Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
Работа из раздела: «
Криминалистика»
Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной
распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное
расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование
деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от
четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при
которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного
движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая
характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил
безопасности.
События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил
безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал
автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого
наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным
происшествием. Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия,
в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие
или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-
транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную
ответственность в соответствии с уголовным законодательством. Остальные
случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием
дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.
Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов,
велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных
средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного
средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.
По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно
подразделить на: 1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей,
пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных
средств и дорог, и другие) и 2) происшествия, которые обусловлены
непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а
также случайным стечением обстоятельств.
В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения
правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами,
велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками
транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за
состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.
Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего
заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте,
обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать
препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими
характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности
проезда перекрестков; неподачи или неправильной подачи предупредительного
сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных
скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований
сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной
разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего
ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без
освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии
водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после
которых наступает утомляемость и другие.
Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно
состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-
за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины);
внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или
встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором
водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например,
пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез);
выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из
неосвещенной зоны дороги и другие.
Огромную опасность представляет управление механическими транспортными
средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения. Специальные
медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо
подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме
человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем,
мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.
Для ДТП характерно наличие многочисленных следов и изменений в
материальной обстановке. Это – и следы движения, скольжения по дороге,
следы повреждений на самих транспортных средствах, наземных сооружениях,
повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п.
Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб, связанный
с повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений и
т.д. Наиболее тяжкие последствия – гибель людей, получение телесных
повреждений, психических травм. В результате ДТП возможны и вредные
воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих
взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).
Криминалистическая характеристика ДТП включает в себя также
совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт,
проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых
особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения
преступления, а также особенностях личностного характера участников.
В криминалистической характеристике данного преступления ведущим
элементом является именно механизм преступления, а не способ его
совершения, как это нередко наблюдается в криминалистических
характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-
транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет
подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам
криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При
этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается
совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия
на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном,
аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного
происшествия.
Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как
самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу
своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций
особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения
наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. Способ
сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем,
а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются
самостоятельными элементами указанной характеристики.
Обстановка преступных нарушений правил безопасности включает в себя
такие элементы, как место, время и другие обстоятельства. Дорожная
обстановка, например, представляет собой сложную исключительную динамичную
совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны
учитываться водителем при управлении транспортным средством. Она включает
в себя и планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей
части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств
автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и
скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей
автомобилей и т.д. Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше оснований
ожидать возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего дорожно-
транспортные происшествия имеют место в часы наиболее интенсивного движения
транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т.п.
Наряду с обстановкой, криминалистическое значение имеет также
техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию. Судебно-
следственная практика свидетельствует о нередких фактах
недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств,
использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей,
некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов. Выезд
водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко
приводит к авариям с тяжелыми последствиями.
Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил
дорожного движения. Как правило, этой категории правонарушений
свойственны: излишняя самоуверенность, эгоизм, нечестность;
пренебрежительное отношение к правилам безопасности; недостаточная
профессиональная подготовка; отсутствие необходимого опыта, практических
навыков; недостаточная требовательность к себе и подчиненным в части
соблюдения требований безопасности дорожного движения и эксплуатации
транспорта.
Дорожно-транспортное происшествие, как правило, -- результат многих
обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление
истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и
обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия
преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и
эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами,
способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются:
недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за
техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие
надлежащего надзора за движением со стороны органов ГАИ, общественности;
недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов,
так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его
участников.