Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Архитектурная композиция

Работа из раздела: «Строительство и архитектура»

Учебное

ПОСОБИЕ

Архитектурная композиция

Н.Ю.Житкова

С.Б.Зимина

СОДЕРЖАНИЕ

архитектурная композиция проектирование графическое

Предисловие

Введение. Роль и задачи композиции в сфере творческой деятельности человека

I.Основы формальной композиции

1.1 Виды композиции

1.2 Гармонизация и выразительность композиции

1.3 Приемы композиции

1.4 Свойства композиции

II. Основные требования графического отображения представлений композиции и способы исполнения

2.1 Состав работ по композиции и ее графическое отображение

2.2 Геометрические формы, используемые в композиции и их пластические свойства

2.3 Компоновка графического материала на листе

III. Методика выполнения заданий по композиции

3.1 Способы достижения различных вариантов

3.2 Пропорциональность и композиционные оси как средство выразительности и составления композиции

3.3 Практические рекомендации

3.4 Последовательность выполнения работы над композицией

3.5 Наиболее распространенные ошибки в композиции

3.6 Основные критерии оценки работы по композиции

IV. Практикум

4.1 Ассоциативное и образное мышление в решении задач композиции

4.2 Композиция на плоскости. Линейные, тональные пятна

4.3 Объемно-пространственная композиция. Композиция стереометрических фигур

Заключение

Cписок литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ

архитектурная формальная композиция графическая

Экзамен по композиции проводится для выявления творческих способностей и навыков абитуриентов по объемному и пространственному моделированию и графическому отображению его на бумаге.

Абитуриенту предлагается выполнить различные композиции из геометрических фигур, достаточно знакомых из школьного курса геометрии, стереометрии и черчения. Вместе с тем, вступительный экзамен по композиции имеет непосредственную связь с будущей деятельностью архитектора. Почти каждый объект архитектурного творчества можно представить в упрощенном виде как композиционное сочетание простых геометрических форм, что определяется функциональным назначением и обладает эстетическими качествами.

Абитуриентам, сдающим экзамены для поступления на архитектурный факультет, необходимо иметь определенную подготовку по рисованию, черчению и композиции, которую можно приобрести в специализированных школах, лицеях, курсах, студиях или самостоятельно.

Учебное пособие имеет целью оказать помощь при подготовке к экзамену по композиции через разъяснение целого ряда вопросов.

Для упорядочения и углубления самостоятельной подготовительной работы абитуриентов к руководству добавлен раздел композиционного практикума и обобщающие практические рекомендации.

ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ И ЗАДАЧИ КОМПОЗИЦИИ В СФЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Издавна человек стремился украсить свой рукотворный мир. Свои идеи она черпала из природы, 'творения рук Божьих'. Так, предметы быта украшались узорами растительного происхождения, а, скажем, купола храмов отражали небесный свод, которое украшалось звездочками; в украинских хатах деликатно акцентировались углы стен, двери и окна красками естественного происхождения, а деревянные предметы домашнего обихода украшались резьбой и рисованными орнаментами .

Не менее широкой темой эстетического решения было и остается народный национальный наряд. Цвет, форма, материал, фактура, элементы отделки и т.д. - по сегодняшний день является предметом исследования и подражания, как лучший образец высокого эстетического уровня, функциональной целесообразности и образного звучания. Но все в этом мире соответствует своему времени, материала, технологиям и эстетическим вкусам общества.

Вопрос гармонии мироздания всегда интересовали человека. Древние философы и математики искали 'формулу' гармонизации *, изучали природный мир и в конце концов, находили математические закономерности, которые позволяли строить архитектурные объекты и элементы предметной среды эстетически выразительными, благоустроенными, сомасштабными человеку и такими, которые гармонично включались в окружающую среду.

Поиск математических закономерностей прежде всего происходил на выявлении соотношения структурных элементов окружающей среды: изучались растения (деревья, листья, цветки), изучался человек, изучались животные, изучалась вселенная.

Эти исследования дали человечеству обоснованные математические соотношения, соответствующие современному пониманию эстетически согласованных пропорций. Следует учесть также то, что эти пропорции были построены на внешних проявлениях и внутреннем составе определенной структуры, которая исследовалась. Также кроме пропорций, так или иначе оказывались оси, составляющие устойчивую структуру и благоустраивали вместе с пропорциями целостную эстетически выразительную рукотворную систему. Если добавить, что при всем этом был непосредственно присутствующий человек, в высоком смысле этого слова, как венец Божьего творения, и как такая, которая строит вокруг себя и для себя предметный мир, то ясно, что выражение 'человек - мера всех вещей' приобретает глубокое и многоцветное содержание. Человек подражает, человек исследует, человек воплощает, человек оценивает, человек пользуется результатами рукотворного мира. Она диктует требования к этому рукотворному миру, как на уровне быта, так и в проявлениях высокого искусства. Этому способствует композиция.

Что же такое композиция? Словарь Ожегова дает такой ответ:''Строение, соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения'. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, что обусловлено его содержанием, характером и назначением.

Термин 'композиция' возник в эпоху Возрождения. Впоследствии, рассмотрение художественных произведений разных стилей, так или иначе, требовал анализа и характеристик главных осей и пропорций. Что является основным категориям художественной композиции? Так, например, характеристика барочных произведений акцентирует внимание на S-подобных осях, крупном масштабе (т.е. крупных членениях), в то время, как произведения рококо имеют мушлеподобные дряблые оси, несколько уменьшенный масштаб (т.е. другие, меньшие по сравнению с барочными пропорции др.). В треугольники, как правило, вписываются классические художественные произведения с определенной главной персоной в центре композиции, а пропорция 'золотого сечения' *, на соотношении которой, как утверждают исследования, существующий мир - все это проявления композиционного построения произведений, что делает их гармоничными, целостными и эстетически выразительными.

Золотое сечение - одно из основных средств в гармонизации художественных произведений, которые воспринимаются визуально (архитектура, живопись, скульптура) и есть основана на разделении отрезка в среднем и крайнем отношении '... 'Золотое сечение господствует в природе, господствует в архитектуре и искусстве, и поэтому человек своим художественным творчеством продолжает деятельность природы', стр. 346. В. Тимофеенко.

В XX веке поиски новых средств выразительности и сформировали новые творческие течения, в том числе и такие как кубизм, что дало толчок развитию новых стилей и сформировало основу, так называемой, формальной композиции, вынесло на поверхность художественных кругов такие приемы художественного поиска как супрематизм и пропедевтика.

В начале XX века, когда подвижные преобразования требовали 'стряхнуть прах с ног' и провозглашали 'новое искусство', активно и интересно работали такие мастера, как А.М. Родченко (1891 - 1956), Я.Г. Чернихова (1889 - 1951 ), В.Е. Татлина (1885 - 1953). их произведения ни были направлены на акцентацию идей преобразования художественных форм, косвенно воплощая содержание замысла, рассчитанным на эмоциональное, образное восприятие.

Чрезвычайно интересные композиционные разработки преподавателей и студентов ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИН («Высшие художественно-технические мастерские»-учебное заведение в Москве, Который Был основан в 1920 г., а затем Был преобразований в ВХУТЕИН - «Высший художественно-технический институт» в Петрограде, просуществовал до 1930 г.). Художественные работы ЭТИХ учреждений не только соответствовали заказу времени, но и создавшего основу основ и неисчерпанный источник архитектурной композиции, композиции техники, создавшего основы авангардных направлений искусства.

В 1936 году впервые в Советском Союзе было выполнено учебное издание В.Ф. Кринського, М.А. Туркуса и И.В. Ламцова 'Архитектурная композиция'.

Так впоследствии композиция постепенно стала основательной наукой всех сфер художественной деятельности человека.

Композиция - это наука и это творческий инструмент. Но как творческий инструмент, она требует естественной способности, знаний и умений. Так, например, написание литературного произведения имеет главную композиционную ось - тему, вокруг которой разворачивается сюжет; распределение литературного произведения на составные части, их объем в соответствующем соотношении - пропорциях **- это только верхние проявления принципов композиции в литературе.

Также соответствующие принципы композиционного построения несут в себе музыкальные произведения.

Пропорции (лат) - размерность, соотношение между частями композиции, ее элементами, целым. 'В математике имеют место геометрическая пропорция (а: Ь = с: си) и арифметически (а-Ь = с-<и). Пропорции считают одним из главных средств в композиции, благодаря умелому использованию которого можно достичь гармоничного художественного образа'.

Композиция, в соответствии с задачами формальной композиции геометрических форм - это целостная, пластично и эстетически выразительная система форм, что несет в своей основе конкретное образное звучание, конкретный характер.

Теория архитектурной композиции вмешивается в отрасль художественного творчества, где огромную роль играют талант, интуиция.

Формированию эстетически выразительных художественно согласованных и целостных по своему характеру композиций должна способствовать теория композиции. Ее задачей является содействие в создании гармоничных, художественно выразительных решений. Но надо отметить: так как знание версификации не делают каждого человека поэтом, так и теория композиции не дает готовых рецептов. Наряду с тем, теория композиции дает широкий простор творческому поиску, определяет взаимодействие художественных средств, используемых в решении творческих задач.

Законы композиции имеют широкий спектр применения во всех областях искусства. Именно поэтому, есть все основания полагать, что выпускник средней школы, который, согласно программе, имеет опыт написания произведений, например по украинской литературе - имеет опыт выполнения литературной композиции. Так, составные части несут в себе определенные соотношения, то есть пропорции. Тема - главная ось, вокруг которой разворачивается сюжет и все такое. Для примера можно привести и музыкальные произведения такие, как симфония, опера.

Итак, композиция является основой основ творческих сфер деятельности человека, упорядочивает, согласовывает и предоставляет целостность звучания любому художественному произведению.

Авторская примечание: далее в тексте может использоваться как термин 'форма', так и 'тело', определяющие исходные данные для выполнения композиции, ведь тело - 'Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, затененное материей, каким нибудь веществом, или ограниченная замкнутой поверхностью. '

І.ОСНОВЫ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

К формальной композиции мы относим следующие виды (или направления) творческой деятельности человека, которые направлены на опосредованное отражение окружающей среды через лаконичные линии, геометрические формы, тональные хроматические * или ахроматические ** пятна, не несущие в себе конкретики, но создают художественные образы которые влияют на эмоционально-чувственное, ассоциативное восприятие художественного произведения человеком.

1.1 Виды композиции

Формальная композиция может быть выполнена на плоскости, без использования осей трехмерного пространства, с использованием линий (градации толщины линии) и тональных пятен. Формальная композиция может быть объемно-пространственной, построенной на основе использования пластических качеств геометрических форм и их сочетаний.

Для абитуриентов архитектурных факультетов особое значение приобретают композиции геометрических форм, ведь именно они в определенной степени отражают в упрощенном виде мир архитектуры, способствуют развитию пространственного и образного мышления будущего специалиста.

Среди видов композиций геометрических форм целесообразно будет выделить объемную и объемно-пространственную композиции.

Объемная композиция такова, что построена на трехмерных осях, составляющие которой достаточно плотно расположены один относительно другого, могут содержать в себе порцию пространства, но не образовывать его вокруг себя.

Объемно-пространственная композиция делает пространство своей составной частью и состоит из объемов и пространства, которое проникает в объем, не нарушая его целостности.

За размещением в пространстве и относительно условного зрителя композиции могут быть:

- Фронтальными;

- Фронтально-глубинными;

- Глубинными.

Фронтальными следует считать композиции, имеющие наименьшие «нагрузки» на одну из горизонтальных осей аквапарка изображения. Если считать, что ось 'y' является профильной, (боковой) частью

Фронтально-глубинная композиция предполагает определенную степень ее разложения в глубину на уровне 'смещения' одного элемента относительно другого.

Глубинная композиция активно вмещает в себя пространство и может быть сравнима с композиционной организацией городской площади.

Итак, виды композиции, так или иначе, соотносятся с численным распределением масс по осям композиции, с размещением в пространстве и согласно представлениям человека, наблюдающего композицию.

1.2 Гармонизация и выразительность композиции

Одним из условий создания художественных качеств композиции является согласованность, соразмерность, соупорядоченность. Композиция является наукой создания эстетически выразительных художественных произведений, а наука всегда построена на закономерностях.

Закономерность (определенный порядок) - свойство композиции, без которой не может существовать само понятие композиции. Компоновать, то есть совмещать, творить. Любое произведение имеет определенные законы сочетания, построения элементов, из которых он образуется. Если закономерность отсутствует, композиция превращается в хаос, то есть элемент творения при этом отсутствует.

Возможны такие проявления закономерности:

А. Расположение элементов относительно друг друга в определенном геометрическом порядке (симметрия, сдвиг, перемещение по определенным правилам) - 'по законам красоты'.

Б. Выявление композиционной идеи. Под идеей возможно понимание таких понятий, как выше упомянутый тип композиции (объемная, фронтальная и пространственная), а также закономерность в построении фигур в определенном направлении (вертикаль, горизонталь) или их взаимодействие между собой (нюанс, контраст). Если композиционная идея удачная и элементы композиции имеют определенную связь между собой, подлежат задуманной композиционной идеи, ее можно изобразить с помощью условной композиционной схемы.

В. Пропорциональная закономерность

Пропорционирование - это использование пропорции для организации элементов формы в целостную структуру. При этом достигается согласованность целого и его частей (рис. 5.). Пропорции (лат.) - размерность, соотношение между частями композиции, ее элементами и целым.

При восприятии композиции, наблюдатель сначала сравнивает тождественные фигуры, или имеющие наибольшее количество тождественных признаков. Например, в композиции использованы три куба. Они могут быть абсолютно тождественными, то есть, соотношение их сторон одной к другой составлять пропорцию 1:1.

Вариант второй: размер кубов закономерно уменьшается от большого снизу маленького сверху. В увеличении их сторон необходимо ввести пропорциональную закономерность. Например, они увеличиваются очень резко, в пропорции 1:2, или менее резко, в пропорции 1: л / 2. Чтобы достичь такой пропорции, необходимо сделать графический рисунок с вписанных и описанных квадратов. Соотношение сторон квадрата к его диагонали даст пропорцию . Следующий описаный квадрат будет иметь сторону, равную диагонали предыдущего квадрата. При желании задать нюансной пропорциональной закономерности можно, увеличивать сторону следующего куба на определенный постоянный небольшой отрезок (рис. 6).

Все известные отношения можно было бы разделить на 2 группы: простые и иррациональные.

Простые отношения - это такие отношения, в которых соотношение двух чисел отображаются дробным числом, в котором оба числа - целые в пределах от одного до шести (1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5; 1:6; 2:3; 3:4; 2:5; 3:5; 4:5; 5:6).

Таким образом, в простых соотношениях мы имеем четкое сравнение пространственных величин, что составляет основу их гармоничной связи.

Иррациональные отношения - достигаются на основе геометрической закономерности их построения. Примером этого является соотношение:

- - отношение стороны квадрата к его диагонали;

- - отношение основы равностороннего треугольника к его высоте;

- 'Золотое сечение', которое выполняется по соответствующим чертежам.

Рис. 5. Пропорції і пропорціонування в композиції

Рис.6. Примеры использования пропорциональности в работе по композиции

Но, близким к эстетике пропорций 'золотого сечения' могут быть соотношение целых чисел 5:8; 8:13; 13:21.

Существует два подхода к пропорциональным композиционным разработкам. Первый, построенный на относительной свободе выбора пропорций, когда можно задать пропорции, как своего рода исходные данные и как первый шаг в творческом поиске. Это, так сказать, аналитический подход.

Второй, наиболее распространенный в творческой деятельности - эвристический (научный метод творческого мышления). То есть мгновенный, спонтанный очерк, который впоследствии подлежит корректировке с применением знаний в области пропорционирования.

Относительно этих двух подходов, то их правомерность доказана практикой. Но так, как охарактеризовал 'аналитический' подход к творческой работе А.С. Пушкин, никто, пожалуй, не сможет сделать:

“...Ремесло

Поставил я подножием искусству

Я сделался ремесленник: ...

...Звуки умертвив,

Музыку я развел, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию”

Так, 'поверить алгеброй гармонию' позволяет пропорциональность, при котором совершенствуется эвристический подход на рационально-аналитической основе.

1.2 Приемы композиции

Благодаря разумному использованию определенных числовых соотношений между частями (или отдельными формами) композиции формируются такие приемы выразительности, как нюанс и контраст.

Контраст - четко выраженная разница любого качества на грани противопоставления.

Примером контраста может быть сопоставление массивного и пространственного, вертикали и горизонтали, кривой и плоскостной поверхности. Может быть также противопоставления сложной композиционной совокупности простому объема, который выступает некоторым фоном. Вообще прием контраста активизирует любую форму (рис 7).

Рис. 7. Пример работы по композиции с использованием приема контраста

Нюанс - соподчиненность форм, близость пропорциональных членений. Нюансы пропорций составляют своеобразную основу композиции, спокойной по характеру. Для достижения нюансных пропорций возможно выполнение арифметической пропорции, когда каждая следующая увеличивается или уменьшается на постоянный небольшой отрезок (рис. 8).

Закономерное увеличение или уменьшение любого свойства формы (на основе контраста или нюанса) может проявиться в ритме.

Ритм - выражается в количественных измерениях в ряде элементов, чередующихся в постепенной, закономерной смене одного или нескольких свойств формы в определенном направлении.

Метр - метрический повтор, или метр - это простейшая форма ритма, повторения одинаковых элементов композиции с равными интервалами. Хотя метрический повтор сам по себе является активной закономерностью, он не гарантирует гармонии. Метр - повтор, что может вызвать чувство монотонности.

Тождество - повтор равных величин (1:1), что составляет самую зависимость между ними. Так, метрический ряд формируется на основе использования тождественных элементов (рис. 9,10).

С понятием метра и ритма неразрывно связаны и такие свойства композиции, как статичность и динамичность.

Статичность формы - неизменность основных свойств формы по всем направлениям развития в ее пределах. Например, куб считается наиболее статичной фигурой, следовательно, композиция, примерно вписывается в форму куба можно считать наиболее статичной.

Динамичность формы - закономерная и последовательная смена любых свойств формы в одном направлении в ее пределах. Ритмические ряды придают системе динамичность (рис. 11).

Динамичность делает форму активной, выразительной. С динамикой форм подсознательно ассоциируется прогресс, благодаря таким аналогам предметного мира, как ракеты, современные формы автомобилей и т.д.., Что вдохновляет на поиск соответствующих решений в области композиции геометрических форм. В отличие от динамичности, статичность - подчеркнутое выражение состояния устойчивости формы (композиции) и всей ее строения в самой геометрической основе. В статической композиции наблюдается более или менее равномерное распределение размеров между осями. Вообще, статичность тяготеет к крупномасштабным пропорций и производит впечатление достаточно 'тяжелой' композиции (рис. 12).

Рис. 8. Пример работы по композиции

Рис. 9. Ритм и метр в композиции

Теоретическая закономерность б, в, г - примеры ритмической закономерности

Рис. II. Статика и динамика в композиции

Рис. 12. Пример использования приема динамичности (а, б) и статичности (есть) в над композиционной работе

1.4 Свойства композиции

Целостность, согласованность, соподчиненность, соразмерность, сомасштабность - являются важнейшими свойствами композиции. Композиция должна быть иерархической, все ее элементы в образном и функциональному назначению должны выполнять предназначенную им роль и построены таким образом, чтобы выявлять главное и второстепенное (рис. 13).

Говоря о красоте, Платон писал, что ... 'Целое - это органическое целое, в котором каждая из частей взаимодействует с остальными и не может быть изъято без нарушения целостности'.

Целостность - важное свойство композиции, а также способ выполнения композиционного единства. Целостность достигается выявлением в композиции главных и второстепенных элементов. Главный элемент, или группа главных элементов образуют композиционный центр, которому подчиняются другие элементы композиции. Как правило, главный элемент находится в приблизительном геометрическом центре и имеет удлиненные пропорции, доминирует над другими (рис. 14, а). Но могут быть варианты, когда композиционный центр, то есть главный элемент, смещены от центра и он не является самым большим в композиции, но выделяется благодаря пластической сложности и иерархической соподчиненности окружающих его второстепенных фигур - основа, поддержка, полочка, венчания (рис. 14, б ).

Композиционное равновесие - достигается равновесием массы объемов относительно композиционного центра (рис. 14, в). Понятие композиционного равновесия не следует путать с понятием физической устойчивости. Чувство композиционного равновесия и устойчивости элементов в композиции может быть развито практическими упражнениями.

В связи с понятием композиционного равновесия следует остановиться на таких понятиях, как симметрия и асимметрия. Это одновременно и свойство формы и средство ее гармонизации, что в разных проявлениях решает задачи композиционного равновесия.

Симметрия в основном трактуется как зеркальное тождество левой и правой частей композиции, симметрия относительно плоскости. Однако, кроме зеркальной существует много других видов симметрии: винтовая, поворотная, мозаичная. Симметрия - одно из наиболее ярких и активно выявленных свойств композиции.

Рис. 13. Пример соответствия требованиям композиции к целостности

Это свойство - состояние композиции (формы) и средство, с помощью которой она организуется. Наконец, это наиболее активная закономерность композиции. Один из выдающихся математиков нашего времени Генрих Вейль, который глубоко исследовал симметрию, определил: 'Симметрия - в широком или узком смысле в зависимости от того, как вы определите значение этого понятия - является то идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство. '

Надо отметить, что в природе абсолютной симметрии практически не существует. Довольно часто здесь можно наблюдать асимметричное начало в общей симметрии. К этому роду явлений можно было бы отнести дисимметрии человеческого организма. Она выражается в размещении внутренних органов (например сердце, печень и т.д..), Неодинаковым нагрузкой и функциями правой и левой рук, правой и левой частей мозга, т.. В композиции дисимметрия строится на использовании двух осей, когда наблюдается частичное нарушение ярко выраженной симметрии.

Асимметрия проще может быть определена, как отсутствие тождества левой и правой частей. Если симметрия издавна волновала представления людей изысканностью и порядком, то асимметрия побуждает к созданию большего разнообразия форм. Например, в искусстве Японии одним из главных критериев великолепной формы является ее асимметрия. Современные примеры архитектуры довольно часто обращаются к приему асимметрии. И не случайно. Гармония развитой архитектурной формы строится на очень сложных отношениях многих закономерностей композиции.

С точки зрения математических понятий, асимметрия - это лишь отсутствие симметрии. В композиции симметрия и асимметрия - два противоположных методы закономерной организации пространственной формы. Асимметрия не исчерпывается разрушением симметрии.

Но, если симметрия достигается тождеством частей и их расположением, то асимметрия - визуальным уравновешивания при их неодинаковости. Закономерная подчиненность частей - основное средство объединения асимметричной композиции (рис. 15, 16).

В контексте вопроса свойств композиции представляется уместным рассмотреть такие понятия, как соотношение и масштабность.

Рис. 15. Примеры использования симметрии и асимметрии в архитектуре

Рис. 16. Композиции с использованием различных типов симметрии: а, в - симметрия, б - асимметрия; г - дисимметрия

Масштабность - это соотношение человека с пространственными формами. 'Человек есть мера всех вещей'. Эти слова высечены на мраморе Дельфийского храма, афористично и емко отражают сущность масштабности предметного мира, всего того, что человек создает для себя. Как в прямом смысле, то есть в реальной действительности, так и в воображаемом пространстве. Надо иметь в виду, что, при восприятии масштабности, имеют ассоциации, которые связывают размеры и формы с привычными величинами, соразмерный с человеком.

Существенное значение для масштабности имеет соразмерность формы по отношению к окружающему (воображаемого в нашем случае) пространства и к другим формам.

Достижения масштабности непосредственно связано с пропорционированием. Например, из двух равных по величине зданий, выше будет выглядеть то, которая имеет больше членений и, наоборот. Здание, имеющее меньшее количество членений (или, иначе говоря, - крупные членения) будет выглядеть ниже, но значительной по масштабу (масштабной).

Стройная многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря в Москве может казаться нам равной по высоте колокольни Ивана Великого, благодаря использованию меньшего масштаба (рис. 17).

Рассмотрение свойств композиции невозможен без рассмотрения вопроса тектоники в композиции, даже очень поверхностного, поскольку вопросы тектоники, как и масштабности, является достаточно сложным (рис. 18).

Тектоника - художественное отображение работы материала и конструкции. Тектонику можно было бы определить как художественное отражение структурной (конструктивной), реальной, физической формы в реальных условиях земли. Т.е. осуществляется раскрытие основных элементов композиции мысленным наблюдателем как реальной и иллюзорной структуры одновременно. А именно, реальной, которая является убедительной в восприятии, то есть она надежно структурированная (реально, в реальном пространстве). Иллюзорной именно потому, что она убедительна в графическом виде.

В контексте рассмотрения этого вопроса необходимо раскрыть такие понятия, как 'весовые соотношения композиции-', или отдельных ее частей. В контексте задач композиции могут звучать такие определения, как 'легкий', 'тяжелый'. Это иллюзорные свойства композиции, но каким образом они достигаются? Опять таки, благодаря пропорциям и глубине тонального пятна в графическом виде. Тяжелый соотносится с массивным. Тяжелый должен быть преобладающим по размерам по сравнению с другими формами (фигурами), образующих композиционное решение.

Рис. 18. Тектоника в архитектуре

'Легкий' имеет визуальное ощущение стройности и направленности. 'Легкие' композиции имеют вертикальное разложения. Ощущению легкости способствуют визуальное отделение плоскостей различных элементов композиции и уменьшения массы одного относительно другого. Вообще, уместно было бы отметить то, что выявление пластических свойств каждого элемента в построении единого целого должно быть направлено на общее обогащение композиции. Легкими могут быть также композиционные структуры, которые активно включают в себя как органическую составляющую, пропорции пространства.

Итак, согласно вышеуказанному, для выполнения задач объемно-пространственной композиции, размещенной на плоскости, следует сосредоточить свое представление и свой ??опыт наблюдения окружающей среды и на основе определенных закономерностей и свойств композиции построить композицию, что соответствует пониманию художественной выразительности, целостности и согласованности.

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И СПОСОБЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОМПОЗИЦИИ

2.1 Состав работ по композиции и ее графическое отображение

Обычно задача формальной композиции предлагает создать в воображении сочетание заданных геометрических фигур, изобразить в аксонометрии несколько (не менее трех) поисковых альтернативных вариантов композиции. Эти варианты, так называемые 'пробы', выполняют быстро.

Лучший, по мнению абитуриента, вариант необходимо изобразить в увеличенном размере (1,5-2 раза), придать ему объем с помощью светотеневой моделировки на тонированном фоне или без него. На основе главного выбранного варианта сделать три ортогональные проекции (главную, боковую и проекцию в плане), выполнить необходимые надписи ('Экзаменационная работа по композиции' и 'дано :.......') (рис. 19).

При выполнении работы запрещается использовать любые чертежные инструменты, а именно: линейки, треугольники, циркули. Работа выполняется 'от руки' на листе размером 297 х 420 мм (АЗ).

Под уровнем технического исполнения подразумевается качество графического мастерства абитуриента, его умение владеть карандашом - проявляют.

Рис. 19. Варианты возможных шрифтов

Варианты так называемых проб должны быть выполнены линейно, или с легким штриховой, то есть 'живой' линией начертательного типа.

Большой главный вариант должен быть штриховать (или тоновый) с изображением теней и выявлением воздушной перспективы. Объемы главного варианта должны читаться благодаря разнице светотеневой моделировки с использованием линий. Ортогональные проекции и надпись выполняются линиями, имеющих одинаковую толщину и насыщенность, то есть максимально приближаются к чертежных, несмотря на то, что выполняются без чертежных инструментов, то есть 'от руки'. Линии должны четко пересекаться, фиксируя углы.

Выполнение заданий по композиции, включая чисто композиционные, требуют знаний и умений по курсам черчения и рисунка.

На экзамене по композиционного рисунка абитуриенту могут быть предложены от 7 до 11 различных фигур в любом наборе, либо их частей, преимущественно правильной геометрической формы. Например, объемных: куб, параллелепипед, треугольная призма, пирамида, полушар, цилиндр, конус и т.д.; плоских (толщина которых не превышает 1/10-1/20 от длины): параллелепипед, треугольная призма, цилиндр, пол цилиндра , а также стержни. Изображение предлагается выполнять в аксонометрии (преимущественно - изометрии).

Источник света должен быть размещен сверху: справа или слева. Допускается также произвольное направление лучей, если это способствует более выразительному выявлению пластических свойств композиции.

Для усиления графической выразительности композиции рекомендуется использовать графическое прокладки светотени и акцентирование контурной линии таким образом, чтобы оказались условно обозначены передний и дальние планы, а также градация глубины воображаемого среды.

Объем оказывается благодаря изображению собственных и падающих теней, с учетом воздушной перспективы, то есть с усилением темной, более насыщенной штриховки на переднем плане. Та часть теней, удаленная от условного зрителя, должна иметь менее насыщенную штриховка - форма как бы «растворяется» в воздухе. Тени, находящиеся на переднем плане - более темные. Падающие тени могут быть изображены без четкого контура.

2.2 Геометрические формы, используемые в композиции и их пластические свойства

В композиции могут быть использованы следующие геометрические фигуры:

Объемные (рис.20):

1. КУБ - прямоугольный параллелепипед с одинаковыми ребрами. Куб имеет 6 квадратных граней, 12 ребер, 8 вершин, в каждой из которых совпадают три ребра.

2. ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА (прямой) - призма, в основании которого находится квадрат, прямоугольник, многоугольник. Боковые ребра перпендикулярны к плоскости основания, то есть боковые грани - прямоугольники.

3. ТРЕХГРАННАЯ ПРИЗМА (прямая) - в основе призмы лежит треугольник (равносторонний, равносторонний, прямоугольный), боковые грани - прямоугольники, перпендикулярные к основанию.

4. ПИРАМИДА (правильная, четырехугольная) - в основе такой пирамиды лежит квадрат, боковые грани - треугольники с общей вершиной, высота опускается в центр основания.

5. ЦИЛИНДР (прямой, круговой) - в основе такого цилиндра лежит круг, а образующая перпендикулярна основе.

6. КОНУС (прямой, круговой) - в основе такого конуса лежит круг, а вершина ортогонально проектируется в центр этого круга.

7. ПОЛУШАР - половина (1 / 2 часть) шары, с плоскостью, проходящей через ее центр.

Плоские: параллелепипед, трёхгранная призма, цилиндр или его половина, шестигранной призма, кольцо или его половина, рамка или ее половина. Плоскими считаются фигуры, толщина которых не превышает 10-20 часть ее длины.

Стержни - фигуры, длина которых значительно преобладает поперечное сечение. Они почти не имеют объема. Это - линия (рис.21).

Пластические свойства геометрических форм зависят от пропорций и формирующих линий. Так, например, все геометрические формы можно разделить на такие, которые образованы прямыми линиями и кривыми. К формам, которые образованы на базе прямых линий относятся: куб, параллелепипед, призма и пирамида. Криволинейные формы (или как их еще называют - тела вращения)-это конус, полушар, цилиндр.

Рис. 20. Объемные фигуры

В зависимости от 'нагруженности' осей изометрии можно определить:

- Горизонтальное (плоскостное) развитие фигур (наименьшей величины пропорций формы, по сравнению с другими размерами, соответствует оси '2');

- Вертикальное (всего величины пропорций формы по оси

- Линейное (преимущественное развитие формы по осям 'X' или 'В').

Более глубокому проникновению в понимание пластических свойств элементов композиции способствует ассоциативное мышление и образное представление. Так, например, цилиндр может ассоциироваться с колонной, полушария - с куполом, параллелепипед - с потолком подобное. В формировании представлений композиции надо также учитывать условное понимание графического воспроизведения 'земля - ??небо'. Так, конус и пирамида в вертикальном размещении направлены вверх, именно благодаря своим пластическим свойствам, а полушария, размещенная на своей плоской стороне, завершает развитие вверх.

2.3 Компоновка графического материала на листе

На листе из композиционного рисунка должны быть следующие составляющие: эскизные варианты, так называемые 'пробы' - 3-5 шт., Один большой аквапарк рисунок, три ортогональные проекции с главного большого варианта, надпись, формулировка задачи (Дано: ......).

Все изображения необходимо расположить на листе бумаги равномерно, с таким расчетом, чтобы они не накладывались одно на другое и в то же время, казались очень маленькими относительно поля листа. В идеальном варианте соотношение графически заполненной части листа и, так называемого 'свободного поля' составляет 50x50%.

При компоновке листа следует учесть некоторые природные свойства восприятия графического материала человеком (как сознательно, так и подсознательно). Так, условно считается, что верхняя часть листа (ближе к его краю)-это 'небо', нижняя - это 'земля'. Именно поэтому, те композиции, которые считаются 'легкими', имеет смысл размещать на верхней части листа, а 'тяжелые' - на нижней. Кроме иллюзорных свойств чисто композиций, есть еще 'весовые' свойства 'тонального пятна'. Именно поэтому главный вариант, который подается увеличен с разработкой светотени, надо расположить на листе таким образом, чтобы не вызывал чувства 'угнетение' других вариантов, или значительного преимущества одной части листа над другой.

Присутствие рамки не обязательно, но если ее нет, необходимые изображения располагаются по расчету рамки (рис. 22).

Надпись 'Экзаменационная работа по композиции' располагается преимущественно сверху. Надпись необходимо выполнить образным шрифтом, следуя закономерности написания данного шрифта (ширины букв и промежутка между ними, стилистики написания однотипных букв, таких как Н, П, И, или А, М, Л, а также О, С и т.д.). Рекомендуется выполнять высоту надписи не более 13 мм. Слово 'Дано' и перечень объемных фигур и их количество возможно расположить на листе произвольно, то есть в любом свободном месте.

Расположение трех вариантов - проб, большой выбран вариант, ортогональные проекции к нему, надписи могут быть размещены на листе в различных вариантах (рис. 23, 24).

Объем работы на экзамене может быть изменен, согласно условиям задачи, но это не исключает грамотного компоновки материала на листе и репрезентации целостной, завершенной творческой работы.

Рис. 22. Пример расположения композиции на листе без рамки

Рис.23. Пример работы по композиции.

Рис. 24. Пример различных компоновок на листе

III. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

3.1 Способы достижения различных вариантов заданий композиции

Разнообразие вариантов, так называемых проб, можно достичь несколькими способами.

> Выявить различные свойства композиционной идеи - горизонтальная, вертикальная или компактная композиции (рис. 25), (если задачей не поставлены другие определенные требования. Например, создать три горизонтальные или все три компактные варианты). Компактная композиция является такой, в которой все элементы плотно расположены один относительно другого и вся композиция может быть вписанной в форму, приближающуюся по размерам граней к кубу.

> Контраст или нюанс между горизонтальным и вертикальным направлением элементов (рис. 26).

> Использовать различные типы композиции, такие как объемная, фронтальная или пространственная (рис.27).

Объемная композиция характеризуется почти равным распределением масс по осям аквапарка изображения фронтальная-развертыванием композиции по фронту относительно условного зрителя и минимальную нагрузку боковой оси; пространственная - активное использование массы пространства в композиции.

Объемная композиция состоит из элементов, которые плотно соприкасаются или врезаются друг в друга, не образуя плоскости и пространства между ними. Высота, толщина и ширина такой композиции примерно равны в компактной композиции, а в вертикальной - высота может быть увеличена в 1,5-5 раз. Объемная композиция должна равноценно восприниматься со всех сторон.

Рис. 25. Пример развития различных свойств композиции: а - вертикальная б - горизонтальная; в - компактная

Рис. 26. Пример использования приема контраста и нюанса

Фронтальная композиция пластично построенную стенку, которая может состоять из одного или более плоских элементов. Высота и ширина такой композиции почти одинаковые, а толщина минимальна. Восприятие такой композиции осуществляется главным образом с одной стороны, есть фронтально. Пространственная композиция может состоять как из объемных, так и плоских фигур. Главный ее признак - наличие пространственных элементов, которые могут иметь как замкнутый, так и открытый характер (рис. 27).

> Использовать прием 'комбинаторики'. Любая композиция состоит из главных и второстепенных элементов. Из главных формируется композиционный центр, с второстепенных - венчание, основа, элементы для композиционного равновесия. При простой перестановке различных геометрических объемов, можно достичь большего разнообразия композиционных вариантов (рис. 28).

> Пропорциональность отдельных элементов. В решении вариантного поиска необходимо как можно шире использовать различные пропорциональные соотношения сторон в одной фигуре. Например, в таких фигурах, как куб и полушария, соотношение линейных размеров остаются неизменными при увеличении одной из них. Для всех остальных элементов возможно большое количество разнообразных пропорциональных соотношений сторон.

Согласно заданию экзамена по композиции, с поисковых вариантов необходимо выбрать один, главный. Абитуриент решает: какой из вариантов он будет увеличивать, то есть выбирает лучший, предпочитает том или ином композиционном варианта. Этот выбор отражает представления абитуриента о его понятие гармоничности и художественный вкус. Проверить качество своего композиционного решения возможно следующим образом: рядом с аксонометрическим изображением, на черновике, сделать «композиционную схему». Если «композиционная схема» не перегружена сложной взаимосвязью элементов между собой - такая композиция должна быть достаточно удачной (рис. 29).

Рис. 27. Три типа композиции: объемная, фронтальная и пространственная

Рис.28. Разнообразие композиционных вариантов благодаря приему «комбинаторики»

Рис.29. Композиции и их условные композиционные схемы

3.2 Пропорционирование и композиционные оси как средство выразительности и составлении композиции

Из вышесказанного вполне логично вывод: пропорциональность и композиционные оси являются главными составляющими разработки композиции.

Каким образом нужно использовать средство пропорциональности? Сложная объемно-пространственная структура не укладывается в простые геометрические схемы. Пропорциональность таких структур должно предшествовать такое упорядочение всех элементов композиции, которое позволяет достичь определенного уровня изначальной целостности. Выше уже было отмечено два условных средства обработки всех элементов композиции - «аналитический» и «эвристический». В определенном смысле это альтернативные пути, которые направлены на выполнение задач для творческой разработки.

Для конкретизации характера работы следует обратиться к известному всем творческим личностям средства поиска, а именно - ситуационного моделирования. Итак, можно сказать, что оно заключается в представлении условной ситуации, в которой уместно было бы разместить произведение композиции и придать ему определенной функциональной нагрузки. Даже фигуры, составляющие композицию, можно было бы размести за 'ролевыми установками' и функциональным назначением. Например, массивный куб, заложенный в основе композиции, выполняет функции базового элемента 'несет' на себе всю композицию и одновременно является якобы 'пьедесталом', 'троном' за ролевым распределением. Нетрудно понять дальнейшее 'развитие сюжета' и распределение 'функций' и 'ролей' всех элементов композиции.

Вернемся к пропорциональности. Аналитический способ, например, требует от нас назначить параметры куба (или другой базовой фигуры), сопоставить в воображении (или на эскизе) с другими элементами с мнимым пространством, определить взаимное расположение одного элемента относительного другого, соотнести размеры с базовым, укрупненным модулем. Далее должны проанализировать соотношение 'горизонтали' с 'вертикалью', композиции с укрупненными блоками. Выделить органически связанные отдельные группировки целостной композиции, а также рассмотреть их числовые соотношения. Следует отметить, что процесс пропорциональности не состоит только из анализа численных соотношений. В творческом процессе должен присутствовать художественное представление. Именно поэтому, рассматривая графический эскиз композиции, мы соотносим его с пространством, с традиционными для нас представлениями 'земля' - 'небо'. Должны учитывать иллюзорные свойства композиции в целом и отдельных ее элементов, например, легкий - тяжелый, и прочее. Скажем, размеры базового элемента можно откорректировать, если возникает ощущение ненадежности в восприятии 'нагрузки' от элементов, размещенных на нем. Здесь следует оговорить, что мы достаточно близко подошли к рассмотрению вопроса тектоники в композиции.

Понятно, что составление композиции связано с различными трудностями. Но есть важный принцип: в сложных условиях необходимо сначала упорядочить форму, а затем постепенно проявлять выбранную пропорциональную строение.

Вполне понятно, что 'эвристический' метод творческого поиска не исключает задач пропорциональности. Работа выполняется по принципу 'от общего к частному', хорошо известного по методике рисования. Допустим, использование приемов небольших сдвигов и перемещение элементов или групп элементов, которые воспринимаются как совокупность, должно быть выполнено на основе пропорциональности. Не исключено корректировки размеров элементов композиции в пределах, допустимых характером композиционной связи.

Пропорциональность и композиционные оси являются главными составляющими разработки композиции, которая имеет определенные эстетические качества и выраженный характер (образ) в рамках поставленной творческой задачи. В создании композиции всегда присутствует несколько приемов. Но кроме осей координат, числовых соотношений, в составлении композиции немалая роль предоставлена ??чисто композиционным осям. Они существуют в нашем воображении или на чертежах. Но степень тяжести к ним, а также числовые соотношения, определяющие характер композиции и ее упорядоченность.

Наиболее известные виды композиции такие, как симметрия и асимметрия создаются именно благодаря умелому использованию пропорции и нагрузке осей. Да, это не только распределение числовых соотношений, но, прежде всего, взаимодействие частей композиции относительно главной оси.

Именно как средство композиции симметрия прошла долгий путь развития - от строгой канонизации (во многих восточных культурах) до такого вольной трактовки (например, в эпоху Возрождения), когда следует говорить скорее о сложной композиционное равновесие при сохранении за симметрией организующей роли.

При выполнении симметричной композиции, если это не зеркальное отражение относительно главной оси композиции, приходится довольно часто сталкиваться с тем, что вышеупомянутый Вейль называет 'неясным пониманием уравновешенности'.

Вопросы формирования так называемой статики и динамики, около связано с симметрией и асимметрией именно благодаря взаимодействию осей и пропорции составных частей композиции.

Динамичность формы, прежде всего, связана с пропорциями. Например, куб - статический, а 'вытянутый' параллелепипед - динамический. Активная односторонняя направленность формы есть признак динамичности (рис.30). Например, небоскреб, направленный в небо, выглядит динамично. Чтобы динамичность проявлялась, необходимо определить его начало, то есть 'земля' - 'небо' (вертикаль), или - композиционный узел - вертикаль (горизонталь). Трехгранная призма динамична. Динамичен 'лестничных' ритм определенной части композиции. Воплощение динамичности можем наблюдать в известном памятнике Петру I (Фальконе) *: крепкий движение гранитной глыбы пьедестала укрепляет силу и порыв всадника. А остро динамичная форма скульптурной группы В.И. Мухиной 'Рабочий и колхозница' была призвана в свое время символизировать стремительное продвижение новой формации (рис. 11, 30).

Динамичность делает форму активной, заметной. С динамикой форм подсознательно ассоциируется прогресс, благодаря таким аналогам предметного мира как ракеты, современные формы автомобилей и т.д., что вдохновляет на поиск соответствующих решений в области композиции геометрических форм. В отличие от динамической, статическая - подчеркнутый выражение состояния устойчивости формы (композиции) во всей ее строении в самом геометрической основе. Именно поэтому статичность ассоциируется с уравновешенностью, крупным членением, тяготением к симметрии. В статической композиции наблюдается более или менее равномерное распределение размеров по осям. Вообще, статичность тяготеет к крупномасштабным пропорциям и производит впечатление довольно «тяжелой» композиции.

Раскрывая тему выразительности композиции и средств ее создания, целесообразно кратко раскрыть такие понятия, как ритм и метр. Это средства, которые являются определенной частичной составляющей общего решения композиции.

Рис. 30. Пример использования динамичности и статичности: а - симметрия динамическая б - симметрия статическая; в - асимметрия статическая, г - асимметрия динамическая

Ритм, как уже было определено, выражается в постепенных количественных измерениях в ряде элементов, чередующихся: наращивании или убытии дежурств, в сгущении или разрежении членений. Ритм проявляется в закономерности изменения порядка. Использование ритма способствует образованию динамической композиции.

Метрический повтор или метр - это простейшая форма ритма, повторения одинаковых элементов композиции с равными интервалами. Хотя метрический повтор сам по себе является активная закономерность, не гарантирует гармонии. Метр может вызвать ощущение монотонности.

Таким образом, должны сделать следующие выводы:

- Композиционные оси и пропорции являются главными составляющими в упорядочении и гармонизации композиции;

- В решениях задач композиций всегда используются несколько осей и несколько композиционных приемов;

- Характер композиции определяет доминирующий прием;

- В создании композиции следует опираться на так называемый эвристический метод, но при определенных трудностях имеет право на существование 'аналитический подход'.

Практические рекомендации:

- Наработка композиции, наработка навыков осуществляется по принципу от простого к сложному. Но это 'проще' на самом деле несет в себе большую нагрузку предпосылок более-менее удачной композиции. А именно, 'проще', в данном случае является композиционные упражнения из трех элементов. Именно из трех, потому что два элемента - это незавершенность, неопределенность, отсутствие собранности. Третий элемент должен быть связным для первых двух. И именно три элемента, сформированные ранее, должны составлять композиционный узел или логическое начало будущей многофигурной композиции. Благодаря этому, рекомендуется сначала выполнить как можно больше разнообразных вариаций компоновок из трех элементов, и к ним постепенно добавлять еще по одному элементу композиции, доводя конце концов количество элементов в семи и даже до девяти;

- С целью совершенствования композиции рекомендуется выполнять вариантный поиск, то есть не теряя первоначальной идеи, проанализировать и дать оценку эстетической качестве композиции, ее соответствия задаче и, выявив недостатки, исправить их. Процесс можно продолжать, пока не будет найдено достойный, подходящий вариант. Такой подход может не только совершенствовать первоначальный вариант, но и вывести на альтернативное решение.

- Для достижения альтернативных решений в рамках поставленной задачи, необходимо условно (мысленно) дополнительно вводить задачи разработки композиции какого-то конкретного характера. Например, обозначить отличие одной композиции от другой такими уточнениями: 'тяжелый' - 'легкий', 'симметрия' - 'асимметрия', 'статика' - 'динамика', 'контраст' - 'нюанс' и т.д. Можно и так: горизонтальное развитие, вертикальное развитие, 'объем' (равномерная нагрузка осей горизонтальной плоскости, возможно также с преобладающим развитие элементов вертикальной оси), плоскостное вертикальное развитие (условно - 'барельеф') и т.д.

- Макетирование - для взвешенной всесторонней оценки наработок рекомендуется выполнить макет (желательно в ватмане) - способствует также развитию пространственного представления.

- Для развития образного мышления рекомендуется написание ассоциативных рядов: например, трехгранная призма вполне соотносится с ассоциациями как: айсберг, кристалл, огонь и т.д. Можно писать ассоциации, связанные с определенным видом (характером) композиции в целом. Такой подход отвлекает от ортодоксального, зачастую вредного для творческого процесса мышления и позволяет выйти на интересные образно выразительные решения.

3.4 Последовательность выполнения работы по композиции

Предлагается два подхода к выполнению работы по композиции - с использованием черновых набросков и без них (при работе сразу на чистовом листе).

Первый методический вариант предлагается для тех, кто работает не столь уверенно, чтобы предсказать окончательный вариант композиции письма и композиционных решений всех трех вариантов.

1. На черновике выполняют быстрые зарисовки, которые можно править без страха того, что лист испачкается. Наброски следует делать карандашом с мягким грифелем (В; 2В; М; 2М) (рис. 31,32).

2. Избираются 3-5 лучших варианта, один из которых будет выноситься в крупном размере, как главный.

3. На чистовом листе карандашом с грифелем средней мягкости (НВ; МТ), намечается расположение сначала большого варианта, затем малых проб, три проекции и в последнюю очередь, на свободном месте слово 'дано' с перечнем фигур, которые заданы. Такая наметка выполняется тонкой, едва заметной линией, обозначая только контур, силуэт будущих композиций.

4. Карандашом средней мягкости переносятся варианты композиций на места, которые были намечены. Линия должна быть заметной, но легкой, такой, чтобы она не портила бумагу и легко стиралась резинкой. На этом этапе работу полностью закончено в тонких линиях без штриховки.

5. Штриховку следует начинать 'твердым' карандашом (2Н, Н; 2Т, Т). Сначала штрихуются только собственные тени на большом варианте. После первого легкого прокладки можно перейти на более мягкий карандаш, например В или Г.

6. Затем необходимо на большом варианте сделать падающие тени (карандашом 2В; 2М), фон, там где он нужен (карандашом В; МТ), мягким карандашом подштриховать пробы, обвести проекции.

Второй метод предполагает работу на чистовике непосредственно, без черновых набросков.

1. Карандашом средней мягкости намечаются приблизительные абрисы трех-пяти 'проб' уменьшенных по масштабу композиций.

2. Мягким карандашом в начертательном виде, но достаточно аккуратно, выполняются варианты композиций.

3. Выбирается лучший вариант, изображается в увеличенном (2-4 раза) виде на свободной половине листа. Изображение выполняется линейно.

4. Рядом с большим вариантом строятся три проекции к нему и на свободном месте докомпоновать слово 'дано' с перечнем заданных фигур. На этом этапе работа полностью закончена в тонких линиях без штриховки.

Рис. 31. Быстрые наброски на черновике

Рис. 32. Приемы эскизирования композиционных разработок поискового цикла

5. Штриховку следует начинать 'твердым' карандашом (2Н, Н; 2Т, Т). Сначала штрихуются только собственные тени на большом варианте. После первого легкого прокладки можно перейти на более мягкий карандаш, например В или Г.

6. Затем необходимо на большом варианте сделать падающие тени (карандашом 2В: 2М), фон, там где он нужен (карандашом В; МТ), мягким карандашом подштриховать пробы, обвести проекции.

3.5 Наиболее распространенные ошибки в композиции

Как показывает опыт, за пределами внимания абитуриентов иногда остаются обязательные требования к выполнению задач композиции. Именно поэтому представляется целесообразным акцентировать внимание на типичных ошибках.

Наиболее характерные ошибки: куб изображен как параллелепипед; врезанные элементы не образуют единую устойчивую композиционную структуру; ошибки в проекциях, несоответствие пропорций проекций и объема в аксонометрии: одни тела почти полностью перекрывают другие; элемент, врезан в другой более чем наполовину, при этом он теряет свою геометрическую характеристику, несоответствие задаче количества заданных тел, над штриховка фона в композиции.

3.6 Основные критерии оценки работы по композиции

· соответствие композиции заданному условию: наложение, врезки геометрических фигур или другое;

· качество компоновки чертежей, аквапарка рисунка, поисковых вариантов, надписей на листе;

· соответствие количества заданных элементов, их геометрических видов, правильность их изображений;

· целостность, гармоничность и выразительность композиции в целом;

· правильность выполнения аксонометрических изображений и ортогональных проекций;

· качество линейной графики и светотеневой выявления объемности;

· достижение целостности компоновки изображения на листе.

IV. ПРАКТИКУМ

Для последовательной и всесторонней подготовки к выполнению задач формальной композиции необходима предварительная работа, направленная на развитие образного и пространственного мышления, эстетического вкуса, графических навыков. С этой целью предлагается ряд задач и аннотаций к ним, которые позволили успешно закрепить теоретические материалы и методические рекомендации в практических работах.

По степени сложности и соответственно задач последовательного освоения теории композиции и ее реализации в практике предлагается такая их последовательность.

1. Линейные композиции и композиции тональных пятен, которые выполняются на плоскости и соответствуют первичным задачам развитие образного и ассоциативного мышления, способствуют развитию навыков пользования осей и пропорций в составлении композиции, а также развитию графических навыков.

2. Композиции геометрических форм, размещенных на плоскости, касаются и наложенные друг на друга. При выполнении заданий композиции необходимо учитывать пластические свойства каждой из геометрических форм. Особого внимания следует предоставить композиционному взаимодействию прямолинейных и криволинейных форм.

3. Композиции геометрических форм, размещенных на плоскости, врезанные, касаются и наложенные друг на друга. При использовании приема «врезки» необходимо следить за тем, чтобы формы сохраняли целостность и не производили впечатления самоуничижения, или, при консольном выносе одного элемента относительно другого (базового) сохранялось впечатление целостности и надежности.

4. Композиция геометрических форм, размещенных на плоскости, врезанные, касаются и наложенные друг на друга и имеют определенные количественные ограничения. Так, могут быть выполнены композиции объемных форм и плоских (условно говоря, пластин). В таком задании на передний план выступает необходимость создания композиционного равновесия между объемными и плоскостными формами, а также активного включения в композицию «порции пространства», что обусловлено включением в композицию плоскостных форм.

5. Композиции геометрических форм, которые предусматривают включение в задачу пустотных форм, например, параллелепипедов, треугольных призм и т.д., а также форм, имеющих количественные ограничения, которые условно можно назвать «рамками». Задача композиционного равновесия, а также активное использование «порции пространства» приобретают более сложной степени, чем предыдущее задание. Согласно осложняется композиционное взаимодействие форм, которые должны образовать надежную композицию, т.е. соответствовать образному представлению о тектонике построения.

6. Композиции геометрических форм, которые размещены на плоскости и не касаются друг друга. Задача соответствует требованиям образования фронтально-глубинной или глубинной композиции.

4.1 Ассоциативное и образное мышление в решении задачи композиции, средства развития образного и ассоциативного мышления

Композиция геометрических форм является одной из разновидностей формальной композиции. Она не несет в себе идею функциональной целесообразности, если не считать овладение навыками сборки, комбинаторного и образного мышления, а также умение графически выразить свой творческий замысел. Композиция геометрических форм прежде всего ориентирована на художественную выразительность, гармоничную согласованность всех составляющих и призвана к образованию образа, а не условного отражения реальных вещей.

Для подготовки к выполнению сложных задач объемно-пространственной композиции необходимо постепенно пройти ступени, способствующие развитие ассоциативного и образного мышления. Если ассоциативное мышление обусловлено предыдущим опытом связи представлений, благодаря которому одно представление, по сходству, вызывает другое (или идентичное, но в другом проявлении), то образное мышление - это мышление образами представлений. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установление непривычных сочетаний предметов и их свойств [3. с. 208].

Для разложения ассоциативного и образного мышления предлагаемых к выполнению ряд специально подобранных упражнений на плоскости, что наряду с главной целью, позволяют более глубоко проникнуть в роль и задачи линии в композиции, подготовить к выполнению более сложных задач объект объемно-пространственной композиции.

Особое место в задачах линейной композиции принадлежит умению видеть характер линии, ее образ и значение в образовании композиции, как таковой.

Подбор заданий происходит по принципу: от простого к сложному. Хотя на самом деле, следует заметить, лаконичный графический материал довольно часто несет в себе большой объем работы по содержанию.

Упражнение 1. Необходимо выполнить графически большое количество линий от простых до орнаментально-образующих, с использованием градации толщины линии и с учетом места расположения линии на листе (рис.33). Графический материал следует пополнить так называемыми ассоциативными рядами, т.е. написать одно слово, или ряд слов, характеризующих эти линии. конечным результатом работы является выполнение листа формата А-4, где графический материал (в том числе написанные слова) должны составить композиционно целостный листе, который ассоциируется с книжной графикой. Слова необходимо писать стандартным шрифтом. Как, более затрудненные задачи, - можно выполнить 'подписи-ассоциации' в характере, что соответствует графическому линейному материалу.

Ползучая Стекающая

Волнообразная Ритмичная

Поднимающая Лентообразная

Виткоподобная Колючая

Рис. 33. К упражнению 1

Упражнение 2. Необходимо выполнить композицию из нескольких прямых линий и точек с использованием градации толщины линии. 'Точка' трактуется как производная линия - это бесконечно количество точек. В исполнении композиции необходимо учесть поле (графически ограниченная часть листа - квадрат, прямоугольник). К разработкам надо добавить названия, отражающие определенные ассоциации. Вспомогательными линиями и осями могут служить диагонали, линии, распределяющие сторонам плоскостной формы подобное.

Рис. 34. К упражнению 2

Упражнение 3. На основе модуля * (например, квадрата) необходимо выполнить разномасштабные композиции линий и точек. Так, например, на квадратном поле можно выполнить модуль в укрупненном масштабе, потом на том же поле можно выполнить в масштабе в два раза меньше, чем первоначальный, в три раза меньше и так далее. В конце концов, мелкий модуль в конечном виде может нейтрализовать графический материал и способствовать впечатлению определенной фактуры клочка материала.

Рис. 35. До вправи З

Упражнение 4. Выполнить композицию линий (прямых, ломаных, криволинейных, с использованием градации толщины линии и тона ахроматических пятен), что соответствует теме 'Новогодние фантазии'. При выполнении задания надо опираться на ассоциативные ряды, отвечающих также предметном ряду, которой ассоциируется с темой композиции. Упражнение направлено на развитие образного мышления.

Ассоциативные ряды: зима, снег, ночь, елка, сани, игрушки, бой курантов, звон бокалов.

Ассоциативные ряды: Елка, ночь, новогодние украшения, снеговик, свечи, месяц, колокольчик.

Рис. 37. К упражнения 4

Упражнение 5. Стилизация бионической формы с использованием прямых и ломаных линий и тональных ахроматических пятен. Для выполнения этой работы рекомендуется выбрать базовый бионический * элемент, с ярко выраженной структурой построения. Этот элемент нужно хорошо рисовать, разместить на геометрическом поле (квадратном, прямоугольном, треугольном-таком, что более соответствует размерам и характеру избранного аналога). На базе графического материала необходимо исследовать основные структурные элементы и выполнить пропрционирование. Здесь в случае будут знания, полученные на занятиях по рисунку.

Стилизация бионической формы

С применением прямых и кривых линий.

Рис. 38. К упражнению 5

Стилизация бионической формы.

Рис. 39. К упражнению 5

Упражнение 6. Выполнить композицию тональных ахроматических пятен и кривых линий на тему «Пробуждение». Графической работе предшествует написанию ассоциативных рядов. Предположим, также, использование форм живой природы, или даже целых художественных полотен, которые соответствуют теме. Пробуждение. Ассоциативные ряды: весна, таяние льда, пульс.

Рис. 40. К упражнению 6

Весна. Ассоциативные ряды: ручей, солнце, наводнение.

Весна. Ассоциативные ряды: Солнце, лужи, зеленая трава, тает снег, почки, птичьи стаи.

Рис. 41. К упражнению 6

«Пробуждение»

Рис. 42. К упражнению 6

Упражнение 7. Выполнить композицию на тему 'Экслибрис' * или 'Знак - индекс'. Задание: 'Экслибрис' можно выполнять, опираясь на ассоциативный ряд, отражающий особенности и увлечения владельца библиотеки, его профессиональную деятельность и т.п.. Ассоциативный ряд перевести в предметный и анализировать (упростить графически, выявить и акцентировать основные черты), а дальше - скомпоновать таким образом, чтобы это напоминало печать.

Знак - индекс разрабатывается в такой же последовательности, что и экслибрис, но к этому добавляется еще соответствующая проработка шрифта.

Композиция, чертежи, искусство, гипс, рисунок, мастерская, карандаш, фасад, свет, папка, бумага, кисть.

Рис. 43. К упражнению 7

Рис.43. Продолжение

Рис. 44. Окончание

Упражнение 8. Выполнить композицию на тему 'Оптические иллюзии'. Задача композиции направлено на постепенный переход от плоскостных разработок до пространственных. На этом этапе выполняются композиции, отражающие проломление плоскостей и создание в плоскостной композиции впечатление объема.

Оптические иллюзии, миражи

Рис. 44. К упражнению 8

Космос, цирк, вода, дорога

Рис. 44. Окончание

4.3 Объект объемно-пространственная композиция

Композиция пространственных фигур

В предоставленных упражнениях последовательно возрастает сложность задачи: количество предлагаемых фигур, относятся определенные ограничения или требования.

Упражнение 1. Создать композицию из 3-х параллелепипедов и 1-го куба, наложенные,или соприкасающихся друг к другому.

В этом упражнении важно выдержать принцип физической устойчивости. То есть, необходимо помнить, что элементы находятся под влиянием земного притяжения - их размеры и расположение не должны нарушать законов гравитации .

Упражнение 2. Добавить к существующей композиции из 3-х параллелепипедов и 1-го куба одну треугольную призму с использованием врезки.

Рис. 45. Пример композиций к упражнениям 1, 2 и 3: а - упражнение 1; б- упражнение 2; в - упражнение 3

Необходимо использовать треугольную призму разных пропорций и докомпоновать ее так, чтобы она не разрушила предыдущую композиционную идею (рис. 45, б).

Упражнение 3. Добавить к существующей композиции из 3-х параллелепипедов, 1-го куба и 1-й треугольной призмы одну пирамиду с использованием врезки.

Докомпонованная пирамида должна иметь различные пропорции, не разрушить прежнюю композиционную идею, а по возможности улучшать ее (рис.45, в).

Упражнение 4. Создать композицию из 3-х цилиндров и одного конуса, используя прием наложения или врезки элементов.

Цель упражнения: освоение изображения и приемов врезки элементов с образующей (рис. 46, а).

Упражнение 5. Добавить к существующей композиции из 3-х цилиндров и одного конуса полушария.

Докомпонованное полушарие должно иметь различные размеры и улучшать предыдущий вариант композиции (рис. 46, б).

Упражнение 6. Создать композицию из 1-го параллелепипеда, 2-х треугольных призм, 1-го куба, 2-х цилиндров и 1-й полушария, используя прием наложения или врезки.

Цель упражнения: освоение врезок различных по геометрической характеристикой элементов (рис. 47).

Упражнение 7. Создать композицию из пластин: 3-х параллелепипедов, 3-х треугольных призм, 2-х цилиндров и 1-го куба. (Пластиной считается фигура, толщина которой не превышает 10-20 части ее длины).

Цель упражнения: способность абитуриента работать с элементами, которые имеют определенные ограничения (рис. 48).

Упражнение 8. Образовать 3 варианта композиции из объемов: 2 куба; пластин: 7 полуцилиндров.

Цель упражнения: достижения композиционного равновесия между плоскими и объемными элементами (рис. 49).

Рис. 46. Примеры композиции к упражнениям 4 и 5: а - упражнение 4; б - упражнение 5

Композиция к упражнению 6

Рис. 48. Пример работы с композицией в упражнении 7

Рис. 49. Пример работы с композицией в упражнении 8

Упражнение 9. Образовать 2 варианта динамической композиции из следующих элементов: 1 пирамида, 1 полушария, 2 куба, 2 треугольные призмы, 5 цилиндров.

Цель упражнения: освоить понятия динамичности с активным использованием тел вращения, как плоских, так и объемных (рис.50).

Упражнение 10. Образовать 4 варианта композиции, построенные на приеме зеркальной симметрии, из следующих элементов: объемы - 2 куба, 1 параллелепипед, 2 полушария; пластины -2 треугольные призмы; стержни - 2.

Цель упражнения: умение абитуриента за ограниченное время создать гармоничные композиции, учитывая задачи по типу симметрии, при этом помня об ограничении геометрических свойств элементов (рис. 51).

Упражнение 11. Образовать 4 варианта пространственных композиций из следующих элементов: 1 куб, 2 параллелепипеда, 2 цилиндра, 1 треугольная призма, 1 пирамида, 2 стержня (рис. 52).

Цель упражнения: достичь разнообразия вариантов при ограничении по типу композиции.

Упражнение 12. Создать четыре композиции из следующих элементов: 5 цилиндров, 1 полушария, 3 треугольные призмы, 2 куба, 2 полуцилиндры, 1 параллелепипед (рис. 53).

Цель упражнения: умение оперировать большим количеством элементов.

Упражнение 13. Образовать 4 варианта композиции из следующих фигур: 4 рамки, 2 полурамки, 2 цилиндра, 1 пирамида, 1 куб (рис. 54).

Цель упражнения: освоение новых фигур - рамка и полурамка.

Упражнение 14. Образовать 3 варианта композиции из следующих фигур: 4 кольца, 3 полукольца, 2 полушара, 4 параллелепипеда (рис. 55).

Цель упражнения : освоение новых фигур - кольцо и полукольцо.

Упражнение 15. Образовать 4 варианта композиции из следующих фигур: 2 треугольные призмы, 5 параллелепипедов, 1 куб, 1 полушария (рис 56).

Рис. 50. Пример работы по композиции в упражнения 9

Рис. 51. Пример работы по композиции в упражнения 10

Рис. 52. Пример работы по композиции к упражнению 11

Рис. 53 . Пример работы по композиции к упражнению 12

Рис. 54. Пример работы по композиции к упражнению 13

Рис. 55. Пример работы по композиции к упражнению 14

Рис. 56. Пример работы по композиции к упражнению 15

Дано: 2 куба

2 треугольные призмы-пластины

2 полуцилиндры

2 цилиндра-пластины

1 цилиндр-объем

4 параллелепипеды

1 полушария

Упражнение 16. Образовать 3 варианта композиции из следующих фигур: 2 куба, 2 треугольные призмы, 2 полуцилиндра, 2 цилиндра - пластины, 1 цилиндр - объем, 4 параллелепипеды, 1 полушария (рис. 57).

Упражнение 17. Образовать 3 варианта композиции из следующих фигур: 4 рамки, 2 треугольные призмы, 2 кольца, 1 цилиндр, 1 полушарие, 2 куба, 2 параллелепипеда (рис.58).

Упражнение 18. Образовать 3 варианта композиции из следующих фигур: 2 цилиндра, 3 параллелепипеда, 3 треугольные призмы, 1 куб (рис. 59).

Упражнение 19. Образовать 3 варианта композиции из следующих фигур: 1 полушария, 1 цилиндр - объем, 2 цилиндра - пластины, 2 куба, 1 треугольная призма, 1 параллелепипед - пластина (рис. 60).

Упражнение 20. Образовать 3 варианта композиции из следующих фигур: 2 цилиндра, 2 куба, 3 треугольные призмы, 1 конус (рис. 61).

Упражнение 21. Образовать 3 варианта композиции из следующих фигур: 2 полушария, 3 треугольные призмы - пластины, 1 треугольная призма - объем, 2 рамки, 1 кольцо, 1 параллелепипед, 2 куба (рис. 62)

Упражнение 22. Образовать 3 варианта композиции из следующих фигур: 2 треугольные рамки, 4 рамки, 2 треугольные призмы, 1 конус, 1 цилиндр (рис. 63).

Упражнение 23. Образовать 3 варианта композиции из фигур: 3 куба, 2 цилиндра, 3 треугольные призмы, 1 параллелепипед (рис. 64).

Упражнение 24. Образовать 4 варианта композиции из фигур: 1 куб, 1 шестиугольный параллелепипед - объем, 2 шестиугольные параллелепипеды-пластины, 5 срезанных цилиндров (рис. 65).

Рис. 57. Пример работы по композиции к упражнению № 16

Рис. 58. Пример композиции к упражнению № 17

Рис. 59. Пример работы по композиции к упражнению № 18

Рис. 60. Пример работы по композиции к упражнению № 19

Работа по композиции

Рис. 61. Пример работы по композиции к упражнению № 20

Рис. 62. Пример работы по композиции к упражнению № 21

Рис. 63. Пример работы по композиции к упражнению № 22

Рис. 64. Упражнение по композиции к упражнению № 23

Дано: 2 цилиндра

3 куба

3 треугольные призмы

1 параллелепипед

Рис. 65. Пример работы по композиции к упражнению № 24

Заключение

Отработкой рисовать и чертить начинается студенческая жизнь архитектора, начало профессиональной деятельности. Экзамены по рисунку, черчению и композиции не только ставят себе целью отобрать лучших, но и побуждают абитуриентов готовиться к этим экзаменам, повышать свое умение графики, представления, сообразительности.

Экзамен по композиции дает возможность оценить творческую способность абитуриентов в свободном оперировании геометрическими формами, поиск выразительного объемно-пространственного конструирования.

Представленное пособие не претендует на полноту. Композиция - творческая дисциплина, а творческий поиск - это бесконечность. И в этой безграничности отражается личность с присущими ей способностями, вкусом, интеллектуальным развитием. Однако одних врожденных способностей не достаточно для того, чтобы понять суть основных законов формальной композиции, ряда композиционных приемов и средств, которые позволят более менее свободно оперировать заданными телами для образования гармоничной композиции.

Руководство освещает эти основные законы, дает некоторые рекомендации по методологии творческого процесса, а также последовательность выполнения работы по композиции.

Список литературы

1. Араухо И. Архитектурная композиция. - М.: Высшая школа, 1982. - 207 с.

2. Жидкова Н.Ю. Композиция: Методические указания для абитуриентов. / К.: КНУБА, 2001. - 32с.

3. Журнал A.C.С. № Г 2004.

4. Зайцев К. Графика и архитектурное творчество. - М.: Строиздат, 1970. - 160 с.

5. Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. - М.: Искусство, 1971. - 224 с.

6. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры: Проблемы искусства и архитектуры. - М.: Искусство, 1985. - 175 с.

7. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Строиздат. 1986. - 287 с.

8. Кринский В., Ламцов И., Туркус М. Элементы архитектурно ¬ пространственной композиции. - М.: Строиздат, 1968.

9. Михайленко С., Яковлев M.I. Основы композиции (Гнометрические аспекты художественного формообразования): учеб. пособие. для студ. высш. заведений - K.: Каравелла, 2004 - 304 с.

10. Мелик-Пажаев А. А. Современный словарь-справочник по искусству. - М, 1999. - 816 с.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 4-е., Испр. и доп. Государственное издательство иностранных и НАЦИОНАЛЬНЫХ словарей. - М., 1961.

12. Основы архитектурной композиции и проектирования / под общ. ред. проф. А.А.Тица. - М.: Высшая школа, 1976. - 255 с.

13. Сомов Ю.С. Композиция в технике. - Изд. Второе переработанное и дополненное. - М. Машиностроение, 1977. - 271с.

14. Тимофеенко В.И. Архитектура и монументальное искусство: Термины и понятия. - М.: Изд-во Института проблем современного искусства, 1999.

15. Хан Магомедов СО. Архитектура советского авангарда - М. Строиздат, 1996.

16. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / под общ. ред. З.Б. Быкова. - М.: Высш шк., 1986 - 239 с.

17. Чернышев А.В. Формальная композиция: творческий практикум. - Минск: Харвест, 1999.

18. Чернихова Я. Архитектурные фантазии. - Л.: Международная книга, 1933.

19. Шаповал Н.Г. Прикладная теория архитектурной композиции: учеб. пособие. - М.: КНУБА. 2000. -372 С.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru