/
Содержание
Введение
1. Особенности верстки
1.1 Верстка сложных изданий
1.2 Верстка с иллюстрациями
1.3 Многоколонная верстка
2. Книжно-журнальная верстка
2.1 Правила типографики
2.2 Верстайте в правильной программе
2.3 Модульная сетка. Практический урок
2.4 Журнальная верстка. Практический урок
2.5 Книжная верстка
2.6 Корешок
2.7 Работа над картинками
3. Газетная верстка
3.1 Что такое газетная верстка? Основные характеристики
3.2 Особенности оформления газет
4. Верстка буклетов, проспектов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Плотная верстка с очень узкими апрошами мешает человеку распознавать слова. В целом, набор гротескными шрифтами должен быть более разреженным, чем антиквенными. Обычной ошибкой дизайнера является установка полосы набора чересчур широкой для данного кегля и интерлиньяжа. В результате страница выглядит как тусклый серый прямоугольник, и кажется, что строки текста тянутся бесконечно».
Джеймс Фелличи
Вёрстка в издательском деле и полиграфии -- процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. Основная задача вёрстки - подготовка материалов издания к печати. Размер шрифта, цветовая гамма, расположение изобразительных и текстовых элементов в печатном пространстве - любая удачная находка может сделать рекламу эффектной, а значит - эффективной. Вёрстка - один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. Это также один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных технических правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы, каждого разворота как их содержанию, так и общему принципу оформления издания.
Я поразилась насколько мало литературы на тему верстки, как журналов, так и в общем. В основном это или отдельные блоги из интернета, а если книги, то это иностранные издания. Поэтому в своей работе я решила использовать кое-какие стандартные определения, а так же непосредственно уроки в программе, на данный момент очень популярной среди верстальщиков - Adobe InDesign. Моя цель - рассказать доступно, понятно и подробно о верстке многостраничных изданий.
1. Особенности верстки
Верстка полос должна быть единообразной по отбивкам заголовков и дополнительных текстов, по размещению таблиц, формул, сносок, иллюстраций и подписей к ним. В газетных, журнальных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии выполнение этого требования не обязательно.
Порядок следования и расположения отдельных частей издания при верстке определяется оригиналом, макетом (если он есть) и издательской спецификацией.
В книжных изданиях титульный лист, авантитул, шмуцтитулы, начало первого из предисловий и основного текста рекомендуется заверстывать на нечетных полосах, контртитул или фронтиспис -- на четной (обычно второй) полосе.
Формат полос набора в издании определяет издательская спецификация, причем высота полос должна быть рассчитана (и указана в спецификации) в целом числе строк основного текста (без колонцифры, но с колонтитулом).
Высота всех полос издания независимо от применяемых кеглей шрифта и видов набора должна быть строго одинакова.
В газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии с целью доведения полосы до заданной высоты разрешается разбивать абзацы или отдельные строки текста шпонами.
Верстка текста должна быть приводной, т. е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста (при наборе основного текста на шпоны -- к высоте, кратной суммарной величине кегля текста и шпона). В газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии выполнение этого правила не обязательно. Не разрешается в начале полосы или колонки оставлять неполную концевую строку абзаца. Это правило не относится к коротким строкам математических рассуждений между формулами. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии концевые строки в начале полосы допустимы при длине строки не менее 2/3 исходного формата.
Не следует в конце полосы или колонки оставлять строку с абзацным отступом. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии допускается оставлять абзацную строку, если концевая строка над абзацем будет не менее 2/3 исходного формата.
Не следует заканчивать последнюю строку печатной полосы знаком переноса. Правило может быть нарушено, если его выполнение значительно ухудшит качество выключки строк.
При любых перенаборах текста по условиям верстки (вгонка и выгонка строк, оборка иллюстраций и таблиц, ликвидация переносов с нечетной полосы на четную и др.) должны соблюдаться все правила набора.
Размеры спусков в начальных полосах должны соответствовать указаниям в издательской спецификации и быть одинаковыми во всем издании. Допускается отклонение от заданной величины спуска на одну строку.
Заголовки, подзаголовки, заставки, инициалы, выступающие над текстом и размещаемые в пределах спуска, должны быть заверстаны в счет спуска (размер спуска считают от верхнего края полосы до первой строки текста).
Концевая полоса должна занимать не менее 1/4 полосы и быть короче полной не менее чем на 4 кегельных основного шрифта.
Оформление колонцифр (кегль и гарнитура шрифта, размещение вверху или внизу полосы, выключка в наружный край или по центру и пр.) определяет издательская спецификация.
Колонцифры (без колонтитулов) в счет заданной высоты полосы не входят и отбиваются от текста с расчетом, чтобы общая высота полосы с колонцифрой была кратной цицеро.
Если колонцифры оформляются со знаками тире или с наборными украшениями, то отбивку колонцифр от этих знаков делают на полукегельную. Колонцифры не должны быть на титульных листах, шмуцтитулах, полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научно-технических изданиях иллюстрационные полосы обычно имеют колонцифры), а также на концевых полосах и вверху полосы -- на начальных (спусковых) полосах. В счет колонцифр все эти полосы входят.
Части издания на вклейках, накидках, приклейках в счет колонцифр не входят и колонцифры на вклейках не ставятся.
Оформление колонтитулов (кегль и гарнитура шрифта, наличие линеек, размещение на полосе, набор вместе с колонтитулом колонцифр и пр.) задается в издательской спецификации. Колонтитулы вверху полосы входят в счет заданной высоты полосы и отбиваются от текста примерно на кегельную основного шрифта (при многоколонной верстке -- на ширину средников между колонками). Колонтитул на каждой полосе должен соответствовать данному разделу, главе, параграфу (по оригиналу). Колонтитулы не ставят на титульных листах, полосах с выходными сведениями, начальных полосах (кроме колонтитулов, размещаемых в наружном поле в нижней части полосы) и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (кроме изданий научно-технической литературы). Колонтитулы отбивают от нижней линейки на 2 п. Если текст колонтитула размещается между двумя линейками, то должна быть обеспечена зрительная равномерность верхней и нижней отбивок его от линеек.
При наборе колонцифр вместе с текстом колонтитула вверху полосы колонтитул должен быть выключен посередине формата, а колонцифру -- в наружный край в счет пробела справа или слева.
Общая высота заголовка (простых, включающих в себя один, или сложных, состоящих из нескольких заголовков и подзаголовков) должна быть за счет отбивок приведена к целому числу строк основного текста. Отбивки простых заголовков внутри текста должны быть такими, чтобы пробел над заголовком был примерно в 1,5 раза больше, чем под ним. Отбивка сложного заголовка от текста сверху должна быть примерно в 2 раза больше отбивки снизу, а пробелы внутри этого заголовка должны последовательно уменьшаться от первого заголовка до последнего подзаголовка.
Заголовки в начале текстовой полосы (без спуска) должны быть размещены без отбивок сверху, однако если на полосе есть колонтитул или колонцифра в верхней части полосы, то первый заголовок должен быть отбит от них на кегельную шрифта сверх обычной отбивки колонтитула.
Над заголовками внутри текста в верхней части полосы не должно быть менее четырех строк, а под заголовками в нижней части полосы -- менее трех строк текста. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии допустимо размещать заголовки, закрытые сверху и снизу тремя строками текста.
Не разрешается размещать заголовок непосредственно перед иллюстрацией (если заголовок не относится только к иллюстрации) и иллюстрацию непосредственно перед заголовком.
Разрешается размещать короткие заголовки (меньше формата оборки) в оборках размером не менее 2 кв.
Подзаголовки, врезанные в текст («форточками»), должны размещаться так, чтобы над или под ними было не менее трех строк текста, в изданиях оперативной полиграфии -- не менее двух.
Подзаголовки на полях полос (так называемые «фонарики») заверстываются на четных полосах слева, на нечетных -- справа от текста с выравниванием их верхней строки по линии первой строки абзаца, к которому относится заголовок.
Максимальный формат заголовка на полях должен быть задан издательской спецификацией. Минимальная отбивка текста заголовка от основного текста -- 6 п. Если заголовок на полях оказывается в нижней части полосы, то под его последней строкой должно быть не менее трех строк текста. Все виды дополнительных текстов (цитаты, внутритекстовые примечания, перечисления, пояснения и т. п.), набранные шрифтом пониженного кегля, заверстываются так, чтобы и общая высота вместе с отбивками была кратна кеглю основного шрифта.
Для дополнительных текстов внутри полосы отбивка снизу может быть на 2--4 п. больше, чем сверху, дополнительные тексты внизу или вверху полосы (например, при переходе дополнительного текста с полосы на полосу) должны быть отбиты с одной стороны (соответственно сверху или снизу) в пределах кегля дополнительного текста. Цитаты, перечисления и примечания, набранные шрифтом основного кегля, заверстываются без каких-либо отбивок от основного текста. Сноски отделяют от основного текста тонкой линейкой длиной в 1 кв. Величина отбивки сносок от текста (включая линейку) должна быть в пределах от 1 до 2 кегельных шрифта сносок с таким расчетом, чтобы общая высота сносок с отбивкой была кратна кеглю основного шрифта.
Сноски должны размещаться (последняя из них, по крайней мере, начинаться) на той полосе, на которой в основном тексте имеется знак сноски. Допускается перенос последней сноски на следующую полосу с оставлением на первой полосе трех строк сноски (в журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии -- двух строк). Переносимая часть сноски не должна быть концевой строкой, а оставшаяся -- абзацной (в газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии это допускается).
Если каждая из сносок начинается с абзацного отступа, то должно быть обеспечено равнение цифр в знаках сносок по разрядам или звездочкам по правому краю.
В изданиях, набираемых без абзацных отступов, а также со втяжкой вторых строк (с обратным отступом) наибольший знак сноски должен быть набран в край. Если часть сноски перенесена на следующую полосу, повторяется линейка, отделяющая сноски от текста, но не повторяются знаки сноски. При наличии на полосе, на которую перенесена часть сноски, других сносок они заверстываются после перенесенной части. В неполных концевых полосах сноски заверстываются внизу полосы. Эпиграфы и посвящения ко всему изданию, заверстываемые на первой текстовой полосе (они могут располагаться и на отдельных полосах до или после титульного листа), размещают в правой части полосы над рубрикой (в счет спуска) с отбивкой от нее на 16--24 п. Эпиграфы и посвящения к отдельной части, главе, статье заверстываются между заголовками и началом текста с отбивкой сверху и снизу на кегельную.
Ссылка на источник в эпиграфе отбивается от него на 2 п. При наличии нескольких эпиграфов или эпиграфа с переводом между ними должна быть сделана отбивка по 4 п.
1.1 Верстка сложных изданий
верстка полиграфический печатный газетный
Стихотворные произведения должны быть заверстаны так, чтобы они размещались по центральной оси каждой полосы набора. Если строфы стихотворения отделяют одна от другой втяжками, то дополнительными пробелами их не разделяют. Строфы, разделяемые пробелами, должны быть отбиты одна от другой на кегельную шрифта. Допускается изменение этой отбивки по всему стихотворению в пределах от 1/2 до 11/2 кегельных. На каждом развороте разбивка строф должна быть одинаковой. Для журнальных, газетных, информационных изданий и изданий оперативной полиграфии в различных стихотворениях допускаются разные отбивки строф. Заголовки, звездочки и цифры между строфами должны быть отбиты сверху больше, чем снизу. Общая отбивка должна обеспечить кратность высоты заголовка с отбивками кеглю текста и должна быть в пределах кегельной, если строфы между собой не разбиты, или двух кегельных, если между строфами есть отбивки. При переносе стихотворения с полосы на полосу на каждой из полос (внизу первой и наверху второй) не может быть менее двух стихотворных строк одной строфы. Желательно делать перенос между строфами.
Стихотворения внутри прозаического текста заверстываются по правилам, действующим для дополнительных текстов. В драматических произведениях, в которых имена действующих лиц подлежат набору в подбор с репликами или вынесены (в том числе и в стихотворных драматических произведениях) в левый край, никаких разбивок между репликами не должно быть. Имена действующих лиц, выключенные отдельными строками, отбивают от текста реплик по правилам набора простых заголовков, т. е. отбивка сверху должна быть в 1,5 раза больше, чем снизу, с обеспечением кратности общей высоты кеглю основного шрифта; в начале полосы без колонтитула отбивка сверху не делается; под именем действующего лица в конце полосы должна быть полная реплика или не менее трех ее строк, переходящих на следующую полосу. Ремарки, выключенные отдельными строками, должны быть отбиты от реплик в пределах кегельной основного шрифта с обеспечением кратности общей высоты ремарки с отбивками кеглю основного шрифта.
Полосу в драматических произведениях нельзя заканчивать строкой, содержащей только имя действующего лица и ремарку. В конце полосы должна быть полная реплика или не менее двух ее строк, переносимых на следующую полосу. Полоса в драматических произведениях не должна начинаться ремаркой, находящейся внутри реплики.
Выводы и таблицы без заголовков, идущие после слов «в следующей таблице», должны быть заверстаны непосредственно за этой ссылкой даже в случаях, когда требуется переборка таблицы («ломка»). Выводы и таблицы с нумерационным заголовком могут быть заверстаны в пределах разворота, на котором имеется ссылка на данную таблицу. Желательно размещать таблицу после ссылки. Допускается при ссылке в нижней части нечетной полосы заверстывать таблицу на следующей четной полосе, однако всегда в пределах данного параграфа, т. е. до следующего заголовка. Таблицы и выводы должны быть отбиты от текста сверху и снизу в пределах кегельной основного шрифта с таким расчетом, чтобы общая высота таблицы (вывода) с отбивками была кратна кеглю основного шрифта и отбивка таблицы от текста сверху была больше, чем отбивка ее тематического заголовка от верхней обрамляющей линейки (от верхних строк заголовка вывода). Поперечные таблицы (читаемые при повороте издания на 90° по часовой стрелке) должны быть заверстаны так, чтобы их заголовок был обращен на четных полосах в наружное поле, а на нечетных«» в корешковое. При заверстке полосных таблиц с продолжением, не занимающим полную полосу («с клочком»), продолжение должно быть размещено обязательно в верхней части следующей полосы. Распашные таблицы всех видов должны быть заверстаны на ближайшем развороте после ссылки на таблицу в тексте («клочковые» распашные таблицы -- на том же развороте, что и ссылка). «Клочковые» таблицы малого формата должны быть заверстаны в оборку или вразрез с текстом вверху, внизу или внутри полосы. Таблицы внутри полосы должны быть прикрыты не менее чем четырьмя строками.
Если вторая часть поперечной распашной таблицы не занимает полную полосу, то на нечетной полосе должна быть сделана оборка. Если по условиям верстки необходимо разделить таблицу на две части («ломка» таблицы с разделением ее на две полосы), то на второй полосе обязательно повторение заголовка и набор слова «Продолжение». При этом в каждой из частей таблицы прографка не может быть по высоте менее 1 кв. Формулы, выключенные отдельными строками, должны быть отбиты от текста в пределах кегельной с таким расчетом, чтобы общая высота формулы с отбивками была кратна кеглю основного шрифта. В группе формул, следующих одна за другой, между формулами должны быть сделаны отбивки по 4 п. В этих случаях к целому числу строк основного текста приводят всю группу формул.
Если формула следует за короткой концевой строкой, то отбивку сверху делать не следует. Если в тексте встречаются внутристрочные формулы, нарушающие приводку верстки, то, заверстывая ближайшую формулу отдельной строкой, необходимо изменить отбивки так, чтобы общая высота от верхнего края полосы до текста, идущего после каждой формулы, была кратна кеглю основного текста.
Следует избегать размещения формул в начале полосы и особенно переноса формул с полосы на полосу. Недопустимо размещение на двух полосах группы формул, объединенных фигурной скобкой.
1.2 Верстка с иллюстрациями
Верстка иллюстраций в издании должна быть единообразной по размещению. При открытой верстке все иллюстрации должны стоять в верхней или нижней части полос, примыкая к тексту одной стороной (иллюстрации в оборку -- двумя сторонами). При закрытой верстке все иллюстрации должны быть сверху и снизу закрыты не менее чем тремя строками текста (иллюстрации в оборку должны примыкать к тексту с трех сторон). Иллюстрации должны быть отбиты от текста сверху в пределах 11/2 кегельных, снизу -- 3 кегельных (снизу всегда больше, чем сверху). Если подпись к иллюстрации располагается под ней, то ее отбивка от рисунка должна быть меньше, чем от последующего текста. В счет отбивок входят фацеты (в высокой печати), т. е. отбивки считают от видимых контуров иллюстрации. Общая высота иллюстрации с подписью и отбивками должна быть кратна кеглю основного шрифта, а для иллюстраций в оборку -- кеглю шрифта, которым делается оборка. При верстке прямоугольных иллюстраций в углу или в край полосы внешние контуры должны размещаться строго по линиям текста полосы (в частности, например, фацеты клише должны быть выпущены в поле).
В изданиях, в которых иллюстрации тесно связаны с текстом (например, научно-техническая литература), их, как правило, располагают после ссылки и возможно ближе к ней. Желательно, чтобы иллюстрация
помещалась на той же полосе или развороте, что и ссылка на нее. В особых случаях допустим перенос иллюстрации на следующий разворот (например, при объединении нескольких иллюстраций в одну полосу), при этом следует дополнить ссылку на рисунок словами. Не следует заверстывать иллюстрацию в начале или конце раздела, т. е. сразу после заголовка или непосредственно перед ним.
