/
1
Минобрнауки России
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
'Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема'
Кафедра педагогике
Курсовая робота
Анализ авторских подходов к содержанию воспитания
г. Биробиджан
2014 г
Оглавление
воспитание культура школьник новатор
Введение
Глава 1. Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию
1.1 Особенности воспитательного процесса и его содержание
1.2 Системный подход к воспитанию и его идея
1.3 Воспитание
1.4 Принадлежности воспитания
Глава 2. Основы формирования культуры личности
2.1 Новые подходы к воспитанию личности школьника
2.2 Педагоги-новаторы и их концепции
2.3 Воспитательные подходы
2.4 Концепция насилия
Глава 3. Авторские концепции и авторские школы воспитания
3.1 Школы
3.2 Обобщение
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности.
Но и для этих процессов нет пока четких определений. Одни исследователи считают, что понятие 'формирование' более широкое, чем понятие 'воспитание', другое - что оно уже, ибо формирование - это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий 'социализация личности', 'формирование личности' и 'воспитание' может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: становления и развития личности.
Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация.
Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.
Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.
В процессе Воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны. Их единство становится очевидным только при достаточно высокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пределы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание.
Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива - это еще отнюдь не процесс воспитания в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное.
Глава 1. Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию
1.1 Особенности воспитательного процесса и его содержание
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности (рис. 1).
В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности.
Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания - это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.
Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий 'взаимодействие' и 'руководство'. Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Рисунок №1
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса.
Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированное не соответствуют развитию других качеств.
Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.
Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты:
Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - 'базовая культура' личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.
Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.
Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания - культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.
Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать 'воспитываться'. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
Устремленность школы в жизнь - залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:
А) от нивелирования личности к ее разностороннему развитию;
Б) от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;
В) от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.
Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т.д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы - для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина. Попытаемся определить конкретные качества личности и обязательства человека по выделенным направлениям.
1.2 Системный подход к воспитанию и его идея
Иначе выглядит система методов воспитательного воздействия, методов тактического плана. Исходным для обнаружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отношение, корректирует, инициирует отношение, придает формам его культурные контуры.
Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому значению.
Метод убеждения выступает в виде следующего:
А) суждение педагога;
Б) аргументация педагога;
В) мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии;
Г) сообщение об общепринятом в культуре;
Д) раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла;
Е) диалог педагога с детьми;
Ж) дискуссия, спонтанно либо специально организуемая педагогом;
З) обмен впечатлениями по восприятию художественного образа,
И) совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии.
Метод упражнения - это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.
В поступке соединяется внутреннее и внешнее отношение, но, чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой.
Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:
А) примером педагога;
Б) просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка;
В) просьбой что-либо переделать, изменив характер действия;
Г) показом - инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности;
Д) специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки;
Е) игрой с этико-психологическими правилами;
Ж) традиционным оформлением некоторых правил поведения;
Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка - наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.
Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.
Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.
Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Еще недавно она отражала принятую в нашем обществе концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой '...только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива - целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование - главной задачей отечественной школы. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги.
Широкомасштабная воспитательная деятельность дала незначительные плоды, благородные замыслы не осуществились. За многие десятилетия коллективистского воспитания наша школа мало продвинулась в формировании человека нового типа. О чем это свидетельствует - о слабости идеи или неумении воплотить ее в жизнь? Сегодня, когда осмыслено прошлое, ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными.
Отсюда - выводы: нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом развитие индивидуальности.
Гармония личного и коллективного в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании.
1.3 Воспитание
Латинское слово 'коллективу-с' переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив - это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия 'коллектив'.
Под коллективом понимается любая организованная группа людей; второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа В том значении, которое приобрело понятие 'коллектив' в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.
Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.
Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.
Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений.
Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.
Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик - сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, 'чувство локтя', причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.
Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества
В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.
Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива - коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников - учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.
Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Ученический коллектив как система - это:
1. органичная часть более сложного объединения - воспитательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей;
2. относительно автономная система, которой свойственны процессы: саморегуляции, самоорганизации скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
3. субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;
4. носитель общего интегративного свойства - его поля, характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;
5. субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.
При этом ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, изменениями в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами, достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.
1.4 Принадлежности воспитания
Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления.
Если взглянуть на воспитание с точки зрения биологической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой инстинкту, реализация которого обеспечивает продолжительность рода; в действиях матери отсутствует целенаправленность, проистекающая из анализа социальной ситуации или ситуации жизни.
Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детенышей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспитание в мире животных - это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое выстраивало человечество на протяжении истории своего существования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью. Но и эти начатки обнаруживаются в человеческом существовании, достаточно проследить за поведением молодых женщин по отношению к малышам: всем им свойственна в тот или иной мере забота о маленьком ребенке.
Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки. Последнее, а именно предельно короткие сроки вхождения ребенка в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.
Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
Глава 2. Основы формирования культуры личности
2.1 Новые подходы к воспитанию личности школьника
Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны также приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в воспитании в том числе.
'Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе и не несет ответственности за поведение школьников на улице'.
Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране ситуация в семье и в школе изменится кардинально.
Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для школьного воспитания.
'Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности, справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, 'красивой жизнью', независимо от того, какой ценой это достигнуто. Так называемый переходный период уже дал нашим детям возможность познакомиться с полу порнографическим 'искусством', нацелил на выбор сексуальной распущенности. В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения'.
И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя задачу духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать профессионал - учитель, воспитатель, классный руководитель.
'Цели, как известно, бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения мог максимально развивать свои умственные и художественные способности, технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой (а не просто познакомиться с ней), трудиться в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого потенциала, - их пока нет'.
Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания, некоторые теоретики имели в виду лишь создание материальных условий для занятий детей той или иной деятельностью.
Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками.
Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.
2.2 Педагоги-новаторы и их концепции
В настоящее время существуют несколько подходов к воспитанию:
1) Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях (В.А. Караковский - один из основателей этой программы). В воспитании выделить вечные ценности: Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение, отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества, края, быта...), физического/умственного/душевного труда, ценность знаний, ценность культуры (духовной жизни, прекрасного), ценность мира, ценность человека - все в мире направлено на человека.
2) Демократический, гуманистический характер воспитания: идея взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект воспитания), идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности (знания, усвоенные без радости - плохо).
3) Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой - гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств. Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом, применять знания. Культура творческих действий: создавать новое на базе полученных знаний. Культура чувств и общений: адекватная реакция на что-то, умение выражать радость, умение вести себя, как выразить свои чувства, умение общаться без конфликтов. Содержание воспитания связано с содержанием культуры.
Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М.
Бондаревская Е.В.
'Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:
ь Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;
ь Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;
ь Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;
ь Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;
ь Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;
ь Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое'.
Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.
Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.
1. Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.
2. Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.
В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:
ь человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;
ь духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в филосовских теориях и способах мышления;
ь практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;
ь личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интренализация этих ценностей составляет мировую культуру.
Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.
Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.
Газман О.С.
Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О.С.
'Выдвинутая цель - обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.
ь 'Здоровье';
ь 'Учение';
ь 'Общение';
ь 'Досуг';
ь 'Семья'.
При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы'.
Таланчук Н.М.
'Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н.М.). В основу концепции положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.
Система ролей включает в себя:
o в сфере 'Семья' - сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания - формирование супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями;
o в коллективе - профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания - формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей;
o в сфере 'Общества' - патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания - формирование основных компонентов этих культур;
o в сфере 'Мир' - геосоциальную и интерсоциальную;
o в сфере 'Я - Сфера' - субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, саморегуляции'.
2.3 Воспитательные подходы
Идеи ненасилия породили интересные воспитательные подходы. Эти идеи все шире проникают в педагогику.
Ненасилие и насилие, - этические понятия, характеризующие способы отношения человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим людям с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его жизнедеятельность.
Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.
Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных проблем и конфликтов.
'Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую'.
В философско-этическом ключе концепция ненасилия анализируется с позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила теория Л.Н. Толстого 'непротивления злу насилием'. Суть ее состоит в том, чтобы бороться со злом в человеке, одновременно любя его и ненавидя его пороки. Именно любовь выступает у него как нравственный критерий. Чтобы получить любовь, необходимо одно - '… отучить себя от ненависти, презрения, неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом отношении так мало, а уже как будто получил вперед незаслуженную награду'.
В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А. Маслоу, К. Рождерса, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.
2.4 Концепция насилия
Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием 'свобода'. Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной педагогики, однако понималось и понимается свобода в различных педагогических течениях по-разному.
Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из основоположников такого подхода является Жан-Жак Руссо. По его мнению, свобода - одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Следовательно, воспитание - это ненасильственное воздействия взрослого, а средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.
'Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности. В качестве яркого примера можно назвать М. Монтессори. Суть ее концепции состоит в том, что школа должна давать простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому подобное. По мнению Монтессори, все, что должно проявиться, проявиться, если этому не мешать. Фактически же получается, что ребенок не свободен, разве можно говорить о свободе, когда признается, что все заранее запрограммировано наследственностью'.
Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого понимания свободы были заложены Л.Н. Толстым. Он выступает за признание прав ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей. Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н. Вентцеля. В качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и представление ему всех положительных данных для развития его индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе воспитания, К.Н. Вентцель отмечает, что этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования творчества.
Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Современные теории гуманистической педагогики и психологии базируются на положении о свободе как возможности осуществлять выборы. По мнению К. Роджерса, это достигается лишь в том случае, если человек приобретает способность быть самим собой, прислушивается к себе, принимать себя, ориентироваться не на мнение других, а на собственный опыт, в то же время научиться понимать и принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то, что кажется кому-то необходимым.
На современном этапе в отечественной теории и практики такое понимание свободы можно найти у педагогов-наваторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.И. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и другие). Практика их работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.
Таким образом, анализ различных подходов к проблеме свободы показал, что, несмотря на общепризнанность категории свободы в различных отраслях науки, понимание ее, в частности, в педагогике достаточно вариативно и отражает исходные концепции авторов.
Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?
Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.
1. Задачи, связанные с воспитанием у подрастающих поколений духа ненасилия, что включает в свою очередь три направления:
Ш ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;
Ш гуманное отношение к людям, в том числе и к самому себе, умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.
2. Задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания, взаимодействие взрослых и детей:
Ш гуманизация существующих форм и методов работы в учебных заведениях различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;
Ш разработка и внедрение новых форм и методов педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия;
Ш реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения'.
Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка сформулировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательтный процесс, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.
'Гуманизация - это переориентация с учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель. У нас же даже в дошкольных учреждениях, как показали исследования одного из участников VIII международной конференции 'Воспитание свободой независимой личности', до 35% воспитателей ориентированы на учебно-дисциплинарную модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия'.
С теоретической точки зрения перспективы педагогики ненасилия в серьезном и глубоком изучении философских, религиозных, эстетических аспектов ненасилия, в разработке, в конечном итоге, развернутой концепции ненасилия.
В практическом отношении необходимость вести разработку комплексных программ по воспитанию и обучению в духе ненасилия, а также специальных программ по подготовке других учителей к этой работе, обеспечив их всем необходимыми методическими материалами.
Интересен подход: показать развитие личности ребенка в системе культуры. Такой подход в дипломной работе представлен исследователями М. Мид, Н.В. Крыловой, Т. Савицкой, Г. Батуриной, Мещеряковой и других.
Тому, что же такое культура поведения в обществе и как сформировать те или иные ее компоненты, называемые нами базовыми, посвящены исследования, которые мы тоже не обошли вниманием. К ним относятся работы З.А. Барышниковой, Л.Л. Романовой, Г. Батуриной, Т. Кузиной, Г.И. Железовской, И.С. Левшиной, М.И.Мещеряковой, Л.А. Николаевой, О.С. Богдановой, Р.Г. Гуровой, Е.И. Шимбаревой и других.
Глава 3. Авторские концепции и авторские школы воспитания
3.1 Школы
Школа самоопределения (А.Н. Тубельский)
Тубельский Александр Наумович - директор средней школы №734 г. Москвы, кандидат педагогических наук.
Школа самоопределения - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.
Концептуальные положения
Концепция Школы самоопределения основывается на антропософском предположении о том, что с появлением на свет индивид осуществляет свою предзаданность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс становления личности можно представить как процесс поиска, узнавания, формирования образа 'Я'.
Эти процессы опираются на следующие принципы.
1. Личностный смысл учебы (личностно ориентированное образование). Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного предмета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление, формируются некоторые универсальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение детьми личностных смыслов, рефлексия и т.п.), а не просто усваиваются некоторые понятия и алгоритмы.
2. Межпредметные погружения: учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными умениями.
3. Рефлексия: учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям осмысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.
4. Творческий экзамен как открытое соревнование: накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей.
5. Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление.
6. Особое образовательное пространство: пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.
7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование: подобно ребенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой предмет, свой профессиональный опыт.
Особенности содержания
В дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию органов чувств - осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от педагогики М. Монтессори условием такого развития признается деятельность ребенка в естественной природной и социальной среде.
Массовая школа (В.А. Караковского)
Характеристика
1. Организационное строение школьного коллектива.
· Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.
· Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы.
А) администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников
Б) остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе.
В) лидирующая группировка старшеклассников
2. Творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.
3. Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.
Школа жизни (Ш.А. Амонашвили)
Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология 'Школа жизни', изложенная в его 'Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики'.
Целевые ориентации
* Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
* Облагораживание души и сердца ребенка.
* Развитие и становление познавательных сил ребенка.
* Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
* Идеал воспитания - самовоспитание.
Концептуальные положения
* Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
* Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
* Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
* Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Особенности содержания
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного; планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей; постижение красоты всего окружающего.
Особенности методики
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;
- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;
- учебная деятельность: квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Школа-парк (М.А. Балабан)
Концептуальные положения
ѕ Образование рассматривается как органический процесс развития - полная реализация личных потенций каждого индивида.
ѕ Интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта.
ѕ Школьный класс - замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа.
ѕ Учебники и программы из казенных орудий внешней сортировки учащихся по способностям становятся полезными справочниками.
ѕ Пересматривается система учебных ценностей - многие истины быстро становятся частными мнениями.
ѕ Отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения с избранным тобой человеком.
Особенности содержания
Содержание образования резко отличается от традиционного тем, что вместо казенного набора ЗУНов, предлагаемых программой, каждая парк-студия предлагает ученикам возможности умственного развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается как локальное (хотя и сопряженное с другими сферами) углубление членораздельной организации мира. В парке-школе действует открытый набор всяких других, менее академических, но не менее актуальных для развития студий (от кухонных, авторемонтных и столярных до торговых, спортивных и компьютерных), для того чтобы профессионально выполнять те образовательные функции, которые испокон веков выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.
Сахновская школа (А.А. Захаренко)
Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), спецификой учебно-воспитательного процесса, численностью и составом педагогов и учащихся, наличием учебно-методической базы и др.
При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с социумом.
Идея воспитательных центров в школе
Идея воспитательных центров в школе состоит в создании и разработке их технологий. Такими центрами стали: школьное здание с его кабинетами, рекреациями; школьный двор с дорожками, клумбами, фонтаном, скамейками для отдыха; зеленые уголки классов. Центры предусматривают целенаправленное воздействие на личность и активное участие каждого педагога и школьника в работе.
Идеи средового подхода
Смысл идеи средового подхода состоит в воспитании грамотного, творческого, интеллигентного труженика села в условиях школы и социума. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и создавались ведущие воспитательные центры, на развитие которых направлялись усилия педагогов, школьников и родителей. Например, краеведческий музей стал одним из самых социально значимых центров села. В экспозициях музея отражены история села, его далекое прошлое и настоящее, его быт и культура, судьбы его жителей.
Основополагающей идеей воспитательной системы А.А. Захаренко является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Все, что есть в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей.
Цели воспитательной системы
1. Обучающие цели:
· расширение и углубление знаний об отечественной и мировой культуре;
· формирование исследовательских умений, навыков и приемов сценической игры;
· стимулирование интереса к литературе, истории, искусству в целом.
2. Развивающие цели:
· развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования подлинной культуры чувств.
3. Воспитывающие цели:
· совершенствование навыков общения в разнообразных ситуациях;
· формирование художественного вкуса;
· воспитание культуры поведения.
Школа для всех или Школа Ямбурга (Е.А. Ямбург)
Учебная платформа
Школа, известная по имени ее директора и разработчика адаптивной модели образования. В советские времена эксперимент по созданию учебного заведения, способного подстроить стандартизованную и прямолинейную систему школьного обучения под ребенка, проводился фактически тайно. Нужны были разные методики обучения, рассчитанные на разные категории учеников. Опыт зарубежных коллег изучался подпольно и так же подпольно внедрялся в практику.
Гибкий подход, декларируемый адаптивной школой, - это возможность постоянно выбирать. В том числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили - в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное - чтобы он подходил детскому коллективу.
3.2 Обобщение
Анализ рассмотренных выше концепций, а также названных в списке литературы, позволяет сделать некоторые общие выводы. Прежде всего обращает на себя внимание, что в представленных концепциях отсутствует общетеоретический подход к воспитанию как непрерывному процессу - от дошкольного до послевузовского. Это подтверждается тем, что большая часть концепций относится к школьному образованию, гораздо меньшая - вузовскому и еще меньше - к дошкольному. Общим устремлением, объединяющим все концепции, является их ориентация на идею воспитания целостной личности, однако ядром этой целостности у разных авторов выступают разные ценности - Культура, Мир, Человек, Отечество и т.п. Слишком большой разброс мнений присутствует также в определении предмета воспитания: чувства, система социальных ролей, духовность, направленность на успех и др.
Однако несмотря на эти рассогласования, необходимо признать, что проявление авторских воспитательных программ и концепций символизирует собой признание важности воспитания как социокультурного феномена и фактора, способного придать современному образовательному процессу новое качество.
Заключение
В заключении приведем слова известного историка и культуролога Д.С. Лихачев: 'Я мыслю себе XXI век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей... Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке'.
Литература
1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.Н., Университетское,1990.
4. Ангеловски К. Учителя и инновации. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика, 1995, №2, с. 122
5. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников. Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4
6. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека. Педагогика, 1995, №3, с. 19.
7. Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995, №4 с. 29.
8. Школа самоопределения: Шаг второй: [Сборник] / Науч. пед. обние 'Шк. самоопределения', Шк. №734 г. Москва; [Ред., сост. и авт. ст. А.Н. Тубельский]. - М.: АО ' Политекст', 1994. - 476 с.
9. Книга 'Школа воспитания: 825-й маршрут'. Авторы: учителя, ученики и выпускники школы. Педагогическое общество России, Москва, 2004 г.
10. Мария Агранович: Педагогика non-fiction // 'Российская газета' -- Федеральный выпуск №5058 (234) от 8 декабря 2009 г.
11. Школа Ямбурга // 'Российская газета' Неделя №4739 от 28.08.2008 г.
12. Адепты адаптации // Коммерсант-Деньги №4, 2 февраля 2004
13. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1. - М., 1993.
14. Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.
15. Педагогика / Под ред. И.П. Пидкасистого. - М., 1996.
Приложение
Авторские системы воспитания
Системное построение процесса воспитания |
Системно-ролевая теория формирования личности |
Воспитание как педагогический компонент социализации |
Формирование образа жизни, достойной Человека |
||
Авторы |
Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский 'Воспитание? Воспитание... Воспитание!' |
Н.М. Таланчук 'Введение в неопедагогику' (1991г.) |
М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л. Паладьев и др. 'Организация воспитательного процесса в школе' (2000г.) |
Н.Е. Щуркова 'Образ жизни, достойной Человека и его формирование у школьника' и др.* |
|
Понятие 'воспитание' |
Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности |
Воспитание - процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей * |
Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека * |
Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека * |
|
Цели воспитания |
Цель - всестороннее гармоничное развитие личности 5 воспитательных задач: · 1. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира · 2. Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины · 3. Приобщение к общечеловеческим ценностям · 4. Развитие креативности как черты личности · 5. Помощь в осознании собственного Я, в самореализации Принципы: · Личностный подход · Гуманистический подход к построению отношений · Средовой подход · Дифференцированный подход · Природосообразность · Культуросообразность · Эстетизация среды жизнедеятельности |
Цель - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей ** |
Цель - Идеальная: гармонично развитый человек Реальная: в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития Принципы: · Гуманистической ориентации воспитания * · Социальной адекватности воспитания * · Индивидуализации воспитания * · Социального закаливания * · Создание воспитательной среды* |
Цель - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания: истина, добро, красота * Принципы: · Ориентации на социально-ценностные отношения * · Субъектности · Принятия ребёнка как данности |
|
Содержание воспитания |
Основа содержания: общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир) Пути реализации: · Создание комплексной программы · Формирование отдельных целевых программ · Разработка общих договоров, фиксирующих нормы отношений в конкретном коллективе · Раздел плана (ценности - недели месяца) |
Основа содержания: совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребёнку в том или ином возрасте * |
Содержание воспитания должно обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной. * |
Основу содержания составляют три направления: философическое, * диалогическое, * этическое воспитание * |
|
Механизм реализации |
Функционирование воспитательной системы Воспитательная система - это сложное социально-педагогическое образование, включающее в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, освоенная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему. |
Использование форм и методов социального наследования через оказание педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Система воспитательных функций: · Диагностическая · Целевой ориентации · Планирование · Организаторская · Мобилизационно-побудительная · Коммуникативная · Формирующая · Контрольно-аналитическая и оценочная · Координация и коррекция · Совершенствование Методы воспитательной деятельности = функциям* |
Формы, методы и приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся; их правильный выбор (см. таблицу) |
Постепенное, пошаговое движение: · 1. формирование отношения к природе как общему дому человека (1 класс) · 2. понимание и принятие норм культурной жизни (2-4 класс) · 3. формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле (5-6 класс) · 4. формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (7-8 класс) · 5. формирование образа жизни, достойной Человека (9-10 класс) · 6. формирование жизненной позиции, развитие способности к выбору жизненного пути (10-11кл.)* |
|
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса |
Критерии факта: · 1. упорядоченность жизнедеятельности школы · 2. наличие сложившегося школьного коллектива, сплочённость школы 'по вертикали' · 3. интегрированность воспитательных воздействий в комплексы (центры, клубы, ключевые дела) Критерии качества: · 1. степень приближённости системы к целям, реализация педагогической концепции · 2. общий психологический климат школы, стиль отношений, комфорт · 3. уровень воспитанности участников школы |
Критерии - это показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей Критерии воспитанности производны от социальных ролей: сколько социальных ролей, столько и критериев* |
Нецелесообразно использовать единые для всех ОУ критерии и показатели. Должны быть конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых. Важные компоненты: · 1. Изучение воспитанности школьников · 2. Диагностика уровня развития коллектива · 3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности |
Главный критерий - воспитанность учащихся, три главных основания... могут выполнять роль показателей воспитанности · + внешний облик · физические и психические развитие · поведение · качественность деятельности · способности и самочувствие · ценностные предпочтения · отношение к своему Я |
|
Воспитание ребёнка как человека культуры |
Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития |
Самовоспитание школьников |
Воспитание на основе потребностей |
||
Авторы |
Е.В.Бондаревская 'Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания' (1999г.) |
О.С. Газман Газета '1 сентября' №119 1995г. 'Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки' Н.Б.Крылова, Т.В.Анохина, С.М. Юсфин 'Классный руководитель' 2000г. №3 |
Г.К. Селевко 'Руководство по организации самовоспитания школьников' |
В.П.Созонов 'Организация воспитательной работы в классе' (2000г.) |
|
Понятие 'воспитание' |
Воспитание - процесс помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. |
Воспитание - специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем. |
Самовоспитание - процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. |
Воспитание - деятельность педагога, направленная на создание Психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: · в творческой деятельности · быть здоровым · в защищённости, безопасности · в уважении, признании · в смысле жизни · в самореализации · в удовольствии, наслаждении |
|
Цели воспитания |
Цель - целостный человек культуры. (ядро такой личности - субъектность) Человек культуры - свободная личность* Человек культуры - гуманная личность* Человек культуры - духовная личность* Человек культуры - творческая и адаптивная личность* Цель конкретизируется в личностном образе ребёнка. (принципы*****) |
Цель - идеал Цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия. Нормы поддержки (8) |
Цель - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию. Принципы *(зачитать) |
Цель - обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося. Принципы: · природосообразности · целостности · деятельностный · эгоцентрированный · возрастной · гуманизма |
|
Содержание воспитания |
Основа содержания: субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Компоненты л-го опыта: · аксиологический · культурологический · жизнетворческий · морально-этический · гражданский · личностный · индивидуально-творческий * |
Основа содержания: базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры: · культура жизненного самоопределения · культура семейных отношений · экономическая культура и культура труда · политическая и правовая культура · интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура · экологическая культура · художественная культура · физическая культура |
ЗУНы, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации - пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию. |
Содержание воспитания должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка. |
|
Механизм воспитания |
Воспитание - процесс субъект-субъектного взаимодействия. Ключевые слова - педагогическая помощи и поддержка. Компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания: · изучение узловых событий жизни ребёнка · педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей · эмпатическое принятие ученика · совместное проектирование этапов его развития · адаптация воспитательных средств к характеру ребёнка · вовлечение его в педагогические и жизненные события · раскрепощение для диалога, творчества и т.д. |
Взаимосвязанные действия педагога и ребёнка, выполняемые на 5 этапах: · 1. диагностический (фиксация проблемы) · 2. поисковый (причины проблемы) · 3. договорный (проектирование действий) · 4. деятельностный · 5. рефлексивный 'Воспитание без желания самого ребёнка совершенствовать себя невозможно' (О.С. Газман) |
Технология самовоспитания: Теория, Практика, Методика. (см. схему) |
Необходимость знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребёнка; осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствует: · 1. определённая общность людей · 2. определённая ведущая деятельность · 3. определенные психические новообразования Учёт ведущих для данного возраста потребностей: Младших школьник - психологический комфорт, игра; Средний школьник - самоутверждение; Старший школьник - поиски себя, философствование, мечты. |
|
Критерии и показатели эффективности |
Критерии воспитанности: · 1. уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности · 2. способность к нравственной саморегуляции поведения · 3. мера педагогической помощи, которая необходима уч-ся Вместо модели выпускника - образ свободной духовной личности, ориентируемый на ценности мировой и национальной культуры. |
Критерии результативности воспитательного процесса: · готовность ребёнка к самоопределению, самореализации · развитость индивидуальных способностей ученика · нравственная направленность личности · физическое и психическое здоровье · сформированность базовой культуры · защищённость и комфортность ребёнка в школьной сообщности |
Постоянно действующий режим диагностики и самодиагностики. Применяется 100-бальная шкала измерения методов педагогического наблюдения. |
Два пути оценивания результатов воспитательной деятельности: · 1. оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий · 2. оценка личности воспитанника (внутреннего мира, отношений, установок)* |
Современные воспитательные концепции