ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт массовых коммуникаций
Факультет издательского бизнеса и компьютерного дизайна
Кафедра издательского дела и полиграфии
Фотодокументирование
Контрольная работа
по предмету документоведение
студентки 3 курса
Куприной Д.Б.
Владивосток
2012
Оглавление
Фотодокументирование
Фотодокумент содержит одно или несколько изображений, полученных фотографическим способом. Он представляет собой результат документирования с помощью фотохимической записи явлений объективной действительности в виде изображений. В зависимости от жанра и назначения различают: художественные, хроникально-документальные, научно-популярные, научные фотодокументы, а также полученные путем фотографии и киносъемки копии обычных документов.
По предназначенности для восприятия фотодокументы могут быть отнесены к человекочитаемым (фотография) и машиночитаемым: диафильм, диапозитив, информация на которых воспринимается опосредованно, становится доступной человеку при использовании технических средств.
По информационной составляющей фотодокумент можно классифицировать как изобразительный документ, созданный фотографическим способом, основанным на изменении оптической плотности участков фотоматериала (фото-, кинопленка, фотобумага) под воздействием светового или электронного луча, интенсивность и форма которого изменяются в соответствии с записываемым сигналом (фотографии, диафильмы, диапозитивы, микрофиши, микрофильмы).
Материальная составляющая документа - это его вещественная (физическая) сущность, форма документа, обеспечивающая его способность хранить и передавать информацию в пространстве и времени.
Под материальной составляющей фотодокумента имеют в виду:
1) материальную основу документа;
2) форму носителя информации;
3) способ документирования или записи информации.
Материальная основа фотодокумента (МОД) -- совокупность материалов, использованных для записи изображения и составляющих носитель информации. В зависимости от материальной основы фотодокументы (диапозитив, микрофильм, микрокарта, микрофиша) относятся к полимерно-плёночным документам.
Чаще всего материальной основой пленочных материалов является фотографический материал -- светочувствительный, предназначенный для получения на нем фотографического изображения.
По материалу носителя информации различают фотодокументы на стекле или пленке, а позитивы -- на бумаге, пленке или стекле (диапозитивы).
Фотоматериалы делятся на кинопленку, фотопленку и фонограммную кинопленку:
ь Кинопленка -- фотографический материал на гибкой основе, предназначенный для получения киноизображения, записи и воспроизведения звука.
ь Фотопленка -- фотографический материал на гибкой основе, предназначенный для различных видов съемки и печатания.
ь Фонограммная кинопленка предназначена для записи негативов фотографических фонограмм переменной ширины.
Способы и средства записи информации
Запись информации - это способ фиксирования информации на материальном носителе.
Фотографическая запись - оптическая, осуществляемая при помощи фотографического процесса изменением оптической плотности носителя записи соответственно сигналам записываемой информации. Разновидностью фотографической записи является электронно-фотографическая запись, осуществляемая электронным пучком.
Фотоизображение получается на фотографическом слое пленки, пластинки, фотобумаги посредством фотографической съемки и печатания с последующей их химико-фотографической обработкой (фотографии, диапозитивы). В нем различают негатив и позитив. Негативными снимками называются фотографические изображения с обратной передачей тональности снимаемого объекта, т. е. такие, на которых в действительности светлые тона выглядят темными, а темные -- светлыми. В позитиве (диапозитиве), наоборот, потемнения соответствуют распределению яркостей или цветов объекта съемки.
В 1870 г. на практике проверяется возможность многократного уменьшения и воспроизведения текстов. Это послужило толчком к развитию микрофильмирования на базе фотографии.
В начале 1920-х годов получают развитие бессеребряные светокопировальные способы, в конце 1940-х годов ставится на индустриальную основу порошковая бессеребряная фотография.
К фотографическим носителям информации относятся: фотографии, диафильмы, диапозитивы, микрофильмы, апертурные карты.
Применение голографии и растровой фотографии привело к возникновению голограмм.
Фотография
Фотография (греч. phos/photos -- свет, grapho -- пишу) -- светография, светопись. Это снимок, полученный фотографическим способом на светочувствительной пластине, пленке или бумаге.
В зависимости от функционального (целевого) назначения различают фотографии общего и специального назначения. К разряду фотографий общего назначения относят документальную, художественную, любительскую. К фотографиям специального назначения относят научно-техническую, аэро-, микрофотографию, рентгеновскую, инфракрасную, репродуцированную и другие фотографии.
В зависимости от светочувствительного материала фотографии бывают двух видов: галогенсеребряные и бессеребряные. В галогенсеребряных фотографиях светочувствительным элементом является гелогенид серебра. В бессеребряных -- несеребряные светочувствительные соединения.
По цвету изображения фотографии бывают черно-белые и цветные, в которых изображение образуется тремя красителями. Цветная фотография более полно передает все многообразие окружающих нас предметов присущими им цветами и цветовыми оттенками, что имеет большое значение, как в художественной, так и в технической фотографии.
По виду подложки и материальной основе носителя различают фотографии на гибкой полимерной (фото- и кинопленка), жесткой (стеклянные пластинки, керамика, дерево, металл, пластмасса) и бумажной основе (фотобумага). Фотографии могут быть листовые (карточные) и рулонные (на катушках, сердечниках, бобинах) различной длины и ширины. Основными материальными носителями фотографии являются пленка и бумага.
По размерам пленки общего назначения фотографии выпускаются плоскими форматными, катушечными неперфорированными и катушечными перфорированными. Плоские форматные пленки имеют тот же формат, что и пластинки, их применяют в пластиночных фотоаппаратах. Катушечные неперфорированные пленки выпускают в виде ленты шириной 61,5 мм и длиной 81,5 см. Их наматывают на деревянные катушки вместе со светозащитной лентой -- ракордом. На пленке можно получать различный размер кадра в зависимости от его размера в фотоаппарате. Перфорированная фотопленка выпускается шириной 35 мм и длиной 65 см, включая зарядный и заправочный концы. На ней получается 36 снимков при размере кадра 24x36 мм. Она намотана на катушку и помещена в свето-непроницаемую кассету.
Фотобумага различается по величине светочувствительности, коэффициенту контрастности, плотности, цветности, характеру поверхности и т. д. По применению она делится на фотобумагу общего назначения, которая применяется в художественной и технической фотографии, и фотобумагу для технических целей, которая применяется только в технической фотографии.
Диапозитив
Диапозитив (греч. dia - через + лат. positiv - положительный) (слайд) -- позитивное фотографическое или рисованное изображение на прозрачном материале (пленке или стекле), предназначенное для проекции на экран. Диапозитив рассматривают на просвет или проецируют на экран с помощью специальных оптических аппаратов -- диапроектора или диаскопа.
Диапозитивы относятся к визуальным документам статической проекции (изображение неподвижно), бывают черно-белыми и цветными. Последние обычно получают съемкой на цветные обращаемые фотопленки. Их можно изготовить печатанием с цветных негативов на цветную позитивную пленку или контратипированием с цветных диапозитивов (этот способ применяется в производстве диафильмов). Черно-белые диапозитивы получают печатанием с негативов на позитивные пленки и пластинки или способом обращения.
Стеклянные диапозитивы имеют размеры 50x50, 70x70 или 85x85 мм. Пленочные диапозитивы с размерами кадра 18x24, 24x24, 28x28, 24x36, 40x40 мм монтируются в специальную рамку размером 50x50 мм.
Диапозитивы выпускаются в картонных коробках либо целлофановых упаковках с вложенным кратким описанием (сюжетным листом). На коробке указаны наименование серии, ее номер, количество черно-белых и цветных слайдов, дата выпуска. Слева внизу на каждом диапозитиве проставляются номер серии и его порядковый номер.
Диапозитивы можно сравнить с фотографией или репродукцией картины, серию диапозитивов -- с альбомом репродукций. Слайдом иногда называют отдельные кадры 35 мм диафильма, вставленные в специальную рамку.
Материальной основой слайдов и диафильмов является фотопленка, устойчивость которой к внешним воздействиям определяется составом эмульсионного слоя. Наиболее надежны фотопленки с серебросодовой эмульсией: при идеальных условиях они могут храниться до 1000 лет, черно-белые фотопленки с другой эмульсией сохраняются от 10 до 140 лет, цветные -- от 5 до 30 лет.
Слайды позволяют ставить кадр на нужное время и в нужной последовательности, имеют большую информационную емкость.
Микрографический документ
В массиве документов особое место занимают носители информации, содержащие одно или несколько микроизображений, получившие общее название микрографических документов или микроформ.
Микрографический (греч. mikros - малый, grapho - пишу) документ выполняется на микроносителе в виде микрокопии или оригинала микродокумента. Их отличительными особенностями являются малые физические размеры и вес, значительная информационная емкость, компактность хранения информации, необходимость специальной аппаратуры для ее считывания. Срок службы микроформ - 500 и более лет. К числу таких документов относятся:
ь микрокарта - документ в виде микроформы на непрозрачном форматном материале, полученный копированием на фотобумагу или микроофсетной печатью;
ь микрофильм - микроформа на рулонной светочувствительной плёнке с последовательным расположением кадров в один или два ряда;
ь микрофиша - микроформа на прозрачной форматной плёнке с последовательным расположением кадров в несколько рядов;
ь ультрамикрофиша - микрофиша, содержащая копии изображений предметов с уменьшением более чем в 90 раз.
По способу документирования различают фотографические и полиграфические микроформы. Из них к воспроизводимым фотографическим способом относятся микроотпечатки на прозрачной основе (микрофильм рулонный, в отрезке, прозрачная микрокарточка-микрофиша); микроотпечатки на непрозрачной основе (микрокарточка непрозрачная, на бумажной основе, микрокард, микролекс, микротэйп, микрострип).
Микроформы относятся к машиночитаемым документам, для их создания и использования требуются специальные аппараты (микрофильмирующий читально-копировальный либо читальный аппарат).
Микрофильм - уменьшенная копия документа, полученная фотографическим способом. Он содержит одно или несколько текстовых и графических микроизображений, объединенных общностью содержания.
По времени появления во внешней среде микрофильмы делятся на два вида: микрофильмы-копии и микрофильмы-подлинники.
Микрофильм-подлинник - это микрофильм первого поколения, изготовленный в результате непосредственного фотографирования документа. Такой микрофильм используется на правах или взамен подлинника документа.
Микрофильм-копия - это микрофильм второго поколения, изготовленный в результате последовательного копирования микрофильма первого поколения n-ное количество раз. Микрофильм на рулонной пленке именуется рулонным. Он может состоять из одного, нескольких рулонов и на одном рулоне может быть несколько микрофильмов.
Такие носители, информация на которых размещается последовательно по всей длине рулона - страница за страницей, чертеж за чертежом, относят к линейным или непрерывным микрооригиналам.
Большинство рулонных микрофильмов производится на стандартных фотопленках шириной 16, 35 и 70 мм. Наиболее широко для микрофильмирования различных документов (книг, журналов, архивных материалов) применяется пленка шириной 35 мм. На пленке шириной 16 мм, как правило, копируются машинописные документы (деловые документы, отчеты о НИР и ОКР, диссертации). Большие по формату документы (карты, чертежи, схемы) копируют на пленке шириной 70 мм. Длина рулона микропленки в основном составляет 30--35 м. На рулоне 35 мм пленки помещается 750-860 кадров, а на пленке шириной 70 мм - 240-280 кадров.
Микрофильмы хранят в кассетах, металлических коробках, помещенных в сейфах. Рулонные микрофильмы широко используются в качестве носителя информации при изготовлении единичных экземпляров микрооригиналов, при создании архивных фондов, организации массивов документов одноразового пользования в НИИ, КБ, на предприятиях и пр.; при микрофильмировании документов больших объемов для миниатюризации библиотечного и справочно-информационного фонда.
Микрофильм в отрезке -- микрофильм на рулонной пленке в виде отрезка длиной не более 230 мм. Отрезки микрофильмов впервые были применены в 1950-х годах ля хранения и ручного поиска микрофильмов. При использовании данной системы рулонную пленку после экспонирования и обработки разрезают на отрезки по 5--10 кадров. Эти отрезки вкладываются затем в наклеенные на стандартные планшеты прозрачные конверты. На одном планшете укрепляется определенное количество конвертов. Планшеты с отрезками микрофильмов хранятся в папке. Поиск необходимой информации осуществляется по оглавлению, в котором указываются номер планшета, а также координаты кадра по вертикали (номер конверта) и горизонтали (номер кадра).
Микрофиша - плоская микроформа с расположением микроизображений в форме сетки.
Микрофиша представляет собой отрезок фото-, диазо- или везику-лярной пленки стандартного формата 75x125 мм, 105x148 мм, 180x240 мм, на которой в заданной последовательности располагается микроизображение. Читать микрофишу можно на читальном аппарате при помощи диапроектора.
В зависимости от кратности уменьшения изображения при съемке и количестве кадров микрофиши разделяют на: микрофиши ( количество кадров от 60 до 90); супермикрофиши ( количество кадров от 200 до 300); ультрамикрофиши ( количество кадров до 3200).
Микрокарта -- носитель информации на фотопленке, вставляемый в апертурную или кляссерную карту. Это документ, аналогичный микрофише, но изготовленный на непрозрачной основе (на отрезке фотографической или обычной бумаги, а также на металлической основе). Читают микрокарты на читальных аппаратах при помощи эпипроектора (т. е. в отраженном свете).
Микрокарты обладают механической прочностью, сравнимой с прочностью книг, журналов, фотокопий. Для микрокарт характерны все преимущества микрофиш. Кроме того, в микрокарте можно использовать и лицевую, и оборотную стороны, разместив на одной стороне поисковый образ документа, библиографическое описание, аннотацию или реферат документа, а на другой -- микроизображение всего документа. Разновидности микрокарт:
ь микрокард (соответствует стандарту каталожной карточки 75x125 и 105x148 мм);
ь микролекс -- 165x216 мм (два склеенных фотографических отпечатка, полученных с негативов форматной пленки);
ь микротейп -- стандартный размер; представляет собой стандартную карту, на которой наклеены полоски микроизображений;
ь микрострип -- микрокартааналогична микротейпу, но на обратной стороне полоски нанесен не клеевой слой (как на микротейпе), а особый состав, который становится липким только при увлажнении.
Первую непрозрачную микрокопию - прародительницу современной фотографии, изготовил Д. Даснер в 1839 г. (Франция). В 1852 г. ему удалось изготовить первую микрокопию на прозрачной основе. В 1853 г. А. Рослинг сделал первую попытку микрокопировать печатный материал газеты, а в 1854 г. X. Даймонд -- рукописи. В 1860 г. Р. Дагрои изготовил первый аппарат для просмотра миниатюрных изображений. В 1870 г. Г. Скамони экспериментирует над изготовлением микрокопий на непрозрачной основе. После 1905 г. микрокопирование начали использовать библиотеки. В 1919 г. Бродли А. Фиске (США) запатентовал первый аппарат для чтения микрофильмов.
В нашей стране развитие микрофильмирования началось в 1929 г. С 1930-х годов оно распространяется и в странах Западной Европы. Постепенно расширяется номенклатура микроносителей. Наряду с рулонным применяется микрофильм в отрезке. В 1939 г. появились микрофиши. Ф. Райдер (США) впервые предложил применять микрокопии для хранения документов в фондах библиотек.
В середине 1950-х годов в США впервые появились оригинальные публикации на микрофишах. В это же время возникли первые автоматизированные микрографические системы. В 1960-х годах стали известны ультрафиши с уменьшением площади в 62500 раз. При таком уменьшении в пачке пленок форматом 75x125 мм и высотой 8 см можно разместить 1 млн страниц текста.
До конца 1970-х годов микроформы считали лишь надежной формой хранения информации и использовали для создания страховых фондов документов. В начале 1980-х годов за рубежом появились сканирующие устройства микрокопирования и передачи микрокопированной информации на расстояние. Была разработана технология коррегирования информации на микрофише и первые электрооптические носители информации.
Внешняя структура фотодокумента
Внешняя структура документа (конструкция) -- это его внешняя форма, позволяющая идентифицировать его как вид документа. Задача состоит в том, чтобы придать внешнему виду документа такую форму, которая бы вызывала у потребителя желание (потребность) в извлечении информации, покупке и т. п.
Фотодокументы располагают следующим набором внешних элементов: этикетка, титры диафильмов, упаковочный контейнер (конверт, коробка, альбом), рамка диапозитива, кадр.
С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Они являются важнейшим историческим источником. Фотография заняла прочное место в документах, удостоверяющих личность: в паспортах, студенческих билетах, водительских удостоверениях и т.п. Такое важное значение фотодокументы приобрели, прежде всего, потому, что обладают огромной информационной ёмкостью, могут одновременно и в деталях фиксировать множество объектов.
Это весьма важно, если учесть, что около 80 % информации человек получает с помощью зрения. Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий.
Наконец, фотодокументы не только несут информацию о реальной действительности, но и оказывают эстетическое воздействие на человека.
Фотография в коммуникативном процессе
Фотография была включена в коммуникативный процесс в начале 1850 г., когда французский фотограф А. Диздери приклеил на кусочек картона свой фотоснимок и стал использовать его как визитную карточку. Это послужило толчком для появления разнообразных документов, циркулирующих в обществе и удостоверяющих личность, а также семейных и др. фотоальбомов, воплотивших в себя ассоциативную историческую память поколений. Затем фотографии стали тиражироваться и широко распространяться. В 1890г. широкое распространение получили почтовые карточки с фотографиями и серии таких карточек.
Основоположником научной и судебной фотографии является русский специалист Е.Ф. Буринский. В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот ХIV в. на сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста.
Цветное фотоизображение впервые получил в 1861 г. Дж. Максвелл, затем Л. Дюко дю Орон (1868 - 1869, Франция). В 1935 г. фирма «Кодак» разработала применяемую до сих пор цветную фотографию на трехслойных пластинках. С этого времени началось развитие цветной фотографии. Вскоре появился комбинированный документ - фоторепортаж и родилась фотожурналистика, а с 1947 г. начали печататься (в Италии) фотороманы.
В дальнейшем происходило постоянное совершенствование процессов фотодокументирования. В частности, в 1947 г. был изобретён так называемый диффузионный фотографический процесс, который привёл к созданию фотоаппаратов для моментальной фотосъёмки, т.е. к получению готового фотоснимка непосредственно в фотоаппарате.
В последнее время в фотодокументировании стал применяться цифровой фотографический процесс. Он лишён многих недостатков, присущих традиционной технологии, основанной на фотохимическом галогенсеребряном процессе и требующей многоступенчатой химической обработки, значительных затрат времени, использования драгоценного металла - серебра. фотодокументирование информация коммуникативный
В цифровой фотографии оптическое изображение объекта съёмки преобразуется в электрический видеосигнал с помощью светочувствительного сенсора - твердотельной пластинки с размещённым на ней множеством мельчайших фотоэлементов - пикселей. Затем полученный сигнал преобразуется в цифровую форму и сохраняется в запоминающем устройстве, откуда может быть подан на принтер для получения фотоотпечатка. Первая система электронной фотографии была создана в 1981г. японской фирмой Sony. Одним из достоинств цифровой фотографии является то, что полученное изображение можно корректировать - изменять цвет, контраст, ретушировать и т.п. Кроме того, цифровой фотоаппарат можно подключать к компьютеру и его периферийным устройствам, передавать полученные снимки по системе 'Интернет'.
Заключение
Сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве, криминалистике и т. д. С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Они являются важнейшим историческим источником. Фотография заняла прочное место в документах, удостоверяющих личность: в паспортах, студенческих билетах, водительских удостоверениях и т.п.
Такое важное значение фотодокументы приобрели, прежде всего, потому, что обладают огромной информационной ёмкостью, могут одновременно и в деталях фиксировать множество объектов. В библиотеках, архивах и музеях возникает масса проблем в связи с возможным повреждением или утратой ценнейших фотодокументов. В целях обеспечения сохранности фотодокументов и своевременного выявления возникающих на них дефектов, документы должны подвергаться периодическому контролю в процессе хранения.
Это весьма важно, если учесть, что около 80 % информации человек получает с помощью зрения. Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий. Наконец, фотодокументы не только несут информацию о реальной действительности, но и оказывают эстетическое воздействие на человека. Значение фотодокументов определяется задачами их создания и непосредственно самими объектами фиксации изображений. Научные явления, исторические события и человек в контексте этих событий, материальные предметы и объекты древнего и современного происхождения имеют бытовое, художественное и исследовательское значение.
Фотодокументы организуются в фототеку -- систематизированное собрание фотографий, негативов или позитивов (диапозитивов) с целью их хранения и выдачи для пользователя.
Список используемой литературы
1. Ларьков, Н.С. Документоведение : учебное пособие / Н.С. Ларьков - М.: Изд-во АСТ, 2006. - 427 с.
2. Охотников, А. В. Документоведение и делопроизводство : учебное пособие [для вузов] / А.В. Охотников, Е.А. Булавина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МарТ, 2005. - 304 с.
3. Кушнаренко, Н.Н. Документоведение : учебник / Н.Н. Кушнаренко - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев.: Знание, 2000. - 460 с.
4. Стенюков М.В. Документоведение и делопроизводство: конспект лекций. Делопроизводство. / М.В. Стенюков - М.: ПРИОР, 2006. - 173 с.
5. Бардаев Э. А. Документоведение : учебник / Э. А. Бардаев, В. Б. Кравченко - М. : Академия, 2010. - 300 с.