/
Риторика как наука и искусство
Саитбатталов Искандер Расульевич
Др.-греч. ?зфщсйкЮ -- 'ораторское искусство' от ?Юфщс -- 'оратор'. Rhetorike (греч.) - убеждать. Искусство красноречия. Наука об этом искусстве.
В узком смысле: 1) филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову; 2) наука об управлении мыслеречевой деятельностью; 3) наука о публичном речевом воздействии; 4) наука о речевом убеждении.
В 20 веке риторик: позитивная и негативная.
Убеждение - это способ речевого воздействия, предполагающего использование как рациональных, так и эмоциональных приемов и средств. Содержит систему аргументов и примеров, факты и выводы.
Процесс аргументации в риторике строится на апелляции к собеседнику и учитывает позицию, которую предстоит опровергнуть. Убеждение отрицает речевую агрессию, оно рассчитано на осмысленное восприятие речи адресатом. Адресат должен проделать свой путь к пониманию. аргументация риторика речь топос
Риторическое воздействие это всегда публичное речевое действие, участники - множество людей. Главная цель публичной речи - это объединение оратора и аудитории для решения каких-либо общих задач и проблем.
Современная риторика - это теория и мастерство целесообразной, воздействующей и гармонизирующей речи, она влияет на мировоззрение, эмоции и волю.
Оратор ('просить') - любое лицо, выступающее на собрании; красноречивый человек, владеющий мастерством построения и произнесения речи перед публикой, являющийся одновременно автором, режиссером и исполнителем своей речи; требование к оратору - умение публично мыслить.
Риторика в журналистике.
Искусство общения автора с адресатом и учение о правилах создания речевых произведений в условиях массовой коммуникации. Систематическое распространение сообщений среди численно больших аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения, поведение людей.
В условиях массовой коммуникации конкретный автор выступает как носитель определенной социальной позиции и идеалов.
Из истории развития риторики.
Первый этап.
Риторика как искусство и отрасль знаний зародилась в 6-5 веках до нашей эры в Греции.
Софисты обучали ораторскому мастерству за плату. Могли доказать и опровергнуть одновременно тезис или мысль.
Сикофанты оговаривали в суде невинных людей за деньги.
Демосфен, 4 век до н.э., Афины, речи 'Филиппики' - обвинительные речи против Филиппа Македонского.
Сократ - майевтика (спор, из которого рождается истина). Платон, Аристотель. Последний автор 'Риторики'.
В Риме Цицерон и Квинтилиан.
Второй этап.
Первые века нашей эры. Связано с отцами церкви. Гомилетика - искусство говорить, связанное с церковной деятельностью.
В России - Михаил Васильевич Ломоносов; позже - Керенский, Ленин, Троцкий. Помимо западной риторической традиции, была мусульманская риторическая традиция. 'Коран' (речь бога). Балага.
У тюрков тоже была традиция.
Риторический канон.
Риторический канон - это механизм речевых действий, обеспечивающий эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Учение об этапах порождения речи.
Античный риторический канон предусматривает пятичастичное деление речевого акта:
1. Inventio (Изобретение речи).
2. Dispositio = Compositio (расположение речи).
3. Elocutio (Выражение речи).
4. Memoria (Запоминание речи).
5. Oratoria (Произнесение речи).
1 - подразумевает точное определение цели высказывания и разработку ее стратегии в расчете на конкретную аудиторию. Ряд исследователей понимают Inventio как 'сетку' понятий, систему, которая позволяет мыслить на любые темы. Inventio представляет собой набор общих мест или 'топосов'. Топос - модель порождения речевого сожержания, помогает организовать наши мысли, формировать нашу речь. Топосы: 1) внутренние; 2) внешние. Внутренние определяют нашу структуру речи. Внешние оформляют внешне нашу речь. Внутренние: а) отношение, род, вид - переход автора от частичного к общему и наоборот, описание разновидностей рассматриваемого предмета; б) определение (дефиниция) - раскрытие содержания предмета речи в соответствии с целью и темой автора. Дать определение значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета; в) целая часть - восприняв и осмыслив предмет речи, надо разделить его на части и посмотреть, не будет ли какая-то часть эффективно играть на развитие темы; г) сравнение - модель помогает найти сходство между предметами; д) противопоставление - частный случай сравнения, при котором происходит поиск отличий; е) свойство - размножение идеи за счет описания ее особенностей. Ломоносов разделял свойство на три вида: материальные, жизненные, функциональные (действия не может выполнять предмет); ё) имя - происхождение того слова, которое представляет собой предмет речи, имена имеют 4 категории: перевести иностранное слово на русский язык; когда человека получает в соответствии со своим именем дополнительную характеристику; имя человеку объясняется этимологически; подбор созвучных слов, каким-либо образом связанных по смыслу.