/
/
№ |
Ф.И. |
Результат |
Уровни |
|
1. |
Дарья А. |
4 |
средний |
|
2. |
Надежда Б. |
3 |
Ниже среднего |
|
3. |
Татьяна Д. |
5 |
Уровень выше среднего |
|
4. |
Анна З. |
2 |
низкий |
|
5. |
Василий З. |
3 |
Ниже среднего |
|
6. |
Люба К. |
3 |
Ниже среднего |
|
7. |
Мария С. |
4 |
средний |
№ |
Список |
Результат |
Уровни |
|
1 |
Дарья А. |
4 |
Выше среднего |
|
2 |
Надежда Б. |
4 |
выше среднего |
|
3 |
Татьяна Д. |
5 |
высокий |
|
4 |
Анна З. |
3 |
Ниже среднего |
|
5 |
Василий З. |
4 |
средний |
|
6 |
Люба К. |
4 |
средний |
|
7 |
Мария С. |
5 |
высокий |
орехи |
грибы |
ягоды |
|
грибы |
ягоды |
орехи |
--------------- |
2. Вставь пропущенные числа:
77, 78, 79, , 81, , .
37, 47, 57, , , 87, .
94, 84, 74, , , , .
89, 87, 85, , , 79.
3. Разгадай правило, по которому составлен первый столбик выражений, и запиши верные равенства:
93 - 3 54-2 89-7 78-5
93 - 30
39 - 3
39 - 30
4. Составь с числами 10 7 19 17 16 6 9 верные числовые равенства
5. Можно ли утверждать, что значения выражений в каждой паре одинаковы?
62 + 8 84 + 6 49 + 1; 68 + 2 86 + 4 41 + 9
6. Сравни выражения и поставь знак >, <, =, чтобы неравенства были верными.
96 - 3…38 - 2 90 - 50…43 - 2
57 - 3…25 + 30 74 + 20…98 - 3
7. 30 см - 3 см…2 дм 6см
13 см + 6 см…2дм
2 дм 6см… 3дм
8. У Коли 12 марок, а у Саши на 3 марки больше. Обозначь отрезками марки Коли и Саши. Построй отрезок, который будет показывать, сколько марок у Коли и Саши вместе.
На одной полке 35 книг, на другой - 15 книг. Построй отрезки и покажи, на сколько больше книг на первой полке.
Покажем еще приемы работы над свойствами арифметических действий.
Тема: Сложение и вычитание без перехода через десяток
На этих уроках мы продолжали знакомить детей с устными и письменными приемами сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток: 60 + 24, 56 - 20, 56 - 2, 23 + 15, 69 - 24.
Важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что при выполнении сложения и вычитания в столбик десятки пишут под десятками, а единицы -- под единицами. С этой целью мы использовали задания на моделирование рассматриваемых алгоритмов действий с помощью разнообразного счетного материала, в которых требуется объяснить по рисунку, как выполнили действия.
Такие задания способствуют лучшему усвоению изучаемых приемов вычислений, овладению умениями обосновывать действия и интерпретировать их с помощью наглядного материала.
На столах у детей пучки палочек (по 10 палочек) и палочки россыпью.
-- Отложим на счетных палочках число 35. (Дети откладывают 3 десятка и 5 единиц.)
-- А сейчас прибавьте к 35 число 2. (Дети прибавляют 2 палочки.)
-- Куда вы положили 2 палочки -- к пучку или палочкам россыпью? (К палочкам россыпью.)
-- Пучки палочек -- это ...? (Десятки.)
-- Палочки россыпью -- это ...? (Единицы.)
-- Число 2 -- это ...? (Единицы.)
-- Что вы сделали, если говорить на языке терминов? (К единицам прибавили единицы.)
-- Сколько получилось всего палочек? (37.)
-- Запишем решение этого примера на доске:
-- Какой можно сделать вывод? (Единицы складывают с единицами.)
-- Откройте учебник на с. 24 и объясните по рисунку, как выполнено сложение. Почему ответы получились одинаковыми? (Дети объясняют.)
Письменные способы решения примеров 35 + 2 и 2 + 35 учитель показывает на доске, объясняет, как записывать числа при сложении столбиком. Учащиеся записывают примеры в тетрадях
Фрагмент 5
Тема: Сложение и вычитание с переходом через десяток
-- У меня в руках красивые яблоки. (Учитель показывает картинки, на которых изображены яблоки. На обороте каждой картинки записан пример.) Мы можем подарить их белочке, если правильно вычислим ответы. (Учитель поочередно переворачивает каждое яблоко, а учащиеся решают примеры и записывают их в строчку в тетрадях.)
-- Прочитайте ответы, которые у вас получились. (23, 65, 32, 79, 80, 34.) Какое число лишнее? Почему? (80 -- круглое число, а все остальные числа не круглые.)
-- Запишите эти числа в порядке убывания. (Дети записывают на следующей строчке ряд чисел: 80, 79, 65, 34, 32, 23.)
-- У меня есть еще одно яблоко. (Учитель показывает картинку.)
-- Чем оно отличается от других яблок? (Оно отличается цветом и формой. Это яблоко красное и круглое, а остальные яблоки желтые и продолговатые.)
-- Прочитайте пример, записанный на красном яблоке. (Учитель переворачивает картинку, и учащиеся читают пример.)
-- Красный цвет обозначает «Внимание!». Как вы думаете, почему этот пример выделен красным цветом? (Мы такие еще не решали.)
-- А чем интересен этот пример? (Если сложить отдельные единицы, то получится 10.)
-- Сколько всего десятков в числе 32? (3 десятка.) Сколько отдельных единиц в этом числе? (2 единицы.)
-- С помощью палочек отложите на парте число 32. (Дети откладывают 3 десятка и 2 единицы.)
-- А сейчас прибавьте к 32 число 8. (Дети прибавляют 8 палочек.)
-- Куда вы положили 8 палочек -- к пучкам по 10 палочек или к палочкам россыпью? (К палочкам россыпью.)
-- Что вы сделали, если говорить на языке терминов? (К единицам прибавили единицы.)
-- Сколько получилось палочек россыпью? (10.)
-- Свяжем 10 палочек в пучок. Получим еще один десяток палочек.
-- Сколько всего десятков палочек у нас получилось? (4 десятка палочек.) Сколько всего палочек? (40.)
-- Запишем решение этого примера на доске:
-- Какой можно сделать вывод? (Если сумма единиц равна 10, то один десяток прибавляем к десяткам.)
-- Откройте учебник на с. 38 и объясните по рисунку, как выполнено сложение. (Дети объясняют.)
Письменные способы решения примеров 26 + 4 и 3 + 47 учитель показывает на доске, объясняет, как записывать числа при сложении столбиком. Учащиеся записывают примеры в тетрадях.
Также мы применяли и игры.
Игра «Математическое лото»
Учитель прикрепляет на доску рисунок бочонка с цифрой 1. Дети садятся парами.
У. Итак, пришло время начинать игру. Удачи всем игрокам! Какое задание скрывается за первым бочонком?
Д. Решение круговых примеров.
Каждая пара достает из конвертов карточки с заданиями и решает круговые примеры.
56 + 3
59 - 20
39 + 3
42 + 8
50 - 2
48 + 30
78 + 5
83 - 50
33 + 7
40 - 23
17 + 9
26 + 30
У. Молодцы! Подумайте и скажите, по какому признаку можно разделить данные числовые выражения на две группы?
Д. В один столбик все суммы, а в другой все разности.
- В один столбик выражения, в которых все компоненты - двузначные числа, а в другой остальные.
У. Вы блестяще справились с этим заданием. Надеюсь, вы сможете так же удачно справиться со всеми последующими и выиграть главный приз нашей игры! Выполняя каждое последующее задание, вам необходимо будет фиксировать полученные результаты в игровом билете.
Учитель прикрепляет на доску бочонок с цифрой 2.
- Второй бочонок и следующее задание. Вам необходимо взять такую карточку с примерами, на которой цвет круга совпадает с цветом квадратов на вашем игровом билете.
1-я группа (желтые круги)
20 -13 = 52 + 2 =
10 3 50 2
20 - 2 = 50 + 22 =
10 10 20 2
43 + 2 = 82 + 6 =
40 3 80 2
2-я группа (зеленые круги)
90 - 83 = _____
40 - 22 = _____
47 + 7 = _____
40 + 32 = _____
58 + 30 = _____
37 + 8 = _____
У учащихся во всех группах после решения примеров получаются одинаковые ответы: 7, 18, 45, 54, 72, 88.
У. Надеюсь, все успели отметить (зачеркнуть или подчеркнуть) полученные результаты в игровом билете. Мы продолжаем игру и открываем третий бочонок.
Учитель прикрепляет на доску бочонок с цифрой 3.
- Что необходимо сделать, чтобы узнать следующие числа, которые нужно будет зачеркнуть в игровом билете?
Д. Сравнить числа или выражения.
У. Это задание мы будем выполнять в тетради.
Два ученика выполняют задание у доски под диктовку учителя.
- Сравните два выражения. Первое - сумма чисел 18 и 6. Второе - разность чисел 70 и 34.
Следующая пара выражений: первое - разность 100 и 17; второе - сумма 40 и 43.
На доске:
18 + 6 ... 70 - 34
100 - 17 ... 40 + 43
- Чему равны значения выражений?
Д. 24, 36, 83.
У. Зачеркните в билете числа, полученные в ходе вычислений. Продолжаем. Совсем немного осталось времени до того момента, когда будут известны обладатели главного приза игры. Последний бочонок в игре!
Учитель прикрепляет на доску бочонок с цифрой 4.
- За четвертым бочонком скрывается задача. Ее текст вы найдете на обратной стороне билета.
Задача. В игровом мешке было 90 бочонков. В первом туре из мешка достали 7 бочонков, во втором - 20. Сколько бочонков осталось в игровом мешке? (У доски рассматриваются варианты решений задачи).
На доске:
Было - 90 б.
Достали - 7 б. и 20 б.
Ост. - ? б.
I способ
1) 7 + 20 = 27 (б.)
2) 90 - 27 = 63 (б.)
II способ
1) 90 - 7 = 83 (б.)
2) 83 - 20 = 63 (б.)
- Полученный ответ - это последнее число, необходимое нам для того, чтобы определить ключевое слово, - результат нашей игры.
Образец карточки после выполнения детьми заданий.
- Если вы правильно выполнили все задания, то без труда сможете прочитать слово, пользуясь ключом.
Учитель прикрепляет на доску карточку-ключ.
Д. Победитель.
У. Игра закончена. Прошу поднять руку тех, кто смог прочитать слово. Главный приз - пять баллов - получили обладатели __ билетов. Призовой фонд не разыгран в полном объеме, поэтому переносится на следующий тираж.
Конспекты уроков в приложении 4.
Выводы по 2 главе
Мы организовали исследование на базе 2 класса МОУ Стеженская СОШ Алексеевского района Волгоградской области.
В исследовании приняло участие 7 учащихся.
В начале исследования мы провели контрольную работу с целью выяснить уровень сформированности вычислительных навыков.
Определив уровень сформированности вычислительных навыков, мы приступили к эксперименту. Мы подобрали ряд методических приемов, направленных на усвоение законов и свойств арифметических действий в концентре сотни, который применили в экспериментальном классе.
Затем мы повторно провели контрольную работу. Сравнив результат с результатом, полученным перед экспериментом, мы пришли к выводу, что уровень вычислительных навыков повысился у учащихся экспериментального класса.
Таким образом, мы использовали при изучении законов и свойств арифметических действий дидактический материал, упражнения развивающего характера, тем самым повышали уровень сформированности вычислительных навыков младших школьников.
Заключение
В ходе решения первой задачи мы рассмотрели проблемы формирования вычислительных навыков в современных условиях и определили, что особое внимание в начальной школе уделяется изучению основных свойств арифметических действий, а именно, переместительного, сочетательного и распределительного (относительно сложения и вычитания).
Вычислительное умение -- это развернутое осуществление действия, в котором каждая операция осознается и контролируется. Вычислительное умение предполагает усвоение вычислительного приема. Любой вычислительный прием можно представить в виде последовательности операций, выполнение каждой из которых связано с определенным математическим понятием или свойством.
Умение осознанно контролировать выполняемые операции, позволяет формировать вычислительный навык более высокого уровня, чем без наличия этого умения. Это значит, что все ранее раскрытые нами качественные характеристики, проявляются при формировании вычислительного навыка на более высоком уровне. Как видим, умение контролировать себя в процессе формирования вычислительного навыка требует от ученика полноценного, осознанного, обобщённого и самостоятельного владения всеми операциями, определяющими процесс выполнения вычислительного приёма.
Опираясь на конкретный смысл арифметических действий, их свойства, связи и зависимости между результатами и компонентами действий, а также десятичный состав чисел, раскрываются приемы устных и письменных вычислений. Такой подход к изучению приемов вычислений обеспечивает, с одной стороны, формирование осознанных умений и навыков, т.к. учащиеся смогут обосновать любой вычислительный прием, а с другой стороны, при такой системе лучше усваиваются свойства действий, их законы и т.д.
Затем проанализировали методику изучения законов и свойств арифметических действий.
Свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения) не являются специальным предметом изучения в начальной школе, а рассматриваются в связи с формированием устных приёмов вычислений. Это означает, что в процессе обучения на конкретных простых числовых примерах рассматриваются различные способы прибавления числа к сумме, суммы к числу; вычитания числа из суммы, суммы из числа; умножения суммы на число и др. с целью формирования умения осознанно выбирать те способы, которые позволяют рационально осуществлять процесс вычислений.
При решении третьей задачи мы отобрали содержание и методические приёмы, используемые при изучении законов и свойств арифметических действий.
Закрепление знания свойств, которые дети формулируют в виде правил (и называют правилами), происходит в результате их применения при выполнении специальных упражнений. Это нахождение значений данных выражений разными способами и наиболее удобным способом, преобразование выражений, решение задач различными способами и др.
Из курса математики известно, что для сложения целых неотрицательных чисел выполняются коммутативное и ассоциативное свойства. В начальном курсе математики учащиеся знакомятся с коммутативным свойством сложения, называя его «переместительное свойство сложения» или «перестановка слагаемых». Для его разъяснения могут быть использованы действия с предметными множествами, сравнение числовых равенств, в которых переставлены слагаемые, сравнение суммы длин одинаковых отрезков (полосок).
Исследования этих свойств опирается прежде всего на предметные действия ребенка, фиксирующиеся с помощью графических и знаковых моделей. В связи с этим рассматривается порядок действий и его изменение, определяемый только с опорой на графическую модель, а не на правила, предполагающие подразделение действий над числами на действия двух ступеней (действие первой ступени - сложение и вычитание, второй - умножение и деление).
В ходе решения четвертой задачи мы провели диагностику сформированности вычислительных навыков у 7 учащихся 2 класса МОУ Стеженская СОШ Алексеевского района Волгоградской области с помощью контрольной работы.
Наконец, при решении последней задачи мы показали практическую применимость рассматриваемых положений на школьных уроках математики в начальной школе, используя дидактические игры, упражнения развивающего характера, наглядность. Мы подобрали ряд методических приемов, направленных на усвоение законов и свойств арифметических действий в концентре сотни, который применили в экспериментальном классе.
В конце эксперимента мы повторно провели диагностику знаний учащихся, которая показала, что уровень вычислительных навыков у учащихся вырос.
Тем самым доказали выдвинутую гипотезу, что процесс изучения законов и свойств арифметических действий будет осуществляться более эффективно, если на уроках использовать дидактический материал, упражнения развивающего характера.
Список литературы
1. Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах». М.: Педагогика, 1977.
2. Александрова Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. М.: Вита - Пресс, 2002.
3. Антоненко Т.Е. // Начальная школа / Приемы занимательности. - 2009, №5.
4. Аргинская И.И. // Начальная школа / Особенности обучения младших школьников математике. Методические основы личностно ориентированной системы обучения, направленной на общее развитие школьника. - 2005, №18.
5. Аргинская И.И. // Начальная школа / Особенности обучения младших школьников математике. Особенности программы и учебных пособий по математике для начальной школы. - 2005, №19.
6. Аргинская И.И. // Начальная школа / Особенности обучения младших школьников математике. Методические особенности изучения чисел и действий с ними в системе Л.В. Занкова. - 2005, №21.
7. Аргинская, И.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 1-й год обучения: Кн. для учителя / И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.В. Полякова, З.И. Романовская. - М.: Просвещение, 1991.
8. Аргинская, И.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 2-й год обучения: Кн. для учителя / И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.В. Полякова, З.И. Романовская. - М.: Просвещение, 1993.
9. Аргинская, И.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 3-й год обучения: Кн. для учителя / И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.В. Полякова, З.И. Романовская. - М.: Просвещение, 1994.
10. Аргинская, И.И. Математика: методическое пособие к учебнику 2-го класса четырёхлетней начальной школы // И.И.Аргинская.-М., Центр общего развития, 2000.
11. Аргинская, И.И. Математика: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы / И.И.Аргинская, Е.А.Ивановская. - Самара, 2000.
12. Аргинская, И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 1-го класса четырехлетней начальной школы / И.И,Аргинской. - М., ЦОР 1, 2003.
13. Аргинская, И. И. Математика / И.И,Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина. - Самара: Учебная литература. 2002. - 196 с.
14. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школьного отделения пед. училищ. (спец. № 2001)/ Под ред. М.А. Бантовой -3-е изд. испр. - М: Просвещение, 1984.
15. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 1995. - № 11.
16. Грудёнов Я.Н. «Психолого-дидактические основы методики обучения математики» - М.: Педагогика, 1987.
17. Гальперин, П.Я.. К вопросу о формировании начальных математических понятий. Сообщения I - V. , П.Я.Гальперин, Л.С.Георгиес // Доклады АПН РСФСР, 1960, № 1, 3, 4-6.
18. Гонин, Е.Г. Теоретическая арифметика / Е.Г.Гогин. - М.: Учпедгиз, 1961. - 171 с.
19. Давыдов, В.В. Математика, 3 класс: Учебник для 4-летней начальной школы / В.В.Давыдов. - М., 1998.
20. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. И., 1986. - 184 с.
21. Давыдов, В. В. Логико - психологические проблемы начальной математики как учебного предмета / В.В.Давыдов. - М.: Просвещение, 1966. - 206 с.
22. Демидова, Т.Е. Содержательная линия «Занимательные и нестандартные задачи» в учебниках «Моя математика» / Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.Г.Рубин //Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 9.- с.15.
23. Доронина, И.М. Использование методики УДЕ на уроках математики в III классе / И.М.Доронина // Начальная школа. - 1999. - № 11.
24. Зайцев, В.В. Математика для младших школьников: Методическое пособие для учителей и родителей / В.В,Зайцев. - Владос, 2001. - 128 с.
25. Зайцев, В.В. Развивающее обучение математике младших школьников в условиях вариативных методических системах: Учебное пособие / В.В,Зайцев, Е.П.Гладышев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 109 с.Из опыта работы в трёхлетней начальной школе: Русский язык и математика. / Под ред. М.С. Васильевой, В.А. Кустарёвой, А.М. Пышкало - М.: Педагогика, 1973.
26. Изучение трудных тем по математике в 1-3 классах: Из опыта работы учителей г. Москвы./ сост. И.Г. Уткина - М.: Просвещение, 1982.
27. Игнатьева Т.В. / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4): Сборник программ / Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина, - М.: Просвещение, 2000.
28. Истомина Н.Б. / Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр 'Академия', 2002. - 288с.
29. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1985.
30. Математика 1 класс: Поурочные планы (по учебнику Л.Г. Петерсон для четырехлетней начальной школы) / Авт. сост. Т.В. Бут. Волгоград, 2003.
31. Микулина Г.Г. Роль предметных действий при изучении последовательности чисел. // Начальная школа. - 1997. - №9.
32. Методика начального обучения математике.: Учебное пособие/ Под ред. Л.Н. Скаткина - М.: Просвещение, 1972.
33. Методика начального обучения математике./ Под ред. А.А. Столяра, ВВ.А. Дрозда- Минск.: Высшейшая школа, 1988.
34. Моро М.И. и др. Математика во 2 классе: Пособие для учителя трехлетней начальной школы / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова. - М.: Просвещение , 1989.
35. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах.: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1975.
36. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах: Пособие для учителя - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1978.
37. Основы методики начального обучения математике: Пособие для учителей./ Под ред. А.С. Пчелко - М.: Просвещение, 1965.
38. Петерсон, Л.Г. Программа по математике для трехлетней и четырехлетней начальной школы/ Л.Г.Петерсон // Начальная школа. - 1996 - №11. - с.39.
39. Петерсон, Л.Г. Математика. 1 класс. Методические рекомендации для учителей / Л.Г.Петерсон. - М., 2002. - 95 с.
40. Петерсон, Л.Г. Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителей / Л.Г.Петерсон. - М., 2002. - 86 с.
41. Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Ч. 1. Математика / М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. -- М.: Просвещение, 2000.
42. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). По системе Л.В.Занкова. М., 2000.
43. Программы для четырехлетней начальной школы: Образовательная система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. М.: Издатель Рассказов, 2000.
44. Пчелко, А.С. Основы методики начального обучения математике. Пособие для учителей. Под ред. А.С. Пчелко. М.: Просвещение, 1965.
45. Рудницкая, В.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе: Методическое пособие / В,Н.Рудницкая. - М.: Дрофа, 1995.
46. Рудницкая, В.Н. Математика: 1 класс: Методика обучения / В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачева. - М.,: Вентана - Граф, 2003.
47. Рудницкая, В.Н. Математика: 3 класс: Методика обучения / В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачева. - М.,: Вентана - Граф, 2004.
48. Стойлова, А.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 “Преподавание в начальных классах общеобр. шк.”. - М.: Просвещение, 2004. - 326 с.
49. Тикунова, Л.И. Проверочные работы по русскому языку и математике: Пособие для учителя начальной школы/ Л.И. Тикунова., В.Г. Горецкий., В.П. Канакина и др. - М.: Просвещение, 1998.
50. Уткина, И.Г. Изучение трудных тем по математике в 1-3 классах: Из опыта работы учителей г. Москвы./ сост. И.Г. Уткина - М.: Просвещение, 1992.
51. Уткин, Н.Г. Сборник упражнений и проверочных работ по математике 1-3 классы: Пособие для учителя/ Н.Г.Уткина, А.М,Пышкало. -М.: Просвещение, 1980. - 132 с.
52. Чилингирова, Л. Играя, учимся математике / Л.Чилингирова, Б.Спиридонова. - М.: Просвещение, 1993. - 285 с.
53. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения / Н.И.Чуприкова. - М.: Альматея, 1995. - 252 с.
54. Шадрина И.В. Содержание подготовительной работы к изучению чисел. // Начальная школа. - 1991. - №8.
55. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: Книга для учителя - М.: Столетие, 1995.
56. Эрдниев П.М. Преподавание математике в школе. (Из опыта обучения методом укрупнённых упражнений )- М.: Просвещение, 1978.
57. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М.: Педагогика, 1988.
Приложение 1
Самостоятельная работа №1
Вычисли удобным способом
(14+67)+3=
1+(99+452)=
12+14+16+18=
(90+ 53)+(47+10)=
Реши:
I вариант 86 - (6 + 45) = 35 |
II вариант 89 - (69 + 5) = 15 |
Приложение 2
Самостоятельная работа №2
Задание 1.
Найди выражение, значение которого равно 70.
а) 95 - (35 + 10)
б) 95 - (35 - 10)
в) 95 - 35 - 10
Задание 2.
Выбери запись, соответствующую выражению 30 - (15 + 3)
а) К разности чисел 30 и 15 прибавить 3
б) Число 30 уменьшили на разность чисел 15 и 3
в) Из 30 вычесть сумму чисел 15 и 3
Задание 3.
В каком выражении верно указан порядок действий?
1 3 2 4
а) (a + b) - (c + d) + m
2 3 1 4
б) (a + b) - (c + d) + m
1 2 3 4
в) (a + b) - (c + d) + m
Задание 4.
Выбери верное равенство
а) a - (b + c) = a - b + c
б) a - (b + c) = a - b - c
в) a - (b + c) = a - c - b
Приложение 3
Конспект урока по математике
Тема: «Прибавление суммы к числу».
Цели: - познакомить детей с правилами прибавления суммы к числу;
- решать примеры на сложение и вычитание;
- развивать у учащихся умение выделить главное в изучаемом материале, воспитывать самостоятельность;
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
1. Математический диктант ( повторение).
1) 80 уменьшить на 20.
2) 46 увеличить на 4.
3) Уменьшаемое 80, вычитаемое 6. Найдите разность.
4) Первое слагаемое 30, второе 18. Найдите сумму.
5) Сумма равна 40, первое слагаемое 8. Найдите второе слагаемое.
6) Первое слагаемое 50, второе 4. Найдите на сколько первое слагаемое больше второго.
Проверка. Учитель предлагает ответы, а дети проверяют свои результаты при помощи светофора.
Примечание. На уроке труда дети изготавливают два квадрата. Один красного цвета, а другой - зелёного. Склеивают обратной стороной и получается квадрат (светофор), у которого одна сторона красная, а другая зелёная. Если ученик согласен с ответом, он показывает зелёную сторону, если не согласен - показывает красную.
2.Самостоятельная работа.
1) Замените число суммой разрядных слагаемых: 27, 18, 63, 90.
2) Представьте число в виде суммы двух слагаемых: 8, 7, 9.
Проверка. Фронтальный опрос.
3. Объяснение нового материала.
1) Подготовительная работа:
(30+3)+7 (40+6)+10
(80+10)-6 (80+10)-7
Прочитайте примеры, в которых к сумме надо прибавить число. Назовите разные способы прибавления числа к сумме. Назовите самый удобный способ. Прочитайте примеры, в которых из суммы надо вычесть число. Вычислите самым удобным способом.
2) Работа с иллюстрацией учебника (стр.116).
Дети читают выражение: 4+(2+1). Выясняется, как изображено первое слагаемое (4 птички сидят на ветке), второе слагаемое - сумма (летят 2 птички и ещё одна птичка). Дети находят, сколько всего птичек летит (2+1=3), а всего птичек: 4 сидят да 3 летят, получается 7. Учитель предлагает посмотреть картинки второго ряда и сказать, как можно узнать по-другому, сколько всего птичек. Дети рассуждают: «Сидели 4 птички, к ним прилетели ещё 2 птички, и стало их 6, а потом ещё прилетела птичка, и стало их 7». Выясняется, что здесь к числу 4 прибавили сначала первое слагаемое, а к полученной сумме прибавили второе слагаемое. Так же рассматривается третий способ прибавления к числу суммы.
Вывод: сумму к числу можно прибавить тремя способами.
3) Объяснить три способа решения примеров № 232 (фронтальная работа с классом).
4) Решите удобным способом (решение комментируется):
52+(8+4)
52+(3+5)
52+(6+8)
4. Решение задач.
1. Решение задачи № 234 под руководством учителя.
На доске краткая запись:
Н. - 40 шт.
Л. - ?
В. - 60 шт.
- Прочитайте задачу и повторите её, пользуясь краткой записью. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Какое выполните действие? Почему? Запишите решение.
Учитель вносит изменение в краткую запись, а учащимся предлагает составить новую задачу:
Н. - 40 шт.
100 шт.
В. - ?
- Скажите условие задачи. Какой вопрос? Чем является число 100? (Суммой.) Чем является число 40? (Слагаемым.) Если известны сумма и одно слагаемое, как найти второе? Составьте уравнение:
[ ]+x =[ ]
Один ученик составляет уравнение на доске. Решите задачу.
2. Самостоятельная работа № 233.
Примечание. В помощь некоторым учащимся можно предложить карточку с краткой записью задачи, например:
1) Прочитайте задачу. Повторите её, пользуясь краткой записью:
Было - 20 кар. и 10 кар.
Отдали - 6 кар.
Осталось - ?
2) Запишите решение, заполнив пропуски:
([ ]+[ ])-[ ]=[ ]
Проверка индивидуальный опрос учащихся.
5. Итог.
6. Домашнее задание.