Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Физическое развитие ребенка

Работа из раздела: «Медицина»

Якутский государственный университет
                               им.М.К.Аммосова
                            Медицинский институт
                          Педиатрический факультет
                       Кафедра общественного здоровья
                             Курс общей гигиены



    РЕФЕРАТ на тему:
    Физическое развитие ребенка.



                                                   Выполнила: ст.гр.ПФ-305-1
                                                              Анисимова.А.А.

      Проверила: Маркова.Н.Н.



                                Якутск-2004г.
                                 Оглавление:


    1) Введение.
    2) Физическое развитие.
    3) Индексы.
    4) Индивидуальная оценка физического развития
    5) Половое развитие.
    6) Литература.



                                  Введение.

    Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела,
который проходит параллельно с его  развитием,  становлением  функциональных
систем. В определенные периоды развития  ребенка  органы  и  физиологические
системы  подвергаются  структурно-функциональной   перестройке,   происходит
замена  молодых  на  более  зрелые  тканевые   элементы,   белки,   ферменты
(эмбрионального, детского, взрослого типа).
    Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального
развития,  включая  последовательность  переключения  и   депрессии   генов,
контролирующих смену периодов  развития  в  соответствующих  условиях  жизни
ребенка. Благодаря изменяющемуся  взаимовлиянию  генной  и  нейроэндокринной
регуляции каждый период развития  ребенка  характеризуется  особыми  темпами
физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими  реакциями.

    Одна  из  важнейших  биологических  особенностей  растущего   организма
заключается  в  наличии  'критических  периодов  развития',  когда  диапазон
адаптационных  реакций  ограничивается,  а  чувствительность   организма   к
экзогенным воздействиям повышается .
      Термин 'критические периоды  развития'  введен  П.  Г.  Светловым  для
характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и  плод  особенно
чувствительны к повреждающим экзогенным  влияниям,  формированию  врожденных
пороков  развития  или  внутриутробной  гипотрофии.  В  критические  периоды
организм ребенка оказывается в  неустойчивом  состоянии,  подвергаясь  более
высокому  риску  развития  пограничных  и   патологических   состояний   при
воздействии  неадекватных  его  возможностям  или  патогенных  раздражителей
(инфекционные  агенты,  ксенобиотики,  токсические  радикалы,   ионизирующая
радиация и др.).



                            Физическое развитие.

    Под   физическим    развитием    человека    понимается    совокупность
морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.
    Интенсивно протекающие процессы роста и созревания  детского  организма
определяют  его  особую  чувствительность  к  условиям  внешней  среды.   На
физическом развитии детей заметно отражаются особенности  климата,  жилищно-
бытовые  условия,  режим  дня,  характер  питания,  а   также   перенесенные
заболевания. На  темпы  физического  развития  влияют  также  наследственные
факторы, тип конституции,  интенсивность  обмена  веществ,  эндокринный  фон
организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.
    В связи с этим  уровень  физического  развития  детей  принято  считать
достоверным показателем их здоровья. При оценке физического  развития  детей
учитывают следующие показатели:
    1. Морфологические показатели: длина и масса тела,  окружность  грудной
клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.
    2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких,  мышечная  сила
кистей рук и др.
    3. Развитие мускулатуры и мышечный  тонус,  состояние  осанки,  опорно-
двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.
    Длина тела. Показатель  длины  тела  является  наиболее  стабильным  по
сравнению с  другими  показателями  физического  развития.  Наибольший  темп
роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).
    Таблица 1
    Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

 
|Возраст,   |Прибавка    |Прибавка    |Прибавка    |Прибавка    |
|мес        |длины тела  |длины тела  |массы тела  |массы тела  |
|           |за 1 мес, см|за истекший |за 1 мес, г |за истекший |
|           |            |период, см  |            |период, г   |
|1          |3           |3           |600         |600         |
|2          |3           |6           |800         |1400        |
|3          |2,5         |8,5         |800         |2200        |
|4          |2,5         |11          |750         |2950        |
|5          |2           |13          |700         |3650        |
|6          |2           |15          |650         |4300        |
|7          |2           |17          |600         |4900        |
|8          |2           |19          |550         |5450        |
|9          |1,5         |20,5        |500         |5950        |
|10         |1,5         |22          |450         |6400        |
|11         |1,5         |23,5        |400         |6800        |
|12         |1,5         |25          |350         |7150        |


    При правильном развитии ребенка прибавка  длины  тела  за  месяц  может
колебаться от +1 до -1 см. За второй  год  прибавка  длины  тела  составляет
11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К  четырем  годам
рост ребенка достигает 100 см.
    В дальнейшем (до 10 лет) для  определения  Прибавки  длины  тела  можно
пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4),  где  П  —
число  лет,  6  —  средняя  ежегодная  прибавка  длины  тела,  см.  Наиболее
интенсивный  рост  наблюдается  в  5—7  лет  и  в  период  начала   полового
созревания.
    Масса тела. Это лабильный  показатель,  который  может  изменяться  под
влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и  соматических
нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).
    Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается  на  первом
году жизни и в пубертатном периоде.
    Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек  —  3348  г.
Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к  году  утраивается.  В  первый
месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800  г.  Норму
прибавки массы тела ребенка после  третьего  месяца  за  каждый  последующий
месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца  50  г,
или по формуле: X = 800 — 50 х (П  —  3),  где  X  —  ожидаемая  ежемесячная
прибавка массы тела, П — число месяцев.
    Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает  и  в  среднем
составляет 2 кг ежегодно.
    Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р =
масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая  масса,  П  —
число лет. Массу тела ребенка старше  10  лет  можно  определить  с  помощью
формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет  =  возраст  х  3  +
последняя цифра числа лет.
    Окружность головы и грудной клетки. При рождении  окружность  головы  у
доношенных детей 33—37,5 см, она  не  должна  превышать  окружность  грудной
клетки больше  чем  на  1—2  см.  В  первые  3—5  мес  ежемесячная  прибавка
составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.
    К году окружность головы увеличивается на 10—12 см  и  достигает  46—48
см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается  на  1  см  в
год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К  6  годам
она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.
    Окружность грудной  клетки  у  новорожденных  33—  35  см.  Ежемесячная
прибавка на первом  году  жизни  составляет  в  среднем  1,5—2  см.  К  году
окружность грудной клетки увеличивается на  15—20  см,  затем  интенсивность
нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному  возрасту  окружность
грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2  см  в
год.  Переднезадний  размер  грудной   клетки   у   большинства   доношенных
новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце  первого
года жизни  поперечный  размер  начинает  превышать  переднезадний  и  форма
грудной  клетки  начинает  приближаться  к  конфигурации  взрослого,  т.  е.
уплощается.   Для   оценки   пропорциональности   развития   ребенка   можно
использовать некоторые антропометрические индексы.

                                  Индексы.

    Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча +  окружность  бедра  +  окружность
голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года —  20
см, в 6—7 лет — 15—10 см.
    Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост  у  детей
до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на  4—2  см,  в
8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

                 Индивидуальная оценка физического развития

    Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления
антропометрических  показателей  ребенка  с   нормативами   и   стандартами,
разработанными  специально  для  данного   региона   с   учетом   этнической
принадлежности ребенка и климатогеогра-фических  условий  проживания.  Такие
нормативы разработаны  для  центральных  и  многих  других  регионов  страны
(1977—1988 гг.) с применением параметрических  и  непараметрических  методов
математического  анализа  с  последующим  расчетом   на   ЭВМ.   С   помощью
предлагаемых нормативов оценка  морфофункционального  развития  детей  может
быть сделана  сигмальным,  регрессионным  или  центильным  методом.  Таблицы
регрессии, например, позволяют  правильно  оценить  не  только  соответствие
физического развития возрасту, но и пропорциональность физического  развития
у  детей  одного  возраста  с  различным  ростом.  Представленные   в   виде
соматограмм таблицы регрессии помогают  быстро  и  с  достаточной  точностью
сопоставить уровень физического развития детей с их  календарным  возрастом,
что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных  детских
учреждениях и в школах. Разработаны  и  единые  таблицы  оценки  физического
развития, приемлемые  на  любой  территории  страны,  принимая  во  внимание
этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).
    В основу построения таких единых  для  всех  регионов  таблиц  положена
универсальная  устойчивость  соотношений  массы  тела  и  роста,  окружности
грудной клетки и роста. Величины этих  соотношений  у  мальчиков  и  девочек
близки независимо от  этнической  принадлежности  и  в  значительно  большей
степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).
    Таблица 2
    Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1—11 лет

 
|Длина    |Масса тела,|Окружность грудной       |
|тела, см |кг (М ± а) |клетки,                  |
|         |           |см (М ± а))              |
|         |           |мальчики    |девочки    |
|75       |9,2-11,5   |46,9-51,1   |45,8-50,0  |
|80       |10,0-12,2  |47,9-52,0   |46,7-51,0  |
|85       |10,7-13,1  |48,8-53,0   |47,7-51,9  |
|90       |12,1-14,4  |49,7-54,2   |48,6-52,9  |


    Продолжение табл. 2

 
|Длина    |Масса тела, |Окружность грудной     |
|тела, см |кг (М ± о)  |клетки,                |
|         |            |см (М ± ст)            |
|         |            |девочки    |           |
|95       |13,3-15,8   |50,6-55,2  |49,5-53,9  |
|100      |14,3-17,1   |51,8-56,3  |50,6-55,1  |
|105      |15,8-18,6   |53,0-57,8  |51,8-56,7  |
|ПО       |17,2-20,1   |54,5-59,0  |52,8-58,1  |
|115      |18,8-21,7   |55,7-60,6  |54,1-59,6  |
|120      |20,5-24,2   |57,3-62,4  |55,4-61,1  |
|125      |22,4-26,8   |58,9-64,3  |56,8-62,9  |
|130      |24,6-29,8   |60,4-66,4  |58,5-65,1  |
|135      |26,9-32,8   |62,4-68,7  |60,4-67,4  |
|140      |29,4-36,3   |64,2-71,0  |62,4-70,1  |
|145      |32,4-40,2   |66,8-73,5  |64,1-72,4  |

1. Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков.
    Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела,
который проходит параллельно с его  развитием,  становлением  функциональных
систем. В определенные периоды развития  ребенка  органы  и  физиологические
системы  подвергаются  структурно-функциональной   перестройке,   происходит
замена  молодых  на  более  зрелые  тканевые   элементы,   белки,   ферменты
(эмбрионального, детского, взрослого типа).
    Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального
развития,  включая  последовательность  переключения  и   депрессии   генов,
контролирующих смену периодов  развития  в  соответствующих  условиях  жизни
ребенка. Благодаря изменяющемуся  взаимовлиянию  генной  и  нейроэндокринной
регуляции каждый период развития  ребенка  характеризуется  особыми  темпами
физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими  реакциями.

    Одна  из  важнейших  биологических  особенностей  растущего   организма
заключается  в  наличии  'критических  периодов  развития',  когда  диапазон
адаптационных  реакций  ограничивается,  а  чувствительность   организма   к
экзогенным воздействиям повышается .
      Термин 'критические периоды  развития'  введен  П.  Г.  Светловым  для
характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и  плод  особенно
чувствительны к повреждающим экзогенным  влияниям,  формированию  врожденных
пороков  развития  или  внутриутробной  гипотрофии.  В  критические  периоды
организм ребенка оказывается в  неустойчивом  состоянии,  подвергаясь  более
высокому  риску  развития  пограничных  и   патологических   состояний   при
воздействии  неадекватных  его  возможностям  или  патогенных  раздражителей
(инфекционные  агенты,  ксенобиотики,  токсические  радикалы,   ионизирующая
радиация и др.).


                              Половое развитие.

    Половые  различия  в  показателях  физического   развития   значительно
выражены  только  с  наступлением  половой  зрелости.  Период  жизни,  когда
растущий  организм  достигает  биологической  половой  зрелости,  называется
пубертатным и характеризуется появлением 

вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от  состояния
здоровья, питания, климатических  условий  и  генетических  особенностей.  У
девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в  8  лет,
у мальчиков — в 9—10 лет (табл.3).
    Таблица 3
    Сроки появления вторичных половых признаков

 
|Возраст,   |Девочки               |Мальчики               |
|годы       |                      |                       |
|8-9        |Округление бедер,     |-                      |
|           |широкий таз           |                       |
|9-10       |Mai                   |Складчатость мошонки   |
|10-11      |Pi Ai                 |Увеличение размеров    |
|           |                      |яичек (3x1,5 см)       |
|11-12      |Появление первой      |Пигментация мошонки Ai |
|           |менструации           |Pi                     |
|12-13      |Увеличение размеров   |Увеличение размеров    |
|           |клитора Ма2           |яичек (3x1,5 см) и     |
|           |                      |полового члена (7x2,5) |
|13-14      |Установление          |Оволосение над верхней |
|           |регулярных менструаций|губой. Увеличение силы |
|           |                      |мышц. Строение тела по |
|           |                      |мужскому типу          |
|14-15      |Маз, А2-з, Р2-з       |А2 Р2 — по мужскому    |
|           |                      |типу                   |
|15-16      |                      |Оволосение щек,        |
|           |                      |подбородка, бедер,     |
|           |                      |мутация голоса         |
|16-18      |Остановка роста       |Увеличение размеров    |
|           |                      |яичек (3x2,5 см) и     |
|           |                      |полового члена (10x3   |
|           |                      |см)                    |
|18-20      |                      |Оволосение голеней,    |
|           |                      |рук, груди. Остановка  |
|           |                      |роста                  |


    Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:
    1. Развитие молочных желез (Ma —  mammae):  Мао  —  детский  сосок  Mai
(стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи
    Ма2 (стадия II) —  околососковый  кружок  больших  размеров,  вместе  с
соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи
    Маз (стадия III) — железа  приподнята,  сосок  и  околососковый  кружок
сохраняют форму конуса
    Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым  кружком,  железа
принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.
    2. Появление волос на лобке (Р — pubis):
    Ро — отсутствие волос
    PI — единичные короткие волосы
    Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные
    Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка
    Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят  на  бедра,
густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.
    3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):
    АО — отсутствие волос
    AI — единичные волосы
    А2 — волосы более густые на центральном участке впадины
    Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.
    Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:
    1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые
волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница
    горизонтальная Рз  —  густое  оволосение  на  лобке  и  начинающееся  в
направлении к пупку
    Р4  —  густое  оволосение  по  направлению  к  пупку  и  на  внутренней
поверхности бедер.
    2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО —  отсутствие  волос  AI  —
отдельные прямые волоски А2  —  волосы  курчавые,  но  редкие  Аз  —  густое
оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.



                                 Литература:




ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru