
следующей ступени программы ученикам предлагалось овладеть азами
игры на му-зыкальном инструменте и изучить труды
древнегреческих поэтов. Следующей задачей было совместить эти два
предмета . Считалось, что распевание произ-ведений лучших лириков
возвышает душу . “ Греки приписывали музыке способность оказывать
особое влияние. Платон утверждает, например, что это искусство
внушает человеку стемление к добродетели “.[8] Посмотрим как
проходили занятия . “ Учеников заставляли читать стихи ,
взятые у лучших поэтов, и учить на память стихотворения,
наполненные полезными советами или заключавшие поучительные
повествования, восхваления вели-кодушных людей, которые
совершили великие и благородные поступки . Это являлось
средством не литературного, а нравственного развития “ . [9]
Немного позже изучали отрывки из эпических , лирических и
трагических поэтов . Это изучении сводилось к повторению учениками
небольших отрыв-ков за учителем до тех пор, пока они не
запечатлевались в их памяти . “Подросток должен был извлечь из
этого чтения и более глубокую пользу : поэзия призвана была
служить воспитанию этическому. Были тексты о добре и зле, тогда
учителю приходилось показывать различие между дурным и добрым и
помогать ученикам выбрать подобающую дорогу в жизни . Прежде всего
юноше предстоит уяснить себе хорош или плох характер того или иного
героя , а затем обратить внимание на его слова и поступки. С самого
начала обучения , таким образом , полагалось обратить
внимание не только на литературные достоинства прочитанного
, но и на то, чтобы одновременно использовать содержание,
тему, героев того или иного произведения в целях воспитания ”
.[10]
Большую роль в воспитании мальчиков играла музыка , которой ,
как уже упоминалось выше, обучали китаристы. Обучение музыке ставило
перед собой цель развить у учеников музыкальный слух, чувство гармонии и
подготовить их к участию в религиозных праздненствах .
Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра
или лира и флейта. О методах изучения мы можем узнать благодаря
рисункам на вазах . Рисунки расположены в таком порядке,
что можно проследить последовательность проведения урока . Первый
арию исполнял учитель , ученики повторяли за ним . Когда они
начинали звучать слаженно, к музыке добавляли слова и
разучивали литературные произведения с аккомпанементом
для того, чтобы можно было исполнить это
произведение на празднике . На всеобщих праздниках собиралось
много народа, чтобы послушать хорошую музыку, гармонию её
стройных звуков и неразрывно соединённую с ней поэзию,
возвышающую сердца и освобождающую от мелочных побуждений.
Большую роль в воспитании мальчиков играла музыка , которой , как
уже упоминалось выше, обучали китаристы. Обучение музыке ставило
перед собой цель развить у учеников музыкальный слух, чувство гармонии и
подготовить их к участию в религиозных праздненствах .
Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра
или лира и флейта. О методах изучения мы можем узнать благодаря
рисункам на вазах . Рисунки расположены в таком порядке,
что можно проследить последовательность проведения урока . Первый
арию исполнял учитель , ученики повторяли за ним . Когда они
начинали звучать слаженно, к музыке добавляли слова и
разучивали литературные произведения с аккомпанементом
для того, чтобы можно было исполнить это
произведение на празднике . На всеобщих праздниках собиралось
Большую роль в воспитании мальчиков играла музыка , которой ,
как уже упоминалось выше, обучали китаристы. Обучение музыке ставило
перед собой цель развить у учеников музыкальный слух, чувство гармонии и
подготовить их к участию в религиозных праздненствах .
Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра
или лира и флейта. О методах изучения мы можем узнать благодаря
рисункам на вазах . Рисунки расположены в таком порядке,
что можно проследить последовательность проведения урока . Первый
арию исполнял учитель , ученики повторяли за ним . Когда они
начинали звучать слаженно, к музыке добавляли слова и
разучивали литературные произведения с аккомпанементом
для того, чтобы можно было исполнить это
произведение на празднике . На всеобщих праздниках собиралось
много народа, чтобы послушать хорошую музыку, гармонию её
стройных звуков и неразрывно соединённую с ней поэзию,
возвышающую сердца и освобождающую от мелочных побуждений.
4. Заключение.
На мой взгляд, тот аспект воспитания, который я рассматривала в
своей работе, - воспитание искусством для современной системы
образования является менее значимым, чем он был для греков. И это
представляется мне серьёзным упущением. Но прежде, чем утверждать
это, нужно доказать полезность, целесообразность и рациональность
такого воспитания в греческой системе. На сколько оно выполняло
свою задачу можно судить по высокому уровню развития искусства в
Афинах в VII - V вв. до н.э. и по тому, что каждое последующее поколении
поддерживало и делало этот уровень более высоким . Греция является
богатым источником философских школ и учений, страной , где зародился
театр, где сознавали необходимость демократического устройства
общества . Все это позволяет говорить о духовно высоком уровне развития
Афинского общества того периода и о полезности воспитания искусством, так
как оно играло не последнюю роль в достижении этого уровня.
Взаимосвязь музыкального и литературного воспитания обеспечивала
разностороннее развитие детей . Они легче могли воспринимать моральные
нормы общества, содержащиеся в литературных и музыкальных произведениях .
Кроме того, само содержание образования было обусловленно этой
взаимосвязью и ,следовательно, поддерживало ее. Целью воспитания девушки
греки ставили сохранить ее непорочную душу. Та часть воспитания
искусством , которая была ей доступна, подходит для этого наилучшим
образом. Цель воспитания юношей была более всеобъемлющей. Она
включала в себя такие аспекты, как нравственное, эстетическое,
физическое, политическое и культурное воспитание. Из всех этих
аспектов принцип воспитания искусством можно применить в следующих
из них : нравственном , эстетическом , культурном
2.1 Роль музыки и литературы в жизни афинского общества
Процесс культурного творчества в разных полисах Греции имел свою степень
интенсивности, он был более плодотворным в полисах с
демократическим устройством. В Афинах было именно такое
социальное и политическое устройство. Развитию достаточно
свободного характера образования, системы воспитания , мировоззрения
и всей культуры способствовало также отсутствие в Афинах и всей стране
могучей жреческой организации. В этом же направлении действовал ещё один
важный фактор: политическая активность рядовых граждан требовала
широкого распространения грамотности. Именно возможность чтения и
компетентного суждения о прочитанном была важным стимулом для творчества
греческих мыслителей .
Большое влияние на искусство оказывала религия . “ Богатая
греческая мифология , сложившаяся ещё в архаический период,
многочисленные сказания о взаимоотношениях богов, героев между
собой и людьми стали отправной точкой для разработки
художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил
природы, против самих могущественных богов, послужили основой для
создания замечательной греческой литературы \/ - !\/ вв. до н.э.”[11]
Важнейшие общественно-религиозные праздненства включали в
свою программу, помимо торжественных процессий, спортивных и конных
состязаний, гимнастических игр, шуточных розыгрышей и
развлечений, музыкальные состязания и театральные представления .
На пример, в программе Пифийских игр - общегреческого праздненства в
честь Аполлона, главную роль играли музыкальные состязания .
Дионисии великие справлялись в Афинах в честь Диониса ежегодно .
По окончанию торжественной процессии разыгрывались серьезные и
шуточные сценки, из которых в \/ в. до н.э. зародился замечательный
греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и
всей культуре древних греков.
Театры действительно оказывали воспитательное влияние на
ребенка, достоверно известно, что они были открыты для него. “На каких
представлениях
он бывал? Его водили на трагедии, в этом нет никакого сомнения, как ни
странно,
но, по-видимому, он присутствовал и на представлениях комедий
.”[12] Такие литературные праздненства были очень полезны для ребенка
. В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в
которых ставились вопросы современной жизни той эпохи . ” \/ в. до
н.э. - время необычного расцвета классической греческой драматургии,
появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков
Эсхила, Софокла и Эврипида, автора бессмертных
комедий Аристофана.”[13]
Эсхилу приписывали создание 90 трагедий , из которых сохранилось
семь. Он переосмысляет общеизвесные и незамысловатые мифы, вносит новые
сюжетные линии, наполняет рассказ новыми идеями своего времени. “
Эсхил отражает в своих произведениях торжество полисного порядка и его
идеологии , он прославляет мужество, волю патриотизм греков,
противопоставляя им высокомерие и чванство восточного деспота
Ксеркса в трагедии “Персы”, он воспевает бесстрашее героев, ради
людей готовых поспорить с самими богами, торжество цивилизованной жизни
в “ Прикованном Промитее” и вместе с тем в самых мрачных красках рисует
деспотизм и тиранию Зевса”.[14] Творчество Эсхила
пронизано философскими расуждениями о смысле человеческого существования,
отношениях людей и богов . Для него свободная и нравственная жизнь
возможна только в огражденном справедливыми законами полисном
коллективе.
В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия.
Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло
только семь. Место человека в этом мире - один из центральных
вопросов его творчества. Что такое человек - марионетка в
руках всесильных богов или творец своей судьбы? “ В образе
фиванского царя Эдипа Софокл намечает свое решение этой проблемы. Эдип -
мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим народом, но
тем не менее он игрушка в руках могущественных богов. Боги ссудили
ему вести преступную жизнь... Пророчество сбывается, хотя Эдип,
кажется, сделал все, чтобы его отвратить . И когда наступает
жестокое прозрение, Эдип не смиряется со своей страшной долей. Он
сломлен, но не раздавлен. Он бросает вызов богам. Ослепив себя, он
уходит из Фив и скитается по Греции... Эдип силой своего страдания
сумел преодолеть тяжелые удары судьбы, намеченной богами и тем
победил их”.[15] Софокл утверждает идею всемогущества человека
и возможности противостоять неотвратимой судьбе.
В творчестве Эврипида греческая драма обогатилась новыми достижениями.
Наиболее прославленной пьесой Эврипида является знаменитая “Медея”.В
творчестве Эврипида получила разработку художественная идея об
исследовании внутреннего мира человека.Он утверждает, что непредсказуемый
результат борьбы страстей в душе человека и есть его судьба.
Психологически тонко Эврипид рисует изменяемый страстями внутренний мир
человека, какая из страстей одержит верх , к каким страшным последствиям
это приведет, человек и сам не знает .
В целом творчество афинских трагиков \/ в. до н.э.стало достаточно
глубоким художественным открытием древнего мира, оказало влияние на
последующие судьбы греческой и мировой литературы
и, в определенной степени, политическом. Что , как мы
можем наблюдать, с успехом претворяли в жизнь греки. Следовательно,
такое воспитание вполне соответствовало своей цели. Рациональность
воспитания искусством также очевидна. Этот способ является наиболее
действенным , обоснованным и универсальным в плане духовного развития
детей и общества в целом. Любое произведение искусства требует
духовной, творческой работы. Когда дети работают с таким
материалом, приобщаются к нему, безусловно их душевные качества
развиваются. Греки хорошо осознавали это и отводили духовному
воспитанию через искусство большую роль в своем обществе.
-----------------------
[1] С. И. Ожегов. Словарь русского языка . М., “ Русский язык “.
1981.
[2] Л. Винничук. “Люди , нравы и обычаи Греции и Рима “. М.,”Высшая
школа”.1988.
стр.194.
[3] “Педагогическая энциклопедия”.М.,1995.
[4] Л. Винничук. “ Люди , нравы и обычаи Греции и Рима “. М., “Высшая
школа “.1988.
стр. 197-198.
[5] там же.
[6] там же.
[7] П. Гиро . “Частная и Общественная жизнь Греков “. С.-
Петербургъ. Издание т-ва О. Н. Поповой. 1913. стр .70-71.
[8] там же . стр . 72.
[9] там же . стр . 70-71.
[10] Л. Виничук. “ Люди , нравы и обычаи Греции и Рима “ .
М., “Высшая школа “ 1972 . стр . 197-198 .
[11] “История Древней Греции “ под редакцией В. И. Кузищина . М.,
“Высшая школа “ 1996. стр. 258.
[12] Л. Винищук. “Люди нравы и обычаи Греции и Рима.” М., “Высшая школа.”
1988. стр. 154.
стр.154.
[13] “История Древней Греции “. Под редакцией В. И. Кузищина . М., “Высшая
школа” 1996
стр. 262.
[14] там же.
[15] там же.