/
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
'Российский государственный гуманитарный университет' (РГГУ)
Факультет Журналистики
Контрольная работа
Социальная ответственность телевидения и телевизионного журналиста
Студентка 2-го курса
заочной формы обучения
Пашковская Ксения Владимировна
Москва 2015
Содержание
Введение
1. Телевидение как особый фактор влияния на духовно-нравственный мир современной молодежи
2. Социальная ответственность телевизионного журналиста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Анализ вопроса социальной ответственности является весьма важным и актуальным в теоретическом и прикладном плане. Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы остаются до сих пор недостаточно исследованными и мало применяются при анализе деятельности журналистов. История развития аспектов, связанных с социальной ответственностью, свидетельствует о том, что эта категория не всегда имела корректное и полноценное право на существование.
Задачей данной работы является через изучение истории вопроса выделить виды нарушений в деятельности журналистов, которые зачастую приводят к социальной ответственности.
Будем исходить из того, что масс-медиа выполняют следующие социальные функции:
- несут в сознание людей разные знания об окружающем мире, события, которые в нем происходят;
- влияют на эмоции, чувства людей, создавая тем самым разнообразный спектр настроений, желаний, стремлений; определяют эмоциональный тонус, побуждая к ответным действиям;
- выполняют определенные 'заказы' тех или иных социальных институтов - образовательного, воспитательного, культурологического, политического, экономического, и наконец, правового характера.
Выполняя такие социальные функции, масс-медиа находятся в правовом поле и, соответственно, в определенных случаях несут не только моральную, но и юридическую ответственность. В частности, как уже отмечалось выше, наиболее частыми случаями привлечения масс-медиа и их творческих работников к ответственности является злоупотребление свободой массовой информации.
В частности, речь идет о распространении информации о личных и деловых качествах, частную жизнь политических деятелей и должностных лиц, порочащей их честь и доброе имя, однако имеет непосредственное общественный интерес к тому, как эти публичные фигуры выполняют свои функции.
1. Телевидение как особый фактор влияния на духовно-нравственный мир современной молодежи
Австралийские ученые пришли к выводу, что просмотр телепередач по эффекту можно было сравнить с другими факторами хронических недугов - отсутствием физической активности, курением и ожирением. Каждый час, проведенный в лежачем положении перед телевизором, отнимает у человека 22 минуты жизни. Это выяснили австралийские ученые, проанализировав данные Национального бюро статистики и информацию о диабетиках и других больных, пишет Business Line.
Тенденции положительные и тенденции негативные в телевидении откровенно противостоят друг другу. Непрерывные шаги научно-технического прогресса, тотальной компьютеризации, внедрения цифрового формата и новейших технологий все ощутимее превращают выдающееся изобретение человечества - телевидения - в угрозу физическому здоровью, существенного сокращения жизни человека и в оружие массового уничтожения наших душ, интеллекта, общения, психического здоровья. Ученые и искусствоведы, журналисты и психо-физиологи и др. доказывают жизненную необходимость регуляции действия телевидения как особого фактора влияния на духовно-нравственный мир современной молодежи. Открытая борьба за рейтинги и 'праймовое' время на телеканалах делают невозможными воспитательную, образовательную, нравственно-эстетическую и другие функции, которые были присущи телевидению первых его десятилетий. Сегодня как никогда остро стоят в нашем обществе проблемы не только профессиональной, но и социально-государственной ответственности перед обществом телевидения как особого фактора влияния на морально-духовный мир молодежи.
Родители, учителя и педагоги все настойчивее акцентируют внимание на появление тревожно-депрессивного состояния у детей и молодежи, даже если их семейное окружение имеет статус 'благополучного', на стрессово-подавленном состоянии, отсутствии радости, умение кому-то сочувствовать и тому подобное. Все убедительнее звучат обвинения в адрес телевидения, с которым стали связывать неожиданное возникновение проявлений враждебности к родителям, которые пытаются ограничить время 'сидения у телевизора'. телевидение журналист социальный ответственность
Анализ литературы, посвященной телевидению, как особому фактору влияния на морально-духовный мир современной молодежи показал, что существующие определения теоретических и практических исследований современной парадигмы телевизионного воздействия на молодого телезрителя пока нельзя считать фундаментальными и вездесущими масштабы исследования феномена специфики 'экранного творчества' на телевидении и особого влияния Электронной Музы на духовно-нравственный мир молодежи.
Балансировка телеканалов между коммерческо-рейтинговыми реалиями современного телевизионного процесса и нравственностью, общечеловеческими ценностями и борьбой за выживание в конкурентной борьбе за телесети, обязывает на государственном уровне изучить феномен телевидения, как особый фактор влияния на формирование интеллекта и менталитета, моральный облик грядущего поколения, выработать общественный 'иммунитет', инструментарий 'противодействия' о вредном воздействии современной телепродукции на молодые, еще не сформировавшиеся, души, не дать проникнуть в них страшному вирусу бездуховности, жестокости и беспамятства.
Выход из сложившейся ситуации в медиа пространстве, должен искать и находить каждый, кто берет на себя ответственность 'входить' в квартиры с экранов телевизоров или просто в любой форме причастен к созданию телевизионной продукции.
Экранная специфика не освобождает тележурналиста от 'генетических' функций журналистского процесса. 'Журналистика (от фр. Journal - дневник, jour - день; восходит к лат. Diurma - ежедневный) - одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, которое обеспечивает бесперебойную взаимосвязь между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными слоями общества и даже между поколениями'.
Специфика телевидения в начале третьего тысячелетия и самих механизмов его коммуникативного акта со зрителем обусловили значительную трансформацию сути явления общения. Природные механизмы взаимоотношений между людьми в результате были значительно искажены и адаптированы под нужды телеканалов. В кругах авторитетных исследователей сферы телевизионной коммуникации появилась мысль о реальном телевидении, как заменителя или суррогата человеческого общения. Таким образом, на современном телевизионном пространстве возник принципиально новый жанр, получивший название 'реалити-шоу' и существенно изменил морально-ценностные ориентации многочисленных своих сторонников.
Можно утверждать: если в течение первых десятилетий телевизионной эры жизнь диктовала приоритеты, вкусы, нравственность и т.д. экранным персонажам, то сегодня есть все основания говорить об обратном процессе. Нельзя не принимать во внимание и то, что информационные сообщения телеэфира воспринимаются мозгом, но телепередача, рассчитанная на эмоционально-чувственное восприятие, оказывает свое действие на уровне подсознания, иногда остается осознанной умом, но такой, что сделала свое жизненное или разрушительное дело...
Можно констатировать, что телевизионная коммуникация трансформировалась в новый способ взаимодействия людей. Благодаря телекоммуникации общения на пространственно-временном расстоянии отражает структуру общества и выполняет соборную функцию. С другой точки зрения, телевидение создает вторую реальность, которая необходима индивиду, чтобы сохранять равновесие в реальном мире. Оно помогает человеку мгновенно перенестись в любую точку земного шара; дает большую свободу выбора информации, чем газеты, журналы; предоставляет человеку возможность переживать эмоции и впечатления, которых он лишен в жизни.
Телевидение, которое еще недавно так поэтически величалось Электронной Музой, оказалось заложником финансовой несостоятельности рекламного рынка и, пытаясь жить по законам денег, а не по законам театра, вынужденно идти на сегодняшний день по простой дороге. Можно, наверное, сегодня найти инвестиции в телевизионный процесс. Но это в большей степени будет сделано благодаря сознанию, благотворительности, потому что деньги, которые будут вложены в телевидение, вернутся лет через пять. И то: вернутся или нет - непонятно.
Но, в результате откровенной погони за пресловутым рейтингом, коммерческими или корпоративными интересами, в сознании нашей, иногда, как ни прискорбно, морально невооруженной молодежи выстраивается модель 'такого общества', в котором 'нет' порядочных людей, нравственности, нормальных семей. Потому что, может кому-то показаться, если в телеисповедях обязательными есть какие-то 'треугольники' (а то и 'четырех, пятиугольники'), любовницы или любовники, 'ненормативные отношения' - то уже нет смысла думать или мечтать о нормальных человеческих отношениях, о 'обычной' семье об одном любимом человеке.
Вспомнить, что в условиях, когда отсутствие будущего приобретает признаки стабильности, дети превращаются в живой укор, - и это раздражает. И выход всегда есть. Будущее - хоть и очень хитрая штука, но оно начинается не завтра, а все-таки сегодня. То есть, если мыслить в практической плоскости, подготовка к отсутствию будущего должно начинаться с ликвидации настоящего'.
2. Социальная ответственность телевизионного журналиста
В прессе информирует слово, фотография, другие средства изображения, для радио главное звук (голос, музыка, шумы), для телевидения - изображение и звук.
Преимуществом тележурналиста есть изображение, поэтому они не дублируют словом тем, что уже ясно из картинки. То есть иногда является замалчивание того, что является лучше понятным визуально. Так, в новостях с пометкой 'без комментариев', легче показать горе и разруху. Это убедит зрителя и покажет сочувствие автора. Однозначно такой принцип применяют для показа тех случаев и событий, ярко говорят сами за себя - прокол определенного политика, драка в парламенте, агрессивное высказывание чиновника или смех обвиняемого.
Проблема профессиональной подготовки телевизионных репортеров стала важной для различных сфер жизнедеятельности общества, будущее которого становится все более зависимым от масс-медиа. В обществе сегодня повышена роль информации, поэтому меняются взгляды и на информационное телевещание, и на роль телевидения в жизни человека.
Профессия телевизионного репортера - популярная, распространенная и стабильно востребована в различных форматах современного телевизионного вещания. Творчество телерепортера, своеобразного 'телеразведчика', на протяжении многих лет остается одной из любимых тем семинаров и научно-практических дискуссий, касающихся проблематики профессиональной деятельности телемедийников. Репортер на телевидении - сложная профессия телевизионного журналиста, который должен сегодня обладать широким спектром профессиональных навыков. В службе новостей он готовит тематические репортажи и репортажи с событиями, для аналитических программ готовит аналитические и критические материалы, для публицистических программ - проблемные репортажи. Профессия 'телерепортер' выработала устойчивые критерии творческой и профессиональной деятельности в различных типах и форматах телевизионного вещания, подтвердив свою актуальность для информационного, информационно-аналитического и аналитического типов речи. К тому же современность требует от указанных специалистов владения новейшими информационными технологиями и технических знаний по дегитализации всей сферы телевизионной журналистики.
Репортер - это глаза и уши зрителя на съемочной площадке, и он должен полно, правдиво и беспристрастно рассказать зрителю о том, что увидел и услышал - это дело его журналистского достоинства и признак профессиональной работы. На этих страницах мы будем вести речь о социально ответственной журналистике.
Восприятие события или явления, безусловно, не является абсолютно адекватным действительности. Для репортера это обусловлено его личностью, чертами характера, профессиональными качествами, редакционной политикой и другими факторами. Для зрителя это связано с тем, что любое изображение на экране (передано в прямом эфире или на пленке) - это уже не действительность, а образ действительности, образ, каким его увидел телерепортёр. Создать экранный образ максимально приближенным к действительности (с учетом эмоционального восприятия, операторских и монтажных приемов, звуков и т.д.) - это непростая, но главная профессиональная задача репортера. Он на съемочной площадке - полномочный представитель зрителей, которые ему верят и доверяют, поэтому он не имеет права обидеть ожидания зрителей.
В телевизионной сети представлены практически все социокультурные типы моделей журналистики, в частности по программам телеканалов можем выделить качественную и бульварную, демократическую и тоталитарную, официальную и неформальную тележурналистику, что дает основания определить тот или иной уровень свободы слова и свободы совести, который мы считаем ответственным за заметное снижение и уровня нравственности, и уровня политической культуры, и уровня интеллектуальности современного общества в целом. В. Дементьев, анализируя вторичные речевые жанры, к которым относятся и телевизионные тексты, подчеркивает, что: существуют коммуникативные ценности как часть общих культурных ценностей; есть универсальные и национально-специфические коммуникативные ценности; ценности стоят на общей системе коммуникации, системой коммуникативных единиц и категорий, правил ведения речи, коммуникативных стратегий и тактик; в пределах одной культуры за речевыми / коммуникативными жанрами могут стоять как одинаковые, так и различные коммуникативные ценности.
Проблема социальной ответственности журналиста остается одной из животрепещущих и дискуссионных и в журналистике, и в общественном сознании. Спектр мнений по этой проблеме включает разнообразные и порой прямо противоположные суждения: от заявлений о безответственной журналистике, растлевающей народ, до претензий журналистов к власти по поводу ее попыток посягать на свободу слова. Порой и сами журналисты не оценивают социальную ответственность как реальную проблему.
Содержание понятия социальной ответственности журналиста, казалось бы, давно освоено повседневной практикой СМИ, однако это иллюзия. Опыт общения с журналистами доказывает, что те из них, кто хотя бы раз задумывался об этих понятиях, часто вкладывают в них свой смысл и понимание того, что включает в себя понятие социальной ответственности. 'Последние десять лет журналистская профессия резко помолодела.
Чаще всего именно по отношению к ним - мальчикам и девочкам с диктофонами и микрофонами в руках - по отношению к их поведению на экране и за его кулисами возникает у российской аудитории дискомфортное чувство, что 'что-то у них не в порядке с ответственностью'. Принадлежность к публичной профессии, такой как журналистика, усиливает необходимость гармонии отношений индивида и общества, переводя объективные противоречия между ними из частного дела отдельного работника СМИ в вопрос общественной важности и актуальности'. Вопросы поддержания нравственных ценностей в СМИ поднималась и на встрече Президента РФ В. Путина с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Элла Памфилова, председатель Совета, обратила внимание на то, что серьёзная пресса вытесняется желтой. Президент, в свою очередь, отметил, что в самом 115 журналистском сообществе должны вырабатываться определённые принципы поведения. Этот пример свидетельствует об особом внимании к этическим проблемам вообще и поддержанию нравственных ценностей в СМИ в частности, как со стороны общественных структур, так и со стороны государства. Отсюда следует, что саморегулирование СМИ, как наиболее актуальное понятие в системе понятий социальной ответственности журналиста, просто необходимо.
Заключение
Телевидение - особый фактор влияния на формирование образа жизни молодежи. Непосредственным объектом действия эфирной продукции является как отдельный индивид, так и группа людей, составляющих аудиторию для того или иного конкретного направления телевизионного вещания, зрелищная специфика которого 'работает' не столько на информационном, сколько на эмоционально-чувственном уровне, который (иногда даже без слов) обрекает на 'продиктованы' экраном образ жизни и труда, стиль поведения, манеру общения и т.д. а, главное, понятие об общечеловеческих ценностях.
Очень многое зависит от руководителей каналов. Если есть понимание социальной ответственности, то будет соблюдаться правильный баланс между развлекательными и серьезными социально-направленными программами. А это вопрос государственного значения.
Таким образом, социальная ответственность журналиста - это требование сегодняшнего дня, поскольку СМИ играют ключевую роль в развитии социального взаимодействия в обществе. На сегодняшний день проблема далека от решения и требует ещё своего осмысления. Пути решения - разнообразны, некоторые из них - использование ресурсов медиаобразования, позволяющего изменить потребности аудитории, а также привлечение внимания к роли профессионально-этических кодексов 118 журналистов и усиление и значимости
Список использованной литературы
1. Бриних М. Жодного слова про педофілію / М. Бриних // Телекритика. - К, - 2012
2. Дементьєв В.В. Теория речевых жанров / В.В. Дементьєв. - М.: Знак, 2010
3. Макаров Ю. Заручники фінансової неспроможності / Ю. Макаров // Газета 'Бульвар' Гордона, №7 (486), 15 лютого 2005.
4. Регулярный просмотр телевизора укорачивает жизнь на пять лет / По материалам: Meddaily // 'Зеркало недели. Украина' №36, 12--19 октября 2012.
5. Шайхитдинова С.К. 'Личное' и 'общественное' в деятельности журналиста: компромисс или неразрешимое противоречие? // Социальная ответственность журналиста: Опыт современного прочтения проблемы. В 2-х ч. Ч. 1. Межпрофессиональная экспертиза концепта и контекста - М.: Издательский дом 'Стратегия', 2003