Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Возможности применения компьютерных программ для обучения игре на акустической гитаре

Работа из раздела: «Музыка»

/

Уральский государственный

педагогический университет г. Екатеринбург

И.Ю. Тихомиров

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АКУСТИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ

В настоящее время использование компьютерных технологий в учебном процессе интенсивно развивается, но, к сожалению, пока применяются далеко не везде несмотря на широкие возможности их использования. На уроках в музыкальной школе эти технологии используются редко из-за недостатка соответствующей технической базы и низкой компьютерной грамотности педагогов, в то время как современные школьники достаточно уверенно пользуются компьютером. Использование компьютерных технологий в обучении может не только повысить продуктивность и качество обучения, но и облегчить работу педагогу, потому что эти технологии дают более наглядную и многоплановую информацию об изучаемом предмете. Все это предъявляет новые требования к подготовке педагогов. Современный педагог должен быть в курсе разработки и развития новых методических разработок и возможности использования мультимедиа технологий, а также должен уметь применять или адаптировать их в своем учебном процессе.

Акустическая гитара - инструмент, широко востребованный в среде подростков и молодежи. В многолетней практике обучения игре на гитаре используются разнообразные методические пособия, «школы», а в последние десятилетия появились и интересные музыкально-компьютерные программы, содержащие технологии обучения игре на акустической гитаре. Представляется целесообразным объединить интерес подростков и молодежи к игре на гитаре и к работе с компьютером для освоения навыков гитарного исполнительства и музицирования.

Для достижения этих целей необходимо изучить, с одной стороны, современные музыкально-компьютерные программы, посвященные обучению игре на акустической гитаре, а, с другой, - цели и мотивы контингента лиц, обучающихся игре на акустической гитаре.

В Интернете представлен целый ряд специальных музыкально-компьютерных программ, содержащих технологии обучения игре на акустической гитаре - рекомендации, упражнения, образцы исполнения, нотный материал и т. д. Назовем лишь некоторые из них:

1. Е. Медведев. Видеошкола игры на гитаре от компании Бука Софт, (2007).

2. А. Носов. Гитарная школа (2008).

3. А. Николаев. Уроки игре на гитаре в двух частях (2004).

4. Гитара. Уроки мастера для начинающих Д. Агеев (2008).

5. Игра на гитаре для 'чайников', разработана в США (2004).

6. А. Кравченко. Школа игры на гитаре в двух частях (2005).

Каждую из этих программ можно использовать в учебном процессе, но необходимо иметь в виду, что они предназначены для различного контингента обучающихся, преследующих разные цели.

Изучение контингента лиц, осваивающих приемы игры на акустической гитаре, показало наличие трех основных категорий:

- дети, обучающиеся в детской музыкальной школе, возраст которых составляет 12-17 лет;

- дети, посещающие кружки гитары при различных учреждениях основного и дополнительного образования; к этой категории относятся подростки и старшие школьники в возрасте 13-18 лет;

- лица, обучающиеся игре на акустической гитаре самостоятельно, т. е. занимающиеся самообразованием, различного возраста - от подростков до взрослых.

Рассмотрим более подробно каждую из этих трех категорий обучающихся.

Дети, обучающиеся в детской музыкальной школе. Целью обучения является начальное освоение техники игры на гитаре с последующим совершенствованием в системе профессионального образования. Весь процесс обучения регламентирован учебными планами и программами ДМШ, имеет устойчивые методические традиции. Мотивы обучения в данном случае могут быть разными, а стимулами выступают оценки, которые педагог ставит ученику, а также участие в различных конкурсах, фестивалях (с присуждением почетных грамот и дипломов). Системой контроля качества обучения являются экзамены технические зачеты, коллективные уроки и т. п. Поскольку весь процесс обучения осуществляется под постоянным контролем педагога, музыкально-компьютерные программы могут быть использованы в качестве наглядного пособия, а также вспомогательного средства для повторения пройденного материала, закрепления полученных знаний и выполнения разнообразных самостоятельных заданий. Для них целесообразно использовать программы № 3, 4, 5, 6.

Дети, посещающие кружки гитары при различных учреждениях основного и дополнительного образования. Они хотят освоить приемы аккомпанирования на гитаре собственному пению (в основном, для музицирования в быту). Ведущие мотивы для них - желание самоутвердиться, повысить свой статус в социальной группе, а также принимать участие в различных праздниках и фестивалях самодеятельного творчества. Процесс обучения, как и в предыдущей группе, регламентирован учебными планами (несколько иного уровня сложности) и контролируется педагогом, применение МКТ аналогично предыдущей группе. Для них целесообразно использовать программы № 1, 2, 5.

Дети (и взрослые), которые осваивают игру на акустической гитаре самостоятельно. При тех же целях и мотивах обучения, им по разным причинам (отсутствие материальных возможностей, позднее начало занятий, возраст и т. п.) приходится осваивать приемы игры на гитаре индивидуально, без какого-то ни было контроля со стороны Для них компьютер может стать незаменимым и эффективным помощником. Особое значение следует при этом уделить индивидуальному выбору музыкально-компьютерной программы, в наибольшей степени отвечающей запросам конкретного лица. Наиболее целесообразен выбор программ № 3, 4, 5, 6.

В перспективе дальнейшей разработка выдвинутой проблемы необходимо:

- теоретически обосновать возможности включения музыкально компьютерных технологий в процесс обучения игре на акустической гитаре;

- адаптировать современные обучающие музыкально-компьютерные программы к содержанию традиционного процесса обучения игре на акустической гитаре;

- выявить резервы музыкально-компьютерных технологий для повышения эффективности обучения игре на акустической гитаре;

- охарактеризовать традиционные методики обучения, проанализировать их особенности и резервы;

- выявить приемы использования музыкально-компьютерных программ на разных этапах обучения игре на акустической гитаре.

компьютерный программа акустический гитара

ЛИТЕРАТУРА

1. Самоучители игры на гитаре [Электронный ресурс]: обучающий сайт-режим доступа: http://www.samouchim.ru

2. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]: электронная библиотека - режим доступа: http://pedlib.ru

© И. Ю. Тихомиров, 2011

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru