/
/
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Взаимодействие детского сада и семьи
Введение
Актуальность проблемы
Происходящие в государстве и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения. Изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Сегодня семья переживает кризис. Утрачена значительная часть семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В изменившихся экономических условиях, родители, большей частью, ищут источники существования, а не занимаются воспитанием детей. Растет число неполных, неблагополучных семей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье №44 говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» (1)
Признание приоритета семейного воспитания меняет позицию дошкольного учреждения в работе с семьей. Педагоги детского сада не только воспитывают детей, но и консультируют родителей по вопросам воспитания.
Изменение психолого-педагогического подхода в образовании к проблеме семьи в вопросах развития и воспитания детей, социального заказа общества требуют: обновления содержания, организационных форм просвещения родителей, внедрение в практику нетрадиционных методов работы, создание различных специальных служб помощи (педагогической, психологической), образующих единое образовательное пространство, способное помочь развитию ребенка и его семьи.
Актуальность обновления содержания сотрудничества с семьей обусловлена необходимостью активизации и интеграции работы всех специалистов дошкольного образования в решении проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка.
Актуальность проблемы взаимодействия школы и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в школу из семьи и возвращается в свою семью. Семья для ребенка - первичная социальная микросреда. Неоспоримо ее огромное влияние на развитие ребенка. Для нормального его развития необходимы как мать, так и отец. Их значимость для ребенка не определяется материальным вкладом, для его психического здоровья важен, прежде всего, эмоционально-личностный контакт с родителями. Мужчина и женщина, являясь противоположностями и своеобразно воздействуя на ребенка, образуют ту «золотую середину», которая называется эмоциональной уравновешенностью, и которая определяет успешное развитие ребёнка.
Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на своих детей. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать детей, другие - не умеют, третьи - не понимают, зачем это нужно. Усугубляется это тем, что молодые семьи стремятся жить отдельно от старших, у многих родителей отсутствует опыт общения с младшими братьями и сестрами, утерян опыт традиций семейного воспитания. Все это приводит к проблемам воспитания ребенка в семье.
Проблемы воспитания детей существуют и в семьях воспитанников нашего детского сада. Изучение семей позволило выявить проблемы семейного воспитания:
- уменьшение продолжительности и формализации общения матери и отца с ребенком;
- недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;
- неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его духовных потребностей;
- незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.
Поэтому в настоящее время важна задача оказания психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении ими воспитания детей. Необходимо педагогическое просвещение родителей, которое поможет им повысить уровень педагогических знаний. Для этого необходимо пересмотреть организацию работы с родителями в детском саду, установить новые отношения на основе сотрудничества и взаимодействия.
Анализ ситуации показывает, что консультационная психолого - педагогическая сеть в селе развивается медленно. Немногие родители не могут получить консультацию в специализированных центрах. Ближе всего к ребенку, к проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного учреждения, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития малыша, преодолении ошибок семейного воспитания и повышении педагогической культуры родителей. Оптимизация сотрудничества детского сада и семьи становится объективной необходимостью. На консультациях, практических занятиях, тренингах, совместных мероприятиях с педагогами и детьми родители смогут повысить уровень педагогических знаний;
- преодолеть трудности семейного воспитания;
- научатся взаимодействовать с ребенком, уважать его личность, интересы и потребности.
1. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях
1.1 Новая философия взаимодействия детского сада и семьи
школа семья педагог родитель
В «Концепции дошкольного воспитания» (2), положившей начало реформе дошкольного образования было отмечено, что детский сад и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:
- организации образовательного процесса;
- организации развивающей среды;
- привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;
- оказании дополнительных услуг;
- разработке планирования: общедошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.
Для реализации этой задачи необходимо:
- поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;
- повышение уровня педагогических знаний родителей;
- воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;
- систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;
- создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:
- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;
- осознанием целей работы, личной заинтересованностью;
- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;
- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.
Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т.А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» (3).
Реализовать «открытость внутрь» - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу» означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир(4). Важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:
- обеспечить участие родителей в образовательном процессе;
- активизировать воспитательные возможности родителей;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.
Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.
I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;
II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;
III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.
Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:
- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи. Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;
- Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;
- Укрепление внутрисемейных связей;
- Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т.е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Реализация новой философии взаимодействия ДОУ и семьи помогает избежать недостатки, которые присущи старым формам работы с семьей.
1.2 Подходы и основные направления организации взаимодействия ДОУ и семьи
Организация администрацией ДОУ работы с педагогами по реализации новой философии работы с родителями предполагает:
- Четкую постановку цели. Педагоги должны осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться ее. Нарушение этого положения ведет к результату, обратному ожидаемому;
- Каждый сотрудник ДОУ должен четко представлять, какую личностную пользу он получит от этой работы, включая финансовый аспект. Наибольший психологический эффект достигается от пользы, которую будет иметь каждый, изменив свое отношение к работе с родителями;
- Обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, досрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет.
Доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное желание двух сторон. Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе ДОУ, приглашать родителей в дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, устраивать презентации ДОУ в социуме, предоставлять родителям письменную информацию о работе детского сада.
На основе исследований Лешли Дженни(5) можно выделить действия педагогов по налаживанию контактов с родителями:
1. Первые контакты между ДОУ и семьей:
- посещение педагогом семьи на дому;
- приглашение родителей посетить ДОУ;
- предоставление родителям письменной информации о детском учреждении;
- встреча с родителями с целью выяснения условий посещения ребенком детского сада.
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и педагогов реализуется в процессе:
- ежедневных контактов, когда родители приводят или забирают детей;
- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи;
- ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;
- посещений родителей детского сада с целью знакомства с работой ДОУ и возможностью увидеть, как занимается их ребенок.
3. Помощь родителей ДОУ:
- в качестве организаторов и спонсоров;
- в организации совместных экскурсий, прогулок, досугов;
4. Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:
- родители остаются, чтобы ребенок привык к ДОУ;
- родители принимают участие в играх, занятиях детей.
5. Вклад родителей в обучении своего ребенка:
- работа со своим ребенком в детском саду (чтобы воспитатель мог научить родителей, как помочь их ребенку);
- продолжение дома работы по обучению, которое ведут педагоги.
6. Участие родителей в общественной деятельности:
- работа в родительском комитете детского сада, других общественных организациях родителей.
7. Организация общественных мероприятий для родителей:
- посещение курсов по проблемам воспитания;
- работа клуба для родителей;
- приглашение лекторов по интересующим вопросам;
8. Помощь родителям:
- оказание помощи в вопросах воспитания развития ребенка;
- накопление информации по семейному воспитанию и практических советов;
- помощь в решении выхода из кризисных ситуаций.
Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствовать условия:
- единство задач и содержания воспитательной работы в детском саду и дома;
- обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;
- планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;
- преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста, в формировании у родителей практических умений;
- наличие в ДОУ нормативно-правовых документов по работе с семьей;
- подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам;
- участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Чтобы педагогически грамотно выстраивать работу с родителями в рамках новой философии необходимо соблюдать принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Установление партнерских отношений всех участников воспитательного процесса;
- научность - лежит в основе всех разработок по проблемам дошкольного детства, что позволяет осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новые технологии воспитания.
- непрерывность и целостность - умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях дошкольного возраста;
- вариативность - различные формы взаимодействия детского учреждения и семьи, гибкое реагирование на запросы родителей;
- планомерность - постепенность педагогического воздействия на родителей, которое проявляется в содержании, средствах, методах, приемах, отвечающих особенностям семей;
- гуманность - отношения педагогов и родителей строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, доброжелательности;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском учреждении.
Реализация новой модели сотрудничества детского сада и семьи формирует у родителей - навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, у педагогов - преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования. Сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.
2. Управление процессом сотрудничества детского сада и семьи
2.1 Проблемный анализ деятельности МБДОУ «Большесосновский детский сад» с родителями
МБДОУ «Большесосновский детский сад» - дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному развитию детей. Имеет государственную лицензию на осуществление образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В ДОУ функционируют 12 групп, которые посещают дети от 3 до 7 лет, всего - 265 человек, что составляет 61% от детского населения села.
Образовательную и коррекционную работу с детьми ведут 25 педагогов: 19 воспитателей, 2 логопеда, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. Все педагоги имеют специальное образование (из них - 18% - высшее образование). Квалификационные категории имеют 76% педагогов.
Анализ работы с семьей показал, что коллектив детского сада ведет поиск новых форм взаимодействия с родителями. Работа с семьями воспитанников планируется как в целом по детскому учреждению, так и в каждой возрастной группе. Педагоги используют разные формы работы: собрания, консультации, беседы, Дни открытых дверей.
Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленные воспитателями и специалистами детского сада.
По вопросу сохранения и укрепления здоровья дошкольников медицинской сестрой и инструктором по физкультуре выпускаются санитарные бюллетени. В вестибюле оформлен «Уголок здоровья», где родители могут получить интересующую их информацию.
Целенаправленно организована работа с родителями детей подготовительных групп к школе. Проводятся индивидуальные беседы психолога с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе». Наиболее активным родителям на празднике «До свидания, детский сад!» вручаются благодарственные письма от администрации детского сада.
В детском саду есть опыт нетрадиционных форм работы с родителями. Работает клуб для родителей «Моя семья».
Но при этом проблема должного взаимодействия между детским садом и семьей существует. Активность и инициатива принадлежит в основном воспитателям. Довольно часто взаимодействие педагогов с семьей носит назидательно-поучительный характер. Педагоги и родители общаются чаще всего в отсутствии детей (на собраниях, консультациях и т.д.).
Проблемный анализ работы педагогического коллектива с родителями помог выявить недостатки в работе:
- содержание родительских собраний и консультаций недостаточно дифференцировано;
- при выборе форм работы не всегда учитываются возможности и условия жизни конкретных семей, культурно - образовательный уровень родителей;
- преобладают традиционные формы работы с родителями.
Анкетирование педагогов показывает, что основными причинами этих недостатков можно считать:
- недостаточное знание специфики семейного воспитания;
- неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей в семье;
- недостаточный уровень развития коммуникативных умений педагогов;
- отсутствие опыта воспитания и возрастной барьер - у молодых педагогов.
Поэтому обучение конструктивным способам общения всех участников педагогического взаимодействия, повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей становится объективной необходимостью.
Проблемный анализ изучения семей проводился по следующим вопросам:
- социологическое изучение семей;
- удовлетворенность родителей работой детского сада;
- проблемы родителей в воспитании и обучении детей;
- приоритеты родителей в области педагогической грамотности;
- взаимоотношения родителей и педагогов.
В анкетировании родителей приняли участие 210 человек или 79% от общего числа родителей.
Изучение анкет родителей позволило получить следующие результаты: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ: Образование родителей: высшее - 24%, среднее специальное - 59%, среднее - 17% Семейное положение: полная семья -77%, неполная семья - 23% Социальный статус: служащие - 24%, рабочие - 24% интеллигенция - 26%, предприниматели - 15%, безработные - 11% Количество детей в семье: 1 ребенок - 21%, 2 ребенка - 68%, многодетные - 11%
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ ДЕТСКОГО САДА высказали 68% родителей; 27%) родителей работа педагогов устраивает частично; 5% родителей работа детского сада не устраивает. Родители отмечают, что получают информацию от воспитателя (60%), наглядной информации (23%), на собраниях (17%).
Родители предлагают повысить качество образовательной работы с детьми. Хотели бы больше знать о своем ребенке 78% родителей. Дополнительные образовательные услуги хотели бы получать 79% родителей, причем 42% родителей хотели, чтобы их дети посещали сразу несколько кружков.
ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ распределились следующим образом:
- общение родителей с детьми;
- обучение и воспитание детей в домашней среде;
- создание дома среды для развития ребенка;
В качестве основных ПРИОРИТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ родители выдвигают:
- освоение приемов общения с детьми дошкольного возраста;
- освоение форм, приемов, методов в воспитании и обучении детей;
- сотрудничество с педагогами детского сада.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ПЕРСОНАЛОМ детского сада устраивают большую часть родителей (83%). Необходимость в сотрудничестве с педагогами по воспитанию своих детей признают 59% родителей.
СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО САДА: - активные участники - 15%, - наблюдатели - 65%, - заказчики - 20%.
Таким образом, контингент родителей детского сада не однороден по составу, приоритетам в воспитании детей. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами детского сада. Изменение такой позиции родителей должно стать задачей администрации и воспитателей детского сада. Успех возможен лишь тогда, когда родители станут активными участниками образовательного процесса и сформируется детско-взрослое сообщество. Задача педагогического коллектива не просто привлечь на свою сторону родителей, а выработать совместную стратегию воспитания ребенка.
2.2 Цель и задачи сотрудничества педагогов с семьей
Цель: Психолого-педагогическое просвещение родителей Задачи: 1. Создать условия для обеспечения реальных потребностей семьи в воспитании детей, предоставить необходимые услуги нуждающимся;
2. Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;
3. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы с семьей;
4. Повысить профессионализм педагогов по вопросу взаимодействия детского сада и семьи.
2.3 Этапы развития сотрудничества детского сада и семьи
I этап. Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
- Изучение педагогами теоретической базы по проблеме: аналогичный опыт работы, научную и методическую литературу, современные разработки;
- Анализ работы с родителями для выявления уровня работы педагогов;
- Изучение потребностей родителей в повышении педагогической грамотности, уровень включения их в деятельность дошкольного учреждения;
- Выявление проблем педагогов во взаимодействии с родителями;
- Анализ методического обеспечения работы с родителями в дошкольном учреждении;
- Заключение договоров с другими социальными институтами для успешной реализации сотрудничества.
Планируемые результаты:
- Создание информационного банка нормативно-правовой документации, дидактического и методического обеспечения работы с родителями;
- Повысить уровень знаний педагогов по проблеме;
- Разработка перспективных планов работы с родителями и детьми. Определение основных методов и форм работы;
- Создание банка данных семей воспитанников, включающего потребности родителей для повышения педагогической грамотности, опыта семейного воспитания, уровня включения родителей в деятельность детского сада. II этап. Цель: педагогическое просвещение родителей, предоставление услуг нуждающимся. Включение родителей в деятельность ДОУ.
Задачи:
- Повышение уровня педагогических знаний родителей через организацию информационных, познавательных мероприятий, занятий-тренингов;
- Организация совместных культурно-массовых мероприятий для детей, родителей, педагогов;
- Организация работы с педагогами по совершенствованию коммуникативных навыков общения;
- Выявление на основе анализа диагностики положительных аспектов работы и недоработок.
- Подготовка пакета документов для организации сотрудничества с родителями «неорганизованных» детей. Планируемые результаты: - Приобретение родителями знаний и умений по вопросам воспитания и развития детей;
- Снижение уровня педагогической запущенности в воспитании детей;
- Повышение уровня навыков конструктивного общения педагогов и родителей:
- Апробация новых форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы детей раннего возраста.
III этап. Цель: продолжить работу по педагогическому просвещению родителей, отработке разных форм взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
- Анализ и коррекция сотрудничества детского учреждения и семьи;
- Организация коллективных творческих дел, работа творческих мастерских для родителей и детей;
- Выявление положительного опыта сотрудничества и причин неудачного опыта.
Планируемые результаты:
- Изменение стиля взаимоотношений в семьях воспитанников;
- Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
- Создание «Педагогической копилки» по работе с родителями.
IV этап. Цель: анализ реализации сотрудничества детского сада и семьи.
Задачи:
- Обобщить опыт работы с семьей.
- Выявить причины неудачного опыта, наметить коррекционную работу.
Планируемые результаты:
- Разработка рекомендаций по работе с родителями.
- Отбор лучших материалов для публикации в районной газете «Светлый путь», «Педагогическом вестнике» Управления образования администрации Большесосновского муниципального района.
2.4 Содержание и формы работы с семьей
I этап. Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи
№ п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1. |
Реклама имиджа ДОУ |
Популяризация деятельности ДОУ в средствах массовой информации - газета «Светлый путь» |
Заведующая, зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
Статьи в районной газете |
|
Выпуск рекламных буклетов, листовок о деятельности ДОУ |
Заведующая, зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
Распространение на встречах с родителями |
|||
Дни открытых дверей: «Приглашает детский сад» |
Заведующая, зам. заведующей, педагоги |
1 раз в квартал |
Конспекты мероприятий, анкеты для родител. |
|||
Участие сотрудников и детей в мероприятиях окружающего социума |
Заведующая, зам. заведующей, педагоги, дети |
В течение года |
Праздники, концерты |
|||
Знакомство родителей с программами, по которым работает детский сад |
Зам. заведующей, воспитатели |
В течение года |
Консультации |
|||
2. |
Сформировать банк данных о семьях воспитанников |
Исследование семей воспитанников для выявления: - типа семьи; - образовательного социального и материального положений |
Зам.заведующей, воспитатели групп, родители |
I квартал, ежегодно |
Перспективное планирование, обсуждение результатов |
|
3. |
Изучить потребности родителей в повышении педагогической грамотности |
Анкетирование и опросы родителей для выявления: - уровня родительских притязаний к дошкольному образованию детей; - потребностей родителей в образовательных услугах; - степеней вовлеченности родителей в деятельность детского сада; - набора потребностей для повышения педагогической грамотности родителей. |
Зам. заведующей, воспитатели групп, родители |
I квартал, ежегодно |
Перспективное планирование, обсуждение результатов |
|
4. |
Изучить уровень удовлетворенности родителями работы детского сада |
- Анкетирование родителей; - Анализ форм работы, которые применяют воспитатели в группах. - Причины неудовлетворенности работой с родителями. - Взаимоотношения педагогов и родителей |
Зам.заведующей, Специалисты, воспитатели |
2 раза в год |
Анкеты для родителей |
|
5. |
Организовать работу библиотеки |
- Организация тематических выставок новинок литературы. - Выдача книг на дом для родителей и детей. |
Зам. заведующей |
В течение года |
Выставки, работа библиотеки в д/с |
|
6. |
«Почтовый ящик детского сада» |
- Выявление проблем родителей, их решения; - Выявление информации о работе детского сада |
Заведующая, зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
Предложения, замечания родителей |
II этап Цель: педагогическое просвещение родителей, предоставление услуг нуждающимся. Включение родителей в деятельность ДОУ
№ п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1. |
Повысить уровень правовых знаний родителей |
Подбор нормативно-правовых документов по проблеме защиты прав детей |
Зам. заведующей, специалисты |
I квартал |
Информационный стенд |
|
Оформление информационного стенда «Правам ребенка посвящается» |
специалисты |
1 раз в квартал |
Род. собрания, встречи |
|||
Создание банка данных о характере обращения с детьми в семье |
Воспитатели, психолог |
В течение года |
Анкеты родителей, педагогов |
|||
Разработка листовок для родителей по реализации прав детей в семье |
Зам. заведующей, психолог, воспитатели |
В течение года |
Участие родителей в «Дне добрых дел». Информ. стенд |
|||
Оформление информационного стенда в каждой группе |
Воспитатели |
В течение года |
информация для родителей по проблеме |
|||
Организовать работу «Правовой академии для родителей» |
Заведующая, юрист |
1 раз в квартал |
практикум, дискуссии, круглый стол |
|||
2. |
Организовать педагогическое просвещение родителей |
Работа клуба «Моя семья» по возрастам «Малышок», «Почемучка», «Хочу все знать». |
Зам. заведующей, воспитатели |
1 раз в 2 месяца |
практические занятия, круглые столы, гостиные диспуты и т.д. |
|
Работа клуба «Мамина школа» для молодых семей |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
2 раза в месяц |
Конспекты, видеофильм, совместные мероприятия |
|||
Дни открытых дверей «Приглашайте детский сад» (по тематике годового плана) |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
1 раз в квартал |
Конспекты, видеофильм, совместные мероприятия |
|||
Информационный стенд, регламентирующий деятельность детского сада (документы) |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Документация по деятельности детского сада |
|||
Информационные стенды в группах |
воспитатели |
В теч. года |
Листовки для родителей |
|||
Оформление папок-передвижек |
Воспитатели. специалисты |
В течение года |
рекомендации родителям |
|||
Собрания в группах |
воспитатели |
1 раз в квартал |
Конспекты - тезисы |
|||
Консультации воспитателей, специалистов по проблемам воспитания и обучения |
Воспитатели, специалисты |
В течение года |
Протокол-отчет, тезисы, выставки |
|||
Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании, изучения мотивов и потребностей |
Зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
Анкеты, планирование работы |
|||
«Почтовый ящик детского сада» (выявление проблем, вопросов, их решение) |
Заведующая, зам. заведующей |
Постоянно в течение года |
Предложения, замечания родителей, планирование работы |
|||
3. |
Вовлекать родителей в деятельность детского сада |
Участие в создании развивающей среды в группах и на участке детского сада |
заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
Постоянно в теч. года |
Наглядные формы |
|
Проведение традиционных праздников с участием родителей: - «День знаний»; - «Здравствуй, очень!»; - «В гостях у елочки»; - «8 Марта»; - Выпускной бал |
зам. заведующей муз. руковод. воспитатели |
По графику |
Сценарии видеофильмы |
|||
Домашние задания для совместного выполнения родителей и детей |
Воспитатели, специалисты |
Постоянно в течение года |
Индивидуальная работа воспитателей и родителей |
|||
Совместные соревнования для детей и родителей: - «Веселые старты» - «А ну-ка, парни» - «Папа, мама, я - спортивная семья |
Инструктор по физкультуре, воспитатели |
По графику |
Конспекты, сценарии, видеофильмы |
|||
Групповые досуговые мероприятия в группах |
Воспитатели, музыкальные руководители, специалисты |
В течение года |
Сценарии, видеофильм |
|||
Участие в организации смотров-конкурсов: - «Щедрая осень» - «Умелые руки не знают скуки» (игрушки для групп и дидактические пособия) - «С миру по нитке» (ярмарка-продажа) |
Зам. заведующей, специалисты, воспитатели |
Согласно плану |
Конкурсы, фотоальбомы, оформление книги рецептов |
|||
Элективные курсы «Хозяюшка» «Фитнес-клуб» «Мастерок» |
Зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
Праздник для родителей и детей, видеофильм |
|||
Организация родителями видеосъемок праздников, развлечений, занятий и т.д. |
воспитатели |
В течение года |
видеофильмы |
|||
4. |
Привлечь к сотрудничеству с детским садом родителей «неорганизованных детей |
- Выявление детей не посещающих детский сад; - Индивидуальные собеседования для выявления проблем в воспитании, потребности в педагогических знаниях; - Знакомство родителей с программами, по которым работает детский сад; - Проведение «Дня открытых дверей» для ознакомления с деятельностью детского сада. |
Зам. заведующей, специалисты. |
2 раза в год |
Анкеты, индивидуальная работа с родителями |
Ill этап. Цель: продолжить работу по педагогическому просвещению родителей, отработке разных форм взаимодействия детского сада и семьи
№ п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1. |
Продолжить правовое просвещение родителей |
Организация в детском саду юридической консультации для родителей |
заведующая, юрист |
1 раз в месяц |
Индивид. консульт. для родителей |
|
- «Неделя прав ребенка» |
Зам. заведующей, воспитатели, специалисты |
ежегодно |
Конспекты мероприятий, праздники |
|||
- Выставка детских рисунков «Мама, папа, я - дружная семья» |
воспитатели |
По плану |
Альбом детских работ |
|||
- Памятки для родителей «Это полезно знать» |
Зам. заведущей, психолог |
В течение года |
Листовки для родителей |
|||
Праздники: «Вместе дружная семья», «День рождения семьи» |
Музыкальный руководитель, специалисты |
По плану |
видеофильм |
|||
2 |
Проанализировать и скорректировать работу с родителями по их педагогическому просвещению |
Индивидуальные задания для совместного выполнения родителями и детьми с повышенным познавательным развитием |
Воспитатели, специалисты, психолог |
В течение года |
Индивидуальная работа с детьми и родителями |
|
Проблемный семинар - практикум «В семье растет первоклассник» |
Психолог, зам. заведующей, ' логопед |
III квартал |
Круглый стол, дискуссии, практикум, протокол - отчет |
|||
Проведение коррекционной работы с проблемными семьями |
Психолог, логопед, специалисты |
В течение года |
Индивидуальная работа, консультации |
|||
- Выделение семей группы риска: - организация дискуссий, тренингов для коррекции родительских установок; - индивидуальная работа с семьями |
Зам. заведующей, воспитатели, психолог, логопед, специалисты |
В течение года |
Индивидуальная работа, конспекты, тезисы, выступления |
|||
Знакомство с новыми программами, формами и методами обучения детей |
Зам. заведующей, воспитатели |
В течение года |
консультации |
|||
3. |
Совершенствовать работу по включению родителей в деятельность ДОУ |
«День добрых дел», «К нам в гости пришли» (совместные игры, интересные дела с родителями) |
Воспитатели, родители |
1 раз в месяц |
Посещение родителей детского сада |
|
«Взрослые - детям» театрализованные представления с участием родителей в качестве героев |
Воспитатели, специалисты |
Согласно плану |
Конспекты, праздники |
|||
Посещение родителями открытых занятий, праздников, режимных моментов для оценки результатов в образовательном процессе |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
В течение года |
Протокол - отчет |
|||
- Разработка и апробация новых мероприятий в дошкольном учреждении: «Мы с бабушкой друзья», - Конкурс семейных талантов - Встречи с интересными людьми |
Зам. заведующей, музыкальный руководитель, специалисты, воспитатели |
В течение года |
Конспекты сценариев, видео - фильм |
|||
- Организация кружков для детей и родителей: - «Музыкальная гостиная» - «Твори, выдумывай, пробуй» |
Зам. заведующей, специалисты, воспитатели |
В течение года |
План работы Концерты, выставки |
|||
- Организация Дня открытых дверей для контроля за выполнением режимных моментов и выявлением активности детей в течение дня; |
Заведующая, зам. заведующей, творческ. группа, медсестра. |
1 раз в квартал |
Протокол- отчет |
|||
- Контроль родительского комитета за выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей; - организацией питания; - соблюдением техники безопасности |
Заведующая, зам. заведующей, творческая группа, воспитатели, специалисты, медсестра |
2 раза в год |
Протокол- отчет |
|||
4. |
Продолжить сотрудничество с родителями «неорганизованных детей» |
Индивидуальное собеседование для выявления проблем в обучении и воспитании, потребностей родителей в педагогических знаниях |
Заведующая, зам. заведующей, психолог, специалисты |
постоянно |
Консультации, анкеты |
|
Знакомство родителей с программами, по которым работает дошкольное учреждение |
Зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
консультации |
|||
Проведение семинаров - практикумов по разным разделам программы |
Зам. заведующей, специалисты, психолог, логопед |
1 раз в квартал |
Тезисные выступления, протокол |
|||
Индивидуальное консультирование по запросам родителей |
Специалисты, зам. заведующей |
В течение года |
Анкеты, консультации |
|||
Участие детей и родителей в досуговых мероприятиях |
Творческая группа, муз. руководитель |
В течение года |
Праздники, сценарии, видеофильм |
IV этап Цель: анализ реализации сотрудничества детского сада и семьи
№ п /п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1. |
Продолжить правовое просвещение родителей |
- Организация в детском саду юридической консультации |
заведующая, юрист |
1 раз в месяц |
Индивид. консульт. для родителей |
|
- «Неделя прав ребенка» |
Зам. заведующей, воспитатели, специалисты |
ежегодно |
Конспекты мероприятий, праздники |
|||
- Выставка детских рисунков «Мама, папа, я - дружная семья» |
воспитатели |
По плану |
Альбом детских работ |
|||
- Памятки для родителей «Это полезно знать» |
Зам. заведующей, психолог |
В течение года |
Листовки для родителей |
|||
- Праздники: «Вместе дружная семья» «День рождения семьи» |
Музыкальный руководитель, специалисты |
По плану |
видеофильм |
|||
2. |
Проанализировать и скорректировать работу с родителями по их педагогическому просвещению |
Индивидуальные задания для совместного выполнения родителями и детьми с повышенным познавательным развитием |
Воспитатели, специалисты, психолог |
В течение года |
Индивидуальная работа с детьми и родителями |
|
Проблемный семинар - практикум «В семье растет первоклассник» |
Психолог, зам. заведующей, ' логопед |
III квартал |
Круглый стол, дискуссии, практикум, протокол - отчет |
|||
Проведение коррекционной работы с проблемными семьями |
Психолог, логопед, специалисты |
В течение года |
Индивидуальная работа, консультации |
|||
Выделение семей группы риска: - организация дискуссий, тренингов для коррекции родительских установок - индивидуальная работа с семьями |
Зам. заведующей, воспитатели, психолог, логопед, специалисты |
В течение года |
Индивидуальная работа, конспекты, тезисы, выступления |
|||
Знакомство с новыми программами, формами и методами обучения детей |
Зам. заведующей, воспитатели |
В течение года |
консультации |
|||
3. |
Совершенствовать работу по включению родителей в деятельность ДОУ |
«День добрых дел», «К нам в гости пришли» (совместные игры, интересные дела с родителями) |
Воспитатели, родители |
1 раз в месяц |
Посещение родителей детского сада |
|
«Взрослые - детям» театрализованные представления с участием родителей в качестве героев |
Воспитатели, специалисты |
Согласно плану |
Конспекты, праздники |
|||
Посещение родителями открытых занятий, праздников, режимных моментов для оценки результатов в образовательном процессе |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
В течение года |
Протокол - отчет |
|||
Разработка и апробация новых мероприятий в дошкольном учреждении: «Мы с бабушкой друзья», - Конкурс семейных талантов - Встречи с интересными людьми |
Зам. заведующей, музыкальный руководитель, специалисты, воспитатели |
В течение года |
Конспекты сценариев, видео - фильм |
|||
- Организация кружков для детей и родителей: - «Музыкальная гостиная» - «Твори, выдумывай, пробуй» |
Зам. заведующей, специалисты, воспитатели |
В течение года |
План работы Концерты, выставки |
|||
- Организация Дня открытых дверей для контроля за выполнением режимных моментов и выявлением активности детей в течение дня; |
Заведующая, зам. заведующей, творческ. группа, медсестра. |
1 раз в квартал |
Протокол- отчет |
|||
- Контроль родительского комитета за выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей; - организацией питания; соблюдением техники безопасности |
Заведующая, зам. заведующей, творческая группа, воспитатели, специалисты, медсестра |
2 раза в год |
Протокол- отчет |
|||
4. |
Продолжить сотрудничество с родителями «неорганизованных детей» |
Индивидуальное собеседование для выявления проблем в обучении и воспитании, потребностей родителей в педагогических знаниях |
Заведующая, зам. заведующей, психолог, специалисты |
постоянно |
Консультации, анкеты |
|
Знакомство родителей с программами, по которым работает дошкольное учреждение |
Зам. заведующей, специалисты |
В течение года |
консультации |
|||
Проведение семинаров - практикумов по разным разделам программы |
Зам. заведующей, специалисты, психолог, логопед |
1 раз в квартал |
Тезисные выступления, протокол |
|||
Индивидуальное консультирование по запросам родителей |
Специалисты, зам. заведующей |
В течение года |
Анкеты, консультации |
|||
Участие детей и родителей в досуговых мероприятиях |
Творческая группа, муз. руководитель |
В течение года |
Праздники, сценарии, видеофильм |
IV этап Цель: анализ реализации сотрудничества детского сада и семьи
1. |
Проанализировать результаты сотрудничества педагогов и родителей |
Анализ форм работы педагогов с родителями |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Анкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителями |
|
Выявление противоречий в сотрудничестве с родителями |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Анкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителями |
|||
Анкетирование и опросы родителей для выявления: - уровня удовлетворенности работой детского сада с родителями; - степени вовлеченности родителей в деятельность ДОУ; - уровня удовлетворенности полученных педагогических знаний |
Зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Анкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителями |
2.5 Управление процессом сотрудничества детского сада и семьи
1 этап. Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи
№п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1 |
Создать механизм управления сотрудничества детского сада и семьи |
Определение функций, форм работы с участниками сотрудничества |
Заведующая, зам. заве дующей |
I квартал |
Распоряжение заведующей |
|
Создание консультативно- диагностической службы |
Зам. заведующей, психолог, логопед, медсестра |
I квартал |
Анкеты, диагностика |
|||
2 |
Информировать коллектив о сотрудничестве детского сада и семьи |
Производственное собрание «Координация деятельности сотрудников детского сада по реализации сотрудничества детского сада и семьи» |
Заведующая, зам. заведующей, специалисты |
I квартал |
Распоряжение заведующей |
|
Педсовет «Социально- педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных сословиях» |
Заведующая, Зам. заведующей |
I квартал |
Анкеты, для воспитателей |
|||
3 |
Изучить теоретическую базу проблемы: аналогичный опыт работы; научную, методическую литературу |
Творческая работа «Современная семья, - какая она?» Срез представлений педагогов о современной семье |
Заведующая, зам. заведующей |
II квартал |
коллажи |
|
Круглый стол: педагогический коллектив и родители: методология взаимодействия |
Зам. заведующей, психолог |
II квартал |
Корректировка планов работы |
|||
Круглый стол по проблеме «Хочу предложить…» Обмен мнениями по изученной литературе |
Заведующая, зам. заведующей |
2 раза в год |
Сообщения педагогов |
|||
Включение данной проблемы в планы по самообразованию |
Заведующая, зам. завед., воспитатели |
I квартал |
Обсуждение сообщений воспитателей |
|||
Консультация «Подготовка и проведение опроса родителей по теме взаимодействия детского сада и семьи. Цели и задачи |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Памятка для воспитателей |
|||
Педагогическая коллегия «Проблемы семейного воспитания». Обсуждение собранной информации о семьях |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Сообщения педагогов |
|||
Педагогическая гостиная «Специфика и значение семьи в жизни ребенка». Уточнение знаний педагогов по проблеме |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Обсуждение результатов изученной литературы |
|||
«Современные концепции и перспективы совместной деятельности детского сада и семьи в России и за рубежом» |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Сообщения педагогов |
|||
4 |
Определить уровень работы педагогов по вопросу взаимодействию с родителями |
Изучить и проанализировать работу педагогов детского сада по проблеме |
Заведующая, зам. заведующей |
I квартал |
Обсуждение сообщений воспитателей |
|
Выявить проблемы педагогов во взаимодействии с родителями |
Заведующая, зам. заведующей |
I квартал |
Анкеты |
|||
Изучить потребности родителей в повышении педагогической грамотности, причины неудовлетворенности организацией работы с детьми и родителями |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Анкеты |
|||
5 |
Определить содержание связей с окружающим социумом |
Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию с: - библиотекой; - школой; - больницей; - районным Центром досуга; - Центром творчества юных «Полет |
Зам. заведующей |
1 квартал |
План мероприятий |
|
6 |
Определить уровень методического обеспечения работы с родителями в детском саду |
-Создать пакет нормативно - правовой документации в ДОУ: - «Закон об образовании в РФ» - Семейный кодекс РФ - «Конвенция о правах ребенка» - Устав ДОУ - Положение об Управляющем совете |
Заведующая |
1 квартал |
План мероприятий |
|
- Создать информационный банк, включающий: - каталог литературы - видеотеку опыта семейного воспитания, занятий, режимных моментов - рекомендации для родителей по развитию речи детей, познавательной деятельности, математике |
Заместитель заведующей |
1 квартал |
План мероприятий |
|||
7 |
Разработать планы работы с родителями и детьми, определить формы и методы работы |
- Индивидуальное консультирование по обсуждению перспективных планов; - семинары по организации совместных мероприятий детей и родителей, продуктивной деятельности; - Конкурс лучших разработок по проблеме. |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
Согласно годового плана |
Консультации Опыт работы конспекты |
|
8 |
Отследить результаты работы на I этапе. Рефлексия по итогам работы |
Повторное анкетирование педагогов с целью выявления знаний |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
анкеты |
|
Изучение и анализ планов самообразования педагогов по проблеме |
Заведующая, зам. заведующей |
I квартал |
Индивидуальная работа с педагогами |
|||
Изучение и анализ перспективных планов педагогов с целью выявления умения ставить цели и задачи работы и видеть перспективы |
Зам. заведующей |
В течении года |
Индивидуальная работа с педагогами |
|||
Контроль решений педсовета (собраний) |
Зам. заведующей |
В теч. года |
Анкеты, отчеты |
|||
Посещение мероприятий педагогов с целью оказания помощи в исправлении ошибок |
Зам. заведующей |
В течении года |
Анкеты, отчеты |
|||
Организация взамопосещений мероприятий с целью выявления положительного опыта и исправления недостатков |
Заведующая, зам. заведующей |
В течении года |
Обсуждение мероприятий |
|||
Проведение педагогической викторины, решение педагогических задач с целью выявления глубины и осознанности знаний |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели, специалисты |
II квартал |
Обсуждение мероприятий |
|||
Конкурс на лучшую организацию среды развития ребенка |
Зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Альбом |
|||
Отслеживание результатов работы по созданию активной среды развития ребенка |
Зам. заведующей |
В течении года |
Индивидуальная работа с воспитателем |
|||
Повторное анкетирование педагогов с целью выявления качества полученных знаний, их анализ |
Зам. заведующей |
III квартал |
анкеты |
|||
Педсовет по итогам работы на I этапе |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Обсуждение результатов работы |
II этап Цель: Повышение профессиональности педагогов, совершенствование коммуникативных навыков
Апробирование новых форм взаимодействия детского сада и семьи
№ п /п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
Повышение уровня правовых знаний педагогов |
Консультация «Организация и содержание профилактической работы по защите прав детей от жестокого обращения» |
Психолог, воспитатели |
I квартал |
Сообщения воспитателей |
||
Деловая игра «Правовая академия педагогов». Обсуждение ситуаций связанных с нарушением прав ребенка и путей решения данной проблемы. Составление памяток |
Зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Памятка для родителей |
|||
Включение в планы по самообразованию вопросов охраны прав детей в детском саду и дома |
Зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
Выставка материалов по теме: подбор литературы и плакатов наглядной агитации по обеспечению соблюдения прав ребенка |
Зам. заведующей |
В течении года |
Информационные стенды |
|||
Проведение педагогических вторников: «Права ребенка: нормативные основы, механизмы зашиты, соблюдение в детском саду» |
Заведующая, зам. заведующей |
1 раз в квартал |
Диспут |
|||
Самооценка педагогами знаний по охране прав детей |
Воспитатели |
2 раза в год |
Анкеты |
|||
2. |
Совершенствовать коммуникативные навыки обобщения |
- Анкетирование - Круглый стол «Педагогическое общение и его влияние на развитие личности ребенка» |
Зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Сообщения воспитателей |
|
- Деловая игра «Технология безоценочного общения с ребенком» |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели, психолог |
II квартал |
Обсуждение результатов игры |
|||
Семинар «Психолого - педагогические основы общения педагогов и родителей» |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Анкета, памятка |
|||
Тренинг «Позиция воспитателя во взаимодействии с семьей» |
Психолог, воспитатели |
III квартал |
видеофильм |
|||
Деловая игра «Разговор с родителем». Обучение умению общаться с родителями |
Психолог, воспитатели |
II квартал |
Обсуждение результатов игры |
|||
Круглый стол «Карусель непонимания». Конфликтно - стрессовые ситуации в работе педагогов с родителями |
Зам. заведующей, психолог, воспитатели |
III квартал |
Сообщения педагогов, памятки |
|||
Ролевая игра «Конкурс педагогической ситуации». Умение находить природу конфликта и вариант поведения |
Зам. заведующей, психолог, воспитатели |
III квартал |
Обсуждение результатов игры |
|||
Тренинг «Умейте управлять собой». Обучение педагогов технике релаксации |
Зам. завед., психолог, воспитатели |
II квартал |
Практикум |
|||
3 |
Совершенствовать положительный опыт педагогов по реализации сотрудничества |
Круглый стол по проблеме общения педагогов и родителей. Уточнение знаний и умений педагогов |
Зам. заведующей, психолог, воспитатели |
II квартал |
Сообщения педагогов |
|
Самооценка воспитателями эффективности взаимодействия с родителями. Анализ причин неудачного опыта |
Зам. заведующей, психолог, воспитатели |
2 раза в год |
Анкета, коррекция планов |
|||
«Банк педагогических идей». Самообразование педагогов по теме |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
Практикум «Решение проблемных задач с целью ролевого проигрывания способов действия педагогов |
Психолог |
II квартал |
Обсуждение результатов игры |
|||
Конкурс лучших мероприятий с родителями |
Заведующая, зам. завед., воспитатели |
III квартал |
Конспекты, сценарии мероприятий |
|||
Индивидуальное консультирование педагогов |
Заведующая, зам. завед. |
В течение года |
Конспекты |
|||
Пополнение «педагогической копилки» положительным опытом |
зам. заведующей |
В течение года |
Сценарии, альбом |
|||
Участие в выставках рисунков, поделок на уровне села района |
Зам. заведующ. воспитатели |
В течение года |
Конкурсы, альбом |
|||
-Открытые мероприятия педагогов для коллег; - Освещение работы д/с в районной газете; - Проведение тематических проверок по проблеме; - Проверка перспективных и календарных планов педагогов; |
Заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
В течении года |
Конспекты, видеофильм Заметки в газете Коррекция планов работы, консультации |
|||
4. |
Организовать сотрудничество детского сада с родителями «Неорганизованных детей» |
Разработать пакет документов, регламентирующий деятельность группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы детей раннего возраста |
Заведующая, зам. заведующей |
II квартал |
Открытие группы |
|
Выявить детей, не посещающих детский сад |
Медсестра, воспитатели |
II кв. |
Анкеты |
|||
Индивидуальное собеседование с родителями для выявления проблем в обучении и воспитании, изучение мотивов и потребностей родителей |
Заведующая, зам. заведующей |
В течении года |
Анкеты, индивидуальные консультации |
|||
5. |
Анализ и контроль взаимодействия педагогов и родителей |
Индивидуальное консультирование педагогов по устранению причин неудачного опыта |
Заведующая, зам. заведующей |
III квартал |
||
Круглый стол «Итоги работы II этапа» |
Заведующая, зам. завед. |
III кв. |
Рекомендации воспитателям |
|||
Создание «педагогической копилки», лучших материалов и мероприятий воспитателей |
Зам. заведующей |
В теч. года |
Видеофильм, конспекты |
|||
Самооценка деятельности педагогов по теме |
воспитатели |
III кв. |
Анкета |
Ill этап Цель: Совершенствовать знания педагогов по проблеме,
взаимодействие с семьями воспитанников, не посещающих детский сад
№ п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
Исполнители |
Срок |
Выход |
|
1. |
Совершенствовать знания педагогов по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников |
Дискуссионный клуб «Ребенок с ограниченными возможностями в группе детского сада» |
Педагоги детского сада, психолог, зам. заведующей |
I квартал |
Сообщения педагогов |
|
Практикум «Сотрудничество с родителями имеющих ребенка с ограниченными возможностями» |
Педагоги детского сада, психолог, зам. заведующей |
II квартал |
памятка |
|||
Семинар-практикум «Организация работы с семьями группы риска» |
зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Памятка, индивидуальные консультации |
|||
Консультация «Воспитание ребенка с проблемами развития в семье» |
Психолог, воспитатели |
I квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
Практикум «Нетрадиционные формы работы с семьей» |
Зам. заведующей, воспитатели |
I квартал |
Разработка мероприятий |
|||
Круглый стол «Как вырастить настоящего мужчину». Проблема участия отцов в воспитании детей |
зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
Педагогическая гостиная «Нарушения семейного воспитания - причины нарушения поведения детей» |
Заведующая, зам. заведующей, психолог, воспитатели |
II квартал |
Коррекция планов рабты, индивидуаль - ные консультации |
|||
Конкурс разработок по проблеме «Развивающая среда в детском саду и дома» |
Зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Индивидуальная работа с педагогами, альбом |
|||
2. |
Совершенствование формы взаимодействия с родителями «неорганизованных детей» |
«Круглый стол» «Нетрадиционные формы сотрудничества педагогов с семьей» |
Заведующая, зам. заведущей, воспитатели |
III квартал |
Сообщения воспитателей |
|
Индивидуальные консультирования по запросам родителей |
Заведующая, зам. заведующей. |
В теч. года |
Коррекция планов рабты |
|||
Родительские собрания для повышения уровня педагогических знаний |
Заведующая, зам. заведущей, родители, воспитатели |
В теч. года |
Памятки для родителей |
|||
3. |
Выявить влияние работа по проблеме на рост профессионализма педагогов |
Анкетирование педагогов с целью выявления уровня педагогического мастерства |
Зам. заведующей |
2 раза в год |
Коррекция работы с родителями |
|
Открытые мероприятия для коллег |
Зам. заведующей, воспитатели |
II квартал |
Сценарии |
|||
Наблюдение и анализ мероприятий для родителей и детей |
Заведующая, зам. заведующей |
В течение года |
Проверка |
|||
Самоанализ деятельности педагогов |
Зам. заведущей, воспитатели |
2 раза в год |
Сообщения педагогов |
|||
Круглый стол по итогам работы на III этапе |
Заведующая, зам. заведущей, воспитатели |
III квартал |
Коррекция неудачного опыта |
|||
Конкурсы на лучшее мероприятие для детей и родителей |
Заведующая, зам. заведущей, воспитатели |
III квартал |
Видеофильм |
|||
- Пополнение «Педагогической копилки» лучшими разработками мероприятий, видеозаписью форм работы педагогов и родителей |
Зам. заведующей, воспитатели |
В течении года |
Сценарии, видеофильм |
IV этап Цель: проанализировать результаты сотрудничества детского сада и семьи
№ п/п |
Задачи |
Содержание деятельности |
исполнители |
срок |
Выход |
|
1 |
Анализ результаты сотрудничества детского сада и семьи |
Педагогическая гостиная «Детский сад и семьи». Обсуждение успехов и неудач в решении проблемы |
Педагоги, заведующая, зам. заведующей |
I квартал |
анкеты |
|
Круглый стол «Формы взаимодействия детского сада и семьи» |
Педагоги, заведующая, зам. заведующей |
II квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
Самооценка педагогами проведенной работы |
Педагоги детского сада, заведующая, зам. заведующей |
III квартал |
||||
Оформление «Педагогической копилки». Отбор лучших материалов для публикации в «Педагогическом вестнике» управления образования |
Заведующая, зам. заведущей, воспитатели |
В течении года |
Конспекты, сценарии мероприятия |
|||
Разработка рекомендаций по работе с семьей |
Зам. заведующей |
Памятка |
||||
Открытые мероприятия для педагогов детского сада и района |
Зам. заведущей, воспитатели |
В течении года |
Разработка мероприятий |
|||
Создание проблемной группы для воспитателей района на базе детского сада |
Зам. заведущей, воспитатели, методист управления образов. |
III квартал |
Проблемная группа |
|||
Выявление проблем педагогов по вопросу взаимодействия детского сада и семьи |
Зам. заведущей, воспитатели |
III квартал |
Анкета |
|||
2. |
Выявить причины неудачного опыта |
Круглый стол «Анализ причин неудачного опыта» |
Зам. заведущей, воспитатели |
I квартал |
Сообщения воспитателей |
|
Консультации с педагогами по устранению причин неудачного опыта |
Заведующая, зам. заведущей, воспитатели |
В течении года |
Анкета |
|||
Составление планов коррекционной работы |
воспитатели |
I квартал |
Индивидуальные консультации |
|||
Совещание по реализации планов коррекционной работы |
Зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Сообщения воспитателей |
|||
3 |
Определить перспективы дальнейшей работы |
Создание единого образовательного пространства: детский сад - семья - социум (вовлечение в сотрудничество с семьей другие социальные институты) |
Заведующая, зам. заведующей |
III квартал |
Договора, планы работы |
|
Создание программы работы с родителями |
заведующая, зам. заведующей, творческая группа |
III квартал |
Программа |
|||
Расширение услуг консультационного пункта для оказания родителям педагогической помощи, имеющим детей дошкольного возраста и проживающих в районе. |
заведующая, зам. заведующей, воспитатели |
III квартал |
Индивидуальные консультации |
2.6 Критерии оценки реализации сотрудничества детского сада и семьи
- Увеличение числа активных родителей, заинтересованных в соучастие в воспитательно-образовательном процессе (смотры, праздники, конкурсы).
- Изменение характера вопросов родителей к педагогам детского сада, как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои ошибки и достижения.
- Использование родителями педагогической литературы.
- Общественное мнение родителей о воспитании детей в детском саду.
- Востребованность опыта работы по проблеме другими ДОУ.
- Повышение уровня знаний и умений педагогов по проблеме сотрудничества детского сада и семьи.
2.7 Ожидаемые результаты реализации сотрудничества ДОУ с родителями
- Расширение форм сотрудничества дошкольного учреждения с семьей и оказание дифференцированной помощи нуждающимся семьям через функционирование консультативного пункта на базе ДОУ, работу диагностической службы.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.
Использование родителями педагогической литературы.
- Участие родителей в образовательном процессе ДОУ: занятиях, смотрах, конкурсах, праздниках и т.д.
- Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
- Улучшение взаимоотношений между членами семьи.
- Организация работы в ДОУ группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы для детей раннего возраста.
- Повышение качества мероприятий, проводимых педагогами детского сада, рост уровня знаний по проблеме сотрудничества ДОУ и семьи.
Заключение
Результаты сотрудничества ДОУ и семьи
Предыдущий опыт работы с семьей - убеждение родителей на традиционных родительских собраниях не давал эффективных результатов. Понимание того, что успех возможен лишь тогда, когда родители станут активными участниками образовательного процесса, способствовало обновлению содержания и форм сотрудничества ДОУ с родителями. Результатом сотрудничества стало открытие на базе детского сада семейных клубов и консультативного центра для родителей.
Работу над проблемой партнерства и сотрудничества с семьей педагогический коллектив начал с изучения профессиональных возможностей педагогов в общении с родителями и выявления творческого потенциала всех специалистов детского сада. Проведена самодиагностика профессиональных затруднений, которые возникают у педагогов при общении с родителями.
Опираясь на полученные данные, составили план методической помощи педагогам, который предусматривал изучение научной и методической литературы по проблеме, современных разработок по теме совершенствования практических навыков общения с родителями. В методическом кабинете в помощь педагогам созданы пакет нормативно-правовой документации и информационный банк методических разработок по данному вопросу.
Повышению уровня знаний и умений способствовала организация тренингов, консультаций, семинаров по проблеме, включения в планы самообразования педагогов, изучения вопросов взаимодействия с семьей.
В результате повысился уровень знаний педагогов. Практикумы и тренинги способствовали развитию коммуникативных умений педагогов, развивали аналитические способности воспитателей. Это помогло организовать дифференцированный подход к семьям, расширить формы сотрудничества детского сада и семьи.
Следующим этапом было изучение семей воспитанников, существующих в них традиций и подходов к воспитанию. Приоритет отдали индивидуальным формам работы с родителями. Проявляя доброжелательность, тактичность, педагоги провели изучение семей. Анализ изучения семей позволил сформировать банк данных о семьях воспитанников, узнать потребности родителей в повышении педагогической грамотности, удовлетворенность работой детского сада.
Результаты исследования стали основой для пересмотра привычных форм работы в детском саду с родителями. Работа с родителями осуществлялась в трех направлениях:
- педагогическое просвещение родителей;
- включение родителей в деятельность детского сада через организацию совместной деятельности родителей, детей, педагогов.
- привлечение родителей «неорганизованных детей» к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
В работе с семьей по педагогическому просвещению педагоги не стали отказываться от традиционных форм: консультаций, бесед, родительских собраний. Постепенно к ним добавились новые формы взаимодействия с родителями: психолого-педагогические тренинги, родительские гостиные, встречи за «круглым столом», вечера вопросов и ответов, устные журналы, диспуты, творческие конкурсы. К повышению педагогической культуры родителей привлекались разные специалисты (психолог, логопед, юрист, врачи) с учетом запросов родителей и выявленных проблем семейного воспитания.
При организации работы по педагогическому просвещению педагоги столкнулись с тем, что не все родители стремились повышать свою педагогическую культуру. Причины были разные: нехватка времени, из-за занятости на работе, домашних хлопот, боязнь быть непонятыми, необходимость коллегиального обсуждения семейных проблем. В связи с этим партнерская позиция педагогов, осуществляющих взаимодействие с семьей, была особенно важна. Родителей надо было заинтересовать, привлечь к сотрудничеству. Педагоги понимали, что без организации продуктивного общения всех участников образовательного пространства невозможно вести результативно-просветительскую работу. Для этого пересмотрели организацию работавшего уже родительского клуба «Моя семья». Клуб стал работать по возрастам: для родителей младшего возраста «Малышок», среднего возраста - «Почемучка», старшего возраста - «Хочу все знать», для молодых семей - «Мамина школа».
План работы клубов составляли совместно с родителями, с учетом выявленных проблем семейного воспитания и интереса к тем или иным вопросам воспитания и образования, актуальности вопросов для данной группы детей.
Формы работы семейных клубов были разнообразные: дискуссии, тренинги, обсуждения разных точек зрения на проблему и т.д. При подготовке мероприятий педагоги старались не составлять речи-монологи, а с помощью показа занятий по теме, детских рисунков, высказываний, используя ситуации из жизни группы вести с родителями диалог. Тренинги «Знаю ли я своего ребенка», «Прежде, чем наказывать - подумай», были направлены на поиск эффективных методов и средств воспитания, установлению эмоционально-личностного контакта между родителями и ребенком.
Эффективными в работе с родителями были методы, с помощью которых и изучалась, и корректировалась позиция родителей: тесты «От кого зависит мир в семье», «Как избежать конфликта с ребенком», психолого-педагогические тренинги. Они побуждали родителей задуматься над своим поведением, проанализировать, определить пути своего самосовершенствования.
Для изменения ценностных ориентаций родителей, освоения приемов, методов воспитания детей, общения с ними использовались такие методы как обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей. Эффективность этих методов заключалась в том, что родители могли моделировать вариант своего поведения, что помогало им осознать ошибочность представлений по проблеме, или же убедиться в правильности своих поступков.
Посещение семейных клубов, использование разнообразных форм работы помогло родителям:
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к своему ребенку, как к равному, понять, что недопустимо его сравнивать с другими детьми;
- освоить методы и приемы воспитания детей дошкольного возраста;
- понять сильные и слабые стороны своего ребенка, учитывать их;
- проявлять интерес к делам ребенка и быть готовым поддержать его.
Изменился характер вопросов родителей к педагогам. Вопросы удовлетворения бытовых нужд детей стали редкими. Родители стали задавать вопросы, направленные на развитие способностей детей, организацию их воспитания и развития дома.
Необходимость сотрудничества с педагогами детского сада признали 78% родителей. Взаимоотношения с персоналом детского сада устраивают 94% родителей. Удовлетворенность работой детского сада высказали 92%, 7% родителей работа педагогов устраивает частично, 1% родителей работа детского сада не устраивает.
Организации сотрудничества с родителями способствовала работа «Почтового ящика» детского сада. Предложения, замечания родителей помогали выявлению и учету текущих проблем, оперативному их решению.
Дифференцированно проводилась работа с неполными семьями, которые имеют детей с проблемами в развитии. Содержание работы определялось интересами и запросами родителей.
Второе направление взаимодействия детского сада и семьи - включение родителей в деятельность детского сада через организацию совместной деятельности родителей, детей, педагогов. Наибольший интерес для совместной деятельности представляли совместные праздники и досуги: «Масленица», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Здравствуй, елочка!», где родители были активными участниками происходящего. Апробирована новая форма работы клуба - семейный праздник: «Мамочка, любимая моя» ко Дню матери, «Мы с бабушкой - друзья» - ко Дню пожилого человека, «День рождения семьи» - «круглые» даты супружества. Совместные праздники, досуги раскрывали родителям внутренний мир малыша, обогащали содержание общения.
Активно участвовали родители и дети в смотрах-конкурсах «Умелые руки», «Необыкновенное чудо» (поделки из овощей и природного материала), «Витамины на зиму». Большой популярностью пользовались курсы «Хозяюшка», «Фитнес-клуб», где мамы могли поправить здоровье, научиться вести хозяйство. Новой формой работы стала организация совместных кружков для детей и родителей.
Разные формы совместной деятельности были направлены на обогащение деятельности детей и родителей в условиях детского сада и дома, укрепление внутрисемейных связей. Возросло число активных родителей - участников воспитательного процесса - 59%.
Третье направление во взаимодействии ДОУ и семьи - организация работы с родителями «неорганизованных» детей. Работа велась с семьями, где есть «дети-инвалиды», будущие первоклассники и дети до 3 лет.
Будущие первоклассники посещали группу кратковременного пребывания в детском саду, что способствовало подготовке детей к школе. Опыт работы показал, что для достижения лучших результатов развития детей необходимо более раннее привлечение детей в группу кратковременного пребывания.
Для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями работал семинар-практикум «Помоги себе сам». Он помог объединить родителей, а ежемесячные встречи за круглым столом со специалистами детского сада и различных служб района способствовали повышению уровня психолого-педагогических знаний, решению социально - бытовых проблем.
Для молодых родителей, воспитывающих детей до 3 лет реализован проект «Школа молодой семьи». Реализация проекта способствовала повышению правовых и педагогических знаний среди молодых семей, укреплению взаимоотношений в семье, ранней адаптации детей к детскому саду.
Практика показывает, что сотрудничество педагогов и родителей повышает уровень и результативность воспитательно-образовательной работы с детьми. Занятия в семейных клубах, совместная деятельность с детьми помогают родителям лучше понимать ребенка, научиться способам общения с ним, педагогам - более эффективно строить процесс воспитания и образования ребенка.
Дальнейшая организация работы сотрудничества с родителями администрацией ДОУ предполагает:
- индивидуализацию процесса взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;
- интеграцию всех социальных институтов села, района, заинтересованных в воспитании и развитии детей дошкольного возраста;
- создание условий для привлечения родителей к планированию и контролю за деятельностью ДОУ;
- создание программы сотрудничества ДОУ и семьи
Библиографический список
1. Е.П. Арнаутова. «Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях» - Детский сад от А до Я. 10-2004.
2. Г. Белоногова, А. Хитрова «Педагогические знания - родителям» - Дошкольное воспитание. №6-2003.
3. А.Г. Богославец, А.А. Майер. «Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях малого города». - Управление ДОУ. №5-2004
4. И.В. Власова. «Новое решение старой проблемы» - Детский сад от А до Я. №10-2004
5. Т.А. Данилина, Т.С. Лагода. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом». - М.: Аркт. 2003
6. Дженни Лешли «Работать с маленькими детьми». - М.: Просвещение, 1991.
7. О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.П. Майер. «Работа с родителями в ДОУ». - М.: ТЦ «Сфера». 2005-09-21
8. Л.А. Дядюх. «Родительский клуб в дошкольном учреждении». - Детский сад от А до Я. №1-2005.
9. Т.Н. Доронова. «Дошкольные учреждения и семья». - М.: LIUKA-PRESS, 2004.
10. О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. «Общение педагога с родителями в ДОУ». - М.: ТЦ «Сфера», 2005-09-21
11. «Закон об образовании в Российской Федерации».-Ростов на Дону: Легион, 2013
12. В. Загик, В.М. Иванова. «Воспитатели и родители». - М.: Просвещение, 1985.
13. Л.А. Куланина. «О формах взаимодействия с семьей». - Детский сад от А до Я. №10-2004.
14. Т.А. Куликова. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999.
15. Т.А. Куликова. «Современная семья: проблемы, тенденции развития». - Детский сад от А до Я. №4-2004.
16. В. Козлова, Р.П. Дешеулина. «Работа ДОУ с семьей». - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
17. К. Котырло, С.А. Ладывир. «Детский сад и семья». - Киев: Радянька школа, 1984.
18. «Концепция дошкольного образования». - М., 1989.
19. Лукина Л.И. - работа с родителями в ДОУ. - Управление ДОУ. №5-2004.
20. Т.А. Маркова. «Детский сад и семья». - М.: Просвещение, 1986.
21. Ю. Микляева. «К вопросу о педагогической культуре родителей. - ребенок в детском саду». №3-2005.
22. М.Ф. Нуйкина. «Семейный клуб в детском саду: особенности организации и деятельности». - Детский сад от А до Я. №1-2005.