Понятие государства и права
Работа из раздела: «
Государство и право»
План :
Введение (краткий обзор понятий государство и право )
1.. Понятие правосознания :
а) структура ; б) функции ;
2. Правовая культура :
а) Понятие ; б) Структура ;
3. Правовое воспитание , как средство формирования правосознания .
Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел .
Заключение
Введение .
В большинстве своем люди живут сообща и поэтому постоянно
контактируют между собой . Но просто совокупность людей еще не является
обществом , для данного понятия необходимы следующие условия :
— Совокупность людей , объединенных сознанием .
— Постоянные общие потребности и интересы , удовлетворение которых
требует их совместных усилий .
Наиболее важным элементом общества является государство . Именно оно
берет на себя и выполняет объем политических функций общества , а так как
государство и право - это понятия неразделимые , возникает вопрос : “ Как
возникло государство и право ? “
И тут хочется сразу сказать , что сколько бы литературы мы не
перебирали , какой бы титанический труд не проделывали , ответы на вопросы
— “ Как возникло государство и право ? “ , “ Что послужило причиной их
зарождения ? “ , “ При каких исторических условиях возникли данные понятия
? “ и “ Что появилось раньше ? “ — не найдем . Это все равно , что завести
полемику на тему : “ Что возникло раньше — курица или яйцо ? “ , результат
тот же самый .
Теперь перечислим уже известные теории возникновения государства и
права :
1. Теологическая теория - теория , где государство и право имеют
божественное происхождение .
2. Патриархальная теория - теория разрастания государства из семьи
3. Договорная теория - Государство , как результат объединения людей на
добровольной основе .
4. Теория насилия - борьба за власть , установление власти сильнейшего
над слабейшим .
5. Психологическая теория -основана на психологических переживаниях ,
связанных с потребностями людей .
6. Расовая теория -Проповедует неравноценность человеческих брасс .
7. Материалистическая ( марксистская ) теория -Государство пришло на смену
родоплеменной организации , право - сменило обычаи .
Все вышеперечисленные теории , под разным углом , объясняют условия
возникновения государства и права . Какая из них самая верная сказать
невозможно , это было бы узкое и однобокое утверждение . Итак , что
представляет собой государство и право и о теориях их возникновения мы
немного поговорили , и общая картина нам ясна .
А вот , что же такое “ право “ - как понятие ? Без краткого освещения
данного понятия вряд ли можно дать точные ответы на вопросы , определенные
заданием .
Что такое “ ПРАВО “ - ?
Очень часто в разговорах с друзьями или знакомыми мы произносим : “ У
меня есть на это право ” , “ У меня имеются на это все права “ . Под данным
словом , в любой его интерпретации - понимается обоснованная , оправданная
свобода , возможность поведения , которое не порицается , а признается
обществом , в котором мы живем . А так как ПРАВО неразрывно связано с
государством , оно выступает в виде общеобязательных правил поведения ,
которые издаются законодательным органом и санкционируются государством .
Исполнительные органы применяют к нарушителям данных норм меры
государственного воздействия .
У “ ПРАВА “ есть сущность , то есть “ ПРАВО “ всегда выражает и
закрепляет прежде всего волю и интересы властвующих кругов , а затем уже
интересы всего общества .
Если говорить о классификации норм “ ПРАВА “ , то подразделить их
можно на :
1. Запрещающие нормы -нормы , которые устанавливают запреты .
2. Обязывающие нормы -нормы , требующие определенного обязательного
поведения .
3. Управомачивающие нормы -право определенной возможности действий .
И последнее , что хочется сказать о праве , чтобы закончить введение и
перейти к основной части работы , это то , что “ ПРАВО “ бывает объективное
и субъективное .
Субъективное право -право - это свобода или возможность субъекта , а
так же конкретного лица на юридически обоснованное поведение .
Объективное право - это юридические нормы , выраженные в законах ,
а так же в иных источниках , либо в целом , либо , как часть .
Все вышеизложенное в какой - то мере дало нам возможность не изучить
, но иметь представление и понятие , что такое право и то , что данное
понятие неразрывно связано с государством .
Естественно , чтобы глубоко понять значение данных терминов ,
проведенного экскурса крайне мало , но для окончания вводной части и для
перехода к вынесенным для изучения вопросам , достаточно .
Исходя из принципа - “ нельзя объять необъятное “ , и великого
Сократовского изречения : “ Нужно много знать , чтобы знать , как мало ты
знаешь “ - сузим свои изыскания а область правосознания , его структуры и
роли в правовой системе общества .
Рассмотрим правосознание , как одну из форм общественного сознания ,
рассмотрим как оно взаимосвязано и взаимодействует с другими формами
общественного сознания : политическими философскими , моральными . В
конечном счете рассмотрим характер и содержание правосознания .
1. Понятие правосознания .
а). Структура правосознания .
Прежде чем четко сформулировать понятие правосознания остановимся на
том , что “ ПРАВО “ возникает , развивается и регулирует поведение людей в
тесной связи с правосознанием , где большую роль играет область
индивидуального , группового и общественного сознания , где отражается
правовая действительность , выраженная в форме юридических знаний и
объективных оценок данного права .
Итак :
Правосознание - это одна из форм общественного сознания , которая
выражает представления и чувства людей о праве и его реализации . Другими
словами - правосознание - это отношение людей к праву.
Непосредственно наблюдать правосознание нельзя , так как оно состит
из взглядов , представлений , идей , чувств людей о праве . Все это в
совокупности можно назвать элементами правосознания , которые делятся на
три большие группы :
1. Психологические элементы - это эмоции , переживания ,
настроения , то есть - правовые чувства , которые помогают понять причину
правомерного и неправомерного поведения . Именно на этой группе элементов ,
необходимо строить воспитание граждан и уважение к закону .
2. Идеологические элементы -включают в себя правовые знания и идеи ,
понятия , взгляды и представления . Именно эти элементы объясняют людям
деятельность государства , содержание прав и свобод граждан .
3. Поведенческие элементы -само название говорит , что это группа , на
основе двух других групп , формирует у людей убеждения и взгляды ,
которые способствуют воспитанию законопослушных граждан . Все это играет
большую роль в общественной деятельности .
Следовательно, структура правосознания состоит из идеологических ,
психологических и поведенческих элементов , на которых мы остановились выше
.
Данная структура - это ключевой пункт правосознания , который
включает в себя осознания людьми ценностей , естественного права , прав и
свобод человека , и по сути своей дает представление о действующем
позитивном праве , а также о правовых ценностях и идеалах .
Как мы уже говорили раньше , правосознание может быть общественным ,
групповым или индивидуальным .
Общественное правосознание является основой для группового и
индивидуального правосознания . Следует вывод , что сознание возникает в
процессе ее любой деятельности и проявляется в ней .
Поэтому , прежде чем перейти к функциям правосознания , немного
рассмотрим отражение правовой деятельности , которая подразделяется на три
уровня правосознания :
Эмпирическое ( обыденное ) правосознание -данное правосознание
исходит из условий жизни , жизненного опыта и правового образования
1. Теоретическое ( научное ) правосознание - формируется исходя из
глубоких правовых обобщений , закономерностей и социальных исследований
правовой деятельности , что способствует правотворчеству и совершенно
необходимой юридической практики .
3. Профессиональное правосознание -то есть сознание , где
конкретизируется правовая идеология и правовая психология , проводится
сравнительное исследование различных групп населения .
б)Функции правосознания
Постепенно углубляясь в изученное , мы подошли к тому , какие
основные функции присущи правосознанию : а) Познавательная функция ; б)
Оценочная функция ; в) Регулятивная функция .
Все остальные функции , такие как информативная , прогностическая и
так далее , практически полностью охватываются ими.
Остановимся подробней на каждой их них .
1. Познавательная функция -это совокупность юридических знаний ,
являющихся результатом мыслительной деятельности .
2. Оценочная функция -это эмоциональное отношение индивидуума , как
личности к “аверсу “ и “ реверсу “ правовой жизни , используя для оценки
свой опыт и правовую практику .Данную функцию , в свою очередь , можно
смело разделить на четыре основных вида оценочных отношений :
а) — к праву и законодательству ; б) — к правовому поведению
окружающих и к объектам деятельности ; в) — к правоохранительным органам ;
г) — к своему правовому поведению ( самооценке ) .
3. Регулятивная функция - это функция где используются правовые
установки , как источники правовой активности .
Далее сам по себе напрашивается вывод о том , что при всем
разнообразии правосознания , происходит качественное совершенствование
законодательства и в связи с этим улучшается эффективность работы суда и
других правоохранительных органов .
Правосознание , по большому счету , оказывает воздействие на развитие
морали , способствует конкретизации отдельных нравственных требований .
Важнейшим принципом правосознания является принцип законности . Любой
гражданин государства обязан не только исполнять , но и уважать закон .
Правосознание осуждает произвол и беззаконие со стороны кого бы то ни было
. В цивилизованном государстве никто не может быть признан виновным в
совершении преступления , а также подвергнут уголовному наказанию иначе ,
как по приговору суда и в соответствии с законом .
Таким образом , правосознание есть совокупность правовых взглядов ,
идей , представлений , чувств , выражающих отношение всего народа к
действующему праву , его развитию , правам , обязанностям гражданина .
Углубляясь в изученное , “ выходим “ на такое понятие , как
“правовая идеология“ - это когда активная часть правосознания ,
непосредственно влияет на законодательство и юридическую практику.
Итак , мы выяснили , что правосознание это источник права , который
зеркально отражает все потребности развития общества , оказывает прямое
воздействие на сам процесс и результаты правотворчества .
Именно правосознание дает возможность законодателю выражать мысли и
законы в правовых актах .
2.Правовая культура .
С развитием правосознания появляется новое понятие - правовая
культура . Право , как и политика во многом обусловлены исторически
определенным уровнем развития общества в целом , включая и уровень развития
культуры . Юридическая и политическая науки , рассматривая проблемы
взаимосвязи права и политики с культурой , используют специальные термины :
правовая культура , политическая культура .
Взяв любой словарь и открыв на букву “ К “ мы прочтем дословно : “
Культура - означает - воспитание , образование , развитие“ .
Все это в полной мере относится к термину “ правовая культура“.
Если смотреть широко , масштабно , то правовая культура включает в себя не
только высокий уровень развития законодательства , как правовую науку ,
законность и правопорядок , она является , как бы составной частью культуры
всего общества , и представляет собой разновидность общей культуры ,
состоящей из духовных и материальных ценностей , относящихся к правовой
действительности .
Само собой напрашивается определение :
“ Правовая культура “ -это общее состояние законодательства , работы
суда , других правоохранительных органов , правосознание всего населения
страны , выражающее уровень развития права и правосознания , их места в
жизни общества , усвоением правовых ценностей , их реализацию на практике ,
осуществления требования верховенства права .
Короче говоря , понятие “ Правовая культура “ характеризует уровень
развития права , законодательства , осведомленность о нем в обществе ,
состояние законности и правопорядка .
Данная постановка определения правовой культуры поведения в учебнике
“ Государство и право “ под редакцией С.С. Алексеева . Понятнее и лучше ,
наверное не скажешь , но можно попробовать разобраться а данной
формулировке , для более глубокого изучения понятия “ Правовая культура “
.
Итак правовая культура отдельного гражданина или должностного лица ,
это знания каждым из них действующего законодательства , умение правильно
его применять и не нарушать законность , использовать полученные правовые
знания для укрепления законности и правопорядка .
О высоком уровне правовой культуры можно говорить тогда , когда
индивидуум будет являться не простым созерцателем и наблюдателем , а
гражданином , активно решающим общественные проблемы .
Исследовав правовые знания всего населения страны , можно определить
правовую культуру всей нации и личности в отдельности , а так как
государственные служащие это и есть личности , составляющие структуру
государственных организаций , то можно смело сказать , что именно они
определяют цели и процедуры , потребности и требования населения .
Низкий уровень правовой культуры государственных служащих
воздействует худшим образом на уровень правовой культуры всего населения ,
вызывая нарушения и неуважение к законам права .
Правовая культура должна включать в себя все прогрессивное , все
социально полезное и ценное , она должна быть стандартом поведения , иметь
передовые нормы и прогрессивное мышление .
Важный показатель правовой культуры - уровень правосознания в
обществе , то есть совокупность правовых взглядов и чувств , в которых
выражено отношение к действующему праву , новые правовые требования ,
отражающие потребности общества .
Конечно нельзя требовать от граждан знания всех законов . всех
нормативных актов , речь идет о знании Конституции .Правовая культура
способствует тому , чтобы нормы права выполнялись гражданами добросовестно
, ведь государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры , ибо
это ведет к укреплению правопорядка в обществе , к решению различного рода
конфликтов .
Так как правовая структура это неотъемлемая часть правосознания, то
она тоже подразделяется на : 1. Правовую культуру общества ; 2. Правовую
культуру группы ; 3. Индивидуальную правовую культуру .
Если в первом и во втором случаях правовую культуру составляет
социальная правовая культура юристов , то при индивидуальной правовой
культуре , высшим уровнем является правовая активность личности ,
возможность воплощать передовые идеи с сознательным и творческим подходом в
сфере правового регулирования и реализации прав , где высшая ценность - это
служба закону .
Много веков назад великий Цицерон сказал : “ Коль преступить закон ,
то только ради царства , а в остальном его ты должен чтить “ .
Правовая культура характеризуется состоянием правопорядка ,
законности и правосудия . Чем выше данные критерии , тем выше культура
общества , тем более высокие моральные и правовые ценности присутствуют в
нем , да и сама правовая культура представляет собой ценность в той мере ,
в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости ,
оберегает достоинство личности , помогает в достижении достойного
жизненного уровня .
Разговор о правовой культуре был бы незаконченным , если бы мы не
упомянули и о политической культуре , где совокупность идеалов , ценностей
и образцов поведения во взаимоотношениях власти и граждан - стоит на первом
месте .
Политическая культура - это необходимый компонент эффективного
функционирования политической системы общества , средство взаимодействия
субъектов политической жизни .
Участие в реализации политической власти , в управлении государством
обуславливает необходимость овладения гражданами политической и правовой
культурой .
3. Правовое воспитание , как средство
формирования правосознания .
Существенное значение для повышения уровня правовой культуры играет
правовое воспитание . Оно неизменно представляет собой целеустремленное
воздействие на сознание и культуру поведения. Все это осуществляется с
целью выработки у всех граждан чувство уважения к праву и на основе личного
убеждения - соблюдать право .
Правовое воспитание граждан , поднимает индивидуальное правосознание
личности , способствует уважению закона .
Правовое воспитание - это сознательное и эффективное осуществление
каждым гражданином своего долга перед обществом и государством , это
процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и
культуру поведения членов общества , осуществляемый в целях достижения
высокого уровня правовых знаний .
В связи с этим вырабатывается чувство уважения к закону и привычка
точно соблюдать его требования на основе своего подлинного убеждения .
Правовое воспитание способствует укреплению законности и правопорядка
в обществе , обеспечивает высокий уровень правосознания , проявляющийся как
в законопослушании , так и в правовой активности .
При рассмотрении данного подвопроса можно выделить следующие методы
правового воспитания :
1. Правовая пропаганда -распространение определенных правовых идей и
ценностей . Необходимость в соблюдении норм права , где необходимы
различные способы агитации .
2. Правовое обучение -данная форма довольно распространена , но по
независящим причинам , не всегда доходит до каждого и в этом плане более
действенна следующая форма :
3. Юридическая практика -как бы не старалось государство вести
активную пропаганду, какие бы силы и средства не выделялись , но если
юридическая практика органов суда , прокуратуры , правоохранительных
органов будет носить поверхностный характер , а значит не всегда точный и
справедливый , общество нельзя будет убедить в том , что соблюдение права -
это необходимость , к тому же довольно выгодная с любой точки зрения
законопослушного гражданина .
4. Самовоспитание -это самая эффективная форма воспитания , именно она
опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных
положений права .
4. Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел .
Основные функции МВД и его органов - это охрана законности и
общественного правопорядка , предупреждение и пресечение преступлений .
Основные задачи по охране общественного порядка в системе МВД выполняет
милиция . И чтобы выполнить свою работу качественно , каждый сотрудник
милиции должен быть не только высоко квалифицированно подготовлен , но и
обладать высокой правовой культурой , заниматься своим правовым воспитанием
- для повышения правосознания .
Правовая культура работника внутренних дел проявляется в знании
действующего законодательства ; в уважительном отношении к праву ;
предполагает уважение чужих прав ; добросовестное исполнение своих
служебных и функциональных обязанностей .
Так же правовая культура милиционера характеризуется его стремлением
строить свое поведение в соответствии с юридическими нормами ,
необходимости вырабатывания своего рода модели поведения . Работники
органов внутренних дел , в силу своих служебных обязанностей , призваны
заниматься правоохранительной деятельностью . Они в первую очередь должны с
уважением относиться к закону , правам и обязанностям , быть юридически
компетентными в сфере своей служебной деятельности . Государство
заинтересовано в высоком уровне правовой культуры работников органов
внутренних дел , в их высоком правосознании , ведь все это ведет к
укреплению правопорядка .
Имея высокую правовую культуру , работник органов внутренних дел
строго и точно исполняет все нормы права . Законопослушные граждане
приходят и обращаясь за помощью в МВД , должны находить не только
понимание и заботу , но и правовую помощь , грамотность , знание правовых
норм , соблюдение закона и беспристрастность . Только в этом случае
сотрудники правоохранительных органов перестанут ощущать на себе косые
взгляды ; не будут сталкиваться с проблемой общения с гражданами .
Но все это вовсе не значит , что милиция должна ассоциироваться с
понятием - миловать . Закон дает право самым жестоким правом карать
преступников .
Жить по Толстому и представлять то правую , то левую щеку в надежде ,
что человек все же поймет , что он не прав - нельзя . Более подходящим
девизом , которым хочется завершить данный вопрос , будут слова князя
Александра Невского :
“ Кто к нам с мечом придет , тот от меча и погибнет “
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению
отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев
произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных. Взвешенных
правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью
являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего
невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Время , в которое нам выпало жить , скорее всего будет увековечено в
учебниках истории большими красными буквами . Страна в упадке , царит
непонимание , хаос , боязнь завтрашнего дня , недоверие ко всем , даже к
ближнему . И в это тяжелое время милиция - это одна из немногих
государственных структур , которая еще действует , которая вселяет какую -
то надежду на порядок . И как велико должно быть правосознание работников
органов внутренних дел , и как высока должна быть правовая культура , чтобы
люди верили им .
А ведь надежда умирает последней . . .
Список использованной литературы :
1. Общая теория государства и права . -
/ Под ред . В.В. Позарева. М. , 1994 год / .
2. Юридическая энциклопедия -
Изд . 3. , М. , Юр. Информ. Центр .
3. Теория государства и права
/ Под ред. А. В. Васильева . М., 1983 год / .
4. Проблемы теории государства и права .
Алексеев С.С. 1987 год.
5. Конституция РФ . Вопросы и ответы .
г. Москва , 1994 год .
6. Баранов П. П. Профессиональное правосознание сотрудников
органов внутренних дел. М., 1991 г.
7. Баранов П. П. Профессиональное правосознание и поведение работников
правоохранительных органов. // Личность и власть. Ростов н / Д
1995 г.
8. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического
правосознания. Киев., 1986 г.
9. Бура Н. А. Функции общественного правосознания. Киев 1986 г.
10. Соколов И. Я. Профессиональное правосознание юриста. М., 1988 г.
11. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963
г.