Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений

Работа из раздела: «Криминалистика»


      Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной
распространенностью  и   повышенной   общественной   опасностью.    Успешное
расследование  дорожно-транспортных  происшествий  (ДТП),  совершенствование
деятельности  органов  предварительного  следствия  во  многом  зависят   от
четкого представления о наиболее типичных условиях  и  обстоятельствах,  при
которых чаще всего  имеют  место  нарушения  правил  безопасности  дорожного
движения.    Большую   помощь   здесь   может   оказать   криминалистическая
характеристика  ДТП,  явившихся  следствием  преступных   нарушений   правил
безопасности.
      События, происшедшие  в  результате  нарушения  тех  или  иных  правил
безопасности  дорожного   движения,   в   котором   обязательно   участвовал
автомототранспорт  либо  городской   электротранспорт   и   после   которого
наступили    вредные     последствия,     именуется     дорожно-транспортным
происшествием.  Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные  происшествия,
в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее  тяжкие
или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-
транспортными  преступлениями,  то  есть   деяниями,   влекущими   уголовную
ответственность в соответствии  с  уголовным  законодательством.   Остальные
случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как  правило,  основанием
дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.
      Видами ДТП являются: а) наезд  транспортного  средства  на  пешеходов,
велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б)  столкновение  транспортных
средств; в) опрокидывание транспортного  средства;  г)  наезд  транспортного
средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.
      По причинам  возникновения  дорожно-транспортные  происшествия  можно
подразделить на: 1)  происшествия,  возникшие  по  вине  людей  (водителей,
пассажиров,  лиц,  ответственных  за  техническое  состояние   транспортных
средств  и  дорог,  и  другие)  и  2)  происшествия,  которые   обусловлены
непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения  и  т.п.),  а
также случайным стечением обстоятельств.
      В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения
правил   дорожного    движения    водителями,    пешеходами,    пассажирами,
велосипедистами,   а   также   вследствие   грубых   нарушений   работниками
транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля  за
состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.
      Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей  чаще  всего
заключаются в:  превышении  безопасной  скорости  при  маневрах  (повороте,
обгоне,  необходимости  уклонится  от  столкновения  или  наезда,  объехать
препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги  с  худшими
характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении  очередности
проезда перекрестков; неподачи или неправильной  подачи  предупредительного
сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных
скоростях движения и состоянии  дорожного  покрытия;  нарушении  требований
сигналов светофора,  дорожных  знаков  и  указателей,  требований  дорожной
разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из  своего
ряда движения и ослеплении  светом  фар;  стоянке  на  проезжей  части  без
освещения;  нарушении  правил  перевозки  пассажиров;  нетрезвом  состоянии
водителя, его работе по  времени,  превышающем  допустимые  пределы,  после
которых наступает утомляемость и другие.
      Нарушение  правил  дорожного  движения  со  стороны  пешеходов  обычно
состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия  (например,  из-
за стоящего на остановке  автобуса,  автомобиля  у  тротуара  или  обочины);
внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося  в  попутном  или
встречном  направлении;  непредсказуемом  поведении  пешехода,  при  котором
водитель  ошибочно  уверен  во  взаимном  контакте  с  пешеходом  (например,
пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг  перебегает  наперерез);
выходе на проезжую часть в месте, где это  запрещено;  внезапном  выходе  из
неосвещенной зоны дороги и другие.
      Огромную опасность представляет управление механическими транспортными
средствами  лицами,  находящимися  в   состоянии   опъянения.    Специальные
медикопсихологические  и  психофизиологические  исследования   неопровержимо
подтверждают,  что  даже  незначительное  количество  алкоголя  в  организме
человека существенно  снижает  его  способность  к  управлению  автомобилем,
мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.
      Для  ДТП  характерно  наличие  многочисленных  следов  и  изменений  в
материальной обстановке.  Это – и  следы  движения,  скольжения  по  дороге,
следы повреждений на самих  транспортных  средствах,  наземных  сооружениях,
повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п.
      Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб,  связанный
с повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений  и
т.д.   Наиболее  тяжкие  последствия  –  гибель  людей,  получение  телесных
повреждений,  психических  травм.   В  результате  ДТП  возможны  и  вредные
воздействия на окружающую среду (аварии  транспортных  средств,  перевозящих
взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).
      Криминалистическая  характеристика   ДТП   включает   в   себя   также
совокупность  общих,  частных  и  индивидуальных  взаимообусловленных  черт,
проявляющихся   преимущественно   в   механизме   преступления,    некоторых
особенностях  способа  его  совершения,  обстановки  и  средств   совершения
преступления, а также особенностях личностного характера участников.
      В  криминалистической  характеристике  данного  преступления   ведущим
элементом  является  именно  механизм  преступления,   а   не   способ   его
совершения,   как   это    нередко    наблюдается    в    криминалистических
характеристиках   других   преступлений.    Способ    совершения    дорожно-
транспортного  происшествия,  имеющий  своеобразные   черты,   чаще   играет
подчиненную   роль   по   отношению   к   механизму   и   другим   элементам
криминалистической характеристики дорожно-транспортного  происшествия.   При
этом   под   механизмом   дорожно-транспортного   происшествия    понимается
совокупность промежуточных состояний и  процессов,  формирующих  последствия
на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на  предаварийном,
аварийном   и   послеаварийном   этапах    развития    дорожно-транспортного
происшествия.
      Способ    совершения    дорожно-транспортного     происшествия     как
самостоятельный   элемент   криминалистической   характеристики    в    силу
своеобразия этого вида преступлений чаще  всего  рассматривается  с  позиций
особенностей поведения в предаварийной  обстановке,  способа  предотвращения
наступления  вредных  последствий  либо  уменьшения  их   тяжести.    Способ
сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в  нем,
а  иногда  и  способ  маскировки  его  под  другое   преступление   являются
самостоятельными элементами указанной характеристики.
      Обстановка преступных нарушений правил безопасности  включает  в  себя
такие  элементы,  как  место,  время  и  другие  обстоятельства.    Дорожная
обстановка, например, представляет собой сложную  исключительную  динамичную
совокупность  объективных  и  субъективных  обстоятельств,  которые   должны
учитываться водителем при управлении транспортным средством.   Она  включает
в себя и планировку  дорог  и  уличных  магистралей,  освещенность  проезжей
части  в  темное  время  суток,  состояние   дорожного   покрытия,   средств
автоматического и иного регулирования дорожным  движением,  интенсивность  и
скорость  движения  машин  и  пешеходов,  поведение  пешеходов  и  водителей
автомобилей и т.д.  Чем сложнее дорожная обстановка,  тем  больше  оснований
ожидать  возникновения  аварийных  ситуаций.   Так,  чаще   всего   дорожно-
транспортные происшествия имеют место в часы наиболее интенсивного  движения
транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т.п.
      Наряду  с  обстановкой,  криминалистическое   значение   имеет   также
техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию.   Судебно-
следственная     практика     свидетельствует     о     нередких      фактах
недоброкачественного технического  осмотра,  ремонта  транспортных  средств,
использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных  деталей,
некачественных,  легко   воспламеняющихся   смазочных   материалов.    Выезд
водителей на неисправных автомобилях по  указанию  должностных  лиц  нередко
приводит к авариям с тяжелыми последствиями.
      Важное  значение  имеют  особенности   личности   нарушителей   правил
дорожного   движения.    Как   правило,   этой   категории    правонарушений
свойственны:     излишняя     самоуверенность,     эгоизм,      нечестность;
пренебрежительное   отношение   к   правилам   безопасности;   недостаточная
профессиональная подготовка;  отсутствие  необходимого  опыта,  практических
навыков;  недостаточная  требовательность  к  себе  и  подчиненным  в  части
соблюдения  требований  безопасности  дорожного  движения   и   эксплуатации
транспорта.
      Дорожно-транспортное происшествие, как правило,  --  результат  многих
обстоятельств, образующих совокупность  причин  и  следствий.   Установление
истинных  причин  нарушения  правил  безопасности,  приведших  к  аварии,  и
обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных  задач  раскрытия
преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения  безопасности  движения  и
эксплуатации   автотранспорта.    Наиболее    типичными    обстоятельствами,
способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде,  являются:
недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле  за
техническим  состоянием  транспортных  средств,  дорог  и  улиц;  отсутствие
надлежащего надзора за движением со  стороны  органов  ГАИ,  общественности;
недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как  профессионалов,
так и автолюбителей), в  пропаганде  правил  дорожного  движения  среди  его
участников.

ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru