Виктор Цой (биография, интервью)
Работа из раздела: «
Музыка»
Доклад на тему:
Виктор Цой
Северо – Задонск 2002
Краткая биографическая справка.
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в г. Ленинграде в
семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера
Роберта Максимовича Цоя. Виктор был единственным ребёнком в семье. В 1969
год – он поступил в школу, где работала его мать. Всего за время обучения
до восьмого класса сменил вместе с матерью три школы. С 1974 по 1977 год
посещает среднюю художественную школу, где возникает группа 'ПАЛАТА № 6' во
главе с Максимом Пашковым. В 1977 году - окончил восемь классов и поступил
в художественное училище им. В. Серова. В 1978 году - исключен из училища
'за неуспеваемость'. Поступает работать на завод и учится в вечерней школе.
В 1979 году - поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. В
течении лета 1981 года - вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским
создает группу 'ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ'. Осенью 1981 - группа 'ГАРИН И
ГИПЕРБОЛОИДЫ' вступает в Ленинградский рок - клуб. Весной 1982 –
производится запись альбома '45'. В это же время Виктор знакомится со своей
будущей женой Марианной. В это же время - первый электрический концерт
группы 'КИНО' в Ленинградском рок - клубе совместно с музыкантами
'АКВАРИУМА'. Заканчивает училище со справкой и поступает работать в
реставрационные мастерские в г. Пушкин. Осенью 1982 - поступает на работу в
садово-парковый трест резчиком по дереву. В этом же, 1982 году, первые
акустические концерты в Москве. В феврале 1983 - второй электрический
концерт группы 'КИНО' в рок - клубе. Весной группу покидает Алексей Рыбин.
Летом 1983 - записывает с Юрием Каспаряном фонограмму 'Демо' у Алексея
Вишни, впоследствии получившую название '46'. Осенью 1983 - проходит
обследование в психиатрической больнице № 2 на Пряжке и получает 'белый
билет'. Весной 1984 года - выступление 'КИНО' на втором фестивале рок -
клуба и получение лауреатского звания. Летом, осенью 1984 года - записывает
альбом 'Начальник Камчатки' в студии Андрея Тропилло вместе с музыкантами
'АКВАРИУМА'. Оформляется второй состав 'КИНО': Цой, Каспарян, Титов,
Гурьянов. В феврале 1985 - жениться на Марианне. Весной 1985 – получает
звание лауреата на третьем фестивале рок - клуба. 5 августа 1985 года -
родился сын Саша. Летом, осенью 1985 - работа над двумя альбомами - 'Ночь'
в студии Тропилло и 'Это не любовь' в студии Вишни. Весной 1986 -
выступление на четвертом фестивале рок - клуба. Диплом за лучшие тексты.
Летом 1986 - съемки фильма 'Конец каникул' в Киеве. Выходит пластинка 'Red
Wave'. Поступает работать в котельную 'Камчатка'. Участвует в съемках
фильма режиссера Алексея Учителя 'Рок'. Осень, зима 1986 - участие в
съемках 'Ассы'. Весной 1987 года последнее выступление на фестивале рок -
клуба. Приз 'за творческое совершеннолетие'. Записывается альбом 'Группа
крови'. Осенью 1987 начинаются съемки фильма 'Игла'. В 1988 году выходит
'Группа крови' и фильм Рашида Нугманова 'Игла'. Записывается альбом 'Звезда
по имени Солнце'. Начало 'звездных' гастролей. В ноябре - участие 'КИНО' в
мемориальном концерте Александра Башлачева в Лужниках. В 1989 году летняя
поездка в США, участие в фестивале 'Золотой Дюк' в Одессе. По опросам
кинокритиков журнала 'Советский Экран' признан лучшим киноактером года.
Обширные турне по стране. Выходит альбом 'Звезда по имени Солнце'. В ноябре
- последние концерты 'КИНО' в Ленинграде. Во Франции выходит пластинка
'Последний герой'. Весной 1990 поездка в Японию. В июне 1990 - последний
концерт 'КИНО' в Москве в Лужниках. Летние гастроли по стране. Запись
последнего альбома, который вышел после смерти Цоя и называется 'Черный
альбом'.
15 августа 1990 года Виктор Робертович Цой погиб рано утром в
автомобильной катастрофе под Ригой и похоронен в Санкт-Петербурге на
Богословском кладбище.
Группа «КИНО» и Виктор Цой.
В популярности ленинградской группы 'КИНО' есть что-то необъяснимое.
И действительно, успех, слава, массовое признание обычно находит того или
иного исполнителя в результате последовательности определенных событий;
им, как правило, предшествуют всплески творческой активности, интенсивная
работа, нарастание общественного интереса и постоянное нахождение 'на
виду'. В случае 'КИНО' все было прямо наоборот. Год 'КИНО' начался весной
1988, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не
выступала, даже не репетировала, а её участники были заняты реализацией
собственных проектов и, как это может показаться, лишь по чистой
случайности выкроила в начале года несколько дней, чтобы завершить
находившийся в 'полуфабрикатном' состоянии альбом, получивший известность
под названием 'Группа крови'. Он-то и стал катализатором взрыва давно
назревавшей 'киномании', в считанные месяцы охватившей страну.
А началось всё осенью 1981 года, когда на обломках жэковских команд
'ПАЛАТА №6' и 'ПИЛИГРИМ' возникло трио 'Гарин и Гиперболоиды'. Пару месяцев
спустя его состав сократился до дуэта, а название обратилось в 'КИНО'-
- в ту пору под ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в
рок-клуб, выступили при деятельном участии музыкантов 'АКВАРИУМА' - на его
сцене, записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название
'45', и исчезли на целый год. Затем выступили ещё раз - уже впятером и с
'электрической' программой и … распались. И все же в мае 1984 года 'КИНО'
появилось вновь. Виктор Цой, а вместе с ним Юрий Каспарян (гитара),
Александр Титов (бас) и Георгий Гурьянов (барабан) 'тёмной лошадкой' вышли
на сцену II Ленинградского Рок-фестиваля и произвели сенсацию, став одним
из главных открытий этого смотра творческих сил рок - движения. Звание
лауреатов фестиваля 'КИНО' подтверждало ещё дважды в 1985 и 1987 годах.
Осенью 1984 года А. Титова сменил Игорь Тихомиров по совместительству
участник 'ДЖУНГЛЕЙ' и один из лучших бас - гитаристов страны. С тех пор
состав группы 'КИНО' - если не считать эпизодических появлений
разнообразных гитаристов, перкуссионистов и клавишников, редко игравших с
группой больше одного концерта остаётся неизменным.
Песни 'КИНО' поражают обилием свежих мелодических решений, их
аранжировки отличают сдержанность и лаконизм, а отличная ансамблевая игра,
в которой вклад каждого участника равнозначен и незаменим, позволяет
говорить о них как о классическом образце рок – группы. В текстах Виктора
Цоя, а именно он является автором практически всего репертуара 'КИНО',
романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими,
бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир современного молодого
человека. Острые, почти публицистические, обращения соседствуют в песнях
'КИНО' с добрым юмором, а иногда и едкой иронией, которая вообще характерна
для поэтического языка Цоя. В более поздних работах группы заметно
'повзросление' ее героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и
подворотен к более серьезным проблемам, призывы к действию, поступку,
жажда нравственного совершенства.
В последние годы, особенно после успеха 'Группы крови', творческая
активность группы значительно возросла. 'КИНО' регулярно выступает в
Ленинграде, периодически гастролирует. В 1989 группа дважды побывала за
рубежом - на благотворительных концертах в Дании и на крупнейшем во
Франции рок-фестивале в Бурже. Их музыка звучит в фильмах 'РОК', 'АССА',
'ГОРОД', 'ИГЛА' - в последнем из них Виктор Цой дебютировал как
исполнитель главной роли.
Интервью газете 'Политехник' (Ленинград) 24 февраля 1984 г.
- Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет ее популярности ? -
-Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими
- Мы знаем ваши стихи - и простые, жизненные, на волнующие всех нас
темы, и более сложные, с подтекстом. Что вам ближе?
- Я не представляю себя и без того. и без другого. Мир многолик,
многолики и стихи.
- В чем вы лучше можете выразить свои мысли - в стихах или в музыке ?
- Точно не знаю. Наверное, текст и музыка едины, ведь мысль в них одна
А вообще, стихов я не пишу, только песни.
- Какие современные эстрадные группы вас интересуют больше
- Те же. что и вас: 'Аквариум', 'Зоопарк'. 'Алиса' Кстати. 'Алиса'
сейчас возобновила работу с Кинчевым, наверное, мы их увидим на рок-
фестивале
- А из западной музыки?
- Для нас интереснее всего работа независимых фирм грамзаписи. До нас
же доходит чаще всего музыка 'продающаяся', музыка для танцев. Уши
привыкают к стандартам. А у независимых фирм небольшим тиражом выходят
пластинки групп, не ориентирующихся на стандарты. Нам это ближе.
- Виктор, не находите ли вы у нас или на Западе аналогов своему
творчеству?
- Я их не ищу. Хотя мы слушаем очень много музыки, это входит в нашу
работу. Возможно, какое-то влияние есть, но каждая наша песня проходит
через собственную призму.
- Что вы предпочитаете - концертную или студийную работу? И что вы
стараетесь использовать больше, акустическую или электрическую музыку?
- Концерты и записи неразделимы. Сейчас очень остро встает проблема
звука на концертах Кино'. Мы хотим превратить концерты в нечто
'горячее', поэтому мы ориентируемся на тех, кто слышал наши песни в
записи и знает их
- Какие у 'Кино' проблемы?
- Только организационные. В музыке у нас тупиков нет. Мыслей и желания
работать много.
- Что вы ждете от публики?
- Я хочу, чтобы среди слушателей были только те. кому близка моя
музыка. Приятно играть для тех, кто понимает тебя.
- В заключение традиционный вопрос о творческих планах.
- В апреле мы закончим запись нового альбома. Потом поедем в Киев для
участия в съемках короткометражного художественного фильма. Ну, и
будем готовиться к рок-фестивалю здесь и в Вильнюсе.
Интервью газете 'Молодежь Эстонии' 9 мая 1988г.
……………
- У вас не было мысли публиковать свои собственные стихи?
- Нет, я считаю, что они должны звучать вместе с музыкой, вернее даже,
с группой. Последний же год я не занимался музыкой вообще, а занимался
съемками в кино.
- Вы имеете в виду фильм Сергея Соловьева 'Асса'?
- И этот фильм, и документальные фильмы о роке. Сейчас буду сниматься
на 'Казахфильме' в картине с рабочим названием 'Игла', главный герой -
наркоман.
……………
Интервью газете 'Молодой Ленинец' (Волгоград) 6 мая 1989 г.
- В песне 'Фильмы' вы поете: 'Оставь меня в покое, не тронь мою душу'.
Вы действительно замкнутый человек?
- Да, но все же эта песня юмористическая. А вообще, просто у любого
человека есть люди, с которыми ему интересно разговаривать, а есть -
наоборот.
- Вы учились в художественном училище, а стали музыкантом. Как это
случилось?
- Просто надоело одно. захотелось делать другое.
………………
- Года полтора назад в передаче 'До 16 и старше' свой отказ от поездок за
рубеж вы объяснили тем, что песни ваши в первую очередь смысловые,
иностранцы не поймут. Недавно вы вернулись из Франции...
- Вы знаете, после этой передачи я как раз подумал, что меня можно
неправильно понять. Так и произошло, потому что многие мне потом говорили:
ты такой герой, отказываешься, все, кто ездит, плохие, а сам... Но дело в
том. что я имел в виду то что сейчас на Западе очень сильна мода на Россию:
на советскую символику и все остальное. Но отношение ко всему этому очень
несерьезное, как к матрешкам: мол, смотрите, русские на гитарах играют,
почти так же как мы. И масса групп, используя возможность, бросилась просто
очертя голову за границу, сознательно идя на то, что их там будут принимать
на самых плохих условиях, как финансовых, так и концертных. Мне меньше
всего хотелось выглядеть такой 'матрешкой'. Ведь дело тут уже не столько в
деньгах, сколько в престиже страны. Если уж так хочется за рубеж, то лучше
уж ехать туристом.
Что касается нас мы все-таки совершили попытку сделать иначе. Во-первых,
сначала выпустили во Франции пластинку. Во-вторых, это было не просто
мероприятие типа 'Концерт из России', а очень известный в Европе фестиваль
рок-музыки. Поэтому я решил поехать и посмотреть, насколько можно
установить коммуникацию. Не могу сказать, что это было очень удачно, потому
что от нас скорее ждали какой-то русской экзотики, а увидели собственно рок-
музыку.
Да, и до этого мы еще ездили в Данию. Там проводились концерты в фонд
Армении, нас пригласили, ну и тут отказаться было трудно. Хотя, скорее
всего, я отказался бы при других условиях.
……………
- Как вы думаете, молодым талантам нужно помогать или, как говорится,
талант сам пробьет себе дорогу?
- Для настоящего музыканта обстоятельства внешней жизни не имеют почти
никакого значения. Ему для того, чтобы что-то делать, нужен инструмент
и больше ничего. Я знаю массу людей которые говорят: вот если бы у нас
была аппаратура... У нашей группы аппаратуры нет вообще, ну, кроме
инструментов. Однако мы продолжаем что-то делать, а те сидят и ждут
пока у них аппаратура появится.
……………
- О фильме 'Игла' кинокритики говорят как о явлении в кинематографе,
мол, Цой создал новый образ романтичного героя.
- Вообще-то я не создавал ничего, просто старался быть естественным.
- В 'Ассе' и 'Роке', допустим, вы были собой - рок-музыкантом. В
'Игле' - актерская работа. И все же сложилось впечатление, что роль
написана именно для вас, вы играли почти себя.
- В какой-то степени так оно и было. И все же я позволил себе
некоторые эксперименты. Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама.
Я в жизни вряд ли повел бы себя так. Но все равно это недалеко уходит
от реального персонажа фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я
как ходил по улице, так и входил в кадр. Фильм снимал мой приятель
Рашид Нугманов. Он позвонил мне и предложил эту работу. У нас был.
конечно, первоначальный литературный сценарий, потом Рашид написал
режиссерский, со значительными изменениями. В конце концов от
оригинала не осталось почти ничего.
- Вы собираетесь еще сниматься в кино?
- В принципе мне было бы интересно, но это не от меня зависит. У меня
свои идеи относительно кинематографа, а у режиссера, как правило,
свои. После этих фильмов мне много предлагали сниматься, но там я
должен был действовать как профессиональный актер, носить какой-то
костюм, произносить реплики, полагающиеся по сценарию... Мне это
неинтересно.
……………
- Может ли материальная сторона жизни рок-музыканта влиять на его
творческое кредо?
- Это зависит от человека. Есть люди, которым необходимо жить в
хорошей квартире, иметь машину, дачу и так далее...
- У вас это есть?
- У меня нет... И один готов ради этого идти на компромисс, а другой -
нет. Когда я начинал заниматься рок-музыкой, в последнюю очередь я
думал о деньгах. Тогда было понятно, что кроме неприятностей (причем
самых серьезных), за это ничего не получишь. Мы были значительно
беднее, чем могли бы быть работая на каких-то работах... И все время
сталкивались с гонениями, были люди с совершенно испорченной
репутацией.
- Почему в ваших песнях так много 'ночи, дождя, осени, падающих звезд'?
- Не знаю... Это из области анализа творчества, а я им не занимаюсь.
- В 'Советской культуре' в статье 'Лики русского рока' было сказано:
'Мир Цоя - братство одиночек, сплоченное отсутствием выхода'...
- Это братство одиночек, но не сплоченное отсутствием выхода. Выход
реальный существует... Ну об этом долго можно рассказывать.
- Отражаются ли как-то на вашем творчестве перемены в общественной
жизни?
- А как они могут отражаться? Я же не певец социального протеста, не
пишу песен 'на злобу дня'.
- Вы поете: 'Я один, но это не значит, что я одинок'. Вы действительно
никогда не ощущаете одиночества?
- Ну почему... Эта песня о конкретном состоянии, там нет жизненнее
программы.
- Вы противоречивый человек?
- Нет, я совершенно монолитный.
Интервью газете 'Советская молодежь' (Рига) 6 мая 1989 г.
- Виктор, начнем сначала: почему 'Кино'?
- Когда мы придумывали это название, нам было по восемнадцать лет. Сейчас я
даже не помню.
- Что побудило вас создать группу?
- Наличие некоторых песен. Я начал их писать, они понравились моим друзьям,
потом - друзьям моих друзей...
- Прежде чем вы получили официальное признание, каков был ваш путь?
- Знаете, я никогда не шел тяжело, занимался только тем что нравилось. И
был вполне доволен этим. Никогда не старался добиться успеха любой ценой.
Конечно, я рад, что очень многим людям нравятся наши песни.
- Вы как-то сказали, что собирали в группу 'не музыкантов, самое первое -
друзей'. Охарактеризуйте своих друзей.
- Я не могу как-то 'анализировать' друзей. У них есть и недостатки, и
достоинства. Твоими друзьями они становятся не потому, что обладают набором
всех положительных качеств, а по каким-то другим причинам.
- Кто близок вам из советских исполнителей?
- Я в хороших отношениях с Борей Гребенщиковым, Костей Кинчевым, дружим с
Андреем Макаревичем, хотя мы не так часто встречаемся.
- У вас были эстрадные кумиры?
- Никогда. Я не любил кого-то одного. Мне нравились некоторые песни
некоторых групп.
- Ваш имидж?
- У меня нет никакой установки на поведение. Я веду себя так как считаю
нужным, в любой ситуации.
- Артисту часто приходится отказываться в жизни от общедоступных благ и
радостей. От чего приходится отказываться вам?
- От удовольствия гулять по улице, жить в одном и том же городе больше
месяца. (Смеется.)
- Как родители относятся к вашей работе?
- Сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом. Наверное, они так
считали не всегда.
- А они бывают на ваших концертах?
- По-моему, были один или два раза.
- Кто-то из кинокритиков отметил, что ваш герой в фильме 'Игла'
единственный в отечественном кино не тяготится своим одиночеством и этим
привлекает.
- Пожалуй. Герой этого фильма в каком-то смысле - человек ниоткуда. Он мне
очень близок по духу. Я в принципе ничего не играл, а старался вести себя
так, как бы я мог себя повести в такой ситуации, но в рамках сценария,
конечно.
- Вы стремитесь создать какой-либо образ на сцене?
- Я ничего не 'создаю', просто выхожу на сцену и пою. Я сам - образ.
(Смеется.)
- 'Перемен требуют наши сердца!'- поете вы, зрители вторят. Что бы вы
хотели изменить в жизни?
- Каждый человек должен изменить прежде всего свою жизнь и себя... Это
сложный вопрос. Я не считаю, что одному человеку под силу изменить жизнь
как таковую.
- В жизни вы борец за перемены?
- Я не считаю себя борцом. Я пою песни. Пою о том, что мне нравится или
нет. о том. что меня волнует.
- Как появляются ваши песни?
- Это для меня загадка... Я не знаю..Я начинаю играть. Потом появляются
какие-то слова...
- Ленинградской газетой 'Смена' вы названы лучшим рок-поэтом 1988 года. В
чем, по-вашему, отличие рок-поэзии от поэзии вообще?
- Не знаю. насколько точен этот термин. Я не могу рассматривать тексты
своих песен в отрыве от музыки, считаю, что они очень многое таким образом
теряют.
- Что главное для вас сегодня?
- Сохранить внутреннюю свободу.
- Виктор, сейчас во время выступлений вы исполняете не все свои песни. Чем
это объясняется?
- Какие-то песни со временем теряют актуальность. Мне самому они уже не
интересны. Я пою только тогда, когда мне интересно петь.
- Группа 'Кино'- во главе отечественных хит-парадов. Чего бы вы еще хотели
достичь?
- Мы никогда не стремились к популярности. Мы никогда не задумываемся, в
каком стиле мы играем и как долго будем популярны. Играть и любить это дело
-важно для нас прежде всего. Как только перестанет быть важным, мы уйдем со
сцены.
- Проблемы сегодняшнего 'Кино'?
- Проблема в том. что нам приходится сейчас много работать, а это требует
большой собранности.
- Группа работает под эгидой ленинградской студии 'Бенефис'. Что это за
организация?
- Чисто административная организация, которая, собственно, для нас является
некоторой формой прикрытия, чтобы мы не были 'Кино' ниоткуда'.
- Есть ли приглашения за границу?
- Довольно много. Но мы тщательно просеиваем их, потому что сейчас все
'русское' там очень модно. Мы же хотим выступать там просто как музыканты
поэтому ездим довольно редко.
- Где вы побывали?
- В Дании, Франции, Америке.
- И как принимают 'Кино'?
- С озадаченным лицом: видя, что мы такие же, как они и не в косоворотках,
без балалаек...
- Гастроли по Союзу продолжаются?
- Да, сейчас мы хотим поездить.
- А в Риге будете?
- У нас не было приглашений. Обычно нас зовут - мы едем. Из Риги нас пока
никто не звал.
- Что нового приготовило 'Кино' поклонникам?
- Записан новый альбом. Как назвать, пока не решили.
- Вы довольны своей жизнью?
- Я не думаю, чтобы человек мог действительно быть доволен жизнью... С
другой стороны, я был всегда доволен ею. И когда работал в котельной и
бросал уголь в печь, я был очень доволен жизнью. И сейчас тоже.
- Пожелания читателям?
-Удачи!
- В особенности тем, кому сегодня 15-17 лет?
- Думаю, любой подросток мечтает самоутвердиться. Я никогда никого не учу.
Я могу пожелать только удачи!
Подшивки газет.
Для молодого поколения нашей страны Цой значит больше, чем иные
политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не
врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не
верить. Из всех наших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой
- единственный, у кого невозможно провести грань между образом и
реальностью; тем, что он пел, и тем, как он жил. И его уход - еще
один 'сюжет для новой песни'. Ненаписанной, но, кажется, не раз
прочувствованной. Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет
монаха - таков Цой, в 'КИНО', в кино и ежедневно. Это большая, честная
романтика. Мы пошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую
смутность нашего времени. И правильно сделали.
Каждая песня Цоя - это песня о любви и свободе. Это вечные песни - и
потому, что они потрясающе красивы, и потому, что, в отличие от
продовольствия, любви и свободы, их всегда будет не хватать. Так что Цой
остается с нами - и это не пустые слова.
И все же... теперь - легенда.
Список литературы:
1. Ресурсы сети “Internet”.
2. «Комсомольская правда», 1990 год.
3. Сай www.kino2000.boom.ru