Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Использование англоязычной подростковой литературы в ролевой игре на старшей ступени обучения

Работа из раздела: «Иностранные языки и языкознание»

/

/

Введение

английский урок подростковый литература

Современная методика обучения иностранным языкам предлагает широкий выбор различных подходов, методов и средств обучения.

Обучение английскому языку представляет собой не только овладение навыками грамматики, лексики и фонетики, но и умение использовать литературу на иностранном языке, понимать ее и рассуждать о ней. При этом возможно использование литературы не только в «чистом виде», но и в различных методических и ролевых играх.

Использование аутентичной литературы на уроках английского языка позволяет решить ряд задач, а именно помогает расширить словарный состав учащихся, развить навыки устной и письменной речи, научиться выражать свое мнение по определенной теме. Соответственно, чтение литературы на изучаемом языке позволяет развить как коммуникативную компетенцию, так и лингвокультурную (информация о стране, авторе, исторические и культурные аспекты произведения).

Актуальность работы определяется, прежде всего, тем, что выбор произведения для чтения на уроках английского языка влияет на заинтересованность и активность учащихся, их вовлеченность в работу и конечный результат. Выбор подростковой литературы (young adult literature) для использования в школе является рациональным и продуктивным: целевой аудиторией являются подростки, и книги этого направления соответствуют данному возрасту сложностью языкового материала, поднимаемым темам и проблемам. Изучение подростковой литературы поможет разнообразить урок английского языка и сделать его эффективнее.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа вносит вклад в понимание подростковой литературы, ее специфики, ролевой игры, их особенностей.

Практическая значимость выражается в разработке ролевой игры на основе подростковой литературы. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть полезны для преподавателей общеобразовательной школы и исследователей подростковой литературы.

В англоязычной литературе проблема отличается большей степенью проработанности, чем в русскоязычной, что связано с темпами развития подростковой литературы в России и странах Европы, Америке. Проанализировав теоретическую базу по данной проблеме, историю и развитие подростковой литературы, и апробировав практическую часть работы на педагогической практике в школе, можно сказать, что постоянное развитие литературы, педагогических технологий, представляют собой широкое поле для исследования и применения ролевой игры в средней общеобразовательной школе.

Цель работы - изучение и описание подростковой литературы, ролевой игры и особенностей реализации ролевой игры на основе подростковой литературы на старшем этапе обучения.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

1. изучить научную литературу и опыт учителей по использованию подростковой литературы и ролевой игры в образовательных целях;

2. дать понятие подростковой литературы;

3. дать понятие ролевой игры;

4. охарактеризовать психолого-педагогические особенности обучающегося старшего этапа обучения английскому языку;

5. определить место использования подростковой литературы и ролевой игры в современной общеобразовательной школе;

6. разработать ролевую игру на основе современной подростковой литературы и применить ее на практике в школе.

Объект исследования - использование ролевой игры на основе подростковой литературы в системе преподавания английского языка.

Предмет исследования - эффективность ролевой игры на основе подростковой литературы.

Для исследования применяются следующие методы: изучение научной литературы, анализ и обобщение собранной информации; педагогическое наблюдение, изучение и анализ накопленного педагогического опыта, анализ полученных результатов.

Гипотеза работы состоит в том, что использование ролевой игры на основе подростковой литературы приводит к развитию коммуникативной компетенции, лексико-грамматических навыков, является эффективным и интересным на старшем этапе обучения.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Во введении определяются цели и задачи работы, ее актуальность, гипотеза, структура.

В первой главе содержится реферативный обзор изученной литературы по темам «подростковая литература», «ролевая игра», история возникновения жанра (в англоязычном понимании YAL) и приема игры, их виды, место игры в процессе обучения, особенности обучающихся.

Во второй главе содержатся некоторые способы использования подростковой литературы в старших классах, особенности ролевой игры, а также приводится разработанная игра по мотивам известных подростковых произведений.

В заключении даются выводы по теории и практическому применению подростковой литературы и ролевой игры в старших классах.

Список использованных источников содержит 33 наименования.

Работа апробирована на трех конференциях: 45-й Студенческой научно-практической конференции ВоГУ, 46-й Студенческой научно-практической конференции ВоГУ, Международной научной конференции «Молодые исследователи - регионам», во время педагогической практики в «Вологодском Многопрофильном Лицее», в рамках университетской лекции по литературе.

1. Подростковая литература» и «ролевая игра» на старшем этапе обучения английскому языку

1.1 Подростковая литература: история, понятие, жанры, темы

Возникновение подростковой литературы как самостоятельного жанра (в англоязычном понимании термина) произошло сравнительно недавно, и в более ранней истории литературы можно выделить произведения, подходящие под описание «подростковая литература». Однако только в последние двадцать лет жанры подростковой литературы стали активно развиваться. Проблема подростковой литературы актуализируется и представляет собой широкое поле для деятельности.

В настоящее время подростковая литература находится на пике своей популярности в Америке и странах Европы, и ежегодно выпускается более 30 000 подростковых книг (Дарья Доцук: [сайт]. URL: http://www.dariadotsuk.ru/1041108310861075/24).

В России только начали появляться книги этого направления, и пока они не могут создать конкуренцию переведенным произведения иностранных авторов.

Согласно данным YALSA (Young Adult Library Services Association - the division of the American Library Association) подростковая литература - литература, направленная на читателей от 12 до 18 лет. При этом ассоциация выделяет младших подростков (13-15 лет) и старших (16-18) (Cart M. The Value of Young Adult Literature: [сайт]. URL: http://www.ala.org/yalsa/guidelines/whitepapers/yalit).

Майкл Карт - писатель, лектор, бывший президент YALSA и признанный эксперт в области подростковой литературы, сообщает о том, что желание подростков видеть в книгах героев их возраста или на несколько лет старше, стало причиной появления новой «подростковой» ниши на американском книжном рынке в 1980-ых годах. Изначально такие книги издавались для читателей 16-18 лет, однако позже нижняя граница расширилась: 10-14 лет. С 1977 до 1992 это направление стало быстро развиваться. К 1990-ым годам верхняя граница также возросла. Таким образом, Майкл Карт определяет подростковую литературу как литературу, направленную на читателей в возрасте от 10 до 18 лет (Cart M. Of Risk and Revelation: The Current State of Young Adult Literature. 1995. Vol.8. №2. P. 153-164). Также он указывает на то, что эмоциональный, интеллектуальный и развивающий компоненты литературы находят отклик у «молодых взрослых», и доводит верхнюю границу до 25 лет (10-25). Стоит отметить, в настоящее время многие взрослые обращают внимание на данное направление.

Опираясь на проанализированную информацию, можно сделать вывод о том, что динамично развивающиеся культура и общество являлись причиной изменения понимания термина «подростковая литература».

В 1951 году на полках магазинов появилось произведение американского писателя Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», главным героем которого является удивительный молодой человек Холден Колфилд. Достаточно юный возраст героя и критика американского общества вызвала живой отклик в сердцах читателей по всей стране. Книга была рассчитана на взрослую публику, но стала популярна и среди молодежи, так как они в этом молодом человеке узнавали себя, свои переживания и ценности. Считается, что именно с этого произведения начинается отсчет подростковой литературы как специфического направления (Howel R.E. Young Adult literature: details and trendsetting. University of Missouri, 2011. 46 p.).

Исследование показало, что Сэлинджер - отнюдь не первооткрыватель. В 1942 году был опубликован роман американской писательницы ирландского происхождения Морин Дэйли «Семнадцатое лето» (Maureen Daly, Seventeenth Summer), написанный во время учебы автора в колледже, в подростковом возрасте. Произведение издавалось для взрослой аудитории, но тема первой любви вызвала больший отклик у подростковой аудитории (Wikipedia: [сайт]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Maureen_Daly; Cart M.: [сайт]. URL: http://www.ncte.org/library/NCTEFiles/Resources/Journals/VM/0092-dec01/VM0092From.pdf).

Распространение термина произошло в 1960-ых годах и относилось к реалистической прозе (realistic fiction), действие которой происходило в современном реальном, а не выдуманном мире, и которая затрагивала проблемы, темы интересов молодых читателей в возрасте от 12 до 18. Именно в этот период были опубликованы произведения С.Е. Хинтон «Изгои» (S.E. Hinton, The Outsiders) и Роберта Липсита «Претендент» (Robert Lipsyte, The Contender) (Cart M.: [сайт]. URL: http://www.ncte.org/library/NCTEFiles/Resources/Journals/VM/0092-dec01/VM0092From.pdf).

К 2000 году изменились не только возрастные рамки литературы, но и добавились новые формы: нон-фикшн и поэзия (романы и нон-фикшн в стихах), графические романы и комиксы. Благодаря этому, к 2005 году аудитория подростковой литературы расширилась на 25% в сравнении с 1999 годом. Возросшая, в свою очередь, конкуренция между авторами привела к возникновению новых форм, их постоянным инновациям, экспериментам в выборе тем, проблем, языковых средств и в создании уникальных мест для развития сюжета.

Введение большого количества наград в области подростковой литературы также послужило толчком для развития жанра и появления новых течений и поджанров (Printz, ALEX, and Margaret A. Edwards Awards, Best Books for Young Adults list and Quick Picks for Reluctant Young Adult Readers list) (Шишкина Е.И. Драматизация сказок в стихах на уроках английского языка: [сайт]. URL: http://eng.1september.ru/article.php? ID=200701004).

На настоящее время самым известным подростковым произведением является серия книг о Гарри Поттере, написанная английским автором Дж. Роулинг. Книги повествуют о взрослении юного волшебника, становлении его личности. Однако, подростковая литература разнообразна по своим жанрам и тематике и носит не только развлекательный характер. Часто в ней поднимаются вопросы морали, нравственного выбора и межличностных отношений.

Жанровое разнообразие подростковой литературы:

1. Реалистическая художественная подростковая литература (Realistic Fiction)

В 1960 годах вся подростковая литература была представлена этим жанром. Однако уже к 70-ым годам направление книг изменилось, к 80-ым, 90-ым годам в рамках подростковой литературы стали развиваться жанры фэнтези, ужасы и мистика. Заметно больше стало появляться книг для старших подростков (Cart M. The Value of Young Adult Literature: [сайт]. URL: http://www.ala.org/yalsa/guidelines/whitepapers/yalit; Gallo D. Ice Cream / I Scream for YA Books. Voices From the Middle. 2010. Vol. 17. №4. P. 8-14). На сегодняшний день, после долгого времени популярности книг о вампирах и волшебниках, все более востребованными становятся книги о повседневной жизни подростков. Реалистические подростковые романы имеют большое количество фанатов и соотносятся с проблемами современных подростков. Часто романы повествуют о положительных и отрицательных чертах характера подростков, о сложностях взросления. Ситуации в этих романах вызывают сопереживание у читателя, и используется язык, характерный для общения подростков. Реалистические романы не представляют собой некий идеальный мир, а выражают собой все сложности (жестокость, конфликты, отрицание и сожаление), с которыми сталкиваются подростки в жизни (Bodart J.R. Books that Help, Books that Heal: Dealing with Controversy in YA Literature. Young Adult Library Services. 2006. Vol. 5. №1. P. 31-34; Howel R.E. Young Adult literature: details and trendsetting. University of Missouri, 2011. 46 p.).

2. Романтическая художественная подростковая литература (Romance and Sexuality)

Романтические отношения между героями являются постоянной чертой в рамках подростковой литературы. Любовь в подростковом возрасте - самое волнительное, нежное и прекрасное чувство. Практически каждый подросток переживает это. Влюбленность может быть как счастливым опытом, так и несчастным. Именно поэтому авторы подростковой литературы обращаются к этой теме, независимо от концепции произведении в целом. Первым романтическим романом для подростков является «Навсегда» Дж. Блум 1975 года (Judy Blume, Forever). Авторы считают необходимым описывать эмоциональную и психологическую сторону романтических и сексуальных отношений между подростками. Такие романы могут нести образовательную функцию и формировать ценности читателей к отношениям и институту семьи.

3. Мистическая художественная подростковая литература (Mystery fiction)

К этому жанру относится фэнтези и его разновидности. Фэнтези - жанр фантастической литературы, основанный на использовании сказочных мотивов и героев, сверхъестественных сил (Gubar M. Coming of Age in Dystopia: The Darkness of Young Adult Fiction: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch? v=ITJPMOyaBNY).

Примером мистического романа может служить трилогия Рейчел Уорд «Числа».

В первой части трилогии главными героями произведении являются два трудных подростка, чья жизнь переворачивается, когда они становятся свидетелями катастрофы на колесе обозрения, о котором они знали заранее. Дело в том, что главная героиня Джем может видеть дату смерти в глазах других людей. Несмотря на интересный замысел, книга отталкивает читателя большим количеством жаргонизмов:

«Где-то, укрытые толщей тумана, люди спали, пробуждались, пукали, почесывались, шли пописать, но над слоем тумана словно возник какой-то Диснейленд.»

«Я поползла вперед на четвереньках, осторожно раздвигая листья лбом, стараясь не думать про то, что на эти кусты многие годы писали все здешние собаки» (Уорд Р. Числа: Время бежать. СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 320 с.).

Примером русского произведения данной тематики может быть роман Мариам Петросян «Дом в котором…». Это первая работа писательницы, над которой она работала больше пятнадцати лет, и этот роман уникален. Его смысл может трактоваться по-разному. Дом - интернат для детей-инвалидов. Обычный дом, обросший своими легендами и призраками и поэтому «оживший» для его обитателей. Дом - способ уйти от реальности.

Это произведение завоевало сердца многих читателей. Создаются даже специальные ролевые игры, по мотивам книги.

Роман обладает рядом особенностей, дети имеют имена-клички, отображающие их личность и характер, физические недостатки (Шакал, Лорд, Рыжий, Сфинкс). Поднимаются вопросы детской жестокости и привязанностей. Интересна структура произведения, повествование ведется от разных лиц, в разное время (один и тот же герой рассказывает историю Дома с разницей в 10 лет), что позволяет постепенно включать читателя в события Дома, возможность самим достраивать логические цепочки и последовательность событий.

4. Антиутопии (Dystopian Teen Fiction)

Антиутопия - жанровая разновидность в художественной литературе, описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом) (Gubar M. Coming of Age in Dystopia: The Darkness of Young Adult Fiction: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch? v=ITJPMOyaBNY). Антиутопии - это не новое явление для мировой литературы. Основная идея как в классических, так и в подростковых антиутопиях - выявить отрицательные стороны общества и показать вымышленное общество страшнее, чем то, в котором живет читатель (Cain-Gray L. Longing for a Life Less Ordinary: Reading the Banal as Dystopian in Sonya Harnett's Butterfly. Social Alternatives. 2009. Vol. 28. №3. P. 35-38).

5. Разножанровая литература (Mixed genres)

Другим трендом является сочетание нескольких жанров в одном произведении, так что границы между жанрами становятся размытыми (Salvner G.M. Lessons and Lives: Why Young Adult Literature. The Alan Review. 2001. Vol. 28. №3. P. 9-13). Несмотря на то, что реалистические романы являются популярными, читатели ищут книги, которые помогут им уйти от реальности. Часто исторические события смешиваются с героями фэнтезийных саг, а в детективных историях расследуются мистические происшествия. Cтимпанк - поджанр фэнтези, основывающийся на использовании технологий в произведении, которые не существовали в описываемый исторический период, примером может служить роман Скотта Вестерфельда «Левиафан», дающий альтернативный взгляд на историю Второй мировой войны, включая описание высокотехнологичного вооружения обеих сторон (Howel R.E. Young Adult literature: details and trendsetting. University of Missouri, 2011. 46 p.).

Произведения подростковой литературы отличаются простотой повествования, яркостью героев, жизненностью ситуаций, подробностью описания событий, четкостью, часто открытым финалом. Одной из особенностей также является наличие разных рассказчиков и точек зрения в рамках одного романа (multiple voices), что позволяет читателем рассмотреть события произведения под разными углами. Это может быть важным фактором для анализа событий и может помочь принимать решения в будущем.

Форматы подростковой литературы

Интересно не только жанровое разнообразие подростковой литературы, но и разнообразие форматов. Помимо классических романов в прозе, выделяют прозаико-поэтические (роман в стихах) и графические романы. Прозаико-поэтические романы стали популярными в 1980-1990 ых годах (Gallo D. Ice Cream / I Scream for YA Books. Voices From the Middle. 2010. Vol. 17. №4. P. 8-14). При рассказе истории допускается использование поэтического текста. Этот формат завоевал большое количество почитателей благодаря лаконичной форме и сильному повествованию. Примером такого произведения может служить книга Элизы Пастчен «Поэзия говорит, кто я есть» (Elise Paschen, Poetry Speaks Who I Am), которая включает в себя сто стихотворений в печатной форме и более сорока стихотворений в аудиоформате. Романы в стихах привлекают юных читателей из-за эмоциональной яркости, обращения к чувствам и переживаниям подростков.

Графические романы являются еще одним примером формата подростковой литературы. С 2005 года графические романы были признаны образовательным сообществом и стали использоваться на уроках в американских учебных заведениях. Несмотря на пользу данного вида литературы, она не получила большого распространения. В 2007 году YALSA опубликовала список графических романов для подростков (Williams V.K. Graphic Novels in Libraries Supporting Teacher Education and Librarianship Programs. Library Resources & Technical Services. 2009. Vol. 53. №3. P. 166-173). В Японии зародился другой вид графического романа - манга, который постепенно распространился по всему миру. Несомненной пользой графических романов можно считать предоставляемую ими возможность социальной и сексуальной идентичности подростков, осведомленность в социальном контексте произведений.

Еще одним трендом форматов подростковой литературы является мультиплатформные книги, предлагающие не только печатную версию, но и электронный формат книг, аудио приложения, интернет-ресурсы и видеоигры, соотносящиеся с героями или с сюжетом книги. Мультиплатформы дают возможность разноаспектного погружения в историю, позволяют читателям быть активными участниками процесса и использовать современные электронные технологии для чтения, что является одной из причин популяризации чтения у подростков (Hill R.S. The New Literacy Equation: Books + Computers = Multiplatform. Voice of Youth Advocates. 2009. Vol. 32. №2. P. 111-113).

Популярность подростковой литературы обусловлена рядом причин. В настоящее время подростковая литература направлена на широкую аудиторию читателей от 10 до 25 лет, соответственно увеличился объем выпускаемых книг данного направления.

Другим фактором популяризации подростковой литературы являются средства массовой информации. Многие произведения рекламируются на базе интернет-ресурсов и социальных сетей.

Развитие социальных сетей позволяет авторам подростковой литературы стать ближе к своим читателям, узнавать их мнения и интересы. К примеру, известный писатель Джон Грин, чьи работы сейчас находятся на пике популярности, общается со своими фанатами, ведет собственный ютуб-канал, выкладывает в сеть не только интересные идеи, но и делится философскими мыслями, например: «How can you judge someone else's favorite band when we are all just finding what footing we can to journey through this vale of tears?» Каждый «пост» автора читается миллионами фанатов и создает имидж автора и успешную рекламу. «Толчок Джона Грина» (John Green's Push), - так этот эффект прозвали в прессе (Green J. An Open Letter to Students Returning to School: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch? v=x78PnPd-V-A&sns=tw).

Личность автора и их предыдущие произведения, понравившиеся читателям, часто являются залогом успеха и у будущих книг. Работы Джона Грина признаны критиками и получили несколько серьезных премий в мире литературы: Премию Эдгара Алана По, The Corine - International Book Prize, Stonewall Book Award.

Самые известные произведения автора - «Виноваты звезды», «Бумажные города» - экранизированы и стали любимы по всему миру. Темы подростковой любви и дружбы, зависимости, счастья, жизни и смерти описываются в этих произведениях понятно для подростков, на примере их сверстников. Искренние эмоции героев вызывают такие же эмоции у молодых читателей (более взрослые поколения могли бы посчитать их детскими и несколько наигранными).

Кинематограф и телевидение играют важную роль в популяризации подростковых произведений, многие из которых были адаптированы для широких и телевизионных экранов. Появление новых франшиз делает более популярными как экранизации, так и произведения на которых они основаны. Зрители, заинтересовавшиеся фильмом, узнают о других книгах автора и читают их.

Часто успех книги зависит от ее физического представления. Согласно статистике, опубликованном в Library School Journal в 2005 году, более 75% подростков при выборе книги для прочтения ориентируются на иллюстрацию на обложке (Jones L.A. The Great Cover Up. School Library Journal. 2007. Vol. 53. №6. P. 44-47; O'Connell K.C. Young Adult book cover analysis. University of North Carolina Wilmington, 2010. 65 p.). Обложки подростковых книг отличаются яркостью и привлекают внимание читателя.

Разнообразие жанров и форматов произведений позволяет читателям определить то, что близко именно им и не ограничивает их интересы рамками. Часто продажа подростковых книг представляет собой продажу целостного продукта: фильмы, ТВ шоу, интернет-ресурсы, что увеличивает заинтересованность читателя.

Обращаясь к проблематике и тематике подростковой литературы, можно выделить ряд тенденций. Часто поднимаются вопросы, помогающие подросткам понять, что они не одиноки и имеют такие же проблемы, как и другие люди их возраста: самоопределение, внешние и внутренние недостатки, самооценка, сексуальность, давление со стороны сверстников (Howel R.E. Young Adult literature: details and trendsetting. University of Missouri, 2011. P. 21-25).

Аналогично классической и современной литературе «для взрослых читателей», подростковые произведения способны обеспечивать необходимый бэкграунд, поднимающий вопросы о сложных проблемах: иммиграции, эксплуатации детей, рабстве, сексуальной ориентации, роли мужчины и женщины в современном обществе, терроризме, войне, бедности, патриотизме, силе отдельной личности, поиске правды (Cart M. Of Risk and Revelation: The Current State of Young Adult Literature. 1995. Vol.8. №2. P. 153-164).

Нередко героями таких произведений становятся дети из неблагополучных семей, без родителей или с серьезными заболеваниями. Это оказывает впечатление на читателя и вызывает сочувствие, а также влияет на язык повествования (часто присутствует сленг, грубая или сниженная лексика).

Таким образом, важными чертами подростковой литературы являются направленность на широкую подростковую аудиторию, часто авторы - «молодые взрослые», темы и проблематики романов близки выбранной аудитории, большое разнообразие жанров и форматов.

Популярность YAL связана с успешной рекламой в СМИ, вниманию кинематографа к данным произведениям, грамотным маркетингом.

Язык подростковой литературы отличается большим количеством разговорной лексики, понятен читательской аудитории, что обусловливает возможность использования ее в курсе обучения в средней школе и старшей школе как средства создания и поддержания мотивации к изучению языка.

1.2 Ценность жанра для учащихся средней и старшей школы

Подростковая литература не только побуждает подростков читать, но и обеспечивает для них базу, на которую можно положиться, раскрывает способы поведения в определенных жизненных ситуациях - на опыте литературы, который может быть включен в свой собственный. Важно отметить психологические особенности учащихся на среднем и старшем школьном этапах и соотнести их с тем, какую пользу способна привнести подростковая литература.

Возраст обучающихся на среднем и старшем этапах составляет 11-15 и 16-18 лет, что соответствует подростковому (полового созревания) периоду и раннему юношескому периоду, соответственно. В это время в организме ребенка происходит ряд физических, гормональных изменений, что приводит к неустойчивому эмоциональному состоянию и развитию отдельных психических функций.

В этом возрасте подросток отличается ростом социальной активности и критическим отношением к окружающим, желанием общаться в кругу своих сверстников. Формируются подростковые группировки, и возникает подростковая субкультура. Подросток отличается настороженным, критическим отношением к взрослым, сначала избегает общения с ним и затем ищет. Подросток чувствует недостаток внимания, самостоятельности, равноправия, при этом осознает свою зависимость от взрослых, и это вызывает в нем отрицательные эмоции, протест.

При работе с такими детьми учителю необходимо найти индивидуальный подход к каждому, при этом проявлять такие качества, как требовательность, справедливость, доброта. Модель сотрудничества является оптимальной при взаимодействии взрослого с подростком, а также для развития личности последнего (Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических институтов / Петровский А.В. [и др.]. М.: Просвещение, 1979. 287 с.).

Подростковый возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей учащихся. Подросток пытается проявить себя, это может проходить деструктивно (курение, алкоголь, «плохие» компании) и конструктивно (появление новых интересов, выражение себя в творчестве).

Согласно психологическим исследованиям, в подростковом возрасте возникает потребность в самосознании и самооценке, формируются нравственные принципы и убеждения, эмоционально действенные установки.

Поскольку героями подростковой литературы являются сами подростки, то их проблемы, стремления, мечты зачастую близки читателю и вызывают положительные (сопереживание, радость, волнение) или отрицательные эмоции. Что заставляет вернуться к чтению книги. При чтении текста подросток может найти ответы на жизненно важные для него вопросы, выявить истины, помочь определить модели поведения со сверстниками и взрослыми, получить уроки морали и нравственно-эстетического воспитания.

Нельзя недооценивать языковые возможности подростковой литературы, изобилующей разговорными словами, стилистически окрашенной лексикой и яркими образными выражениями, речевыми образцами. При этом, язык не перегружен сложными терминами и сложными образами, что позволяет подростку насладиться содержанием и понятным языком, двигаясь вперед (элемент успеха), а не стоять на одном месте.

Ценность данной литературы для преподавания заключается в ее способности выражать иногда неприятную правду и вызывать живое обсуждение (Salvner G.M. Lessons and Lives: Why Young Adult Literature Matters. The Alan Review. 2001. Vol. 28. №3. P. 9-13). Необходимость подростков быть выслушанными, при выражении собственного мнения, наличие в произведениях проблем, близких читателю-подростку позволяет учителю использовать это для развития как языковой, так и речевой (коммуникативной) компетенции.

Термин «компетенция» появился достаточно недавно в отечественной методике и представляет собой совокупность знаний, навыков и умений, которые приобретает учащийся в образовательном процессе.

Коммуникативная компетенция является способностью учащихся решать средствами иностранного языка актуальные задачи общения в бытовой, учебной и культурной жизни; умение учащегося использовать язык и речь для реализации целей общения (Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических институтов / Петровский А.В. [и др.]. М.: Просвещение, 1979. С. 16-20).

Считается, что учащийся владеет коммуникативной компетенцией, если он/она успешно может решать задачи взаимопонимания и взаимодействия с носителями изучаемого языка, в соответствии с нормами и традициями культуры этой страны.

Коммуникативная компетенция является не только способностью учащегося общаться, но и обладание им знаний об истории, культуре страны, обучаемого языка.

Таким образом, подростковая литература является уникальным средством для обучения учеников средней и старшей школы, которое отвечает их интересам, отражает психофизиологическое развитие.

Подростковая литература позволяет развивать как языковые, так и речевые способности учащихся, являющиеся основой для успешного формирования коммуникативной компетенции, вызывая положительные эмоции.

1.3 Место игры в процессе обучения в условиях 11-летней школы

Обучающиеся на младшей, средней и старшей школьных ступенях обладают рядом возрастных и психологических особенностей. Именно поэтому учителям необходимы различные методы для обучения детей разных возрастов, учет индивидуальных характеристик обучающихся. Но существуют и универсальные приемы обучения, например, игра.

Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, в младшей школе основным видом деятельности становится учебная, но нельзя отрицать значимость игры как на этой стадии образования, так и на старших ступенях.

Игра - один из видов активности человека и животных в процессе их жизни, которая выполняется ради самой деятельности, а не для получения результата (Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.)

С точки зрения Д.Б. Эльконина игра - это деятельность, в которой устанавливается и совершенствуется поведение человека, способность его контролировать (Цит. по: Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. С. 74-75).

Положительные эмоции возникающие во время процесса игры могут быть успешно использованы в обучении и воспитании детей, также важен опыт взаимодействия со сверстниками.

Игровые методы необходимы на уроке иностранного языка, так как позволяют повысить эффективность обучения. Во время игры воспроизводятся условные ситуации общения, которые создаются для закрепления и активизации языкового материала. Обучающиеся получают социальный опыт, знания во время собственной активности в процессе игры. Игра связана с положительными эмоциями, поэтому усвоение материала проходит в интересной форме, повышается интерес к предмету. Игра позволяет разнообразить учебную деятельность. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Игра помогает развить личность обучающего, а соответственно является не только орудием обучения, но и воспитания. Элемент состязательности и командной работы захватывает учащихся и позволяет приобретать важный жизненный опыт.

Использование разновидностей игры на уроках позволяет привнести элемент успеха в деятельность учащегося и развить в нем положительные качества.

Н.М. Конышева предложила классификацию игр для уроков английского языка, которая включает в себя распределение игр по цели, способу выполнения, уровню сложности, количеству участников и типу задач. Далее мы рассмотрим эти группы подробнее.

По цели выделяют игры с языковой и речевой направленностью, в них обучающиеся показывают уровень своих знаний английского языка и умение использовать их в речевой практике.

По способу выполнения Н.М. Конышева выделяет

- устные и письменные игры, которые помогают улучшить все виды речевой деятельности (письмо, аудирование, говорение и чтение);

- ролевые игры, заключающиеся в «примерке» определенной роли обучающимся и развитие у него лексических и грамматических навыков;

- имитативно-моделирующие игры, разновидность ролевой игры, моделирующие ситуацию общения.

Игры по уровню сложности подразделяются на

- репродуктивные, заключающиеся в запоминании информации, ее освоении и последующем воспроизведении;

- творческие, которые не ограничиваются жесткими рамками условий и развивают у обучающихся творческие способности, воображение.

По количеству участников игры можно распределить на индивидуальные, парные, групповые и фронтальные, которые отличаются либо соревновательным элементом, либо возможностью работать в команде, для достижения общих результатов.

Игры по типу задач распределяются на

- оперативные, требующие быстрых и правильных решений;

- тактические, в которых необходимо просчитывать свои действия наперед;

- стратегические, для которых необходимо владеть полной информацией о ситуации и всех возможных вариантов ее исхода (Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 286-289).

Использование алгоритма игры может быть индивидуализировано согласно актуальным практическим задачам и особенностям аудитории.

1.4 Понятие ролевой игры, цели и задачи использования ее на уроках английского языка

В методике ролевые игры относят к группе дидактических игр. Впервые эти игры были разработаны Ф. Фребелем, М. Монтессори и О. Декроли. В отечественной педагогической практике развитие этого приема можно отнести к 40-50-ым годам XX века. Дидактические игры использовались в дошкольном и начальном образовании как развлекательный метод обучения, метод для отдыха детей после серьезных учебных занятий. В 60-70е годы такие игры стали использоваться и на среднем этапе обучения, при этом играя большую роль в воспитании (Российская педагогическая энциклопедия: [сайт]. URL: http://pedagogicheskaya.academic.ru/1048/ДИДАКТИЧЕСКИЕ_ИГРЫ).

Ролевая игра - форма организации коллективной учебной деятельности на уроке, целью которой является формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения (Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). С. 264-265).

Ролевая игра предусматривает получение учащимися определенных ролей и разыгрывание ситуаций общения, в соответствии с определенной темой. При этом она является упражнением для овладения навыками и умениями диалогической речи при межличностном общении.

В зависимости от ситуации общения ролевые игры могут быть на социально бытовые (темы повседневного общения) и профессионально-педагогические темы (темы, связанные с выбором будущей профессии).

Часто в подростковом возрасте обучающийся уже представляет, чем он хочет заниматься в будущем, в этом случае ролевая игра с элементами профессиональной направленности может использоваться для определения круга интересов учащихся и являться стимулом в приобретении конкретных знаний, умений и навыков.

Р.П. Мильруд предложил следующую классификацию ролевых игр: контролируемые, умеренно контролируемые, свободные, эпизодические.

Контролируемые игры представляют собой воспроизведение заранее подготовленного материала.

Умеренно контролируемые игры, в свою очередь, отличаются наличием сюжета и описанием ролей, однако участникам дается возможность импровизировать.

В свободных играх обучающимся предлагается тема игры и возможные роли.

Эпизодические игры отличаются своей непродолжительностью, разыгрывается один из эпизодов игры (Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). С. 264-265).

Для наиболее эффективного использования ролевой игры методисты рекомендуют чередовать перечисленные виды, принимая во внимание разный уровень активности учащихся, что, как правило, повышает качество закрепления материала. Важным является учет возрастных особенностей учащихся каждого конкретного возраста и их отношения и готовности к игровой деятельности.

Одним из видов ролевой игры является драматизация. Согласно идее профессора М.А. Мельникова, драматизация - это вид творческой деятельности учащихся, передача в лицах литературного произведения или бытовой ситуации общения, разыгрывание сюжета, придуманного самими исполнителями [Цит. по: Артемьева Н.В. Драматизация как вид творческой деятельности: [сайт]. URL: http://ks22-artemeva-n-v.yok33.ru/home/moi-publikacii/dramatizacia-kak-vid-tvorceskoj-deatelnosti).

Е.И. Шишкина утверждает, что использование приема драматизации - воспроизведения авторского готового текста, поможет учащимся преодолеть стеснение, высказываясь не от своего имени, а от лица героя. Вовлеченность в творческий процесс и ситуацию игры помогает ученикам преодолеть внутренний барьер и повышает эффективность задания (Шишкина Е.И. Драматизация сказок в стихах на уроках английского языка: [сайт]. URL: http://eng.1september.ru/article.php? ID=200701004).

Е.С. Березникова утверждает, что работа в коллективе развивает у учащихся чувство взаимопомощи (более сильные ученики помогают слабым), умение слушать друг друга, создает условия для взаимопонимания и чувства ответственности за результат, за успех дела (Березникова Е.С. Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка: [сайт]. URL: http://eng.1september.ru/article.php? ID=200901404).

Цели и задачи ролевой игры

Поскольку основная цель, которую ставит учитель при использовании ролевой игры, - развитие коммуникативной компетенции, это объективно приводит к необходимости решать следующие задачи:

Во-первых, ставятся задачи по обучению, а именно: по обогащению и активизации лексического запаса; формированию грамматических навыков коммуникативным путем; формированию фонематического слуха; формированию правильного произношения, темпа и ритмики речи, интонации; развитие всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо).

Во-вторых, ставятся задачи по развитию творческих и языковых способностей обучающихся; культуры речевого поведения (способности к имитации, механизма языковой догадки); формированию эмоционально-волевой сферы; развитию умения работать в команде, взаимопомощи; развитию вербальных и невербальных форм общения.

В-третьих, ставятся задачи по воспитанию обучающихся: формированию активной жизненной позиции; формированию положительного отношения к иностранному языку и культуре страны, изучаемого языка; формированию моральных ценностей (чувства справедливости, долга, толерантности); преодолению языкового барьера (Бондарь Н.Ф. Использование коммуникативных игр как средство профессиональной направленности обучения студентов (на примере занятий по культуре речевого общения). Филологические чтения. 2007. №7. С. 22-29).

Среди формируемых УУД важным является коммуникативный компонент, а именно, ученикам необходимо четко и ясно выражать свои мысли, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, слушать других и принимать другую точку зрения, организовывать учебное взаимодействие в группе, пользоваться справочным материалом (например, проработанным дома вокабуляром), действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и порождении речевого высказывания.

Таким образом, использование ролевой игры позволяет выполнить большой перечень педагогических задач во время урока и разнообразить его форму, давая обучающимся возможность проявить свою творческую активность в решении заданий, при этом приобретать конкретные языковые, речевые навыки и умения, являющиеся основой для формирования коммуникативной компетенции.

Проанализировав литературу по теме «подростковая литература» и «ролевая игра», можно прийти к следующим выводам:

Несмотря на то, что подростковая литература возникла сравнительно недавно, сейчас она находится на пике своей популярности в Америке и Европе, начинает развиваться в России.

Подростковая литература соответствует подростковому возрасту языковыми сложностями, выбранными темами, интересна для обучающихся средней и старшей ступеней, отличается большим разнообразием жанров и форматов.

Игра на основе подростковой литературы может служить для развития как лексических и грамматических навыков, творческих способностей обучающихся, так и коммуникативной компетенции в целом.

Ролевая игра является одной из разновидностей дидактических игр и служит для создания атмосферы сотрудничества на уроке, позволяет обучающимся получить позитивные эмоции от деятельности во время занятия. Игры несут большой образовательный и воспитательный потенциал. Сотрудничество обучающихся и учителя на уроке является ключевым. Игра позволяет разнообразить урок и представляет широкий выбор заданий для достижения основной цели обучения иностранным языкам - развитию коммуникативной компетенции.

На среднем и старшем этапах обучения учащиеся стремятся к общению, ролевая игра позволяет удовлетворить эту потребность и направить активность учеников в положительную (конструктивную) сторону. Непроизвольное запоминание материала и игровые ситуации привносят элемент успеха в деятельность подростков и служат для развития положительных качеств и отдельных видов речевой деятельности, в зависимости от типа задания.

2. Практическое использование произведений подростковой литературы на уроках английского языка

2.1 Вводное мероприятие по теме «Young Adult Literature»

Данное мероприятие было проведено в рамках практики, пройденной в Вологодском Многопрофильном Лицее и имело, прежде всего, воспитательный характер. Главной общеобразовательной целью мероприятия являлось ознакомление учащихся с темой «подростковая литература», обобщение и углубление уже имеющихся знаний о данном направлении, побуждение учащихся к чтению. Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:

Общеобразовательные: развитие универсальных предметных действий (целеполагание, анализ, синтез), расширение кругозора, проверка уровня эрудиции.

Воспитательная цель: развитие позитивного отношения к культурам других стран, литературе изучаемого и родного языка.

Воспитательные задачи: воспитание умения работать в коллективе и команде, создание благоприятного психологического климата для развития коммуникативных навыков, воспитание ответственности, умения принимать коллективные решения.

Развивающая цель: развитие мотивации к чтению и дальнейшему овладению иностранным языком.

Развивающие задачи: развитие умения собраться и максимально качественно выполнять задания во временных рамках, развитие творческого мышления.

Практической целью мероприятия являлось получение знаний по заявленной теме и подготовка учащихся к следующему мероприятию по подростковой литературе.

Актуальность и новизна данного мероприятия обусловлена постановкой вопроса: подростковая литература является наиболее рациональным выбором для использования в школе для уроков и внеурочной деятельности, так как целевой аудиторией этого направления являются подростки, а значит, книги соответствуют данному возрасту сложностью языкового материала, поднимаемым темам и обсуждаемым проблемам.

Мероприятие основывалось на следующих формах работы: лекция с элементами беседы, просмотр презентации и видеофрагментов.

Мероприятие включало в себя обсуждение следующих вопросов: определение подростковой литературы, причины популярности, основные черты YAL, разнообразие YAL, основные проблемы книг. В конце учащиеся пришли к выводу о ценности YAL.

Поскольку практика проходила в классе с углубленным изучением гуманитарных дисциплин (литература, история), ученики достаточно хорошо ориентировались в истории литературы, могли применять термины. Это помогло им при анализе информации и ее применении в дальнейшем.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к внеклассному занятию, ноутбук, сценарий, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

1. Приветствие и определение целей:

На экране ученики видят отрывки фильмов. Вопросы к аудитории: вы смотрели эти фильмы? Скажите, пожалуйста, что между ними общего? Может быть, они на чем-то основаны? На каких книгах? На книгах для подростков. Подростковой литературе (Young adult literature). Сегодня мы поговорим с вами подробнее об этой теме. У вас возникают какие-то вопросы касательно такой литературы?

Ученики: чем она отличается от обычной (классической) литературы? Какие у нее особенности? Стоит ли ее читать? Подростковая литература - хорошо или плохо?

2. Основной этап

История жанра

В последние 20 лет активное развитие в мире получили жанры подростковой литературы, в основном в Америке и странах Европы. В среднем в год только в Америка выпускается около 30 000 подростковых книг. Однако этот жанр оказал влияние и на Россию. Долгое время в России существовала только детская и взрослая литература. И даже сейчас, когда подростковая литература находится на пике своей популярности, в России только возникают такие работы. М. Петросян «Дом в котором…», С. Крамер «50 дней до моего самоубийства».

Отсчет подростковой литературы можно вести с 1951 года, и это связано с определенной книгой, которая появилась на прилавках Америки. Что эта за книга? Ваши предположения? Кто главный герой?

Ученики: произведение американского писателя Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», главным героем которого является молодой человек Холден Колфилд.

Книга вызвала широкий общественный резонанс, так как в ней поднимались вопросы взросления, морали, необходимости образования. Изначально книга была рассчитана на достаточно взрослую аудиторию, но привлекла и молодежь. Почему?

Ученики: они узнавали себя в этом молодом человеке, свои переживания, проблемы, ценности.

Считается, что именно с этого произведения начинается отсчет подростковой литературы как специфического направления.

Определение

Что мы понимаем под подростковой литературой? Для кого она написана, для какого возраста? Ваши предположения?

Ученики: Для подростков. 14-16 лет, до 18 лет

Спасибо за ваши варианты. Подростковая литература - литература, целевой аудиторией которой являются люди в возрасте 12-18 лет. Однако на самом деле эти границы более размыты и могут включать в себя широкий круг читателей разных возрастов.

Самым известным подростковым произведением является серия книг о Гарри Поттере, написанная английским автором Джоан Роулинг. Вам нравится это произведение?

Можете назвать еще какие-то примеры? Из англоговорящего мира? Отечественные?

Основные черты:

Давайте поработаем в группах и выделим основные черты, характерные для подростковой литературы. Разделимся на 4 группы, по 4-5 человек. Вспомните фильмы, которые вы смотрели, книги, которые читали. Опирайтесь на следующий план.

1. Герой - подросток

2. Близкие для подростков темы: одиночество, безответная любовь, взросление, проблемы в школе.

3. Внешность героев.

4. Способности - экстраординарные возможности (от способности ясно видеть ситуацию и здраво рассуждать до магии).

5. Сюжет связан с возможностью изменить ситуацию, мир.

Популярность

1. На сегодняшний день, эта литература очень популярна. В первую очередь это связано с…? С чего мы начали наше занятие?

Ученики: кинематограф

2. Также важную роль играют спрос и предложение. Так как подросткам не терпится узнать, чем же закончится их любимые серии, авторы учитывают это, оттягивают финалы и пишут книги одну за другой, в том числе и для того, чтобы получить прибыль. Поэтому часто последующие книги теряют свою художественную ценность.

Такие книги становятся больше похожи на фан-фикшн. Вы знаете что это такое? Это рассказы или другие произведения, в которых используются миры или герои из оригинального текста, но написанные фанатами той или иной серии. Можете привести какие-то примеры? Книги о Гарри Поттере, 8 часть которой и является фанфиком, признанным автором.

3. Грамотная работа маркетологов, яркие и красивые обложки (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Обложки книг YAL

Проблемы, поднимаемые в литературе.

Вопросы, темы, поднимаемые в литературе, всегда достаточно серьезны. Рассмотрим некоторые из них, посмотрев на следующие кадры из фильмов. Вам знакомы эти фильмы? Сталкивались с подобными проблемами?

1. Отношения в семье. Отцы и дети

2. Отношения со сверстниками. Дружба. Одиночество. Любовь

3. Проблема выбора

4. Бедность

5. Патриотизм

6. Терроризм

7. Поиск правды

8. Вызов системе

9. Борьба со злом

10. Борьба со страхами (см. Рисунок 2)

Рисунок 2. Проблемы YAL. Отношения со сверстниками, борьба со страхами

Соответственно, в подростковой литературе поднимаются достаточно серьезные вопросы, изложенные более простым языком для целевой аудитории.

Игра 1. Можно выделить и достаточно качественную подростковую литературу, написанную прекрасным языком. Сейчас снова разделимся на 4 команды. По предложенным текстам попробуйте определить, какие относятся к подростковой литературе, а какие являются классическими или современными «взрослыми» текстами. Вывод: Чаще играет роль возраст и окружение героя, события (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Игра 2. Мы выделили основные особенности подростковой литературы и теперь нужно закрепить наши знания. Снова работаем в команде, напишите на листочке слово ПОДРОСТОК вертикально, и подберите к каждой букве слово (существительное или прилагательное), которое бы точно описало такую литературу, по вашему мнению.

П - популярная, подростковая;

О - оригинальная, отрочество;

Д - душевная, детская;

Р - революционная, родная, развивающая;

О - особенная, обманчивая;

С - странная, страшная, стресс;

Т - тяжелая, талантливая, технологичная;

О - откровенная, общественно-проблематичная;

К - креативная, культовая.

3. Вывод

В самом начале занятия мы поставили перед собой вопрос: стоит ли читать подростковую литературу? Каковы ее достоинства и недостатки?

Ученики: Она близка нам по проблемам, которые поднимаются в книгах. Существует разная подростковая литература. Стоит читать выборочно, так как произведения этого направления могут быть различны по своей ценности для читателя.

2.2 Разработка ролевой игры по произведениям подростковой литературы

Использование ролевой игры на уроках английского языка в общеобразовательных школах - идея не новая, однако она практически не реализуется в российских школах. Существуют примеры успешного внедрения ролевой игры на уроках в американской системе образования. Многие издатели считают публикацию книги только началом истории, появление разных сопутствующих материалов помогает ученикам понять развитие сюжета и их героев.

Примером может служить использование ролевой игры «451 градус по Фаренгейту», разработанная Кипом Глайзером (Kip Glazer) и опробованная в независимой старшей школе (Independence High School (Kern High School District). Это уникальный способ развития грамотности и понимания текста. Сцены книги были разделены на несколько частей и воплощены на игровом поле (дом, пожарная станция, дом пожилой женщины), также использовались разные герои и важные элементы (книги, телеэкраны, огонь). Ученикам дается возможность использовать разные ситуации и героев, создавать свою линию рассказа. Это позволяет ученикам проявить креативность и критическое мышление. Они работают с историей, основываясь на глубоком понимании текста. Во время игры ученики должны принимать решения, основываясь на характерах героев и приводя аргументы из книги.

Самая известная настольная ролевая игра - это «Подземелья и драконы» (Dungeons and Dragons), выпущенная в 1974 году. Многие игроки признают помощь игры в развитии различных навыков, полезных для разных сфер жизни, таких как межличностное общение, понимание правил и развитие креативных стремлений. Именно на примерах данной игры основывается разработанная нами игра (Sung K. Books-to-Games: Transforming Classic Novels Into Role Playing Adventures: [сайт]. URL: https://ww2.kqed.org/mindshift/2015/10/27/books-to-games-transforming-classic-novels-into-role-playing-adventures/).

Форма организации: ролевая игра

Образовательные цели:

1. Развитие универсальных предметных действий (целепологание, анализ, рефлексия).

2. Расширение кругозора.

Воспитательные цели:

1. Развитие позитивного отношения к культурам других стран, литературе изучаемого и родного языка.

2. Воспитание умения работать в коллективе и команде.

3. Создание благоприятного психологического климата, развитие коммуникативных навыков.

4. Воспитание ответственности, умения принимать коллективные решения.

Развивающие цели:

1. Развитие мотивации к чтению и дальнейшему овладению иностранным языком.

2. Развитие умения собраться и максимально качественно выполнять задания во временных рамках.

3. Развитие творческого мышления.

Практическая цель

1. Совершенствование речевых умений (совершенствование фонетических, лексических, грамматических навыков, умения аудирования)

Оборудование: сценарий, раздаточный материал.

Актуальность: подростковая литература является наиболее рациональным выбором для использования в школе для уроков и внеурочной деятельности, так как целевой аудиторией YAL являются подростки, а значит, книги соответствуют данному возрасту сложностью языкового материала, поднимаемым темам и проблемам, интересны обучающимся, так как героями являются их ровесники. Ролевая игра позволяет решить большое количество учебных задач на уроке, а также связана с положительным опытом и эмоциями.

Форма работы: фронтально-коллективная, групповая

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: Школьный кабинет, предварительного оформления не требуется.

Обоснование игры:

Вид деятельности - выполнение задания, принятие решений, согласно полученной роли, в рамках прописанного сюжета. Количество участников зависит от количества прописанных сюжетных линий, может быть задействован весь класс.

Тип задания - ролевая игра.

Ход игры: Все участники разделяются на 3 команды, согласно полученным карточкам. После разделения на команды (малые группы), каждая группа присоединяется к своему ведущему (3 группы - 3 ведущих), игрокам дается возможность погрузиться в один из выдуманных миров и пройти путь, самостоятельно выбирая развилки сюжета. На каждой развилке предлагаются варианты действий, которые игрокам необходимо обсудить и принять единое решение. Во время обсуждения следует использовать предложенную лексику и грамматику.

Цель игры: Совместно решить поставленные задачи и завершить игру, совершенствуя речевые умения.

Задача каждого игрока, работать в команде и аргументировать свои решения.

Правила игры: Следовать сюжету игры, слушая рассказчика, принимать решения с учетом группового обсуждения.

Тема: социальные отношения, выживание.

Учебное задание: научиться составлять предложения и убеждать кого-то сделать что-то во время обсуждения, давать мотивированные ответы, учитывая развитие сюжета.

Задача учителя: контролировать выполнение задания, помогать при возникновении сложностей, показать речевой образец при необходимости.

Развитие умений задавать вопросы, аргументировать свой выбор, давать мотивированные ответы; развитие фонетических, лексических, грамматических навыков.

Грамматика, лексика: How about…? What about…? Let's… I've got a better idea… I'd prefer to… Why don't we? It would be fun to…We'd rather… I'd better… I think we should… I agree/I don't agree… I believe, that…

Branches vocabulary: unfamiliar, an abandoned town, to be scattered around, puddle, suspiciously, mud, quick reflexes and strong muscles, to be eager, shining machines, equipped with, by means of, brain surgery, unconscious, appearance, to be intrigued by, lie detector, to subdue, feel giddy, footprints, victim, primeval force, campfire, as well, buzz, thirsty and exhausted, to rob, raiders

Речевой образец: And suddenly you are somewhere else. What would you do?

1. Try to get some information about the place, looking around.

2. Use your mobile phone in order to find a network or where you are through GPS.

3. Ask your dog, suddenly it is here and can speak.

Обсуждение:

S1- I think we should use some technologies to make sure where you are.

S2- I don't agree with you, probably the dog sniffed smth and can help.

S3- I believe, that looking around is quite logical, you can get more information.

All together - Finally, we think that we should try to use our phones

Teacher - your phone turned off because of a low battery, so you can't use it. Try to do something else.

Pre-game activities

1. Biography. At home you are to fill in the information about you character in the ID-card. You should write down your name, age, sex, country where you live, think of your family and relatives. Pay attention to the fact, that you'll live in different worlds. Green, Desert, Technology is written on your ID-cards, so you can't use your own name, as far as you are not in Russia anymore.

Restrictions: You are not from Russia

Words to be used: My name is…

I'm from…

I am a girl/boy/woman/man…

I'm … years old

There are … of us in the family/ I don't have any relatives

2. Characteristics (by three times dice cast => min 3, max 18) - Strength and Intelligence. The results will be crucial for the game.

RULES:

Teacher 1 - Hello everyone, we are glad to see you. Welcome to our game that is based on different YAL books. You have 3 worlds: Technology, Green and the Desert world. Now, form the groups. The title of the first one is written on your ID-CARDs. Students who have the Green world join Teacher 2 in the left corner of the class, the Desert world is in this part of the class, your teacher is … (Teacher 3) and the Technology world should join me right here. Now there are 3 groups and we can start. When you finish the world, you will start the game again, but in the different world. Do you have any questions?

The task for the players: You should listen to your teacher very carefully to understand the story. If you don't understand something - ask. Sometimes you'll have to choose the way you'll act in different situations (you'll get cards), your answer will lead to the different plot twists. Think carefully and discuss the situation in the group and then give your answer (say why).

Use the branches vocabulary and the following phrases in your discussions (How about…? What about…? Let's… I've got a better idea… I'd prefer to… Why don't we? It would be fun to…We'd rather… I'd better… I think we should… I agree/I don't agree… I believe, that…)

The task for the teachers: Read the plot distinctly for the students; give children the cards with the variants of the answers, give them 2 min to discuss the problem within a group and then tell them the result of their choices.

Script

You wake up in the world that looks strange

1. Green world. There are a lot of huge unfamiliar trees and animals.

2. Stone world. The place looks like an abandoned town, stones and the remains of the buildings are scattered all over the area.

3. Desert world. It is a desert without any signs of life.

4. Cave world. You are in a cave and only slight light is seen upwards.

5. Technology world. The world is full of super technologies you haven't seen before.

6. Island world. An island is surrounded by the ocean.

Technology world. (based on Uglies by Scott Westerfeld)

The first thing to do is to look around and find out where you are, if there are any people who can help. The last thing you remember, you were at home with your family reading one of young adult novels. And suddenly you are somewhere else. The only thing you can see is green bushes.

(Students get the card with the possible variants, discuss the problem within a group, using the new vocabulary and then give their answer. The teacher listens to it and then gives the result from the brackets).

1. Try to get some information about the place, looking around (You go to the hill to observe the area and see weak smoke far away)

2. Use your mobile phone in order to find a network or where you are through GPS (result - your phone is turned off because of a low battery, so you can't use it. Follow line 1).

3. Ask your dog, suddenly it is here and can speak. (result - It is a DOG! Of course, it has no answer. Follow line 1).

You see the smoke and decide to go there and watch what it is. You come closer and see 2 people with a broken machine that looks like a flying board. You have never seen such a thing. You are not in the city, so there are bushes around. The branch under your feet cracks and people point at you with some kind of a gun. You…

1. Try to say that you have got lost and explain everything. (People listen to you, but it is hard for them to believe you, and for you to persuade them. Tell them some details about your world and your family (do it). Use the pre-game task. They believe you and ask why you are here. Of course, you need some help to get home).

2. Hope that it is a new type of phone and there is nothing to worry about. (A girl laughs, but you are still to explain. Follow line 1).

3. Run away as fast as you can. (You try to run away, but these people have more skills and can do it better. Soon they catch you and talk not that politely. Try to persuade them and explain everything. Follow line 1).

The place where you are is a world with developed technologies. Still there are some difficulties, for example, flying boards can fly only when they have contact with the metal in the ground. This place was quite far from the city and free from metal, that's why there has been a crash.

The people's names are Tally and David. Fortunately, they have 2 more flying boards so you can try to use them and get to the city.

1. To do it successfully you need strength more than 16 strength points.

2. Otherwise you will fall into a puddle and need new clothes…You continue your way on foot with David and Tally next to you.

Coming in, you see skyscrapers, different machines and people looking alike, but all of them are extremely beautiful. You see a lot of shops with modern clothes, but you have no money people to use here. You…

1. You try to steal. (An officer sees you and probably you'll have problems with the law. You are asked to show your ID-card. Luckily, David is here to help and says that his sibling (you) has come from another city and has left his documents at home. You know, he is so absent-minded! The officer is looking suspiciously at you and then lets you go. Follow line 2).

2. Ask your new friends, you are still in mud. (David says that you are going home now and there you can take whatever you need)

3. Offer your help to the seller in order to get a clean t-shirt and trousers. (You say that you can help with the shop and then want to get a spare pair of trousers and a t-shirt. Of course the seller asks you for money and as far as you don't have any asks you to leave the shop. Follow line 2).

You note that David and Tally differ from the rest of the citizens. They look more like ordinary people, like you. You ask what's wrong with the others.

YOUR GUESSES

True - it's a special type of surgery that is to be done when you are 16. You can change everything and become pretty (there is a standard for beauty) + you'll get new skills like quick reflexes and strong muscles. And your friends are older than 16. When you ask they continue ignoring all your questions about it.

Your task is to understand what's wrong here and the way you can get home.

You've got to a dark dull house quite far from the city center. You…

1. You are eager to see what's inside (You come in and to your surprise there is a room equipped with all possible shining machines).

You - What's that?

David - All we need for the experiments.

You hope that you are not the body for it.

2. Feel uncomfortable, prefer to stay outside (Actually you have no choice. But you ask for a minute and stay alone in front of the house. A car stops near the house and 2 people with a huge bag come out. You wonder if a person is inside, but try to look as indifferent as you can. The people come into the house and you follow them. You come in and to your surprise there is a room equipped with all possible shining machines).

Being quite suspicious of all that is taking place here you look around, and as far as no one sees you, go to the backroom. There is a huge box with a human inside.

1. If you have the skill of Intelligence more than 13 you come up to the computer and see what is going on. The brain surgery is in process. The person is connected with the computer by means of different wires, the lights are shining. You lean forward to have a better look. He is unconscious, but alive.

2. If it is less you can't understand anything.

- Well-well. What's going on here? Who do we have here? - says the voice. You jump up. The old woman comes in, her appearance is quite familiar.

- Mum, don't make them scared, says David, they are our guests.

Say, what you are doing here

1. Followed the white rabbit

(When you were in the shop, you heard this phrase in the context of anti-government thoughts and ideas. That's why you've said it.

David and his group see that you are on their side and disclose to you their plans. They say that government uses «a beauty operation» to subdue people, they do not only change their appearance, but also change something in the brains. But these people in front of you try to change it, to become free and not to obey the law just because your mind was modified. So now you know what is going on here. So, you ask who this person in the special «box» is.

- Just of one of our citizens, he was caught by the soldiers and we want HIM back, as we did it for Tally some time ago).

2. Was very intrigued by the secrets.

(David and his group think that you are a spy, that's why they want you to ask some questions, using the lie detector. Soon they understand that you are an ordinary person so they tell you the truth about «beauty operation» and its results. The government uses this operation to subdue people, they do not only change their appearance, but also change something in the brains. The person in the «box» is one of the citizens, he was caught by the soldiers and David's team want HIM back, as they did it for Tally some time ago).

The government forces rush into the house shouting loudly… You open your eyes, your family is next to you and the book is on your laps.

After-questions:

1. Can a person save the world?

2. Do you want to change anything in your appearance? Is it important being yourself?

Green world (Alice in Wonderland, Hungry games)

The first thing to do is to look around and find out where you are, if there are any people who can help. The last thing you remember, you were at home with your family reading one of young adult novels. And suddenly you are somewhere else. The only thing you can see is green bushes.

(Students get the card with the possible variants, discuss the problem within a group, using the new vocabulary and then give their answer. The teacher listens to it and then gives the result from the brackets).

1. Try to get some information about the place, looking around (You climb the tree to observe the area and see weak smoke far away.)

2. Use your mobile phone in order to find a network or where you are through GPS (result - your phone is turned off because of a low battery, so you can't use it. Follow line 1).

3. Ask your dog, suddenly it is here and can speak. (result - It is a DOG! Of course, it has no answer. Follow line 1).

You hope that there is somebody to help you. You trudge through the trees, bushes and roots and feel that you don't have enough energy to get to the place, moreover you are so hungry! You see some berries next to you, maybe you've never seen them before. Would you eat them?

1. Yes, we are hungry, there is a 50% opportunity that everything will be all right. (Follow line 1).

2. Of course not! Are we crazy? (Follow line 2).

Line 1

You shouldn't have done it. There was something wrong with these berries, you feel giddy and your eyes lose their focus. You are poisoned. Is it a white rabbit in front of you? Your mind tells you to follow it. Will it bring you to Alice's world?

1. Continue going, you are still in the world of illusions. Confound the berries. (You see a bear, a fox, and a wolf and drink some tea with them. Finally you understand that it was berries that made you see it).

2. You understand that it is quite stupid, stop for a moment and go to the place with the smoke. (Follow line 2 (smoke).

Not far you see a small house and a man near it. You rush to the person to ask all questions you have. This man is a hunter and has been living here for a long time. Some time ago his only child died and you look so familiar that he gives you food and a room to stay for a while. The next day he goes hunting. Will you join him?

1. Yes, it might be useful. (Now you can use a bow and arrows. The hunter is a good teacher. And he equips you with this weapon. You continue your journey at least armed).

2. I have no wish to kill anyone. (You are to leave this place without any means of self-protection).

You see the place you saw yesterday, the smoke you wanted to reach. You see that the fire was so large, that people still were making it stop burning. You ask them what this place is. It is a Great Forest, the place of endless forests. You…

1. Will enjoy the life in a secluded village in this world. (You like your life, but one day you wake up in your own world and understand that it was a dream (THE END).

2. Run away and find the way out. (Sometime later the stories told about a mad person living in the heart of the forest (THE END).

Line 2 (smoke)

You decide to continue your way, there was rain some time ago and you see human footprints on the ground. You go through the forest for hours and see a strange woman hiding behind the trees, she looks pale and mad. You come closer in order to help, but she sees your weapon, cries loudly and runs away! Ok, it happens, go on.

Suddenly you hear a harsh sound as if it was a bomb.

1. Hide? (You hide under the roots of a huge tree. In an hour or so, you continue your way).

2. Run? (You run away as fast as you can! And soon get lost, but…)

You see the footprints again, a lot of them, follow them and come to a small village. The village people say that once in 5 years there is something wrong in the world. Strange things happen, people die, the Great Forest takes its rent - the lives. No one can explain it. But people disappear…they are all the victims of the Forest. You remember the strange woman…

1. Don't want to have something in common with it. (you will enjoy life in a secluded village in this world. You like your life, but one day you wake up in your own world and understand that it was a dream (THE END).

2. Will you find her and help? (It takes you a long time, but finally you see her near the river, you say «Hey, I won't hurt you, I want to help». She looks suspicious, but comes closer. She can't explain why she is here. The Forest called her. The primeval force. She says that a lot of people live in the heart of the forest, like the ancestors used to. She asks you to come with her forever. She doesn't look so frightened now. Will you do it?

1. Yes, why not, I have nothing else to do.

2. No, I'd better stay here for a while.

You'll like the life wherever it would be. But one day you will wake up in your own world and understand that it was a dream).

Desert world (Star Wars series)

(Students get the card with the possible variants, discuss the problem within a group, using the new vocabulary and then give their answer. The teacher listens to it and then gives the result from the brackets).

You wake up and feel the heat, the sun is so bright that you can't see anything for a few moments. As you feel a bit better you… You decide to look around and find out where you are, if there are any people who can help.

You see that there is a camp in the heart of the desert. There are some bags. Will you look inside them in order to find anything?

1. Yes (all of the bags are empty, but the last one, offers you some equipment: spears and guns. They may be useful.

2. No (you don't want to waste your time on it).

Near the campfire you find a note, it is written there that the group of people (you can find your names there) was moving to the nearest spaceport. You set off in the morning and the sun is shining in your face, so you are moving to the east. At midnight your group decide to have a break near the oasis and drink some water, but feel ill. That's why when you wake up you find no one around and there is no oasis as well. You decide to continue your way, find some food and get out of there.

Be careful! The sunset is very close. Where should you go to continue your way?

1. West

2. South

3. East

4. North

The right variant is to the East (when you set off the sun shone in your face and you were going to that side of the world).

If you've chosen something else probably you'll go in the desert forever.

You've got lost in the desert; harsh sand is in your eyes. You hear a buzz coming from under the ground. A huge sand-worm appears.

1. If you have strength more than 8 and the weapon, you have found. You can protect yourself.

2. It is the end of your trip (you are eaten by the worm, and wake up in your own flat, and understand that it was just a bad dream.

If you have chosen EAST

The night is coming, and the air becomes cooler and fresher, so you want to follow your way as long as you can. Still you are thirsty and exhausted. You can stop for a while (game over with a worm), or continue. Soon you see a boy who runs away from somebody… your old sand friend. Will you help the boy?

1. Yes, he is a child, you use your weapon against the worm. (Later it seems that the boy is from the next village, so you come up to it).

2. No - you will be sorry for the boy and feel very uncomfortable, but your life is more important. (Soon you see a village…).

The doors of it are closed and no one will help you. What would you do?

1. Strength = 17. You try to break in. No one likes it. You are expelled from the village to the desert full of the night creatures (THE END. You are eaten by the worm, and wake up in your own flat, and understand that it was just a bad dream).

2. If you helped the boy, his parents would give you shelter for the night.

3. If you didn't help the boy, you would have no choice but to stay in the street for the night.

In the morning people tell you that the spaceport is a three days' journey.

1. To go there on foot takes 3 days. (You get there, the quest is over. THE END).

2. Look for a car or something like it.

(You notice the wagon and no sand-horses. The village was robbed by the raiders tribe, people of the strange religion. You learn that they live in the North Canyon. How will you get in?

1. If you have Intelligence more than 10, you understand that one day in a month the tribe is left for a special mission and you can get in secretly and steal sand-horses. => this time you won, but the raiders will disturb the villagers for a long time.

2. Or do it by force (there are only security raiders there), so you can teach them a good lesson => they never will do something bad to the villagers.

On your return, you give the sand-horses back to the villagers and they allow you to use the wagon and one of the horses. You'll be with your families in a day.

2.3 Анализ проведенных мероприятий

Оба мероприятия «Знакомство с подростковой литературой» и «Role play: worlds» прошли успешно. Несмотря на то, что класс не особо любил читать, по моим ощущениям и по словам классного воспитателя, каждый ученик был заинтересован.

Так как подростковая литература как самостоятельное направление возникла сравнительно недавно и все еще не распространена в России, тема является новой для учащихся. Использование отрывков из современных фильмов и красочных картинок сделало тему увлекательной для каждого.

Во время мероприятия «Знакомство с подростковой литературой» преобладала фронтально-групповая форма работы, так как материал был представлен в форме лекции с элементами беседы, учащиеся активно участвовали в обсуждении, приводили примеры произведений, о которых они знают, рассуждали об отличительных чертах подростковой литературы, поднимаемых темах и проблемах, сказали, почему это близко именно им.

Важным этапом мероприятия можно отметить целеполагание, в ходе которого ученики сами поставили вопросы, которые были решены в ходе занятия: В чем сильные и слабые стороны подростковой литературы? Стоит ли ее читать? В чем отличия подростковой литературы от классической? Каковы основные черты YAL?

В ходе рефлексии дети высказались, что довольны мероприятиям, объяснили, почему им близка данная тема. Поняли, что не вся подростковая литература высокого качества и следует выбирать более качественные тексты. Поняли разницу между классическими произведениями для взрослых и подростковой литературой. На практике убедились, что язык качественных подростковых текстов мало чем отличается от классической литературы. Сравнивая два схожих по теме отрывка, смогли определить только 2 из 6 текстов правильно. В результате были выявлены следующие достоинства мероприятия: соблюдение временных рамок, заинтересованность детей, юмор и позитивный настрой.

Во втором мероприятии «Role-play: worlds» ученики получили возможность попробовать себя в роли героев известных подростковых произведений и киновселенных, на которых основывалась игра. Так как учащиеся уже были введены в тему «подростковая литература», заинтересовавшись сюжетами игры, они хотели узнать, какие это были произведения. Мероприятие было составлено с учетом возрастных особенностей обучающихся и их интересов. Важно отметить интерактивный характер мероприятия. Возможность выбора ответа и изменения сюжета позволяла удовлетворить подростковую потребность иметь выбор, управлять ситуацией. Предварительно обучающимся предлагалось заполнить ID-cards для участия в игре (некоторые обучающиеся подошли к заданию очень творчески) и поработать со сложным вокабуляром дома. Однако не все отнеслись к этому серьезно, поэтому во время проведения игры у них возникали сложности с пониманием текста. Разделение на команды произошло до мероприятия, команды были составлены с учетом того, с кем дети лучше всего общаются и могут работать без конфликтов. Наглядность была обеспечена с помощью раздаточного материала. Обучающиеся активно обсуждали этапы игры, ответственно подходили к выбору ответа. По окончанию игры заполнили карточки с рефлексией. Почти все обучающиеся остались довольны мероприятием.

Во время мероприятия развивались умения аудирования и говорения. Детям предлагалось использовать фразы-клише для опоры во время своего высказывания. Игра заинтересовала детей, на перемене некоторые из них подходили, желая узнать, что бы случилось, ответь они иначе в том или ином случае.

В результате проделанной работы по практическому применению материала - вводной беседы по подростковой литературе и ролевой игры, основанной на ней, - можно сделать следующие выводы.

Подростковая литература является оптимальным выбором для работы с учениками средней и старшей ступени. Она способна не только заинтересовать учащихся, но и заставить их задуматься над серьезными вопросами.

Ролевая игра является не единственным способом работы с литературой, отрывки из фильмов, иллюстрации и непосредственная работа с текстом также являются интересным и мотивирующим опытом для подростков. Важным фактором является отбор качественной подростковой литературы для работы в классе.

Поскольку ролевая игра в широком смысле не получила своего распространения в российских школах, важно использовать не только элементы такой игры - драматизацию, но и содействовать ее внедрению. Ее положительный и увлекательный потенциал для учащихся велик.

Разработанные мероприятия учитывают индивидуальные особенности учащихся и включают разные формы работы: фронтальную, групповую. Обсуждение важных для учащихся тем и проблем позволяет ученикам высказать свою точку зрения, узнать мнения одноклассников и проявить творческий потенциал, что соответствует требованиям ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: [сайт]. URL: http:// минобрнауки. рф/документы/543). Оба мероприятия служат главной цели воспитания - разностороннему и гармоничному развитию личности.

Заключение

Проведя исследование по теме «Использование подростковой литературы в ролевой игре на старшем этапе обучения», мы пришли к аргументированному выводу относительно ее сегодняшнего положения: подростковая литература только начинает развиваться в России. Ее использование на уроках английского языка способно помочь в достижении различных целей, в том числе и главной цели обучения - развития коммуникативной компетенции.

Достоинства подростковой литературы заключается, прежде всего, в том, что она отвечает потребностям и интересам подростков, отличается современным понятным языком. Ее тематика и проблематика находят естественный отклик у подростков.

Часто из-за большого количества материала и ограниченности во времени учителю не удается использовать новые творческие приемы, которые имеют большую эффективность на уроке, но занимают продолжительное время. Ролевая игра предлагает учащемуся ситуацию, близкую к ситуации общения. Проигрывание такой ситуации позволяет учащимся сконцентрироваться на решении коммуникативной задачи, увлечься его процессом, использовать знакомую лексику и грамматические структуры, не осознавая этого. Таким образом, ролевая игра становится не только целью обучения, но и средством для развития определенных навыков и умений, средством контроля.

При использовании ролевой игры важно учитывать возраст учащихся и их психологические особенности.

Оба мероприятия были апробированы на практике, показали высокие результаты, вызвали интерес у учеников, были одобрены учителем-предметником и классным руководителем, оценены на «отлично».

В ходе исследования цель работы была достигнута, а именно: всесторонне освещены темы подростковой литературы и ролевой игры. Гипотеза также получила свое подтверждение: использование ролевой игры является одним из основных способов развития коммуникативной компетенции, позволяет разнообразить урок, повышать мотивацию учащихся, является эффективным способом усвоения грамматического и лексического материала, совершенствования фонетических навыков.

Список использованных источников

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Артемьева, Н.В. Драматизация как вид творческой деятельности [Электронный ресурс] / Н.В. Артемьева // Сайт учителя начальной школы Артемьевой Н.В-Режим доступа: http://ks22-artemeva-n-v.yok33.ru/home/moi-publikacii/dramatizacia-kak-vid-tvorceskoj-deatelnosti.

3. Березникова, Е.С. Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка [Электронный ресурс] / Е.С. Березникова // English: электронный журнал. - 2009. - №14. - Режим доступа: http://eng.1september.ru/article.php? ID=200901404.

4. Бондарь, Н.Ф. Использование коммуникативных игр как средство профессиональной направленности обучения студентов (на примере занятий по культуре речевого общения) / Н.Ф. Бондарь // Филологические чтения. - 2007. - №7 - С. 22-29.

5. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических институтов / под ред. А.В. Петровского; изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1979. - 287 с.

6. Дарья Доцук [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.dariadotsuk.ru/1041108310861075/24.

7. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 527 с.

8. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Academic.ru - агрегатор энциклопедий: [сайт]. - Режим доступа: http://pedagogicheskaya.academic.ru/1048/ДИДАКТИЧЕСКИЕ_ИГРЫ.

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru