Краткий грамматический справочник
1. Склонение имен существительных в единственном числе
І скл. м.р., ср.р. |
ІІ скл. ж.р. |
ІІІ скл. ж.р. |
|||
И |
кто? что? |
дом_, учитель, озеро, море |
страна, земля |
жизнь, ночь |
|
Р |
кого? чего? |
дома, учителя, озера, моря |
страны, земли |
жизни, ночи |
|
Д. |
кому? чему? |
дому, учителю, озеру, морю |
стране, земле |
жизни, ночи |
|
В. |
кого? что? |
дом_, учителя, озеро, море |
страну, землю |
жизнь, ночь |
|
Т. |
кем? чем? |
домом, учителем, озером, морем |
страной, землей |
жизнью, ночью |
|
П |
о ком? о чем? |
о доме, об учителе, об озере, о море |
о стране, о земле |
о жизни, о ночи |
2. Склонение имен существительных во множественном числе
І скл. м.р., ср.р. |
ІІ скл. ж.р. |
ІІІ скл. ж.р. |
|||
И |
кто? что? |
дома, учителя, озeра, моря |
страны, земли |
жизни, ночи |
|
Р |
кого? чего? |
домов, учителей, озeр_, морей |
стран_, земель_ |
жизней, ночей |
|
Д. |
кому? чему? |
домам, учителям, озeрам, морям |
странам, землям |
жизням, ночам |
|
В. |
кого? что? |
дома, учителей, озeра, моря |
страны, земли |
жизни, ночи |
|
Т. |
кем? чем? |
домами, учителями, озeрами, морями |
странами, землями |
жизнями, ночами |
|
П |
о ком? о чем? |
о домах, об учителях, об озeрах, о морях |
о странах, о землях |
о жизнях, о ночах |
3. Склонение имен прилагательных
м.р., ср.р. |
ж.р. |
мн.ч |
|||
И |
какой,-ое, -ая,-ие? |
новый, последний, новое, последнее |
новая, последняя |
новые, последние |
|
Р |
какого, -ой, -их? |
нового, последнего |
новой, последней |
новых, последних |
|
Д. |
какому, -ой, -им? |
новому, последнему |
новой, последней |
новым, последним |
|
В. |
какой, (-ого), -ую, -ие,(-их)? |
как И.п или как Р.п. |
новую, последнюю |
как И.п или как Р.п. |
|
Т. |
каким, -ой, -ими? |
новым, последним |
новой, последней |
новыми, последними |
|
П |
о каком, -ой, -их? |
о новом, о последнем |
о новой, о последней |
о новых, о последних |
4. Основные, самые употребительные значения падежей
И. |
кто? что? подлежащее, именное сказуемое |
брат, сестра; друзья, соседи (Брат читает. Иван и Саша - мои друзья.) |
|
Р. |
кого? чего? нет |
брата, сестры, друзей, соседей, хлеба, письма, молока |
|
какого, - ой, -их? / чей? чье? чья? чьи? |
ответ брата, книга сестры, письма друзей |
||
сколько? |
два брата, три сестры, много друзей |
||
у кого? у чего? (есть) |
у брата..., у сестры..., у друзей... |
||
из чего? = откуда? |
от брата, из школы с работы |
||
Д. |
кому? чему? (подарить; нравится) |
брату, сестре, друзьям |
|
кому? чему? (холодно, интересно, скучно...) |
брату, сестре, друзьям, мне, тебе, ему, нам, вам, им |
||
В. |
кого?, что? (знать, любить...) |
брата, сестру, иностранный язык_, своих друзей |
|
когда? |
в два, в понедельник_, в среду |
||
куда? |
в школу, на работу, в университет_ |
||
Т. |
с кем? с чем? |
с братом, с сестрой, с друзьями, с сумкой |
|
чем? (совершать действие) |
резать, ножом, есть вилкой |
||
П. |
о ком? о чeм? (говорить, сообщать) |
о брате, о сестре, о друзьях, о проблемах |
|
когда? |
на этой неделе, в мае, в этом году |
||
где? |
в школе, на работе, в газетах, на мосту |
5. Видовременные характеристики глагола
несовершенный вид - что делать? |
совершенный вид - что сделать? |
||
настоящее время |
пишу, -ешь,...; люблю, -ишь,...; интересуюсь, -ешься,...; |
- |
|
прошедшее время |
писал, -а, -о, -и; любил, -а, -о, -и; интересовался, -ась, -ось, -ись |
написал, -а, -о,.-и; полюбил, -а, -о, -и; заинтересовался, -ась, -ось, -ись |
|
будущее время |
буду писать, будешь писать,...; буду любить,...; буду интересоваться,... |
Напишу, напишешь,...; полюблю, полюбишь,...; заинтересуюсь, заинтересуешься,... |
6. Основные структурные модели русского простого нераспространенного предложения
Простое предложение (Кто что делает/сделает?) |
Мы изучаем русский язык. |
|
Предложения с составным глагольным сказуемым |
Я хочу рассказать вам о себе. |
|
Предложения с составным именным сказуемым |
Россия - огромная страна. Он будет (был) художником. |
|
Неопределенно-личные предложения |
В газетах пишут об Олимпиаде. |
|
Обобщенно-личные предложения |
Что посеешь, то и пожнешь. Век живи, век учись. |
|
Безличные предложения |
Ребятам очень весело. На улице потеплело. Легко дышится. |
|
У кого (есть) что? кто? У кого нет кого? чего? |
У Андрея большая семья. У меня нет брата. |
|
Назывные предложения |
Зима. Мороз. |