Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Послевоенное устройство мира: равновесие сил или холодная война

Работа из раздела: «История и исторические личности»

37

Филиал Московского Государственного университета

им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе

Кафедра управления

Реферат по курсу «История Отечества»

на тему «Послевоенное устройство мира: равновесие сил или холодная война»

Выполнил (а):

студент У-102 (А)

Жупаненко Андрей Андреевич

г. Севастополь

2010 г.

Оглавление

Вступление

1. Равновесие сил или холодная война

2. Холодная война и ее причины

3. План Даллеса (цели США в войне против России)

4. СССР в Холодной Войне

5. Пропаганда и идеология враждующих сторон

6. НАТО против ОВД

7. Корейская война

8. Карибский Кризис.

9. Конец войны, выводы

Список использованной литературы

Вступление

В 1945 году после практически непрерывных боевых действий во всем мире закончилась самая кровавая и самая разрушительная война. На временно оккупированной фашистской Германией территории СССР до войны проживало 45% населения страны, производилось 63% угля, 58% стали, 60% алюминия, 38% зерна, 84% сахара. Враг захватил территорию площадью в 4,8 млн. кв. км., где производилось 33% промышленной продукции, находилось 47% посевных площадей. В результате военных действий полностью или частично было разрушено 1710 городов и поселков и более 70 тысяч сел и деревень, в которых было сожжено и разрушено свыше 6 млн. зданий. Крова лишились почти 25 млн. человек. Помимо этого было разрушено 31,8 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км. железнодорожных путей, 4,1 тыс. железнодорожных станций. Немцы зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз. Наша страна в этой войне потеряла 30% своего национального богатства (более 40% всего материального ущерба, нанесенного Второй мировой войной). Однако особенно страшными оказались людские потери. Прямые потери населения в годы войны составили 26 млн. человек, косвенные (из-за падения рождаемости) - 22-23 млн., всего 48 млн. человек. Тем не менее, СССР, благодаря упорству и труду своего народа, удалось быстро восстановить экономику, напрямую конкурировать в военной сфере с США (чья экономика многократно возросла благодаря войне). СССР удалось добиться огромного прироста в добывающих отраслях (в отдельные годы уровень добычи нефти достал около 1 млрд. тонн в год), была восстановлена металлургия и машиностроение.

Победоносное окончание войны изменило международное положение Советского Союза. Он не только вышел из международной изоляции, но стал признанной всеми великой державой, играющей одну из ключевых ролей в международных делах. В Совете Безопасности ООН Советский Союз стал одним из пяти постоянных членов наряду с США, Англией, Францией и Китаем (также официальными членами ООН были признаны две советские республики Украина и Белоруссия). Великие державы признали право СССР на территории, приобретенные в Европе - часть Восточной Пруссии; и на Дальнем Востоке - возвращение России Южного Сахалина, Курильских островов и необходимость военного присутствия в Китае. В ялтинских и частично в лондонских соглашениях зафиксировано признание интересов Советского Союза в Восточной Европы. Влияние Советского Союза в Европе стало не оспоримо, ровно, как и США...

1. Равновесие сил или холодная война

С окончанием войны полярность мира резко изменилась - старые колониальные страны Европы и Япония лежали в руинах, зато вперед выдвинулись Советский Союз и Соединенные Штаты, лишь незначительно вовлеченные в мировое соотношение сил до этого момента и заполнившие теперь своеобразный вакуум, образовавшийся после крушения стран оси. И с этого момента интересы двух сверхдержав вошли в противоречие - и СССР, и США стремились как можно дальше расширить пределы своего влияния, началась борьба по всем направлениям - в идеологии, чтобы завоевать умы и сердца людей; в стремлении вырваться вперед в гонке вооружений, чтобы разговаривать с противоположной стороной с позиции силы; в экономических показателях - чтобы продемонстрировать превосходство своего общественного строя; даже в спорте - как сказал Джон Кеннеди, 'международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями'.

с 1947 г. президент Трумэн начал применять практически свою стратегию «сдерживания» советского влияния в мире, и Германии предназначалась в этой стратегии важнейшая роль форпоста Запада в Европе. Америка поможет Германии подняться из руин (план Маршалла), а Германия за это поможет Америке «сдерживать» коммунизм в Европе. В июне 1948 г. западные державы поставили своего союзника перед свершившимся фактом, враждебным по отношению к СССР и враждебным духу международных договоров в Ялте и Потсдаме: они провели монетарную реформу в трех зонах оккупации, ими контролируемых, продемонстрировав, таким образом, их волю к интегрированию западной части Германии в экономическую систему Запада.

Советская сторона, преданная союзниками, установила блокаду автомобильных и железных дорог, связывающих Берлин с западными зонами оккупации. В знак протеста СССР также вышел из Союзнической Контрольной Комиссии. Американцы, французы и британцы ответили образованием воздушного моста, который более года питал «западный остров» Берлин. Это столкновение явилось важнейшим поворотным пунктом в истории послевоенного Берлина и Германии: с этого времени разделение города на две зоны -- «советскую» и «западную» -- стало фактом. С тех пор и для многих немцев, и для всего западного мира войска западных держав в Германии и Берлине уже более не оккупационные силы, но протекционные силы, защищающие немцев и западный мир вообще от СССР. Даже если бы СССР никак не среагировал на монетарную реформу-провокацию, «Холодная война» все равно последовала бы, ибо она сложилась уже до этого теоретически в сознании правящих кругов США. Зная, что СССР обессилел в войне с Германией настолько, что неспособен будет на новую большую войну в следующие 15 лет (к такому выводу пришел секретный рапорт конца 1945 г. Сводного Разведывательного Комитета Соединенных Штатов), Трумэн и его люди опасались соблазняющего влияния коммунизма на свои народы, а не военной мощи СССР. Ведь известно, что тотчас после войны коммунизм стал пользоваться большой популярностью в мире.

Термин “холодная война” был введен в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года (впервые термин был употреблен приблизительно месяц до этого одной из Вашингтонских газет). Уже не являясь лидером своей страны, Черчилль оставался одним из самых влиятельных политиков мира. В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной “железным занавесом” и призвал западную цивилизацию объявить войну “коммунизму”. На самом деле война двух систем, двух идеологий не прекращалась с 1917 года, однако оформилась как вполне осознанное противостояние именно после Второй Мировой войны. Почему же она началась только после Второй Мировой войны? Очевидно, это было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнеров по коалиции не убавилось. В известной степени инициатива начала “холодной войны” принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом. Итак, “холодная война” возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых, пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсный. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчилль, провозгласив “холодную войну”. Поскольку, отмечал Черчилль, русские уважают только военную силу, западные страны должны отказаться от прежней доктрины равновесия сил и перейти к созданию значительного перевеса в военной мощи над Советским Союзом. Речь Черчилля удачно камуфлировала тот простой факт, что к этому времени ударная военная сила США и Англии уже значительно превосходила советскую. Они имели 167 авианесущих кораблей и 7700 палубных самолетов (у нас их не было), в 2,3 раза больше подводных лодок, в 9 раз - линкоров и больших крейсеров, в 19 раз - миноносцев, а также четыре воздушные армии стратегической авиации, в составе которой имелись бомбардировщики с дальностью полета 7300 км (радиус действия советской авиации не превышал 1500-2000 км). В заключение Черчилль сказал: «Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин».

Одно лишь высказывание бывшего руководителя Британии расставляет все точки над «и». Период с 1945 по 1991 никак нельзя назвать равновесием сил, поскольку равновесия практически не существовало, а весы, определяющие ценность мира и его равновесие постоянно меняли свои показания. Следовательно, можно совершенно обосновано сделать вывод, что вышеупомянутый период это период «холодной войны».

2. Холодная война и ее причины

Холодная война - глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками -- с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы -- победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков. Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в политической сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав. США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками -- НАТО и Варшавский договор. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру. Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

В 1945 г. в послании президента Трумэна конгрессу говорилось, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. В последующих планах Белого дома предусматривалось прекращение союзных отношений с СССР. В сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил идею нанесения США первого удара по потенциальному противнику. Тогда же был разработан меморандум с предложением «отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории». В 1949 г. американским планом войны с Советским Союзом («Дропшот») намечалось сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб в первом ударе. Как свидетельствуют рассекреченные документы, американские военные планы второй половины 40-х годов основывались на следующих положениях: война с СССР - реальность; СССР и его союзники не должны достигнуть уровня США в военном и экономическом отношении; США должны быть готовы первыми использовать ядерное оружие. В феврале 1946 года временный поверенный в делах США в СССР Д. Кеннан направил в Вашингтон секретный доклад. В нем Советский Союз обвинялся в агрессивных намерениях по отношению к США, в стремлении «разрушить наш традиционный образ жизни, ликвидировать международное влияние нашего государства с тем, чтобы обеспечить безопасность советской власти». После этого Кеннана отозвали в Вашингтон, где он возглавил отдел политического планирования госдепартамента США.

В то время как СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота; до 1948 г. практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 г. - атомным оружием. Разработанный в конце 1946 г. - начале 1947 г. А «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 г. по 1948 г. численность советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. чел.

Политические планы западных стран, и в первую очередь Соединенных Штатов Америки, разработанные для руководства во взаимоотношениях с Советским Союзом, получили в историографии название «доктрины сдерживания». По оценке бывшего президента США Буша, его страна проводила эту политику до конца 80-х годов. В этой необъявленной «холодной войне» использовались все средства. По свидетельству бывшего директора ЦРУ С. Тернера, «к 1953 г. машина тайных операций была запущена на полный ход, определяя политические и военные события и распространяя пропаганду в 48 странах». В самой Америке, чтобы погасить доброе отношение населения к народам Советского Союза конгресс США устраивает специальное расследование «коммунистической подрывной деятельности» (уже к 1949 г. в картотеке комиссии по расследованию антиамериканской деятельности значился 1 млн. американцев).

3. План Даллеса (цели США в войне против России)

Данный план был принят 18 августа 1948 г., и более известен как «План Аллена Даллеса» и содержал он следующее:

«Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к двум:

а) Свести до минимума мощь и влияние Москвы;

б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России.

Наши усилия, чтобы Москва приняла наши концепции, равносильны заявлению: наша цель - свержение Советской власти. Отправляясь от этой точки зрения, можно сказать, что эти цели недостижимы без войны, и следовательно, мы тем самым признаем: наша конечная цель в отношении Советского Союза - война и свержение силой Советской власти.

Было бы ошибочно придерживаться такой линии рассуждений

Во-первых, мы не связаны определенным сроком для строгого чередования периодов войны и мира, что побуждало бы нас заявить: мы должны достичь наших целей в мирное время к такой-то дате или прибегнем к другим средствам....

Во-вторых, мы обоснованно не должны испытывать решительно никакого чувства вины, добиваясь уничтожения концепций, несовместимых с международным миром и стабильностью, и замены их концепциями терпимости и международного сотрудничества. Не наше дело раздумывать над внутренними последствиями, к каким может привести принятие такого рода концепций в другой стране, равным образом мы не должны думать, что несем хоть какую-нибудь ответственность за эти события... Если советские лидеры сочтут, что растущее значение более просвещенных концепций международных отношений несовместимо с сохранением их власти в России, то это их, а не наше дело. Наше дело работать и добиться того, чтобы там свершились внутренние события...

Если взять худший случай, то есть сохранение Советской власти над всей или почти всей территорией, то мы должны потребовать:

а) выполнения чисто военных условий (сдача вооружения, эвакуация ключевых районов и т.д.), с тем чтобы надолго обеспечить военную беспомощность;

б) выполнение условий с целью обеспечить значительную экономическую зависимость от внешнего мира.

Все условия должны быть жесткими и явно унизительными для этого коммунистического режима».

В сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие из Сибири. Это известие (наряду с заявлением ТАСС о том, что Советский Союз располагает атомным оружием) вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Физик Р. Оппенгеймер, руководивший созданием американской атомной бомбы и главный консультант комиссии по атомной энергии США, выступил против создания термоядерного оружия; решительным противником создания водородной бомбы был руководитель отдела политического планирования госдепартамента США Кеннан, который в знак протеста ушел в начале 1950 г. в отставку. Его преемник П. Нитце разработал документ о национальной безопасности, который основывался на следующем положении: «СССР стремится к мировому господству, советское военное превосходство все более увеличивается, в связи с чем переговоры с советским руководством невозможны». Отсюда делался вывод о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 г. в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 - свыше 400). Доклад был одобрен Трумэном, а военный бюджет США за 1951-1953 гг. вырос с 13 до 50 млрд. долларов.

В Соединенных Штатах была начата «психологическая война» против СССР, как явствует из этих документов, была возведена в ранг государственной политики. В 1948 году Совет национальной безопасности США рекомендовал предпринять «огромные пропагандистские усилия» против СССР. Планированием зарубежной пропаганды стал заниматься специальный орган -- «Аппарат по связям с общественностью за рубежом». Из государственного бюджета ему было выделено в 1949 году 31,2 млн. долларов, в 1950-м -- 47,3 млн. Деньги по тем временам огромнейшие.

Уже из этих цифр явствует, что американские стратеги рассматривали подрывную пропаганду как одно из главных средств на пути к поставленной цели -- к новому мировому порядку. Действовали они методично, солидно и расчетливо. «Рыцари холодной войны» накапливали силы, разрабатывали тактику, создавали мощнейшие наступательные плацдармы.

В 1949 году в США был образован национальный комитет «Свободная Европа» с собственной радиостанцией. В состав комитета вошли тогдашний директор ЦРУ Аллен Даллес, будущий президент Дуайт Эйзенхауер, некоторые американские послы, банкиры. Сам по себе этот список, который возглавил Аллен Даллес, свидетельствует о целях, задачах и методах работы «Свободной Европы». Так, политический советник комитета О.Джексон (позднее помощник президента Эйзенхауера по вопросам «психологической войны»), выступая перед сотрудниками радиостанции «Свободная Европа» (РСЕ) в ноябре 1951 года, откровенно заявил: «РСЕ -- это служба психологической войны. Наша организация учреждена для провоцирования внутренних беспорядков в странах, на которые мы ведем вещание. Военное вмешательство вообще имеет смысл только в том случае, если народам интересующих нас стран будет привит импульс к вооруженным действиям внутри страны».

Эти выдержки из реальных рассекреченных документов позволяют четко и ясно понять, какую именно политику вела США по отношению к СССР, и что скрывалось за всеми «дружескими» визитами руководителей сверхдержав. Обоюдная неприязнь, шпионские игры и вмешательство в различные конфликты в мире. Уже в конце 1981 года внешней разведкой КГБ были добыты данные о том, что руководители ЦРУ провели серию интенсивных переговоров с представителями спецслужб Англии, Канады, Франции, ФРГ, Италии, Испании, Австрии, Японии, Израиля, даже Судана, Марокко и Сенегала, в ходе которых американцы поставили вопрос о необходимости активизации разведывательной работы против Советского Союза, а в этой связи -- и о более четкой координации действий разведывательных сообществ против нашей страны.

План предусматривал изоляцию, а в дальнейшем искусственное подогревание агрессивности СССР в целях сплочения всего остального мира перед лицом «русской опасности». Из этой посылки старого американского плана можно сделать вывод о том, что долгосрочные ставки Запада в отношении России не изменились, -- ведь и сегодня разыгрывается все та же карта «русской угрозы». Но наиболее важные детали того плана содержались в последующих его пунктах. Наряду с экономической блокадой и общим ослаблением России задумывалась и ее культурная изоляция. Составители плана полагали, что, находясь одновременно в экономическом и культурном вакууме, Россия настолько отстанет, что вынуждена, будет капитулировать перед Западом даже без военного воздействия, поскольку не сможет противостоять экономической экспансии. Приходится лишь удивляться прозорливости американских стратегов. Минул целый век, но им все-таки удалось достичь поставленных целей -- Россия заполнена эрзацами культуры, телевидение отравляет молодежь сценами насилия, бесконечные сериалы о чужой жизни вытравляют отечественные традиции нравственности, почитания старших.

4. СССР в Холодной Войне

Как я уже упоминал выше, СССР в конце 40х годов был полностью не способен на еще одну войну и с «англоговорящим союзом», несмотря на все свое влияние. А влияние было велико. Из-за популярности коммунизма в мире, по всей Европе активизировались подпольные и повстанческие движения. Большинство таких движений опирались на поддержку СССР или стран где коммунизм стал полноправной руководящей властью в стране, например Югославия, Албания и Болгария. На Лондонском совещании министров иностранных дел в 1946 году СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

Влияние СССР в Европе было бы куда больше, если бы не «План Маршалла», на который согласились ряд стран. Этот план включал в себя финансовую помощь США странам пострадавшим от Второй Мировой Войны взамен на исключение коммунистической партии из правительств, парламентов и других руководящих и законодательных органах власти. Помощь получили следующие страны: Австрия, Бельгия, Великобритания, Западная Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швеция, Швейцария. Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Американцы печатали новые денежные знаки и торопили немцев с подготовкой новой конституции. Когда 17 июня 1948 г. было официально объявлено о денежной реформе, СССР 24 июня закрыл железнодорожное и автотранспортное сообщение с Западным Берлином. По соглашению между странами-победительницами район так называемого Большого Берлина выделялся в особый и занимался войсками четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), для чего им выделялось по одному сектору. В городе действовала союзная комендатура, управляющая жизнью города. Берлин находился на территории советской оккупационной зоны, поэтому его блокада нашими войсками ставила союзников перед острой проблемой обеспечения жизнедеятельности подчиненных им секторов Берлина, в том числе продовольствием. На этом и строился советский расчет. Однако американцы решили проблему снабжения города воздушным путем. Сталин в сложившейся ситуации предложил снять блокаду в обмен на отказ союзников от идеи создания отдельного западногерманского государства. Предложение не было принято (блокада была снята только в мае 1949 г.). 23 мая 1949 г. последовало соглашение между верховными комиссарами трех оккупационных зон - США, Англии и Франции - о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне (официальная дата - сентябрь 1949 г.). А в октябре этого же года была провозглашена Германская Демократическая Республика на территории советской оккупационной зоны. Берлинский кризис завершился расчленением Германии.

План Маршалла же считается одним из самых успешных экономических проектов, поскольку все его цели были достигнуты. США получили новый рынок сбыта, и их влияние в Европе усилилось, сместив коммунистов. Был восстановлен и укреплён европейский средний класс -- гарант политической стабильности и устойчивого развития капитализма.

Усилились разногласия в разделенной Германии, что впоследствии привело к фактическому вытеснению СССР из западной Европы. Эти разногласия были связаны с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон (создание «Бизонии») и закрытием их границы с советской. Бизония - объединение американской и английской оккупационных зон в Германии в 1946--48; было создано в нарушение четырёхсторонних соглашений (СССР, США, Великобритании и Франции) о Германии. Переговоры между США и Великобританией о создании Бизонии начались в июне 1946. В сентябре 1946 г. госсекретарь США Бирнс поставил под сомнение незыблемость границы по Одеру-Нейсе, что вызвало серьезную озабоченность советской стороны. Как свидетельствуют рассекреченные документы, советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии. В обмен Запад должен был признать законность такой формы репараций с Германии для советской стороны, как поставки из текущей продукции, т.е. за счет поставок в СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 г. лондонской сессии совета министров иностранных дел новый госсекретарь США Дж. Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции. Позиция западной стороны аргументировалась тем, что репарации из текущей продукции «понизят жизненный уровень немцев до такой степени, что Германия превратится в очаг беспокойства в центре Европы». Это, по их мнению, могло навсегда задержать восстановление германской и европейской экономики. Попытки Молотова привести контраргументы не имели успеха. Согласно оценкам, всего по репарациям СССР получил оборудования и материалов на 3,7 млрд. долларов, что почти в три раза меньше предполагаемого. В августе 1949 г. в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. США получив подтверждение об этом от своей внешней разведки добилось того что военный бюджет США за 1951-1953 гг. вырос с 13 до 50 млрд. долларов. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений.

5. Пропаганда и идеология враждующих сторон

Одной из самых ярких составляющих частей Холодной войны было противостояние сверхдержав в области культуры и спорта. Достаточно вспомнить взаимный бойкот Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе в 1980 и 1984гг и постоянное соперничество в количестве золотых медалей на остальных олимпиадах и чемпионатах мира. Хоккейные суперсерии между сборными и клубами Северной Америки и Советского Союза стали классикой спорта, а знаменитое 'Чудо на льду' зимней Олимпиады-80 в Лейк-Плейсиде, когда сборная США, состоявшая из студентов-любителей, сумела обыграть непобедимую 'красную машину' - советскую хоккейную сборную, было признано самым великим спортивным событием в Соединенных Штатах в XX веке.

Холодная война была широко отражена в кинематографе. 'Рэмбо II-III', 'Красный рассвет', 'Вторжение в США', 'Рокки IV', 'Красный скорпион', 'Одиночное плаванье', 'Государственная граница', 'Нейтральные воды' и многие другие фильмы, снятые в обеих странах, хотя и отличаются во многом друг от друга, в них, с разной степенью талантливости, показывалось, какие плохие и агрессивные 'они' и какие хорошие парни служат в нашей армии, защищая мир во всем мире.

Помимо искусства и культуры, сверхдержавы пытались воздействовать на умы и сердца жителей мира, а особенно на людей из противоборствующего лагеря, другими, не менее эффективными методами. Передачи западных радиостанций и их глушение в Советском Союзе вошли в историю Холодной войны. 'Клеветников' слушали папы и сыновья, партработники и диссиденты, офицеры и студенты, и все тихо матерились, когда в самом интересном месте неумолимый голос родины давил вкрадчивые 'голоса' Запада. Решение о постоянном глушении зарубежных пропагандистских радиостанций было принято в 1949 году и было сугубо политическим. Руководство страны шло на огромные экономические затраты. Территорию СССР охватила специальная сеть передатчиков помех. Ее развертывание само по себе потребовало больших капитальных вложений, эксплуатационные расходы также были весьма значительны - по западным данным, глушение обходилось Советскому Союзу в три раза дороже, чем им организация вещания радиостанций. Прекратилось глушение только в 1988г., а сами некогда знаменитые радиостанции «Голос Америки», «Свободная Европа», «Немецкая волна» и др. со временем канули в лету.

Одной из самых явных пропагандийских акций со стороны США был конфликт в Чехословакии. (Ряд реформ проводимых правительством Чехословакии не был одобрен СССР, после чего в Чехословакии начались массовые акции протеста, как следствие в страну ввели войска ОВД)

Американская антисоветская и антикоммунистическая пропаганда по поводу вступления союзных войск в Чехословакию с самого начала была направлена на достижение ряда вполне определенных целей идеологической и внешнеполитической борьбы против Советского Союза и других социалистических стран, а также явилась средством воздействия реакционных сил на внутриполитическое положение в США, на настроения среди американской общественности. Вопрос о прямой военной «помощи» Чехословакии со стороны США не вставал ни в первый момент, ни в дальнейшем. Хотя правительство США и заняло пропагандистскую позицию «непризнания раздела сфер влияния» между США и СССР, по существу его первая реакция и последующие действия в связи с Чехословакией исходили из фактического признания того, что Чехословакия входит в социалистический лагерь, в сферу интересов СССР и стран Варшавского Договора. Однако в условиях ослабления идеологических и внешнеполитических позиций США за рубежом за последние годы - главным образом в результате вьетнамской войны и обострившихся расовых и социальных конфликтов в Америке - правительство США и его внешнеполитический и пропагандистский аппарат, а также разного рода реакционные круги постарались раздуть и использовать в своих целях широкую кампанию антисоветской и антикоммунистической пропаганды. Как показывает анализ высказываний американских официальных лиц - как в их публичных выступлениях, так и в беседах с нами и с другими дипломатическими представителями в Вашингтоне - а также наши наблюдения за деятельностью в эти дни американской прессы, радио и телевидения, американская пропаганда, проводя клеветническую кампанию вокруг Чехословакии, стремится

- воздействовать на ход событий в самой Чехословакии, всячески поощряя антисоциалистические силы в ней, оказывая этим силам моральную, политическую поддержку и «мобилизуя» на оказание такой поддержки реакцию, как в США, так и в других капиталистических странах;

- затруднить проведение Советским Союзом и другими странами Варшавского Договора мер по нормализации положения в Чехословакии;

- поддержать и активизировать антисоциалистические силы в таких странах, как Югославия или Румыния, и различного рода идеологически незрелые и неустойчивые элементы в странах Варшавского Договора, войска которых находятся в Чехословакии;

- бросить тень на Советский Союз как на основную опору антиимпериалистических сил в мире, в глазах прогрессивной общественности западных стран и стран «третьего мира» с целью ослабления советского влияния в этих странах и внешнеполитических позиций СССР в целом;

- отвлечь внимание от агрессивной войны США во Вьетнаме и империалистической политики США на Ближнем Востоке, а также в других районах мира.

Следует отметить, что направленная на достижение этих целей антисоветская пропаганда в определенной мере вступила в противоречие с такими целями внешнеполитического курса администрации Джонсона, как подготовка американо-советских переговоров по взаимно интересующим оба правительства вопросам или ограничение военно-политических устремлений Бонна некоторыми рамками, за которые американская дипломатия в данное время предпочитала бы не выходить, учитывая связанность политики и ресурсов Соединенных Штатов вьетнамской войной. В своей практической линии Белый Дом и госдепартамент принимали некоторые меры, учитывающие эти внешнеполитические моменты (и сами они непосредственно проявляли определенную осторожность в своей публичной реакции, особенно в первые дни). Однако в общем эти меры не оказали реального сдерживающего влияния на американскую пропаганду, да и у самих руководящих американских лиц имелся немалый соблазн, как выразился один из них, «наставить побольше пропагандистских синяков Советскому Союзу». При этом делается попытка «доказать» на примере Чехословакии, что само существование демократии и демократических свобод несовместимо якобы с руководящим положением коммунистической партии в социалистической стране, что только буржуазная демократия американского образца обеспечивает якобы действительную свободу слова, свободу творческой критики и т.д. В этих целях американская пропаганда с самого начала изображает представителей антисоциалистических сил и особенно их руководителей поборниками «гуманного социализма», как бы жертвами своей неизменной веры в идеи марксизма. Эти «либералы» - «истинные» представители прогресса, утверждает империалистическая пропаганда, и они имеются во всех социалистических странах, включая СССР, а события в Чехословакии «открыли им глаза» в том смысле, что только путем подражания Западу и возможно более тесного сближения с ним можно добиться действенной «либерализации» порядков в своих странах. Характерно, например, что именно в дни начала событий в Чехословакии американская пресса начала очередную рекламную шумиху вокруг Солженицына (книга которого «Первый круг» вышла и поступила в продажу в США), Вознесенского, Евтушенко, П. Литвинова, жены Даниэля и других. О том, какое значение в США придается идеологической обработке неустойчивых элементов среди населения СССР, показывает попытка правительства США официально «протестовать» против мер с советской стороны по противодействию разнузданной антисоветской пропаганде «Голоса Америки» на Советский Союз на ряде языков его национальностей. Не случайна также и публикация в августе с. г. в органе ЮСИА «Проблемы коммунизма» большой подборки «протестов» и «заявлений» разного рода отщепенцев, выдаваемых американской пропагандой за «представителей советского общества». Наконец, с прямой целью возбуждения антисоветских настроений империалистическая пропаганда США не упускает случая поднять шумиху насчет т. н. «жертв» и материального ущерба населению, которыми якобы сопровождалось и продолжает сопровождаться пребывание советских и союзных войск на территории Чехословакии. При этом в первую очередь используется фото и телевидение - снимки траурных церемоний, интервью с родственниками и т.п. Вымыслы первых дней пребывания союзных войск в ЧССР сейчас сравнительно редко вспоминаются в центральной печати США, и она даже признает дисциплинированность и выдержку советских солдат и офицеров. Однако в глубинных районах США, как показывают наблюдения советских работников, выезжающих в командировки, осели в головах жителей нелепые вымыслы о «советских зверствах в Чехословакии».

6. НАТО против ОВД

Североатлантический альянс (НАТО) - был образован в 1949 году представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982.

Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поводом для создания договора был увеличивающий размах холодной войны. Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран - Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже. Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: 'Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех'. НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяющим политику НАТО является североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967 года, когда встречи происходили в Париже). Каждая страна-участник обеспечивает представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерском уровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает комитет планирования защиты.

Ответом СССР на создание НАТО стала Организация Варшавского договора, которая была основана в 1955 году - через 6 лет после образования НАТО. Однако сотрудничество стран соцлагеря существовало задолго до этого: после второй мировой войны в странах восточной Европы пришли к власти правительства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после второй мировой войны в восточной Европе остались советские войска, создававшие психологический фон. До образования ОВД отношения между государствами социалистической системы строились на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи, в который первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран.

В связи с некоторыми перекосами в отношениях СССР со своими союзниками после марта 1953 года в Восточной Европе, в некоторых странах соцлагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные волнения в июне 1953 года в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. Советское правительство было вынуждено ввести в ГДР танки, которые с помощью полиции подавили выступления рабочих. После смерти И.В. Сталина новое советское руководство предприняло ряд поездок за рубеж, с целью переговоров и личного знакомства с лидерами соцстран. В результате этих поездок в 1955 году и была образована организация Варшавского договора, в которую вошли почти все страны Восточной Европы, кроме Югославии, которая традиционно придерживалась политики неприсоединения. В рамках ОВД были созданы объединенное командование Вооруженных сил и Политический консультативный комитет-орган, координирующий внешнеполитическую деятельность стран Восточной Европы. Определяющую роль во всех военно-политических структурах ОВД играли представители советской армии.

Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими соцстранами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор). Вся холодная война просто пронизана различными конфликтами, спорами и кризисами по всему миру, в которых, так или иначе, принимали участие соперничающие державы.

В 1949 году была ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х годах, а вслед за тем доставки его к цели, СССР направил свои усилия на установление военно-стратегического паритета с США, которое произошло на рубеже 60-70-х годов. Первый кризис начался уже через год после образования НАТО в 1950 году - это был кризис в Корее. Военное командование США намеревалось применить атомное оружие, его удержало только опасение аналогичных ответных мер со стороны СССР. В сложившейся ситуации СССР счел необходимым оказать военно-техническую помощь Корее. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны. К середине 1951 года обстановка в Корее стабилизировалась, начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля в 1953 года было подписано соглашение о перемирии.

Благодаря смене высшего руководства СССР и так называемой «Хрущевской оттепели» в 1954 году состоялось совещание министров иностранный дел США, Великобритании, Франции и СССР. По ряду вопросов о коллективной безопасности в Европе и ряде кризисов. Поскольку западные представители рекламировали на совещании оборонительный характер НАТО, то после совещания советское правительство выступило с предложением вступления СССР в НАТО и заключению договора о коллективной безопасности в Европе с участием США. Все эти предложения были отвергнуты западом. На все дальнейшие инициативы Советского союза по началу переговоров о заключении пакта о не нападении между НАТО и странами Варшавского договора НАТО отвечало отказом и объявляло эти инициативы как пропагандистские. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 года в связи с обстановкой вокруг Кубы. После революции на Кубе и установления там социализма, Советский Союз, в связи с территориальной близостью Кубы с США, разместил там атомные ракеты. В ответ на это США стянуло к острову свой флот и выдвинуло ультиматум. На начавшихся переговорах был достигнут компромисс и атомные ракеты с Кубы были выведены, что завершило Карибский кризис.

Руководителям США и СССР в ходе Карибского и Корейского кризисов, несмотря на взаимную неприязнь, удалось избежать прямого военного столкновения, которое вероятно привело бы к атомной войне со всеми ее последствиями. Западные политики использовали блоковую стратегию для опоясывания с запада, юга и востока территории СССР и дружественных ему государств в Европе и Азии цепью военно-политических союзов и баз, на которых размещались американские военно-воздушные и военно-морские силы.

7. Корейская война

Мир, разделенный между двумя военными блоками, сотряс первый послевоенный конфликт 25 июня 1950 года - Корейская война. После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 г. Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-Восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. Ее место заняли Соединенные Штаты. В январе 1950 г. госсекретарь Д. Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию и Окинаву к Филиппинам, т.е. минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии (советские - к северу, американские - к югу от 38-й параллели). В конце 1948 г. советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 г. США вывели свои войска из Южной Кореи, оставив там около 500 советников, предварительно оснастив южнокорейскую армию вооружением. Причины корейской войны и участие в ней Советского Союза по-разному освещаются в историографии. Западные историки рассматривают эту проблему с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну - как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Вопреки утверждениям Северной Кореи (ее версия была в свое время принята за основу и в нашей стране), именно она, а не Южная Корея, первой начала военные действия. Решение о нападении на своего соседа северокорейский лидер Ким Ир Сен принял после того, как заручился поддержкой со стороны Сталина и Мао Цзэдуна, о чем свидетельствует большое количество архивных документов на эту тему. По мнению большинства западных историков, позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов: обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-Восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и, прежде всего в Европе.

25 июня в Нью-Йорке был созван Совет Безопасности ООН, на повестке дня которого стоял корейский вопрос. Первоначальная резолюция, предложенная американцами, была принята девятью голосами «за» при отсутствии «против». Представитель Югославии воздержался, а советский посол Яков Малик не явился на решающее голосование из-за отсутствия чётких указаний из Москвы. По другим данным, СССР не участвовал в голосовании по поводу Корейской проблемы, так как к этому моменту отозвал свою делегацию в знак протеста против непринятия в ООН представителей коммунистического Китая. Вместе с тем некоторые страны социалистического сообщества выступили с резким протестом против действий США. В ноте чехословацкого МИД в адрес посольства США от 11 июля 1950 г в частности говорилось:

«…правительство Чехословацкой республики уже в телеграмме от 29 июня с.г. генеральному секретарю Организации Объединенных Наций заявило, что решение членов Совета безопасности в Корее, на которое ссылается президент Соединенных Штатов Америки, грубо нарушает Устав Организации Объединенных Наций и является незаконным. Более того, правительство Соединенных Штатов Америки не имеет никаких оснований оправдывать свою агрессию в Корее незаконным решением членов Совета безопасности, поскольку президент Трумэн отдал приказ американским вооруженным силам выступить против Корейской народно-демократической республики раньше, чем в Совете безопасности было принято это незаконное решение»

В этот же день 25 июля 1950 года северокорейские войска пересекли 38-ю параллель, быстро разбили южнокорейцев (американский генерал Дин был пленен) и прижали остатки войск к морю в районе Пусана. В результате чего госдепартамент заявил, что отныне США «будут считать Россию ответственной за войну коммунистической Северной Кореи против Южной Корейской Республики». В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». США заявили, что «с СССР нельзя вести переговоры, пока он не согласится со своим поражением на всех фронтах холодной войны».

Совет Безопасности ООН единогласно (с начала 1950 г. СССР бойкотировал Совет Безопасности в знак своего протеста против участия в нем представителя Тайваня вместо законного представителя КНР) принял резолюцию, обвинившую КНДР в агрессии. В этой связи США не только послали свои сухопутные войска для войны с Северной Кореей, блокировав авиацией северокорейское побережье, но и, под эгидой «войск ООН», использовали для ведения боевых действий вооруженные силы 15 союзных государств (2/3 «войск ООН» составляли американцы).

Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь вооружением, боевой техникой, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 г. перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая (в октябре 1950 г. в Корею были отправлены китайские добровольцы) Самолеты корейской народной армии все были советского производства, в том числе и самые современные - МиГ-15 и МиГ-15бис. Советским летчикам пришлось столкнуться с большими трудностями в этой войне: незнакомый театр военных действий, преимущество американцев в системе, огромное превосходство в численности истребительной авиации американцев и их союзников. Согласно официальным данным, общие потери советских частей и соединений составили 299 чел., в том числе 138 офицеров. По сообщениям иностранной прессы, в ходе корейской войны советские суда осуществляли десант на восточном побережье центральной Кореи, а советские бомбардировщики совершали налеты на Сеул.

Война шла с переменным успехом. В сентябре 1950 г. США произвели мощный десант в тылу северокорейской армии - 50 тыс. пехоты с танками, артиллерией, надежным авиационным прикрытием, и вдвое превосходящими силами «войск ООН» нанесли контрудар на пусанском плацдарме. В октябре южнокорейские и американские силы вышли к пограничным с Китаем рекам Ялу и Тумынь. Вступление в войну КНР - отрядов китайских добровольцев численностью до 200 тыс. чел., оснащенных советским оружием, заставило войска противника отступить, что способствовало активизации правых сил в политических кругах США, которые требовали использовать события в Корее для «превентивной войны» против КНР и СССР. Президент Г. Трумэн не пошел на это.

В июне 1951 г. представитель СССР в Совете Безопасности ООН заявил, что прекращение огня и взаимный отвод войск от 38-й параллели был бы в интересах обеих сторон; в ноябре была достигнута в этом плане некоторая договоренность. Однако война не прекратилась. В июле 1952 г. американская авиация (в соответствии с планом «Насос») развернула бомбовый террор КНДР и ее столицы Пхеньяна (всего за войну ВВС США совершили в Корее более одного миллиона вылетов, т.е. почти столько, сколько во время второй мировой войны). 28 июля 1953 г. в Корее установился мир. По предварительным оценкам, потери США составили около 140 тыс. чел., их союзников - 13 тыс. Южнокорейская армия потеряла около 200 тыс. Потери китайцев и северокорейцев составили около 2 млн. чел. Из 20-миллионного населения Южной Кореи около 1 млн. чел. стали инвалидами, свыше 10 млн. жителей остались без крова.

Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и непримиримость двух противоборствующих систем. И как следствие, процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.

8. Карибский Кризис

Апогеем противостояния двух держав стало размещение Советских Ядерных ракет на Кубе в 1962 году. Этот год считается годом, когда мир стоял на самом краю перед ядерной войной. Наиболее ярким доказательством этого является рассказ членов американской администрации того времени Макнамары, Банди и Соренсена на конференции 1987 года в Кембридже, посвященной Карибскому кризису. Эти высокопоставленные чины рассказали о приказе Джона Кеннеди всем членам семей сотрудников Белого дома покинуть Вашингтон или, по крайней мере, находиться возле телефона в ожидании известия о пуске ракет. Обе столицы были охвачены ядерной лихорадкой, которая грозила, перерасти в обмен ядерными ударами.

Все началось 1 января 1959 г. когда на Кубе после долгой гражданской войны коммунистические партизаны во главе с Фиделем Кастро свергли правительство президента Батисты. Это встревожило США, ведь иметь под боком коммунистов им совсем не улыбалось. В СССР шутили, что куба это «Коммунизм У Берегов Америки». В чем-то шутники были правы. США пытаясь устранить угрозу, формирует отряд партизанов-эмигрантов для свержения Коммунистического правительства на Кубе. Однако кубинская разведка смогла просчитать планы Вашингтона и сорвала диверсионный мятеж, кубинский народ, вопреки прогнозам ЦРУ, мятежников не поддержал. Рука Америки была тотчас опознана. И Куба нуждалась в поддержке. Фидель Кастро счел благоразумным восстановить дипломатические связи с СССР, которые были разорваны предыдущим правительством. Приблизительно в тоже время в Турции, практически на берегах Черного моря были размещены Американские ядерные ракеты средней дальности (до 2500км), угрожавшие всей европейской части СССР и непосредственно Москве. В 1961 году в военных частях на территории всего СССР, включая европейские части, начали собирать подписи военнослужащих. Этими подписями военнослужащие свидетельствовали о том, что они «готовы оказать поддержку свободолюбивому кубинскому народу против американской агрессии». Весь Советский союз был готов поддержать Кубу. Кубинско-Советское сотрудничество было невероятно обоюдовыгодным, и как следствие, летом-осенью 1962 года на Кубе были размещены 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Куба получала ядерное прикрытие от любой угрозы со стороны США, а СССР сокращало время подлета своих ракет до 10 минут (примерно тоже, что требуется для Американских ракет для атаки Москвы).

Несмотря на тот факт, что переброска ракет проводилась в полнейшей секретности, Американское правительство было осведомлено о ядерной угрозе из Кубы.

4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет, и не будет. Установки, обнаруженные американцами на Кубе, он назвал советским исследовательским оборудованием. Однако 14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. В обстановке строгой секретности руководство США начало обсуждать ответные меры. Генералы предлагали немедленно разбомбить советские ракеты с воздуха и начать вторжение на остров силами морской пехоты. Но это привело бы к войне с Советским Союзом. Такая перспектива американцев не устраивала, так как никто не был точно уверен в исходе войны. Поэтому Джон Кеннеди решил начать с более мягких средств. 22 октября, в обращении к нации он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы. 24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Через несколько дней стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты. 26 октября Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие. В то же время Никита Сергеевич убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку. По его выражению, 'Только сумасшедшие могут так поступать или самоубийцы, желающие и сами погибнуть, и весь мир перед тем уничтожить'. Это изречение было очень нехарактерно для Хрущева, всегда умевшего «показать Америке ее место», но обстоятельства вынудили его к более мягкой политике. Никита Хрущев предлагал Джону Кеннеди дать обязательство не нападать на Кубу. Тогда Советский Союз сможет вывезти с острова свое оружие. Президент Соединенных Штатов ответил, что США готовы принять на себя обязательство не вторгаться на Кубу, если СССР заберет свое наступательное оружие. Казалось бы, кризис миновал, но 27 октября наступила 'черная суббота' Кубинского кризиса, когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. Расчетом Советского ПВО на подлете к Гуантанамо был замечен американский самолет-разведчик U-2. Начальник штаба зенитного ракетного дивизиона капитан Антонец позвонил в штаб Плиеву (командиру военного штаба) за инструкциями, но того на месте не оказалось. Заместитель командующего ГСВК по боевой подготовке генерал-майор Леонид Гарбуз приказал капитану ждать появления Плиева. Через несколько минут Антонец вновь позвонил в штаб -- никто не взял трубку. Когда U-2 был уже над Кубой, Гарбуз (заместитель командира штаба) сам прибежал в штаб и, не дождавшись Плиева, отдал приказ: «Сбить его!». Пилот U-2 майор Рудольф Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. План предусматривал 1080 самолетовылетов в первый же день боевых операций. Силы вторжения, дислоцированные в портах на юго-востоке США, насчитывали 180 тысяч человек. Многие американцы покидали крупные города, опасаясь скорого советского удара. Мир оказался на грани ядерной войны. Так близко к этой грани он никогда еще не был. Однако в воскресенье, 28 октября, советское руководство решило принять американские условия. Открытым текстом было передано послание президенту США. В Кремле уже знали о намеченной бомбардировке Кубы. 'Мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами, - говорилось в послании, - согласны это осуществить и заявить в ООН об этом обязательстве'. Решение убрать с Кубы ракеты, было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет. Международная напряженность стала быстро спадать после 28 октября. Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова.

Так разрешился Карибский кризис. Результаты его для СССР были не утешительны. Ракеты с Кубы были убраны, отношения с Фиделем Кастро ухудшились, поскольку он считал, что СССР предал Кубу, Американские позиции в Турции сохранены и по сегодняшний день. Таким образом, СССР вынужден был «сдать назад» в конфликте который сам и начал. Действиями Хрущева в ЦК КПСС были крайне недовольны, потому что многие считали войну - куда лучшим вариантом, учитывая временное превосходство СССР. Ярким свидетельством этого превосходства был ряд следующих фактов: советские подлодки, вооруженные ядерными боеголовками, лежали на дне у берегов Куба, ожидая приказа из Москвы, который должны были передать связисты с борта «гражданского» парома. Радиолокационные станции и расчеты ПВО были готовы выследить и сбить над Черным морем любое вражеское тело.

9. Конец войны, выводы

Мир вступал в эпоху «холодной войны»: неустойчивого равновесия, кризисов, конфликтов. Умами политиков и простых граждан овладевал страх атомного Армагеддона. «Холодная война» начиналась с противостояния двух неравных по мощи сверхдержав. Хотя Советский Союз был способен сокрушить ближайших европейских союзников США, американские бомбардировщики и ракеты могли стереть с лица земли его основные жизненные центры, в то время как сами Соединенные Штаты вплоть до конца 50-х гг. оставались неуязвимыми для контрудара. Другим существенным фактором этой войны явилась постепенная утрата европейскими государствами своих колониальных империй, многие из которых подпали под влияние и правление коммунистов. В своих расчетах каждая система исходила из того, что противная сторона хочет ни больше ни меньше как полного уничтожения своего оппонента-противника. При этом Запад рассматривал советскую внешнюю политику как своеобразную смесь стародавнего русского империализма с одновременным стремлением распространить влияние коммунизма в Европе. Стремясь оздоровить международную обстановку, вывести из тупика советско-американские переговоры, Советский Союз после 1985г. предпринял мирное наступление, выступив с рядом важнейших инициатив, объявил об одностороннем советском моратории на вывод в космос военных объектов. С целью остановить качественное совершенствование ядерного оружия, Советское правительство в августе 1985г. выступило с заявлением о прекращении подземных испытаний ядерного оружия. В ноябре 1985 года состоялась советско-американская встреча в верхах (М.С. Горбачев и Р. Рейган) в Женеве. Она вылилась в открытый широкий диалог, оказавший существенное воздействие на общую обстановку в мире, а также положила начало сотрудничества в ряде сфер двусторонних отношений СССР - США. Обе стороны заявили, что 'ядерная война не должна быть развязана и в ней не может быть победителей', и обязались не стремиться к достижению военного превосходства, подчеркнули важность предотвращения любой войны между ними - ядерной или обычной. В октябре 1986 года М.С. Горбачев и Р. Рейган встретились в Рейкьявике. Значение этой встречи состоит, прежде всего, в том, что на ней были обсуждены конкретные формулы радикального сокращения ядерного оружия, предложенные советской стороной. С марта 1987 года заметно активизировались политические контакты на различных уровнях. В ходе весьма интенсивных дипломатических контактов весной и особенно осенью 1987 года удалось завершить выработку договора по ракетам средней и малой дальности, договориться о проведении в декабре того же года третьей советско-американской встречи в верхах - на этот раз в Вашингтоне. Становилось очевидным то, что в виду экономических трудностей, США оказываются не в состоянии финансировать все проталкиваемые Пентагоном военные программы. В 1985 г. конгресс США заморозил военные расходы, а с 1987г. началось даже их определенное сокращение. В стране усиливалась критика внешней политики администрации, и особенно ее курса в отношении Советского Союза. Важным звеном в развитии советско-американских отношений стала встреча в верхах в Москве, которая состоялась с 29 мая по 2 июня 1988 года. Сам факт проведения встречи на высшем уровне, подготовка к ней не только закрепили значительные позитивные перемены в советско-американских отношениях, но и дали новые импульсы к их развитию. Ратификация Договора по ракетам средней и меньшей дальности, обмен в ходе встречи ратификационными грамотами о вступлении этого договора в силу, дальнейшее продвижение в завершении выработке соглашения о 50-процентным сокращении стратегических наступательных вооружений, подписание до встречи соглашений по урегулированию ситуации в Афганистане, заключение ряда соглашений о дальнейшем совершенствовании механизма предотвращения ядерной войны, а также о развитии двустороннего сотрудничества - все это конкретные свидетельства продолжающейся нормализации советско-американских отношений, привнесение в них дополнительных элементов устойчивости и последовательности, которые действительно отвечали интересам, как Советского Союза, так и Соединенных Штатов. Однако последующие действия советского руководства были, мягко сказать, нелогичными. В ноябре 1989 года прекратила свое существование Берлинская стена. 1 июля 1991 года произошел роспуск Варшавского Договора. Социалистический лагерь распался. В ряде стран - его бывших членов - произошли демократические революции, которые не только не осуждались, но поддерживались СССР. Советский Союз отказался также и от расширения своего влияния в странах третьего мира. В конечном итоге все закончилось распадом Восточной сверхдержавы в декабре 1991г. Подобный резкий поворот в советской внешней политике на Западе и у нас в стране связывают, прежде всего, с именами президента СССР Михаила Горбачева и министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе.

С окончанием холодной войны завершилась целая эпоха. Эпоха страха, неопределенности, прогресса, эпоха противостояния… Холодная война, безусловно - одна из важнейших страниц нашей истории и мы ни в коем случае не должны забывать ее значение для развития нашего государства и планеты в целом. Например, многие из военных разработок вошли и в мирную жизнь - атомные электростанции, спутники связи и GPS, межконтинентальные реактивные пассажирские самолеты, сеть Интернет и т.д. Границы мира изменились, множество стран обрело независимость. Но нельзя забывать, что в каждом состязании есть победители и проигравшие, а, как известно все лавры достаются только победителям. Почти все страны социалистического лагеря провели долгое время в разрухе, неразберихе и хаосе, им требовалось заново отстраивать свои государства, восстанавливать или переходить на новую экономику. В тоже время США получило громаднейшую поддержку населения, увеличило свое влияние в мире и просто доказало всем что коммунизм - красная чума человечества, подлежащая уничтожению. Проигрыш СССР в этой войне можно рассматривать по разному, ведь причиной этому поражению было и есть множество факторов, таких как подрывная деятельность ЦРУ, нелогичные действия Советского Руководства и недостаточно жесткие меры со стороны союза и еще много-много факторов, повлиявших на становление нашей державы и мира. Развал СССР создал совершенно новую систему угроз и опасностей для граждан - с одновременным возникновением жестоких полицейских государств.

Список использованной литературы:

· «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах» И.М. Попов, С.Я. Лавренов

· «ЦРУ против CCCH» Н. Яковлев

· Директива 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 г.,

· «Москва и два Берлина» Владимир Седов

· «Госбезопасность от Александра I до Путина», М., 2005. Олег Хлобустов

· «История России» А.С. Орлов, В.А. Георгиев

· «КГБ - ЦРУ. Секретные пружины перестройки» Вячеслав Широнин

· «Россия и СССР в войнах ХХ века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование» Г.Ф. Кривошеев

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru