/
/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
(Тульский филиал ГОУ ВПО РГТЭУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Международная торговля»
На тему
«Организация и регулирование внешнеторговых сделок на поставку продукции чёрной металлургии (на примере стали)»
Выполнила
студентка 3 курса дневного отделения
специальности «Мировая экономика»
Демакова Н.С.
Тула - 2010г.
Введение
Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1977г., где было записано: «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности» с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто.
Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999г.
Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД - хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а также содействующих им организаций.
В последние годы упоминается ВЭД предприятий и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Вместе с тем ВЭД осуществляется и на макроуровне в масштабах всего государства, отдельных регионов и субъектов РФ. Вполне правомерно упомянуть такие уровни ВЭД, как общегосударственный (федеральный), отраслевой, региональный, а также субъектов РФ и муниципальных образований.
Выделим следующие характерные особенности ВЭД.
Во-первых, она является составной частью общеэкономической деятельности. Через каналы внешней торговли обеспечивается реализация на внешнем рынке производимой в стране экспортной продукции и за счет импорта более полно удовлетворяется внутренние потребности в разнообразных товарах производственного и потребительского назначения.
Во-вторых, ВЭД тесно связана с внешнеполитической деятельностью и способна активно содействовать реализации внешней политики страны экономическими методами, в частности путем запродаж и закупок товаров, жизненно важных для экономики или иных зарубежных стран.
Имеется немало примеров из практики международных отношений, когда успешное развитие внешнеэкономических связей с иностранным государством при активной работе советского торгпредства способствовало нормализации дипломатических отношений между двумя странами и открытию посольств на взаимных началах.
В-третьих, ВЭД в ипостаси коммерческой деятельности на внешнем рынке существенно отличается от подобной работы на внутреннем рынке.
Тема данной курсовой работы - «Организация и регулирование внешнеторговых сделок на поставку продукции чёрной металлургии (на примере стали)». Актуальность проблематики заключается в том, что Россия входит в тройку крупнейших поставщиков стали на мировой рынок. Российские производители и экспортеры различных видов стали - крупнейшие игроки на международном рынке. Кроме того, наша страна занимает первые места по запасам руд, входящих в состав всевозможных сортов стали. На территории нашей страны осуществляют свою деятельность крупнейшие сталелитейные заводы и комбинаты.
В их число входят: ООО 'Евразхолдинг', ЗАО 'Северсталь-групп', ОАО 'Магнитогорский меткомбинат', ОАО 'Новолипецкий меткомбинат', ОАО 'Стальная группа Мечел'', ООО 'Уральская сталь', ЗАО 'Газметалл', ЗАО 'Трубная металлургическая компания', ОАО 'Уральская горно-металлургическая компания', ОАО 'Объединенная металлургическая компания', Нижнетагильский меткомбинат, Новокузнецкий меткомбинат, Западно-Сибирский меткомбинат, Череповецкий меткомбинат. Все вышеперечисленное подтверждает, что изучение тенденций мирового рынка стали, динамики, анализ коньюктуры рынка, международного законодательства в данной области крайне важны. Без этих знаний невозможна ни грамотная государственная политика в области экспорта стали, ни эффективный менеджмент самих предприятий - производителей стали, ни результативные взаимоотношения со странами - потребителями данного вида российской продукции и странами - конкурентами.
Цель данной курсовой работы - изучить специфику мирового рынка стали. Для достижения цели выделим ряд задач:
1. изучить основные тенденции мирового рынка стали за последние 2008-2009 гг.;
2. рассмотреть динамику мирового рынка стали за 2008- 2009 гг.;
3. проанализировать рынок минувшем 2009 году;
4. выяснить какое место занимает Россия на мировом рынке стали;
5. дать оценку конкурентам российской стали на мировом рынке.
В представленной курсовой работе мировой рынок стали был рассмотрен всесторонне, был изучен каждый из его основных сегментов, были рассмотрены базовые показатели и динамика.
Глава 1. Общая характеристика внешнеэкономических сделок
В наиболее общем виде понятия сделки и договора сформулированы в части первой Гражданского кодекса (ГК) РФ, причем эти два понятия даны в разных разделах ГК.
Статья 153 ГК РФ гласит: «Сделками признаются действия граждан или юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».
В российском законодательстве не сформулировано определение внешнеторговой сделки.
Как свидетельствует отечественная и зарубежная деловая практика, внешнеторговым сделкам присущ коммерческий характер, что предопределяет заключение сделок чаще всего между двумя сторонами, в некоторых случаях - между тремя сторонами. Односторонние сделки во внешней торговле являются достаточно редким исключением, например при поставках товаров в качестве безвозмездной помощи при стихийных бедствиях (отметим, что такого рода сделки необязательно признаются внешнеторговыми).
В зарубежных источниках обычно не проводится существенное различие между коммерческими сделками, заключаемыми с партнерами зарубежной или своей страны, т.е. внешнеторговыми и внутристрановыми сделками.
Внешнеторговая сделка - это договор коммерческого характера с иностранным партнером (контрагентом). Ее можно рассматривать как средство, способ осуществления внешнеторговой операции. При этом платеж за товар, услуги может осуществляться в иностранной, международной или национальной валюте, а по товарообменным сделкам и без денежных расчетов.
Основные признаки внешнеторговых сделок.
1. Главным признаком внешнеторговой сделки является заключение ее российским участником ВТД с иностранным партнером.
2. Другим признаком внешнеторговой сделки можно считать проведение расчетов преимущественно в иностранной валюте (долларах США, евро и др. инвалютах).
3. Третьим признаком внешнеторговой сделки является перемещение ее объекта через государственную (таможенную) границу РФ.
4. Еще одним признаком внешнеторговой сделки служит обязательное заключение ее в письменной форме.
Под экспортно-импортными операциями подразумевается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров.
Экспортно-импортные операции считаются завершенными, если товар выпущен через границу страны получателя, что возможно после выполнения всех необходимых формальностей и процедур. В международной торговле не учитываются товары, которые передаются в виде помощи, дара, осуществляемые на безвозмездной основе. Все остальные операции обязательно фиксируются и учитываются таможенными органами, где существуют специальные отделы статистики. Единственным источником состояния внешнеторговой деятельности государства является его таможенная статистика. Таможенная статистика - это основа государственной внешнеэкономической политики.
Экспорт - деятельность, связанная с вывозом из страны товаров добытых, выращенных, произведенных в этой стране, а также товаров, ранее ввезенных в страну и подвергшихся там переработке.
Реэкспорт - вывоз из страны товаров ранее ввезенных в страну и не подвергшихся переработке.
Импорт - деятельность, связанная с ввозом в страну товаров непосредственно из страны производителя этих товаров или третьих стран. Сюда же относится ввоз товаров для переработки под таможенным контролем с целью последующего вывоза продуктов переработки за рубеж.
Реимпорт - ввоз товаров ранее вывезенных за рубеж и не подвергшихся там переработке.
Существует два метода осуществления международных сделок: прямой и косвенный. При прямом методе сделка осуществляется непосредственно между производителем и потребителем товара, расположенных в разных странах, на основе договора купли-продажи. При косвенном методе сделка осуществляется при помощи торгового посредника на основе договора с торговым посредником.
Глава 2. Анализ мирового рынка стали.
2.1 Общая характеристика и классификация стали
Сталь (польск. stal, от нем. Stahl) -- деформируемый (ковкий) сплав железа с углеродом (и другими элементами), содержание углерода в котором не превышает 2,14 %, но не меньше 0,022 %. Углерод придаёт сплавам железа прочность и твёрдость, снижая пластичность и вязкость.
Учитывая, что в сталь могут быть добавлены легирующие элементы, сталью называется содержащий не менее 45 % железа сплав железа с углеродом и легирующими элементами (легированная, высоколегированная сталь).
Сталь -- важнейший конструкционный материал для машиностроения, транспорта, строительства и прочих отраслей народного хозяйства.
Стали с высокими упругими свойствами находят широкое применение в машино- и приборостроении. В машиностроении их используют для изготовления рессор, амортизаторов, силовых пружин различного назначения, в приборостроении - для многочисленных упругих элементов: мембран, пружин, пластин реле, сильфонов, растяжек, подвесок.
Стали делятся на конструкционные и инструментальные. Разновидностью инструментальной является быстрорежущая сталь.
По химическому составу стали делятся на углеродистые и легированные; в том числе по содержанию углерода - на малоуглеродистые (до 0,25 % С), среднеуглеродистые (0,3-0,55 % С) и высокоуглеродистые (0,6-0,85 % С); легированные стали по содержанию легирующих элементов делятся на низколегированные, среднелегированные и высоколегированные.
Стали, в зависимости от способа их получения, содержат разное количество неметаллических включений. Содержание примесей лежит в основе классификации сталей по качеству: обыкновенного качества, качественные, высококачественные и особо высококачественные.
По структуре сталь различается на аустенитную, ферритную, мартенситную, бейнитную или перлитную. Если в структуре преобладают две и более фаз, то сталь разделяют на двухфазную и многофазную.
Основными отраслями-потребителями являются:
р металлургия;
р машиностроение;
р производство строительных материалов;
р энергетика;
р нефтегазовый сектор;
р прочие отрасли.
2.2 Обзор мирового рынка стали в 2008-2009 г.г
Мировая экономика переживает худший финансовый кризис со времен Великой депрессии. Те процессы, которые летом 2007 казались проблемами на рынке жилья в США, вызванными кредитованием ненадежных заёмщиков, в 2008 г. приняли намного более глобальный характер, приведя к краху ведущих финансовых учреждений, стремительному падению на фондовых рынках во всем мире и замораживанию кредита. Эти финансовые проблемы вызвали полномасштабный экономический кризис со спадом производства в наиболее развитых странах и быстро ухудшающейся перспективой для развивающихся стран, включая тех, которые бурно развивались в последние годы.
Сталелитейная промышленность оказалась одной из главных отраслей, пострадавших в ходе мирового финансового кризиса. Глобальный экономический спад привёл к серьёзному снижению спроса со стороны всех основных металлопотребляющих отраслей, в частности, строительства и автомобилестроения.
Таким образом, мировой экономический кризис в течение нескольких месяцев привёл к резкому и нарастающему сокращению металлопотребления, что соответственно заставило металлургов существенно сократить объёмы производства. Из-за кризиса упали не только цены на сталепродукцию, но и стоимость акций многих компаний уменьшилась на две трети и более по сравнению с серединой 2008 г. Так, ArcelorMittal потерял в стоимости более 70%, российская Северсталь потеряла около 90%, крупнейший сталепроизводитель US Steel- 79%.
Резкое сокращение числа заказов вынудило многих производителей, включая названных выше, а также японскую Nippon Steel, китайскую Baosteel, британскую Corus, большинство российских производителей, среди которых Евраз Групп, ММК, Северсталь и др. существенно сократить не только производство, но и инвестиционные программы и расходы. Лишь немногие из металлургических компаний мира решаются предполагать, что ситуация изменится в лучшую сторону в ближайшем будущем.
Мировое производство стали в 2008 году составило 1,33 млрд. метрических тонн, что означает его снижение по сравнению с 2007 годом на 1,2%. Тем не менее, сообщает Глобальная ассоциация стали (World Steel Association,WSA), это второй год подряд, когда в мире выпускается свыше 1,3 млрд. тонн стали.
Необходимо отметить, что годовой показатель мирового производства оказался отрицательным из-за результатов второго полугодия 2008 г. Так, в декабре, когда мировое производство стали составило 82 млн. тонн, был зафиксирован рекордный по сравнению с 2007 г. спад - на 24,3 млн. тонн. И, по мнению многих экспертов, кризис может оказать продолжительное влияние на работу рынка. Ключевым сегодня является вопрос наличия и эффективности мер противодействия ему. К текущему положению дел привело интенсивное развитие событий и неготовность к быстрому реагированию на них. Наибольшее падение мирового рынка стали было в 2009 г., когда в полной мере проявили себя существующие тенденции потребления, и влияние кризиса достигло своего максимума.
Например, согласно оценке Wоr1d Steel Dynamics, в целом мировое производство стали в 2009 г. сократилось по сравнению с 2008 г. на 13.9%. Таким образом, спад в 2009 г. в мировой металлургической отрасли был рекордным с 1945 г. и явно превзошел максимальный показатель 'мирного времени', составивший в 1982 г. 8,7%.
Тем не менее, считают представители Wоr1d Steel Dynamics, цены на сталь начали «приходить в себя» в 3-4 квартале 2009 г.- по мере того, как покупатели начали восполнять иссякающие запасы, а объёмы выпуска продукции глобальными компаниями оказались к тому моменту существенно ниже уровня спроса. Впрочем, большинство экспертов предсказывают восстановление и возвращение к показателям 2007 г. по спросу лишь в 2011-2013гг.
Общий спад производства стали в 2008 г. является прямым следствием того, что почти все страны - основные производители стали, включая регионы Северной Америки. Евросоюза, Южной Америки и СНГ, снизили объемы выпуска. А вот Азия в целом, ведомая Китаем, и Ближневосточный регион закончили год с положительной динамикой. Так, В Китае, за декабрь 2008 г. выпущено почти 38 млн. тонн стали, что на 3 млн. тонн больше чем в предыдущем месяце.
В 2008 году Китай стал первой и пока единственной страной, выпустившей за год более 500 млн. стали - точный объём составил 502 млн. тонн, что на 2,6 % больше, чем было выпущено стали в КНР в 2007 году. Это 38% от общемирового производства. Таким образом, за последние 5 лет Китай увеличил общий объём выпуска стали более чем в 2 раза.
Необходимо заметить, что многие эксперты склонны связывать с Китаем перспективы восстановления мировой металлургической промышленности в целом. По мнению китайских экспертов, первое полугодие 2009 года было самым сложным периодом в развитии национальной металлургии. С другой стороны, для предприятий отрасли это был очень важный период связи с началом реализации правительственной программы стимулирования экономики. Если рассматривать всю Азию в целом, то в этом регионе в 2008 году было выпущено 770 млн. тонн стали, или 58% от мирового объёма. Рост составил 1,9 %. Кроме Китая, положительной динамики добились Южная Корея (+3,8%), Индия (+3,7%). А вот Япония сдала позиции - на 1,2% , и большинство аналитиков ожидают дальнейшего снижения производства.
Двадцать семь стран Евросоюза выпустили в 2008 году 199 млн. тонн стали, что означает рекордное падение в производстве - на 5.3%. Виновниками этого «рекорда» стали ведущие европейские страны-производители - Германия, Италия, Франция, в каждой из которых производство сократилось.
Значительную долю на европейском рынке стали занимает Китай, что в свою очередь сказывается на внутренних производителях. Европейская стальная федерация (European Federation of Iron and Still Industries), опубликовала очередной отчет, в котором сказано, что с 2003 по 2008 гг. китайский стальной экспорт в страны Европейского союза вырос с 2% до 30% и продукты с высокой добавленной стоимостью занимают всё большую долю в экспортных поставках.
В мрачных тонах видят своё будущее и американские металлурги, ожидающие очередного снижения объёмов выплавки стали в стране. По данным WSA в 2008 году США произвели 91 млн. тонн стали, что на 6, 8% меньше, чем в 2007 году. Однако металлургической отрасли может помочь правительственная программа США по развитию инфраструктуры и поддержке экономики страны в условиях мирового финансового кризиса, которая по последним данным составит 787 млрд. долл.
Общий объём выпуска стали в странах СНГ сократился по итогам 2008 года на 8,1%. Россия произвела 69 млн. тонн (-5,4%), Украина - 37 млн. тонн (-13,4%).
Металлургическая промышленность Украины в 4-ом квартале 2008 года показала наибольшее падение производства - 37% по сравнению с июлем того же года. Необходимо отметить, что столь сильное падение украинского металлургического сектора связано со значительной ориентацией данной отрасли промышленности на экспорт. Для сравнения, металлургическая промышленность России за тот же промежуток времени упала на 15%. При этом объёмы производства большинства сталелитейных компаний России упала почти вдвое.
Новолипецкий металлургический комбинат в 4 квартале 2008 года произвёл на 38,3% меньше чугуна и на 40,2% стали - по сравнению с 3-им кварталом, Евраз Групп - на 36,7% и 33,5 % , Мечел - на 22,5% и 30%, Северсталь- на 49% и 48% соответственно.
Стальной рынок в 2009 году: производство и потребление.
По мировым меркам кризисный спад производства черной металлургии РФ выглядит в 2009 году сравнительно средним (рис.1).
Рис.1.Изменение производства стали за 9 месяцев 2009 г. (к 9 месяцам 2008 г.) у 10 ведущих стран
Сейчас позиции РФ на мировом рынке стали более важны потому, что значимость экспортного направления нашей металлургии в кризис выросла, причем на фоне явного обострения конкуренции.
Общая тенденция с осени 2008 года - резкий спад мировой металлургии (исключая Китай, Иран и Индию) и весьма медленное её восстановление. По данным WSA к сентябрю 2009 года с учётом КНР выпуск стали в мире составил 99,4% от прошлогоднего уровня, однако без китайского вклада он восстановился лишь до уровня 83,6%. А есть многие страны, где потери производства в черной металлургии до сих пор превышают треть от былых объемов.
В таких условиях особенно важна тенденция сентября (табл.1)
Таблица 1. Выпуск стали 20 ведущими странами- производителями.
Невзирая на бурный рост металлургии Италии и Франции, в среднем по миру наметилась определенная стагнация отрасли. Причем в 5 ведущих странах - даже некоторый спад. Как сезонное оживление, так и исчерпание складских запасов металлотрейдеров и СМЦ пошли на спад, что быстро прочувствовали мировые цены на стальную продукцию (рис.2).
Рис.2. Средние мировые цены на стальную продукцию, $/т.
Уверенный рост стальных цен с апреля по август 2008 года сменился весьма уверенным спадом. А в октябре он начал действовать на цены металлургического сырья, особенно на цены металлолома.
Динамика восстановления стального рынка России в прошедшем году, т.е. после самой острой стадии кризиса, в целом, безусловно, является позитивной. Однако идёт этот процесс не совсем гладко (см. Приложение №1).
Спрос на металл со стороны энергетиков во многом подорвала громкая авария на Саяно-Шушенской ГЭС летом 2009 года. Нужные для ремонта инвестиции (до 40 млрд. руб.) сейчас преимущественно уйдут на закупку и ремонт дорогостоящих турбин ГЭС, а не на металл новых энергопроектов.
Развитие кризиса на стальном рынке вполне можно проследить по обвалу поступлений металла на склады ведущих металлотрейдеров, который начался в августе 2008 года и продлился около 4 месяцев (рис.3).
Рис.3 Динамика поступлений стальной продукции 10 крупнейшими металлотрейдерам РФ, тыс. тонн в месяц
Эта негативная динамика у большинства металлоторговых компаний была весьма схожей. Меньший спад имели торгово-сбытовые сети металлургических холдингов. Оказала своё влияние и структура покупателей металла у каждого из металлотрейдеров. К примеру, если на первой стадии кризиса негатив в сбыт металла прежде всего вносила стройиндустрия, то далее в полной мере сказался спад спроса в машиностроительном комплексе Рф, а также «расширение» проблем вглубь регионов страны.
В итоге кризис несколько «перераспределил» места в итоговом рейтинге металлоторговли как по итогам 2008 года, так и по итогам 1 квартала 2009 года. (см. Приложение № 2).
Прокомментируем «исчезновение» ряда известных металлотрейдеров из топ-50, приведённого выше. Это, к примеру «Объединённые металлобазы», « Пермметалл», « Татметалл». Почти выдержав удар кризиса в 2008 году, они снизили перевалку металла в 1 квартале 2009 года на 77,69 и 88% соответственно.
В части позитивных изменений лидирует сбытовая сеть ЗАО «Металлторг», прибавившая в части сбыта почти 49% в прошлом году и ещё 59%- в первом квартале 2009 года.
Многолетний лидер рейтинга - группа «Сталепромышленная компания» - потеряла в 1 квартале 2009 года около 60% оборота и сместилась на 3 место. Однако в марте- апреле компания пополнила свои многочисленные склады более чем на 70 тыс. т. металлопроката. Эта весьма позитивная динамика указывает на то, что СПК ещё поборется за лидирующие позиции в российской металлоторговле.
На первое место выдвинулось ОАО «Металлсервис».Компания также пережила спад в оборотах (-16%- в 2008 году и -51% в 1 квартале 2009 года). Однако этот спад оказался меньше, чем у основных конкурентов.
Стоит отметить читинскую компанию «Забайкалресурс», стремительно ворвавшуюся в группу лидеров. Многократный рост её объемов оборота металла, начавшийся в 2008 году, вызван масштабными инфраструктурными проектами в регионе, в частности поставками металла на строящуюся железную дорогу.
В особой сложной ситуации оказались металлотрейдеры, которые привлекли краткосрочные кредиты и прочие займы, в частности облигационные.
Итоги 2009 года в чёрной металлургии.
В части выпуска стали WSA в России за 2009 год спад на 12,5% , а наш Росстат- на 13,9%.Однако перевозки всех черных металлов В РФ (исключая лом) на экспорт и внутренний рынок , по данным ж/д статистики, упали заметно сильнее - на 18,45%.Этот показатель считается более характерным, поскольку речь идёт именно об основных отгрузках товарной продукции ( полуфабрикаты, прокат и трубы) её потребителям в России и за рубежом.Доля других отгрузок, например водным транспортом ЧерМк «Северстали» или автотранспортом местным потребителям, плавно растет, однако до сих пор не превышен 8% объёмов реализации продукции чёрной металлургии. Увы, но подавляющее число наших предприятий не имеет возможности сократить дорожающие услуги монополиста - ОАО «Российские железные дороги». Кроме того, ж/д статистика является сравнительно точной, поскольку прямо влияет на прибыли железнодорожников.
Согласно этим данным, кризис очень разнообразно отразился на работе металлургических и трубных предприятий страны (см. Приложение №3).
Лидер в части отгрузок стальной продукции в РФ - магнитогорский меткомбинат - за год получил спад (-19,7%) чуть выше среднего по отрасли. Причина - в повышенной ориентации Магнитки на внутренний рынок РФ, где потребление металлопроката обвалилось более чем на треть.
На второе место среди производителей справедливо поставить Череповецкий меткомбинат. Если учесть навигации 2009 года, то спад отгрузок комбината составил за год только 8,41%. «Северсталь»- единственная компания, которой удалось за год нарастить поставки продукции водным транспортом почти в 10 раз, до 1, 94 млрд. т., и сэкономить более 830 млн.руб. на транспортных расходах.
Фактически 3 квартал 2009 года ровно на год отстаёт от того времени, как мировой финансово- экономический кризис «неожиданно» обрушился на российскую индустрию, включая металлургическую отрасль. Именно с сентября 2008 года в стране обвалился спрос на металл и его цены. Естественно резко сократив выручку и прибыли металлургических комбинатов РФ.
Переход от высокорентабельного и кредитоспособного состояния к нерентабельному у большинства наших металлургических компаний состоялся на удивление быстро.
Хорошим показателем является оценка экономики за 3 квартала 2009 года по сравнению с уровнем 3 кварталов прошлого года. Она вполне характеризует глубину кризисного «падения» финансовых показателей , из которого ныне приходится выбираться.
Эти данные (по РСБУ) для крупнейших металлургических предприятий РФ приведены в табл.2.
Таблица 2. Финансово-экономические показатели метпредприятий РФ (по РБСУ)
Кризисная потеря выручки у первой тройки меткомбинатов РФ за 3 квартала оказалась сравнительно близка и задала общий ориентир для отрасли (-47%). В части спада чистой прибыли как за три квартала, так и за последний квартал «лидерство» НЛМК является условным. Основное снижение получилось за счёт высокой базы , полученной ранее за счет дивидендов дочерних предприятий и т.д.
Прошедший год в металлургии всего мира начинался на самом дне кризиса - в полном обвале спроса на продукцию. После обвала производство с самого начала прошлого года двинулось вверх (рис.4).
Рис.4. Динамика выпуска стали в ряде регионов мира (относительно среднего уровня до кризиса)
Однако, как степень спада, так и темпы этого подъема в 2009 году в различных странах и регионах мира оказались совсем разными. К удивлению многих специалистов, более других «застряли» в кризисе развитые экономики стран ЕС и США. Кроме того, американская черная металлургия сейчас подаёт признаки стагнации на уровне 30% от докризисного, а западноевропейская металлургия в ноябре- декабре 2009 свалилась в новый 12%-й спад.
Китай же в прошедшем году никого не удивил, обеспечив (в суммарной статистике выплавки стали) почти полную компенсацию общемирового обвала.
По данным CISA КНР в 2009 году сократила экспорт металла на 59% , до 24,6 млн. т., увеличив импорт до 17,6 млн. т. Это означает, что доля собственного металла в китайском внутреннем потреблении прошлого года превысила 95%.
Аналогичную тенденцию опережающего роста собственного производства демонстрируют и многие другие азиатские страны. В итоге этот регион (включая Ближний Восток) - единственный, показавший позитивную динамику в самом конце и по итогам 2009 года.
Среди стран - ведущих производителей стальной продукции наихудшие результаты за год продемонстрировали Канада, США. Далее по динамике выхода из кризиса находится целая группа стран Евросоюза. Причем, Германия, Италия, Испания, Франция в декабре 2009 года вновь получили столь негативную динамику, что впору говорить о второй волне кризиса в металлургии этих стран. (Табл. 3)
внешнеторговый сделка сталь
Таблица 3. Выпуск стали в странах- лидерах отрасли и его изменение
Кризисный обвал для металлургии означал дружное обрушение цен как по всем регионам мира, так и по всем видам массовой стальной продукции. Причина - в резком спаде фактического промышленного производства в мире в отличие от более благозвучных оценок спада ВВП.
Модная (с подачи США) оценка состояния экономики по ВВП имеет вполне американские корни. Доля реальной промышленности в ВВП США уже давно упала ниже 20% и стремительно вытесняется сферой услуг, включая финансовые сервисы, что «успешно» внесли свой вклад в кризис. Лучшая когда-то отрасль страны - американское автомобилестроение - практически в полном составе находится в состоянии банкротства. Продажи новых автомобилей в США в мае снизились на 34%, к уровню годичной давности.
Опережающий показатели ВВП кризис мирового автомобилестроения (и прочих отраслей машиностроения) вызвал соответствующий спад спроса на листовой стальной прокат, преимущественно потребляемый этими отраслями. Это вполне закономерно отразилось на ценах, особенно в мае- апреле 2009 года (Рис. 5).
Рис. 5. Динамика средних цен на стальную продукцию, $/т
Мировой спад спроса на металл строительного назначения (например, стальную арматуру) оказался несколько смягчен.
Лидер по устойчивости - неуклонно растущий Китай, который стремительно (ещё в прошлом году) запустил мощную антикризисную программу стимулирования внутреннего спроса с инвестициями $585млн. К примеру, объем инвестиций в железнодорожное строительство в КНР за 5 месяцев 2009 года вырос на 120% по сравнению с прошлогодним показателем и составил $ 24,8 млрд. Продажи легковых автомобилей в Китае выросли в мае на 47% , закрепляя за страной роль главного мирового авторынка. Всего в январе- мае 2009 года объем сбыта автомобилей китайского производства вырос на 14% и достиг 4,96 млн. единиц. Это заметно больше, чем выпущено в США и, естественно, обеспечило рост регионального спроса на плоский стальной прокат.
2.3. Формирование внешнеторговой цены
Во внешнеторговой деятельности имеется ряд особенностей в определении контрактных цен по сравнению с расчетом внутренних цен на товары предприятий и организаций. Имеется также и специфика в классификации цен и использовании специальной терминологии, применяемой при расчете цен на экспортные или импортные товары.
Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу в указанной в контракте валюте за согласованную единицу измерения товара и принятые базисные условия поставок.
Для установления цены товара в контракте купли-продажи определяются: единица измерения, за которую устанавливается цена, базис цены, валюта, цены, способ фиксации цен и их уровень.
На выбор единицы измерения товара для установления цены влияет характер товара и сложившаяся практика торговли им.
Цена, определяемая в контракте, может быть выражена в валюте страны экспорта, импортера или в валюте третьей страны.
В зависимости от способа фиксации выделяются такие виды цен: твердая, подвижная, с последующей фиксацией, скользящая.
Твердые цены применяются в сделках с различными сроками поставки, но чаще всего при поставках в течение короткого времени. При этом цены после согласования не изменяются в ходе исполнения контракта. Для установления подвижной цены в контракт следует внести оговорку, предусматривающую учет повышения или понижения цены на рынке к моменту исполнения контракта.
Основными факторами, формирующими цену на сталь, являются:
· рост базовой цены стали,
· рост надбавок к заработной плате персонала, связанный с общим ростом цен
· цены на кокс,
· цены на железные руды,
· цены на стальной лом,
· цены на энергоносители,
· существующая рыночная ситуация (соотношение «предложение/спрос» с учётом ассортимента),
· динамика курса Евро (ослабление влияния высокого курса Евро на рост цен на сталь в Европейском Сообществе),
· цены на легирующие элементы:
-хром
-молибден
- никель
-титан
-кремний
-медь
- кобальт
-марганец
· качество стали
· дополнительная обработка стали
Так, например, цены на нержавеющую сталь определяются в первую очередь качеством самого материала. По химическому составу нержавеющая коррозионостойкая сталь -- это сплав железа и нескольких легирующих элементов (хром, никель, молибден и т.д.). Так, хром добавляет металлу антикоррозионные свойства, образуя на его поверхности защитную пленку, а никель придаёт стали вязкость и пластичность. Однако этими двумя элементами состав не ограничивается -- сегодня в мире ведётся продажа нержавеющей стали порядка 250 марок и, в зависимости от назначения, в нее могут входить такие легирующие элементы как кремний и молибден, медь и титан, кобальт и марганец, кремний и другие. Разница не только в количестве легированных элементов -- различные марки, которые содержатся практически в любом прайсе на нержавеющую сталь, отличаются еще и процентным содержанием того или иного элемента механического и коррозионного свойства. Наиболее высокие цены на нержавейку, обладающую наилучшими прочностными и коррозийными свойствами. На цену готового изделия из нержавеющей стали - труб, фитингов влияет качество обработки поверхности. Итоговая цена на нержавейку зависит также от высокотехнологичности оборудования, которым оснащено шлифовальное производство. Важную роль играет характер производственных мощностей -- ручная работа всегда обходится дороже, чем шлифование в промышленных масштабах. Вариантом завершающего этапа обработки, также оказывающим влияние на окончательную цену нержавеющей стали, является профессиональная полировка.
Предпосылками для роста цен на сталь, как считают эксперты «Экономического Объединения Стали», являются: повышенный спрос Китая на сталь, увеличение её потребления в Европейском Сообществе, в Азии и в США, ажиотажный спрос на сталь, вызванный отставанием её производства, возросшая «потребительская ценность» продукции сталелитейной промышленности, ограниченность предложений сырья для сталелитейной промышленности на рынке, структурные изменения в сталелитейной промышленности (консолидация, приватизация), новые технологические разработки в сталелитейной промышленности, необходимость расширенного финансирования инновационных разработок в сталелитейной промышленности.
Предложение на рынке стали
На предложение на мировом рынке стали влияют следующие основные факторы:
§ консолидация в сталелитейной промышленности и как следствие этого - радикальное ограничение количества поставщиков,
§ снижение ёмкости рынка,
§ длительный застой в сталелитейной промышленности, вызвавший снижение цен,
§ количественное уменьшение поставок сырья, в частности, кокса, руд, легирующих элементов, а также стального лома,
§ непрерывно растущие требования по охране окружающей среды, ограничивающие использование или внедрение целого ряда высокопроизводительных, но «грязных» технологических процессов в сталелитейной промышленности.
Спрос на рынке стали
Причины повышенного спроса на сталь (на примере Китая):
§ строительная промышленность: инвестиции в растущий сектор недвижимости
§ строительный бум, вызванный Олимпийскими играми 2008г. и Всемирной выставкой 2010 г.
§ автомобилестроение: по подсчётам экспертов, по производству автомобилей в 2010 г. Китай вышел на 1-е место в мире, вплотную приблизившись к неизменной тройке лидеров: США, Японии и Германии.
§ металлообрабатывающие отрасли промышленности Китая и, в частности, инструментальная промышленность
§ рост производства в автомобильной промышленности и в машиностроении
§ рост потребления стали (в расчёте на душу населения)
§ рост цен на сталь в основных отраслях промышленности
Глава 3. Анализ законодательства, регулирующего внешнеэкономические сделки на поставку стали в РФ
Международно-правовое регулирование антидемпинга в области торговли сырьевыми товарами на примере торговли сталью.
Антидемпинговое законодательство РФ
Демпинг - экспорт товаров по бросовым ценам (от англ. to dump - сбрасывать излишки, хлам), т.е. обычно по ценам ниже, чем на внутреннем рынке страны экспорта. Демпинг используется либо для завоевания новых рынков, путем привлечения покупателей дешевыми ценами, либо для получения иностранной валюты, в которой экспортер по тем или иным причинам, включая увод выручки за рубеж, испытывает нужду. Демпинг представляет собой распространенную разновидность недобросовестной конкуренции, так как может наносить серьезный ущерб для производства соответствующих товаров в стране импорта, а также для добросовестных экспортеров аналогичных товаров из других стран.
Способом противодействия демпингу является применение импортирующим государством обычно по жалобам терпящих убытки предпринимателей так называемых антидемпинговых мер, прежде всего, в виде антидемпинговых пошлин. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами.
Антидемпинговые пошлины устанавливаются по результатам специального правительственного расследования, целью которого является прежде всего выявление самого факта демпинга и причиненного им ущерба, а уже затем установление пошлины. Антидемпинговые расследования весьма распространенная процедура. В США и Евросоюзе они одновременно проводятся в десятках и сотнях случаев. Десятки расследований имеют место в отношении российских товаров в Евросоюзе, в США, в Китае и т.д.
Результатом широкомасштабных экономических и политических реформ, приведших к кардинальному изменению места Российской Федерации в современных международных экономических отношениях, курса на последовательную интеграцию российской экономики в систему мирохозяйственных связей и попытки вступления Российской Федерации в ВТО стало формирование в Российской Федерации законодательства, регламентирующего порядок применения защитных мер во внешней торговле и соответствующего принятым в мировой практике стандартам и правилам внешнеторгового регулирования.
Основы такого законодательства были заложены еще в 1993 году принятием Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе» (с изменениями от 1, 3 декабря 2007 г.) // «Российская газета» от 5 июня 1993 г., в котором была закреплена система так называемых защитных пошлин, включающая в себя сезонные пошлины и особые виды пошлин - антидемпинговые, компенсационные и специальные. Следующим шагом по гармонизации российского внешнеторгового законодательства с требованиями ВТО стало принятие Федерального закона от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами ФЗ от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изменениями от 24 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.) // «Российская газета» от 22 апреля 1998 г..
Быстрыми темпами сближения российского законодательства с нормами ВТО объясняется высокая динамика развития российского законодательства по этому кругу вопросов. Ровно через пять лет принимается новый закон, посвященный регулированию защитных мер при импорте товаров, - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изм. от 30 декабря 2006 г.) // «Российская газета» от 17 декабря 2003 г.
.
В системе антидемпингового регулирования очень важную роль играют Постановления Правительства РФ, посредством которых реализуются положения вышеприведенных законов. Таким образом, можно сделать вывод, что в России сформирована система законодательства по реализации антидемпинговых мер, аналогичная законодательству стран-участниц ВТО. Это позволяет в условиях, когда Россия не является членом ВТО, и вряд ли будет туда вступать, как это следует из-за явлений и действий руководства РФ, защищать своих производителей. Особенно данная проблема актуальна сегодня в условиях разразившегося глобального экономического кризиса.
Принципы антидемпингового процесса
Большинство национальных антидемпинговых законодательств сформировано под сильным влиянием международных стандартов и унифицированных правил. При этом ориентация на международные стандарты, с одной стороны, призвана обеспечить коррекцию национальных норм во избежание последующих коллизий, с другой - устранить поляризацию позиций государств, применяющих антидемпинговые меры.
Соответственно в существующих антидемпинговых законодательствах присутствуют две составляющие: национальное законодательство и общепризнанные международные нормы, отраженные в унифицированных положениях.
Одним из таких международных стандартов является нормативный блок принципов антидемпингового процесса, разработанный на протяжении относительно длительного периода развития антидемпингового законодательства в рамках ЕС и ВТО. Унифицированными являются следующие принципы антидемпингового регулирования: законность антидемпинговых процедур, состязательность антидемпингового процесса, прозрачность антидемпингового процесса, принцип защиты конфиденциальной информации.
В антидемпинговом праве принцип законности состоит из двух взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и проявлять инициативу для обеспечения выполнения закона. Принцип законности применительно к административным органам требует от последних действовать в соответствии с законом. Соблюдение административными органами законов контролируется судебной властью.
В антидемпинговом процессе принцип законности означает, что антидемпинговые процедуры должны проводиться в строгом соответствии с требованиями законодательства и что антидемпинговые меры по итогам антидемпингового процесса могут быть установлены только уполномоченными на то органами власти и в рамках, предусмотренных законом. Принцип законности антидемпингового процесса также означает, что базовые антидемпинговые процедуры могут быть проведены и применены при наличии оснований только уполномоченными органами и их должностными лицами в пределах компетенции, предоставленной антидемпинговым законодательством.
Принцип законности в антидемпинговом процессе дополняется принципом состязательности. Принцип состязательности предполагает, что заинтересованные в исходе дела лица отстаивают свои позиции в споре путем представления доказательств, высказывания своей позиции по всем вопросам, подлежащим рассмотрению, или соответствующей документации, в равной мере участвуют в исследовании доказательств по делу и в предоставлении своих возражений на доводы противоположной стороны.
Основная функция данного принципа состоит в разделении функций обвинения, защиты и разрешения дела между уполномоченными органами и их должностными лицами, с одной стороны, и лицами, защищающими свои интересы, - с другой. При этом заинтересованные лица получают право заявлять ходатайства, давать объяснения, представлять свои доводы и т.д., т.е. данный принцип направлен на обеспечение полноты получения и использования фактических материалов и материалов, имеющих силу доказательств, наличие которых является важнейшим условием достижения объективной истины по делу. В силу участия в антидемпинговом процессе субъектов, наделенных публично-властными полномочиями, особое значение приобретает принцип прозрачности антидемпингового процесса.
Реализация принципа прозрачности является важной гарантией от произвола властей, которые наделены чрезвычайно широкими дискреционными полномочиями и проводят антидемпинговые расследования и пересмотры ранее принятых решений. Им также гарантируется наиболее полный учет интересов различных участников антидемпингового процесса и в конечном счете обеспечивается легитимность принимаемого решения.
Принцип прозрачности состоит из двух составляющих: первая - это положения об информации, относящейся к антидемпинговому заявлению, вторая - положения об опубликовании и указании оснований решений, принимаемых в ходе антидемпингового расследования.
Требования принципа прозрачности в части информации, относящейся к антидемпинговому заявлению, состоят из трех компонентов.
Во-первых, неотъемлемым правом субъектов антидемпингового процесса является право на защиту своих интересов в ходе антидемпингового расследования. Одной из возможностей реализации данного права является право на получение и ознакомление со всей информацией, относящейся к делу с их участием, при условии, что эта информация не является конфиденциальной.
Во-вторых, принцип прозрачности предполагает учет публичных интересов. В частности, в целях прозрачности антидемпинговых процедур в случаях, когда письменное уведомление направлено антидемпинговыми властями частным лицам или фирмам, находящимся на территории государства-экспортера, копия такого уведомления должна быть доступной (с учетом защиты конфиденциальной информации) властям государства-экспортера по их запросу. Вторая составляющая содержания принципа прозрачности включает в себя требования о публикации решений, принимаемых в ходе антидемпингового расследования, и их оснований. Антидемпинговые расследования должны проводиться на основе справедливости и равноправия сторон. Публикации обязательны в отношении инициирования антидемпингового расследования, применения временных мер и завершения расследования. Принцип прозрачности допускает ограничение в доступе к определенной информации - конфиденциальной. Реализация принципа прозрачности в части защиты конфиденциальной информации наиболее спорна в отношении обоснованности ее применения в силу отсутствия унифицированного определения. Положениями принципа прозрачности в части защиты конфиденциальной информации фиксируется возможность применения мер административной и уголовной ответственности в отношении неисполнения представителем стороны своих обязательств по сохранению конфиденциальной информации.
Как видно из изложенного принципы антидемпингового процесса направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления антидемпинговыми мерами и обеспечить юридически обоснованное их применение.
Глава 4. Процедура выбора предприятия зарубежного партнёра участником внешнеэкономической сделки.
Любая внешнеторговая операция российского предприятия (совместное предпринимательство, купля или продажа товаров и услуг и т.д.) начинается с выбора иностранного партнера - контрагента.
Правильный выбор контрагентов и, в конечном счете, эффективность внешнеэкономических связей во многом зависят от фирменной структуры конкретной отрасли, роли ведущих фирм на мировом и национальных товарных рынках, организационных и правовых форм деятельности зарубежных фирм, методов их сбытовой деятельности, финансовых и производственных возможностей и ряда других факторов.
Изучение иностранных фирм - это составная часть конъюнктурно-экономической работы в целом.
Удачный выбор контрагента поможет избежать неприятных недоразумений и финансовых потерь.
Факторы, влияющие на выбор стран и фирм для сотрудничества
При выборе контрагента возникают два вопроса: на каком рынке (т.е. в какой стране) лучше продать или купить товар, а также с каким иностранным покупателем или поставщиком лучше заключить сделку.
Выбор иностранного партнера целесообразно осуществлять по следующим главным критериям:
§ платежеспособность партнера (особый вес этот критерий имеет при экспорте товара);
§ производственная и маркетинговая способность партнера выполнить обязательства по поставке товара необходимого качества и в предусмотренный соглашением срок (для отечественного предприятия этот критерий является одним из определяющих при импорте товара и осуществлении совместной деятельности, которым предусматривается поставка иностранным партнером определенным ресурсам);
§ деловая репутация партнера, его надёжность учитывая обязательность соблюдения им принятых обязательств.
В исследованиях по ВЭД выделяют пять важных аспектов деятельности иностранной фирмы, которые необходимо изучить с целью выбора потенциального партнера:
ь Юридически-правовой. Предусматривает поиск информации о юридическом статусе фирмы, соблюдение им законодательства, обязательность выполнения договорных обязательств, о нормах и правилах ведения торговой деятельности в стране потенциального партнера.
ь Технико-технологический. Здесь важно иметь информацию о техническом уровне производства (насколько фирма обладает современной и прогрессивной техникой, оборудованием), а также о технологии, используемой на иностранной фирме, их способность обеспечивать производство товара в необходимом объеме и с конкурентным качеством.
ь Научно-технический. Для оценки этого аспекта деятельности важно иметь информацию о расходах, производимых фирмой на научно-поисковые работы, о количестве занятых в этой сфере работников, о полученных фирмой патенты, ее лицензионную деятельность.
ь Организационный. Это информация об уровне менеджмента на инофирме, сведения о ее адаптации к изменениям внешней среды, персональные связи руководителей и менеджеров фирмы с другими предприятиями, кто является владельцем фирмы, состав руководства.
ь Экономический. Экономическая информация является наиболее доступным и наиболее информативной, поскольку интегрировано отражает все стороны деятельности иностранной фирмы. Именно с помощью экономической информации осуществляется возможность объективно оценить финансово-экономическое состояние фирмы, степень стабильности его состояния, способность выполнить свои обязательства по платежам.
Выбор иностранного партнера включает следующие основные мероприятия:
1) выявление «общего круга» иностранных фирм -- потенциальных партнеров (в том числе и СП) из числа тех, которые занимают ведущее положение в данной отрасли и являются основными поставщиками продукции на мировой рынок;
2) анализ показателей финансового положения и хозяйственной деятельности фирм, выбор потенциальных партнеров и рассылка им официального запроса с предложением об участии во внешнеторговой сделке;
3) проведение сравнительной технико-экономической оценки, полученной в результате запроса, предложения, и окончательный выбор потенциального партнера.
Важными источниками получения необходимой коммерческой и финансовой информации о потенциальных зарубежных партнерах являются:
· банковская или коммерческая отсылка;
· балансовый отчет (balance sheet);
· отчеты о прибылях и убытках (income statement);
· отчет об изменениях в финансовом состоянии;
· отчет об источниках и использовании основных и оборотных фондов.
4.1 Справка на фирму Shanghai Baosteel Group Corporation
Shanghai Baosteel Group Corporation |
||
в государственной собственности |
||
Промышленность |
Сталь |
|
Год основания |
1978 г. |
|
Штаб-квартира |
Шанхай, Китай |
|
Ключевые фигуры |
Xu Lejiang Сюй Lejiang Председатель |
|
Сфера деятельности |
Сталь Финансы Углепереработки Машиностроение |
|
Доходы |
^ US$ 21.7 млрд. (2009 г. ) |
|
Сотрудники |
108.914 чел. |
|
Филиалы |
Baosteel Group Finance Ко Целевой Fortune и инвестиционный Ко Shanghai Baosteel инженерной и оборудование Ко Шанхай программного обеспечения Baosight Ко Shanghai Baosteel химической Ко Shanghai Baosteel Business Development Co. Shanghai Baosteel Development Business Ко Baosteel Group Enterprise Development Co. Baosteel Group развитию предпринимательства Ко |
|
Место в мировом рейтинге черной металлургии |
3-е место |
|
Веб-сайт |
www.baosteel.com www.baosteel.com |
Компания занимает 3-е место в мировом рейтинге черной металлургии и является крупнейшей в Китае. Baosteel Group производит высокотехнологичную продукцию, в том числе сталь для автомобильной промышленности, бытовых электроприборов, нефтегазового сектора, судостроения и строительства, а также специальные легированные стали. Компания выпускает холоднообработанную кремнистую и коррозионную сталь, белую жесть для упаковки продуктов. Помимо перечисленного круга потребителей, компания работает на строительную индустрию, обеспечивая сталью высокого качества ответственные объекты.
Shanghai Baosteel Group Corporation является крупнейшим китайским конгломератом железа и стали. Это государственное предприятие с головным офисом в Шанхае.
История
В 1978г. китайское правительство начало экономические реформы. Согласно разработанным планам, больших интегральных объектов производства стали должны были быть расположены недалеко от порта Шанхай.
Район Баошан в пригороде Шанхая был выбран в качестве объекта и Япония была зачислена в построение одного из самых современных металлургических заводов того времени. Как флагман сталелитейной компании в правительстве, Baoshan железо и сталь, как он первоначально назывался, выиграли от приобретения лучших инженеров и менеджеров, доступ к передовой технологии, а также получать выгодные контракты правительства.
Baoshan также выигрывал от бешеной скорости китайской экономической экспансии.Однако в связи с продолжающейся либерализации китайской экономики, Baoshan оказался в конкуренции с новым конкурентам, как иностранных, так и внутренних. Компанией было принято решение добавить трейд-маркетинга экспортной составляющей, чтобы оставаться конкурентоспособными, он набрал заметных успехов в Южной Корее. Хотя пострадали от финансового кризиса в Азии , Baoshan протолкнула потери денег в результате слияния других государственных предприятий, хотя ему удалось оставаться прибыльным себя.
На 17 ноября 1998 года бывший Baoshan железо и сталь корпорация поглотила Шанхай-металлургический холдинг Group Corporation и Шанхайской Meishan группы ОБСЕ, чтобы сформировать Shanghai Baosteel Group Corporation..
Ключевые даты:
• 1978 г.: сталь работы Комплексной основана в Шанхай в качестве флагмана новой китайской экономической реформы, первоначальная дата завершения планируется на 1982 год.
• 1988 г.: Baoshan завод начинает производство.
• 1989 г.: компания становится крупным поставщиком стали Shanghai Automotive Industry Group.
• 1996 г.: внутренний и международный маркетинг руку, Baosteel Group International Trade Corporation, зарегистрирована.
• 1998 г.: компания меняет свое название на Shanghai Baosteel Утюг и сталь Corporation, а затем сливается с Шанхайской металлургической и Шанхай Meishan, став Китая ведущих интегрированных металлургических заводов.
• 2000 г.: Shanghai Baosteel и сталь списки акций на Шанхайской фондовой бирже.
• 2001 г.: компания формирует альянс с Shougang Group и Ухане металлургический Group Corporation, став в третий по величине в мире интегрированной группы стали, нержавеющей стали партнерства производства формируется в Шанхае с ThyssenKrupp.
• 2005 г.: Компания получает разрешение на начало строительства новых металлургических в провинции Гуандун в рамках цели удвоения потенциала более чем на 40 млн. тонн к 2010 году.
Основные конкуренты:
Ливийская металлургический Co; железо-Steel Company Капитал Генеральной железо Panzhihua и Группа компаний черной металлургии; C Гроссман Eisen-и Stahlwerk AG; Чунцин Специальный компании 'Стальная группа ООО; Forjas-де-Санта-Клара CA; Каргилл Инк; Xinyu металлургический завод Генеральной Цзянси; Криворожсталь; Aceros Чили SA; ThyssenKrupp AG; Arcelor SA; корпорации Китая стали; корпорацией 'Ниппон Стил; POSCO.
Перспективы компании:
Baosteel следует своим 'продуктов премиум-класса' стратегия и цели, чтобы стать примером исследований и развития базы для новых процессов, новых технологий и новых материалов в железе в Китае и металлургической промышленности.
Глава 5. Сравнительный анализ внешнеторгового законодательства РФ и Китая
Таможенный кодекс КНР.
Глава I. Общие положения.
Статья 1. Настоящий Кодекс разработан в целях защиты суверенитета и интересов страны, усиления таможенного контроля, содействия внешнеэкономическим связям и торговле, научно-техническому и культурному обмену, обеспечения социалистического строительства и модернизации.
Статья 2. Таможня Китайской Народной Республики -- это государственный орган контроля за пропуском через границу в пограничных пунктах. Таможня согласно настоящему Кодексу и другим соответствующим законам и административным установлениям осуществляет контроль транспортных средств, грузов, багажных мест, почтовых отправлений и других предметов, пропускаемых через границу (далее именуемые -- транспортные средства, грузы, предметы, пропускаемые через границу); взимает таможенные пошлины и другие пошлины и сборы, выявляет и задерживает контрабанду; кроме того, ведет таможенную статистику и занимается другими вопросами, связанными с деятельностью таможни.
Статья 3. Государственный совет учреждает Главное таможенное управление, осуществляет единое управление таможнями по всей стране.
Глава III. Грузы, пропускаемые через границу.
Статья 23. Ввозимые из-за границы грузы с момента прибытия из-за границы и до выполнения всех таможенных формальностей и вывозимые за границу грузы с момента предъявления таможенной декларации и до пропуска таможенным учреждением за границу, а также транзитные грузы с момента прибытия из-за границы и до пропуска таможенным учреждением за границу должны пройти таможенный контроль.
Статья 24. Получатель грузов, ввозимых из-за границы, и отправитель грузов, вывозимых за границу, обязаны предоставить в таможню объективную декларацию, предъявить для проверки документы, разрешающие ввоз из-за границы или вывоз за границу грузов и соответствующие накладные. Грузы, ограниченные государством на ввоз из-за границы или вывоз за границу, при отсутствии документов, разрешающих ввоз из-за границы или вывоз за границу, не пропускаются; в каждом конкретном случае следует действовать в соответствии с установлениями Государственного совета.
Статья 26. После получения таможенной декларации не допускается внесение поправок или аннулирование документов по таможенному декларированию и их содержания; только при достоверном наличии справедливых оснований, с согласия таможни, можно вносить поправки или аннулировать документы по таможенному декларированию.
Статья 28. Грузы, ввозимые из-за границы и вывозимые за границу, должны пройти таможенный досмотр. При прохождении таможенного досмотра обязательно присутствие получателя грузов, ввозимых из-за границы, и отправителя грузов, вывозимых за границу, кроме того, указанные лица несут ответственность за перемещение грузов, их вскрытие и повторную упаковку. При необходимости таможня может самостоятельно вскрыть грузы для досмотра, провести повторный досмотр либо взять образцы грузов.
Статья 29. За исключением случаев, определенных специальными таможенными правилами, грузы, ввозимые из-за границы и вывозимые за границу, после оплаты всех расходов либо предоставления гарантий со стороны получателей и отправителей регистрируются и пропускаются таможней.
Статья 30. Если по истечении трех месяцев со дня подачи декларации транспортным средством, получатель ввозимого из-за границы груза не предоставил таможенную декларацию, то ввезенный из-за границы груз изымается и реализуется таможней в соответствии с законом. Полученные средства за вычетом транспортных, погрузочно-разгрузочных расходов, расходов на охрану и др., а также общей суммы налогов, в течение одного года со дня реализации груза в соответствии с законом возвращаются получателю груза по его заявлению. Те из этих грузов, которые подпадают под установленные государством ограничения на импорт, требуют предоставления разрешительных документов и не могут сбываться и не подлежат возврату. Если по истечении срока заявления от получателя груз не поступает либо не подлежит возврату получателю, указанный груз сдается в государственную казну.
Статья 31. Грузы, с разрешения таможни ввозимые из-за границы либо вывозимые за границу на какое-либо время, в течение шести месяцев должны быть вывезены за границу либо ввезены из-за границы; при особых обстоятельствах с разрешения таможни сроки могут быть продлены.
Статья 32. При хранении, переработке, монтаже, демонстрации, транспортировке, передаче на продажу застрахованных грузов, а также содержании магазина беспошлинной торговли следует соблюдать требования таможенного контроля, необходимо разрешение таможни; кроме того, следует выполнить формальности, связанные с регистрацией.
Статья 35. При ввозе грузов из-за границы получатель выполняет таможенные формальности в таможне, где грузы ввозятся из-за границы; при вывозе грузов за границу отправитель выполняет таможенные формальности в таможне, где грузы вывозятся за границу.
Статья 37. При таможенном контроле грузов без разрешения таможни нельзя вскрывать, изымать, вручать, отправлять, подменивать, переупаковывать, закладывать, отдавать под залог, оставлять, переуступать грузы либо менять их маркировку, перевозить и использовать либо по-иному распоряжаться грузами.
Статья 40. Ввозимые из-за границы и вывозимые за границу грузы и предметы, в отношении которых действуют принятые государством запретительные или ограничительные установления, подвергаются контролю таможней на основании законов, административных постановлений, установлений Государственного совета либо соответствующими органами Государственного совета на основании предусмотренных законом и административными постановлениями полномочий. Конкретный способ контроля определяется Главным таможенным управлением.
Статья 41. Место происхождения ввозимого из-за границы и вывозимого за границу груза определяется на основании соответствующих государственных установлений о регламентировании мест происхождения грузов.
Статья 42. Товарная классификация грузов, ввозимых из-за границы и вывозимых за границу, проводится на основании соответствующих государственных установлений по классификации товаров. Таможня может требовать у получателя и отправителя ввозимых из-за рубежа и вывозимых за рубеж грузов предоставления соответствующих материалов, требующихся для определения классификации товара; при необходимости таможня может организовать химический анализ и контроль и рассматривать признанные таможней результаты химического анализа и контроля в качестве основания для проведения классификации товара.
Статья 43. Таможня может на основании письменного заявления участника внешнеторговой деятельности заранее установить товарную классификацию и сделать другие административные определения в отношении грузов, планируемых к ввозу из-за границы либо к выводу за границу.
Статья 44. Таможня на основании закона и административных установлений осуществляет защиту соответствующей интеллектуальной собственности, связанной с ввозом грузов из-за границы и вывозом грузов за границу.
При возникновении необходимости декларирования на таможне данных об интеллектуальной собственности получатель и отправитель ввозимых из-за границы и вывозимых за границу грузов и его доверенное лицо обязаны на основании государственных установлений объективно задекларировать на таможне данные о соответствующей интеллектуальной собственности; кроме того, представить документы, подтверждающие законность использования соответствующей интеллектуальной собственности.
Основные положения Таможенного кодекса РФ .
Таможенный Кодекс Российской Федерации является основным документом регулирующим работу таможни РФ.
Статья 2. Таможенная политика Российской Федерации.
В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации. Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и другие задач экономической политики Российской Федерации, иные цели, определяемые Верховным Советом РФ в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации. Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.
Статья 3. Таможенная территория и таможенная граница Российской Федерации.
Таможенную территорию Российской Федерации составляет сухопутная территория РФ территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации.
С целью придания таможенному кодексу законченной юридической формы статья 5 посвящена законодательству Российской Федерации о таможенном деле, состоящем из настоящего Кодекса, Закона Российской Федерации 'О таможенном тарифе', иных актов законодательства Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Глава 2. Организация таможенного дела
После обозначения в главе 1 основных правил таможенного дела глава 2 касается более конкретных вопросов организации таможенного дела.
Так статья 7 оставляет общее руководство таможенным делом за Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Центральным органом Федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Государственный комитет Российской Федерации. Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят: государственный таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты Российской Федерации.
В статье 10 перечислены основные функции выполняемые Таможенными органами Российской Федерации, которые:
1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;
2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;
4) защищают экономические интересы Российской Федерации;
5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений.
6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;
8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской
Федерации;
9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.
10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;
11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;
12) ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
13) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
15) осуществляет контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;
16) осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции;
17) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляющих сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
18) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
19) обеспечивают в установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам.
20) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.
Статья 13 устанавливает, что Таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.
Статьи 14 и 15 регламентируют отношения таможенных органов Российской Федерации с другими организациями и предприятиями в имущественном плане предоставления служебных и бытовых помещений, оборудования, средств связи и земельных участков.
По вопросу использования информации, предоставленной для таможенных органов Российской Федерации государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для таможенных целей статья 16 провозглашает следующее:
Информация, предоставленная таможенным органам Российской Федерации государственными органами, предприятиями, учреждениями организациями и гражданами в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, может использоваться исключительно в таможенных целях. Информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Основные положения таможенного кодекса вносят ясность и строгую систематизацию в вопросы правового статуса современной российской Таможни, являются базисом для сложных и многоступенчатых надстроек таможенного законодательства. Путем введения в них стройного категорийного аппарата создается возможность нормального функционирования законодательных и судебных органов России.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена тема «Организация и регулирование внешнеторговых сделок на поставку продукции чёрной металлургии (на примере стали)». В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1) внешнеторговая сделка - это договор коммерческого характера с иностранным партнером (контрагентом). Ее можно рассматривать как средство, способ осуществления внешнеторговой операции.
Статья 153 ГК РФ гласит: «Сделками признаются действия граждан или юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».
2) главным признаком внешнеторговой сделки является заключение ее российским участником ВТД с иностранным партнером. Другим признаком внешнеторговой сделки можно считать проведение расчетов преимущественно в иностранной валюте (долларах США, евро и др. инвалютах). Третьим признаком внешнеторговой сделки является перемещение ее объекта через государственную (таможенную) границу РФ. Еще одним признаком внешнеторговой сделки служит обязательное заключение ее в письменной форме.
3) сталь - деформируемый (ковкий) сплав железа с углеродом (и другими элементами), содержание углерода в котором не превышает 2,14 %, но не меньше 0,022 %.
4) стали делятся на конструкционные и инструментальные. По химическому составу стали делятся на углеродистые и легированные; по содержанию углерода - на малоуглеродистые (до 0,25 % С), среднеуглеродистые (0,3-0,55 % С) и высокоуглеродистые (0,6-0,85 % С); сталь по содержанию легирующих элементов делится на: низколегированные, среднелегированные и высоколегированные. Стали, в зависимости от способа их получения, содержат разное количество неметаллических включений. Содержание примесей лежит в основе классификации сталей по качеству: обыкновенного качества, качественные, высококачественные и особо высококачественные. По структуре сталь различается на: аустенитную, ферритную, мартенситную, бейнитную или перлитную.
5) цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу в указанной в контракте валюте за согласованную единицу измерения товара и принятые базисные условия поставок.
6) основными факторами, формирующими цену на сталь, являются: рост базовой цены стали, рост надбавок к заработной плате персонала, связанный с общим ростом цен, цены на кокс, цены на железные руды, цены на стальной лом, цены на энергоносители, существующая рыночная ситуация (соотношение «предложение/спрос» с учётом ассортимента), динамика курса Евро (ослабление влияния высокого курса Евро на рост цен на сталь в Европейском Сообществе), цены на легирующие элементы, качество стали, дополнительная обработка стали.
7) на предложение на мировом рынке стали влияют следующие основные факторы: консолидация в сталелитейной промышленности и как следствие этого - радикальное ограничение количества поставщиков, снижение ёмкости рынка, длительный застой в сталелитейной промышленности, вызвавший снижение цен, количественное уменьшение поставок сырья, в частности, кокса, руд, легирующих элементов, а также стального лома, непрерывно растущие требования по охране окружающей среды, ограничивающие использование или внедрение целого ряда высокопроизводительных, но «грязных» технологических процессов в сталелитейной промышленности.
8) причины повышенного спроса на сталь (на примере Китая): строительная промышленность: инвестиции в растущий сектор недвижимости, строительный бум, автомобилестроение, металлообрабатывающие отрасли промышленности Китая, рост производства в автомобильной промышленности и в машиностроении, рост потребления стали (в расчёте на душу населения), рост цен на сталь в основных отраслях промышленности.
9) демпинг - экспорт товаров по бросовым ценам, т.е. обычно по ценам ниже, чем на внутреннем рынке страны экспорта.
10) принципы антидемпингового процесса направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления антидемпинговыми мерами и обеспечить юридически обоснованное их применение.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.:Маркетинг, 1997. С. 196
2. Балабанов И.Т. Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебн.пособие.- М: Финансы и статистика, 2000.
3. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Ю.М.Ростовский, В.Ю. Гречков.- М.: Экономистъ, 2004.
4. Иваненко С.И , Ю.Г. Федоскин. Таможня: Что нужно знать деловому человеку. В 3-х томах. М.: Руссико, 1993.
5. Основы внешнеэкономических знаний. Под редакцией И.П. Фаминского.
6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник.-4-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и Ко» 2007.
7. Спиридонов И.А . Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 1999г
8. Таможенное дело: Учебник/ В.Г. Свинухов,- М.: Экономистъ, 2005
9. Таможенный кодекс РФ, Официальный текст,- М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003
10. Фомичев В.И. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 1998 г.
11. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изменениями от 24 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.) // «Российская газета» от 22 апреля 1998 г.
12. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I «О таможенном тарифе» (с изменениями от 1, 3 декабря 2007 г.) // «Российская газета» от 5 июня 1993 г.
Приложение № 1
Динамика месячного потребления стальной продукции (в % относительно среднего уровня 2008 г.)
Приложение №2
Рейтинг металлоторговли РФ
Приложение № 3
Ж/д отгрузки стальной продукции на внутренний рынок и экспорт, тыс. тонн