Мой Лермонтов
Работа из раздела: «
Литература : русская»
Проектная деятельность.
Мой Лермонтов.
Работа ученика 9 класса Б
Заверняева Дмитрия.
Лермонтов Михаил Юрьевич
(15.10.1814 - 27.07.1841).
Биография
Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова
(1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной
Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А.
Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был
неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий.
После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его
воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой 'Тарханы' Пензенской губернии.
Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел
французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на
воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских
народов остались в его раннем творчестве ('Кавказ', 1830; 'Синие горы
Кавказа, приветствую вас!..', 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в
1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского
университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к
литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую
поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества
Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы 'Корсар', 'Преступник', 'Олег',
'Два брата' (опубликованы посмертно), 'Последний сын вольности', 'Измаил-
Бей', 'Демон'.
В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне
с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним
тяготеет 'грех', преступление, обычно облеченное тайной и внешне
предстающее как страдание.
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в
гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется 'по прошению' и проводит лето в
подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи
экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского
университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение
Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей
приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический 'цикл' 1830
['К Сушковой', 'Нищий', 'Стансы' ('Взгляни, как мой спокоен взор...'),
'Ночь', 'Подражание Байрону' ('У ног твоих не забывал...'), 'Я не люблю
тебя: страстей ...'].
По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя
и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга
Ф. Ф. Иванова.
В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся
любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения.
Возникает жанр 'отрывка' - лирического размышления, в центре которого
определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления.
Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая
лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая
проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и
психологических размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике
начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими и политическими
интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В.
Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет
сведений, однако, он, возможно, разделял свойственный им дух политической
оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории
профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в 'Жалобах
турка' (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831
['30 июля. (Париж) 1830 года', '10 июля. (1830)'], событиям Великой
французской революции ('Из Андрея Шенье', 1830-1831) и эпохе пугачёвщины
('Предсказание', 1830). Так подготавливается проблематика первого
прозаического опыта Лермонтова - романа 'Вадим' (1832-1834) с широкой
панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина
(1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету
Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и
продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах
['К Лермонтов' ('У ног других не забывал...', 1831), 'Она не гордой
красотою...', 1832, и другие], так и в поздних произведениях: 'Валерик',
посвящение к VI редакции 'Демона'; образ ее проходит в стихотворении 'Нет,
не тебя так пылко я люблю', в 'Княгине Литовской' (Вера).В 1830-1831 раннее
лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается к балладе ('Тростник', 1832; 'Желанье' -
'Отворите мне темницу', 1832; 'Русалка', 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические
группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ('Последний сын
вольности', 1831; 'Литвинка', 1832), другая - к экзотическим кавказским
темам ('Измаил-Бей',1832; 'Аул Бастуиджя'. 1833-1834; 'Хаджи-Абрек', 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург,
надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему
отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение
заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре
1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая
служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой
деятельности (быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так
называемых юнкерских поэмах - 'Петергофский праздник', 'Уланша',
'Гошпиталь' - все 1834). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен
корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году
выходит поэма 'Хаджи Абрек' - первое выступление Лермонтов в печати (по
преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов
отдает в цензуру первую редакцию драмы 'Маскарад', работает над поэмами
'Сашка', 'Боярин Орша', начинает роман 'Княгиня Лиговская'. Известно о
знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к
формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В
романе 'Княгиня Литовская' (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов
впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему 'физиологии'
1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над 'Маскарадом' (1835-1836),
первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды
подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была
запрещена.
В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает 'Боярина Оршу' (1835-1836), первую
оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать
исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской
чести. Эта тема была продолжена в 'Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова' (1838). Своего рода
аналогом 'Песни...' в лирике Лермонтова было 'Бородино', отклик на 25-ю
годовщину Бородинского сражения (1837) - 'микро-эпос' о народной войне
1812.
В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным
он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его
стихотворение 'Смерть Поэта' (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же
по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был
арестован; началось политическое дело о 'непозволительных стихах'. Под
арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: 'Сосед' ('Кто б ни был ты,
печальный мой сосед'), 'Узник', положивших начало блестящему 'циклу' его
'тюремной лирики': 'Соседка', 'Пленный рыцарь' (оба - 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова
прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал
через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в
Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он 'изъездил
Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в
Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в
чистом поле, засыпал под крик шакалов...', в ноябре был в Тифлисе. В 1837
он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ('Ашик-Кериб'), стремясь
передать колорит восточной речи и психологию 'турецкого' сказителя;
народный характер поэт раскрыл в 'Дарах Терека', 'Казачьей колыбельной
песне', 'Беглеце'. В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М.
Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В.
Майером (прототип доктора Вернера в 'Княжне Мери'); знакомится со ссыльными
декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А.
Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским ('Памяти А. И. Одоевского',
1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование
Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели,
картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры;
лучшие из них связаны с кавказской темой.
Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа.
В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский
гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк,
стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в
Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в
пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским,
П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У
Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал 'Тучи'. В 1840 в
Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники
'Стихотворения' и 'Герой нашего времени'.
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около
30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее
большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838-1840 поэт входит в 'Кружок шестнадцати' - аристократическое общество
молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного
поведения и политической оппозиционностью участников.
В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако
основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны
пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика
'гармонической точности' в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у
Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не
все принимают в его творчестве. Столь же 'выборочно' принимают его и
формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны,
Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А. С.
Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные связи, напечатал в
'Москвитянине' (1841) балладу 'Спор', но остался холоден к социально-
философским основам их учения ('Родина', 1841).
Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом
'Отечественные записки'.
Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций
лермонтовских стихов, а также 'Бэла', 'Фаталист', 'Тамань'.
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение
с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было
светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А.
Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен
Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта
защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся
примирением. Лермонтов, тем не менее был предан военному суду; под арестом
его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое
объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был
отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую
армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру
командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже
участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в
Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет
представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он
полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться
литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой
он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается
проблем 'восточного миросозерцания' ('Тамара', 'Спор').
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В
мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения
на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: 'Сон',
'Утес', 'Они любили друг друга...', 'Тамара', 'Свиданье', 'Листок', 'Выхожу
один я на дорогу...', 'Морская царевна', 'Пророк'.
В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе
своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в
пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора
повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял
его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в
фамильном склепе в Тарханах.
Моё отношение к Лермонтову.
Лермонтов - один из моих любимых поэтов, мне нравится его лирика,
патриотическая, романтическая и просто красивая. Лермонтов начал очень рано
писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений.
Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как 'Парус' и
'Два великана'. Это больше всего поразило меня в нём. Он сделал огромный
вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого
июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое
число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и
талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
В день смерти великого Пушкина Россия обрела нового великого поэта -
Михаила Лермонтова, который стал достойным преемником Пушкина. Несомненно,
Лермонтов стал народным поэтом, некоторые стихи его были переложены на
музыку и стали песнями и романсами («Выхожу один я на дорогу…»). За
двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда
прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца
– Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни
гений русской литературы.