/
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Институт педагогики и психологии
Кафедра теории и методики технологии и профессионального образования
Курсовая работа
на тему: «Организация учебного процесса с использованием дистанционного обучения»
Направление 051000.62 Профессиональное обучение
Научный руководитель
канд. пед наук, доцент
С.Ю. Лаврентьев
Выполнил
Студент ИПП ДТ-23ТР
Е.С. Смирнов
Йошкар-Ола 2015
Содержание
Введение
1. Теоретические основы дистанционного образования в условиях высшего образования
1.1 Сущность и содержание дистанционного образования в России и за рубежом
1.2 Особенности организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий
2. Дистанционное обучение: цели, формы, виды обучения
2.1 Цели дистанционного обучения
2.2 Формы дистанционного обучения
2.3 Виды дистанционного обучения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы. Дистанционное образование представляется особенно важным для России с ее огромной территорией, неравномерной плотностью населения и размещением вузовских центров. Однако использование ДО на практике без соответствующей методической подготовки может привести к дискредитации ДО как формы обучения. [1] Отсутствие единой концепции, недостаток практического опыта зачастую приводят к совершенно противоположным взглядам на эту форму обучения: от сведения к набору средств и методов передачи учебной информации до ее абсолютизации, до появления идей о создании виртуального учебного заведения и т.д.
В современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается доступ человека к мировым ресурсам информации и базам данных и возможность непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционное образование, которое является одним из наиболее активно развивающихся направлений.
Объект исследования. Процесс организации дистанционного обучения среди учащихся различных учебных заведений.
Предмет исследования.
Организация учебного процесса с использованием дистанционного обучения.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть теоретические основы дистанционного образования в условиях высшего образования
2. Изучить сущность и содержание дистанционного образования в России и за рубежом.
3. Определить особенности организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий.
4. Сформулировать цели дистанционного обучения.
5. Проанализировать формы дистанционного обучения.
6. Выявить виды дистанционного обучения.
Современная ориентация высшего образования на формирование компетенций как готовности и способности будущего профессионала к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую ему выразить себя в качестве субъекта обучения. В связи с этим особое значение в профессиональной подготовке будущих специалистов приобретает дистанционное обучение как специальная форма организации познавательной деятельности, ориентированная на повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов; усиление познавательной мотивации, формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов.[31]
Цели дистанционного образования можно сформулировать следующим образом: 1) введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства; 2) стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателями; 3) постепенный переход от репродуктивного обучения к более современному: креативному. Для достижения данных целей изначально дистанционное обучения должно решить ряд основополагающих задач. В достаточно общем виде их можно сформулировать следующим образом .
Для достижения данных целей изначально дистанционное обучения должно решить ряд основополагающих задач. В достаточно общем виде их можно сформулировать следующим образом. Сертификация знаний. В режиме дистанционного обучения сертификация знаний проводится с помощью отправки учащемуся контрольных тестов и измерительных материалов в электронном виде. Раньше проблемой было установить достоверность того, что задание выполнено самим учеником, без помощи других людей. Теперь эта проблема решена с помощью новых средств связи (типа Skype - программы интернет-телефонии с возможностями видеозвонков и видеоконференций). Благодаря им контроль знаний можно проводить в режиме реального времени, в том числе - в процессе общения преподавателя с обучающимся «с глазу на глаз». Организация обратной связи с учащимся. Эта задача важна для своевременной корректировки преподавателем учебного процесса [3]. Управление учебным процессом - это одна из самых сложных задач дистанционного обучения. Она включает в себя синхронизацию всей учебной деятельности, набор групп учеников, дозирование нагрузки между педагогами, выдачу различных сертификатов и другую организационную деятельность. Эта задача выполнима при помощи современных технологий [2].
Так же для решения таких задач можно использовать систему Moodle. Это система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Moodle переведена на десятки языков, в том числе русский, и используется почти в 50 тысячах организаций из более чем 200 стран мира. В РФ зарегистрировано более 1000 инсталляций. Количество пользователей Moodle в некоторых инсталляциях достигает 500 тысяч человек. Благодаря развитой модульной архитектуре, возможности Moodle могут легко расширяться сторонними разработчиками. Существенное расширение функциональных возможностей Moodle достигается за счёт интеграции подсистемы для организации вебинаров/веб-конференций. Помимо языковой поддержки и шаблонов оформления, Moodle позволяет подключать также следующие типы модулей: 1) элементы курса; 2) отчеты администратора; 3) типы заданий; 4) плагины аутентификации; 4) блоки; 5) форматы курсов; 6) отчеты по курсам; 7) поля базы данных (для элемента курса «База данных»); 8) плагины подписки на курсы; 9) фильтры; 10) отчеты по оценкам
Особая роль дистанционного обучения в формировании профессиональных умений и навыков будущих специалистов подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование №788 от 22.12.20012 г., п. 7.3).
Таким образом, возрастание требований общества и работодателей к современному профессионалу, изменение задач профессиональной подготовки, связанных с реализацией компетентностного подхода, ставят вопрос о необходимости исследования образовательного потенциала, теоретических основ и методического обеспечения дистанционного обучения в процессе профессиональной подготовки современного профессионала.
1. Теоретические основы дистанционного образования в условиях высшего образования
1.1 Сущность и содержание дистанционного образования в России и за рубежом
Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении [4].
Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения [5]. Интерактивные возможности, используемых в системе дистанционного обучения (СДО) программ и систем доставки информации, позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.
Долговременная цель развития СДО в мире - дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.
Самым крупным дистанционно образовательным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества[6].
Таким образом, в настоящее время СДО быстро развивается и достаточно востребована не только в России но и во многих других странах.
1.2 Особенности организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий
Началу учебного процесса предшествует проектирование, разработка теоретических концепций, тщательное планирование учебного процесса. Необходима педагогическая оценка эффективности каждого шага проектирования и создания системы дистанционного образования. Поэтому на первый план нужно ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
Учебные планы в системе ДО близки к индивидуальным учебным планам, так как предполагают асинхронность и модульность обучения. Учебный план не связывает студента формами учебной деятельности, но определяет жесткие временные рамки выполнения контрольных заданий. В процессе обучения преподаватель и учащийся могут реализовывать технологию обучения независимо от времени, по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Учебный процесс в периферийном центре включает в себя как аудиторные занятия, осуществляемые во время выездов в Центр преподавателей, так и работу в компьютерном классе. Выезды преподавателей необходимы по нескольким причинам:
-во-первых, очный контакт учащихся с преподавателем облегчает дальнейшую опосредованную через компьютер работу,
-во-вторых, как правило, в периферийном центре отсутствуют собственные преподаватели, которые могли бы выступить в роли консультантов. В том случае, если ПЦДО создается в университетском центре, например, на базе вуза - члена Ассоциации, эта проблема может быть решена путем взаимодействия преподавательского состава обоих вузов.
Аудиторные занятия составляют около 60 % учебного времени, но с расширением методической базы происходит постепенное вытеснение выездов и замена их технологиями ДО [7].
Работа в компьютерном классе занимает от 40 до 60 % учебного времени. Отсюда -необходимость обязательной компьютерной грамотности учащихся. Они должны, в частности, уметь работать в определенной программе-редакторе, владеть навыками работы с клавиатурой, осуществлять запуск программы, запись текстовых файлов. Кроме того, учащиеся должны быть готовы к работе в сети Internet, уметь пользоваться электронной почтой, устройством CD-rom. Такая подготовка не требует много времени, однако ее недостаток может резко снизить мотивацию к самостоятельной работе учащихся и повлиять на качественный уровень успеваемости. Именно поэтому в ПЦДО должны быть предусмотрены специальные вводные занятия по основам пользования персональным компьютером и работе в сети Internet, которые предваряют начало основной учебной программы.
Что же касается самостоятельной работы, то ее возрастающая роль является одной из главных особенностей ДО. При дистанционном обучении учащиеся отходят от привычной классно-урочной системы, так как значительную часть учебного материала они изучают без преподавателя. Это требует от них большей самостоятельности и четкой организации своего рабочего дня. Усиливается значение личностной мотивации учебной деятельности со стороны учащихся, возрастает степень свободы при выборе круга предметов и глубины их изучения. Старшеклассники, вступившие на путь личностного самоопределения и профессионального выбора, и студенты, уже сделавшие этот выбор, в данном случае оказываются идеальным объектом дистанционного образования.
Данная особенность оказывается и самой большой трудностью для учащихся. Привыкшие к ежеминутной опеке в классе со стороны учителя, они, как правило, не могут самостоятельно оценить задания, не всегда способны прочитать их до конца, не видят подсказок меню, которые могут помочь им выполнить задание. Отсюда - часто звучащие на консультациях вопросы технического порядка, типа 'Как выполнить это задание?',
«Что делать с текстом?», 'Как решать задачу?' и т.п. Выход из подобной ситуации может быть найден путем разработки четких инструкций, отказа от подробных заданий, которые приводят к рассеиванию внимания школьников. Особая ответственность при этом ложится на преподавателя, который не только выступает в роли консультанта по определенному предмету, но одновременно помогает учащимся построить индивидуальную образовательную траекторию, определить глубину необходимого знания и обозначить круг его источников[8].
Таким образом программа дистанционного обучения практически уникальна для каждого обучающегося, что повышает качество обучения.
дистанционный высший образование учебный
2. Дистанционное обучение: цели, формы, основные типы, обучения
2.1 Цели дистанционного обучения
Рассмотрим следующие цели дистанционного обучения:
-профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
-повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
-подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
-подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
-углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
-ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
-базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
-дополнительное образование по интересам.
Список потенциальных потребителей СДО, которыми являются:
-лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров;
-специалисты уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;
-обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в ВУЗы;
-лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой (сельские жители, вахтовики, и т.п.),
-лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
-лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому);
-субъекты и объекты пенитенционарной системы (заключенные и обслуживающий персонал);
-иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.
-лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;
-специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;
-талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные знания, второе параллельное образование, пройти образовательную программу в сжатые сроки;
-различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации, в частности, преподаватели различных образовательных учреждений;
-безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости [9].
Таким образом, дистанционное обучение (ДО) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе, которое можно рассматривать как информационное образовательное пространство [10].
Графически представлены основные укрупненные компоненты-участники информационного образовательного пространства в соответствии с рисунком 1. Целевой функцией системы дистанционного обучения, является получение от учащегося запроса по конкретной тематике, относящейся к области образования, последующая обработка данного запроса, отсылка отформатированного запроса к информационным источникам - локальные базы данных, ресурсы Internet, выбор наиболее подходящего результата и конечная выдача ответа пользователю.
Рисунок 1 - Организация взаимодействия участников процесса дистанционного образования
2.2 Формы дистанционного обучения
В педагогической практике при традиционных формах получения образования выработались хорошо известные формы (виды) обучения. При обучении социально - гуманитарным дисциплинам наиболее распространенные получили: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, экзамены, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой в СДО как в контактный, так и неконтактный периоды обучения.
Лекции являются одним из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они имеют цель дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.
Лекции в ДО могут проводится в реальном и нереальном времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран, и для фронтального варианта.
Исследование подходов к проведению лекций в СДО показал, что целесообразно применение текстовых вариантов лекций («электронных лекций»).
Терминологически понятие «электронная лекция» трактуется в научно-педагогической литературе по-разному. Например, это программная поддержка традиционной лекции, позволяющая слушателям конспектировать ее в процессе проведения в компьютерном классе, так как на экранах дисплеев высвечиваются тезисы. Кроме того, программное обеспечение позволяет проводить в конце лекции контроль усвоения учебного материала и другие функции[12].
Другое направление включает в это понятие следующий смысл. Это набор учебных материалов в электронном виде. Содержание его включает в себя кроме текста лекций еще дополнительные материалы выдержки из научных статей, других учебных пособий и т.д., оформленные в виде текстовых файлов [13].
Таким образом, для организации Т-СДО требуется, во-первых, время на подготовку лекций в печатной форме. Во-вторых, для организации гипермедийного варианта лекции требуется соответствующее время, технологическое оборудование (студия с видеокамерой), а также специализированный персонал, хотя бы в лице одного инженерного специалиста[14].
Семинары. Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике.
Семинары в СДО могут проводится с помощью компьютерных видео и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличаются от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера [15].
Семинары, проводимые с помощью телеконференций (т.е. при письменном, невербальном общении) могут называться виртуальными семинарами, так как участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в нереальном масштабе времени (off-line) и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. Если конференция не модерируема (не управляема), то каждый участник видит на экране все неотселектированные тексты вопросов и ответов всех других участников семинара. Причем при проведении электронных семинаров участники, которых располагаются в разных часовых поясах предпочтительны семинары в режиме off-line [16].
Таким образом, для организации семинаров в Т-СДО требуется, исходно, время на разработку программы и содержания семинаров, а далее время (регламентированное) на проведение видеоконференций или на модерацию и оценку результатов телеконференций. Указанный параметр напрямую зависит от количества обучаемых [17].
Консультации являются одной из форм руководства работой слушателей и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого, именно: внимание, память, воображение и мышление).
В СДО используются в основном консультации с применением средств НИТ: телефона, электронной почты, видео и телеконференций, а также справочники по наиболее часто встречающимся вопросам. Выбор средств информационных технологий определяется имеющимся в наличии составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используется телефон и электронная почта.
Таким образом, Т-СДО требует от каждого «владельца» курса затрат времени на проведение консультаций в режиме off-line.
Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Для их реализации можно использовать два пути:
-удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент;
-доставку портативного лабораторного практикума «на дом».
Исследования этих направлений показали, что предпочтительным по дидактическим и экономическим соображениям является первое направление, которое позволяет решить значительную часть проблем при проведении лабораторных работ при ДО по естественно-научным и инженерным специальностям [18].
Таким образом, для реализации лабораторных работ в Т-СДО требуются временные затраты на подготовку программы и содержания соответствующих лабораторных работ, а также технологическое оборудование (студия с видеокамерой) и инженерный работник.
Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение ввиду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в СДО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.
Качество усвоения студентами учебного материала в СДО, так же как в традиционном процессе, можно характеризовать по уровням усвоения:
1. Уровень представления,
2. Уровень воспроизведения,
3. Уровень умений и навыков
4. Уровень творчества.
В СДО используются следующие виды контроля: экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. В СДО широкое распространение получили тестовый контроль как для самопроверки, так и для итогового контроля, который может проводиться в Центре ДО или в региональном центре под наблюдением тьютора (представителя Центра ДО).
Организацию контроля при реализации технологий ДО можно классифицировать и наглядно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 2.
Рисунок 2- Варианты организации контроля в СДО
Исследования вариантов организации контроля при дистанционном обучении показали, что целесообразны два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль.
При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного.
Результаты входного контроля, дают возможность осуществлять управление процессом обучения и учитываются как при планировании процесса обучения, так и в ходе его, так как по ним определяются подходы к организации индивидуального процесса дальнейшего процесса дистанционного обучения[19].
Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих программ, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы тесты тестов, составленным по разделам учебной программы.
Самостоятельная работа. Эта общеизвестная регламентная форма обучения при традиционном варианте является основной в СДО. При этом используются все описанные выше средства обучения [30].
Самостоятельная работа обучающихся может быть индивидуальной, парной и групповой. С положительной стороны показала себя организация групп взаимопомощи. Для эффективной учебы обучаемый должен владеть методами планирования и организации самостоятельной работы с учебным материалом, навыками самообразования[21].
Рабочие места обучающихся, где происходит процесс ДО, в зависимости от финансовых и материальных возможностей можно разбить на три класса:
0 - на рабочем месте отсутствуют средства новых информационных технологий;
I - имеется в наличии магнитофон и (или) видеомагнитофон;
II - имеется компьютер с возможностью выхода в компьютерные сети.
Многие проблемы аппаратно-технической поддержки образовательного процесса в ДО в случае отсутствия средств информационных технологий у обучаемого при самостоятельной работе, решаются на учебно-консультационных пунктах или в территориальных пунктах удаленного доступа (при сетевом обучении) [22].
Таким образом, Т-СДО по сравнению с традиционной образовательной технологией требует подготовки увеличенного объема материалов для проверки знаний (требуется для самотестирования). Затраты времени в основном требуются на этапе разработки учебного материала [20].
2.3 Виды дистанционного обучения
На основе выполненного анализа можно заключить, что наиболее распространёнными являются виды дистанционного обучения, основанные на:
-интерактивном телевидении;
-компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
-сочетании технологий компакт-дисков и сети Интернет.
Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении, заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрации уникальных методик, лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов.
Третий способ, предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника [23]. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.
В своих статьях авторы рассматривают следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения:
-обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.
-обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования [24].
-обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам (в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.
-автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются в создании мультимедийных курсов.
-обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий [25].
Таким образом, способ организации дистанционного обучения предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения.
Заключение
Исходя из проделанной работы, мы решили первую задачу, где рассмотрели идеи, технологии, особенности организации учебного процесса дистанционного обучения и пришли к выводу:
Что следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов [26].
В соответствии со второй задачей, мы рассмотрели технологические основы дистанционного обучения факторы и примеры, приведенные выше, показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества [27].
Решая третью задачу, мы анализировали технологические основы дистанционного обучения:
-теоретическое осмысление практики ДО показывает, что для него присущи, также как и для традиционного учебного процесса, пять общедидактических методов обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателей и обучающихся как при очном контакте, так и при интерактивном взаимодействии при использовании средств информационных технологий;
-дидактические средства ДО в которых сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, целесообразно классифицировать как: печатные издания, электронные издания, компьютерные обучающие программы, аудио-видео материалы, компьютерные сети. При создании и производстве средств обучения для ДО возможны следующие пути: непосредственная разработка силами вуза, заказ их изготовления в специализированных организациях, приобретение готовых средств с возможно последующей адаптацией или без нее;
Подводя итог проделанной работы можно сделать вывод, что педагогический потенциал дистанционного обучения в системе профессиональной подготовки учителя, заключающийся в возможности активизации субъектного опыта будущего учителя и включения его в активную познавательную и коммуникативную деятельность по решению учебных и профессиональных задач, требует дальнейшего изучения.
В настоящее время в ДО широко используются традиционные регламентированные формы обучения: лекции, семинары, консультации экзамены, самостоятельная работа и т.д. Специфика применения этих форм в ДО проявляется в частоте применения их в учебном процессе и преимущественном использовании средств новых информационных технологий [28]. В российской практике ДО в настоящее время наиболее часто используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения, а среди средств обучения - печатные, компьютерные и аудио-видео материалы. Печатные учебные материалы по дисциплине для ДО должны содержать как минимум: рекомендации по самостоятельной учебе, основной текст, контрольные задания, тренировочные задания, толковый словарь терминов. В целом обучение по пособию должно обеспечивать обучаемому минимум обращения к дополнительной литературе [29]. Педагогический потенциал интерактивного обучения в системе профессиональной подготовки учителя, заключающийся в возможности активизации субъектного опыта будущего учителя и включения его в активную познавательную и коммуникативную деятельность по решению учебных и профессиональных задач, требует дальнейшего изучения.
Список использованных источников и литературы
1. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб, пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Е.С.Полат. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5407-0: 385-00:385*00.
2. Учимся дома : дистанционное обучение / [авт.-сост.В.Н.Пунчик и др.]. - Мн.: Красико-Принт, 2010. -176 с. - (Педагогическая мастерская). - ISBN 978-985-405-560-2: 80-00:80-00.
3.Журавлева, О.Б. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление : Учебное пособие. -Новосибирск: СибГУТИ, 2001. - 86 с. - Библиогр.: с. 80. - 35-00.
4. Бакланова, Н.Б. Дистанционное образование в Республике Марий-Эл: региональный опыт [Текст] : Монография / МарГУ. - М., 2001 ; Йошкар-Ола : МарГУ. -148 с. - Библиогр. :с.120-126. -ISBN 5-94808-004-8: 50-00 : 50-00.
5. Вилотиевич, М. От традиционной к информационной дидактике / М. Вилотиевич; Пер. Л.Н. Коломейцевой-Йованович
6. Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. 2003. - N1.-С.20-58. - Библиогр.:9 назв. Рассмотрев исторически сложившуюся традиционную модель обучения, автор обосновывает информационную концепцию обучения и кибернетический подход в обучении
7.Тихомирова, Н. В. (к. э. н.; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики). Проблемы оценки качества электронного образования / Н. В. Тихомирова // Открытое образование. - 2004. -№ 1, - С. 27-32.
8. Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся [Текст] : учеб. пособие / А. И. Доровской ; Рос. пед. агенство. - М. : Рос. пед. агентство, 2008. - 209 с. - ISBN 5-86825-059-1 .
9. Куцев, Л. Компьютерные технологии: опыт использования [Текст] : / Л. Куцев. - с.112-115. Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования РФ. - Москва, 1992 - . - ISSN 0869-3617.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : [учебное пособие] / [Е. С. Полат и др.] ; под ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2008. - 268 с.
10.Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / [Е. С. Полат и др.] ; под ред. Е. С. Полат. - Москва : Academia, 2006. - 391 с.
11. Пилюгина, С. Дистанционное обучение - обучение без границ [Текст]: / С. Пилюгина. Профсоюзы. Ежемесячный международный информационно-аналитический журнал. - Москва. - ISSN 0869-7558. - 2004. N 12.
12. Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие [Текст] : (обобщение методологии и практики использования) / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - Москва : Дашков и К, 2007. - 292 с.
13. Андреев А.А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Инновации в образовании. - 2003. - №4.
14. Господарик Ю.П. Проблемы и перспективы дистанционного обучения истории [Электронный ресурс] // Педагогические и информационные технологии в образовании: электронный научно-методический журнал - №1. Режим доступа: http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numero1/pedag/art2.html.
15. Джалиашвили З.О. Организация системы дистанционного образования Электронный ресурс// Элитариум: центр дистанционного образования.Режимдоступа:http://www.elitarium.ru/2006/03/24/organizacija_sistemy_distancionnogo_obrazovanija.html
16. Монахов Н.В. Эволюция дистанционного образования // Школьные технологии. - 2003. - № 2. - С. 89-94. 5. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / В.И. Овсянников, В.П. Кашицин - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. - 794 с.
17. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М: Изд. центр «Академия», 2006. - 400 с.
18. Сидоров С.В. Технологии работы преподавателя [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/blog/1-0-3. Источник: http://si-sv.com/publ/6-1-0-164
19. Князева М.Д., Трапезников С.Н. “Система Дистанционного Обучения” ИОЦ - Москва.
20. Иванов В.П., Смолянинова О.Г. О концепции центра дистанционного обучения для системы довузовской подготовки // Науч. метод, сб. тез. док. ИТО-98-99, Hanp.D, 1998. С. 54-55.
21. Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. -- М.: Русский язык, 1981-136 с.
22. Каган О. Теория и практика написания личностно-ориентированного учебника русского языка как иностранного. АКД, М., 2011. -- 150 с.
23. Камардина О.Л., Корчагина О.В. К вопросу о взаимоотношении параметров, определяющих дидактическую адаптацию. -- Поиск. Опыт.
24. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Воронеж: Воронежский университет. 2011. -- С. 71-74.
25. Капитонова Т. И., Московкин JI. В. Методика обучения русскому языку как иностранному этапе предвузовскои подготовки. -- СПб.: Златоуст, 2011. 272 с.
26. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. СПб.: Союз, 2011. - 192 с.
27. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. -- М.: Русский язык, 1987. 163 с.
28. Кедрова Г.Е. Проектирование Интернет-учебников по русскому языку: базовые принципы. Межд. конгресс «Русский язык: исторические судьбы и современность». -- Москва, МГУ.
29. Китайгородская Г.А. Методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1986. - 103 с.
30. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков /А Handbook of English-Russian Terminology for Language Teaching СПб.: БЛИЦ: Cambridge University Press, 2011. - 224 c.
31. Кондратенко, И. Б. Интерактивное обучение в процессе профессиональной подготовки современного педагога: проблемы и перспективы развития / И. Б. Кондратенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогикии психологии: сб. статей по материалам Междунар. науч.-практю конф. -Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2014. - № 4 (39), ч. 1. - С. 97-103 (0,3 п. л.).