Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Развитие профессиональных компетенций у студентов при организации проектно-исследовательской деятельности

Работа из раздела: «Педагогика»

/

Министерство просвещения ПМР

Тираспольский техникум информатики и права

Отделение информационных технологий и экономических дисциплин

Доклад на тему:

Развитие профессиональных компетенций у студентов при организации проектно-исследовательской деятельности

Выполнил преподаватель отделения ИТ

Васькина Ю.В.

г. Тирасполь, 2014 г.

Введение

Современное содержание образования коренным образом отличается от предшествующего своими целями, компонентами и заданными результатами. Одновременно осуществлен процесс его усложнения, расширения объема учебного материала. Образовалось противоречие между необходимостью постоянного повышения научно-теоретического уровня преподавания материала и использованием в этих целях малоэффективных традиционных методик, технологий обучения. Устранить это противоречие возможно внедрением в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий. В образовательных учреждениях страны наблюдается тенденция все более широкого использования учебно-исследовательской работы со студентами.

Общепризнанно, что информационные технологии быстро развиваются, а каждые 3-5 лет происходят значительные изменения как в технологиях, так и в требованиях к специалистам.

Дефицит кадров в сфере IT велик, но требования к сотрудникам работодатели практически не снижают, слишком высока ответственность и цена ошибки этих специалистов. Спрос на специалистов сферы информационных технологий в среднем превышает предложение на 25 % (например, недельная статистика на одном из сайтов в секторе ИТ: размещено 545 вакансий и 180 резюме).

Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций.

Компетенция - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Ключевыми компетенциями будущего специалиста в области информационных технологий являются:

· академические компетенции, включающие способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

· социально-личностные компетенции, включающие культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

· профессиональные компетенции, включающие знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции будущего специалиста в области информационных технологий развиваются за счет включения в различные виды деятельности:

· в аналитическую деятельность

· в производственно-технологическую деятельность

· в проектно-конструкторскую деятельность

· в учебно-исследовательскую деятельность

· в консалтинговую деятельность

· в организационно-управленческую деятельность

· в инновационную деятельность.

Развитие компетенций в сфере будущей профессиональной деятельности студентов

Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Компетентностный подход - очередной шаг в естественном процессе следования профессионального образования за требованиями меняющегося мира.

Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей.

Академик Международной педагогической академии, д. п. н. А. В. Хуторской определяет компетенции как ведущие критерии подготовленности современного выпускника организаций профессионального образования.

Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.

Исследовательская компетентность в классификации А. В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии».

Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики.

В условиях образовательного процесса исследовательская деятельность рассматривается как специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, целью которой является получение новых для них знаний об объекте исследования, формирование новых способов деятельности и исследовательских умений.

Проектно-исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, а ее структура соответствует структуре учебно-исследовательской деятельности, которая дополняет и углубляет учебный процесс и предполагает самостоятельную деятельность студентов вне рамок образовательных программ.

Исследовательская работа студентов (ИРС) в СПО «Тираспольский техникум информатики и права» достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам.

Цель исследовательской работы студентов техникума состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов, повышении уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения и формировании целостной системы знаний, в выявлении талантливой молодежи. При организации проектно-исследовательской работы студентов в техникуме используются принципы добровольности в проведении исследований, права выбора темы исследования, сочетания обучающих функций с практическим потенциалом исследователя.

Можно выделить следующие основные виды исследовательской работы студентов техникума:

- учебная исследовательская работа студентов (УИРС) в рамках учебного времени;

- учебная исследовательская работа студентов (УИРС), выполняемая во внеурочное время.

Основными формами исследовательской работы студентов в техникуме являются:

- подготовка рефератов, докладов;

- участие студентов в проектной деятельности;

- участие в семинарах, смотрах-конкурсах исследовательских работ;

- участие студенческих конференциях;

В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач:

- обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;

- формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;

- воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;

- развитие коммуникативных навыков.

Исследовательская деятельность студентов включает в себя:

- использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;

- составление рецензий и аннотаций;

- написание сообщений, докладов и рефератов;

- создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач;

- создание презентаций;

- оформление плакатов, буклетов, памяток;

- изготовление наглядных пособий и дидактического материала;

- создание интеллект-карт и Интернет-экскурсий по различным разделам информационных дисциплин;

- участие в обучающих и деловых играх;

- выполнение групповых творческих проектов;

- выполнение курсовых и дипломных проектов.

В процессе выполнения ИРС формируются:

- общие компетенции, такие как Осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для решения профессиональных задач; Использовать информационно-коммуникационные технологии; Работать в коллективе и команде; Ставить цели и принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий; Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

- профессиональные компетенции, например, Осваивать методики использования программных средств для решения практических задач; -способен обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности; Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей;. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. Выбирать методы получения заготовок и схем их базирования; Составлять маршруты изготовления деталей. Проектировать технологические операции изготовления деталей на основе конструкторской документации.

По темам: «Обслуживание аппаратного и программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования, компьютерной оргтехники» и «Модернизация аппаратного и программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования» преподавателем разработаны методические указания для проведения студентами исследовательских лабораторных работ.

Навыки исследовательской работы применяются будущими специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при работе с нормативно-правовой и справочной литературой.

Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу с ее постепенной трансформацией в научно-исследовательскую.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - это наиболее значимый и сложный по содержанию вид исследовательской деятельности. НИРС дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет студентам выполнять практические исследования, планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги работы.

Завершающим этапом НИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.

Одним из наиболее распространенных в исследовательской деятельности методов является метод проектов. Проектная деятельность осуществляется на учебных занятиях (при изучении дисциплин «Микросхемотехника», «Конструкция и компоновка ПК», «Сетевое оборудование и программное обеспечение компьютерных сетей», «Конструирование, производство и эксплуатация СВТ», и в ходе внеаудиторной деятельности.

С исследовательской работой на тему: «Виртуальные экскурсии» студент 3 курса Максим Кафтанатий занял первое место настуденческой конференции «Современное состояние и перспективы развития ИТ в условиях инновационного развития»

В ходе учебной и производственной практики студенты также осуществляют исследовательскую деятельность. Производственная практика - один из важнейших этапов подготовки будущего специалиста, способствующий формированию профессионального опыта, умений и навыков к самостоятельной трудовой деятельности.

Выполнение и оформление курсовых работ является одним из перспективных видов исследовательской деятельности в системе СПО, позволяющий студентам приобрести навыки и умения планирования и анализа своей деятельности. Наш опыт показывает, что написание курсовых работ существенно повышает качество знаний студентов, что отражается при прохождении итоговой государственной аттестации, в положительных отзывах руководителей практического обучения.

Еще одним из направлений внеаудиторной исследовательской работы является привлечение студентов к участию в олимпиадах. В техникуме ежегодно проводятся олимпиады по программированию и Microsoft Office.

компетенция студент профессиональный информационный

Виды проектов в учебной деятельности учащихся

По доминирующей в проекте деятельности учащихся:

Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр.

Ролевые, игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта -- > предмет информационного поиска --> поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов --> аналитическая работа над собранными фактами --> выводы -- >

Практико-ориентировочные (прикладные проекты). Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по компоновке ПК, сетевому оборудованию, микросхемотехники и т.д.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).

При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.

Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.

Таким образом, освоение студентами исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности в их исследовательской учебной деятельности.

Следовательно, исследовательский подход к процессу обучения будущих IT специалистов является одним из актуальных направлений организации учебной и внеучебной работы студентов средних профессиональных учебных заведений и позволяет:

· привить устойчивый интерес к саморазвитию, самообразованию, исследовательской и экспериментальной работе;

· формировать у студентов навыки и умения исследовательской работы, необходимые будущему профессионалу в своей области;

· развить гибкое интегрированное мышление;

· выработать творческий подход к профессиональной деятельности.

Заключение

Применяя проектно-исследовательскую деятельность в процессе подготовки специалистов, педагоги формируют общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:

· самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников;

· используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность;

· развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа

· учатся презентовать свои проекты.

· учатся совместному труду.

С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.

Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Список литературы

1. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). -- Пермь: Меркурий, 2012. -- С. 124-126.

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.

3. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.

4. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.

5. Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. С. 115-117.

6. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132

7. 1. Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». - 2011. - № 2. - С. 139-147.

8. 2. Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / под ред. А. С. Обухова. - Ижевск: УдГУ, 2008.

9. 3. Болдырева, Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. - 2011. - № 10. - С. 21-22.

10. 4. Виноградова, А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 17-19.

11. 5. Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003.

12. 6. Никонова, И. Г. Организация исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». - 2008. - № 10. - С. 55-68.

13. 7. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

14. 8. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 55-61.

15. 9. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря.

ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru