ПРОГРАММА
По предмету
'КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС'
1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины - воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками.
Задачи дисциплины
- развитие музыкальных способностей, мышления, воображения;
- формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по слуху);
- развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы;
- накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми;
формирование готовности к практической деятельности в школе.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов.
Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
При подготовке специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам:
- аккомпанирование солисту, ансамблю, хору;
- транспонирование, творческое обращение с нотным текстом;
- объединение аккомпанемента с партией солиста;
- подбор по слуху мелодий и аккомпанементов к ним;
кроме того, специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям:
- управление при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники;
- исполнение-показ классу или солисту нового произведения с одновременным пением;
- разучивание нового произведения с солистом, хором-классом;
самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|
Общая трудоемкость дисциплины |
140 |
5 |
|
Аудиторные занятия |
30 |
30 |
|
Лекции |
- |
- |
|
Практические занятия |
30 |
30 |
|
Семинары |
- |
- |
|
Лабораторные работы |
- |
- |
|
И (или) другие виды аудиторных занятий |
- |
- |
|
Самостоятельная работа |
110 |
110 |
|
Курсовой проект (работа) |
- |
- |
|
Расчетно-графические работы |
- |
- |
|
Реферат |
- |
- |
|
И (или другие виды самостоятельной работы) |
- |
- |
|
Вид итогового контроля (экзамен, зачет) |
экзамен |
Э |
4. Содержание дисциплины
Содержание дисциплины по ГОС
Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной партитурой.
Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа. Транспонирование
Тематический план дисциплины
№ п/п |
Разделы и темы дисциплины |
Практические, семинарские занятия (ч.) |
Самостоятельная работа (ч.) |
|
1. |
Элементы концертмейстерской работы |
4 |
12 |
|
2. |
Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним |
6 |
14 |
|
3. |
Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент |
4 |
14 |
|
4. |
Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений |
3 |
14 |
|
5. |
Чтение с листа и транспонирование |
3 |
14 |
|
6. |
Подбор по слуху |
4 |
14 |
|
7. |
Навыки концертного исполнительства |
4 |
14 |
|
8. |
Игра в ансамбле |
2 |
14 |
|
ИТОГО |
30 |
110 |
Содержание разделов дисциплины
1. Элементы концертмейстерской работы
Партия сопровождения как равноценная часть произведения, способствующая раскрытию его содержания. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений. Особенности поэтического текста, связь слова и звука.
Свободное чтение нотного текста с листа. Самостоятельно и под контролем преподавателя ознакомление с различной музыкальной литературой, пополнение исполнительского репертуара, расширение музыкального кругозора. Посильности и постепенность усложнения репертуара при чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и выделение главного. Овладение принципами партнерства, расширенного видения (исполнения не только аккомпанемента, но и партий), непрерывности исполнения. Навыки чтения 3-х строчного текста.
При чтении с листа и транспонировании допускаются упрощения фактуры: не исполняются подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды и т.д.
6. Подбор по слуху
В подборе по слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На 2 м этапе песня фактурно оформляется. Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Партия левой руки делится на бас и аккорд, либо раскладывается на гармонические фигурации. Умение самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение сыграть песню в различных тональностях, что продиктовано практической деятельностью в школе (возможная неудобная для детей тесситура, интонационные трудности произведения) и методическими задачами обучения.
7. Навыки концертного исполнительства
Постановка и решение собственно исполнительских задач концертмейстерской работы: подготовка к выступлениям и участие в концертах с аккомпанементами вокальной, инструментальной музыке и с игрой в ансамбле.
9. Игра в ансамбле
Изучение четырехручных переложений и сочинений для двух фортепиано различных стилей и жанров. Игра в камерном инструментальном ансамбле (скрипка - фортепиано). Игра в ансамбле народных музыкальных инструментов.