Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом

Работа из раздела: «Международные отношения и мировая экономика»

2

Выпускная квалификационная работа

Тема: «Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом»

Введение

Заключение

Одна из отличительных черт современного терроризма -- динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целей.

В резолюции ООН «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв политического строя в других суверенных государствах» эта деятельность получила международное осуждение и её уровень стал постепенно снижаться. Но борьба за зоны влияния продолжается, в том числе и методами, близкими к террористическим.

Международные террористические акты по среде, технологии и форме могут быть наземными, воздушными, морскими, технологическими, информационными, ядерными, биологическими, химическими, генетическими и т.д.

До сих пор международному сообществу не удалось выработать общепризнанное определение терроризма, хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления.

Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.

- осуществить анализ международного контртеррористического сотрудничества государств и международных организаций, а также международного сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом;

Отягчающими обстоятельствами являются совершение террористического акта:

Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.

К настоящему времени сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.

Одна из отличительных черт современного терроризма -- динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целей. Соответственно не имеют застывших форм принципы и нормы, регулирующие сотрудничество по борьбе с актами международного терроризма; многие из них находятся в процессе становления.

Начиная с 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила ряд резолюций, связанных с вопросами борьбы с терроризмом.

Создание международно-правовых основ антитеррористического сотрудничества субъектов международного права связано с разработкой, принятием и введением в действие:

В настоящее время основная проблема -- совместные действия государств по контролю и борьбе с терроризмом на этой широкой правовой основе.

Российская Федерация является участницей всех 12 глобальных антитеррористических конвенций.

Вместе с тем решение правового обеспечения антитеррористического сотрудничества государств лежит и в плоскости поиска неординарных, на первый взгляд, решений по созданию норм национального и международного права, входящих в «Антитеррористическое право» как межсистемную отрасль права.

Статья 4 Закона ПМР «О противодействии терроризму», вступившего в силу в полном объеме с 1 января 2008 года предусматривает, что ПМР в соответствии с международными договорами Республики сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

Каковы принципы организации и деятельности контртеррористической институциональной системы?

По сферам деятельности и правовым основам контртеррористические институциональные системы можно разделить на две группы:

Основной институциональной антитеррористической системой в Российской Федерации является Межведомственная антитеррористическая комиссия РФ.

Согласно положению об АТ СНГ, утвержденному Советом Глав государств в 2000 г., Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия специальных компетентных органов государств -- участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Совет Глав государств принимает решения по принципиальным вопросам организации и деятельности Центра.

Согласно п. 1.2 Положения об АТЦ общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств -- участников СНГ. В своей работе Центр обязан взаимодействовать с Советом министров внутренних дел государств -- участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств -- участников СНГ.

Центр является контртеррористическим институциональным межведомственным органом с достаточным на сегодняшний день уровнем самостоятельности. Он -- произведение властных институтов -- не может и не должен заниматься координацией деятельности этих властных институтов. Однако и совершенствование международно-правовой основы контроля за терроризмом, и совершенствование правовой основы организации и деятельности Центра необходимо.

Итак, можно сделать следующие выводы.

В настоящее время терроризм равно угрожает общественной, национальной и международной безопасности и представляет собой хорошо организованную форму воздействия на органы государственной власти со стороны международных террористических и экстремистских организаций с целью дестабилизации системы управления. Справиться с такого рода угрозой путем одноразовых силовых акций невозможно. Необходима долговременная, скоординированная стратегия международного сотрудничества.

В связи с этим представляется, что эффективный контроль над терроризмом невозможен без своевременного и широкого информационного обеспечения. На важность этой стороны противодействия терроризму указали и министры иностранных дел стран «Группы восьми», которые заявили, что страны «Группы восьми» обязуются оказать помощь другим странам в выполнении ими обязательств ООН по противостоянию терроризму, в том числе путем обмена техническим опытом и знаниями с другими странами. Было также отмечено, что государствами, в частности, осуществляется обмен информацией и опытом в отношении незаконных потоков чувствительных материалов, принимаются меры для защиты опасных материалов и важных объектов, проводится работа над ужесточением как национального, так и международного экспортного контроля за сетями незаконной торговли.

Лидеры стран «восьмерки» на саммите в Глениглсе в 2005 г. подтвердили готовность работать над улучшением обмена информацией о перемещениях террористов через международные границы, о продвижении средств, используемых в террористических целях.

