Правовое обеспечение земской и городской реформ в России в 60-70 годах 19 века
Работа из раздела: «
Государство и право»
Содержиние:
стр
| |Введение | |
|1. |Земская реформа. | |
|2. |Городская реформа | |
| |Заключение | |
| |Список литературы | |
Введение.
Вторая половина XIX века наглядно подтвердила особенности
исторического развития Российской цивилизации. Именно в этот период Россия
совершила крутой поворот от традиционного аграрного к индустриальному
обществу. Этот поворот вылился в невиданную ранее модернизацию всех сторон
российского общества. Такой поворот носил закономерный характер. Ее
причины кроются в особенностях типа российской цивилизации. Крымская война
со всей остротой поставила вопрос о том, быть или не быть России великой
мировой державой. Без новой исторической модернизации Россия не смогла бы
сохранить свое мировое значение. Именно эти объективные обстоятельства
вызвали необходимость поворота к индустриальной модернизации. К этому
подталкивал и рост освободительного движения в России , которое усилилось
к началу 60-х годов.
Решающее значение во второй половине XIX века имели великие реформы
60-х годов, инициатором и организатором которых стал император Александр II
. Главной из этих реформ стала отмена крепостного права в России. Она
означала важную веху в многовековой истории особой российской
крепостнической системы и борьбе за ее ликвидацию.
Специальные комитеты и редакционная комиссия подготовили проекты
основных документов. 19 февраля 1862 года были приняты Манифест и “
Положение об освобождении крестьян”. Согласно этим историческим документам
крепостное право в России отменялось навсегда , крестьяне получали право
свободных сельских обывателей.
Отмена крепостного права имела историческое значение. Она создала
объективные предпосылки для индустриальной модернизации России. В
результате ее на путь модернизации стали вступать помещики. Среди крестьян
стал возникать зажиточный слой, вставший на путь товарного производства.
Многочисленное крестьянство пополнило ряды рабочих и тем самым двигало
промышленный прогресс в России.
Падение крепостного права явилось своеобразным этапом в замене
господства феодального способа производства капиталистическим. Феодальные
производственные отношения в России заменялись буржуазными. Изменения в
экономической структуре общества неизбежно должны были вызвать
соответствующие изменения и в его политической, государственной и правовой
системах.
Важное значение в повороте России на путь индустриализационной модели
имели также и другие реформы 60-х годов.
Главными реформами 60-70 годов XIX века были земская, городская,
судебная и военная.
Вступление на путь индустриализации требовало специалистов. Отсюда
вытекает важное значение реформы в сфере образования.
Проведена была также судебная реформа 1864 года. Она заменила старый
сословный суд новым, основанным на принципах буржуазного права : равенство
всех граждан перед законом и независимость суда от власти, несменяемость
судей, гласность суда и состязательность судебного процесса с участием
прокурора и адвоката.
Судебная реформа являлась решительным шагом к созданию в стране
элементарных норм законности и правопорядка.
Важным этапом в становлении местного самоуправления стали земская
реформа 1864 года и городская реформа 1870 года.
Они вводили новые органы местного управления, позволяли вывести
русский государственную культуру на новый уровень.
В результате реформ произошла трансформация русского общества, в
котором наметились необратимые перемены, было создано новое, более сложно
организованное общество, заложен фундамент русской политической культуры
новейшего времени.
1. Земская реформа.
Земская реформа вводилась “Положением о губернских и уездных
учреждениях “ от 1 января 1864 года.
Она вводила новые выбираемые, но с ограниченными правами, органы
местного самоуправления - уездные и губернские земства.
Согласно “Положению...” земские учреждения должны были состоять из
представителей ( в лице избранных гласных) всех сословий, что формально
соответствовало принципу представительства. Избирательное право
обусловливолось , в основном, имущественным цензом.
Законом предусматривалось создание 3-х избирательных курий :
Уездных землевладельцев, состоявшую преимущественно из дворян - помещиков ,
для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. В первой
группе были представлены крупные землевладельцы, имеющие не менее 200
десятин , а также собственники крупных торгово-промышленных предприятий и
недвижимого имущества, стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Мелкие
землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин, объединяясь, выдвигали лишь
уполномоченных;
Городской курии, участники которой должны были располагать купеческим
свидетельством либо предприятием определенного размера. Остальное население
городов - мелкая буржуазия, ремесленники, рабочие и др. - в выборах гласных
не участвовало.
Сельской курии, в которой не устанавливался имущественный ценз, но
была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на
волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое уже
избирало земских гласных.
Обратимся к тексту “Положения...”, статьи 23 и 28 которого четко
указывает на группы лиц, обладающих правом голоса по куриям:
“ Статья 23:
В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:
а) лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством
земли , определенным для того уезда в прилагаемом расписании;
б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом , ценою не
ниже пятнадцати тысяч рублей , а также владеющие в уезде промышленным или
хозяйственным заведением не ниже той же капитальной стоимости или имеющие
годовой оборот производства не ниже шести тысяч рублей;
......
г) уполномоченные от нескольких землевладельцев , а также от разных
учреждений и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не
достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим
не менее двадцатой доли оного.
Примечание: В избирательном съезде землевладельцев участвуют лично
или через уполномоченных те крестьяне, которые приобрели в собственность,
вне пределов крестьянского надела, участки земли , достигающие размеров,
указанных в пунктах “а” и “г”. “ 1
В городских избирательных съездах участвуют :
а) лица, имеющие купеческие свидетельства;
б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других
промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не
менее шести тысяч рублей;
1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.
“ Статья 28:
в) лица, владеющие ... недвижимой собственностью , оцененною для
взимания налога в городских поселениях от 2000 до 1000 жителей - не менее
одной тысячи рублей и во всех прочих городских поселениях - не ниже
пятисот рублей. “ 1
Число гласных, подлежавших избранию, распределялось между указанными
группами избирателей так, что заранее обеспечивалось преобладание в земском
собрании представителей от землевладельцев, т.е. в основном - помещиков-
дворян. Так избиралось уездное земство . Выборы гласных в губернское
земское собрание происходили на уездных земских собраниях.
Таким образом, системы выборов во “всесословное” земство на самом
деле гарантировало руководящую роль дворянства, составлявшее вместе с
представителями крупной буржуазии , подавляющее большинство в земстве.
В 1865-1967 гг. примерно по 30 губерниям в уездных земских собраниях
гласные- дворяне составляли около 42 %, купцы и прочие - 20 %, крестьяне -
30 %. В губернских земских собраниях дворяне имели 74 % гласных, крестьяне
- только около 11 %.
Земское собрание и земская управа ( исполнительный орган, состоящий
из председателя и двух членов) избирались на три года:
“ Статья 38:
Гласные избираются на три года в сроки, назначаемые министром
внутренних дел по особому расписанию губерний”. 2
В качестве исполнительного органа на три года уездным земским
собранием создавалась земская управа, состоящая из председатели и двух
членов. ( Ст. 46)
Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, а
председатель губернской управы- министром внутренних дел:
“ Статья 48 : Избранный земским собранием председатель уездной управы
утверждается в этой должности начальником губернии”.3
Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был строго
ограничен пределами “местных нужд” уезда и губернии, нужд хозяйственного
порядка. Для его определения обратимся к тексту “Положения...”:
“ Статья 2:
Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде, по
принадлежности, суть:
Заведывание имуществами , капиталами и денежными сборами земства;
Устройство и содержание принадлежащих земству здание, других сооружений и
путей сообщения, содержимых за счет земства;
Меры обеспечения народного продовольствия;
Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры
призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей;
Управление делами взаимного земского страхования имуществ;
Попечение о развитии местной торговли и промышленности;
Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом
определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о
тюрьмах;
Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных
посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими
вредными насекомыми и животными;
Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского
управления и участие в делах почтовой повинности;
1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.
2. Там же.
3. Там же
Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по
губерниям и уездам возлагается на земские учреждения на основании изданных
о том узаконений или особых распоряжений, высочайшею властью утвержденных;
Назначение, раскладка , взимание и расходование... местных сборов для
удовлетворения земских потребностей губернии или уезда;
Представление через губернское начальство высшему правительству сведений
и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд;
Производство выборов в члены и другие должности, по земским учреждениям и
назначение суммы на сохранение этих учреждений ;
Дела, которые будут вверены земским учреждениям на основании особых
уставов, положений или постановлений. “ 1
Как видим, обязанности земства были довольно широки и разносторонни.
Но земства не могли вмешиваться в содержание работы школ ; постановка
учебного дела регламентировалась и была под наблюдением чиновников
министерства народного образования.
Земства не имели права опубликовывать отчеты о своих заседаниях без
разрешения губернатора, им запрещалось вступать в сношения с земствами
других губерний.
“Положение...” специально оговаривало поднадзорность земств
государственной власти и зависимость от нее :
“ Статья 9: Начальник губернии имеет право остановить исполнение
всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим
государственным интересам”. 2
Земства были введены не везде. Ряд губерний, где дворянско-помещечье
землевладение отсутствовало или было незначительным (например- в
Архангельской, Астраханской губерниях, в Сибири и Средней Азии) , был лишен
земских учреждений. Земство не было введено в западных губерниях империи (
Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украине и на Кавказе, т.к. там
русских помещиков было мало.
Земство выражало процесс развития страны, содействовало этому
развитию.
Земства оказывали содействие распространению агрономических знаний в
деревне, помогали развитию кустарной промышленности, налаживали статистику
по хозяйству, культуре , быту, усиливали врачебную помощь населению через
земских врачей и больницы, учреждали школы.
На культурно-просветительные нужды ассигнования земства к 70-м годам
составляли примерно 15-20 % их бюджета.
Земства не могли “ выходить из круга указанных им дел”:
“ Статья 7 :
Земские учреждения не могут выходить из круга указанных им дел;
посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий
правительственных, сословных и общественных властей и учреждений”.3
И все же деятельность земств содействовали индустриальному развитию
страны. Работа в земствах способствовала формированию гражданского
сознания.
Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и
централизованной системы . В ходе ее реализации не было создано органа,
возглавляющего и координирующего работу всех земств .
1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.
2. Там же
3. Там же
Когда в 1865 году Санкт-Петербугрское губернское земское собрание
поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто
правительством.
Реформа не создала также и нижнего звена , которое могло бы замкнуть
систему земских учреждений - волостного земства. Такие попытки также
пресекались правительством в зародыше.
Правительство законодательным путем внедряло дворянство в земства-
председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного
дворянства.
Отсутствие достаточных материальных средств ( они формировались за
счет обложения специальным налогом местного населения. В 1866 году было
запрещено брать налоги с торговых и промышленных предприятий) и
собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от
правительственных органов.
2. Городская реформа.
В пореформенной России очень быстро наметился процесс развития
городов. Архаичность системы городского управления проявилась уже в момент
ликвидации крепостного права . Весной 1862 года началась разработка основ
городской реформы . В губернских и уездных городах были созданы комиссии ,
которые подготовили свои предложения по городской реформе. Большинство
комиссий высказывалось в пользу “всесословности” избирательных прав
городского населения. Однако широкое толкование принципа “всесословности”
не устраивало правительственные круги, поэтому рассмотрение проекта
городового положения искусственно затягивалось.
И все же 16 июня 1870 года было утверждено “Городовое положение”,
что стало второй значительной реформой местного самоуправления.
Городская дума избиралась для “попечения о распоряжении по
городскому хозяйству и благоустройству“1 , а надзор за ней возлагался на
губернаторов.
Гласные городской думы избирались на четыре года по куриям,
создаваемым в зависимости от размера уплачиваемого налога.
В выборах в органы городского самоуправления принимал участие
довольно широкий круг избирателей. Предъявляемые требования сводились к
следующему ( Статья 17 “Городового положения”):
“ Всякий городской обыватель , к какому бы состоянию он ни
принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при
следующих условия:
если он русский подданный
если ему не менее 25 лет от рождения
если он, при этих двух условиях , владеет в городских пределах на праве
собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или
содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому,
или же, прожив в городе в течение двух лет сряду перед производством
выборов ... уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств:
купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащицкого 1-го
разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений и
если на нем не числится недоимок по городским сборам.”1
Не допускались к выборам лица, подвергшиеся суду, отрешенные от
должности, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и
женщины принимали участие в выборах через представителей.
1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред.
В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение, ст. 1 ”,
стр.87
Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным)
цензом делились на три группы, каждая из которых избирала одну третью часть
гласных в городскую думу:
“ Статья 24:
Все лица, имеющие право на участие в выборах, заносятся в список по
мере убывания сумм сборов с них и делятся на три группы по одной трети всех
собранных сборов. Каждая группа выбирает одну треть общего числа
гласных...” 1
Таким образом, на первые две трети всех избирателей, по имущественному
положению падал максимальный процент избранных гласных.
Вот что пишет о выборах в городскую думу по куриям бывший московский
городской голова Б.Н.Чичерин:
“Вся сумма городских сборов делилась на три части. Самые крупные
плательщики уплачивали первую треть и составляли первый разряд, средние -
второй, а мелкие - третий.
Каждый разряд избирал равное с другими количество гласных; но так как
крупных плательщиков было меньше, то они, естественно, получали перевес.
Эта система, заимствованная у Пруссии, отдала городское управление в руки
купечества , которое своим богатством значительно возвышалось над
остальными сословиями. Юридическая всесословность фактически привела к
преобладанию одного сословия.”2
Компетенция городского самоуправления была установлена в тесных
рамках хозяйственных вопросов, о чем лучше всего говорит текст “Городового
положения”:
“статья 2:
К предметам ведомства городского общественного управления
принадлежат:
дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении
города согласно утвержденному плану;
. заведывание устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых,
тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных
труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, и
равно и освещение города;
. дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению
народного продовольствия, устройство рынков и базаров, предостережение
против пожаров и других бедствий и об обеспечении причиняемых ими
убытков;
попечительство об учреждении и развитии местной торговли и промышленности,
об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений;
учреждение за счет города благотворительных заведений и больниц и
заведывание ими на основаниях, указанных для земских учреждений. “1
Статья 15 “Городового положения” указывала, что именно понимается под
учреждениями городского самоуправления:
“ Учреждения городского общественного управления суть:
городское избирательное собрание;
городская дума;
городская управа . “ 2
Городское избирательное собрание, согласно ст. 16, созывалось
исключительно для избрания гласных в городскую думу, один раз в 4 года.
.
Хозяйственные функции городской думы перечислены в ст. 55 .
1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред.
В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение”, стр.88
2. Б.Н.Чичерин “ Воспоминания. Земство и Московская дума. “., М.,
1934 г
Городская дума избиралась по вышеописанному принципу также на 4
года, причем в нее , согласно ст.32, мог быть избран каждый, имеющий право
голоса. Однако устанавливалось предельное число лиц нехристианского
вероисповедания - не более одной трети. Городским головой не могло быть
лицо еврейской национальности.
Всего называется 14 пунктов, среди которых “ назначение выборных
должностных лиц и дела общественного устройства, назначение содержания
должностным лицам городского общественного управления и определение
размером оного, установление , увеличение и уменьшение городских сборов и
налогов, сложение недоимок по городским сборам. и др. “ 1
Дума могла устанавливать в пользу города некоторые виды сборов и
местных налогов, такие , как :
с недвижимого имущества ( оценочный сбор),
с документов на право торговли и промышленности,
с трактиров, постоялых дворов и съестных лавок,
с извозного промысла,
с частных лошадей и экипажей,
с квартир и жилых помещений ,
с собак,
с аукционов.
Расходы думы складывались из расходов по управлению, на общественные
здания и помещения, на городские займы, на учебные и благотворительные
заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и
доходов контролировал губернатор.
Деятельность городских дум находился под неослабным внимание
государственных чиновников - так, городской голова утверждался губернатором
или, в крупных городах, министром внутренних дел. Последние могли наложить
вето на любое решение городской думы.
Городская управа также избиралась на 4 года, причем половина состава
управы должна была обновляться через каждые два года.
Статья 72 так описывает функции городской управы:
“ На городскую управу возлагается непосредственное заведывание делами
городского хозяйства и общественного управления...
Управа ведет текущие дела по городскому хозяйству , изыскивает меры
к его улучшению, исполняет определения думы , собирает нужные ей сведения,
составляет проекты городских смет, взимает и расходует городские сборы на
установленных думою основаниях и предоставляет в назначенные сроки отчеты
о своей деятельности”. 2
Городской голова мог остановить решение управы. Но и управа, согласно
статье 80, могла не исполнять решение думы, если большинство членов
признавала его незаконным. Разногласия думы и управы решал губернатор.
Как и земские органы, органы городского самоуправления зависели от
государственных бюрократических и полицейских учреждений.
Вместе с тем , создание новых органов самоуправления способствовало
становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-
промышленному развитию русских городов.
Новое городское самоуправление, основанное на имущественном цензе,
было шагом вперед по сравнению с сословной городской думой времен Екатерины
II , существовавшей до городской реформы.
1. “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917 гг “ под ред.
В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение”, стр.87
2. Там же, стр. 89
Заключение.
Решающее значение во второй половине XIX века имели великие реформы
60-х годов, инициатором и организатором которых стал император Александр II
. Главной из этих реформ стала отмена крепостного права в России.
Важное значение в повороте России на путь индустриализационной модели
имели также и другие реформы 60-х годов. В их числе выделяется земская
реформа 1864 года. Она вводила новые органы местного управления - уездные и
городские земства. Земские учреждения должны были состоять из выборных
представителей всех сословий. Распорядительными органами в земствах были
уездные и губернские собрания , а исполнительными - уездные и губернские
управы. Избирательное право обуславливалось в основном имущественным
цензом.
Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен
хозяйственными нуждами уезда или губернии. Земства не могли “ выходить из
круга указанных им дел”. И все же деятельность земств содействовали
индустриальному развитию страны. Работа в земствах способствовала
формированию гражданского сознания. Его служащие оказывали содействие
распространению агрономических знаний в деревне, строили школы, больницы,
дороги, поднимали местную промышленность.
Второй реформой местного самоуправления было введение “Городового
положения” 16 июня 1870 года.
Оно закрепляло систему органов городского общественного управления:
городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой. Думу
и управу возглавлял городской голова. Избирательная система здесь
напоминала избирательную земскую систему - имущественный ценз, курии и
т.п.
Как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной
степени зависели от государственных бюрократических и полицейских
учреждений. Вместе с тем, создание новых органов самоуправления
способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни,
помогало торгово- промышленному развитию русских городов.
В результате реформ произошла трансформация русского общества, в
котором наметились необратимые перемены, было создано новое, более сложно
организованное общество, заложен фундамент русской политической культуры
новейшего времени.
Однако реформы имели незавершенный характер, а приобщение основной
массы населения , миллионов крестьян к гражданской жизни происходило в
условиях усиления государственной власти над экономикой и обществом.
Список литературы.
1.”Великие реформы в России. 1856-1874 .”. Сборник статей., М.,
“Издательство Московского университета”, 1992 г.
2.И.А.Исаев “ История государства и права России”., М., “Юристъ”. ,
1996 г
3. “История России и мировые цивилизации”. Под ред. проф. Рубан М.В.,
М., “Российское педагогическое агенство”, 1997 г
4.” Полное собрание законов. Собрание II, т. 39 “., М., 1970 г
5. “Хрестоматия по истории СССР. 1961-1917 “ ., Под ред.
В.П. Тюкавина.,М., “Просвещение”, 1990 г
6.Б.Н.Чичерин “ Воспоминания. Земство и Московская дума. “., М., 1934
г
-----------------------
г.Санкт-Петербуг
1999 г
Санкт-Петербургская
Академия МВД России.
Контрольная работа № 1
по курсу: “История государства и права России и
зарубежных стран”
тема: Правовое обеспечение земской и городской реформ в России в
60-70 годах XIX века.