Москва и московские князья 14-15 вв. Иван Калита
Работа из раздела: «
Москвоведение»
Москва , Ю-В округ
Реферат по москвоведению на тему : «Москва и московские князья 14-15 вв.
Иван Калита .»
ученика 10 класса «А»
средней школы №475
Гриценко Константина
Преподаватель Кроль С. Ю.
Оглавление
Глава 1. Положение Москвы в 14-15 вв. стр.3
Глава 2. Иван 1 Калита
стр.4
Глава 3. «Тишина велика» для Москвы
стр.5
Глава 4. Москва делается церковным центром всей Руси стр. 7
Глава 5. Заключение
стр.10
Глава 1 . Положение Москвы в 14-15 вв.
В 14-15 вв. Москва стала основой объединения Руси в единое
государство , центром образующей русской народности . Уже мос- ковские
князья Юрий Данилович (княжил в 1303-1325гг) и Иван Калита (княжил в
1325-1340гг) получили от ханов ярлыки на княжение, которое с
этого времени прочно удерживалось московскими князьями .При Иване
Калите митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву , и
она стала политическим и духовным центром тогдашней Руси . Во второй
половине 14 в. Москва возглавила борьбу против монголо-татарского ига .
Московское ополчение составляло основное ядро русских войск , разгромивших
под руководством Димитрия Донского (княжил в 1359-1389гг) на Куликовом поле
(1380) монголо-татарские полчища Мамая . Население Москвы героически
обороняло город от татарских ханов Тохтамыша в 1382году и Едигея в 1408 ; в
1480 оно требовало от Ивана 3 решительной борьбы против полчищ хана Ахмата
, укрепило город и готовилось к осаде .Москва была центром развитого
ремесла , в осбенности производили металлические изделия и оружия .
Высокого развития достигли также строительное мастерство , иконное и
книжное дело и т. д. Москва являлась крупнейшим торговым городом Восточной
Европы , так как была связана водными путями (Москва-река , Ока , Волга и
др.) с Поволжьем , Средней Азией , Закавказьем и Персией . С верховьев
Дона начинался путь по Дону , Азовскому и Черному морям в Константинополь .
Купцы , торговавшие с итальянскими колониями в Крыму , в частности с г.
Сурож (Судак) , назывались в Москве «гостями-сурожанами» . Через город
Дмитров Москва была связана с верхним течением Волги – с водными путями на
Белоозеро и далее на Сурож .Сухопутные дороги соединяли Москву с Новгородом
и Смоленском . По своим размерам Мосва принадлежала к числу крупнейших
европейских городов . Главную массу московского населения составляли
ремесленники , мелкие торговцы , холопы и крепостные феодалов .
Незначительной по численности , но наиболее экономически и политически
мощной группой населения являлись феодалы во главе с великим князем , а
также примыкавшие к ним крупные купцы . Для Москвы 14-15 вв. характерна
большая имущественная дифференциация населения , резкие классовые конфликты
.
В 14-15 вв. значительно увеличилась городская территория и
изменился внешний вид города . При Иване Калите территория Кремля была
расширена и обнесена дубовыми стенами (1339-1340);в нем были построены
каменные церкви , образовавшие Соборную площадь . Первой каменной
постройкой был Успенский собор . В 1367 , при Дмитрии Донском , были
возведены каменные стены , предопределившие в основном расположение стен
современного Кремля , кроме великокняжеского двора , находились дворы
ближних бояр , монастыри и т. д. В 1404 в Кремле была установлена
«часозвоня» (башня с часами ). Вокруг Кремля разрастался торгово-
ремесленный посад . Подступы к Москве охраняли монастыри-сторожи – Данилов
, Симонов , Андронников . Наиболее населенную часть Москвы составлял
«великий посад» между Москвой-рекой и Неглинной . К Западу от Неглинной
располагалось менее заселенное Занеглименье .Район Замоскворечья назывался
Зареяьем . Поселения продолжались и за Яузой . К Москве-реке здесь
примыкали слободы котельников и кузнецов .
Глава 2 . Иван 1 Калита.
Иван Данилович (год рождения не известен – умер в 1340) –
московский князь с 1325 , московский великий князь 1328 – 1340 ; сын
московского князя Даниила Александровича . Ко времени правления Ивана 1
Калиты относися расширение территории Московского княжества и усиление
значения Москвы , которая стала основой объединения Разрозненной Руси в
единое государство с единым правительством , с единым руководством . Ведя
осторожную политику в отношении Золотой Орды и используя ханов как орудие
для выполнения своих замыслов , Иван1 Калита ослабил Тверское княжество
,соперничавшее с Московским .Современники отмечают , что при Калите
установилась “тишина велика на 40 лет , прекратились татарские набеги . Он
диктовал свои условия Новгороду , Пскову , посылал своих данников на печору
,его влияние распространялось на всю Северо – Восточную Русь . Иван
Данилович считал себя великим князем “всея Руси”.
Внутренняя политика Ивана 1 Калиты , способствовавшая расширению
московских пасадов и слобод , привела к тому , что Москва во времена его
княжества стала крупным ремесленным центром . Калита добился переноса
русских митрополитов из Владимира в Москву и усиления тем самым церковно –
идеологического влияния московских митрополитов , поддерживавших московских
князей .
Кремль при Иване 1 Калите был значительно расширен и обнесен
прочной дубовой стеной (1339 ) , в нем были построены первые каменные
церкви , в том числе Успенский собор , сделавшийся усыпальницей
митрополитов, и Архангельский собор,
где хоронили московских князей . Каменные постройки , возведенные при Иване
1 Калите до нас не сохранились , так как были заменены новыми при Иване 3 .
Богатство московского князя подчеркивается его прозвищем «Калита» , что
означает «денежная сумка» .
По завещанию Ивана 1 Калиты Московское княжество было разделено
между его сыновьями Семёном , Иваном и Андреем ; наследником Калиты был его
старший сын Семён Гордый .
Глава 3 . «Тишина велика» для Москвы .
Княжение Ивана 1 Калиты отличалось одной особенностью ,
драгоценной для москвичей . “Сел великий князь Иван Данилович на великом
княжении всея Руси , - пишет летописец , - и была отныне тишина великая на
40 лет ,и перестали татары воевать Русскую землю , и отдохнули христиане от
великой истомы и тягости , от насилья татарского , и была оттоле тишина
велия по всей земли».Запись сделана спустя много лет после смерти Калиты,
княжившего до того 15 лет , по крайней мере спустя четверть века после его
смерти . Но послушаем отзыв современника , написанный тотчас же после
смерти Ивана Калиты и , пожалуй , восторженный .
«О сем бо князи великом Иване , пророк глаголет : «В последнее время в
апустевшей земли на западе восстанет цесарь правду любяй; суд не по мзде
,ни по поганым странам ; при сем тишина велья в Русской земли и воссияет во
дни его правда» , яко же и бысть при его цесарстве . Сий бо князь великой
Иван , имевший правый суд паче меры … безбожным ересеям преставшим при его
державе ,многим книгам написанным его повелением , ревнуя правоверному
цесарю греческому Мануилу , любяй святительский сан» . Писцы так и написали
в «апустевшей» земле , дав первый случай московского аканья в наших
письменных источниках .
Порой деятельность Калиты представляется нам в темных красках . Он
считается главнчм вдохновителем разгрома Твери , защищавшей права и
достоинство русских людей против татарских насильников . Однако
современники по-своему оценивали деятельность Калиты . Они видели в нем
прямого продолжателя политики Александра Невского ,Добивавшегося соглашения
с Золотой Ордой ради Русской земли еще не готовой к решительной борьбе с
татарами , которую вскоре проведет с собой на Куликово поле Дмитрий Донской
, внук Калиты . Современники видели разорение русской земли , пожары и
разрушения Твери , Торжка , Кашина и других городов , бесчисленное
количество пленных , угоняемых татарское рабство . И вот среди разрушенных
городов «точию соблюде и заступи господь бог князя Ивана Даниловича и град
его Москву и всю его отчину» . При нем Москва сделалась городом славным
«кротостью» , свободным от непрерывной угрозы татарских нашествий , а это
должно было чрезвычайно способствовать росту и богатству города .
Преобладание Москвы над Тверью , чего так добивался Юрий , было
окончательно достигнуто при его младшем брате .
Великое княжение ненадолго удержалось у тверского князя .
Александр Михайлович встал во главе тверичей , которые расправились с
татарами , насильничавшими в Твери . В наказание татарское войско
опустошило Тверь и заставило Александра бежать в Псков . «Великий же Спас
милостивый человеколюбец господь своею милостию заступил благовернаго князя
великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отчину от
иноплеменник , поганых татар» . Ценой разорения Твери на этот раз была
спасена Москва . Благосклонный к московскому князю , летописец умалчивает ,
что Тверь разорили с помощью Калиты , ходившего в Орду и вернувшегося с
большой татарской ратью . В 1328 г. Иван Данилович снова ходил в Орду и
вернулся с ярлыком на великое княжение , оказавшимся в руках ,умевших
крепко держать полученное добро . Москва прочно сделалась столицей Северо-
Восточной Руси .
По отношению к Орде московский князь вел традиционную политику
отца и деда . В Орде он незаменимо встречал большие почести от хана Узбека
, приходившегося ему свояком . Узбек прислушивался к мнению Ивана
Даниловича , умевшего направлять события в свою пользу . В 1339 г. «по думе
его» хан вызвал в Орду русских князей , и в том числе Александра Тверского
, вскоре подвергнутого мучительной казни . Калита хорошо знал хищные
золотоордынские порядки , тщательно собирал с русских земель «выход» и
готов был идти навстречу денежным домогательствам татар с тем , чтобы
собирать в их пользу еще дополнительный запрос . Но напрасно видеть в
Калите какого-то рьяного низкопоклонника перед Ордой . Самый тяжелый
денежный побор был все-таки легче опустошительных татарских набегов . Во
всяком случае , Москва пользовалась при Калите полным и невиданным до него
покоем : «…и бысть оттоле тишина велика на 40 лет , и престаша погании
воевати Русскую землю и закалати христиан , и отдохнуша и упочинуша
христиане от великыя истомы и многыя тягости и от насилиа татарьского».
Иван Данилович считал себя уже не только московским но и великим
князем “всея Руси . Он властно диктовал свои условия Новгороду и не
склонялся на мольбы новгородцев о мире . Заняв Торжок , он разорил
новгородские земли в течение нескольких зимних месяцев . Даже далекий Псков
испытал на себе тяжелую руку великого князя , добившегося временного
изгнания из него Александра Михайловича Тверского . Владения московского
князя стали заметно продвигаться на Дальний Север .В 1337 г. московская
рать ходила в область Северной Двины , принадлежавшую Новгороду . В то
время Двинская область осталась в новгородском владении , но Иван Данилович
уже распоряжался на Печере и жаловал «…сокольников печерских , кто ходит на
Печеру» , различными льготами .
Калита заложил основы могущества Москвы . Он первый начал
объединять вокруг нее русские земли . После долгого промежутка времени он
был первым авторитетным князем , влияние которого распространилось на всю
Северо-Восточную Русь .
Глава 4. Москва делается церковным центром всей Руси .
При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли ,
постоянным местопребыванием русских митрополитов . Трудно переоценить
политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву
. Старая традиция связывала для русских людей представления о «царствующем
городе « с тем местом , где жили и государь и митрополит . Пышные
богослужения по случаю поставления в епископы , когда в столице собирались
высшие иерархи из других городов , постоянные сношения с Константинополем и
с княжескими столицами на Руси , встречи и проводы митрополитов и епископов
, одним словом , блестящие церковные церемонии , до которых были падки
средневековые люди , сделались достоянием Москвы . Можно было не признавать
притязаний московского князя , но нельзя было под страхом отлучения
игнорировать митрополита .
Москва получила неоспоримые преимущества перед всеми другими
городами , и московская иерархия поднялась неизмеримо выше всех остальных .
Митрополит держал в своих руках право поставления епископов и суда над ними
и нередко им пользовался , силу духовной власти испытали даже иерархи таких
крупных городов , как Новгород и Тверь . Уже в 1325 г. новгородский
кандидат Моисей ездил в Москву к митрополиту Петру ставиться на
архиепископию и присутствовал на погребении Юрия Даниловича вместе с тремя
другими епископами .Легко представить себе ,какие большие средства
стекались в Москву вследствие приезда видных духовных лиц , ибо устройство
церковных дел обходилось недешево .
Многочисленные политические нити сходились ко двору митрополитов
, которые имели своими хозяевами в конечном итоге московских князей .
Москва связывалась с Константинополем , а через его посредство
сюжнославянскими землями . Спор между Москвой и Тверью за преобладание был
решен в пользу Москвы уже тогда , когда преемник Петра , митрополит
Феогност , родом грек , окончательно утвердил в ней свое местопребывание .
По каким же причинам митрополиты выбрали своей резиденцией Москву
? Любопытные соображения по этому поводу высказал Пл. Соколов , по мнению
которого московские князья предоставили митрополитам особо важные льготы по
сравнению с тем , что получали епископы в других княжествах .Льготное
положение митрополичьего дома с его многочисленными боярами и слугами
действительно создавало для митрополитов ряд преимуществ .
Но дело было не только в одних льготах , а в том , что московские
князья обладали достаточной реальной силой , чтобы поддержать угодных для
них кандидатов на митрополичий
престол . Немалое значение имело центральное положение Москвы и
относительное удобство сношений с Константинополем . Наконец , одним из
мотивов переноса кафедры митрополитов именно в Москву являлось отсутствие в
ней своих епископов . Митрополит «всея Руси» не задевал в Москве ничьих
церковных интересов . Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому
своеобразному светской и духовной власти , которое стало характерно для
Москвы допетровского времени . Двор великого князя и двор митрополита
помещались в непосредственном соседстве ; светская власть нашла себе
духовную опору , поддерживая ,в свою очередь , всей своей гражданской мощью
главу русской церкви – митрополита . Так , маленький Кремль Калиты уже
вместил в себя зародыши другого , более позднего «царствующего града
Москвы» .
Утверждение митрополичьего престола в Москве было ударом по
тверским князьям , претендовавшим на первенствующую роль среди русских
князей . Поэтому ожесточенная борьба между Тверью и Москвой за преобладание
сопровождалась такой же борьбой за митрополичий престол .
В то время Юрий Данилович тягался в Орде за великое княжение с
Михаилом Ярославовичем , монах одного из тверских монастырей по имени
Акиндин подал константинопольскому патриарху жалобу на митрополита Петра .
Акиндин был только орудием в руках тверского князя , но для митрополита
Петра возникла явная опасность низвержения с митрополичьего стола , так как
патриарх уже обещал Михаилу Ярославовичу поставить в митрополиты «…кого
восхочет боголюбство твое». Однако низвержение митрополита задевало
интересы многочисленного духовенства , трогать которое избегали даже
золотоордынские ханы . Кроме того , обвинение Петра в симонии , в том что
он возводил в духовный сан за деньги , едва ли могло сильно
скомпрометировать Петра . Ведь покупка и продажа церковных должностей в
середине века – явления постоянные . В самой Византии они практиковались
еще больше , чем на Руси . Петр же был политиком настойчивым и смелым ;
найдя поддержку у московских князей , он сблизился с ними и не забыл
оказанных ему услуг . Петр подолгу оставался жить в Москве , где умер и был
похоронен (20 декабря 1326 г. ) . Московские князья по-своему
воспользовались его смертью и добились от константинопольского патриарха
канонизации Петра , сделавшегося первым «московским и всея Руси
чудотворцем» . Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил
митрополичье место за Москвой , которая с этого времени сделалась
гражданской и церковной столицей Руси .
О близости Петра к Ивану Даниловичу уже в 15 в. рассказывали
легенды , имевшие некоторое основание в действительности . В житии Пафнутия
Боровского находим такой рассказ : «О видении сна великого князя Ивана
Даниловича .Той же благочестивый великый князь Иван Данилович виде сон .
Мняшесь ему зрети , яко гора бе велика , а на верх ея снег лежаше , и зрящу
ему абие истояв снег и згыбе . Возвести же видение преосвященному Перу
митрополиту всея Русии . Он же рече ему : «Чадо , гора аз смиренный . Преж
тебе мне есть отити от жизни сея а тебе по мне .» И первие преосвященный
Петр митрополит всея Руси преставися , потом князь великий Иван Данилович
преставись» .
Поддержка церкви обеспечила московскому князю пеобладание над
другими русскими князьями . С необыкновенной силой эта поддержка сказалась
в 1329 г. , когда Калита ходил выгонять из Пскова тверского князя
Александра Михайловича . Калита прибегнул к помощи митрополита Феогноста ,
который послал «проклятье и отлучение от церкви на князя Александра и на
псковичь» . Православная церковь использовала любимое средство римских пап
, столь часто издававших интердикты , или отлучения от церкви . Оно было
грозным оружием в руках духовенства , действовавшим как удар молота на
слабые души скверных людей : закрывались церкви , прекращалось богослужение
, переставали крестить младенцев , венчать вступающих в брак , даже
отпевать покойников . Страх отлучения заставил Александра Михайловича
покинуть Псков , чтобы проклятье не легло на город . Так пишет летописец ,
симпатизирующий тверскому князю . Новгородский автор пишет проще :
«Псковичи выпроводиша князя Олександра от себе» .
Глава 5. Заключение .
Со второй половины 15 в. Москва стала столицей
образовавшегося Русского централизованного государства . Всвязи
с этим неизмеримо выросло ее политическое , культурное и
экономическое значение .С этого времени все важнейшие события в жизни
русского народа связаны с Москвой , которую В 14-15 вв. Москва становится
культурным центром всего русского народа . В Москве возникли общерусские
летописные своды , развивавшие идею единства Русского государства ,
создался цикл повестей о Мамаевом побоище (Куликовской битве) , в том числе
поэма «Задонщина» .Московская архитектура , живопись и прикладное искусство
достигли высокого уровня , положив начало так называемой московской школе .
Крупнейшим московским художником конца 14 – 1-й трети 15 вв. был Андрей
Рублев .писатели того времени называют «царствующим градом» .
Список литературы
1. Канторович И. В. Из истории Москвы . / М. 1997.
2. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь .
/ М. 1991 .
3. Тихомиров М. Н. Древняя Москва 12 – 15 вв. / М. 1992 .
4. Большая советская энциклопедия .