Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Выдающиеся победы Александра Невского

Работа из раздела: «История»

Алтайский государственный университет

                               Бийский филиал

                              Заочное отделение



                        Реферат по истории отечества
              На тему: «Выдающиеся ПОБЕДЫ Александра Невского»



                                             Студентки

                                             Группы № 1 – ЭЗ
                                             Еремеевой Елены Анатольевны



                                  г. Бийск

                                  2002 год



Оглавление


1. Введение…………………………………………………………....3
1. Феодальная раздробленность………………………………….…3
2. Владимиро-Суздальская княжество……………………….……..4
3. Юго-Западная Русь (Галицко-волынское княжество)…………..4
4. Новгородская феодальная боярская республика………………...5
2. Предки Св. Александра Невского…………………………………6
3. Жизнь и деятельность Александра Ярославовича Невского……7
4. Нашествие Батыя………………………………………………….12
5. Невская битва………………………………………………………13
6. Ледовое побоище…………………………………………………..15
7. Походы Св. Александра на Литву………………………………17
8. Западная политика Св. Александра…………………………….18
9. Поездка к Батыю…………………………………………………19
10. Новгородский мятеж 1255 г. Завоевание Тавасландии……….21
11. Татаро-монголы………………………………………………….22
12. Смерть Александра Ярославовича Невского…………………..23
13. Воля Петра Первого……………………………………………..24
14. Рассуждения об Александра Невского………………………..24
15. Список литературы………………………………………………25
1. Введение

    Период XI–XIII веков в  истории  Руси  Известны  как  время  феодальной
раздробленности.   Причина   этого   явления    заключена   в   самом   ходе
экономического и политического развития Руси  как  феодального  государства.
Укрепление  крупного  землевладения  –  вотчина,  в  которых  господствовало
натуральное хозяйство,  привело  к  тому,  что  они  стали  самостоятельными
производственными комплексами, связанными только с ближайшим их  окружением.
Торговые и ремесленные потребности также удовлетворялись в соседних  городах
и центрах ярмарочной торговли. С другой стороны, для  управляющих  вотчинами
землевладельцев  были  выгодны   различные   формы   зависимости   от   него
землевладельцев и ремесленников.
    Из Киевской Руси  образовались  самостоятельные  княжества,  каждое  из
которых  было   равно   по   территории   западноевропейскому   королевству:
Черниговское,  Полоцкое,  Переяславское,  Галицкое,  Волынское,  Смоленское,
Рязанское, Ростово-Суздальское, Киевское и Новгородская земля. В  каждом  из
княжеств не только существовал свой внутренний  порядок  (строй  земельный),
но и проводилась самостоятельная внешняя политика.
    Феодальная раздробленность просуществовала на Руси до  конца  XV  века,
когда  большая  часть  территорий  Киевской  Руси  объединилась  в   составе
Московского государства.
    Говоря о дроблении древнерусского государства,  не  следует  впадать  в
негативизм. Обратим внимание, что  на  территории  бывшей  Киевской  Руси  в
XII–XIII вв. образовалось несколько жизнеспособных государственных  центров,
независимых друг от друга.
    1. Владимиро-Суздальская княжество.
    Владимиро-Суздальская земля располагалась в  междуречье  Оки  и  Волги.
Благоприятное географическое  положение  обусловило  экономическое  развитие
княжества, выразившееся и в появлении  ряда  новых  городов,  среди  которых
была Москва. Она ранее принадлежала боярину Степану Кучке.  После  того  как
он был казнён, эта небольшая крепость оказалась в  руках  Юрия  Долгорукого.
По данным летописи, в 1256 г. в Москве была построена  деревянная  крепость.
Однако  временной  отсчёт  существования   города   отмечается   с   первого
упоминания его в летописи и датируется весной 1147 года.
    В начале XIII в. после смерти  Всеволода  княжество  распадается  на  7
княжеств-уделов. В них утверждается потомки. С развитием  удельного  порядка
роль вече постепенно снижается.
                            2.     Юго-Западная   Русь   (Галицко-волынское
                               княжество).
    Территория Галицко-волынской земли располагалась в  юго-западной  части
тогдашних русских земель, около Карпатских  гор.  Она  захватывала  бассейны
рек Днестр, Прута, Буга, Припяти. Природные условия –  плодородная  земля  и
мягкий климат – способствовали  развитию  земледелия.  В  предгорьях  Карпат
добывали соль.  Близость  к  Западной  Европе  позволяла  вести  интенсивную
торговлю с другими странами. Столицей княжества  был  город  Галич  на  реке
Днестр, а торговыми центрами – Перемышль и  Владимир  Волынский.  Спокойному
развитию Галицкого княжества помогало и то,  что  его  достигали  половецкие
набеги. Активную роль в управлении княжеством играли  бояре.  Следует  также
отметить, что на ситуацию в княжестве влияла политика соседних государств  –
Венгрии, Польши,  Литвы,  за  помощью  к  которым  обращались  и  князья,  и
представители боярских группировок.
    После смерти Романа его владения распались, поскольку наследником  стал
его старший сын Даниил (1205-1264  гг.),  которому  было  тогда  всего  лишь
четыре года. Начался длительный  период  междоусобиц,  поскольку  Галицию  и
Волынь пытались поделить между собой Польша и  Венгрия.  Только  в  1238  г.
Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче.
    После завоевания  Руси  монголо-татарскими  войсками  Даниил  Романович
оказался в вассальной зависимости от Золотой Орды.  В  это  время  в  полной
мере раскрылись дипломатические способности князя.  Правитель  Золотой  Орды
сохранили княжество, поскольку  рассчитывали  использовать  его  в  качестве
заслона от угрозы с запада. В  свою  очередь  Ватикан  планировал  расширить
сферу своего влияния и за это обещал князю поддержку в борьбе с татарами,  и
даже королевский титул. В 1255 г. Даниил  Романович  был  коронован,  однако
католичество не принял и поддержки  от Рима в борьбе с татарами не  получил.
После смерти князя Галицко-волынского княжество распалось,  к  середине  XIV
века Галицкая Земля была захвачена Польшей, а Волынь – Литвой.
        1.3 Новгородская феодальная боярская республика.
    Феодальное государство на Руси XII-XV вв. Тенденции  к  обособлению  от
Киева в Великом Новгороде проявлялись уже в  начале  XI  в.  Их  выразителем
являлось новгородское боярство, подержанное городским населением,  обязанным
платить дань и поставлять для походов  киевского  князя.  В  начале  XII  в.
Новгород уже начинает приглашать князей без согласования с киевским  великим
князем. В 1136 г.  боярство  и  купеческая  верхушка  добились  политической
самостоятельности. В XII-XV вв. происходит расширение территории  республики
в восточном и северо-восточном направлении.
    Высшим органом власти в республике являлось вече, на которое собиралось
как городское, так и свободное сельское население. Вече  избирало  посадника
и тысяцкого, фактическая  власть  находилась  в  руках  боярства.  Во  главе
исполнительной власти Новгорода стоял архиепископ, В его ведении  находилась
казна, внешние сношения, право суда и др. Новгородский князь приглашался  из
других княжеств вечем, которое заключало с ним договор. Функции  князя  были
ограничены: он был, прежде всего, военачальником.
    Новгородская федеральная  республика вела борьбу с агрессией  шведских,
а затем немецких феодалов. Новгородская земля  не  испытала  ужаса  монголо-
татарского нашествия, но признала себя зависимой от Золотой  Орды.  И  стала
платить ей  дань.  С  XIV  в.  начинаются  попытки  Твери,  Москвы  и  Литвы
подчинить Новгород своей власти. В этой борьбе победила Москва.  С  1478  г.
новгородские  земли  были  включены  в  состав  Русского   централизованного
государства. Новгородская феодальная республика перестала существовать.

    2.   Предки Александра Ярославовича Невского.
    Отец Св. Александра  –  князь  Ярослав  Всеволодович  –  сын  Всеволода
Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого – был типичным суздальским князем.  В
его образе уже слагается  облик  будущих  скопидомных  собирателей  земли  –
московских князей. Некоторые черты особенно сближают Ярослава  с  его  дядей
Андреем Боголюбским.  В  их  характере  и  во  всём  их  образе  чувствуется
кровная, родовая связь. Они оба наиболее ярко воплотили  особенности  своего
рода.
    Юрий Долгорукий (?-1157 г.) – князь  суздальский  с  1125  г.,  великий
князь киевский в 1149-1151, 1155-1157 гг. сын Владимира Мономаха.  Во  время
его княжения произошло оформление границ Ростово-Суздальского  княжества.  С
начала 30-х годов боролся за  южный  Переяславль  и  Киев,  за  что  получил
прозвище  «Долгорукий».  При  Юрии  Долгоруком  была  впервые  упомянута   в
летописи Москва (1147 г.). В 1156 г. он укрепил  Москву  новыми  деревянными
стенами и рвом.
    Всеволод  III  Юрьевич  Большое  Гнездо  (1154-1212  гг.)  –  сын  Юрия
Долгорукого, внук Владимира Мономаха, дед Александра Невского великий  князь
владимирский с 1176 г. Свое прозвище  получил  за  многочисленное  семейство
(восемь  сыновей,  четыре  дочери).  Разгромив  князей,  претендовавших   на
Владимир, и ростовских бояр, противившихся  усилению  его  власти,  Всеволод
III конфисковал их земли и имущество.  Активно  боролся  за  усиление  своей
власти  над  русскими  землями,  подчинил  своему  влиянию   Рязань,   Киев,
Чернигов. В период его княжения продолжался расцвет  культуры  Владимирского
княжества.
    Ярослав II Всеволодович (1191-1246 гг.) великий  князь  владимирский  в
1238-1246 гг., третий сын Всеволода Большое Гнездо. В 1200 г. начал  княжить
в Переяславле Южном, принимал  активное  участие  в  борьбе  с  половцами  и
междоусобицами южнорусских князей. После смерти  отца  получил  во  владения
Переяславль Залесский. В 20-30 годы XIII в. Ярослав II  неоднократно  княжил
в Новгороде Великом, активно воевал с его соседям. В 1238  г.  после  гибели
своего брата, великого князя владимирского Юрия, в битве с татарами  Ярослав
занял владимирский великокняжеский стол.
    Основной  чертой  суздальских   князей   было   глубокое   и   коренное
благочестие. Они глубоко чувствовали  красоту  церковных  служб,  церковного
пения и храмостроительства.  Каждый из них оставил по  себе  храмы,  которые
он любил крепкой любовью, как своё творение и как свой дар Богу.
    Суздальские князья-хозяева держали землю крепкой рукой,  и  для  многих
эта рука была  тяжёлой.  В  них  чувствуется  тяжёлая,  но  верная  поступь,
знающая, куда она направляет шаги.  Они  умели  смиряться  и  выжидать.  Но,
выжидая,  они   не   забывали.   Их   отличает   не   забывчивость,   подчас
злопамятность.  В  своих   войнах   они   предпочитали   медлить,   утомлять
противника, пользоваться  распутицами,  разливами  рек,  холодами.  Но,  раз
уверившись в  победе,  они  шли  решительно  и  становились  беспощадными  к
врагам. На большинстве суздальских князей и, главным образом,  на  Андрее  и
Ярославе, лежит печать медлительности, тяжести расчётливого взгляда.
    Глубоко верующий, благочестивый, суровый и замкнутый, с прорывами гнева
и милосердия – таким встаёт перед нами образ отца Св. Александра.
    О его матери — княгине  Феодосии  —  известно  очень  мало.  Летописные
сказания противоречивы даже в указаниях того, чьей она была дочерью. Её  имя
изредка и кратко упоминается в летописи и всегда только  в  связи  с  именем
мужа или сына. Житие называет её «блаженной и чудной».  У  неё  было  девять
человек детей. Через житие Св. Александра она проходит  тихой  и  смиренной,
отдавшей себя своему женскому служению.

    3. Жизнь и деятельность Александра Ярославовича Невского.
    Св. Александр вырастает из своего рода. Вместо  неподвижной,  медленной
тяжести характера  отца  и  дедов  в  нём  есть  ясность,  лёгкость  сердца,
быстрота мысли и движений. Но он унаследовал  от  них  серьёзность  взгляда,
сдержанность и умение переживать и таить в себе свои  думы.  Во  всей  своей
деятельности он является преемником суздальских князей, ни в чём  не  ломает
родовых традиций, лишь преображая их благоуханием своей святости.
    Святой Александр Невский родился 30-го мая 1219  года  в  уделе  своего
отца – Переяславле Залесском.
    Прямые сведения о детстве Св. Александра очень  скудны.  Но  летописные
сведения, намечающие внешние вехи его жизни,  рассказ  жития  и  сведения  о
воспитании княжичей восстанавливают обстановку его детства.
    До трёх лет Св. Александр, как и все княжичи его времени, жил в тереме,
при матери. В этих годах, по-видимому, была детская  тишина,  отгороженность
от мира.  Кругом  были  только  княгинины  покои,  внутренний  быт  семьи  и
церковь.
    По достижении трёхлетнего возраста над  Св.  Александром  был  совершён
обряд пострига. После молебна священник,  а,  может  быть,  и  сам  епископ,
первый раз обстриг ему волосы, а отец, выведя из церкви, впервые посадил  на
коня. С этого дня он был взят  из  княгинина  терема  и  сдан  на  попечение
кормильцу или дядьке — ближнему боярину.
    После пострига начиналось воспитание, которое вёл кормилец.  Воспитание
заключало в себе  две  стороны:  обучение  грамоте  и  письму  по  Библии  и
Псалтири и развитие силы, ловкости и храбрости.  Княжича  сызмала  брали  на
лов. С своего коня он видел облавы на туров, оленей и  лосей.  Потом,  когда
он подрастал, его приучали поднимать с рогатиной медведя из чащи.  Это  была
опасная охота. Но и впереди княжича  ждала  опасная  жизнь.  Молодые  князья
рано  узнавали  жизнь  со  всей  её  суровостью  и  грубостью.  Иногда   уже
шестилетних княжичей брали в поход. Поэтому для них с молодых лет, наряду  с
играми, благостью церковной жизни  и  тишиной  терема,  были  ведомы  война,
кровь и убийство.
    То постепенное познавание жизни, которое совершается  в  годы  детства,
имеет   неизгладимое   значение   на   всю   последующую   жизнь   человека.
Миросозерцание начинает складываться именно в детские годы.
    Две стороны суздальской жизни должны были оказывать особое  влияние  на
выработку миросозерцания молодых князей.
    Во-первых,  это  была  церковь  и  церковная  жизнь.  Княжеский   терем
внутренним ходом сообщался с церковью. С самых ранних лет  князья  ежедневно
ходили на раннюю  обедню  и  на  все  другие  церковные  службы.  Вся  жизнь
княжеской семьи определялась кругом богослужений. Церковное благолепие  было
главной заботой. Вся красота жизни сосредотачивалась  в  церкви.  Поэтому  и
для  молодого  князя   церковь   была   первым   откровением   иного   мира,
отличавшегося от всей окружающей жизни.  «Занеже  Церковь  наречется  земное
небо» - это  свойственное  всей  древней  Руси  ощущение  церкви  входило  в
сознание с ранних лет. Вся внешняя  обстановка  церкви  –  красота  храма  и
икон, горящие свечи и  лампады,  облачения,  курящийся  фимиам  –  было  для
княжича самым ярким впечатлением детства.
    Последующее воспитание не разрушало этого первого детского впечатления.
Княжич обучался письму и грамоте по Библии и Псалтири. Он  постоянно  слышал
жития святых. Древнерусская  письменность  указывает,  насколько  библейский
мир был реален для Руси.  На  старинных  иконах  события  Ветхого  и  Нового
Заветов изображены на фоне русских городов и русской природы. Таким же  было
и русское миросозерцание.  В  нём  не  было  отрыва  жизни  от  Библии.  При
появлении  чего-либо  непонятного  и  нового  древняя  Русь  пыталась  найти
объяснение в Писании. Так,  например,  неизвестно  откуда  пришедшие  татары
были для Руси библейскими народами, вышедшими из «пустыни Ефровския,  их  же
загна тамо (судия) Гедеон».
    Эта цельность церковного миросозерцания сказывалась и в  воззрениях  на
жизнь и долг князя. Церковь была  мерилом  жизни.  Многие  из  князей  самым
грубым образом попирали церковное учение. Но всё же и у них  было  церковное
сознание добра и  зла.  Древняя  Русь  не  создала  внецерковных  ценностей.
Церковь входила с детства в жизнь как высшая ценность  и  так  сопутствовала
человеку до самой его смерти.
    Второй особенностью суздальской жизни, накладывавшей отпечаток на князя
с  молодых  лет  и  дававшей   ему   особое   восприятие   предстоящей   ему
государственной деятельности и власти, было сближение  княжеского  двора  со
всем княжеством.
    Это первое детское восприятие в известной мере также оставалось на  всю
жизнь.  В  князьях  складывалось  новое,  для  Киевской  Руси  не  известное
понимание  своей  власти  над  княжеством  как  над   своим   хозяйством   и
достоянием. В них выковывалась твёрдая воля к  единодержавию  и  к  стяжанию
земли, которая так ярко проявилась у московских князей.
    Житие указывает на  способности  Св.  Александра,  проявившиеся  ещё  в
детстве. Он быстро научился  читать  и  писать,  пристрастился  к  чтению  и
целыми часами сидел над книгами. Он был силён, ловок и  красив.  Поэтому  во
всех играх, на лове, а потом и на войне он  был  всегда  первым,  как  и  за
чтением Псалтири.
    Житие повествует, что ещё мальчиком он был серьёзен,  не  любил  игр  и
предпочитал им Священное Писание. Эта черта осталась у него  на  всю  жизнь.
Св. Александр – это  ловкий  охотник,  храбрый  воин,  богатырь  по  силе  и
сложению. Но в то же время в нём есть постоянная обращенность  вовнутрь.  Из
слов жития видно, что эта резко  его  отличающая  особенность  –  совмещение
двух, казалось бы, противоречивых черт характера – начала проявляться ещё  в
годы раннего детства.
    Но эти детские годы в Переяславле были  очень  кратки.  Св.  Александру
рано пришлось выйти в жизнь. Причиной этому послужил переезд  его  вместе  с
отцом из Переяславля в Новгород.
    В 1222 году Ярослав с княгиней  Феодосией,  сыновьями  Феодором  и  Св.
Александром и дружиной приехал из Переяславля на новгородское княжение.
Новгородский князь жил с семьёй  и  дружиной  не  в  самом  Новгороде,  а  в
княжьем селе Городище, в трёх верстах от стен города. Эта  новая  обстановка
Городища, в которой жил Св. Александр, немногим отличалась  от  Переяславля.
Всё же переезд в Новгород был большой переменой в жизни  Св.  Александра.  В
Переяславле весь удел был расширенным княжеским  двором.  Выезжая  из  него,
князь повсюду был хозяином. Княжий двор переносился  в  волости,  и  волости
приходили  на  княжий  двор.  Здесь,  в  Новгороде,  за  пределами  Городища
кончался суздальский двор и начинался иной мир, живший по своей,  враждебной
Городищу воле. Жизнь в Городище была для княжичей  продолжением  суздальской
жизни, но выезды в город и подчас  буйное  вторжение  города  в  Городище  и
самый  вид  богатого  и  пёстрого  Господина  Великого   Новгорода   глубоко
отличались от залесской тишины Переяславля.
    Княжение Ярослава в Новгороде было неспокойным.  В  первый  же  год  по
своём приезде  он  пошёл  походом  на  Чудь.  С  тех  пор  летопись  пестрит
рассказами о его походах на Литву,  на  Емь  и  на  Чудь,  со  всех  сторон,
наседавших на новгородские пределы.
     1228 году Ярослав  поссорился с  Новгородом  и  ушёл  осенью  с  своей
княгиней в Переяславль, оставив в  Новгороде  сыновей  с  боярином  Феодором
Даниловичем и тиуном Акимом.
    Так девятилетний Александр остался с братом  один  без  поддержки  отца
среди   взметенного   Новгорода.   Молодые   князья   не    могли    править
самостоятельно. За них правили тиуны. Но всё же это  было  первым  княжением
Св. Александра совместно с братом.
    Во всё время своей жизни в Городище с отцом  и  матерью  Св.  Александр
постепенно  узнавал  Новгород,   как   беспокойное   море,   которое   нужно
обуздывать. Он видел разгоравшуюся ненависть суздальской  дружины  и  челяди
против новгородцев. Князья, приучая сыновей к управлению, рано  брали  их  с
собой на суд или вече. Св. Александр, наверно,  не  раз  видел  ожесточённые
споры отца во владычной комнате с упорными, прямо резавшими правду в  глаза,
новгородскими боярами. Он тогда же  начал  узнавать  сплетения  политических
интриг  —  борьбу  приверженцев  суздальской  власти,  на  которых  опирался
Ярослав, с южнорусской партией. Это была трудная школа  управления,  которая
могла научить многому.
    Новгород, споривший с сильным Ярославом и принудивший  его  уйти,  мало
считался с оставленными ему княжескими тиунами.  Длинная  борьба  с  князем,
окончившаяся победой, вызвала в Новгороде открытые мятежи  против  тех,  кто
держал сторону Ярослава. Тогда Ярослав ушёл из Новгорода.
    30-го декабря 1231 года Ярослав въехал в Новгород и  у  Св.  Софии  дал
обещание — «целова Св. Богородицу» — блюсти новгородские вольности.
    На этот раз он не остался в Новгороде и,  пробыв  там  две  недели  для
устройства  дел,  в  середине  января  вернулся  в  Переяславль,  оставив  в
Новгороде своими наместниками Феодора и Св. Александра с боярами.
    Молодые князья опять очутились в Новгороде между  волей  отца  и  волей
Новгорода, в  том  трудном  положении,  которое  дважды  принудило  молодого
Всеволода тайком убежать в  Суздаль.  Но  на  этот  раз  княжение  было  ещё
труднее: в эти годы Новгород и всю  Русь  посещали  одно  за  другим  разные
несчастья и беды.

    4. Нашествия Батыя.
    В начале 1237 года орды Батыя прошли через мордовские леса и  пошли  на
Рязань. Деревянные стены города  не  выдержали  ударов  стенобитных  орудий.
Татары ворвались в  Рязань,  убили  князя  и  княгиню,  всех  бояр,  иереев,
чернецов и простых людей - мужчин, женщин и детей, обесчестили монахинь.
    Во время  погрома  Рязанской  земли  великий  князь  Юрий  Всеволодович
поспешно собирал ополчение. Передовая  суздальская  рать  и  великокняжеская
дружина с сыном Юрия - Всеволодом, шедшие на помощь  Рязани,  встретились  с
татарами под Коломной. Была великая и  жестокая  сеча,  и  суздальская  рать
была разбита. Всеволод едва успел бежать. Татары двинулись через  Москву  на
Суздаль. Юрий, потерявший свою дружину под Коломной, ушел на север  собирать
новое ополчение. Набрав его, он стал станом на берегу  реки  Сити,  поджидая
прихода своего брата Ярослава - отца Св. Александра.
    В день памяти  Св.  Симеона   татары  подошли  к  стольному  Владимиру.
Захватив Владимир, татары облавами рассыпались по  всей  земле.  Частью  они
пошли на великого князя, а частью на другие  города  Суздальской  области  и
взяли их четырнадцать за один месяц. Великий  князь  Юрий  стоял  станом  на
Сити, когда пришла весть, что Владимир взят. Тотчас  же  за  этой  вестью  к
великому князю пришло известие, что  татары  уже  окружают  его.  Юрий  стал
строить свою рать. Произошла злая и  великая  сеча  4  марта  1238  года,  и
русские войска были разбиты. Юрий был убит, а  его  племянника,  ростовского
князя Василько, татары захватили в  плен.  Это  был  первый  князь  мученик,
принявший от татар смерть за веру. Между тем татары  продолжали  рыскать  по
всей  суздальской  земле,  громя  встречные   города.   Жители   ожесточенно
оборонялись и гибли, а оставшиеся в живых бежали в леса.
    Воевода Юдин с татарским отрядом, взяв Переяславль Залесский,  вышел  в
новгородские земли. Дойдя до новгородского города  Торжка,  татары  обложили
его и через две недели взяли город. Все  жители  были  посечены.  От  Торжка
татары пошли на Новгород, где княжил Св. Александр.
    Новгород пришел в смятение. У Св.  Софии  служились  молебны  и  горели
тысячи свечей. Св. Александр начал укреплять город и готовиться  к  обороне.
Впереди была безнадежность и лютая смерть, избиение жителей,  позор  женщин,
разграбление церквей, как в других русских городах.
    Был март месяц. Шла буйная русская весна с  быстрым  таянием  снега,  с
северной весенней  распутицей.  Татары  тоже  почуяли  первое  предвозвестие
весны. Они знали, что их конным  ордам,  бившим  русские  рати,  не  устоять
перед распутицей,  топкими  болотами  и  разлившимися  озерами  новгородской
земли. Дойдя до  Игнач  Креста,  всего  в  ста  верстах  от  Новгорода,  они
внезапно повернули на юг. Батый собрал свои  отряды,  рассеявшиеся  по  всей
Руси, по дороге разорил Козельск и ушел в половецкие степи.
    Разгромив половцев, он двинулся на южную Русь. Зимою 1240 года он  взял
приступом Киев и разрушил его. Потом Батый дотла разорил Владимир, Волынь  и
Галич. Оттуда он пошел на Венгрию, послав часть своей  орды  в  Польшу.  Эта
орда  взяла  приступом  и  сожгла  Краков.  Под  Лигницем  татары  встретили
соединенное войско Тевтонского  ордена,  поляков  и  силезцев  под  командой
Генриха Благочестивого. Татары разбили это войско и несли голову Генриха  на
копье перед своей ставкой.
    После боя под Ольмюцем татары повернули на юг и  пошли  из  Моравии  на
соединение с Батыем, который между  тем  вторгся  в  Венгрию  через  Русь  и
Молдавию. Разбитый татарами венгерский король Бела IV бежал на юг.  Будапешт
был взят и сожжен.
    Преследуя  Белу,  Батый  продолжал  продвигаться  на  юг  и  дошел   до
Далматинского  побережья,  разорив  Катарро  и   Рагузу.   Нашествие   татар
взволновало Европу. Великий Герцог  Австрийский  и  Король  Богемский  стали
стягивать свои войска для защиты Вены.
    Но в это время умер Огодай. Среди Чингизидов начались несогласия  из-за
раздела владений. В 1242 году Батый собрал свои  орды  и  через  южную  Русь
ушел в Азию. Русь была разрушена. В  степях  долго  лежали  черепа  и  кости
убитых. На этот раз татары, уйдя в Азию, не оставили Русь. Она сделалась  их
улусом, как Хорезм и Китай, как многие другие  азиатские  области.  Во  всех
городах были поставлены ханские  наместники.  Земля  была  обложена  тяжелой
данью. Князья должны были получать ярлыки на княжение от ханов  и  ездить  к
ним на поклон в орду.

        5. Западные войны Новгорода. Невская битва.
    В  1239  году  Св.  Александр  женился  на  княжне  Александре,  дочери
полоцкого князя Брячислава. Венчание совершено было в Торопце.  Там  же  Св.
Александр устроил свадебный пир. Вернувшись в Новгород,  он  устроил  второй
свадебный пир - для новгородцев.
    В том же году он начал сооружать укрепления по  берегам  Шелони.  После
того, как татары повернули от Игнач Креста на юг,  Св.  Александр  мог  ясно
увидеть  всю  трудность  положения  Новгорода.  Длинная  упорная  борьба  не
кончилась, она только начиналась.
    На востоке была разоренная земля, восстанавливаемые города и постепенно
возвращающиеся из лесов жители.  Там  царила  тяжесть  разорения,  угнетение
татарских баскаков и постоянная боязнь нового нашествия. Помощи оттуда  быть
не могло. Каждое княжество было слишком занято своей бедой,  чтобы  отражать
нашествия от других.
    Между тем в течение последних десятилетий против Новгорода стоял другой
враг, натиск которого постоянно отражался с помощью  Суздаля.  Это  был  мир
латинского католичества, авангардом своим - Ливонским орденом  меченосцев  -
утвердившийся на берегах Балтийского моря и надвигавшийся на новгородские  и
псковские пределы.
    В то же время другой  авангард  Европы  -  шведы  наступали  на  север,
угрожая Ладоге.
    Борьба с Западом велась в течение всех первых  десятилетий  XIII  века.
Момент ослабления Руси и одиночества Новгорода совпал с усилением натиска  с
Запада. Новгородские князья осознавали себя защитниками Православия и  Руси.
Как  новгородский  князь  Св.  Александр  Невский   преемственно   воспринял
историческую миссию защиты Православия и Руси от Запада.  Выступить  на  эту
защиту ему пришлось в годы самого высшего напряжения борьбы  и  одновременно
наибольшего ослабления Руси. Весь первый период его жизни прошел в борьбе  с
Западом. Татары остались за суздальскими лесами. Перед  ним  непосредственно
стоял лишь западный враг. Борьбой с  этим  врагом  было  поглощено  все  его
внимание. И в этой борьбе, прежде всего, выступают  две  черты:  трагическое
одиночество и беспощадность. Несмотря  на  все  ужасы  татарских  нашествий,
западная война была более ожесточенной. Здесь шла борьба на  смерть  или  на
жизнь. И  это  отличие  враждебных  волн,  шедших  с  запада  и  с  востока,
объясняет два совершенно различных периода жизни  Св.  Александра:  различие
его западной и восточной политики.
    Татары лавинами находили на Русь. Тяжко давили ее поборами и произволом
ханских чиновников. Но татарское владычество не проникало в  быт  покоренной
страны. Татарские завоевания были лишены религиозных побуждений.  Отсюда  их
широкая веротерпимость. Татарское  иго  можно  было  переждать  и  пережить.
Татары не покушались на внутреннюю  силу  покоренного  народа.  И  временным
повиновением можно было воспользоваться для укрепления этой  силы  при  всем
растущем ослаблении татар.
    Совсем иным был наступавший с запада мир  католицизма.  Внешний  размах
его завоеваний был бесконечно меньше, чем татарские нашествия.  Но  за  ними
стояла целостная единая сила. И главным побуждением борьбы было  религиозное
завоевание, утверждение  своего  религиозного  миросозерцания,  из  которого
вырастал весь быт и уклад жизни. С Запада на Новгород шли монахи-рыцари.  Их
эмблемой был крест и меч. Здесь  нападение  направлялось  не  на  землю  или
имущество, но на саму душу народа - на православную  Церковь.  И  завоевания
Запада были подлинными завоеваниями. Они не проходили огромных  пространств,
но захватывали землю пядь за пядью,  твердо,  навсегда  укреплялись  в  ней,
воздвигая замки.
    Поэтому  в  наступлении  шведов  и  ливонских  меченосцев  на  лишенный
поддержки Новгород было трагическое отсутствие иного исхода, кроме  неравной
борьбы без пощады. Это сознание жило в Новгороде. Весь первый  период  жизни
Св. Александра заключался в этой  отчаянной  борьбе.  Годы,  непосредственно
следовавшие  за  нашествием  Батыя,  были   годами   ожидания   готовящегося
нападения.
    В 1240 году, в летнее время - в самую страду полевых работ - в Новгород
пришла весть о нападении с севера. Зять  шведского  короля  Фолькунг  Биргер
вошел на ладьях в Неву и высадился с большой ратью в  устье  Ижоры,  угрожая
Ладоге.
    Неравная борьба началась. Враг был уже  в  новгородских  пределах.  Св.
Александр Невский не имел времени ни послать к  отцу  за  подкреплением,  ни
собрать  людей  из  далеко  разбросанных  новгородских  земель.  По   словам
летописи, он 'разгорелся сердцем' и выступил против шведского войска  только
со своей дружиной, владычным полком и небольшим новгородским ополчением.
    Идя вверх по течению Волхова, Св. Александр привел свою рать под  стены
Ладоги, лежавшей  на  порогах  Волхова,  среди  сосновых  лесов,  у  берегов
сумрачного Ладожского озера. Это был посад Новгорода, его оплот на севере  -
памятник сурового и простого новгородского зодчества в северных областях,  с
церковью Св. Климента и гостиными  рядами,  защищенный  низкими  стенами  из
круглого булыжника и плитняка, с круглыми угловыми башнями и  продолговатыми
щелями в стенах для метания стрел.
    Дойдя до Ладоги, Св. Александр присоединил ладожское ополчение к  своей
рати  и  через  леса  пошел  к  Неве  на   шведов.   Шведское   войско   под
предводительством Ярля Биргера на ста судах с пятитысячным десантом вошло  в
Неву и расположилось лагерем у реки Ирожа.
    Сеча произошла 15 июля в день  памяти  Св.  Равноапостольного  Великого
Князя Владимира. Св.  Александр  скрыто  подошёл  к  шведскому  лагерю  и  в
рукопашном бою  наголову  разгромили  противника.  Бой  кончился  к  вечеру.
Остатки шведской рати сели на ладьи и ночью ушли в море.
    По словам летописца, тела убитых шведов наполнили три ладьи и несколько
больших ям, а новгородцы потеряли  убитыми  всего  двадцать  человек.  Можно
думать, что летописец неправильно передает соотношение убитых  в  сече,  но,
во всяком случае, его  рассказ  выражает  сознание  великого  значения  этой
победы для Новгорода и всей Руси. Натиск шведов был отражен. Слух  о  победе
прошел по всей стране. Новгород, объятый перед тем  страхом  и  тревогой  за
исход  неравной  борьбы,  возликовал.  При  звоне  колоколов  Св.  Александр
вернулся в Новгород. Архиепископ  новгородский  Спиридон  с  духовенством  и
толпы новгородцев  вышли  ему  навстречу.  Въехав  в  город,  Св.  Александр
проехал прямо к Св.  Софии,  хваля  и  славя  Святую  Троицу  за  одержанную
победу.

        6. Ледовое побоище
«Кто с мечом к нам придет,
от меча и погибнет!»
Александр Ярославович Невский.
    Летом 1240 года Св. Александр при звоне колоколов  и  ликовании  народа
въехал в Новгород. Зимой того же 1240  года  он  с  матерью,  женой  и  всем
княжьим двором уехал в Суздаль, поссорившись с новгородцами.
    Видимо, новгородцы не понимали, что война не кончилась невской  победой
и что наступление шведов лишь первое нападение Запада, за которым  последуют
другие.  В  попытках  Св.  Александра  к  усилению   своей   власти   князя-
предводителя рати они увидели прежнюю враждебную  им  княжескую  суздальскую
волю. Сама слава Св. Александра и любовь к нему народа делали его  в  глазах
новгородских  бояр  еще  более  опасным  для  новгородской  вольности.   Это
непонимание страшного часа Руси  вызвало  у  Св.  Александра  раздражение  и
досаду.  На  этой  почве  произошла  распря,  вызвавшая  мятеж.  Тогда   Св.
Александр отъехал в Переяславль.
    Той же зимой, уже после отъезда Св. Александра, меченосцы опять  пришли
в новгородские владения  Чудь  и  Водь,  опустошили  их,  обложили  данью  и
воздвигли город Копорье  на  самой  новгородской  земле.  Оттуда  они  взяли
Тесово и подошли на 30 верст к Новгороду, избивая  по  дорогам  новгородских
гостей. На севере они дошли до Луги. В  это  время  на  новгородские  рубежи
напали литовские князья. Меченосцы, Чудь и литовцы рыскали  по  новгородским
волостям, грабя жителей и отбирая лошадей и скот.
    В этой беде новгородцы отправили  к  Ярославу  Всеволодовичу  послов  с
просьбой о князе. Он послал  им  своего  сына  Андрея,  младшего  брата  Св.
Александра. Но новгородцы  не  верили,  что  молодой  князь  выведет  их  из
небывалых бед.  Они  снова  послали  к  Ярославу  архиепископа  Спиридона  с
боярами, умоляя его отпустить на княжество Св. Александра.
    Ярослав согласился. Зимой 1241 года Св. Александр после года отсутствия
снова въехал в Новгород, и «рады быша новгородцы».  Общие  беды  и  невзгоды
крепко связали Св. Александра с Новгородом.
    По приезде Св. Александр  собрал  ополчение  из  новгородцев,  ладожан,
корельцев и ижорян, напал на воздвигнутое  на  новгородской  земле  Копорье,
разрушил город до основания, перебил многих меченосцев, многих увел в  плен,
других отпустил. В ответ на это  нападение  орденские  братья,  несмотря  на
зимнее время, напали на Псков и, разбив псковичан, посадили  в  город  своих
наместников. Услышав  об  этом,  Св.  Александр  во  главе  новгородского  и
низового войска  с  братом  Андреем  пошел  на  орден.  По  дороге  он  взял
приступом Псков и орденских наместников отослал закованными в Новгород.  Из-
под Пскова он двинулся дальше и вошел во владения ордена.
    Вступив в орденские  земли,  Св.  Александр  пустил  полки  в  зажития.
Меченосцы напали на передовой полк новгородцев и изрубили его. При  известии
о вторжении русских магистр собрал весь орден и подчиненные  ему  племена  и
выступил к рубежам. Узнав, что на него  идет  большая  рать,  Св.  Александр
отступил из орденских владений, перешел через Чудское озеро и поставил  свои
полки на русском его берегу, на  Узмени  у  Вороньего  камня.  Наступил  уже
апрель, но все еще  лежали  снега,  и  озеро  было  покрыто  крепким  льдом.
Готовился  решительный  бой.  На  новгородцев  шел  весь  орден.  Немцы  шли
'похваляясь', уверенные в своей победе. Из рассказа летописи видно, что  вся
новгородская рать сознавала глубокую серьезность  боя.  В  этом  рассказе  в
напряженном ожидании битвы есть ощущение лежащей за  спиной  русской  земли,
участь  которой  зависела  от  исхода  сечи.  Исполнившись   ратного   духа,
новгородцы сказали Св. Александру:
'О княже наш честный и драгий; ныне приспе  время  положити  главы  своя  за
тя'.
    Но вершина этого сознания решительности боя заключается в молитвах  Св.
Александра, которые приводит летопись:
    В субботу (5 апреля) на восходе  солнца  рать  меченосцев  в  накинутых
поверх доспехов белых плащах, с нашитыми на них  красным  крестом  и  мечом,
двинулась по льду озера на новгородцев. Построившись клином - 'свиньей' -  и
сомкнув щиты, они врезались в русскую рать  и  пробились  через  нее.  Среди
новгородцев началось смятение. Тогда Св. Александр с запасным полком  ударил
в тыл врага. Началась сеча, 'зла и велика... и  трус  от  копей  ломленья  и
звук от мечного сечения... и не бе видети  озеру,  и  покрыло  бо  есть  все
кровью'. Чудь, шедшая вместе с орденом, не  устояв,  побежала,  опрокинув  и
меченосцев. Новгородцы гнали их по  озеру  семь  верст,  до  другого  берега
озера, называемого Супличским.  На  широком  ледяном  пространстве  бежавшим
некуда было скрыться. В битве пало 500 меченосцев и множество Чуди.
    Пятьдесят рыцарей было взято в плен  и  приведено  в  Новгород.  Многие
утонули в озере, провалившись в полыньи,  а  многие  израненные  скрылись  в
лесах.
    Борьба  с  Западом  не  окончилась  Невской  и  Чудской  битвами.  Она,
возобновляясь  еще  при  жизни  Св.   Александра,   продолжалась   несколько
столетий. Но Ледовое побоище сломило вражескую волну в то время,  когда  она
была особенно сильна и когда, благодаря ослаблению Руси,  успех  ордена  был
бы решительным и окончательным. На Чудском озере и  на  Неве  Св.  Александр
отстоял самобытность  Руси  от  Запада  в  самое  тяжелое  время  татарского
полона.
    Эхом взятия Копорья  было  восстание  эстов  на  острове  Сарема,  Эхом
Ледового побоища стало  восстание  против  крестоносцев  племени  куршей  на
Налтийском побережье;  к  ним  на  помощь  с  многотысячным  войском  пришел
литовский великий князь Миндовг. Восстали пруссы — тоже поморское племя;  им
помог войском польский князь Святополк. Рыцари  —  на  этот  раз  Тевтонский
орден   были разгромлены у Рейзенского озера.

        7.  Походы Св. Александра на Литву
    Два главных противника Новгорода - шведы и меченосцы - были отражены  и
на время отступились от нападений. Оставался третий враг  -  воинственная  и
полудикая Литва.
    Разделенная на множество мелких княжеств, она  делала  набеги  на  Русь
сравнительно небольшими отрядами. Эти отряды появлялись из  литовских  лесов
перед тем или  иным  русским  городом,  иногда  захватывали  его  и  грабили
окрестности.  Потом  они  снова  скрывались  в  леса.  Если  русские  князья
настигали такой отряд и уничтожали его, то это не прекращало  набегов.  Один
литовский князь или  несколько,  соединившись  вместе,  снова  приходили  на
Русь.
    Св. Александру Невскому пришлось оборонять русскую  землю  и  от  этого
врага.  Постоянные  набеги  литовцев  особенно  усилились  в  1242  году,  в
следующее за Ледовым побоищем лето.
    Св. Александр пошел на Литву. Он разбил один за другим семь,  проникших
на новгородскую землю, литовских отрядов.  Новгородцы  ловили  уцелевших  от
разгрома литовцев и, озлобленные  на  них,  уводили  в  плен,  привязавши  к
хвостам коней. Этот быстрый разгром прекратил  литовские  набеги.  Несколько
лет за Ледовым побоищем  и  поражением  Литвы  прошли  спокойно.  Постоянные
враги Новгорода  -  шведы,  орден  и  литовцы  -  примолкли.  Мир  был  и  в
Новгороде. За это время не было слышно ни о мятежах,  ни  о  восстаниях,  ни
ссорах с князем. Как новгородский князь Св.  Александр  принимал  участие  в
управлении Новгородом.
    В 1244 году, 5 мая, скончалась мать  Св.  Александра  княгиня  Феодосия
Ярославна,  жившая  в  Новгороде.  Перед  смертью  она  была  пострижена   в
монашество при монастыре Св. Георгия с именем Евфросинии и погребена  в  том
же монастыре, рядом со своим сыном, князем Феодором.
    В 1245 году Литва  снова  совершила  набег  на  новгородские  владения.
Несколько  литовских  князей,  соединившись  вместе,  прошли  до  Бежецка  и
Торжка. Жители Торжка со своим  князем  Ярославом  Владимировичем  выступили
против них и были разбиты.  Литовцы  захватили  большой  полон  и  повернули
назад в Литву. Этот набег поднял всю северную  Русь.  Тверичи,  дмитровцы  и
новоторжцы погнались  за  уходившею  с  полоном  Литвою  и  разбили  ее  под
Торопцем. Литовские князья  со  своей  ратью  скрылись  за  стенами  города.
Русские  обложили  город.  Наутро  после  этой  сечи  к  Торопцу  подошел  с
новгородцами Св. Александр. Взяв приступом город, он отнял у  литовцев  весь
полон. В этом бою пало восемь литовских князей.
    Здесь, под стенами  Торопца,  у  Св.  Александра  вышло  разногласие  с
новгородцами. Новгородцы считали, что поход кончен. Но Св.  Александр  знал,
что поражение одного литовского отряда не  избавит  Новгород  от  дальнейших
набегов.  После  длительных  споров   князя   с   посадником   и   воеводами
новгородская рать разделилась. Новгородское ополчение  и  владычний  полк  с
посадником и тысяцким вернулись в Новгород, а Св. Александр со своей  княжей
дружиной пошел в литовские пределы. Войдя в Смоленскую  землю,  он  встретил
Литву под Жижичем и разбил ее. На обратном пути он разбил и другую рать  под
Усвятом.
    Разгром литовцев не на новгородской земле, а в литовских лесах  надолго
прекратил  набеги.  Эта  война,  как  и  все  войны  Св.  Александра,   была
оборонительной по существу, но наступательной по действиям.

        8. Западная политика Св. Александра.
    Отвергнув союз с Западом, Св. Александр принял подчинение Востоку.  Его
политика по отношению к татарам была его самым великим, но и  самым  тяжелым
историческим делом.
    Из ясного осознания своей миссии -  сохранить  Русь  -  и  двух  сторон
татарского  ига  -  несокрушимости  и  гибельности  при  открытой  борьбе  и
известной терпимости, дающей простор для внутреннего роста  при  повиновении
- вытекает вся восточная политика Св.  Александра  Невского,  которая  стала
политикой его преемников и  которая  всецело  оправдала  себя  в  дальнейшие
века.
    Нашествия  были  величайшим  злом,  грозившим  полной   гибелью.   Русь
десятилетиями  оправлялась  от  Батыева  разгрома.  При   нашествии   татары
стремились до основания разрушить страну. Новое нашествие на Русь,  подобное
Батыеву, могло окончательно подорвать ее, уничтожить и ту  внутреннюю  силу,
которая теплилась и начинала возрождаться.
    Поэтому вся политика Св. Александра Невского сводилась к предотвращению
нашествий. Он шел на все уступки, лишь бы только предотвратить ханский  гнев
на Русь. Для этого он добивался полным повиновением доверия ханов,  пытался,
как можно больше отдалить Русь от ханов и стать посредником между ними.  Для
этого он должен был становиться как бы  наместником  хана,  от  которого  он
получал саму власть, и возможность предотвращать всякую попытку мятежа.
    Только с этой точки  зрения  понятно  все  дело  жизни  Св.  Александра
Невского.  Перед  Св.  Александром   лежала   трудная   задача   сдерживания
возмущенного и озлобленного народа.

        9. Поездка к Батыю.
    К 30 сентября 1246 года скончался в далекой Монголии 'нужною', то  есть
насильственной смертью, великий князь Ярослав Всеволодовича. Бояре  привезли
тело его во Владимир. Узнав об этом, Св. Александр  поспешил  немедленно  из
Новгорода туда же, чтобы воздать последний долг почившему.
    Смерть Ярослава освободила на  Руси  великокняжеский  престол.  Великим
князем временно сделался брат Ярослава -  Святослав  Всеволодович.  Перемена
на великом  княжении  вызвала  перемещения  на  других  столах.  Перемещение
коснулось и Св. Александра,  как  старшего  сына  умершего  великого  князя.
Занятие  нового  стола  зависело  от  татар.  Для  получения  княжеств   Св.
Александр и его брат Андрей должны были ехать за ярлыком в Орду.
    Кипчацкие ханы из своей ставки следили за  Русью.  Имя  Св.  Александра
было уже прославлено по всей Pycи. Победы его  над  шведами,  меченосцами  и
Литвой сделали из него народного героя, защитника Руси от иноземцев. Он  был
князем в Новгороде - единственной области Руси, куда не доходили татары.  И,
вероятно,  многих  русских  в  то  время  жила  надежда,  что  этот   князь,
разбивавший с небольшим ополчением иноземные рати, освободит Русь от  татар.
Это подозрение должно было возникнуть и в  ханской  ставке.  Поэтому  приказ
Батыя явиться в Орду вполне понятен.
    Так же понятно и колебание Св. Александра - нежелание его ехать в Орду.
Это был самый решительный и  трагический  момент  в  жизни  Св.  Александра.
Перед ним лежали два пути. На один из них нужно  было  становиться.  Решение
предопределяло его дальнейшую жизнь.
    Этот шаг был полон тяжких колебаний. Поездка в Орду - это  была  угроза
бесславной смерти -  князья  и  шли  туда,  почти  как  на  смерть,  уезжая,
оставляли завещания - отдача на милость врага  в  далеких  степях  и,  после
славы Невского и Чудского побоищ, унижение перед идолопоклонниками.
    Казалось бы, что и слава, и честь, и  благо  Руси  требовали  отказа  -
войны.  Можно  твердо  сказать,  что  Русь  и,  особенно,  Новгород,   ждали
неповиновения воле хана. Бесчисленные  восстания  свидетельствуют  об  этом.
Перед Св. Александром был путь прямой  героической  борьбы,  надежда  победы
или героической смерти. Но Св. Александр  отверг  этот  путь.  Он  поехал  к
хану.
    Здесь сказался его реализм. Если бы у него была сила, он  пошел  бы  на
хана, как шел на шведов. Но твердым и свободным взглядом он  видел  и  знал,
что нет силы и нет возможности победить. И он смирился. И  в  этом  унижении
себя, склонении перед силой жизни был больший подвиг,  чем  славная  смерть.
Народ особым чутьем, быть может, не сразу и не вдруг, понял Св.  Александра.
Он прославил его еще задолго до канонизации, и трудно  сказать,  что  больше
привлекло к  нему  любовь  народа:  победы  на  Неве,  или  эта  поездка  на
унижение.
    Приказ Батыя застал Св. Александра во Владимире. Всех  ехавших  в  Орду
особенно смущало требование татар поклониться идолам и пройти  через  огонь.
Эта тревога была и у  Св.  Александра,  и  с  ней  он  пошел  к  Митрополиту
Киевскому Кириллу, жившему в то время во Владимире.
    'Святый же (Александр) слышав сие от  посланных  печален  быша,  вельми
боля душею и недоумевашеся,  что  о  сем  сотворити.  И  шед  святой  поведа
епископу мысль свою'.
    Митрополит Кирилл сказал ему: 'Брашно и питие да не внидут в уста твоя,
и не остави Бога  сотворившаго  тя,  яко  инии  сотвориша,  но  постражи  за
Христа, яко добрый воин Христов'.
    Св. Александр обещал исполнить это наставление. Митрополит  Кирилл  дал
ему запасные Св. Дары 'в спутники быти' и отпустил со словами:  'Господь  да
укрепит тя'.
    Как и других князей, Св. Александра по приезде в Орду  привели  к  двум
кострам, между которыми он должен был пройти, чтобы  подвергнуться  очищению
и  затем  поклониться  идолам.  Св.  Александр  отказался  исполнить  обряд,
сказав: 'Не подобает ми, христианину сущу, кланятисея твари, кроме Бога;  но
поклонитеся Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, иже  сотвори  небо  и
землю, и море, и вся, яже в них суть'.
    Татарские чиновники послали сказать Батыю о  неповиновении  князя.  Св.
Александр стоял у костров, ожидая решения  хана,  как  год  перед  этим  Св.
Михаил  Черниговский.  Посол  Батыя  привез  приказ  привести  к  нему   Св.
Александра, не заставляя проходить между огней.  Ханские  чиновники  привели
его к шатру и обыскали, ища спрятанного  в  одежде  оружия.  Секретарь  Хана
провозгласил его имя и велел войти, не наступая на  порог,  через  восточные
двери шатра, потому что через западные входил лишь сам Хан.
    Войдя в шатер, Св. Александр подошел к Батыю, который сидел на столе из
слоновой кости, украшенном золотыми листьями, поклонился ему  по  татарскому
обычаю, т.е. четырехкратно пал на колени,  простираясь  затем  по  земле,  и
сказал:
'Царь, тебе  поклоняюся,  понеже  Бог  почтил  тебе  царством,  а  твари  не
поклоняюся: та бо человека  ради  сотворена  бысть,  но  поклоняюся  единому
Богу, Ему же служю и чту'.
    Батый выслушал эти слова и помиловал Св. Александра.
    В Орде Св. Александр воочию увидел мощь татар, единое царство  которых,
несмотря на внутренние распри,  простиралось  от  Тихого  океана  до  границ
Европы.

       10. Татары-монголы.
    Многим соотечественникам Александра его политика мира с Ордой  казалась
ошибкой. Даже самые близкие люди -  брат Андрей и сын Василий    перейдут  в
ряды сторонников неотложной войны против Татаро-монголов.
    Александр всеми средствами старался ублажить  хана  и  его  сановников,
чтобы избавить Русскую землю от новых бед.  Только в 1252 году  хан  признал
Александра великим князем и дал ему Владимир. С этого времени  пришлось  ему
взять на себя тяжелое дело. Нелегко было ему раньше отбиваться  от  западных
врагов, но зато блестящие победы, воинская слава, чувства  народной  радости
и благодарности были тогда наградою ему за тяжелые  воинские  труды.  Теперь
ему приходилось унижаться перед ханом,  заискивать  расположения  сановников
его, одаривать их, чтобы спасти  родную  землю  от  новых  бед;  приходилось
уговаривать свой народ не  противиться  татарам,  уплатить  требуемую  дань.
Даже  иной  раз  приходилось  ему  самому,  в  случае  сопротивления,  силою
заставлять  свой  народ  исполнять  требования  татар.  Конечно,  болезненно
сжималось сердце.
    Александра,  когда  ему   приходилось   наказывать   своих   людей   за
непослушание татарам. Многие в то  время  думали,  что  Александр  не  жалел
своего народа, действовал сообща с татарами, и злобились на  него.  Немногие
понимали  тогда,  что  тяжелая  необходимость  заставляла   Александра   так
действовать,  что,  поступи  он  иначе,  новый  страшный  погром   татарский
обрушился бы на несчастную Русскую землю.
    В 1256 году новый хан (Берке) приказал сделать вторую перепись на Руси.
(первая  перепись  была  сделана  при  Ярославе  Всеволодовиче.)   В   земли
рязанскую, муромскую и суздальскую  явились  татарские  численники,  ставили
своих десятников, сотников,  тысячников;  всех  жителей,  исключая  духовных
лиц, переписывали, чтобы  обложить  поголовною  данью.  Новый  хан  пожелал,
чтобы перепись была сделана и в Новгороде. Когда  весть  об  этом  дошла  до
Новгорода, поднялся здесь мятеж. Новгород не  был,  подобно  другим  русским
городам, покорен  татарским  оружием,  и  новгородцы  не  думали,  чтобы  им
пришлось добровольно платить постыдную дань. Чувствовал Александр, что  быть
беде, но не мог  ничего  сделать  в  пользу  Новгорода.  Прибыл  он  сюда  с
татарскими  послами,  которые   требовали   десятины.   Новгородцы   наотрез
отказались уплатить дань; однако ханских послов не  только  не  обидели,  но
даже одарили и с честью отпустили домой. Народ волновался. Многие  злобились
на Александра за  то,  что  он  держал  сторону  татар.  Новгородский  князь
Василий, сын Александра, был  на  стороне  недовольных  новгородцев.  Тяжело
было его положение; не понимал и  он,  как  большинство  новгородцев,  какая
беда может постигнуть ослушников хана: стать  на  сторону  отца,  по  мнению
князя Василия, значило — изменить Новгороду, а  противиться  отцу  было  ему
тяжело. Кончил он тем, что бежал во Псков.  Александр  на  этот  раз  сильно
озлобился, выгнал сына своего из  Пскова,  а  некоторых  новгородских  бояр,
главных зачинщиков мятежа, жестоко казнил.
    заволновался народ, и сборщики дани были перебиты.
    В сильную ярость пришел хан. В Орде собирались уже полчища:  готовились
татары страшно наказать мятежников. Александр поспешил в Орду.
    Видно, нелегко ему было ублажить хана и его приближенных, зиму  и  лето
пришлось ему прожить в Орде.  Зато  ему  удалось  спасти  родную  страну  не
только от нового погрома, но и выпросить для нее важную льготу:  по  просьбе
Александра  хан  освободил  русских  от   обязанности   поставлять   татарам
вспомогательное войско. Тяжело было бы русским биться  за  татар,  проливать
свою кровь за злейших врагов своих!..

       11. Смерть Александра Ярославовича Невского.
«Дети мои милые,
закатилось солнце земли Русской!»
Митрополит Кирилл
    Из Орды  Александр  возвращался  больным.  Крепкое  его  здоровье  было
надорвано постоянными  тревогами  и  трудами.  С  трудом,  еле  перемогаясь,
продолжал он свой путь. Доехал  он  до  Городца.  Здесь  окончательно  слег.
Когда почувствовал он приближение смерти,  принял  схиму.  Ночью  14  ноября
1263 г. его не стало.
    Скоро дошла до города Владимира скорбная весть  о  кончине  Александра.
Митрополит Кирилл, служивший в это  время  обедню,  обратился  к  народу  со
слезами на глазах и сказал:
      -Дети  мои  милые,  закатилось  солнце  земли  Русской!  Народ  долго
оплакивал своего князя. Тело усопшего князя перевезли во Владимир.  Несмотря
на  зимнюю  стужу,  митрополит  Кирилл  с  духовенством  встретил   тело   у
Боголюбова, и отсюда со свечами и кадилами все духовенство провожало его  до
Владимира.
    Огромная толпа теснилась около  гроба:  каждому  хотелось  приложиться.
Многие громко плакали.  23  ноября  тело  Александра  Невского  погребли  во
владимирском монастыре Рождества Богородицы.
    Потрудился Александр  для  Русской  земли.  Мужественно  и  победоносно
боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ от  хищных
татар.  Среди  трудных  княжеских  дел  не  забывал  благочестивый  князь  и
христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он  в  Орду,  не
мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали  его  своим
«ангелом-хранителем». Русская церковь причислила его к лику святых.

       13. Воля Петра Первого.
    Петр Великий, нуждавшийся  в  покровителе  для  борьбы  со  шведами  за
Балтику, перенес мощи святого князя из Владимира в Петроград и даже  уставил
праздновать его память 30 августа, в день заключения Нейштадтского  мира  со
Швецией. Интересно, что впоследствии большевики организовали  перенос  мощей
в фонды музея истории религии и  атеизма,  хотя  впоследствии  новой  власти
князь тоже пригодился. Образ Александра во время надвигавшегося конфликта  с
немцами призвал в союзники Сталин. Именно тогда  появился  знаменитый  фильм
Эйзенштейна,  который  можно  назвать  гениальным,  если  бы  не  исполнение
социального  заказа  и  черты  сходства   с   произведениями   гитлеровского
кинематографа.

       14. Рассуждения об Александре Невском.
    Едва  ли  во  всей  российской  истории  найдется  более  известная   и
противоречивая личность, чем Александр Невский. И это  не  удивительно,  так
как  подлинный  его  образ  скрыт  завесой   мифов,   созданных   официозной
историографией, в  итоге  признавшей  за  князем  две  заслуги:  обеспечение
безопасности  северо-западных  границ  Руси  и  смягчение   тягот   монголо-
татарского ига.
    Современники Невского не  выделяли  как-то  особенно  его,  несомненно,
выдающиеся победы в бесконечной череде пограничных столкновений  с  немцами,
шведами, датчанами и литовцами. Даже наоборот,  через  четверть  века  после
Ледового побоища летописец записал про  случившуюся  тогда  битву,  что  'ни
отцы, ни деды наши не видали такой жестокой сечи'. Однако  в  более  поздние
времена именно венные триумфы  князя  сделали  его  символом  верного  курса
проводимой государственной политики.
    В правление Александра Невского произошло первое  междоусобие  в  Орде,
окончившееся её разделением.  Именно,  один  из  могущественнейших  ханов  –
Ногай, восстав против Беркая, отделился от него и основал особое царство  на
севере от Черного  моря.  От  имени  этого  хана  произошло  название  татар
ногайских.
    Я думаю, что Александр Невский показал русскому народу, что есть в  них
ещё сила для защиты родины. Если бы не он Новгородская земля не  пала  бы  в
зависимость от Золотой Орды, а была бы разделена между  немцами,  литовцами,
шведами. Поскольку Русь во  время  правления  Александра  в  Новгороде  была
ослаблена, и удельные  княжества  зализывали  раны  после  нашествия  Батыя.
Новгороду не помог бы не кто, а силы, точнее умения  вести  бой,  у  них  не
было. Кто знает, чем бы закончились противостояния  русского  народа  против
баскаков.
    Александр Невский показал всем, что каждый  покланяется  своему  одному
богу. Этим он вырази глубокую веру в бога православного.



                              Список литературы.



1. С.В. Новиков «История отечества, справочник школьника» Изд. Москва 1996.


2. Ю.В. Тот, М.М. Шумилов, Е.А. Шаскольская «История России IX-XX вв.»  Изд.
   Санкт-
      Петербург 1994. Ст. 12-19


3. И.В.  Петрова,  Б.Г.  Смирнов  «Великий  князь  Александр  Невский»  Изд.
   Лениздат 1992

.
4.  Г.М.  Прохоров,  С.С.  Бычков,  И.  Сайко,  В.  Савиных   «Жизнеописание
   достопамятных людей земли русской X-XX вв.» Изд. Московский рабочий 1992.
   Ст. 50-57.


5. В. Князева, Б. Файзуллин, А. Бородин «Иллюстрированная история России  до
   Петра Великого» Изд. Санкт-Петербург 1993. Ст. 93-94.


6. Ю.К. Бегунов, А.Н. Кирпичников «Князь  Александр  Невский  и  его  эпоха»
   Изд. Санкт-Петербург 1995.




ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru