Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке на современном этапе

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

30

/

Курсовая работа

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке на современном этапе

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы библиографического обслуживания

1.1 Место библиографического обслуживания читателей в деятельности современных школьных библиотек

1.2 Справочно-библиографический аппарат как база обслуживания читателей

1.3 Интернет-ресурсы как один из источников удовлетворения информационных запросов в школьной библиотеке

Глава 2. Специфика справочно-библиографического обслуживания читателей школьной библиотеки

2.1 Справочно-библиографическое обслуживание школьников и руководство их чтением

2.2 Формирование библиографических знаний читателей как важный фактор повышения качества их обслуживания

2.3 Интернет-ресурсы школьной библиотеки

Заключение

Приложение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Даже самый неудачный ребенок,

который натолкнулся на ценности библиотеки,

сидит вместе с великим гением Земли

и поворачивает ключ к целому миру.

Тед Хьюджес, 1977

Актуальность темы не вызывает сомнения, т.к. современные функции библиотек образовательных учреждений (и школьных, как наиболее многочисленного звена сети) не просто меняются и резко расширяются. Меняется сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека должна стать структурным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиаобразования, формирования информационной культуры личности. Это требует определенного эволюционного скачка: в формировании фондов, в техническом оснащении, наконец, в изменении профессионального сознания самих библиотечных работников. Процесс этот выливается в разнообразные инновации на местах.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьные библиотеки прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность.

Библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации. В соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ЮНЕСКО школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы.

Школьные библиотеки претерпевают концептуальные изменения, связанные с развитием библиотек на современном этапе и активным внедрением в работу этих учреждений современных информационных технологий.

Она должна предоставлять пользователям обновленное, расширенное информационное пространство, которое сможет обслужить возрастающий диапазон образовательной активности, создаст условия для различных стилей обучения современного поколения.

Современная стратегия развития школьной библиотеки строится на принципе посредничества библиотеки между миром информации и потребностями субъектов образовательной среды. Концепция доступа к информации дополнятся активной ролью библиотеки как посредника, связующего звена между информацией и пользователем.

Объектом работы является библиографическое обслуживание читателя.

Предмет исследования составили теоретические и практические вопросы библиографического обслуживания школьников на современном этапе.

Цель работы - обосновать теоретические и методические аспекты обслуживания читателей школьной библиотеки на современном этапе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Выявить теоретические аспекты, проблемы библиографического обслуживания в школьной библиотеке.

2. Изучить специфику библиографического обслуживания читателей в школьной библиотеке.

3. Обозначить направления формирования библиографических знаний у школьников.

4. Определить значение интернет-ресурсов в справочно-библиографическом обслуживании читателей.

5. Разработать анкету библиографического обслуживания школьников 6-8 классов.

Актуальность темы. Уровень развития информационных и коммуникационных технологий, их применение в образовательных учреждениях показали необходимость рассмотрения тенденций развития библиографического обслуживания в школьных библиотеках.

Методологическими основами исследования являются работы ученых в области библиотечно-библиографического обслуживания читателей: Бигезы В.М., Столярова Ю.Н., Матлиной С.Г., Карташова Н.С., Дворкиной М.Я., Езовой С.А., Гендиной Н.И., Мелентьевой Ю.П., Шрайберга Я.Л., Сукиасяна Э.Р., Ивановой Г.А.

Источниковедческой базой работы являются:

- справочная литература;

- публикации в профессиональной печати;

- публикации в печатных изданиях смежной тематики;

- материалы конференций;

- электронные ресурсы:

- WEB-сайт Министерства образования Республики Беларусь

- WEB-сайт Всероссийской школьной библиотечной ассоциации

- WEB-сайт Министерства культуры Республики Беларусь

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (30 источников) и приложения.

Глава 1. Теоретические основы библиографического обслуживания

Основными принципами организации библиографического обслуживания являются системность, требующая охвата всех групп пользователей библиотечных услуг, и пластичность, означающая изменение форм обслуживания в зависимости от изменения запросов.

Основными видами библиографического обслуживания, осуществляемого в библиографических подразделениях библиотеки, являются библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание.

Библиографическое информирование - это библиографическое обслуживание без запросов и/или в соответствии с постоянно действующими запросами. Длительность действия запроса может быть неограниченной (например, для преподавателя по определенной учебной дисциплине) и ограниченной сроком решения определенной производственной задачи - подготовки школьного мероприятия и т.д.

Цель библиографического информирования - активное доведение новой библиографической информации до потребителей, раскрытие информационных ресурсов библиотеки. По охвату потребителей различают массовое и дифференцированное библиографическое информирование. Массовое библиографическое информирование представляет собой регулярное и эпизодическое доведение библиографической информации по значимым темам до широкого круга потребителей. Главные цели массового библиографического информирования заключаются в пропаганде фонда документов школьной библиотеки и в информировании о новых поступления в ее фонд.

Формами массового библиографического информирования являются бюллетени, картотеки, БД новых поступлений. Единицей учета работы но массовому библиографическому информированию является мероприятие -- выставка, устный библиографический обзор, День информации и т.д. Учет всех форм массового библиографического информирования производится по количеству мероприятий, зарегистрированных в дневнике работы библиотеки (журнале учета массовых мероприятий). Дополнительно ведется учет экспонируемых и выданных изданий (документов), а также число участников мероприятий.

При дифференцированном библиографическом информировании выделяют групповое и индивидуальное библиографическое информирование. Групповое обслуживание представляет собой регулярное или эпизодическое доведение до группы потребителей, объединенным сходством информационных потребностей. Группы могут быть формально организованными (педагоги определенной учебной дисциплины) или неформальными (организуются во время регулярных или эпизодических массовых мероприятиях). В связи с большой трудоемкостью индивидуального информирования и ограниченных возможностей школьной библиотеки число абонентов индивидуального библиографического информирования обычно невелико. При небольшом числе абонентов их можно оповещать устно -- по телефону или при личном общении во время очередного посещения библиотеки. Преимущество такого способа передачи информации заключается в оперативности и возможности установить с потребителем непосредственный контакт, что позволяет сразу же выяснить его отношение к подготовленным материалам (абонент сам отбирает те из них, которые ему понадобятся, и вписывает в свой формуляр).

Эпизодическое библиографическое информирование осуществляется в форме устных обзоров и других библиографических сообщений во время проведения различных мероприятий в школьной библиотеке.

Обязательным элементом библиографического информирования является регулярное и полное отражение новых поступлений. Регулярность может варьироваться произвольно в зависимости от количества новых поступлений в фонд школьной библиотеки. Анализ эффективности библиографического информирования необходимо проводить регулярно, корректируя запросы и изменяющиеся требования потребителей. Влияние различных форм массового библиографического информирования на востребованность литературы можно наблюдать в ходе ее выдачи, особенно после просмотра читателями списка.

Согласно ГОСТ 7.0-99 справочно-библиографическое обслуживание определяется как «библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми потребителей информации». Такие запросы могут носить самый различный характер: начиная от сведений фактографического и тематического характера, наличия и местонахождения запрашиваемых документов и кончая предоставлением самого документа или его копии. Наиболее широко распространенной формой ответа на запрос является библиографическая справка. Отсюда и само название рассматриваемого вида библиографического обслуживания.

СБО является одним из основных видов библиографического обслуживания и представляет собой совокупность процессов приема разовых запросов и вызванных ими библиографического поиска и выдачи читателям библиографической информации.

Единицей измерения СБО является библиографическая справка. Технологически библиографическая справка включает в себя разовый библиографический запрос + библиографический поиск + ответ пользователю. В СБО справкой именуют также ответ пользователю. В этом значении слово «справка» употребляют в сочетании со значением «выдача». Библиографические справки подразделяются на: тематические, уточняющие, адресные, фактографические. В процессах СБО справки нередко дополняют либо заменяют библиографические консультации.

Согласно ГОСТ 7.26-80 «Библиотечное дело. Основные термины и определения» справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки есть совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями.

СБА любой библиотеки состоит из двух основных частей: справочно-библиографического фонда (СБФ) и системы каталогов и картотек.

В составе СБА обычно выделяют:

· фонд справочных и библиографических изданий;

· систему каталогов и картотек (базы данных);

· архив выполненных справок;

· единый алфавитно-предметный указатель или ключ к СБА.

Справочные и библиографические издания выделяются в отдельный фонд, который располагается на полках открытого доступа в читальном зале. Единственные экземпляры справочных изданий используются читателями в стенах библиотеки и на дом не выдаются.

Система каталогов и картотек включает: алфавитные и систематические каталоги, систематические картотеки статей краеведческие картотеки, картотеки библиографических и методических пособий, указатели заглавий произведений художественной литературы, каталоги и картотеки отдельных видов изданий и материалов.

Фонд справочных и библиографических изданий включает издания руководящих материалов, издания документов правительства, законодательных и других официальных органов. К справочным изданиям относятся универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые языковые и терминологические словари, справочники административно-хозяйственного деления РБ, статистические (по народному хозяйству и культуре), географические атласы и аналогичные издания краеведческого характера.

Система каталогов и картотек отражает фонд в разных аспектах. Соответственно элементы системы различаются по следующим признакам: охват и характер фонда, способ группировки библиографических записей, виды отражаемых изданий и документов, читательское назначение.

Исходя из способа группировки библиографических записей, в библиотеке организуются алфавитные и систематические каталоги и картотеки.

Алфавитный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов. Алфавитный каталог позволяет найти все произведения одного автора, различные издания одного и того же произведения.

Систематический каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации.

Указатель заглавий произведений художественной литературы - вспомогательный аппарат к алфавитному каталогу, который помогает установить фамилию автора конкретного произведения. Карточки указателя содержат два элемента - заглавие и фамилию автора. Отдел комплектования и обработки составляет карточку и вместе с книгой передает ее в отдел обслуживания, который ведет и редактирует указатель.

Систематический каталог выполняет в библиотеке две функции: информационную и педагогическую. Информационная функция выражена в том, что он раскрывает содержание библиотечного фонда, предоставляя читателям информацию о литературе по различным отраслям знаний. Во всех случаях, когда читатель нуждается в тематическом поиске и не знает библиографических сведений о нужных ему книгах, он обращается к систематическому каталогу.

Информационная функция каталога взаимосвязана с педагогической. Работая с систематическим каталогом, читатель знакомится с систематикой наук, обнаруживает новые, ранее незнакомые темы и вопросы.

Систематический каталог используется сотрудниками библиотеки для изучения состава фондов, комплектования, в справочно-библиографической и информационной работе, при организации выставок, массовых мероприятий, связанных с пропагандой литературы. Систематическому каталогу в библиотеках отводится роль ведущего элемента СБА; основным для него являются требования соответствия уровню развития науки, своевременного отражения новых явлений в общественно-политической жизни.

АПУ - вспомогательный аппарат, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в систематическом каталоге, систематической картотеке статей произведений и других документов с указанием соответствующих классификационных индексов. АПУ постоянно пополняется.

Систематическая картотека статей (СКС), картотека журнальных статей, картотека статей из сборников дополняют СК, так как включают карточки на статьи и материалы из периодических изданий, статьи из сборников, посвященных актуальным вопросам.

Порядок расстановки карточек обратнохронологический, что дает возможность для читателя ознакомиться с новейшими публикациями, облегчает библиотекарю расстановку карточек, изъятие материала за старые годы.

Краеведческая картотека имеет ряд особенностей, существенно отличающих его от других картотек. Эти особенности проявляются в отборе материала для отражения в картотеке. Основными критериями отбора краеведческой литературы является научная и художественная ценность материала, отражающего особенности развития экономики, культуры, истории края. Картотека включает книги, брошюры, статьи из журналов, сборников и продолжающихся изданий, газет, рецензии, атласы, альбомы и другие документы. При этом в краеведческой картотеке дублируется информация об изданиях краеведческого содержания, включенная на основании общих правил в алфавитный и систематический каталоги.

Такой состав СБА - результат его длительного исторического развития. Первоначально в него входили каталоги, раскрывающие состав и содержание документального фонда библиотеки. Затем в СБА стали включаться различные справочные издания, библиографические пособия, в том числе создаваемые в библиотеке, библиографические картотеки, а также копии наиболее значительных, ранее выполненных письменных библиографических справок, как в данной, так и в других библиотеках.

Функции СБА по расширению информационного потенциала любой библиотеки за счет предоставления сведений об отечественных и зарубежных документах безотносительно к их местонахождению конкретизируется первоочередным требованием: обеспечить читателям доступ к единому библиотечному фонду страны.

Чрезвычайно важным аспектом развития СБА библиотек в современных условиях является все более широкое использование новейших технических средств, в том числе ЭВМ, создание в библиотеках крупных автоматизированных баз библиографических данных. Только на этой основе возможно обеспечить практическую реализацию прогрессивных интеграционных тенденций, кооперацию и координацию СБА библиотек на различных уровнях (ведомственном и межведомственном, региональном и республиканском), в конечном итоге - создание единого справочно-библиографического аппарата всех библиотек страны.

Наиболее общие требования к СБА отдельной библиотеки сводятся к тому, что он должен:

· соответствовать объему и содержанию работы библиотеки определенного типа, всемерно способствовать решению стоящих перед ней народнохозяйственных, воспитательных и других задач;

· оперативно пополняться новыми материалами и освобождаться от устаревших, неиспользуемых и дублирующих друг друга источников;

· профилироваться в соответствии с договорами о кооперации и координации с другими библиотеками;

· сохранять единство, совершенствовать свои системные качества на основе всемерного развития специфических функций составляющих его частей и, вместе с тем, усиления взаимодействия между ними.

Задачи, для решения которых используется СБА, разнообразны и связаны с направлениями деятельности библиотеки:

· комплектование и докомплектование фонда библиотеки;

· пропаганда фонда библиотеки;

· библиографическое информирование читателей библиотеки;

· справочно-библиографическое обслуживание читателей библиотеки;

· руководство чтением читателей библиотеки;

· подготовка библиографических пособий;

· в работе по повышению уровня библиографической подготовки библиотекарей и читателей;

· в методической работе библиотек - региональных и отраслевых научно-методических центров.

СБА республиканских, краевых, областных библиотек универсальные по содержанию, различаются по объему и структуре, что обусловлено историей развития библиотеки и современными масштабами ее деятельности. Основная часть СБА сосредоточена в библиографическом отделе и располагается вблизи от пунктов обслуживания читателей. Однако в современной универсальной научной библиотеке многие отделы (в первую очередь отраслевые) ведут библиографическую работу, создают те или иные элементы СБА.

СБА библиографического отдела является центральным. Он тесно связан с СБА отраслевых отделов и отделов обслуживания. В отраслевых отделах создаются специализированные части СБА, дополняющие центральный СБА. Справочно-библиографический фонд отраслевого отдела включает отраслевые энциклопедии, словари и справочники, реферативные журналы и другие отраслевые и тематические библиографические пособия, не имеющие широкого читательского адреса. Так же, как и в центральный СБА, в него могут включаться тематические сборники документов по профилю отдела.

В отделах обслуживания тоже создается свой СБА, который обычно включает руководящие документы, основные энциклопедии, словари, справочники, рекомендательные указатели, картотеку рекомендательных указателей и др. В читальных залах все эти материалы представлены обычно на полках открытого доступа.

Состав СБА библиотеки в значительной степени зависит от особенностей обслуживаемого региона. СБА специальной библиотеки должен быть ориентирован на выполнение всех типов запросов, поступающих в библиотеки. Поэтому он обычно включает издания документов правительства, универсальные энциклопедии, словари, справочники, библиографические пособия. Но в основном СБА имеет отраслевую (или многоотраслевую) направленность, создается с учетом особых групп документов, приобретаемых библиотекой.

Чем квалифицированнее и опытнее библиограф, тем меньше он тратит время на выполнение библиографических запросов. Библиотекарь школьной библиотеки, знающий свой фонд, может «с закрытыми глазами» найти хорошо известное ему издание в своем фонде.

Хорошим помощником в удовлетворении библиографических запросов читателей может стать компьютер. Применение компьютерных технологий позволяет сконцентрировать в одном месте сконцентрированные сведения обо всех доступных библиографических и фактографических источниках. Поиск по электронному каталогу пользователями обычно осуществляется самостоятельно, то уменьшается количество тематических запросов, а также запросов, связанных с поиском конкретных изданий.

Школьные библиотеки республики стремятся анализировать и совершенствовать свою деятельность.

На виртуальном информационном рынке представлено большое количество баз данных самого разного наполнения и профиля. Однако из-за высокой стоимости доступа школьные библиотеки не имеют возможности пользоваться коммерческими базами данных в онлайновом режиме. Экономически гораздо эффективнее приобретать такие базы на CD-ROM, если содержащаяся в них информация представляет устойчивый интерес для читателей конкретной библиотеки. Однако прежде чем покупать дорогостоящие компакт-диски, стоит внимательным образом изучить ресурсы Интернет, которые, будучи сами по себе бесплатными, по отдельности или в совокупности могут зачастую перекрывать информационный потенциал баз данных на CD-ROM.

Наиболее привычным и эффективным на начальном этапе освоения сетевых ресурсов является обращение к электронным каталогам библиотек. К сожалению, отечественные библиотеки, за редчайшим исключением, пока не представили свои каталоги в сетях. Но, получая доступ к электронным каталогам библиотек многих стран мира, одномоментно расширяя свои библиографические ресурсы до грандиозных масштабов, становясь, по сути, обладателями всемирного библиографического репертуара книг. Сегодня через Интернет можно получить доступ более чем к 500 библиотечным каталогам во всем мире. Их перечень можно получить с помощью поисковых систем Yahoo (электронный адрес http://www.yahoo.com), Lycos (http://www.lycos.com), Alta Vista (http://www.altavista.digital.com) и др. К наиболее информативным относится каталог Библиотеки конгресса США (telnet locis.loc.gov). Он включает более 27 млн. библиографических записей, в частности много русскоязычной литературы разных лет издания. Поисковая система делает возможным поиск по автору, предметной рубрике, заглавию, ключевым словам, ISBN, а уточнение результатов поиска - по году издания. Кроме этого каталога, очень информативны каталоги библиотек крупных американских университетов - Гарвардского, Колумбийского, Йельского.

Запросы фактографического характера можно удовлетворять, используя различные электронные энциклопедии, справочники и словари: ежегодно обновляемую Книгу фактов ЦРУ, содержащую текущую информацию по всем странам мира и крупным международным организациям, таблицу химических элементов Менделеева, ежедневный календарь энциклопедии Britanica, перечень учреждений и лиц, занимающихся проблемами СПИД и т.д. При этом следует учесть, что электронные источники обновляются оперативнее, чем печатные издания, и поэтому, содержат свежую информацию.

Таким образом, использование ресурсов глобальных компьютерных сетей позволяет расширить информационный потенциал библиотеки и компенсировать недостаток или отсутствие множества ценных зарубежных справочных и библиографических изданий.

Сегодня для большинства школьных библиотек весьма проблематичным является сам вопрос подключения к Интернет. Качественная и полная связь с глобальными сетями пока дорога, и изыскать средства на это из собственного бюджета сложно.

Рациональное использование Интернета требует особых знаний, навыков, обучения. Нужно не только уметь найти необходимую информацию в Сети, но и уметь управлять найденными материалами: оценить и систематизировать их, объединить и интегрировать в свою работу. Перечисленные методы работы с информацией хорошо знакомы профессионалам - библиотекарям-библиографам.

Аккумуляция и систематизация всех ресурсов на базе одной, специально предназначенной для этого структуры решает сразу ряд задач:

- существенно облегчается создание единого информационного образовательного пространства школы;

- минимизируется потеря информации любого вида, предназначенной для процесса обучения;

- сведение всех информационных полей на базе одной структуры облегчит создание проектов информационного развития школы, выходящих за рамки данного образовательного учреждения.

Под Интернет-ресурсами понимается размещенная на сайтах Интернет (серверах) текстовая, графическая и мультимедиа информация, которая может быть доставлена на компьютер пользователя по его запросу в форме файлов или наборов файлов (в том числе архивов) различных форматов (HTML, DOC, PDF, TXT и др.). Использование (чтение, просмотр) этой информации требует наличия соответствующих программных средств (браузеров) на компьютере пользователя. На сервере информация может храниться статически (в файлах) или формироваться динамически в зависимости от запроса пользователя (из базы данных). К Интернет-ресурсам также относятся размещенные на серверах исполняемые программы (дистрибутивы), которые могут по запросу пользователя передаваться на его компьютер для дальнейшего использования.

Под образовательными Интернет-ресурсами понимаются:

· Интернет-ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения (учебные, учебно-методические, научно-методические и дополнительные текстовые и иллюстративные материалы, системы тестирования и др.) на определенной ступени образования и для определенной предметной области;

· Интернет-ресурсы, предназначенные для информационного обеспечения системы образования в целом, деятельности образовательных учреждений или органов управления образованием (правовая, нормативная, статистическая, справочная информация).

Образовательные Web-ресурсы представлены в виде образовательных сайтов и образовательных порталов.

Сайт, в широком смысле это группа Web-страниц, принадлежащих одному автору или одному издателю и взаимосвязанных общими гиперссылками. Понятие сайта можно определять как набор технологических процессов (обычно именуемых Web-технологиями) и, накладывающий, с одной стороны, ограничения на форму информационного и эмоционального воздействия, а с другой - дающий такое разнообразие подобных форм, какое принципиально недостижимо ни для устного, ни для письменного способа передачи информации.

Понятие образовательного сайта включает в себя группу взаимосвязанных общими гиперссылками Web-страниц, информационное наполнение которых целиком посвящено образовательным ресурсам конкретного учебного процесса, а именно, модели процесса обучения и ее основному системообразующему элементу содержанию обучения конкретному учебному предмету. Отбор содержания обучения для образовательного сайта осуществляется в рамках концепции образовательного процесса с использованием специальных методов технологии отбора содержания обучения и представляется в виде логической структуры понятий с помощью специальных методов (например, топологической сортировки) в виде конструктивной модели с помощью структур данных концептуального графа или семантической сети. Электронная реализация конструктивной модели содержания обучения с помощью Web-технологий и является образовательным сайтом.

Образовательные порталы в большинстве случаев предлагают посетителям только ссылки на образовательные ресурсы сети Internet. Такие ссылки либо собираются создателями портала, либо предлагаются посетителями портала, желающими разместить на портале ссылку на свой сайт. Данные ссылки классифицируются по рубрикам, количество которых зависит от объема охватываемой порталом информации. Таким образом, на образовательном портале представлена информация о многочисленных ресурсах сети, посвященных различным областям знаний. Становится актуальной проблема достоверности ссылок. На портале может быть представлен ресурс, который уже или изменил адрес или вообще прекратил свое существование. Образовательный сайт не имеет такого недостатка, т.к. его информационные ресурсы контролируются создателями.

Интернет-среда становится важнейшим в современном обществе источником информации, в том числе, образовательной. Учителя-словесники не могут не учитывать этого в своей повседневной педагогической практике. Освоение Интернет-технологий в самое ближайшее время станет одной из базовых компетенций учителя. Интернет-ресурсы, во-первых, должны стать значимым источником новой информации и предоставлять эксклюзивный материал для моделирования уроков, во-вторых, стать источником и организатором самообразования учителя-словесника и как филолога и как методиста, в-третьих, способствовать профессиональной рефлексии собственного и чужого опыта.

Польза от сотрудничества педагогов и библиотекарей очевидна:

1. Библиотекарь оказывает учителю весомую поддержку и помощь в нахождении и систематизации интернет-ресурсов.

2. Итоговым продуктом такой деятельности библиотекаря (поиск, изучение, оценка, систематизация ресурсов Сети) может быть создание предметной вебографии (по аналогии с библиографией). Перечень информационных ресурсов по предмету окажет значительную помощь и учителям, и ученикам.

3. Кроме того, в ходе такой деятельности библиотекари могут создать справочный портал с веб-адресами по курсам, темам, специфическим задачам, выполняемым данной школой.

4. Регулярное сотрудничество библиотекарей и педагогов, а также составителей учебных планов способно оказать существенное воздействие на содержание и методику обучения. Результатом такого сотрудничества может стать создание диалоговых обучающих модулей по предметам (опорные конспекты). Модули разрабатываются как страницы Сети, предназначенные для обучения школьников. Такие модули - это организованная и систематизированная информационная среда по предметам учебного плана (химия, физика, иностранный язык и т.д.) Впоследствии отдельные модули соединяются в единую обучающую систему.

Рассмотрим, какие виды работы с ресурсами Сети возможны в классе, в школе.

1. Работа с одним сайтом. Найдя и систематизировав интернет-ресурсы, педагог планирует урок на основе одного сайта. Это оправдано в том случае, если педагог только начинает осваивать пространства Интернета или если информационное поле данного ресурса довольно обширно. Или если подготовка школьников недостаточна для сложного, расширенного поиска.

2. Работа с несколькими сайтами. Имея подготовленных учеников, педагог предлагает детям познакомиться с несколькими сайтами, дав задание оценить эти ресурсы. В ходе такой работы школьники должны уметь:

- оценить качество и правдоподобность информации,

- сравнить освещение одной и той же темы в разных источниках,

- использовать справочные издания,

- грамотно систематизировать информацию,

- обобщить полученные сведения и изложить их письменно в исследовательском отчете,

- корректно ссылаться на использованные источники информации,

- публично представить выполненные задания (общеизвестно, что материал лучше понимается тогда, когда его объясняют друг другу).

3. Помимо занятий в классе, ученики могут самостоятельно вести поиск информации. Сведения из Интернета нужны для подготовки к факультативным занятиям, для написания рефератов, для организации внеклассных мероприятий.

4. Кроме того, школьники могут обмениваться полученными знаниями, объединяясь с учениками других классов. Не исключена и возможность размещения в Интернете материалов, авторы которых - дети. Надо помнить, что успешность такой работы будет обеспечена регулярным взаимодействием с педагогами.

Обучение с привлечением интернет-ресурсов неизбежно приводит к выходу за рамки урока и предмета. Такое расширение может вестись в следующих направлениях:

а) пересмотр педагогами предметных ограничений занятий, возможность проведения интегрированных уроков;

б) создание телеполей путешествий: перемещение между основными понятиями предмета и вне его рамок по просторам Сети с помощью ссылок и отсылок - таким образом ярко и наглядно могут быть продемонстрированы межпредметные связи;

в) работа педагога вместе с учениками по созданию собственного веб-сайта, на котором разместятся: тексты некоторых лекций; часто задаваемые вопросы; веб-лаборатория для проведения экспериментов и опытов; материалы школьников; информация класса;

г) использование в работе телеконференций;

д) модернизация имеющейся техники.

Проводя уроки с использованием ресурсов Сети, надо понять степень эффективности и качества такой работы, ее целесообразность и органичность. Другими словами, применяя что-то новое, не обойтись без скрупулезной оценки, мониторинга.

Термин “медиатека” возник в нашем языке сравнительно недавно, и различные специалисты толкуют его по-разному. При этом возникают существенные различия не столько в словарном значении, сколько в представлении о том, что включает в себя понятие “медиатека” в школе. Под медиатекой подразумевается собрание информационных ресурсов (на всех видах носителей), направленных на обеспечение содержания и методики учебного процесса и воспитательной работы. В медиатеку в данном понимании не входят ресурсы, организующие учебный процесс (электронные классные журналы, расписание уроков и звонков, личные дела и т. п.).

Развитие медиатек в школе невозможно обсуждать вне контекста общего процесса модернизации образования. Само по себе формирование фонда на нетрадиционных носителях информации хорошо, но не имеет особенного смысла, если деньги вкладываются лишь с целью создания факта такого фонда. Медиатека в школе должна иметь значительно более широкие функции, чем просто обеспечение информацией учебного процесса. Информация на небумажных носителях важна тем, что она дает возможность применения иных технологий в обучении, кроме традиционной -- получение в готовом виде, усвоение и воспроизведение знаний и связанных с ними умений и навыков. Небумажные носители информации дают возможность учителю сделать обучение активным процессом добывания и формирования знаний самим учеником, ввести в значительно большей степени проектное обучение, обучающие игры и конструктивные задания по любому предмету с помощью компьютерных технологий. В связи с этим особо возрастает роль школьной библиотеки и медиатеки как ее части в обучении детей работе с информацией. Именно на базе библиотеки-медиатеки, где сконцентрированы все информационные ресурсы, в большинстве стран Европы детей учат не только находить, но и оценивать, сортировать, проверять и отбирать информацию, учат навыкам формирования любого запроса, формам организации и представления информации. Требования к организации библиотеки-медиатеки в школе, к ее специалистам и их функционал подробно разработаны международными библиотечными ассоциациями (IFLA, IASL) и существуют в переводе на русский язык.

Можно сделать вывод, что мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) на протяжении многих лет остается одним из важнейших направлений деятельности в библиотеке. Необходимым условием успешной работы библиотеки является эффективная работа информационно-библиографической службы. В процессе справочно-библиографического обслуживания наиболее полно используется технический потенциал библиотеки, но это совсем не умаляет роли карточных каталогов и картотек в информационном обслуживании.

Выполнение библиографом запросов читателей традиционно базируется на справочно-библиографическом фонде (СБФ) и справочно-поисковом аппарате (СПА) библиотек. Основным местом реализации традиционной модели СБО всегда был и до настоящего времени остается библиографический пункт, обычно расположенный в доступном для читателей месте. Дежурящие на пунктах высококвалифицированные библиографы отвечают на любые запросы пользователей -- от простых до сложных запросов, требующих специальных библиографических разысканий. Обслуживание базируется на фонде справочно-библиографических изданий, использование которых позволяет им выполнять все типы справок (тематические, уточняющие, фактографические, адресные и методические). Такая модель обслуживания. характерная как для зарубежных, так и для отечественных библиотек. просуществовала многие десятилетия. Библиографический пункт стал своеобразным символом простоты и равенства информации, а также гарантией определенного уровня обслуживания. Однако внедрение современных информационных технологий, одновременный количественный рост потоков электронных и традиционных документов, увеличение количества запросов, изменение и усложнение информационных потребностей пользователей в соединении с постоянным дефицитом высококвалифицированных кадров заставляет по-новому взглянуть на организацию справочного обслуживания.

Справочно-библиографическое обслуживание осуществляют все структурные подразделения, обслуживающие читателей, удовлетворяя читательские запросы с помощью своего фонда и справочно-библиографического аппарата. Библиографический запрос принимается в устной (лично и по телефону) и письменной форме. При приеме запроса фиксируется его содержание, читательское и целевое назначение, требуемая полнота источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий. Ответом на библиографический запрос является библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию и выполненная с помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки.

Чрезвычайно важно оценить состояние фондов школьных библиотек, их соответствие образовательным и воспитательным задачам модернизации содержания образования. Следует отметить, что в структуре фондов школьной библиотеки все большую роль играют фонды нетрадиционных носителей информации: аудио-, видео-, электронные издания. Именно школьная библиотека должна дать возможность доступа к самой разнообразной информации, предоставить широкие возможности всем участникам образовательного процесса (педагогам, школьникам, родителям) формировать информационную культуру, культуру умственного труда, развивать логическое и творческое мышление, используя на практике достижения новых информационных технологий. Создание медиатек на базе библиотек, формирование библиотек-медиатек - это наиболее научно разработанный в настоящее время путь развития школьных библиотек.

библиографический обслуживание школьник чтение

В последнее время в библиотечной практике не пользуются методами руководства чтением, ибо считают, что принцип свободы в получении информации в библиотеке реализуется через самостоятельный выбор читателем ассортимента и объема необходимой литературы. Исключение функции консультанта, методиста, воспитателя книжной культуры из профессиональной деятельности библиотекаря, превращает массовую библиотеку из культурно-информационного центра в простое книгохранилище.

На сегодняшний день снижение интереса к чтению вызывает тревогу у всех, кто занимается этой проблемой профессионально. Физиологами установлено, что у не читающих людей снижена скорость биотоков в мозгу. Неработающий в полную силу мозг ослабевает, атрофируется, заболевает. Именно чтение, более чем что-либо дает максимальную нагрузку мозгу человека, спасает его от узости представлений, а вместе с тем от душевной черствости, от нетерпимости, от интеллектуального оскудения. Следствием неумения читать является как минимум функциональная неграмотность, т.е. неспособность гражданина цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и жизненные обязанности. Навык самостоятельного чтения формируется с детства, именно с детства закладываются необходимые читательские умения. Чтение книг - это особый вид общения, беседы между автором и читателем, а посредником при этой беседе является текст. Содержание текста - это взгляд автора на мир, его умение выразить этот взгляд словами, делающими этот текст увлекательным и понятным читателю. Но для школьника понимание текста - очень трудоемкая работа. Слово - знак вторичной сигнальной системы, но именно в слове собираются все наши ощущения, восприятия, чувства. Оно лежит в основе чтения. Отсутствие специальной подготовки в работе с книгой приводит к тому, что ученик охладевает к учебе вообще.

Почему школьники так мало читают, как сделать класс читающим, как дойти до каждого, чтобы чтение стало интересным и нужным занятием, как научить ребят думать, воспитывать в них неутомимую потребность в чтении? Не секрет, что значительная часть школьников кроме учебников читает только то, что рекомендует учитель или то что «модно». Наиболее успешно руководство чтением осуществляется на уроках внеклассного чтения. Для планирования таких уроков большое значение имеет отбор книг. Это должны быть произведения доступные и интересные школьнику.

Данные социологов:

· Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%.

· А тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%

· 40% читают книги от случая к случаю.

За эти годы произошло падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004-только 20%. (Книжное обозрение,№39, 2005 г.).

Интерес-это единственное из всех мотивов, который обеспечивает влияние книги на читателя. Многие считают телевидение не только конкурентом книги, но и из-за обилия вредной информации-главной помехой воспитания в целом Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Необходимо от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника - предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла. Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер, но через Интернет школьнику открыт доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, ребенок может получить оперативную информацию по любому вопросу. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать, создавать информацию. Вместе с тем, компьютер используется ребенком во вред самому себе, когда он просиживает часы за компьютерными играми.

Художественная литература становится для подростка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания - самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы для подростка, который озабочен поиском своего «я».

Итак, разобраться в праве, читать или не читать сам ребенок, пока он мал, не может, помочь, пробудить интерес к чтению лучших книг, научить читать - задача взрослых, родителей, учителей, библиотекарей, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры, за воспитание интеллектуального развитого поколения.

Информация всегда была важнейшей, неотъемлемой составной частью жизни человека. Однако до середины ХХ в. эта категория не была предметом пристального общественного внимания и анализа с точки зрения ее влияния на личность и государство.

Кроме того, проблемы современного информационного бума и становления тонких личных качеств, как компетентность, способность к самообразованию и самовоспитанию не смогут быть решены, если у учащихся не будет своевременно сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно-библиографической грамотности. А информационная грамотность предполагает приобретение знаний о библиотечных учреждениях и хранящихся в них типах документов, способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек. Сегодня стало очевидным, что самые лучшие ЭВМ, оптические носители памяти, базы данных и знаний, системы связи не приведут к решению стоящих перед человеком и обществом проблем, если обществом не будет осознана глобальная значимость феномена информационной культуры.

Основными факторами, определившими возникновение феномена информационной культуры, явились: переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; возрастание объемов информации, информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества.

Сегодня задача первостепенной важности - формирование информационной культуры личности и, прежде всего, подрастающего поколения. И сами учителя, и библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры подрастающего поколения. Особое значение имеет проблема повышения информационной культуры и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ населения к сокровищам национальной и мировой культуры.

Основная нагрузка в процессе формирования информационной культуры личности ложится на образовательные и культурные учреждения, в том числе детские и юношеские библиотеки. Для последних работа в этой сфере традиционна, так как специалисты этих библиотек занимались пропагандой и формированием библиотечно-библиографических знаний (ББЗ) и сегодня продолжают эту работу, формируя информационную культуру своих юных читателей. Формы и методы работы по формированию информационной культуры в библиотеках и остались прежними, и модернизировались в соответствии с требованиями времени. Основными из них являются уроки информационной культуры, во время которых детей обучают поиску информации с помощью каталогов и картотек; компьютерной грамотности и поиску информации в электронных базах данных и Интернет; рациональной работе с книгой, ориентации в структуре различных изданий, в том числе справочных. Также происходит обучение аналитико-синтетической переработке информации (составлению конспектов, докладов, обзоров, аннотаций, рефератов и т.п.).

Для этого библиотекой применяются различные формы работы: устные (обзоры, библиографические семинары, читательские конференции); наглядные (выставки, плакаты); печатные издания (памятки, листовки, буклеты о фондах и СБА и т.д.); комплексные формы (библиотечные уроки, экскурсии, Дни библиографии и т.д.).

Занятия по программе библиотечно-библиографических знаний, проводимые библиотекой, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал.

Сегодня необходимо говорить уже не о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати. Это предполагает:

· знание читателем правил пользования библиотеками;

· осознанный выбор тематики чтения;

· ориентацию в источниках, в т.ч. и в справочно-библиографическом аппарате библиотеки;

· систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу;

· знание правил гигиены чтения;

· владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного;

· умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников;

· владение приемами конспектирования, реферирования и т.д.

В помощь развитию информационной культуры читателей библиотека издает различные рекомендательные пособия, указатели литературы, списки, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке, методические рекомендации и т.д. Разрабатываются специальные программы и методики.

Среди мероприятий, осуществляемых в целях повышения уровня информационной культуры читателей, проводятся:

- индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой:

- библиотечные уроки для пользователей;

- викторины, Информины, игры и т. д.

- ведутся практические занятия по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов: «Информационные ресурсы и Консультант плюс», «Поисковые системы Интернет», «Система автоматизации библиотек».

- издаются пособия малых форм: памятки, буклеты, путеводители по СПА библиотеки.

В школьных библиотеках работа по формированию информационной культуры начинается с первых классов. Для младших школьников в целях знакомства с библиотекой устраиваются экскурсии и развешиваются плакаты с общей информацией о библиотеке, о правилах пользования библиотекой. Учащихся среднего и старшего школьного возраста приглашают на библиотечные уроки, а чтобы закрепить полученные знания, им предлагают поучаствовать в различных библиотечно-библиографических КВНах и конкурсах.

Тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной культуры подрастающего поколения, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности и не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, самообразовательной, досуговой и т.д.

В последние годы формирование информационной культуры личности и построение информационного общества является одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО. Решению этой глобальной проблемы призвана Программа ЮНЕСКО 'Информация для всех'.

Основная целью программы ЮНЕСКО 'Информация для всех' - развитие международного и регионального сотрудничества для строительства правового и свободного информационного общества.

Исходя из накопленного опыта формирования информационной культуры, то ее компонентами, в порядке их появления были: библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность.

Изучение истории вопроса свидетельствует, что формирование у детей, подростков, юношества библиотечно-библиографических знаний и культуры чтения имеет не только в достаточной мере богатую историю развития, но и характеризуется множественностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению.

Библиотечно-библиографическая грамотность -- комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них.

Стремление библиотек к эффективному использованию накопленных информационных ресурсов, к повышению качества библиотечно-библиографического обслуживания привело к расширению состава компонентов, характеризующих библиотечно-библиографическую грамотность читателя. В число новых компонентов стало входить знание ассортимента существующих информационных продуктов и услуг, причем имеющихся не только в данной библиотеке, но и в других библиотеках в целом, умение пользоваться возможностями межбиблиотечного и международного библиотечного абонемента.

Необходимость обеспечить продуктивную работу читателей с источниками информации, прежде всего с книгами, обусловила дальнейшее расширение границ библиотечно-библиографической грамотности и привело к появлению нового понятия -- культура чтения.

Культура чтения -- составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно обращаться с произведениями печати. Культура чтения рассматривается как необходимая составная часть культуры труда, обучения и самообразования.

Внедрение новых форм представления информации (баз данных, электронных книг, электронных журналов, газет и др.), стремительное развитие компьютерных технологий обработки информации, появление автоматизированных библиотек, располагающих электронными каталогами, -- все это выдвинуло на первый план в сфере поиска эффективных способов и средств работы с информацией понятие 'компьютерная грамотность'. Его появление не означало отмирания понятий 'библиотечно-библиографическая грамотность' и 'культура чтения', но вместе с тем отразила существенное снижение общественного интереса к ним.

Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев) трактуются как общеучебные знания и умения. Они широко используются в учебном процессе и обеспечивают организацию учебной деятельности в целом. Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся.

В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.).

Именно общеучебные знания и умения являются основой любой деятельности, связанной с переработкой информации: учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой и др. Они дают возможность учащимся эффективно осуществлять самообразование. Вместе с тем, это те знания и умения, без которых невозможно становление информационной культуры личности.

В помощь овладению библиотечно-библиографическими знаниями библиотеками издаются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации и т. д.

При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения:

- знания возможностей библиотек и информационных центров различных уровней;

- умения использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. п.);

- знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;

- знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);

- умения усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.);

- умения бережно обращаться с произведениями печати.

Система формирования информационной культуры личности посредством информационно-образовательной среды школьной библиотеки представляет собой непрерывный процесс, сочетающий в себе: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный и действенно-практический компоненты; совокупность взаимодействующих принципов; социально-педагогических условий, способствующих ее формированию; формы и методы взаимодействия субъектов и объектов процесса библиотечного обслуживания; гуманистический характер отношений между участниками библиотечного взаимодействия.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход. Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую (лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа, консультации) и практическую (практикумы, деловые игры, тренинги) подготовку. Также целесообразно использовать дополнительные формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии, обсуждения, встречи.

2.3 Интернет-ресурсы школьной библиотеки

Мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.

Во многих ЦБС и школьных библиотеках успешно реализуются различные электронные проекты: web-сайты библиотек, электронные краеведческие пособия, виртуальные экспозиции литературных музеев. Для работы над такими проектами, как правило, привлекаются специалисты в области компьютерных технологий. Однако существует возможность самостоятельной работы библиотекарей над мультимедийными проектами. Такими проектами могут стать виртуальные выставки, указатели литературы, игровые занятия и небольшие учебные курсы (например, по работе с каталогами).

Активно используются при проведении занятий технические средства: мультимедийные проекторы, домашние кинотеатры для сопровождения лекционного материала видеорядом; разрабатываются слайд-лекции.

Одним из ресурсов, создание которых по силам школьному библиотекарю - это сайт школьной библиотеки, то есть совокупность веб-страничек, составляющих единое целое и объединенных между собой ссылками, которая имеет определенное место в Интернете с конкретным адресом.

Сайт школьной библиотеки - это в первую очередь, информационный ресурс, предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей читателей библиотеки, во-вторых - это визитная карточка, которая рассказывает читателям, администраторам и коллегам о возможностях и деятельности библиотеки

Главным плюсом представляется активное участие ребят в работе над сайтами, которое включает:

· непосредственное создание сайта;

· мультимедийные проекты, подготовленные ими;

· подготовка текстов и материалов сайта;

· иллюстрации к сайту;

· отзывы о книгах.

Хороший библиотечный сайт может стать основой электронной школьной библиотеки.

Расширение обновленной деятельности школьной библиотеки ведет к необходимости установления оптимального соотношения в применении традиционных и электронных информационных ресурсов, соблюдения принципа взаимодополняемости источников информации. В той или иной степени различные Интернет-ресурсы уже сейчас позволяют осуществлять эти функции: информационную, обучающую, рефлексивную.

Информационную функцию выполняют прежде всего Интернет-ресурсы, аккумулирующие информацию по различной тематике: энциклопедии, библиотеки, словари, справочники и т. д. Например: Стихи.Ру: Энциклопедия поэзии (http://www.stihi.ru/encyclopedia/), Русский филологический портал (http://www.philology.ru/), Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/about/index.html), Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы (http://www.klassika.ru/), Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru/) и другие В данном случае мы имеем дело с аналогами печатных источников информации, представленными в новом виде.

Однако появились образовательные ресурсы, хотя и не выстраивающие целенаправленный диалог с пользователем, в то же время предполагающие его активность. Имеются в виду ресурсы, материалы которых требуют от учителя активности в перестройке предоставляемой ими информации с целью переноса этой информации из виртуального пространства Интернета в реальное познавательное пространство урока литературы, а также перестройки и перекомпановки этих материалов в этом пространстве. Например: Русская и зарубежная литература для школы на «Российском общеобразовательном портале» (http://litera.edu.ru/), Биографии великих русских писателей и поэтов (http://writerstob.narod.ru/), Электронная библиотека Александра Белоусенко (http://belousenkolib.narod.ru/) и другие. Мало отличаясь от традиционных печатных методических материалов, такие Интернет-ресурсы значительно расширяют границы возможностей учителя-практика, предоставляя ему аудио и видео-материалы, найти им применение в структуре профессиональной деятельности -- задача учителя. Работа с такими Интернет-ресурсами предполагает повышение уровня профессиональной компетентности учителя.

Обучающую функцию выполняют на сегодняшний день Интернет ресурсы пассивного и интерактивного вида. Первые предоставляют учителю возможность познакомиться с представленными в Интернете теоретико-методическими материалами (вузовские учебники, научные статьи и т. д.), предметными программами, методическими рекомендациями по различной тематике, вариантами поурочного планирования, описаниями инновационных технологий литературного образования и т. д.. Способствуя самообразованию педагога, они не меняют характер его познавательной деятельности в сравнении с традиционными формами самообразования. Например: История русской литературы XX века: методические разработки (http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_metod.htm), Виртуальное методическое объединение учителей литературы (http://www.edu.nsu.ru/vmrus/) и другие.

Вторые, хотя на сегодняшний день таких считанные единицы, предлагают учителю не просто не известные ему методические материалы, но различные формы дистантного самообразования: участие в Интернет-семинарах, выполнение творческих заданий, обмен педагогическим опытом, участие в «форумном» обсуждении профессиональных проблем и методик. Например: Методико-литературный Интернет-сайт (http://mlis.ru), Русофил. Методика (http://www.russofile.ru/strategy/), несомненно, сайт Телешколы (http://www.internet-school< /SPAN>.ru). Эти ресурсы активно влияют на изменение уровня и качества профессиональной компетентности учителя. Их отличает высокий уровень диалогичности: самообразование учителя осуществляется вследствие интенсивности коллективного взаимодействия с коллегами и научными консультантами, что существенно сказывается на процессах профессиональной коррекции и самокоррекции. Надо полагать, за такими интерактивными интернет-ресурсами будущее. В перспективе они могут составить реальную конкуренцию существующей на сегодняшний день системе повышения квалификации учителей, сосуществовать с системой очного обучения в школе и успешно их дополнять.

Информационные Интернет-ресурсы полезны при сборе дидактического материала на урок, а отобранные материалы могут быть представлены на уроке, например, биографические справки, иконография писателей и деятелей культуры. При этом Интернет позволяет преодолевать монологичность школьных учебников по литературе, предоставляя ученику право выбирать точку зрения или формировать свою. Учитель может формировать собственную базу данных, а ученик свою.

Информационные Интернет-ресурсы могут привлекаться на урок в качестве справочного теоретико-литературного и историко-культурного материала.

Привлекательность Интернета для образования заключается для школ и школьных библиотек в следующем:

1. Пользователи Сети получают доступ к информации, которая не отражена в традиционных источниках.

2. При недостатке ресурсов Сеть существенно расширяет информационное поле.

3. Пользователи расширяют сотрудничество с людьми всего мира. Обмен профессиональной информацией с коллегами и специалистами-экспертами.

4. Возможность интеллектуального обмена.

5. Интернет - игровая среда, обучение приобретает увлекательный характер.

Для школьного библиотекаря этот материал важен в трех случаях:

- библиотекарь выступает помощником и консультантом учителя;

- библиотекарь-педагог разрабатывает собственные занятия;

- библиотекарь создает проект развития школьной библиотеки в условиях модернизации образования.

В руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек в главе 2. Ресурсы прописано следующее:

Электронное и аудиовизуальное оборудование

Одна из важных функций школьной библиотеки - служить окном в наш сегодняшний мир, основанный на информации. Поэтому она должна предоставлять возможность пользоваться всей необходимой электронной, вычислительной и аудиовизуальной техникой. Сюда входят:

- автоматизированные рабочие места с доступом к Интернету;

- общедоступные электронные каталоги, приспособленные к разным возрастам и уровням учащихся;

- магнитофоны;

- СD-проигрыватели;

- сканеры;

- видеопроигрыватели;

- компьютерное оборудование, модифицированное с учетом потребностей слабовидящих или других лиц с физическими недостатками.

Компьютерная мебель должна быть специально спроектирована для детей и легко регулироваться под их рост.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что книжный текст более применим для вдумчивого чтения или изучения, компьютерной - для отыскания информации, экстренного получения справок и пр. Он необходим для получения распечатки интересующего материала и последующего вдумчивого «книжного чтения». Современный мультимедийный компьютер и компакт-диски интегрируют в себе возможности почти всех предыдущих технических средств и свойственные им особые способы представления текстово-зрительной и звуково-речевой информации. Персональный компьютер, электронные издания, Интернет отнюдь не отрицает печатные книги, учебники, газеты и журналы. Приняв на себя дополнительные функции от других технических средств (видео-, звук, интерактивность и возможности поиска в информационных ресурсах), они изменяют роль печатных изданий и учебников в образовании.

Школьная библиотека должна быть очагом информационной культуры в школе.

Заключение

Школьные библиотеки сегодня необходимо рассматривать как важнейший ресурс образования. Осмысление их деятельности позволяет сделать вывод об особом потенциале школьных библиотек в условиях активного вовлечения информационных технологий в образовательное пространство учебного заведения и совершенствования информационно-образовательной среды школы. Будущее школьных библиотек во многом зависит от их способности гибко реагировать на изменения потребностей социума, каждого отдельного образовательного учреждения, системы образования в целом. Результаты исследования востребованы при определении стратегии развития школьных библиотек в современных условиях, проведении их технологической реконструкции, освоении перспективного ассортимента информационных продуктов и услуг.

Новая образовательная стратегия предполагает переосмысление роли школьных библиотек. Школьная библиотека позиционируется как центр создаваемого информационного образовательного пространства, как место, предоставляющее пользователям широкий спектр информационных услуг, в основе которых лежит уникальное сочетание современных технологических, коммуникационных и традиционных методических решений. Школе требуется свести воедино учебное содержание, новые и уже существующие информационные потоки и технологии в общий образовательный контекст. Роль школьной библиотеки в этом процессе может быть не просто значительной, а центральной, системообразующей. Модернизация образовательного процесса в ряде инновационных школ начиналась именно с модернизации школьной библиотеки.

Поступательное развитие и совершенствование процесса модернизации ведет к возникновению трансформативных перемен, когда эффективное применение технологий вносит содержательные, сущностные изменения в работу школьной библиотеки. Этап трансформации характеризуется вовлечением библиотек в ход образовательных изменений, ростом их влияния и очевидностью оказываемого ими эффекта на результаты обучения.

Современная стратегия развития школьной библиотеки строится на принципе посредничества библиотеки между миром информации и потребностями субъектов образовательной среды. Усилению роли посредника способствует расширение спектра носителей информации и возможностей работы с ними. Эффективно используя все многообразие образовательных ресурсов, в том числе и внешних организаций, библиотека естественно осуществляет переход от модели изолированной организации, ориентирующейся исключительно на свои фонды, к модели открытой библиотеки. При этом школьная библиотека не только предоставляет пользователям обновленное, расширенное образовательное пространство, но и выступает в роли связующего звена между информацией и пользователем. Таким образом, концепция доступа к информации дополнятся активной ролью библиотеки как посредника между информационной средой и образовательным сообществом.

В век электронных технологий одной из актуальнейших проблем является проблема формирования мыслящего человека. А всем известно, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, значит, развитие активной читательской позиции в каждом - самая актуальная задача нашего времени.

Приложение 1

Анкета

Уважаемый читатель!

Просим Вас принять участие в исследовании. Для этого нужно прочесть каждый вопрос и все варианты ответов к нему.

1. В каком классе вы учитесь?

o 6

o 7

o 8

2. Как часто вы посещаете школьную библиотеку?

o часто

o редко

o затрудняюсь ответить

3. Цели посещения библиотеки?

o взять программную литературу

o написать реферат, сообщение

o взять литературу для собственного чтения

o другой ответ

4. Всегда ли по заданной теме вам подбирают нужную литературу?

o всегда

o часто

o редко

o другой ответ

5. Каковы причины отказов на ваш запрос?

o нет литературы в библиотеке

o книга занята другим читателем

o другой ответ

6. Назовите литературу: энциклопедии, книги, журналы, которых нет, но должны быть, по вашему мнению в школьной библиотеке?

7. Чьим советом пользуетесь при выборе книги ?

o родителей

o учителей

o друзей

o библиотекаря

o другой ответ

8. Нуждаетесь ли вы в помощи библиотекаря при выборе литературы?

o да

o нет

o другой ответ

9. Пользуетесь ли вы каталогами, картотеками при поиске информации?

10. Что любите читать?

o приключения

o фантастику

o детективы

o научно-познавательную литературу

o классическую литературу

o любовные романы

o другую литературу

11. Какие из прочитанных книг понравились больше всего?

12. Есть ли у вас любимая книга?

13. Какие журналы, газеты читаете?

14. Какими энциклопедиями, словарями, справочника пользуетесь в библиотеке?

15. Какими библиотеками, кроме школьной, вы пользуетесь?

16. Ваши пожелания школьной библиотеке.

Спасибо за участие в опросе!

Литература

1. Венгер И.В. Инновации в работе школьной библиотеки как средство повышения интереса к чтению/ И.В. Венгер// Бібліятэка прапануе. - 2004. - №5. - С. 29-30.

2. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результат российских исследований)/ Н.И. Гендина// Школьная библиотека. - 2005. - №3. - С. 18-24.

3. Голубева Е.К. Информационная культура школьников/ Е.К. Голубева// Библиотека. - 2005. - №10. - С. 18-24.

4. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика : монография / Е. Д. Жабко ; Российская национальная библиотека. - Санкт-Петербург: РНБ, 2006. -- 387 с.

5. Збаровская Н.В. Миссия школьной библиотеки/ Н.В.Збаровская// Заочная школа школьного библиотекаря. - М.: Школьная библиотека, 2004. - С. 132-141.

6. Золотарева А.А. Школьная библиотека - информационный ресурс образования : из опыта работы / А.А.Золотарева, Л.А. Кивлюк ; Управление образования Гродненского облисполкома, Учреждение образования 'Гродненский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования'. - Гродно: Гродненский ГОИПК и ПРР и СО, 2005. -- 58 с.

7. Зуева Е.М. Педагогическая деятельность школьной библиотеки/ Е.М. Зуева// Бібліятэка прапануе. - 2001. - №4. - С. 29-30.

8. Зуева Е.М. Школьные библиотеки в новой образовательной среде/ Е.М. Зуева// Библиотечное дело. XXI век. - 2003. - №2 (6). - С. 79-115.

9. Иванова Е.В. Организация деятельности школьных библиотек в информационно-образовательной среде : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Иванова Елена Вячеславовна ; [Библиотечно-информационный институт Московского государственного университета культуры и искусств]. - Москва, 2006. -- 18 с.

10. Иванова Г.А. Организация работы библиотеки общеобразовательного учреждения/ Г.А. Иванова// Заочная школа школьного библиотекаря. - М.: Школьная библиотека, 2004. - С. 46-51.

11. Калита В.С. Профессия - библиотекарь// Школьная библиотека. - 2001. - №5. - С. 10-12.

12. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся : методические рекомендации для библиотекарей / Т.М. Кашурникова. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. -- 127 с. : ил. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу 'Школьная библиотека'. Серия 1 ; вып. 11).

13. Квасова Т.А. Организация работы школьного библиотекаря/ Т.А. Квасова, Т.Н. Сергеева// Веснік адукацыі. - 2006. - №11. - С. 22-28.

14. Квасова Т.А. Школьные библиотеки: состояние и перспективы развития/ Т.А. Квасова// Веснік адукацыі. - 2006. - №5. - С. 30-34.

15. Крынкин В.В. CD-ROM, Интернет и школьная библиотека. История и современность / В. В.Крынкин, Ю.С. Песоцкий, В.П. Седякин // Школьная библиотека.- 2001.- № 3. - С. 41-43.

16. Мелентьева Ю.П. Библиотека и социология личности: учеб. пособие/ МГУК; Ю.П. Мелентьева. - М., 1993. - 71 с.

17. Мелентьева Ю.П. Библиотечное обслуживание: учеб. пособие/ Ю.П. Мелентьева. - М., 2006. - 113 с.

18. Миссия и цели деятельности современной школьной библиотеки/ Справочник школьного библиотекаря. - М.: Школьная библиотека, 2006. - С. 195-198.

19. Мужикова Е.Ф. «Видимая» библиотека и наглядность/ Е.Ф. Мужикова// школьная библиотека. - 2003. - №3. - С. 30-37.

20. Руководство ИФЛА/ ЮНЕСКО для школьных библиотек// Справочник школьного библиотекаря. - М.: Школьная библиотека, 2006. - С. 33-50.

21. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке/ под ред. Т.Д. Полозовой. - М., 1992. - С. 4-8; 16-21.

22. Справочник библиографа / Е.Н. Буринская [и др. ; научные редакторы: А.Н. Ванеев, В.А. Минкина]. - Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург: Профессия, 2006. -- 591 с. : табл. - (Серия 'Библиотека').

23. Справочник школьного библиотекаря. - М.: Школьная библиотека, 2006. - С. 23-50; 183-185.

24. Справочник школьного библиотекаря. - СПб: Профессия, 2001. - 352 с.

25. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А.Стародубова. - 2-е изд., перераб. - Москва: Школьная библиотека, 2003. -- 289 с. - (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря ; вып. 1-2, 2003 г.)

26. Чулкина Г. Библиотечно-библиографические и информационные знания - школьникам/ Г. Чулкина// Школьная библиотека. - 2001. - №1. - С. 8-9.

27. Шмакова Г. Интернет-помощь в общении: информационные технологии/ Г. Шмакова// Библиотека. - 2001. - №8. - С. 28-29.

28. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий: Ежегодный пленарный доклад международных конференций «Крым», год 2001. - Москва: Изд-во ГПНТБ России, 2002. - С. 26, 28.

29. http://www.minedu.unibel.by/ - Министерство образования Беларуси

30. http://schoollibrary.ioso.ru/ - Школьная библиотека Официальный сайт Всероссийской школьной библиотечной ассоциации.

31. http://www.kultura.by/ - Министерство культуры Беларуси

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru