10
Методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Гибкость и особенности ее воспитания
1.1 Общая характеристика гибкости
1.2 Особенности возрастного развития детей как важнейший фактор в воспитании гибкости
1.3 Методика воспитания гибкости
Выводы по I главе
Глава II. Организация, методика и результаты исследования
2.1 Организация исследования
2.2 Методика экспериментальной программы по развитию гибкости у детей 9-10 лет
2.3 Результаты исследования и их интерпретация
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
гибкость воспитание стретчинг
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность человека на производстве, спорте и вообще в жизни требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных и приобретенных психологических и морфофункциональных возможностей организма. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. К таким физическим качествам относится и гибкость.
Такое качество как гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственными факторами действий, гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположений звеньев тела. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размах) сгибаний и разгибаний и других движений. Движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном, лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие недооценивают значение гибкости в своей физкультурной и спортивной деятельности. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Актуальность темы исследования вызвана необходимостью разработки наиболее эффективной методики развития гибкости школьников 9-10 лет на основе тщательного изучения особенностей развития гибкости, различных методик воспитания гибкости у младших школьников.
Цель работы. Изучение особенностей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования. Процесс развития и воспитания гибкости учащихся 9-10 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом.
Предмет исследования. Методика развития гибкости детей 9-10 лет на основе применения стретчинга.
Предварительный анализ научно-методической литературы и практики по проблеме исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: предположим, что применение стретчинга для развития гибкости школьников 9-10 лет, позволит качественно повысить уровень развития гибкости.
В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой в работе определены следующие задачи исследования:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Разработать наиболее эффективную методику воспитания гибкости детей 9-10 лет с применением стретчинга.
Выявить эффективность разработанной методики по воспитания гибкости школьников 9-10 лет.
База исследования.
Практическая значимость обусловлена возможностью применения результатов исследования на уроках физической культуры, а также при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и использованной литературы, а также включает в себя приложение, которое содержит таблицы с результатами исследования.
ГЛАВА 1. ГИБКОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Общая характеристика гибкости
«Гибкостью» в применении к физическим качествам человека принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела.
Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. [27] дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты - техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок.
Одно из определений: гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена [34]. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином 'гибкость' целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить 'подвижность' (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений [27].
Проявление гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов.
Анатомическая подвижность определяется путем теоретических вычислений. Для этого определяют величину суставной поверхности с помощью рентгенограммы, а затем, вычитая из угла большей кривизны угол меньшей кривизны, определяют предел возможной подвижности в суставе. Анатомическая подвижность относительно постоянна и она дает картину возможной амплитуды движений. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение) [36].
Активная подвижность обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе.
Пассивная подвижность соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной [23].
Активная гибкость развивается следующими средствами, упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц;
2) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции.
Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них.
Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда гибкость снижается.
Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока [12].
Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную виды [27]. Под общей гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость - необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное владение техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость -- способность успешно (результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой [28].
Большая амплитуда движения в суставах позволяет спортсмена выполнять более широкий арсенал приемов. Выполнение приемов с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными.
Установлено, что в обычной и даже спортивной деятельности анатомически возможная подвижность используется на 80 - 90 %, и всегда сохраняется запас гибкости, который можно использовать [34].
Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц - антагонистов. Резерв гибкости же обусловлен кроме этого - вязкостью мышечной ткани и эластичностью связочно-сухожильного аппарата. Это значит, что проявление гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, то есть от степени совершенствования межмышечной координации [27].
На гибкость существенно влияют внешние условия: [41].
Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);
Температура воздуха (при 20…30 С гибкость выше, чем при 5…10 С);
Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки);
Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 С или после 10 минут пребывания в сауне);
Существенные трудности могут возникнуть, если развивать гибкость за счет изменения строения сустава. Обычно суставы имеют одинаковое строение у всех людей. Но известно, что подвижность в суставах у детей больше, чем у взрослых. Если давать упражнения с большей амплитудой движения с детского возраста, то большая подвижность сохраняется и в зрелом возрасте. В этом случае суставная головка кости больше покрыта хрящом.
У взрослых, имеющих меньшую гибкость, подвижность головки поверхности сустава ограничена. Наличие скользящей поверхности на суставных головках костей позволяет им двигаться с большей амплитудой. В результате выполнения упражнений с большей амплитудой эта поверхность может несколько увеличиваться. Амплитуда движений в суставах чаще всего ограничивается тем, что мышцы-антагонисты и их сухожилия имеют недостаточную эластичность. Для того чтобы увеличить амплитуду движений, необходимо с помощью упражнений привести мышцы в такое состояние, чтобы они растягивались до необходимой величины. Упражнения для растягивания мышц следует давать тогда, когда мышцы более эластичны. Эластичность мышц повышается с повышением их температуры. Следовательно, упражнения на гибкость следует давать после разогревания, что достигается выполнением физических упражнений со сравнительно большой нагрузкой [5].
Такой же эффект можно получить в парной бане. Появление пота говорит о том, что достигнуто состояние, наиболее благоприятное для выполнения упражнений, связанных с растягиванием мышц. В то же время следует иметь в виду, что выполнение упражнений с большой амплитудой в состоянии, когда мышцы менее эластичны, может привести к травме (растяжению связок или мышц), даже если упражнение выполнено с привычной для этого состояния амплитудой. В результате увеличения силы мышц растянуть их оказывается труднее, что, в конечном счете, сказывается на спортивных результатах. Лучше упражнения для растягивания мышц начинать с непредельной амплитуды и постепенно ее увеличивать до предела [41].
Движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей, и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе [24].
Все движения в суставах - вращательные [3]. Осью вращения считают линию, вокруг которой совершается данное вращательное движение. При этом сочлененные кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения.
Оси, пересекающиеся в одной точке и перпендикулярные друг другу, называют главными. Различают три главные оси вращения в суставах: [3]
переднезаднюю, вокруг которой происходит отведение и приведение во фронтальной плоскости;
поперечную, вокруг которой происходит сгибание и разгибание в сагиттальной плоскости;
вертикальную, вокруг которой происходит вращение внутрь и кнаружи.
Кроме этих движений в суставе возможны круговые движения. Характер движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей.
Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный и др.) имеет три оси вращения. Вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных суставах (лучезапястный, запястно-пястный, сустав большого пальца кисти и др.); только одну ось имеют блоковидные и цилиндрические суставы (коленный, плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые суставы стопы и др.)[37].
Амплитуда движений в суставах определяется работой тормозных аппаратов:
связочного;
мышечного;
костного.
Если бы движение не тормозилось, то оно продолжалось бы бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущихся сил, амплитуда движения была бы безграничной.
Костное и связочное торможение обусловливается разницей в протяженности суставных поверхностей и размерами костных выступов; а также пассивным сопротивлением растягиваемых связок и сумки сустава.
Мышечное торможение осуществляется мышцами, расположенными на стороне, противоположной направлению движения.
В случае пассивного движения следует различать тормоз и ограничитель движения, тормозом в таком движении являются мышцы, связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем - кости.
В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Даже во время занятий такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, используется лишь 80-90% анатомической подвижности (таблица 2).
Таблица 1
Время, необходимое для развития пассивной подвижности в суставах до 900 от анатомической подвижности (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
Название суставов |
Число дней |
|
Суставы позвоночного столба |
50-60 |
|
Плечевой |
25-30 |
|
Локтевой |
25-30 |
|
Лучезапястный |
20-25 |
|
Тазобедренный |
60-120 |
|
Коленный |
25-30 |
|
Голеностопный |
25-30 |
Активное движение в суставе выполняется мышцами-синергистами, деятельность которых корригируется центральной нервной системой. Торможение активного движения обеспечивается только мышцами-антагонистами. Связочный аппарат и другие элементы сустава при активных движениях в тормозном процессе не участвуют. Благодаря этому под влиянием центральной нервной системы объем активного движения у одного и того же человека может меняться в зависимости от его функционального состояния [19].
Учитывая, что гибкость определяется развитием подвижности в суставах, у человека можно выделить две основные формы проявления подвижности в суставах: [10]
подвижность при пассивных движениях
подвижность при активных движениях.
Пассивная подвижность осуществляется под воздействием внешних сил и нередко, до полного упора и болевых ощущений.
Активная подвижность выполняется за счет тяги мышц проходящих через сустав. Активные движения можно разделить на две группы: [19]
медленные, то есть без ускорения,
быстрые, то есть с ускорением
Наибольшее значение имеет активная подвижность. Однако величина ее в значительной степени определяется уровнем пассивной подвижности, которая характеризует в основном способность человека к выполнению широкоамплитудных движений. Вместе с этим необходимо отметить, что в спортивной практике принято определять только амплитуду активной подвижности и, имеющей наибольшее практическое значение, так как именно она в значительной степени реализуется при выполнении физических упражнений. И хотя между активной и пассивной подвижностью прямой корреляционной взаимосвязи не обнаруживается, пассивная является резервом для активной гибкости [31].
1.2 Особенности возрастного развития детей как важнейший фактор в воспитании гибкости
Для обсуждения рассматриваемой в настоящей работе темы важное значение имеет знание физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст или период второго детства включает детей от 6 - 7 лет до 11 лет у девочек и 12 - у мальчиков. Поскольку такая характеристика как гибкость связана, прежде всего, с опорно-двигательным аппаратом и двигательными центрами, здесь более подробно будут рассмотрены возрастные особенности опорно-двигательной системы двигательных качеств и нервной деятельности.
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 - 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие [21].
Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7 - 10 лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. Естественная суточная активность девочек на 16 - 30 % ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания [11].
По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 - 45 % [38].
С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 - 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50 % [42].
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений (табл. 4) [39].
Опорно-двигательная система человека включает скелет и мышцы, которые в ходе индивидуального развития существенно изменяются. Наиболее сильные изменения претерпевает позвоночный столб.
Примерно к 12 годам форма грудной клетки приближается к взрослым. Окостенение кисти завершается к 11 - 12 годам. Этот факт необходимо учитывать в педагогической практике, так как кисть у детей утомляется значительно быстрее. Сращение тазовых костей начинается с 5 - 6 лет.
Таблица 2
Двигательная активность учащихся младших классов при разных видах мышечной активности (по Н.Т. Лебедевой)
Вид мышечной деятельности |
Продолжи тельность, мин |
Объем движений, шаги |
||
Мальчики |
Девочки |
|||
Утренняя гимнастика (дома) |
10 |
400 - 500 |
500 - 700 |
|
Гимнастика на уроке (в школе) |
10 |
200 - 300 |
300 - 400 |
|
Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе |
3 |
120 - 150 |
150 - 200 |
|
Подвижные игры: на переменах: больших малых на уроках физической культуры на открытом воздухе |
15 5 45 60 - 90 |
700 - 1000 400 - 500 1200 - 3240 3000 - 4000 |
800 - 1200 500 - 600 1200 - 3240 4000 - 5000 |
|
Лыжная тренировка (внеклассные занятия) |
90 |
6840 - 9120 |
Для черепа детей характерно преобладание мозгового отдела над лицевым. В целом, костная система детей характеризуется более высокой эластичностью, подвижностью и ростом, что предполагает более высокую податливость при воздействии внешних факторов, в том числе - физических нагрузок [1].
В ходе индивидуального развития (онтогенеза) различные мышечные группы развиваются не одновременно (гетерохронно). Наиболее интенсивно мышечная масса нарастает с началом прямохождения, в 15 лет она составляет примерно 33%.
Прежде всего, развиваются мышечные группы, наиболее необходимые ребенку на данном периоде жизни. Формирование двигательных навыков прямо зависит от развития двигательных качеств. Между этими параметрами существуют сложные прямые и обратные, положительные и отрицательные взаимоотношения.
Формирование двигательных качеств, как и других органов и систем, в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно. Например, установление выносливости в значительной мере определяется слаженной работой дыхательной, сердечно - сосудистой, двигательной и нервной систем, а развитие силы мышц наиболее тесно связано с ростом костной и мышечной систем, а также с двигательными центрами. Развитие гибкости тоже зависит от морфо-функциональных изменений происходящих в организме. Каждому возрасту свойственен определенный уровень развития двигательных качеств.
Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости [3].
Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.
По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.
В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.
В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 - 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь - с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах [41].
На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды.
При проведении исследований Хольцингера были получены высокие коэффициенты наследственности, в частности, для тазобедренных суставов, позвоночного столба и плечевых суставов, коэффициент наследственности Хольцингера равен соответственно 0,700; 0,841; 0,906. Поэтому уровень гибкости в суставах человека обусловлен преимущественно наследственными факторами (данное заключение требует дополнительных исследований и анализа).
На протяжении жизни человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова [3].
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблице 1 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов [30].
Таблица 3
Темпы роста активной и пассивной гибкости у детей 7 - 10 лет (%) (по В.Ф. Ломейко, В.И. Лях)
Суставы |
Гибкость |
||||
Активная |
Пассивная |
||||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
||
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных |
4,9 |
3,2 |
- 1,9 |
- 0,1 |
|
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах |
5,5 |
6,2 |
- 8,7 |
- 9,5 |
|
Подвижность различных отделов позвоночного столба: - тазобедренный сустав при сгибании туловища - нижегрудной поясничный отдел - верхнегрудной отдел - шейный отдел |
18,8 8,6 22,9 17,0 |
6,6 17,2 -6,2 22,2 |
- - - - |
- - - - |
1.3 Методика воспитания гибкости
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 - 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 - 10 лет, а активной - 10 - 14 лет.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет: [17]
в плечевом суставе 10 - 12 %;
в суставах позвоночного столба 8 - 9 %;
в тазобедренном суставе - 10 - 12 % у подростков 15 - 17 лет соответственно 5 - 6 %; 4 - 5 % и 8 - 10 %. Занятия спортом способствую значительному увеличению подвижности в суставах. У спортсменов она намного больше, чем у не занимающихся спортом.
У спортсменов подвижность в суставах определяется в основном тремя факторами: возрастом, видом спорта и квалификацией. Учитывая это, можно активно воспитывать гибкость, как и все прочие физические качества [25].
В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости у спортсменов можно разделить на три этапа: [27]
1 этап - «суставной гимнастики»;
2 этап - специализированного развития подвижности в суставах;
3 этап - подвижности в суставах на достигнутом уровне.
I этап - «суставной гимнастики». Задачей этого этапа является не только повышение общего уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а также тренировка мышечно-связочною аппарата с целью улучшения эластических свойств и достижения прочности мышц и связок. Специальные исследования, проведенные на животных, показали, что этому способствуют упражнения на растягивание. На данном этапе осуществляется как бы 'проработка' всех суставов.
Учитывая, что особенно широкими возможностями для воспитания гибкости обладают дети до 9 - 13 лет, целесообразно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. Причем необходимо систематически воздействовать и на те суставы, которые без применения физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни. Обычно у младших школьников слабо развита подвижность в разгибательных движениях, в поворотах рук, ног и туловища.
2 этап - специализированного развития подвижности в суставах. Задачей данного этапа является развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению спортивной техникой и на этой основе - улучшению спортивных результатов.
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Применение упражнений на растягивание в процессе физической подготовки лишь тогда дает положительный эффект, когда при этом не нарушаются условия спортивной специализации. Одни и те же упражнения на растягивание могут оказывать прямо противоположное влияние на процесс спортивного совершенствования. Так, большая подвижность в суставах позвоночного столба создает неблагоприятные условия для подъема тяжестей штангистом, в то же время она необходима барьеристу, прыгуну в высоту.
Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими - задача упражнений на растягивание [44].
Основные правила применения упражнений в растягивании:
не допускаются болевые ощущения
движения выполняются в медленном темпе
постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника
Преимущественное воспитание подвижности в суставах в тренировке представителей всех видов спорта осуществляется в подготовительном периоде. Упражнения для воспитания подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой. Здесь решается задача повышения уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах. Специальные упражнения можно включать в ежедневную зарядку и разминку перед основными занятиями.
Высокого уровня развития пассивной подвижности и в суставах спортсмены могут достигнуть за 2-4 месяца специальной тренировки, причем темпы развития пассивной подвижности до предела зависят от суставно-связочного аппарата [33].
На развитие активной подвижности требуется значительно больше времени. Методика воспитания активной подвижности в суставах изучена недостаточно.
Упражнения на растягивание необходимо использовать в течение всего года, так как при длительном перерыве в их применении подвижность в суставах ухудшается. Это, как правило, отражается на спортивных результатах. Многие спортсмены в соревновательном периоде используют неоправданно малое число упражнений на растягивание с небольшой дозировкой, а это не может способствовать поддержанию подвижности в суставах на достигнутом уровне [34].
В тренировочном цикле меняется соотношение используемых методов воспитания гибкости. На первом этапе подготовительного периода преимущественно развивается пассивная подвижность в суставах, на втором - активная, в соревновательном периоде - как пассивная, так и активная [13].
Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания в тренировочном цикле упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально полно развивать отдельно силу и подвижность, но и постоянно
приводить их в соответствие между собой. Только таким путем можно добиться эффективного использования подвижности в суставах для достижения высокого спортивного результата. Нарушение этого требования приводит к тому, что одно из качеств, имеющее более низкий уровень развития, не дает возможности в полной мере использовать другое качество.
3 этап - поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне. Показатели подвижности в суставах не могут длительное время удерживаться на требуемом уровне. Если упражнения на растягивание исключить из тренировки, то подвижность в суставах ухудшится, поэтому упражнениями на растягивание нужно заниматься в течение всего года, меняя их дозировку [9].
Низкий уровень развития гибкости объясняется не только анатомо-физиологическими особенностями организма, но и недостатками методики развития этого качества, особенно в том случае, когда усилия направляются преимущественно на растягивание мышц - антагонистов, а не на увеличение силы и амплитуды сокращающихся мышц. Оказывается, что на практике чаще работают не над активной, а над пассивной гибкостью.
В практике физической культуры и спорта широко распространены два основных вида упражнений для развития гибкости: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах.
Упражнения для развития гибкости более целесообразно подразделить на следующие основные группы: [31]
Пассивные (для растягиваемой группы мышц) движения, выполняемые за счет усилия других групп мышц (например - наклоны).
? Растягивающие движения на тренажерах или с помощью
партнера.
Маховые или пружинные движения. Эти упражнения связаны с увеличением силы мышц, осуществляющих движение, но не настолько, чтобы причислять их к упражнениям, развивающим активную подвижность.
Маховые или пружинные растягивающие движения с отягощениями, способствующие движению.
Расслабленные висы.
Удержание положения тела, в котором мышцы наиболее растянуты.
Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи) При выполнении активных движений величина их амплитуды существенно зависит от силовых возможностей человека. Чем больше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, тем в большей степени амплитуда активных движении зависит от силы мышц. При значительной разнице увеличение мышечной силы приводит и к увеличению активной подвижности, если же разница не велика, рост силы к увеличению подвижности не приводит и даже отрицательно сказывается на величине подвижности. Следовательно, добиться увеличения активной подвижности в каком-либо движении можно двумя путями:
- за счет увеличения пассивной подвижности;
- за счет увеличения максимальной силы.
Для воспитания активной подвижности можно использовать метод динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создается за счет перемещения какого-либо непредельного отягощения с максимальной амплитудой.
Для воспитания активной подвижности применяют также упражнения с внешним сопротивлением: [27].
вес предметов;
противодействие партера;
сопротивление упругих предметов;
статические (изометрические) силовые упражнения, выполняемые в виде максимальных напряжений, длительностью 3 - 4 сек.
В качестве средств развития пассивной подвижности в суставах используют упражнения на растягивание. Они должны удовлетворять следующим требованиям:
быть такими, чтобы можно было выполнять их с предельной амплитудой (поэтому малопригодны многие общеразвивающие упражнения, выполняемые с небольшой амплитудой) и давать соответствующую целевую
быть доступными для занимающихся.
К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся:
пассивные движения, выполняемые с помощью партнера; установку;
пассивные движения, выполняемые с отягощением;
пассивные движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора;
пассивные движения, выполняемые с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой);
пассивные движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используется вес собственного тела);
активные движения (различные махи, рывки и наклоны), выполняемые с полной амплитудой без предметов и с предметами.
Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6 - 9). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.
Все указанные упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность [39].
У новичков наблюдается значительная разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, причем наибольшая разница обнаружена при сгибании и отведении ноги, разгибании руки, пронации и супинации голени, бедра, плеча, предплечья, а наименьшая - при движениях позвоночного столба, разгибании ноги, движениях кисти, сгибании голени, предплечья.
В связи с этим на начальном этапе тренировки при воспитании гибкости в движениях первой группы большое внимание нужно уделять силовым упражнениям в сочетании со специальными упражнениями, способствующими развитию активной подвижности в суставах, а при воспитании гибкости в движениях второй группы - упражнениям на растягивание, способствующим развитию пассивной подвижности. По достижении высокого уровня развития активной или пассивной подвижности в суставах комплекс упражнений необходимо менять [38].
Таким образом, развивая активную подвижность в суставах, большое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование таких упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движение, но и их растяжимости и эластичности [14].
Специальными исследованиями установлено, что использование упражнений на расслабление в период преимущественного развития подвижности в суставах значительно повышает эффект тренировки (до 10%). Эти упражнения способствуют улучшению как активной, так и пассивной подвижности в суставах.
В связи с этим в комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать и упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию [29].
Для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3 - 4 месяца, то рекомендуется следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем, объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8 -10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 3 [37].
Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.
Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата [13].
Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.
Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.
Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1 -2 с; «выдержка» в статических положениях - 4 - 6 с. [15]
Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление [13].
Таблица 4
Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей младшего школьного возраста (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
Сустав |
Количество повторений |
|||
Учащиеся, лет |
||||
7 - 10 |
11 - 14 |
15 - 17 |
||
Позвоночный столб |
20 - 30 |
30 - 40 |
40 - 50 |
|
Тазобедренный |
15 - 25 |
30 - 35 |
35 - 15 |
|
Плечевой |
15 - 25 |
30 - 35 |
35 - 45 |
|
Лучезапястный |
15 - 25 |
20 - 25 |
25 - 30 |
|
Коленный |
10 - 15 |
15 - 20 |
20 - 25 |
|
Голеностопный |
10 - 15 |
15 - 20 |
20 - 25 |
Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне его развития. Так, например, двухмесячных перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10 - 12%. При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставах, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие [22].
В процессе воспитания гибкости необходимо также учитывать, что подвижность в суставах может значительно изменяться в зависимости от различных внешних условий и состояния организма. Подвижность в суставах уменьшается после утомительной тренировки, при охлаждении мускулатуры и, наоборот, увеличивается после разминки, при повышении температуры воздуха. Одним словом, подвижность в суставах увеличивается во всех тех случаях, когда в растягиваемых мышцах, увеличено кровоснабжение и, наоборот, уменьшается, когда кровообращение ухудшается.
При воспитании гибкости ведущим обычно является повторный метод. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.
Тренировка пассивной подвижности улучшает активную гибкость, феномен так называемого 'переноса' подвижности. Однако он отсутствует в обратном направлении: тренировка активной подвижности практически не оказывает влияния на увеличение пассивной.
Если в одних видах двигательной деятельности или в специальных упражнениях главной является пассивная подвижность ('шпагат', 'выкруты', 'мост'), то в других важнее активная (спринтерский бег, ходьба), в третьих - требуется максимальное проявление специальной гибкости, например, силовая гибкость, проявляемая в статических положениях в акробатике, гимнастике, прыжках в воду и т.п., а в четвертых - необходим высокий уровень развития как пассивной, так и активной гибкости в метании мяча, барьерном беге и т.д.
Развивая активную подвижность в суставах, большое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование этих упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движении, но и их растяжимости и эластичности.
Процесс развития гибкости имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать на тренировке. Как правило, гибкость развивается труднее, чем силовые качества. Главной задачей следует считать развитие активной подвижности, а улучшение пассивной гибкости рассматривать как вспомогательное средство.
Работа по развитию подвижности в суставах должна предшествовать силовой тренировке, а впоследствии производиться одновременно с ней.[27].
На первом этапе занятий наибольшую эффективность дают пассивные упражнения. Не все упражнения дают одинаковую нагрузку, в статических положениях она больше, чем в маховых, поэтому различной должна быть и их дозировка.
Пассивные движения целесообразно выполнять в 3 - 4 подхода каждое с числом повторений от 10 до 40. Статические положения удерживаются в 3 - 4 подхода по 6 - 10 сек в каждом. Расслабленные висы выполняются в 2 - 3 подхода по 15 - 20 сек. Число повторений и время удерживания зависит не только от состояния работающих мышц, но и от общего состояния - общая усталость уменьшает амплитуду движений, а значит и эффективность развития гибкости.
Одним из основных правил в развитии гибкости является обязательное разогревание работающих мышц. Растягивающие движения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде, избегая при этом резких движений. Только заключительные движения можно выполнять достаточно резко, так как мышцы уже адаптируются к растягиванию. После окончания растягивания целесообразно вновь выполнить упражнения типа разминающих, что способствует активному отдыху поработавших мышц. После этого следует максимально расслабить мышцы и несколько минут отдыхать пассивно, без движений.
Для развития активной подвижности используют те же методы, что и для развития силы, основной из которых - метод повторных усилий с максимальным напряжением во всех режимах работы. Они более трудоемки, поэтому необходимо уменьшать число их подходов и количество повторений и увеличивать продолжительность отдыха между подходами.
Упражнения первой группы выполняются в 2 - 3 подхода с 6 - 8 повторениями (вес отягощения - до 2 % от веса тела).
Статическое удержание осуществляется в 2-3 подхода по 5 - 6 сек.
Статическое удержание 3 - 4 сек с дополнительным махом в 2 подхода с 2 - 3 повторениями. При этом между повторениями необходимо расслабление или движения в противоположную сторону.
Упражнения 4-й группы выполняются по 1 разу в 1 - 2 подхода с отягощением в 2 - 3 % от веса тела, которое удерживается 2 - 3 сек.
Между подходами, в перерывах, которые необходимо увеличить до 2 - х мин в первую минуту необходимо расслабленно и спокойно отдохнуть. Затем целесообразно выполнить 3-5 движений в противоположную сторону и сразу несколько свободных маховых движений за счет тренируемой группы мышц. В оставшееся время необходимо расслабить мышцы.
Если в ходе тренировки появляется чувство общей усталости, необходимо дождаться восстановления (1 - 2 мин). При стойком утомлении тренировку следует прекратить.
Для осуществления наиболее оптимальной двигательной активности необходимо в первую очередь развивать подвижность позвоночного столба, тазобедренных, плечевых, коленных, голеностопных суставов, суставов кисти.
Важным моментом в воспитании гибкости является контроль за ним. Существуют различные инструментальные методы контроля подвижности в суставах, но в широкой практике более целесообразно пользоваться методикой тестов и контрольных упражнений.
В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение стретчинг - система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Термин стретчинг происходит от английского слова «stretching» - натянуть, растягивать.
В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме, занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.
Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируется процессы кровообращения и обмена веществ.
В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятии (урока) как средство развития гибкости и повышение эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятие болей и предотвращение судорог.
Существует различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1 - 5 с, затем расслабление мышцы 3 - 5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении. Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.
Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.
Продолжительность одного повторения) удержание позы) от 15 до 60 с. (для начинающих и детей - 10 - 20с.)
Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10 - 30 с.
Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.
4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.
5. Характер отдыха - полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.
Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц [37].
Выводы по первой главе
Анализ научно-методической литературы показывает, что: при развитии гибкости у детей необходимо учитывать возрастные особенности. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей и подростков 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.
В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа: 1 этап - «суставной гимнастики», 2 этап - специализированного развития подвижности в суставах, 3 этап - поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.
Литературные данные показали, что для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивания, а также правильную дозировку нагрузок. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гимнастику, вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.
В комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
Исследование проходило в три этапа с 2012 по 2013 г., на каждом из которых, в зависимости от задач, применялись свои методы.
На первом, организационном, этапе (май-сентябрь 2012 года) изучалась психолого-педагогическая, спортивная литература, теоретические и практические основы воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Основной целью данного этапа было изучение различных методик воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста. Мы прибегали к следующим методам исследования: анализ литературных источников, изучение документации, анализ эмпирических данных, обобщение фактов. На этом этапе был разработан и сформулирован научный аппарат исследования.
На втором, базовом, этапе (сентябрь-май 2012-2013 года) исследования проводился сравнительный педагогический эксперимент. Для решения поставленных задач были созданы 2 группы школьников 3-х классов (средний возраст 9-10 лет). Под наблюдением находились 30 учеников. Из них 15 школьников составили контрольную группу, 16 - экспериментальную группу. Для определения уровня развития гибкости в исследовании были использованы следующие контрольные упражнения (тесты):
Подвижность позвоночного столба (Наклон вперед). Общепринятая методика оценки гибкости - измерялось расстояние пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак '+') было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный - расстояние выше изолинии (знак '-').
Подвижность в тазобедренном суставе. Методика оценка гибкости по углу в тазобедренном суставе в положении 'продольный шпагат' с помощью общепринятых методов гониометрии. Для измерения углов использовался гониометр (угломер), который накладывался в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела.
Определение уровня развития гибкости проводилось вначале (сентябрь 2012) и в конце (май 2013) эксперимента.
Контрольная и экспериментальная группы занимались по одному поурочному (тематическому) плану, разработанного в соответствии школьной программы по физическому воспитанию. Но в экспериментальной группе в подготовительной, основной и заключительной частях урока использовались элементы из методики стретчинга, направленных на воспитание гибкости.
На третьем, завершающем, этапе (май- декабрь 2013 года) исследования продолжалось выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования. На этом этапе для определения достоверности различий использовался t-критерий Стьюдента, как метод математико-статистической обработки.
2.2 Методика экспериментальной программы по развитию гибкости у детей 9-10 лет
Экспериментальная программа по развитию гибкости у детей 9-10 лет основывается на широко распространенной, в последнее время за рубежом и в нашей стране, методике стретчинг. Стретчинг - система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. В процессе выполнения упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 5 до 20 с, при этом он старается напрягать растянутые мышцы. Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.
Для воспитания гибкости учащихся 9-10 лет мы использовали элементы методики стретчинга в подготовительном, основном и заключительном частях урока физической культуры. В подготовительную часть урока мы включали несколько упражнений из нашего арсенала после комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению основной нагрузки. Если одной из задач урока являлось, непосредственно, воспитание гибкости, то в основную часть урока мы включали целый комплекс упражнений на растягивание по методике стретчинга. Элементы методики стретчинга мы также включали и в заключительную часть урока как средство восстановления после нагрузок.
При проведении занятий мы использовали следующие упражнения:
Упражнение на растягивание мышц паховой области и спины. Необходимо сесть на пол, сложить подошвы ног перед собой. Держась за пальцы ног, осторожно наклониться вперед, пока не почувствуете растяжение мышц в паху и нижней части спины. Не наклонять головы и не подавать вперед плечи, спину держать ровно. Если трудно сделать упражнение, отодвиньте ноги подальше. Удерживать положение 1-5 с, затем расслабиться 3-5 с, и выполнить упражнение еще два раза с таким же перерывом.
Упражнение на растягивание мышц бедра и связок коленного сустава.
Необходимо встать в нескольких сантиметрах от стены и положить на нее правую руку. Взяться за правую ногу левой рукой и подтянуть ногу к ягодице. Удерживать в таком положении 5-10 с, затем сменить положение и тянуть левую ногу правой рукой.
Упражнение на растягивание подколенных связок и мышц задней части бедра.
Необходимо сесть на пол, вытянув и слегка согнув ноги в коленях, обхватить ладонями икры ноги и двигать руками к лодыжкам так далеко, как возможно. Удерживать в крайнем положении 5-10 с.
4. Упражнение на растягивание задней поверхности бедра и голени. Необходимо сесть, выпрямить одну ногу перед собой, поставить ее на пятку. Наклониться всем корпусом вперед, не округляя плечи и держа спину прямо. Удерживать 5-10с. Для усиления эффекта необходимо взяться за носок и потянуть его на себя. Повторить все с другой ноги.
5. Упражнение на растягивание мышц спины.
Сидя на полу, обхватите руками колени снизу и не меняя положения рук, округлите спину. Сделайте глубокий выдох. Удерживать 5-10с.
Упражнение на растягивание косых мышц брюшного пресса. Из исходного положения: стоя на полу, ноги на ширине плеч, правая рука за спиной, левая вверху и не много вытянута перед собой. Необходимо тянуть левую руку в правый угол по диагонали. Удерживать до 20с.
Упражнение на растягивание внутренней поверхности бедра.
Необходимо занять положение бокового выпада. Стопы находятся на одной линии, колено согнутой ноги - над носком. Прямой спиной наклониться вперед. Выполнить упражнение в другую сторону.
8. Упражнение на растягивание мышц груди.
Разведите обе руки вверх и в стороны. Спину держите ровно, не прогибаясь в пояснице. Удерживать до 20с.
9. Упражнение на растягивание задней поверхности бедра.
Сидя на полу, согните одну ногу, а другую вытяните перед собой. Наклонитесь вперед с прямой спиной, обхватите руками стопу, и потяните носок на себя. Сделайте глубокий выдох. Удерживать до 5-10с, и повторить с другой ноги.
В процессе выполнения упражнений мы выбрали следующие параметры продолжительности и характера отдыха.
1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 5 до 10 с., а в некоторых случаях (в легких упражнениях) до 20с.
2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 5-10 с.
3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 8.
4. Характер отдыха - полное расслабление, активный отдых.
Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе при воспитании гибкости и подвижности в суставах, является обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.
Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.
Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и, главным образом, мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном 'разогревании' мышц, их растяжимость увеличивается.
Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног.
Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц, нельзя задерживать дыхание, растягивать медленно и спокойно пока не почувствуете слабое напряжение. Запрещается растягивать мышцы до появления боли в них.
2.3 Результаты исследования и их интерпретация
В ходе нашего исследования, целью которой было изучение особенностей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста, а также обоснование методики развития гибкости детей 9-10 лет на основе применения стретчинга, мы получили следующие результаты, которые приведены в таблицах 5 и 6.
Результаты предварительного тестирования уровня развития гибкости с использованием тестов определяющих подвижность позвоночного столба, подвижность в тазобедренном суставе, показали отсутствие достоверных различий. А результаты конечного тестирования показали достоверный прирост гибкости в обоих тестах.
Анализируя полученные данные, можно констатировать, что показатели уровня развития гибкости учащихся 9-10 лет в ходе исследования значительно повысились как в контрольной так и в экспериментальной группах, но значительный прирост в экспериментальной группе.
Средний показатель гибкости в контрольной группе по тесту «Наклон вперед» в начале эксперимента составил 4,2 см, а в конце эксперимента 5,1 см. Прирост гибкости в контрольной группе составил 0,9 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по разработанной нами методике по развития гибкости, составили соответственно в начале эксперимента 3,9 см, а в конце эксперимента 6,6 см. Прирост гибкости в экспериментальной группе составил 2,7 см (рис.1). Эти различия весьма существенны и статистически достоверны (t = 2,4 при р < 0, 05).
Средний показатель гибкости в контрольной группе рассчитанного по тесту 'Продольный шпагат' в начале эксперимента составил 157,2 градуса, а к концу достиг до 161,3 градуса. Прирост гибкости в контрольной группе составил 4,1 градуса. В экспериментальной группе соответствующие показатели составили 154,2 градуса в начале эксперимента и достигли 170,6 градуса в конце эксперимента. Прирост гибкости в экспериментальной группе составил 16,4 градуса (рис.2). Эти различия весьма существенны и статистически достоверны (t =9,47 при р < 0, 05).
Рис. 1. Динамика развития гибкости в контрольной и экспериментальной группах по тесту «Наклон вперед »
Рис. 1. Динамика развития гибкости в контрольной и экспериментальной группах по тесту «Продольный шпагат»
Таблица 5
Уровень развития гибкости в контрольной группе в начале и в конце эксперимента по тестам «Наклон вперед» и «Продольный шпагат»
Ф.И.О. |
Показатель гибкости по тесту «Наклон вперед» в начале экспер-та, см |
Показатель гибкости по тесту «Наклон вперед» в конце экспер-та, см |
Показатель гибкости по тесту «Продольный шпагат» в начале экспер-та, в градусах |
Показатель гибкости по тесту «Продольный шпагат» в конце экспер-та, в градусах |
|
1. |
6 |
7 |
160 |
165 |
|
2. |
3 |
4 |
154 |
156 |
|
3. |
3 |
4 |
155 |
159 |
|
4. |
7 |
7 |
162 |
168 |
|
5. |
4 |
5 |
156 |
160 |
|
6. |
3 |
4 |
161 |
166 |
|
7. |
5 |
5 |
160 |
165 |
|
8. |
4 |
4 |
156 |
158 |
|
9. |
2 |
3 |
150 |
156 |
|
10. |
3 |
4 |
160 |
165 |
|
11. |
6 |
7 |
160 |
164 |
|
12. |
5 |
6 |
158 |
160 |
|
13. |
3 |
5 |
156 |
158 |
|
14. |
2 |
3 |
151 |
156 |
|
15. |
7 |
7 |
159 |
164 |
|
Средние арифметические показатели гибкости |
4,2 |
5,13 |
157,2 |
161,3 |
Таблица 6
Уровень развития гибкости в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента по тестам «Наклон вперед» и «Продольный шпагат»
Ф.И.О. |
Показатель гибкости по тесту «Наклон вперед» в начале экспер-та, см |
Показатель гибкости по тесту «Наклон вперед» в конце экспер-та, см |
Показатель гибкости по тесту «Продольный шпагат» в начале экспер-та, в градусах |
Показатель гибкости по тесту «Продольный шпагат» в конце экспер-та, в градусах |
|
1. |
6 |
11 |
160 |
180 |
|
2. |
4 |
6 |
158 |
174 |
|
3. |
3 |
6 |
156 |
172 |
|
4. |
5 |
7 |
158 |
176 |
|
5. |
2 |
5 |
145 |
155 |
|
6. |
4 |
6 |
155 |
158 |
|
7. |
5 |
7 |
158 |
176 |
|
8. |
4 |
7 |
157 |
178 |
|
9. |
3 |
6 |
150 |
165 |
|
10. |
3 |
5 |
154 |
168 |
|
11. |
6 |
9 |
158 |
179 |
|
12. |
4 |
7 |
156 |
171 |
|
13. |
3 |
6 |
152 |
166 |
|
14. |
2 |
4 |
140 |
154 |
|
15. |
5 |
8 |
156 |
178 |
|
Средние показатели гибкости |
3,93 |
6,66 |
154,2 |
170,6 |
Определим достоверность различий результатов эксперимента по t- критерию Стьюдента и проверим правильность выдвинутой гипотезы. Для этого необходимо сделать ряд расчетов.
1. Вычислить средние арифметические величины Х для каждой группы в отдельности по формуле:
Х= ?Хi/n
Средние арифметические величины по результатам в тесте «Наклон вперед»: Хэ=6,66 Хк=5,13
Средние арифметические величины по результатам в тесте «Продольный шпагат»: Хэ= 170,6 Хк=161,3
2. В обеих группах вычислить стандартное отклонение () по следующей формуле:
= Х i max -Х i min/К
К - табличный коэффициент равный в данном случае 3,47
Стандартное отклонение по результатам в тесте «Наклон вперед»:
э = 2,01 к = 1,15
Стандартное отклонение по результатам в тесте «Продольный шпагат»:
э = 7,7 к = 3,45
3. Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического значения (т) по формуле:
т = /vn-1
Стандартную ошибку среднего арифметического значения по результатам в тесте «Наклон вперед»:
mэ= 0,53 mк=0,3
Стандартную ошибку среднего арифметического значения по результатам в тесте «Продольный шпагат»:
mэ=0,26 mк=0.92
4. Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:
t= Хэ-Хк/ тэ2+т2к
Средняя ошибка разности по результатам в тесте «Наклон вперед»: t= 2,4
Средняя ошибка разности по результатам в тесте «Продольный шпагат»: t = 9,47
5. По специальной таблице определяется достоверность различий. Для этого полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5 %-ном уровне значимости (t0.05) при числе степеней свободы f = nэ+ nк -2, где nэ и nк- общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольной группах. Если окажется, что полученные в эксперименте t больше граничного значения (t0.05), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 5 %-ном уровне значимости, и наоборот, в случае когда полученные t меньше граничного значения t0.05, считается, различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случай характер. Граничное значение при 5-%-ном уровне значимости (t0.05) определяется следующим образом:
- вычислить число степеней свободы f = nэ+ nк -2: f = 15+15 -2 = 28
- найти по таблице граничное значение t0.05 при f = 28
В нашем примере табличное значение t0.05 = 2.04, сравним его с вычисленным t, которое равно 2.4 и 9,47, т.е больше граничного значения (2.04). Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что разработанная нами методика развития гибкости школьников 9-10 лет на основе применения стретчинга казалось эффективнее, чем общепринятая.
Выводы по второй главе
Прирост уровня развития гибкости за период эксперимента в контрольной группе рассчитанного по тесту «Наклон вперед» составил 0,93 см, а в экспериментальной группе 2,73 см.
Прирост уровня развития гибкости за период эксперимента в контрольной группе рассчитанного по тесту «Продольный шпагат» составил 4 градуса, а в экспериментальной группе 16,4 градуса.
Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика развития гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением гибкости благодаря занятиям физической культурой по обычной программе, а в экспериментальной группе более значительные изменения объясняются именно эффектом применения нашей методики развития гибкости. Полученные результаты измерений обработаны методом математической статистики. Различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями достоверны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 - 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 - 10 лет, а для развития активной гибкости возраст 10 - 14 лет.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.
2. Литературные данные показали, что для воспитания гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание по методике стретчинга, а также правильную дозировку нагрузок.
3. Положительная динамика в развитии гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняет влиянием занятий физической культурой по обычной программе.
4. Высокий прирост показателей гибкости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой объясняется именно влиянием нашей методики развития гибкости построенной на основе применения стретчинга. Различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями достоверны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте /И.В. Аулик// Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 10. - С. 192.
2. Ашмарин Б. А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990.-287с.
3. Ашмарин Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.
4. Башуков С. М. Детский праздник /С.М. Башуков//Физическая культура в школе. - 1988. - № 5. - 39 с.
5. Бердинков Г.И, - Массовая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие/ Г. И. Бердинков, Максимова В.Н - М.: Высшая школа, 1991.- 240с.
6. Береснева И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных самотипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №6. - С. 36.
7. Богданова Г. П. - Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова - М.: Просвещение, 1986.-220с.
8. Бондаренко Е.В., Ревякин Ю.Т. Развитие гибкости и силовых способностей на занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №9. - С.37.
9. Быков В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. - Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.
10. Воробьев В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. - 54 с.
11. Волгецкий Э. И. Опыт организации спортивно-массовой работы в школе / Э.И. Волгецкий// Физическая культура в школе. - 1991.- №10. - С. 40.
12. Галеева М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. - Киев, 1980. - 56 с.
13. Гейнц К. А. Ни дня без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. - 1990.- № 4.- С. 4-1.
14. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 3. - С. 18-19.
15. Демидов В. М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников /В.М. Демидов// Физическая культура в школе. - 1991.- № 1.- С. 47.
16. Дуранов М. Е. Исследовательский подход /М.Е. Дуранов, А.Г. Гостев// Педагогическая деятельность. - 1996.- №5. - С.7-2.
17. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебник /Ю.А. Ермолаев. - М., Возрастная физиология, 1985.- 34 с.
18. Зимкина Н. В. - Физиология человека: Учебник /Н.В. Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 1964.-589с.
19. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов /В.В. Иванов// Спорт. - 1987.- № 8. - С. 43.
20. Иванов А.В. От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - С.44.
21. Козлова В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт, 1983.- 31.
22. Костенок П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта /П.И. Костенок// Физиология человека - 1997. - Т.23, № 6. - С. 65-73.
23. Коца Я.М Спортивная физиология: Учебник /Я.М. Коца. - М.: 1983. - 39c.
24. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192с.
25. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. - 1982. - №7. - С. 19.
26. Масленников С. М. Родительский час в спортивном зале /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.- 1990.- № 1. - С.5-4.
27. Матвеев Л.П. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. - М., 1991. - 65 с.
28. Матвеев Л. П. - Теория и методика физического воспитания. Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 229 с.
29. Матвеева О. П. - Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1995.-215с.
30. Матвеев Л. П. - Теория и методика физического воспитания. ТII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с.
31. Морозов О. В. Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. - 1991.- № 5.- С. 4-7с.
32. Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 1982.- 34 с.
33. Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1996. - 43 с.
34. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 1970.- С. 32.
35. Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 1970.- 24с.
36. Смоленский В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное пособие /В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. - М - 1979. - 123с.
37. Трещева О.Л., Панова Е. В. Методика развития гибкости у юных пловцов с помощью статических упражнений растягивающего характера // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - №5. - С. 37-41.
38. Туманян Г.С. Телосложение и спорт: Учебное пособие /Г.С. Туманян, Э.Г Мартиросов.- М.: Терра-спорт, 1976. - 239с.
39. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 1983.- 75с.
40. Харабуги Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Г.Д. Харабуги.- М.: Физкультура и спорт, 1974. - 102с.
41. Холодов Ж. К. - Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 480с.
42. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова. - М.: Академия, 1978.- 73с.
43. Хрипкова Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. - М..: Просвещение, 1988.- 36с.
44. 40.Чудновец В. Н. Турнир рыцарей спорта /В.Н. Чудновец// Физическая культура в школе. - 1995.- № 2. - С. 6-4.