ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Качество получаемого образования характеризует эффективность совместной работы профессорско-преподавательского состава и студентов вуза. Объективное представление об уровне знаний студентов можно получить только с помощью систематического, должным образом распределенного во времени контроля учебного процесса со стороны профессорско-преподавательского состава.
Университет оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников.
Контроль учебной работы необходимо рассматривать в качестве одного из ведущих средств управления учебно-воспитательным процессом. Он должен направляться на объективный и систематический анализ хода изучения и усвоения студентами учебного материала в соответствии с требованиями, изложенными в Государственных образовательных стандартах, учебных планах и программах дисциплин и содействовать повышению уровня преподавания и улучшению организации учебных занятий.
Для упрощения работы преподавателей производится систематизация контроля. Эта система позволяет в одном месте хранить все данные о группе учащихся, посещаемость, отметки, а также информацию о проделанной работе.
Цель работы: рассмотреть методику проведения занятия с использованием системы текущего контроля успеваемости студентов.
Задачи:
- рассмотреть понятие контроля успеваемости;
- рассмотреть виды контроля;
-анализ занятия с применением системы текущего контроля успеваемости студентов.
Объект исследования: контроль успеваемости студентов.
Предмет: систематизация текущего контроля.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНТРОЛЕ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1 Определение понятия текущего контроля
Текущий контроль успеваемости студента - одна из составляющих оценки качества усвоения образовательных программ. Текущий контроль проводится в течение семестра по итогам выполнения студентами лабораторных и практических занятий, курсовых проектов и работ, участия в семинарах, тестировании, выполнения домашних заданий, контрольных работ [7].
Текущий контроль знаний студентов может иметь следующие виды:
? устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;
? проверка выполнения письменных домашних заданий и расчетно-графических работ;
? защита лабораторных работ;
? проведение контрольные работы;
? тестирование (письменное или компьютерное);
? проведение коллоквиумов (в письменной или устной форме);
? контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме) [8].
Студент обязан участвовать во всех видах текущего контроля успеваемости.
С целью обеспечения контроля текущей успеваемости студентов и для их информации о календарных планах учебных занятий составляются графики учебного процесса, вывешиваемые у деканатов факультетов и раздаваемые старостам групп.
Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется преподавателем с учётом цели контроля (тренинговый, корректировочный, технологический и др.), критериев оценки (общего уровня, соответствие требованиям ГОС ВПО и др.), механизма контроля (вопросы, тесты, письменная работ, проект, реферат и др.) [11].
В графиках указываются на соответствующих неделях выполняемые лабораторные и практические занятия, курсовые проекты и работы, тестирования.
Виды и примерные сроки проведения текущего контроля успеваемости студентов устанавливаются рабочей программой дисциплины.
Конкретные сроки проведения рубежного контроля в рамках текущего контроля успеваемости студентов устанавливаются семестровыми учебными графиками групп, которые разрабатываются деканатами на основании предложений кафедр, утверждаются ректором и доводятся в начале семестра до преподавателей и студентов.
В начале семестра ведущий преподаватель, по своему усмотрению, проводит входной контроль знаний студентов, приобретённых на предшествующем этапе обучения и необходимых для успешного овладения новой дисциплиной в установленные сроки.
Дисциплина студенту считается зачтённой, если им выполнены в необходимом объёме и защищены с оценкой, не меньшей установленного минимального порога, все виды учебной работы, предусмотренные по данной дисциплине [8].
Данные текущего контроля должны использоваться деканатами, кафедрами и преподавателями для обеспечения ритмичной учебной работы студентов, привития им умения четко организовывать свой труд, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, для организации индивидуальных занятий творческого характера с наиболее подготовленными обучающимися, а также для совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
1.2 Виды контроля успеваемости студентов
Контроль успеваемости студентов подразделяется на текущий, промежуточный и итоговый. Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов.
К текущему контролю относятся: проверка посещаемости студентами занятий, проверка их знаний и навыков на занятиях, проверка качества конспектов лекций и иных материалов; проверка выполнения контрольных работ, тестирование по разделам учебных дисциплин и т.п. Результаты текущего контроля учитываются преподавателями в журнале учета учебных занятий и периодически обсуждаются на заседаниях кафедр и советов факультетов. Текущий контроль успеваемости студентов может осуществляться в рамках рейтинговой системы, которая предполагает разделение процесса изучения каждой дисциплины во времени на содержательные этапы (модули), контроль всех основных видов учебной работы по окончании каждого этапа и широкую гласность результатов контроля [10].
Рейтинговая система управления, контроля и оценки качества учебной работы студентов введена в большинстве высших учебных заведений.
В связи с переводом учебного процесса на принципиально новые учебные планы существенно возрастает роль самостоятельной работы студентов, ставшей основной формой получения знаний. В таких условиях возникает необходимость применения нетрадиционных форм контроля учебной работы студентов [1].
Рейтинговая система оценки знаний студентов предусматривает: рубежный рейтинг, который служит для оценки объема и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля дисциплины и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов; итоговый рейтинг, который служит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объему учебной дисциплины, изученному в семестре; суммарный рейтинг - комплексный накапливаемый показатель, определяющий успеваемость студента за определенный период обучения (семестр, курс, весь период обучения). Суммарный рейтинг служит для дифференциации и ранжирования студентов по итогам успеваемости.
Промежуточная аттестация студентов является следующим видом контрольных мероприятий, базирующихся на результатах текущего или рейтингового контроля знаний. Она предназначена для определения степени достижения учебных целей по данной дисциплине в целом или наиболее важным ее разделам, и проводится в ходе зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ, отчетов по практике.
Формы промежуточной аттестации определяются учебным планом. Для проверки теоретических знаний по изученным в семестре дисциплинам (или их части) промежуточная аттестация проводится в виде экзамена или зачета. Аттестация практических видов работы студентов по дисциплинам (практические занятия, лабораторные работы, курсовые проекты и работы) осуществляется в виде зачетов или дифференцированных зачетов. Результаты промежуточного контроля фиксируются в зачетно-экзаменационной ведомости или в экзаменационном листе и зачетной книжке. Они являются основанием для перевода студентов с курса на курс, отчисления из вуза и рассмотрения других вопросов, при решении которых принимается во внимание успеваемость. Студенты обязаны сдать все экзамены и зачеты в строгом соответствии с учебными планами и утвержденными программами учебных дисциплин.
Зачеты служат формой проверки усвоения студентами учебного материала, выполнения практических видов работ. Они могут устанавливаться по дисциплине в целом или ее разделам. Зачеты проводятся устно, письменно, в форме тестирования или практически (по физической культуре, информатике). Зачеты проводятся после изучения соответствующей дисциплины до начала экзаменационной сессии. В соответствии с графиком учебного процесса возможно выделение зачетной недели, либо прием зачетов на последнем занятии в рамках учебного расписания. Порядок проведения зачетов, форма проверки знаний и навыков студентов определяются кафедрой. О процедуре и сроках приема зачетов студенты оповещаются заблаговременно. Зачеты принимаются преподавателями, ведущими занятия в группе, или читающими лекции по данной дисциплине. Для проведения зачетов преподаватель разрабатывает перечень вопросов, охватывающих весь программный материал дисциплины или отдельный ее раздел. Если потребуется, принимающий зачет преподаватель может задать студенту дополнительные вопросы. Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса тем студентам, которые показали высокую успеваемость в текущем семестре по данной дисциплине и активно участвовали в семинарах, практических и других видах занятий. Результаты зачетов оцениваются: «зачтено», «не зачтено».
Экзамены являются заключительным этапом изучения дисциплины в полном объеме или ее части (раздела) и имеют целью проверить и оценить теоретические знания студентов, их навыки и умения применять полученные знания при решении практических задач по конкретной дисциплине. Экзамены проводятся, как правило, в период экзаменационных сессий, но, в порядке исключения, могут проводиться в семестре сразу же после завершения изучения дисциплины.
Студенты допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, выполнения лабораторных работ, защиты курсовых работ, предусмотренных учебным планом на данный семестр и отсутствии финансовых задолженностей. Экзамены проводятся в объеме рабочей программы по билетам в устной или письменной форме. Форма и порядок проведения экзамена определяются кафедрой. Оценка по результатам экзамена объявляется студенту, заносится в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки проставляются только в ведомости (в зачетные книжки не заносятся). Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана за курс обучения, сдавшие все установленные зачеты и экзамены, приказом ректора университета переводятся на старший курс [10].
1.3 Систематизация текущего контроля успеваемости
Как уже говорилось в предыдущем пункте, текущий контроль это проверка посещаемости студентами занятий, проверка их знаний и навыков на занятиях, проверка качества конспектов лекций и иных материалов; проверка выполнения контрольных работ, тестирование по разделам учебных дисциплин и т.п. Результаты текущего контроля учитываются преподавателями в журнале учета учебных занятий [10].
Для упрощения работы преподавателей в ВУЗах систематизируют текущий контроль успеваемости, путем создания электронных журналов.
Возможности:
- чёткая организация огромного количества данных;
- быстрый поиск запрошенных данных;
- надежность с физической точки зрения;
- безопасность хранения данных;
- полная автоматизация;
- возможность менять параметры студентов, групп.
Назначение: контроль посещаемости студентов, анализ результатов контрольных недель.
Существует ряд требований к рабочему месту преподавателей, для работы в электронном журнале:
- персональный компьютер, либо ноутбук;
- подключение к локальной сети (проводное соединение, wi-fi);
- наличие актуальной версии интернет браузера (Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera, Google Chrome);
- наличие индивидуального логина и пароля.
Запуск «Журнала посещений»:
- запускаем интернет браузер;
- выходим на сервер дистанционного обучения http://ftipdo.nspu.net/sdl;
- авторизуемся, заходим в раздел «Преподавателям»;
- находим подраздел «Журнал посещений»;
- в курсе СДО переходим по ссылке http://192.168.100.5:8080/FtipJornal/ru_RU/
Перейдя по ссылке необходимо в открывшемся окне, как показано на рисунке 1, найти своего пользователя и ввести пароль.
Рисунок 1.1 - Вход в систему
В открывшемся окне списка занятий нажимаем кнопку «Создать», как показано на рисунке 2.
Рисунок 1.2 - Создание занятия
В новом занятии заполняем последовательно поля «Дата занятия», «Пара», «Вид занятия», «Группа», «Дисциплина», «Аудитория», «Тема занятия». После этого нажимаем кнопку «Заполнить по группе».
Отмечаем посещаемость студентов, либо ставим отметки за контрольную неделю.
Рисунок 1.3 - Отметка посещаемости
В случае, когда нужно внести оценки за контрольную неделю, необходимо заполнить поле контрольная неделя, как показано на рисунке 4.
Рисунок 1.4 - Контрольная неделя
В поле контрольная неделя нажать значок выбора, в диалоговом окне выбрать контрольную неделю соответствующего курса.
Если необходимо посмотреть успеваемость за предыдущие занятия, нужно нажать на кнопку «Посещаемость» в верхнем меню создаваемого (редактируемого) документа. В результате вам выведутся оценки и посещения данных занятий группой со списком тем занятий.
Рисунок 1.5 - Успеваемость предыдущих занятий
ВЫВОДЫ: В первой главе были рассмотрены основные виды контроля успеваемости студентов. Главный акцент был поставлен на текущий контроль, рассмотрено определение и назначение этого контроля.
текущий контроль успеваемость студент
2. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Профессия: техник.
Специальность: 190631
Название дисциплины: информатика и ИКТ.
Тема занятия: «Построение таблиц в текстовом процессоре Microsoft Word 2010»
Цель обучения: обеспечить усвоение студентами способа построения таблиц в Microsoft Word.
Цель воспитания:
- развить у учащихся интерес к предмету;
- формировать у учащихся наблюдательность.
Цель развития: развивать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира.
Тип занятия: комбинированный.
Методы проведения занятия: словесные (объяснение, рассказ), наглядные (демонстрация).
Средства обучения: ПК, проектор.
Структура занятия:
- организационный момент(10 минут)
- установка цели (5 минут)
- актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии(10 минут)
- сообщение новых знаний(15 минут)
- выполнение самостоятельной работы (30 минут)
- проверка и оценка выполненной работы (10 минут)
- обобщение новых знаний (10 минут).
Ход занятия:
До начала занятия преподаватель создает в электронном журнале занятие, где заполняет все необходимые поля: «Дата занятия», «Пара», «Вид занятия», «Группа», «Дисциплина», «Аудитория», «Тема занятия». После этого нажимаем кнопку «Заполнить по группе».
I. Организационный момент.
-Приветствие;
-Настрой на работу;
-Перекличка (здесь преподаватель отмечает в электронном журнале отсутствующих студентов);
-Проверка готовности студентов к работе.
II. Установка цели.
Студенты должны знать, понимать основы работы с таблицами и диаграммами в текстовом процессоре Microsoft Word 2010.
III. Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии.
Преподаватель вместе со студентами вспоминает, что же такое текстовый процессор, какие у него основные операции, что такое формат символа, форматирование текста, буфер обмена и т.д.
Здесь преподаватель может найти в журнале предыдущее занятие и посмотреть, кто из студентов меньше других был включен в работу, чтобы спросить именно их о материале того занятия.
IV. Сообщение новых знаний.
В программе Microsoft Word можно не только напечатать текст, но и сделать таблицу. Она вставляется в текст, при помощи определенных кнопок, о которых мы сейчас будем говорить. Вы можете выбрать для своей таблицы определенное количество строк и столбцов, и редактировать её на свое усмотрение - объединять ячейки, расширять, сужать, удалять ячейки и строки, печатать внутри таблицы текст и многое другое. Таблицы очень удобный инструмент для многих целей. Работу с таблицами удобнее всего проводить в режиме “разметка страницы”. Элементами таблицы будем считать: ячейки, строки, столбцы.
Таблицу можно создать несколькими способами:
- вставить, выполнив действия Вставка - Таблица - Вставить таблицу;
- нарисовать, выполнив действия Вставка - Таблица - Нарисовать таблицу;
- преобразовать готовый текст в таблицу. Для этого необходимо набрать нужный нам текст выбрать Вставка - Таблица - Преобразовать в таблицу, далее задать число столбцов и указать разделитель(если текс набран с пробелом, нужно выбрать разделитель «другой» и в ячейке поставить пробел).
Также, в Word имеется такая функция как «Экспресс-таблицы», т.е. можно вставить уже готовый образец таблицы с данными, которые можно изменить на свои.
Операций с таблицами в Word очень много, например: добавление, удаление, объединение и перемещение ячеек, форматирование текста, границ, цвета и стиля таблицы и т.д. Сейчас продемонстрируем основные из них.
Создадим таблицу как на рисунке 1, выполнив команду: Вставка - Таблица - Вставить таблицу - Число столбцов - 7, Число строк - 1, автоподбор - постоянная.
Введите текст в 5 ячеек без учета расположения.
Выделите 1 ячейку и выберите нужное направление текста в меню Работа с таблицами - Макет - Выравнивание, обратите внимание, что данные в ячейке расположены как по вертикали, так и по горизонтали по центру.
Рисунок 2.1 - Пример таблицы
Потяните за нижнюю границу таблицы так, чтобы текст отображался как на образце.
Выполните необходимые действия, указанные в ячейке 5. Для смены цвета шрифта используйте кнопку «Цвет текста», для смены цвета ячейки используйте кнопку «Заливка».
Выделите всю таблицу. Для этого в верхнем левом углу таблицы появляется маркер, нажмите на него, далее Работа с таблицами - Конструктор - Выберите Внешние границы - Нет границ (Удалить).
Нажмите на кнопку Внутренние границы. Выберите Стиль пера - двойная. Нажмите на кнопки: Верхняя граница, Правая граница, Левая граница.
Рисунок 2.2 - Отформатированная таблица
Добавим строку к имеющейся таблице, как на рисунке 2. Для этого выделим первую строку таблицы и выполним команду: Работа с таблицами - Макет - Вставить снизу.
Выделите 6 и 7 ячейки и объедините их в одну, выполнив следующее действие Работа с таблицами - Макет - Объединить ячейки. Введите в эту строку свою фамилию и имя. Цвет шрифта - красный, заливка - желтая. Выделите 1 ячейку 2 строки и разбейте ее на ячейки: 2х2 (2 строки и 2 столбца). См. рисунок 2.
Измените границы всей таблицы на волнистую линию.
IV. Выполнение самостоятельного задания.
Создание и редактирование таблиц.
Задание 1.
Используя знания полученные на занятии, данный текст преобразовать в таблицу, используя необходимые инструменты, для того чтобы получить готовый результат, как на рисунке 3.
Царство Животные
Тип Хордовые
Подтип Позвоночные
Класс Млекопитающие
Подкласс Плацентарные
Отряд Хоботные
Семейство Слоновые
Рисунок 2.3
Задание 2.
Используя инструкцию создать таблицу, как на рисунке 4, для первого варианта, как на рисунке 5, для второго варианта (цвета колонок и строк вы можете выбрать сами).
Рисунок 2.4
Рисунок 2.5
Инструкция по работе с таблицами.
Вставка таблицы
установите курсор в то место текста, где должна располагаться таблица;
выберите пункт Меню=>Вставка=>Таблица=>Вставить таблицу;
в открывшемся диалоговом окне “Вставка таблицы” введите предполагаемое количество строк и столбцов будущей таблицы (строки/столбцы, в дальнейшем, можно добавлять и удалять);
установите нужную ширину столбца, если не хотите создавать таблицу по всей ширине страницы.
Рисование таблицы.
выберите пункт Меню=>Вставка=>Таблица=>Нарисовать таблицу;
выберите тип линии, толщину и цвет линий (Меню=>“Конструктор”, установите курсор в то место текста, где должна располагаться таблица);
используйте кнопку “Нарисовать таблицу” для рисования границ таблицы, кнопку “Ластик” для стирания границ таблицы, как будто расчерчиваете таблицу на листе бумаги.
Перемещение внутри таблицы:
Перемещения можно осуществлять как спомощью стрелок на клавиатуре, так и с помощью клавиш и их сочетаний. Tab - переход от ячейки к ячейке слева направо+ ввод новых ячеек; Shift+Tab - переход от ячейки к ячейке cправа налево; Enter - ввод нового абзаца в ячейке.
Добавление и удаление ячеек, строк, столбцов в таблицах.
В готовую таблицу всегда можно внести изменения: добавить или удалить строки, столбцы, ячейки; изменить вид границ таблицы и т.д.
Для вставки новых строк/столбцов в таблицу необходимо:
выделить в таблице столько строк/столбцов, сколько необходимо добавить, выбрать пункт Меню=>Макет=>Вставить строки (Вставить столбцы), если такой команды нет, то выделение строк/столбцов выполнено некорректно. Новые строки/столбцы будут вставлены перед выделенными областями.
Чтобы расширить таблицу вправо, вставляя новые столбцы, выделите область с правой сторона таблицы, выберите пункт Меню=>Макет=>Добавить столбцы. В результате таблица будет расширена вправо на один столбец.
Добавление ячеек осуществляется аналогично добавлению строк и столбцов в таблицу, но при этом в диалоговом окне “Добавление ячеек” необходимо выбрать один из способов вставки новых ячеек.
Для удаления ячеек, строк или столбцов выделите соответствующую область в таблице и в меню выберите подходящий пункт Меню=>Макет=>Удалить. Выделенные области нельзя удалить с помощью клавиш Delete или BackSpace. Эти клавиши удаляют только содержимое ячеек!!!
Объединение, разбиение ячеек.
Для объединения ячеек выделите все объединяемые ячейки (строки или столбца) и выберите пункт Меню=>Макет=>Объединить ячейки.
Для разделение ячейки на более мелкие выделите ячейки, для которых следует применить разбиение, и выберите пункт Меню=> Макет =>Разбить ячейки. В открывшемся диалоговом окне “Разбиение ячейки” установить количество строк и столбцов, на которые должны быть разделены выделенные ячейки.
После операций объединения и разбиения ячеек возможны проблемы с установкой ширины столбцов и высоты строк, поэтому эти операции при обработке таблиц выполняйте в последнюю очередь!
Форматирование ячеек в таблице.
Форматирование ячеек: границы и заливка, направление текста, выравнивание теста и стили, размеры шрифта вы можете осуществить посредствам контекстного меню, либо Меню=>Главная=>Шрифт/Абзац/Стили.
Задание 3.
Вставить экспресс-таблицу и заполнить её своими данными.
V. Проверка и оценка выполненной работы.
Преподаватель проверяет правильность и качество выполненных заданий, озвучивает оценку и заносит её в журнал. Так же можно написать примечание по каждому студенту, кто наиболее хорошо работал, кто напротив не выполнил задания, но при этом устно отвечал на все вопросы правильно и т.д.
ВЫВОДЫ: Итак, рассмотрев занятие с системой автоматизированного контроля, можно сказать, что работа преподавателя стала более структурированной. За считанные минуты можно получить информацию о предыдущих занятиях и о том, как отдельные студенты на них работали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.
В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
Рассмотренная в работе система автоматизации текущего контроля успеваемости студентов в значительной мере упрощает работу преподавателям. С данной системой им не нужно вручную записывать в журнал список студентов, каждодневные отметки о присутствии, при не правильном заполнении полностью переписывать журнал. Также стал значительно быстрее и проще просмотр отметок, и пропусков за прошлые занятия, информация о контрольных неделях, так как вся необходимая информация находится в одном месте, стоит лишь выбрать нужный раздел журнала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Лукина, И.Н. Практикум по дисциплине 'Методика профессионального обучения': учебно-методическое пособие. Ч. 1 / сост. И. Н. Лукина; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2007. - 101 с.
Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в вузе: учебное пособие для преподавателей, слушателей шк. пед. мастерства, аспирантов и студентов: рек. УМО вузов РФ / И. А. Новаков и др.; Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград: ВолгГТУ, 2003. - 316 с.
Нормативные и законодательные акты об образовании и науке в РФ / сост. В. Г. Небабин; М-во образования РФ, АНВУЗ. - Москва: [б. и.], 1999-.Т. 25., 2005. - 944 с.
Основы психологии и педагогики высшей школы / под ред. Л. К. Аверченко; Новосиб. гос. акад. экономики и управления. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - 96 с.
Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов / [А. А. Козлов, О. И. Карпухин, В. Т. Лисовский и др.; под ред. В. Т. Лисовского, В. А. Сухина]; Ленингр. гос. ун-т, НИИ комплексных социал. исследований. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 184 с.
Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / С. Д. Смирнов. - Москва: Академия, 2005. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование).
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://de.ifmo.ru/index.php?doc_open=-sv-pol_tk_at.html
Министерство Образования Российской Федерации, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stud.sssu.ru/Docs/Reiting.htm
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.szags.ru/index.phtml?id_page=440
Российский Новый Университет, филиал города Ступино [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosnoust.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63:controllstud&catid=38:students&Itemid=61
Новосибирский Государственный Университет, отдел менеджмента качества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smk.nspu.ru/file.php/1/rukovoditelu/PL/o_kontrole_uspevaemosti/_2.4-0701-2010.pdf