Остафьево
Работа из раздела: «
Москвоведение»
|ОСТАФЬЕВО |
| От станции 'Щербинка' Московской железной|
|дороги Курского направления до Остафьева четыре |
|версты. Обширный, спокойной архитектуры главный |
|корпус дома с двумя боковыми флигелями белеет среди|
|темной зелени старых деревьев. Сзади дома - парк. |
|Старая липовая аллея примыкает прямо к середине |
|главного корпуса. Среди вековых деревьев нет ни |
|увеселительных скульптур, ни беседок, вместо них - |
|памятники тем, кто сделал Остафьево знаменитым: |
|Жуковскому, Вяземскому, Пушкину, Карамзину. |
| Сам дом был построен отцом поэта Петра |
|Андреевича Вяземского, а последними владельцами его|
|перед революцией были Шереметьевы. В этом здании на|
|2-м этаже 12 лет, начиная с 1804 года, писал 8-й |
|том 'Истории государства Российского' Карамзин. Эта|
|книга стала основоположницей новой русской |
|литературы. Поэтому-то Остафьево на карте нашей |
|культуры занимает место рядом с Михайловским и |
|Ясной Поляной. В XIX веке усадьба Остафьево |
|принадлежала Петру Андреевичу Вяземскому - |
|блестящему поэту пушкинской плеяды. Русский Парнас |
|- такую славу оно приобрело в то время. Имение дало|
|первоначальный импульс богатой умственной жизни |
|Остафьева. Построил его отец поэта - князь Андрей |
|Иванович Вяземский. Сам он был одной из интересных |
|фигур в то время. Служебные неудачи он так объяснил|
|в письме императору Павлу I: 'Природа влила в душу |
|мою непреодолимое омерзение от кривых дорог'. |
|Образованный, остроумный, он был звездой первой |
|величины на московском общественном горизонте и |
|собирал вокруг себя интеллектуальную элиту |
|первопрестольной столицы. Духовные интересы его |
|определялись французскими энциклопедистами. Его |
|библиотека был одной из самых обширных в Москве. В |
|памяти сына он запечатлелся целые дни сидящим с |
|книгою в большом кресле у камина. |
| Приобретение Остафьева связано с |
|женитьбой стареющего князя Вяземского на |
|жизнерадостной ирландке Евгении О’Рейли, которую он|
|встретил во время одного из своих заграничных |
|вояжей, увез от мужа в Россию и с большим трудом |
|добился для нее развода (она-то и стала матерью |
|будущего поэта). Этот брак рассорил его с |
|родственниками. Тогда-то Вяземский и купил |
|Остафьево и начал его переустраивать. |
| Князь Вяземский был большим другом и |
|покровителем Карамзина. Великий писатель и историк |
|породнился с ним, женившись в 1804 году на его |
|старшей дочери (от первого брака) Екатерине. После |
|его смерти в 1807 году Карамзин на несколько лет |
|становится фактическим хозяином Остафьева. Здесь |
|двенадцать лет 'остафьевского затворничества' (с |
|1804 по 1816 г.) он посвятил главному 'труду |
|жизни'. День за днем он внимательно шлифовал каждую|
|фразу, подчинив себя самому строгому режиму. |
|Великие произведения требуют великих трудов. |
|Карамзин сам говорил, что, начав работу над ' |
|Историей государства Российского', он принял |
|монашеский постриг. Весь строй жизни в Остафьеве |
|был подчинен главному труду. Целыми днями он |
|создавал свой труд. Он почти не отдыхал, и только |
|редкие посещения нарушали его затворничество. Он |
|был очень воздержан в пище. В писании не терпел |
|неопрятности, неряшества, безвкусия. |
| В жизни он был совсем другим. До своего |
|добровольного затворничества он был желанным гостем|
|в московских гостиных. Всегда веселый и остроумный,|
|он быстро подчинял окружающих своему обаянию. |
|Обходительным и добрым отношением ставил |
|собеседника на равных. Любил шумные споры. С |
|неумолимой последовательностью он отказался от |
|многолетних привычек. Погрузившись в прошлое, он |
|начал избегать общества, которое раньше было для |
|него острой потребностью. 'Служенье муз не терпит |
|суеты' - было его девизом. Обстановка его кабинета |
|была аскетичной: голые штукатуреные стены, |
|выкрашенные белой краской, у окна большой сосновый |
|стол, ничем не прикрытый, около него деревянный |
|стул, на козлах и досках разложены рукописи. Вот |
|почти и вся мебель. Ничего лишнего, все только для |
|работы. Удалена любая мелочь, которая могла бы |
|отвлечь или рассеять внимание. Благородная |
|простота. |
| Брак Карамзина наделал много шума в |
|Москве: невеста обладала изрядным приданым, а жених|
|жил лишь литературным заработком. Но брак оказался |
|счастливым. Брат его жены - будущий поэт Вяземский |
|- сочувствовал сопернику Карамзина, Струкову. Когда|
|брак был уже решен, он с сестрой изливал грусть |
|стихами самого Карамзина. |
| Вооружались против Карамзина собственным |
|его оружием. У детей были с ним свои счеты: в те |
|редкие вечера, когда не было посетителей, а было |
|всего лишь несколько человек, отец ужинал с детьми.|
|Эти вечера особо ожидались детьми. Карамзин |
|оказывался гостем именно в эти исключительные дни. |
|Беседы и прения с ним длились долго. В ожидании |
|ужина дети дремали, а ужин откладывался. За это |
|дети и имели на него зуб. |
| Одно время казалось, что Карамзин как |
|художник устарел. Но его 'Бедная Лиза' уже почти |
|двести лет переиздается. Переживают свое |
|возрождение и 'Письма русского путешественника'. |
|Мысли о России, о ее грандиозном прошлом, |
|становятся все навязчивее. Зреет великий замысел. |
|'Говорят, что наша история сама по себе |
|занимательна... можно выбрать, одушевить, |
|раскрасить, и читатель удивится, как из Нестора, |
|Никона могло выйти нечто привлекательное, сильное, |
|достойное внимания не только русских, но и |
|чужеземцев… у нас был свой Карл Великий - Владимир,|
|свой Людовик XI - царь Иоанн, свой Кромвель - |
|Годунов, и еще такой государь, которому нигде не |
|было равных - Петр Великий'. Карамзин поставил |
|своей целью создать первую по-настоящему народную |
|книгу: 'Что библия для христиан, то История для |
|народов', - занес он в свою записную книжку. Пушкин|
|писал о его труде, что он 'открыл Россию, как |
|Колумб Америку' для русских читателей. Все с |
|огромным интересом читали доселе неизвестные |
|широкому кругу людей исторические события, |
|описанные понятным, простым слогом. Все первое |
|издание было раскуплено сразу же. Это было |
|'открытие отечества'. Русский человек взглянул на |
|себя другими глазами: он впервые познал свой |
|великий и мучительный исторический опыт. |
|Современникам казалось, что Карамзин 'спас Русь от |
|забвения'. Его не раз сравнивали с Кутузовым - |
|победителем Наполеона. Русский писатель, по |
|крылатому выражению Полонского, 'есть нерв великого|
|народа': 'Ему дано остро чувствовать биение пульса |
|времени'. Это справедливо относится к Карамзину. |
| В начале 1816 года Карамзин выехал в |
|Петербург. Поездка была связана с хлопотами по |
|поводу печатания 'Истории государства Российского'.|
|Это пребывание затянулось на десять лет до самой |
|смерти историка. В Остафьеве больше он никогда не |
|был. Там же все оставалось полным воспоминаниями о |
|благородной жизни великого затворника. В одной из |
|комнат сосредоточены предметы, напоминающие |
|литературных друзей П.А. Вяземского, начиная с |
|Пушкина. Все стены этой комнаты увешаны портретами |
|- современниками Пушкина - Жуковского, Державина, |
|Баратынского, Тютчева, Гоголя, Крылова, Дениса |
|Давыдова. Многие портреты с надписями. Под одним из|
|портретов Жуковского знаменательная надпись: |
|'Победителю - ученку от побежденного учителя в тот |
|высокоторжественный день, в который он окончил свою|
|поэму 'Руслан и Людмила' 1820 г марта 26. Великая |
|пятница'. Рядом портрет Наталии Николаевны |
|Пушкиной. У окна стоит простой дубовый стол на |
|высоких точеных ножках - стол А.С. Пушкина, на |
|столе его письменные принадлежности и гладкая |
|камышовая трость, в верхний конец которой вделана |
|золоченая пуговица с мундира Петра I. Эта пуговица |
|была подарена Петром арабу Ганнибалу - прадеду |
|Пушкина, от которого по наследству она перешла |
|Александру Сергеевичу. Здесь же хранится жилет, |
|снятый с поэта после дуэли, и мелкие щепы дерева с |
|того памятного места. На окне у стола под |
|стеклянным колпаком стоит букетик высохших полевых |
|цветов. Этот букетик был собран Пушкиным на |
|Остафьевских полях и подарен дочери Вяземского. В |
|наше время в Остафьево проводятся пушкинские |
|мероприятия, в связи с 200-летием поэта все места, |
|где он был, приводятся в порядок. Уходят на второй |
|план те люди, которые творили здесь до него, и о |
|которых мы сегодня вспомнили. |
| Хотелось бы закончить рассказ об |
|Остафьеве стихами П.А. Вяземского, жившего и |
|творившего в этих стенах, который был, с одной |
|стороны, предтечей Пушкина, а с другой, остался |
|самобытной фигурой, стихи которого звучат и по сей |
|день (вспомним, например, песню на его стихи 'Я пью|
|за здоровье немногих, не многих, но верных |
|друзей'). |
| |
|Моя вечерняя звезда, |
|Моя последняя любовь! |
|На потемневшие года |
|Приветный луч пролей ты вновь! |
|Средь юных, невоздержных лет |
|Мы любим блеск и пыл огня; |
|Но полурадость, полусвет |
|Теперь отрадней для меня. |
|(1855) |
| |
|Все сверстники мои давно уж на покое, |
|И младшие давно сошли уж на покой; |
|Зачем же я один несу ярмо земное, |
|Забытый каторжник на каторге земной?.. |
|(1872) |
| |
|ДРУЗЬЯМ |
|Я пью за здоровье не многих, |
|Не многих, но верных друзей, |
|Друзей неуклончиво строгих |
|В соблазнах изменчивых дней. |
|Я пью за здоровье далеких, |
|Далеких, но милых друзей. |
|Друзей, как и я, одиноких |
|Средь чуждых сердцам их людей. |
|В мой кубок с вином льются слезы, |
|Но сладок и чист их потом; |
|Так, с алыми -черные розы |
|Вплелись в мой застольный венок. |
|Мой кубок за здравье не многих, |
|Не многих, но верных друзей, |
|Друзей неуклончиво строгих |
|В соблазнах изменчивых дней. |
|За здравье и ближних далеких, |
|Далеких, но сердцу родных, |
|И в память друзей одиноких, |
|Почивших в могилах немых. |
|(1862) |
| |
|Жизнь наша в старости - изношенный халат: |
|И совестно носить его, и жаль оставить; |
|Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат; |
|Нельзя нас починить и заново исправить. |
|Как мы состарились, состарился и он; |
|В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже, |
|Чернилами он весь расписан, окроплен, |
|Но эти пятна нам узоров всех дороже. |
|…Еще люблю подчас жизнь старую свою |
|С ее ущербами и грустным поворотом, |
|И, как боец свой плащ, простреленный в бою, |
|Я холю свой халат с любовью и почетом. (1875-77) |