Не следует заверстывать иллюстрацию (кроме концовки) на концевой полосе издания. В изданиях научно-технической литературы, как исключение, это возможно, если ссылка на рисунок находится на той же полосе, причем он должен быть закрыт снизу не менее чем тремя строками. При заверстке иллюстрации поперек полосы (лежа) она должна быть на четной полосе верхней стороной к наружному, а на нечетной -- верхней стороной к корешковому полю. При верстке издания для высокой печати клише должны быть заверстаны так, чтобы на обороте с ними не совпадали штриховые рисунки, таблицы и крупнокегельные заголовки.
Размещение иллюстраций на развороте следует согласовывать по расположению, выравнивая их по нижней или верхней линии. Если иллюстрация, заверстываемая на отдельной полосе, по своему формату меньше полосы набора, то она должна размещаться на оптической середине полосы. Если с иллюстрацией большого формата на полосе может быть размещено при открытой верстке не более трех, а при закрытой не более шести строк текста, такая иллюстрация должна быть заверстана на отдельной полосе. Несколько иллюстраций могут быть заверстаны на одной полосе без текста. В этих случаях иллюстрации располагают в порядке их номеров и размещают в углах и к краям полосы, стремясь соблюсти ее прямоугольность. Если полосы с иллюстрациями заключаются в рамки, размер рамок должен быть точно равен формату текстовых полос. Одна иллюстрация на полосе помещается при открытой верстке вверху или внизу полосы, при закрытой -- на оптической середине полосы (3/8 текста над и 5/8 -- под иллюстрацией). Две иллюстрации на полосе должны быть размещены при открытой верстке вверху или внизу полосы, при закрытой -- их разделяют не менее чем тремя строками текста и вместе с ним выключают на оптическую середину полосы. Если иллюстрация размещается на той же полосе, что и заголовок соответствующего раздела или параграфа, правило оптической середины при закрытой верстке может быть нарушено. Иллюстрации, равные по ширине или близкие к формату строки набора, заверстывают вразрез, иллюстрации, малые по формату, (меньше формата строки набора на 2--3 кв.) по указанию в издательском оригинале заверстывают в оборку. Не допускается в одном издании заверстывать иллюстрации одинакового формата в одном случае в оборку, а в другом -- вразрез. При верстке вразрез двух иллюстраций рядом, если они не занимают всей ширины полосы, пробел между рисунками должен быть меньше боковых полей. Такие иллюстрации выравнивают по нижней линии. При разной высоте иллюстраций для одной из них должна быть сделана оборка, содержащая не менее четырех строк. Вместо основного текста разрешается поместить в оборке подрисуночную подпись. Иллюстрации, помещаемые в оборку, устанавливают в наружное поле (на четных полосах слева, на нечетных -- справа). Если на полосе две иллюстрации в оборку, вторую устанавливают в корешковое поле. Не следует размещать иллюстрацию вразрез непосредственно за строкой с абзацным отступом или перед концевой строкой. Не следует начинать оборку концевой строкой и заканчивать строкой с абзацным отступом. Абзацные отступы в оборках должны быть такими же, как в основном тексте. При так называемой «глухой» верстке иллюстраций оборка текстом делается с двух сторон (при многоколонной верстке возможно размещение иллюстраций во внутренних колонках и без оборки), кроме того, в этом случае иллюстрации не могут размещаться у верхнего или нижнего края полосы.
При верстке иллюстраций с выходом в поле края рисунков должны выступать за край полосы не менее чем на 1/2 кв. При верстке иллюстраций «под обрез» выход рисунков в поле должен быть несколько больше, чем размер полей, который должен быть указан в издательской спецификации (с учетом обрезки). При верстке иллюстраций на полях издания рисунки должны быть размещены с отбивкой от текста, примерно равной остающемуся после обрезки издания полю, т. е. посередине ширины поля; размеры полей и в этом случае указываются в спецификации. Если на полях одной полосы заверстывают несколько мелких рисунков, их выравнивают по наружному краю. Подпись под рисунком должна быть выключена на видимый формат иллюстрации посередине этого формата (первая строка -- без абзацного отступа, последняя -- по центру). Для иллюстраций, заверстываемых вразрез, но не на полный формат, допускается большие подписи (более трех строк) выключать на полный формат строки набора. Для иллюстраций непрямоугольной формы с большими пробелами в одном из углов желательно «врезать» подпись в площадь пробела.
При этом подпись не должна выходить за видимый формат других частей рисунка и должна быть отбивка от деталей рисунка не менее чем на 6 п. Подписи под рисунками, размещаемые в оборках, должны быть набраны на полный формат оборки и отделены от текста тонкой линейкой, отбитой от текста подписи на 2 п. Горизонтальные линии иллюстраций всегда должны быть строго параллельны строкам набора, вертикальные линии -- краям полосы.
1.3 Многоколонная верстка
При двух-, трех- и многоколонной верстке для каждой колонки следует соблюдать основные технические правила верстки текстовой полосы.
Все строки основного текста в смежных колонках должны быть выровнены по горизонтали. В газетных, информационных изданиях приводность верстки по всем строкам не обязательна, по горизонтали должны быть выровнены первые и последние строки в каждой полосе и под каждым многоколонным заголовком (в последней колонке статьи под заголовком допустимо заверстывать на одну строку меньше, чем в остальных).
Колонки на полосе должны быть разделены пробелами, размеры которых задаются издательской спецификацией или макетом. Если в средниках размещают линейки или украшения, отбивка от них должна быть не менее 2 п.
Колонтитулы должны быть набраны на общий формат полосы и отделены от текста пробелом, примерно равным ширине средников между колонками.
Заголовки, относящиеся ко всем колонкам, должны быть выключены на полный формат полосы, заголовки к текстам нескольких смежных колонок -- на общий формат этих колонок. При этом текст перед заголовком равномерно разверстывается над ним, а последующий (к которому относится заголовок) -- под ним.
Заголовки в отдельных колонках должны быть заверстаны как в одноколонной верстке.
Следует избегать размещения таких заголовков в смежных колонках по одной горизонтали. Таблицы и выводы, заверстываемые во всех или нескольких смежных колонках, не должны разрывать текста -- текст каждой колонки переходит через таблицу.
Формулы не следует заверстывать на две или больше колонок. Каждая формула размещается в тексте одной колонки даже в тех случаях, когда необходимы несколько переносов формулы. В научно-технических и производственных журналах допускается верстка формул вразрез полосы.
При заверстке иллюстраций на формат двух или нескольких колонок текст каждой колонки должен переходить через иллюстрацию.
2. Книжно-журнальная верстка
2.1 Правила типографики
Чтобы сделать текст симпатичным и удобочитаемым, достаточно соблюдать элементарные правила типографики:
1) Не путать тире и дефис. При написании числовых периодов тире не обрамляется пробелами. Диалоги всегда начинаются с тире, а не с дефиса. Тире отделяется от слова пробелом. Тире в начале строки не ставится, если это не начало абзаца и не диалог.
2) В текстах используются «кавычки-елочки» («…»)
3) «Висячие» строки и «строки-сироты» на полосе не оставляются. Однобуквенные слова (предлоги, частицы и междометия), набранные прописными, не должны стоять в конце строки.
4) Все подрисуночные подписи на всех полосах издания оформляются единообразно. Расстояние между одной подписью и картинкой должно равняться расстоянию между другой подписью и картинкой. В конце подрисуночной подписи точка не ставится.
5) После заголовка точка не ставится.
6) Лишние пробелы из текста удаляются. Перед знаками препинания пробел не ставится. После знаков препинания пробел ставится
7) Дыры между словами в колонках недопустимы.
8) В тексте одной колонки не должно быть более четырех переносов подряд.
9) Выделение слов внутри текста нежелательно.
10) Текст в строчках колонок выравнивается по базовым линиям.
11) Стихи идут с выключкой влево.
12) Имя автора указывается кеглем меньше основного.
2.2 Верстайте в правильной программе
Что бы сделать текст симпотичным и удобочитаемым, нужна программа, умеющая, как минимум, расставлять переносы. Illustrator, на худой конец Word. С рекламной листовкой они справятся без проблем. Для серьезного журнала или каталога потребуются профессиональные инструменты, специально заточенные под многостраничную верстку. Мне импонирует старина Quark, молодежь предпочитает продвинутый InDesign. Есть люди верстающие в CorelDraw.
Иллюстратор, что бы там не говорили его фанаты, к таковым не относится. Большой массив информации он переваривает с трудом. Файлы AI тяжелее Кварка в несколько раз. Посмотрите на скриншоты. Голый текст еще как-то можно терпеть, а вот растр… Разворот с залинкованными картинками тянет на 30 мегабайт. Встроенные фотографии по непонятным причинам увеличивают вес втрое. О брошюрах больше 8 полос думать страшно.
Основные современные программы для верстки - InDesign, CorelDraw, Adobe Illustratrator.
2.3 Модульная сетка. Практический урок
Главное понимать, что модульная сетка это не набор горизонтальных и вертикальных линий, к которым особым образом прикрепляется текст и картинки. Модуль это проектная машина, которая решает визуальные и информационные задачи, если один раз ее настроить, то впоследствии она работает и ее можно крутить и вертеть разным образом, экономя время и на выходе получая быструю и профессиональную работу. Еще одно заблуждение, что модули нужны только газетам и книжным изданиям, везде где есть текст, ограниченый рамками листа бумаги, макетом в газете, окном браузера, модуль будет приятен как глазу, так и мозгу.
В этом уроке я расскажу как строить модульную сетку и заодно принципы работы в Adobe Indesign CS3.
Поля и единицы измерения
1. Создаем новый документ, по умолчанию поля имеют одинаковый размер со всех сторон 12,7 мм, поэтому меняем значения. В моем примере это распространённые классические пропорции полей для формата А4.
Inside /
- это внутренние поля разворота, outside поля с наружи.
2. Устанавливаем единицы измерения в пунктах (все объекты которые будут создаваться измеряются не в миллиметрах как по умолчанию, а в пунктах) Edit > Preferences > Units & Increments . Строим сетку:
Чтобы построить сетку нам нужно:
§ Рассчитать количество строк учитывая конструкцию сетки
§ Определить высоту шрифта по выносным элементам (это расстояние например от начала заглавной 'П' до кончика буквы 'р')
§ Высчитать интервал между блоками сетки используя высоту шрифта и разрядку строк
Итак:
1. Расчеты по тексту
Нам необходимо 4 блока плюс 3 расстояния между ними.
a) Создаем текстовой блок , затем выбираем Selection Tool, меняем шрифт, размер и инерльяж (leading). Изначально вы конечно в зависимости от дизайна публикации должны подобрать гарнитуру основного текста, так как сетки будут строится относительно ее.
b) Заполняем рыбным текстом:
Если хотите, чтобы рыбой был не трактат Цицерона, а ваш текст, создайте текстовой файл в папке Adobe InDesign CS3 с названием Placeholder.txt
c) Выясняем сколько на даный момент мы имеем строк, для этого щелкаем по тектовому полю и открываем вкладку info. При активном текстовом блоке нам показывается количество символов, слов, строк и параграфов.
Нас интересует количество строк, на данный момент 56. Считаем: делим 56 на 4 получаем 14 строк. Далее выбираем оптимальное меньшее значение учитывая что нам надо еще три строки. 13*4+3=55. В итоге для построения нам потребуется 55 строк, удаляем лишнюю.
Чтобы определить высоту шрифта по выносным элементам создаем текстовой блок с такой же гарнитурой (Myriad) 10 пт и переводим в кривые:
Итого у нас получается высота 8,719 пт, так как шрифт 10 пт, то кофициент для этого же шрифта составляет 0,8719 (округ. 0,872). Например если шрифт 12 пт, то высота = 12*0,872 = 10,464 пт. В данном случае используется 11 пт поэтому высота основного текста будет 9,592 пт (девятку можно всегд округлить 5,6 пт) Теперь у нас есть такие вот параметры которые нам пригодятся: количество строк - 55 , высота текста - 9,592, пт (коф. 0,872), интерльяж - 12 пт
d) В тексте сразу установим привязку к Cap height. Object > Text Frame Options Ctrl+B
Нам необходимо создать прямоугольник такой высоты чтобы верх линковался к Cap height, а низ по нижнему выносному элементу в самом конце текста.
Еще раз напомню значения:
количество строк - 55
высота текста - 9,592 пт (коф. 0,872)
интерльяж - 12 пт
Теперь рассчитываем: 55-1=54 (минус одна строка снизу, потому что ее считаем по высоте), 54*12=648 (это высота от самой первой строчки до верхнего выносного элемента последней) 648+9,592=657,592 пт, это и есть высота прямоугольника. Интервал между блоками = 12 (интерльяж)*2 - 9,592 пт (высота текста) = 14,408. Теперь есть все, для того чтобы построить сетку
Шаг 1. Сначала создайте прямоугольник с привязкой к боковым полям, а потом вручную введите полученную ранее высоту.
Шаг 2. Переходим во вкладку Scripts (Window > Automation > Scripts) и разбиваем скриптом на 4 блока по горизонтали, интервал между ними мы уже рассчитали (14,408) и на две колонки по вертикали, с интервалом по умолчанию.
Шаг 3. Выделяем четыре блока с левой стороны и запускаем другой скрипт, который добавляет направляющие вокруг объектов.
Шаг 4. Теперь выделяем два верхних, и добавляем гайды слева и справа.
Теперь прямоугольники удаляем, и дублируем слой с гайдами, блокируем нижний а новый перетаскиваем на другую страницу (гайды можно выбирать и перетаскивать)
Чтобы скрыть или показать гайды используйте Ctrl+; потому что придется очень часто ей пользоваться. Сети мы поставили, осталось настроить базовые линии. Сделайте их видимыми ( Alt + Ctrl + ' ). Теперь необходимо построить прямоугольник от самого начала документа до первого гайда, посмотреть его высоту, и назначить начало отсчета именно с этой высоты (54 пт), шаг базовых линий равен 12 пт, такой же как интерльяж основного шрифта.
Теперь перетаскивая фреймы в другое место всегда будет соблюдаться кратность, учитывая что интерльяж равен шагу базовым линиям.
Тексты и иллюстрации.
Вариантов, как можно теперь распорядится сетью + базовыми линиями очень много, ее можно усложнить, разбивая еще на несколько колонок или строк, подбирать шрифтовой рисунок, планировать иллюстрации их соотношение и все в рамках сетки в выдержанных пропорциях и соблюдая кратность.
1. Выравнивание по высоте заглавной буквы
Еще одна величина которая нам пригодится, это высота заглавной буквы (без нижнего выносного элемента). Высчитывается по описанному ранее способу: печатаем заглавную букву 'E' шрифт Myriad 10 pt, и смотрим высоту, которая получилась. Итого: коэффициент составляет 0,674.
Пример: нам необходимо вычислить какой нужен размер шрифта, чтобы заглавная буква по высоте была кратна базовым линиям и составляла ровно 24 пт. Вычисляем обратно-пропорционально: 24 / 0,674 = 35,6 pt.
2. Стиль текста Object Styles
Если вы создаете новый текстовой блок, то привязки к Cap height уже не будет, чтобы каждый раз не лазить в Text Frame Options, можно создать стиль для фрейма: Вкладка Object Styles > создаем новый стиль > обзываем > двойной клик по стилю > Text Frame Baseline Options > Offset: Cap height. Чтобы применить стиль достаточно выбрать текстовой фрейм и один раз кликнуть по стилю.
Чтобы данный стиль был стилем по умолчанию: Выбираем инструмент и сперва щелкаем по стилю а уже потом создаем фрейм.
3. Стиль текста Paragraph Styles
В одном фрейме вы уже настроили гарнитуру, кегль и интерльяж, теперь вам необходимо создавать новые фреймы и соответственно с такими же параметрами. Выделяем настроенный текст > Вкладка Paragraph Styles > создаем новый стиль.
Чтобы данный стиль был стилем по умолчанию: Выбираем инструмент и сперва щелкаем по стилю а уже потом создаем фрейм.
4. Связывание текстовых блоков и перенос слов в русском языке
Чтобы связать два текстовых блока (т.е. чтобы текст автоматически переходил на другой фрейм при заполнении первого) нужно кликнуть по небольшому квадрату с правой нижней стороны фрейма и щелкнуть по фрейму следующего.
Почему не работает перенос?!! Многие новички очень часто сталкиваются с тем, что не знают как включить русские переносы, я помню даже лезли в инет и искали русские словари, галка Hyphenate включена, а все
равно не работает. А все на самом деле очень просто, необходимо просто поменять язык в окне Character.
5. Стиль для иллюстраций Object Style
Если вставлять картинки через импорт, то они масштабируются в оригинальном размере и потом приходится подгонять, даже если вы создали фреймы для них, они так же вставляются большими, чтобы избежать этого, нужно подготовить фреймы и задать для них стиль и потом можно просто перетащить группу файлов в окно и поочередно вставлять в рамки.
Шаг 1. Создаем фреймы и назначаем новый стиль
Шаг 2. Редактируем в стиле параметры заполнения фрейма: указываем центр относительно которого будет выравниваться картинка (Reference Point) и и каким образом картинка будет масштабироваться (Fitting). В опции Fit Frame Proportionaly картинка будет масштабирована ровно по краям рамки, и если картинка по высоте или ширине больше то части картинки по краям срезаются.
Если вы редактируете параметры стиля с уже вставленной картинкой, будет полезным включить галку Preview, все изменения отображаются в реальном времени.
Шаг 3. Теперь можно перетащить за один раз несколько файлов в окно и поочередно их вставлять в фреймы.
Еще один важный момент: не в коем случае не создавайте дизайн с нуля используя сетки, только в том случае если есть уже готовые настроенные решения. Т. е. композицию, дизайн, подборку шрифтов вы делайте предварительно, и только потом уже приступаете к сеткам, потому что создавая дизайн с нуля и одновременно занимаясь расчетами вы просто зайдете в тупик. Модуль уже помогает упорядочить и сбалансировать, и добиться автоматизации для больших объемов.
Если вам лень считать и необходимо уж очень все быстро, то хотя бы включайте тупо привязку к базовым линиям, во вкладке Paragraph. В таком случае как бы не двигали фрейм, текст всегда будет прилипать к базовым линиям.
2.4 Журнальная верстка. Практический урок
Давайте сверстаем простой, но привлекательный двухстраничный разворот. Запускаем Индизайн - и за работу.
Шаг 1. Сперва создадим новый документ.
Для простоты примера мы будем использовать стандартный размер А4.
Начнем с установки количества страниц. В журналах и брошюрах оно должно быть кратным 4. Пусть у нас будет 8 страниц с припуском на обрезку (Bleed) 3 мм. Установим поля по 10 мм сверху и снизу, 13 мм по внутреннему краю и по 20мм с внешней стороны. Такая разница в ширине внутренних и внешних полей не случайна. Дизайн разворота, в котором внешние поля немного шире внутренних, смотрится лучше, чем с одинаковыми полями.
Шаг 2. Создадим модульную сетку.
Любой профессиональный дизайн разворота начинается с модульной сетки. Сетка обеспечит нам базовую разметку для последовательного расположения элементов дизайна. Зайдем на шаблонный разворот “A-master spread” и из меню Layout выберем команду Create Guides. Для примера я создал сетку из 12 колонок и 12 столбцов с шагом 3 мм. Выберете опцию “Fit Guides to Margins”, чтобы сетка ограничивалась полями страниц. Таким образом, ширина нашей страницы 210 мм, с полями 20 мм с внешней стороны и 13 мм с внутренней. В нашем распоряжении остается 177 мм для 12 колонок и 11 промежутков (12 колонок по 12 мм плюс 11 межстолбцовых промежутков по 3 мм).
Шаг 3. Выберем и поместим фоновое изображение.
Создавая журнальный разворот, очень важно сохранить равновесие между свободным пространством листа, фотоизображениями и текстом. Здесь хорошо срабатывает техника использования фотографий со свободным пространством вокруг объекта съемки. Так, свободное пространство фотографии ненавязчиво выполняет роль чистого листа или фона для текста.
В качестве примера для статьи я выбрал фото танцовщицы фламенко из моего фотоальбома. Фигура танцовщицы, определяющая композиционный центр фото, расположена слева. Размытое изображение части стены и красного плаща женщины в правой части фото удачно подходит в качестве фона для нашего дизайна.
В журнальном развороте, имеющем четкое разделение на правую и левую части, фотоиллюстрация, как правило, расположена на правой странице, а текст статьи - на левой.
Таким образом, определяется порядок усвоения информации и подчеркивается первичность текста по отношению к изображению.
Разумеется, это правило верно только для европейских языков с направлением письма слева направо. В иврите и арабском, наоборот, текст располагается справа, а фото - слева.
В нашем же случае, изображение занимает весь разворот, и обе страницы воспринимаются как единая композиция, в которой текст - ее составная часть.
Такая композиция будет смотреться лучше, если ее центр сместить влево. С композиционного центра в левой части начинается зрительное восприятие информации, а завершится справа - текстом статьи.
Расположим наше фото на развороте так, чтобы его границы совпадали с рамкой bleed. Подкорректируем размер и расположение фотографии внутри фрейма.
Шаг 4. Создаем основной текст. Создадим текстовый фрейм и расположим его примерно по центру правой части разворота. Потом мы сможем подкорректировать его местоположение. Такое расположение текста создает “диалог” текста с изображением. Взгляд танцовщицы, поворот ее головы и движение плаща направляет наше внимание на белое облако текста.
Таким образом, фотография здесь не просто иллюстрация к тексту, но, прежде всего, важная и неотъемлемая часть композиции, а также связующее звено между обеими частями разворота.
Содержание текста в данном случае не важно. Для заполнения фрейма текстом абракадабры я воспользовался командой “Fill with placeholder text” из меню Type. Далее, в шаге 6 мы зададим нашему тексту размер 12 pt и интерлиньяж (leading) 16 pt.
Шаг 5. Создаем базовые линии привязки строк.
Для того, чтобы выровнять строки колонок текста, нам надо задействовать базовые линии привязки. Зайдем в меню установок программы Preferences > Grids и установим в поле Increment Every 8 pt, то есть половину значения нашего интерлиньяжа. Это придаст работе с текстом больше свободы, поскольку позволит нам также использовать и более мелкий текст.
Шаг 6. Изменим базовый стиль абзаца.
В панели Paragraph Style отредактируем базовый стиль абзаца (Basic Paragraph). Я использовала шрифт Helvetica CY с размером кегля 12 pt и интерлиньяжем (leading) 16 pt. Поскольку ранее мы задействовали привязку к базовым линиям, мы можем и не задавать точного значения интерлиньяжа, оставив его в положении auto.
Шаг 7. Выравниваем текст и устанавливаем расстояния между абзацами.
Перейдем в закладку отступов и промежутков (Indents and Spacing) и установим выключку текста по левому краю. Кроме этого, в поле выравнивания по сетке (Align to Grid), установим опцию All Lines. В поле, определяющем расстояние после абзаца (Space After) установим 16 pt. Если вы хотите, чтобы каждый параграф начинался с красной строки, то задайте также значение в поле First Line Indent.
Шаг 9. Выключка (выравнивание текста по обоим краям колонки).
Красивая выключка текста зависит от соотношения межбуквенных расстояний и промежутков между словами. Здесь важно найти золотую середину, чтобы расстояния между словами не были слишком большими, но при этом и сами слова не растягивались и не сливались друг с другом. В этой закладке нам стоит откорректировать базовые установки межбуквенных и межсловных расстояний. Я советую установить расстояния между словами в промежутке между 85% и 105%. Межбуквенные расстояния установим -2% в поле “Minimum” и 2% в поле “Maximum”.
Шаг 10. Определяем цвет текста.
Поскольку выбранный нами фон достаточно темный, на мой взгляд, лучше всего сделать наш текст белым На светлом фоне мы бы использовали темный свет текста.
Шаг 12. Создаем заголовок.
Заголовок должен быть контрастным по отношению к основному тексту статьи.
Мы добьемся этого контраста за счет значительной разницы в размерах и начертании кегля.
Создадим новый стиль для заголовка. Размер текста зададим 54 pt и трекинг (-10) pt, уменьшив немного межбуквенное расстояние.
Набираем заголовок статьи и применяем к ней новый стиль.
Шаг. 13. Устанавливаем оптические поля текстового блока.
Последний шаг, который улучшит внешний вид правого края текстового поля - установка оптических полей. Эта команда выносит знаки переноса и кавычки за пределы рамки текстового поля и, таким образом, создает ровные и гладкие края текста. Выделим текстовое поле. Из меню Type выберем команду Story, и в открывшемся окошке галочкой отметим “Optical Margin Alignment”.
Теперь вы знаете, как можно сверстать статью на целый разворот.
2.5 Книжная верстка
Правила верстки книжных изданий
Ниже приведен ряд рекомендаций по оформлению книжных изданий. Это выборка правил из справочников технического, художественного и литературного редакторов, выпускаемые еще в советские времена. Детская литература и учебники, справочники для школ верстаются по несколько иным правилам.
Первое правило, которые надо помнить всегда: книга в первую очередь должна отвечать требованиям удобочитаемости, а не «эстетическому видению» автора и редактора, или удобству работы верстальщика.
Второе правило может конфликтовать с первым, но надо уметь увязывать их вместе: правила верстки распространяются на все издания, если нет специальных требований автора, художника, редактора, технического редактора и руководства издательства, или специфика издания не увязывается в нижеприведенные нормы.
Перенос слов и символов
1. В тексте не должно быть более четырех переносов подряд (на малых форматах пяти), за исключением тех случаев, когда исправление этой ошибки влечет за собой ухудшения качества выключки слов.
2. Знак тире не должен стоять в начале строки, если это не начало абзаца.
3. Однобуквенные слова, с которых начинается предложения, т. е. предлоги частицы и междометия, набранные прописными, не должны стоять в конце строки.
4. Сокращенные слова, а также знаки процента, номера, параграфа и др. не должны «отрываться» на другую строку от цифр, чисел и слов, к которым они относятся (10 кг, 5 мм, 1990 г., 50% и т. д.).
5. Не должны разделяться инициалы от фамилии, а также сокращения типа: «и т. д.», «и др.».
6. Не разделяются цифры или буквы с точкой или скобкой (при перечислении) от следующего за ними слова.
Основной текст
1. Кавычки рекомендуются «елочки» (« и »). При выделении текста внутри одних кавычек другими в конце выделения ставится только одна закрывающая кавычка: текст «цитата «цитата внутри цитаты».
2. Второй способ оформления: внутренние кавычки набираются лапками, причем открывающаяся -- «девятки» внизу, закрывающиеся -- «шестерки» вверху: текст «цитата „цитата внутри цитаты“».
3. Все абзацные отступы в издании должны быть одинаковые, независимо от кегля отдельных частей текста. Абзацные отступы у сносок, эпиграфов, врезок и пр. должны равняться абзацному отступу основного текста. Абзацный отступ основного текста обычно равняется полуторокегельной (1,5 от размера шрифта).
4. После стоящих в начале абзаца тире в разных абзацах пробелы должны быть одной ширины (фиксированные), чтобы первые буквы этих абзацев стояли на одной вертикали.
5. После нумерации или буллетов в списках в разных абзацах пробелы должны быть одинаковые (фиксированные), чтобы первые буквы этих абзацев стояли на одной вертикали.
6. Концевая строка абзаца по длине должна перекрывать абзацный отступ (обычно минимальная длина концевой строки -- 3 знака плюс знак препинания). Рекомендуется, чтобы она была в полтора раза длиннее абзацного отступа.
7. Межбуквенное расстояние (за исключением кернинга пар) должно быть одинаковым по всему тексту -- уменьшение межсловных пробелов в строке за счет межбуквенного расстояния не допустимо. Трекингом (кернингом) можно пользоваться только в крайних случаях для разгонки/вгонки текста, если невозможно это сделать за счет межсловных пробелов, и отличаться от нормального он должен не более, чем на 0,02 (у некоторых шрифтов это значение может быть другим).
8. Интерлиньяж на одной полосе у набранных одинаковым кеглем строк должен быть одинаковым, но у каждого кегля свой. При приводной верстке интерлиньяж должен быть одинаковым у обеих страницах книжного листа. При этом тексты мелкого кегля набираются на шпоны (с интерлиньяжем основного текста). Размер интерлиньяжа зависит от гарнитуры. В большинстве случаев -- 110--120% от кегля.
9. Количество строк на развороте может отличаться на одну, в крайних случаях на две строки.
10. Висячих строк не должно быть ни верху полосы, ни внизу.
11. Рядовая полоса должна быть заполнена текстом на 100% по вертикали. Последняя строка должна лежать на нижней границе полосы набора. В редких случаях допускается неполная полоса, если заголовок (не спусковой) начинается со следующей полосы.
12. Текст должен как минимум на четверть (примерно 10--15 строк основного текста) заполнять концевую полосу. При полном заполнении концевой полосы текст не должен доходить до низа полосы на 3--4 строки, подчеркивая этим, что это концевая полоса.
13. Индексы набираются 6-м кеглем, независимо от кегля текста, к которому он относится.
Сноски
1. Нумерация сносок -- постраничная, если нет отдельного указания на сплошную нумерацию.
2. Кегль сносок должен быть на 1--2 пункта меньше кегля основного текста. Размер интерлиньяжа должен быть примерно 110--120% от кегля.
3. Индекс сноски и в тексте и в самой сноске набирается 6-м кеглем, светлым начертанием, независимо от кегля и начертания текста к которому он относится.
4. Абзацный отступ сноски равняется абзацному отступу основного текста.
5. Длина линейки сноски может быть произвольной. Рекомендуется 1--1,5 квадрата (18--27 мм), толщина -- 0,5--0,7 пункта.
6. Расстояние от текста сноски до линейки равняется примерно половине строки (~6 пунктов), от линейки до основного текста расстояние чуть больше (примерно 8--10 пунктов).
7. Между сносками должна быть небольшая (1--2 пункта) отбивка.
8. Если сноска начинается на одной странице, а заканчивается (продолжается) на другой, то разрыв не должен быть на стыке двух абзацев.
Заголовки
1. У заголовка, набранного прописными, межсловные пробелы должны быть немного больше, чем обычные. У набранных большим кеглем (~20 пунктов и больше), межбуквенное расстояние рекомендуется чуть уменьшить.
2. Не допускаются предлоги, союзы и наречия в конце строк заголовков.
3. Длина строки заголовка, выключенного по центру, должна быть не более ширины полосы набора, уменьшенной на два абзацных отступа (максимальная длина строки заголовка = ширина полосы набора - 2x абзацный отступ).
4. Заголовок разбивается на строки по смыслу.
5. Размер интерлиньяжа должен быть примерно 110--120% от кегля. Если заголовок набран прописными, то интерлиньяж немного увеличивается (120--130% от кегля).
6. Отбивка сверху заголовка должна быть больше, чем снизу.
7. Пространство по вертикали, которое занимает заголовок вместе с отбивками, рекомендуется делать кратным интерлиньяжу.
8. Над заголовком должно быть не менее 4 строк основного текста. Допускается 3 строки, но последняя строка должна быть не менее 2/3 от ширины полосы набора.
9. Под заголовком должно быть не менее 3 строк основного текста. Если есть еще и сноска(и), то допускается 2 строки под заголовком, при условии, что первая строка сноски по ширине набрана на полный формат.
Таблицы
1. Верстка сложных таблиц согласовывается с редакторами (они могут изменить структуру таблицы для облегчения работы).
2. Основной текст таблицы набирается на 1--2 пункта меньше кегля основного текста.
3. Головка таблицы набирается на 0,5--1 пункт меньше основного текста таблицы. Начертание светлое. Второй вариант оформления: кегль не уменьшается, но выделяется полужиром.
4. В больших сложных таблицах кегль основного текста можно уменьшать до 6-ти пунктов. При этом, согласовав с художником, лучше заменить гарнитуру на рубленную, но во всех таблицах издания. При этом кегль головки таблицы можно уменьшать не более, чем на 0,5 пункта.
5. Выключка строк:
A. основного текста -- влево;
B. основного текста в достаточно широкой колонке -- по формату;
C. головки таблицы -- по центру;
D. головка таблицы, левая колонка -- можно делать влево;
E. цифры -- по центру, с соблюдением разрядности.
6. Заголовок таблицы:
A. слово «таблица» и номер набирается тем же кеглем, что и заголовок (см. ниже), курсивом, с выключкой вправо;
B. заголовок таблицы набирается кеглем, отличным от кегля заголовков в основном тексте, но не больше кегля основного текста, полужирным, выключка по центру;
C. расстояние между номером и заголовком таблицы -- 4--6 пунктов.
7. Отбивка от заголовка до таблицы равняется 6--10 пунктам.
8. Если таблица не помещается на полосе следом за ссылкой, то она располагается на следующей полосе.
9. Разрывать таблицу на 2 или более части можно если:
A. таблица занимает больше одной полосы;
B. таблица занимает более 40% полосы набора по вертикали, и идет большое количество таблиц подряд (плюс могут быть еще и иллюстрации);
C. таблица строго привязана к тексту.
10. При разрыве таблицы каждая ее часть должна начинаться с верха новой полосы.
11. При разрыве таблицы на второй и последующих полосах должно быть набрано «Продолжение табл. …» (отточие -- номер таблицы) вверху таблицы, курсивом, в правый край.
12. При разрыве таблицы: колонки нумеруются, и на последующих полосах головка таблицы не повторяется, а даются только номера; повторяется головка таблицы, если она не слишком большая (колонки не нумеруются).
13. Примечания к таблице набираются сразу после нее, кеглем меньше основного на 1--2 пункта, а слово «Примечание(я)» выделяется курсивом или разрядкой.
14. Примечания отбиваются от таблицы на 6--8 пунктов.
15. Если в примечаниях несколько пунктов, и они пронумерованы, то первый пункт набирается в подбор за словом «Примечания», а следующие пункты с новых абзацев.
16. Отбивки над заголовком таблицы и под таблицей (или под примечаниями к ней) 1--1,5 строки.
17. Толщина линеек таблицы -- 0,5 пункта. Если необходимо выделить линейками часть таблицы, то линия утолщается до 1 пункта.
Иллюстрации
1. Иллюстрации заверстываются следом за ссылкой, если это сделать невозможно, то на следующей полосе.
2. Масштабировать иллюстрацию можно только пропорционально, и если это не влечет за собой потери информации и качества (пропадание штрихов, нечитабельность текста и т. д.).
3. Подпись набирается под иллюстрацией, тем же кеглем, что и основной текст или на 1 пункт меньше, обычно курсивом, по центру. Если выключка заголовков в издании влево, то и подписи набираются влево, причем вторая и последующие строки набираются со втяжкой и равняются по первой букве названия рисунка.
4. Подпись отбивается от рисунка на 6--8 пунктов.
5. Отбивки сверху рисунка и снизу подписи 1--1,5 строки.
Формулы
1. Формулы набираются тем же кеглем, что и основной текст, с выключкой по центру и отбивками от основного текста в 0,7--1 строку.
2. В группе формул с однотипной левой частью наиболее длинную формулу выключают по центру, а остальные выравнивают по знаку соотношения.
3. Расстояние между идущими подряд формулами -- 4--6 пунктов.
4. Переменные, обозначенные латинскими символами, набираются курсивом, цифры прямым.
5. Сокращения в индексах на русском языке набираются прямым.
6. Индексы набираются 6-м кеглем.
7. При разбивке одной формулы на несколько строк математические знаки
8. (и т.д.) набираются в конце строки и повторяются в начале следующей.
9. Если формула идет в подбор с текстом, то строка, где она находится, при необходимости набирается с увеличенным интерлиньяжем.
10. Номер формулы набирается кеглем основного текста, прямым и выключается вправо.
11. Пояснения к формуле набираются следующим образом:
A. слово «где» набирается без абзацного отступа;
B. первая переменная набирается в одну строку со словом «где»;
C. остальные переменные набираются с нового абзаца и со втяжкой, равняясь по первой переменной;
D. тире, идущие за переменными, выравниваются по одной вертикальной прямой.
E. вторые строки пояснений набираются со втяжкой, равной втяжке первой буквы пояснений.
12. Если в пояснениях к формуле слово «где» отсутствует, то переменные набираются в левый край, тире, идущие за переменной, выравниваются по одной вертикальной прямой, а остальные строки выравниваются по первой букве пояснений.
13. Также пояснения к формуле могут набираться в один абзац (в подбор), через точку с запятой, без абзацного отступа.
Колонтитулы и колонцифры
1. Колонтитул входит в размер полосы набора. Колонцифра, если она не в колонтитуле, в полосу набора не входит и размещается на полях.
2. Колонтитулы и колонцифры набираются не крупнее основного текста. Начертание любое.
3. Колонлинейка -- светлая (0,5--0,7 пунктов).
4. Расстояние от колонтитула или колонцифры до основного текста -- 0,5--1 стр. Расстояние от верха колонтитула до верха основного текста должно быть кратно интерлиньяжу основного текста.
5. Расстояние от колонлинейки до текста колонтитула должно быть такое, чтобы нижние выносные элементы букв не налезали на колонлинейку.
Оглавление (содержание)
1. Текст содержания набирается на 1--2 пункт меньше кегля основного текста.
2. Соподчинение рубрик показывается выделениями и втяжками.
3. Размер втяжек рекомендуется делать кратным абзацному отступу основного текста. При большом количестве втяжек -- кратным половине абзацного отступа.
4. Нумерация, обозначающая страницы, выключается вправо строкой отточий.
2.6 Корешок
Не забывайте про корешок. Чем вас будут переплетать, лучше поинтересоваться заранее. Людям, знающим технологические допуски, это поможет. Остальным не завидую - спланировать грамотный журнальный разворот они не смогут, модульная сетка на отпечатанной многостраничке съедет. 5 мм потеряют на КБС, десять - на полиграфических болтах. Эксклюзив вообще непредсказуем. Иногда в переплетное дело вмешивается заказчик. Сам того не желая. Берёт бумагу потолще, для солидности, добавляет парочку разворотов и… налетает на неприятности - скрепка на брошюру уже не лезет, внутренности выпирают и уходят под нож. Проблемы возникают на пустом месте. Верстаешь толстый каталог под офсет с расчетом на ниткошвейку, а клиент относит его на цифру - ему, видите-ли, в данный момент больших тиражей не требуется, сотни вполне достаточно. Ну, и попадает бедолага в засаду. В мелких печатных салонах с нитками и клеем проблемы. Не держат там серьезных машин - нерентабельно. В беде его, конечно не бросят, термообложки предложат, пружинку, металлбинд… Даже если что-нибудь из этого прокатит, левый край каталога обязательно пострадает. В большей или меньшей степени.
Переплет - лишь малая часть айсберга, именуемого полиграфическим производством. Знать его требуется, как свои пять пальцев, каждый шаг до работы просчитывать. Технические требования читать, печатников и технологов теребить, своих заказчиков строить.
2.7 Работа над картинками
Всем и так очевидно - иллюстрации нужно доводить до ума, это само собой подразумевается. В подавляющем большинстве случаев картинки уходят в печать без обработки. Причин несколько.
Первая - отсутствие этих самых картинок в должном качестве и нужном количестве. В самый последний момент выясняется, что для верстки требуются лица ушедших в отпуск сотрудников, снимки удаленных на неразумное расстояние объектов, фотографии отсутствующих на складе деталей и абстрактные иллюстрации из интернета для поддержки основного текста, желательно с претензией на оригинальность. Ищут их долго и неумело, обработать не успевают.
Вторая упирается в деньги. О них отдельной строкой.
Не жалейте денег (адресовано заказчикам). Как бы парадоксально это не звучало, но количество денег, потраченных на верстку, напрямую влияет на её качество. Материала обычно много, бюджет ограничен, количество полос строго рассчитано. Если что-то не лезет, заказчик, не задумываясь, ломает тщательно отстроенную модульную сетку, стараясь заполнить важной информацией каждую свободную клеточку. Платить за воздух - слишком большая роскошь.
С картинками у экономных клиентов беда. О каталожной съёмке, бизнес-портретах и выездной фотосессии на производстве лучше не заикаться. Нужное пообещают достать в интернете или отщелкать своими силами. Обрабатывать всё это никто не будет - слишком много усилий, которые вряд ли оценят. Ничего путного на выходе не получится - плохие иллюстрации испортят полностью самую расчудесную типографику.
3. Газетная верстка
3.1 Что такое газетная верстка? Основные характеристики
Газетная верстка (макет) -- процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием подготовленного текстового и иллюстрационного материала, а также других дополнительных элементов в соответствии с разработанным макетом; графический план номера, показывающий размещение текстов и иллюстраций на полосах, заголовков и авторских подписей, место и конфигурацию каждой из публикаций.
Основной отличительной чертой верстки газет является необходимость выполнения ее в сжатые сроки, связанная с периодичностью выхода изданий. Это обусловливает отличие газетной верстки от книжно-журнальной в сторону смягчения некоторых требований.
Верстку выполняют строго по макету, так как восприятие содержания газеты во многом определяется оформлением газетной полосы. На первой стадии необходимо выбрать формат газеты, формат полосы, формат колонок. Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все колонки в полосе должны быть одинаковой длины
Формат -- общепринятый термин для определения размера листов печатной бумаги, книг, журналов, газет; а также для определения размера строк, колонок, полос. Какого формата должен быть газетный лист? Он не может быть произвольным. Прежде всего выбор можно сделать лишь из трех используемых в отечественной газетной практике форматов. А именно:
§ большой -- А2
§ малый -- А3
§ сверхмалый -- А4
Основная задача при оформлении газет состоит в умелом размещении материала на полосе, выделении главного.
Средства воплощения оформительского замысла, делающего материал более заметным:
§ умелое использование гарнитур
При использовании двух гарнитур следует четко определить, для какого именно текста предназначен данный шрифт.
Пробелы между словами и строками
Пробелы между словами и строками должны быть одинаковыми. Недопустимы ни очень узкие пробелы, при которых слова сливаются, ни очень широкие, при которых текст кажется разорванным.
Совершенно недопустимы 'коридоры', то есть совпадающие по вертикали или диагонали пробелы в нескольких строках подряд.
Кегль и начертание шрифта
Кегль шрифта определяется многими факторами:
§ значением газетного материала, к которому относится заголовок;
§ местом его на полосе;
§ объемом материала;
§ количеством колонок, на которые он разверстан.
Число переносов
При многочисленных подряд идущих переносах затрудняется зрительный переход на следующую строку. Не должно быть переносов, затрудняющих понимание текста или неблагозвучных.
3.2 Особенности оформления газет
Основной отличительной чертой верстки газет является необходимость выполнения ее в сжатые сроки, связанная с периодичностью выхода изданий. Это обусловливает отличие газетной верстки от книжно-журнальной в сторону смягчения некоторых требований.
Верстку выполняют строго по макету, так как восприятие содержания газеты во многом определяется оформлением газетной полосы.
Основная задача при оформлении газет состоит в умелом размещении материала на полосе, выделении главного. Средства воплощения оформительского замысла, делающего материал более заметным, - умелое использование гарнитур, кегля и начертания шрифтов, шрифтовое и композиционное выделение заголовков на полосе, выразительное иллюстрирование материала и т.п.
Правило 1. Композиция газетной полосы
Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе.
Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть. Основные ее элементы: название газеты; постоянный призыв; название организации (органа), помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.
Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.
Подборка - материал однородный по теме; его размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком - шапкой. Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.
Окно - статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.
Фонарь - статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.
Подвал - статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают чаще всего над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше 1/3 и не меньше 1/4 высоты полосы.
Стояк - статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.
Уголок - статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.
Чердак - крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.
Подверстка - материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.
Объявления заверстывают обычно на последней полосе.
Колонтитулы располагают либо на весь формат полосы, либо внизу с заверсткой в углу на формат одной колонки: на четных страницах - в первой колонке, на нечетных - в последней. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.
Правило 2.
Шрифты для набора газет должны быть удобочитаемыми и емкими. Желательно использовать шрифты гарнитур: Новая газетная; Балтика; Школьная; Литературная, Банниковская, Журнальная рубленая или подобные им.
Во времена до начала эпохи экс-СССР по заказам газет изготавливались фирменные шрифты гарнитур: Правда, Известия, Трудовская, Искра и др. Кегль шрифта определяется значением публикуемого материала и форматом колонки. Так, передовую статью набирают корпусом (10 п.) или боргесом (9 п.) на большой формат колонки. Остальной материал набирают петитом (8 п.), а объявления и другой дополнительный текст - нонпарелью (6 п.). Выделения в тексте делают шрифтом полужирного или курсивного начертаний, иногда шрифтом полужирного курсивного начертания (Школьная гарнитура), втяжками, шрифтом других гарнитур и линейками.
Заголовки акцентируют внимание читателей на наиболее важном и интересном материале, поэтому их оформлению придается первостепенное значение. При оформлении газеты большое внимание должно быть уделено правильному подбору заголовочных шрифтов и их сочетанию с шрифтом основного набора. Газетные заголовки набирают шрифтами разных гарнитур и начертаний, преимущественно кегля 32, 28, 16, 12 п. Заголовки бывают одно-, двух- и многострочными. Строки в заголовке размещают в соответствии с правилами их группировки. Для выделения заголовки подчеркивают линейками, заключают в рамки.
Правило 3.
Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все колонки в полосе должны быть одинаковой длины. Хотя многие правила книжно-журнальной верстки применимы и для газетной, но требования к верстке несколько смягчены, так например, при наборе и верстке газет необязательно выполнение требования приводности строк; нужно выдерживать лишь горизонтальную приводку строк в одной статье и приводку последних строк всех колонок; допустимы переносы, идущие подряд в нескольких строках, и др. Кроме того некоторые правила верстки характерны только для газет.
Правило 4
Линейки внутри статьи выравнивают по последней и первой строкам колонки (концы линейки между колонками должны быть расположены сверху - на уровне верхней линии шрифта первых строк текста, снизу - на линии шрифта последней строки колонки), а линейки, разделяющие статьи, должны доходить до колонтитула и горизонтальных линеек, отделяющих подвал. В качестве разделительных чаще всего используют тонкие линейки. Текст статей, заключенных в рамки, отбивают от рамок на 2-4 п., а линейки рамки от текста смежных статей - на 4-8 п.
Правило 5.
Шапки и заголовки отбивают от колонтитула на 10-12 п. Отбивка рубрик в газете не зависит от условия приводности полос. Заголовки от последующего текста отбивают на 4-6 п., а от предыдущего - на 8-12 п.
Заголовки должны отвечать следующим правилам:
- если заголовок заверстывается в начале колонки, то над ним должно быть не менее трех строк текста либо заголовок ставят в верх колонок
- если заголовок заверстывается в нижней части колонки, то под ним должно быть не меньше трех строк текста
- если концевая строка короче левой пробельной части заголовка, который следует за ней, то строка считается пробельной, это учитывают при отбивке заголовка - пробел над ним уменьшают
- если заголовок не помещается в одной строке, часть его переносят в другую, при этом каждая строка должна иметь смысловое значение:
- если многострочный заголовок набирается строчными буквами, то межстрочный интервал делается стандартным, если прописными буквами - межстрочный интервал увеличивают на 2 п.
- если заголовок помещается в рамку, то расстояние до рамки делают со всех сторон одинаковым, в пределах 4-12 п.
- при переносе в другую строку части заголовка, имеющего в середине знак тире, этот знак ставят в конце строки, причем при выключке заголовка в 'красную строку' знак тире входит в счет выключки, т.е. его приравнивают к пробельному материалу.
Правило 6. Заверстка подвала
Подвал заверстывают в нижней части газетной полосы. Подвал должен занимать от 1/4 до 1/3 высоты полосы. Линейку над подвалом отбивают от текста подвала на 10 п., а от предыдущего текста - на 4-6 п. Линейка и украшения, отделяющие подвал от остального текста, должны быть жирными.
Правило 7. Верстка иллюстраций
Если изображение заверстано в верхнем углу полосы, оно не должно выходить за ее формат. Иллюстрация по краю полосы должна совпадать по контуру с линией строк и быть равномерно отбита со всех сторон на 8-10 п. Если иллюстрация не относится к тексту, расположенному рядом с ним, она должна быть выделена сверху и снизу линейками на полный формат.
Над изображением не должно быть абзацной строки текста, а под ним - неполной концевой строки. Подписи под иллюстрациями набирают шрифтом кг. 8 п. Длина строк подписи должна быть равна ширине клише, исключая фацеты. Подписи авторов иллюстраций набирают кг. 6 п. и выключают вправо.
4. Верстка буклетов, проспектов
Верстка буклета (проспекта) как и его дизайн, является не менее важным фактором для успешного продвижения продукции, товаров и услуг. Верстка буклета как составляющая имиджа компании должна отвечать самым высоким требованиям - правильно выполненная верстка буклета компактно отражает ключевую информацию о Вашей компании, вашей новой продукции, товарах и услугах.
Верстка буклета выполняется преимущественно на основе разработанного дизайна и фирменного стиля компании. Максимальное соответствие фирменному стилю при верстке буклета позволяет не только повысить запоминаемость информации, но и вызывает большее доверие ваших потенциальных покупателей. Эффектный дизайн и стильная верстка буклета способствует повышению продаж товаров и услуг компании. Относительно небольшие затраты на дизайн и верстку буклета сполна окупаются, и в конечном итоге приносят вам ощутимую прибыль.
Рекламный буклет содержит краткое описание основной информации о продукции, товарах и услугах, дополненное иллюстративным материалом.
Верстка буклета проводится на основе следующих материалов: кратких текстов и характеристик товаров и услуг, графических элементов, таких как логотипы, фото, слайды, иллюстрации, схемы и рисунки.
Верстка буклета часто проводится в комплексе с разработкой его дизайна, при этом должны быть четко определены виды рекламируемых товаров и услуг, внимательно подготовлены и выверены все тексты и характеристики, подобраны необходимые фотоснимки и иллюстрации. Важно помнить, что рекламный буклет, его оформление, дизайн и верстка, должны предельно кратко, но в то же время доступно и наглядно продемонстрировать главные преимущества продукции и услуг будущим покупателям.
Качественная верстка буклета требует от верстальщика внимания к мелочам, аккуратности и особой точности. Эти качества при многостраничной верстке буклета потребуются для точного соблюдения дизайна разработанных шаблонов страниц и разворотов буклета, так называемых мастер-страниц. Точное следование дизайну мастер-страниц позволяет придать разделам буклета единообразие, показать высокий уровень работы по верстке буклета, повысить его читабельность и удобство визуального восприятия.
Верстка буклета включает в себя не менее важный процесс - цветокоррекцию иллюстраций, которые в совокупности должны быть выполнены в едином качестве, единой цветовой гамме, и отвечать требованиям норм качественной офсетной печати. Качественная верстка буклета, его внутренних полос и разделов, ведется с таким расчетом, чтобы пользователь смог быстро погрузиться в увлекательное чтение, либо легко найти нужную информацию.
В заключение работ по верстке буклета проводится вычитка текстов и проверка каждой из полос буклета для устранения ошибок и недочетов. Когда верстка буклета завершена и проведена его корректура, файлы готовятся к офсетной печати.
Заключение
Итак, понятно, что процесс верстки - это не такое уж и легкое занятие и требует специализированных программ и знаний этих программ.
Мы рассмотрели в данной работе, что такое верстка и основные правила типографики и непосредственно самой верстки. Научились из 2 практических уроков строить модульную сетку и создали журнальный оборот. Узнали, что такое газетная верстка и правила верстки книжных изданий.
Понятно, что верстка многостраничных изданий занимает очень много времени и требует большого терпения, но если знать нюансы модульных сеток и интерфейс программы, то этот процесс не будет таким долгим и нервным для дизайнера - на примере уроков мы в этом убедились.
Многие дизайнеры не соблюдают данные правила верстки и типографики, а некоторые даже и не знают, поэтому, я считаю, нужно стремиться к грамотному дизайну, несмотря на то проектируем мы маленькую брошюрку или же целый журнал. Красиво вставленный текст и читабельное оформление всегда радует глаз и хочется перечитывать издание снова и снова. Нужно ли стремиться именно к такому дизайну? Да, стоит. Поэтому проектная организация верстки многостраничных изданий очень важна для дизайнеров-графиков и безусловно пригодится в будущем. Это та информация, которую пропускать нельзя ни в коем случае.
Мне доставило удовольствие данная работа. Многое повторила и освежила свои знания, некоторые нюансы узнала из литературы, которую использовала, поэтому данный опыт работы мне очень пригодился.
Список используемой литературы
1) В. А. Вигдорчик «Ручной набор» (справочник), М 1985.
2) А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. Редакционно-издательское оформление издания. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: ОЛМА-Пресс, 2003.
3) Ян Чихольд. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980.
4) Брингхерст Р. - Основы стиля в типографике, 2006 г.
Интернетные ресурсы:
1) http://help.adobe.com/ru_RU/InDesign...n_cs3_help.pdf
2) mnogostranichka.ru
3) verstkapro.ru
4) http://www.bcard.ru