Эффективного контроля над терроризмом не может быть без научного анализа ситуации и прогноза ее развития. Этот анализ осуществляется на основе информации, получаемой правоохранительными органами, в том числе МВД России, как своими силами, так и с помощью зарубежных коллег.

Информация, направляемая МВД России в различные ведомства зарубежных стран и международные организации, а также получаемая от них, играет важную роль в борьбе против терроризма и способствует:

-- предотвращению конкретных террористических актов на стадии их подготовки, поиску и поимке лиц, организовавших и исполнивших террористические акты, их пособников, а также установлению источников финансирования террористической деятельности;

-- выработке общеполитических, правовых и организационных мер борьбы с международным терроризмом.

В связи с этим можно выделить два направления информационного обеспечения контроля над терроризмом:

Для выработки согласованной антитеррористической политики на международном уровне важно обмениваться информацией, касающейся не только отдельных террористов, их группировок или совершенных или планируемых террористических актах, но и о политических решениях государств, их нормотворчестве в сфере контроля над терроризмом.

Информационное обеспечение международного контроля над терроризмом призвано также способствовать более активному вовлечению в борьбу с этим явлением всего мирового сообщества. Как справедливо замечает А.Д. Антонов, «эффективная борьба с терроризмом, преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество».

Именно региональные международные организации позволяют наиболее эффективно и оперативно согласовывать воли своих членов в различных регионах мира. Особую опасность терроризм представляет в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Средней Азии, на постсоветском пространстве, где в условиях правового нигилизма и острых межнациональных противоречий сложились идеальные условия для развития экстремизма и сепаратизма. Именно поэтому создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) можно считать исторически предопределенным.

Сотрудничество в борьбе с терроризмом является важнейшим направлением деятельности ШОС и даже системообразующим элементом этой международной организации.

Именно ШОС как крупная региональная структура в настоящее время решает задачу усиления влияния и Китая и России и в Центральной Азии и в сопредельных странах.

В частности, в ст. 1 Хартии в качестве одной из основных целей и задач ШОС отмечено «совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией».

Основными задачами и функциями РАТС являются:

26 октября 2005 г. Москва в первый раз принимала глав правительств стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества. Премьеры Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана обсудили меры по борьбе с терроризмом и наметили пути экономической интеграции. Впервые помимо постоянных членов ШОС на заседании в качестве наблюдателей присутствовали премьер - министры Монголии и Пакистана, министр иностранных дел Индии, а также первый вице - президент Ирана.

Таким образом, один субъект международного права входит в структуру другого субъекта международного права.

Помимо РАТС основными органами ШОС являются:

В настоящее время основными проблемами, стоящими перед ШОС как региональной международной организацией, являются:

Безусловно, перспективы Ш0С как международной организации не безоблачны, и прежде всего потому, что пока нет четкой определенности в сфере решения взаимно интересующих задач. Если первоначально Шанхайские соглашения были направлены на урегулирование ситуации вдоль бывшей советско-китайской границы (это являлось четкой задачей для сторон), то с трансформацией организации спектр перспективных задач хотя и расширился, тем не менее оказался нечетким.

Таким образом, в следующем году наша страна, помимо председательствования в ОБСЕ, будет возглавлять и такую положительно зарекомендовавшую себя в последнее время региональную организацию, как РАТС ШОС.

Работа в названных восьми направлениях координируется Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств -- участников СНГ. Совет на своих ежегодных совещаниях определяет стратегию сотрудничества, принимает нормативные акты, регулирующие его конкретные направления. Были приняты соглашения:

Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств -- участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Решения по принципиальным вопросам деятельности Центра принимаются Советом глав государств СНГ. Общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств -- участников СНГ.

Программа разработана во исполнение Решения Координационного совещания органов Содружества Независимых Государств, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью от 26 апреля 2007 года, г. Астана.

Принятие Программы обусловлено необходимостью адекватного реагирования стран Содружества на происходящие изменения в оперативной обстановке в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

Целью Программы является дальнейшее совершенствование сотрудничества государств-участников СНГ, уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

Создание международно-правовых основ антитеррористического сотрудничества субъектов международного права связано с разработкой, принятием и введением в действие:

- многочисленных и достаточно эффективно действующих двусторонних соглашений о борьбе с терроризмом.

В настоящее время основная проблема -- совместные действия государств по контролю и борьбе с терроризмом на этой широкой правовой основе.

Вместе с тем решение правового обеспечения антитеррористического сотрудничества государств лежит и в плоскости поиска неординарных, на первый взгляд, решений по созданию норм национального и международного права, входящих в «Антитеррористическое право» как межсистемную отрасль права.

Примером единодушия государств мира было создание после 11 сентября 2001 г. контртеррористической коалиции.

Контртеррористическая институциональная система -- это орган, органы, системы органов, создаваемых согласно национально - правовым и (или) международно - правовым нормам и принципам в международных властных институтов для контроля в целом над

Обстоятельная совместная Декларация по борьбе с терроризмом была одобрена в Оттаве (Канада) 12 декабря 1995 г. В Декларации изложены основы политики государств -- членов Восьмерки по контролю над терроризмом и международным терроризмом (по сдерживанию, предотвращению и расследованию террористических актов). Это стало важнейшим направлением в работе Восьмерки после событий 11 сентября 2001 г.

Итак, можно сделать следующие выводы.

- Правовая основа внутригосударственных институтов власти и институциональных систем, предупреждающих и борющихся с терроризмом, включает широкий спектр правовых норм: конституционных, уголовно -правовых, административно - правовых, норм исполнительно -распорядительного характера (приказов и инструкций), норм ведомственных актов. В государствах мира пока не созданы полноценные правовые основы, учитывающие международно-правовые предписания, деятельность международных структур и институциональных контртеррористических систем.

2.Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года. Российская газета. 21 января 2009 года.

3.Конституционный закон ПМР: «О прокуратуре ПМР». 31.07. 2006 г. 66 - КЗ - 1У (САЗ 06 - 32).

4.Конституционный закон ПМР: «О Верховном Суде ПМР» (Тек. ред. на 27.07. 2007 г.).

5.Уголовный кодекс ПМР (Тек. ред. на 26.05. 2010 г.).

6.Уголовно - процессуальный кодекс ПМР. Тек. ред. на 28.04 2010 г.).

7.Закон ПМР: «О милиции» (тек. ред. на 12.06. 2009 г.).

8.Закон ПМР: «Об обороте оружия и боеприпасов на территории ПМР» от 24.01. 2010 года.

9.Закон ПМР: «Об оперативно - розыскной деятельности в ПМР» (Тек. ред. на 28.04 2010 г.).

10.Закон ПМР: «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Тек. ред. на 22.12. 2006 г.).

11.Закон ПМР: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» от 06.04. 2008 г. № 704 - З - 1У (САЗ 09 - 15).

12.Закон ПМР «О противодействии терроризму» от 01. 01. 2008 г. САЗ 07 - 46.

13.Закон РФ от 25 июля 1998 г. N 130 - ФЗ. 'О борьбе с терроризмом'. Тек. ред. на 07.03. 2005 г.

14.Закон ПМР «О наркотических средствах и психотропных веществах». 07. 06. 2002 г. № 136-З-III (СЗМР 02-2).

15.Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров 1994 г., N 1, стр. 4.

16.Приказ МВД ПМР № 330 от 6.11.1997 г. Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений.

17.Приказ МВД ПМР № 223 от 18 июля 1997 г. ''Об утверждении Инструкции ''Об организации информационной работы по совершённым преступлениям в ОВД республики''.

18.Приказ МВД ПМР 178 от 12 июня 2002 г. ''Об утверждении и введении в действие Инструкции ''Об организации и тактике проведения операции МВД ПМР при задержании вооружённых преступников''.

19.Нормативно - правовые акты ООН, ШОС, СНГ, определяющие содержание и направления борьбы с международным терроризмом, указанные в тексте ВКР.

Учебно-методическая и научная литература

1.Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 2000.

2.Анвар Ахметов. Противодействуя вызовам и угрозам. Казахстанская правда. 13.06. 2009 г.

3.Ашавский Б. М. и др. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.А. Ковалёва, С. В. Черниченко. - 3-е изд. испр. - М.: Омега-Л, 2008.

4.Белан Д. И. Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом. Направления информационного обеспечения // Закон и право. - 2007. - № 01.

5.Блатова Н. Т. , Г. М. Мелков. Международное право в документах: Учеб.пособ. - 3-е изд. перераб. и доп. - М., 2000.

6.Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. Сова. 2007 г. М.

7.Бурлаков В.Н., Сальников В.П. Криминология: Учебник для вузов. -

СПб.: Гардарики, 2004.

8.Бурлаков В.Н. Криминология. Уч. пособие. - М. 2005 г.

9.Ведерникова О. Н. Теория и практика борьбы с преступностью: скандинавская уголовно - правовая и криминологическая модель // Государство и право. - 2008. - № 7.

10.Водопьянов В.Н. Криминология. Уч. пособие М. 2005г.

11.Гаврилов Б.Я. Способна ли российская статистика о преступности стать реальной? Государство и право. 2001. № 1.

12.Горшенков Г.Н. Преступление как криминологическая категория. Закон и право. № 7. 2005.

13.Долгова А.И. Криминология. Учебник. М. 2005г.

14.Дубровин И. С. Базы данных ДНК в международной практике борьбы с преступностью // Закон и право. - 2006. - № 08.

15.Дубровин И. Н. ДНК - анализ в международных информационно-поисковых системах // Закон и право. - 2007. - № 05.

16.Егоров Иван. «ШОС становится главной антитеррористической площадкой в Центральной Азии». 'Российская газета' - Федеральный выпуск №5167 (88) от 26 апреля 2010 г.

17.Игнатенко Г.В. Международный уголовный суд как субъект международного права // Российский ежегодник международного права 2003. Специальный выпуск. СПб., 2003. С. 12-17.

18.Иншаков СМ. Криминология (в вопросах и ответах). М.: Юриспруденция, 2000 г.

19.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М., 2005. С. 23 .

20.Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М. Росс. Юрид. Издат. дом, 1999. С. 15.

21.Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права. Казань, 2004.

22.Капустин А.Я. Правовой статус Международного уголовного суда // Российский ежегодник международного права. 2003. Специальный выпуск. СПб., 2003.

23.Калмакарян Р. А. Совет безопасности ООН и Международный Суд ООН: взаимодействие в интересах упрочения международного правопорядка // Государство и право. - 2008. - № 4.

24.Коваль А.В Проблемы, возникающие при организации противодействия коррупционным проявлениям. Закон и право. № 10. 2009 г., С. 5 - 8.

25.Кондратюк Л.В., Овчинский B.C. Криминологическое измерение / Под ред. К.К. Горяинова. М., 2008. С. 8 - 13, 228 - 256.

26.Кудрявцев В.Н. Криминология: Учебник. М. 2006 г.

27.Кузнецова Н.Ф. Криминология. Уч. пособие. М. 2001 г.

28.Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В. О криминологической классификации преступлений. Государство и право. № 6. 2005.

30.Ляхов Е.Г., Ляхов Д. Е. Международные институциональные контртеррористические системы. М., 2004.

31.Маевский В. Организованной преступности можно противостоять. //Следователь. М. 1996 г. № 1.

32.Мубораккадамов А. Н. О международном розыске. На примере Республики Таджикистан // Закон и право. - 2007. - № 06.

33.Овчинский B.C. Интерпол (в вопросах и ответах). М., 2000.

44.Овчинский B.C., Эминов В.Е., Яблоков Н.П. Основы борьбы с организованной преступностью. М. ИНФРА-М, 1996. С. 194 - 195.

35.Сальников В.П. Криминология. Уч. пособие. - М. 2002 г.

36.Павловский В. В. Шанхайская организация сотрудничества: борьба с терроризмом. Основные тенденции развития // Закон и право. - 2006. - № 03.

37.Салкуцан - Лукьянова. Проблемы преступности несовершеннолетних. Право и общество. 2003. № 2.

38.Скуратов Ю. Прокуратура защищает и свободы граждан. Российская газета. 2007.18 февраля. С. 3.

39.Талимончик В. П. Система правового регулирования отношений международного информационного обмена // Закон и право. - 2007. - № 05.

40.ТонконоговА.В. Философия преступного мира. Закон и право. № 1. 2008 г. С. 13 - 15.

41.Эсенбекова А.Т. История саммитов ШОС//Дальний Восток, 29.06.2007г.

42.Доклад Исполнительного комитета СНГ. Минск. 2009 г. (www.cis.minsk.by).

43.История РАТС. 17.06. 2009 г.

44.Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России.16.10.09 г.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru