Животный мир как объект правовой охраны
Работа из раздела: «
Государство и право»
Московский Центр Образования
Натальи Нестеровой
Новый Гуманитарный Университет
Факультет Правоведение
Экологическое право.
РЕФЕРАТ
ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ.
Исполнитель: Васильева Алена Михайловна
группа Л1Ю2
Москва - 1996
П Л А Н
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ.
1. Животный мир как объект эколого-правового режима.
2. Особенности государственного управления эколого-правовым режимом
животного мира: понятие, органы, функции.
3. Право пользования животным миром и его виды.
4. Правовая охрана животного мира.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон, а
значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по
обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых
насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть и снижающих свою
естественную продуктивность. Поэтому необдуманное поведение человеческого
общества в природных экосистемах напоминает поведение слона в посудной
лавке лишь с той разницей, что разбитую слоном посуду можно заменить
вновь изготовленной, а погубленные природные объекты и экологические
взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.
Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как
неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в
процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на
функционирование естественных сообществ, структуру и естественное
плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические
свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем
животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения
пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и
других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс
для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла.
Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое,
воспитательное, лечебное значение.
Животный мир как объект эколого-правового режима.
Объектом использования и охраны выступают лишь дикие животные
(млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски,
насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свобод на суше, в
воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию
страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние
животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для
хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они
являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству,
кооперативным, общественным организациям, гражданам, и используются и
охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и
личной собственности.
Особенностью животного мира является то, что данный объект
возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий,
непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении
условий их существования определенные виды животных могут окончательно
исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание
условий существования животного мира, регулирование численности животных,
принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и
возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности
человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение
новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных
и переселение их в естественные места обитания.
Особенности государственного управления эколого-правовым режимом
животного мира.
В соответствии с действующим законодательством в области
регулирования отношений по охране и использованию животного мира относятся:
распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление
основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение
общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира;
установление систем государственного учета животных и их использования и
порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный
контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка
его осуществления; решение других вопросов.
Государственное управление в области эколого-правового режима
пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной
администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными
органами по охране и регулированию использования животного мира и иными
государственными органами. Специально уполномоченными органами являются:
по наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего хозяйства и
заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ), по рыбным запасам -
министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны.
Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным
миром следующие: государственный учет животных и их использование,
государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области
охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной
и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с
пользованием животным миром.
Для обеспечения охраны и организации рационального использования
животного мира ( ст. 31 Закона) проводится государственный учет животных и
их использования и ведется государственный кадастр животного мира,
содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов
(групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им
угодий, современного хозяйственного использования животных и другие
необходимые данные.
На основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984
года “О порядке государственного учета животных и их использования и
государственного кадастра животного мира”, предусматривающего необходимость
обеспечения мероприятий по ведению государственного учета животных и их
использования с 1986 года, а ведение государственного кадастра животного
мира с 1988 года, государственный кадастр животного мира включает данные
государственного учета животных и их использования по количественным и
качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения
охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего
и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления
иных мероприятий, связанных с использованием животного мира, оценки
ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения
мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся
животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые
водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые
(вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных
культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни,
утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также
находящиеся на территории государственных заповедников и природных
национальных парков. Наряду с дикими животными объектом государственного
кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные,
водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного
мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми
условиями существования и в первую очередь кормами.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира
имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами,
государственными комитетами, кооперативными и другими общественными
предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами обязанностей
по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования
животным миром и иных правил, установленным законодательством, об охране и
использовании животного мира.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира
осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также
специально уполномоченными на то органами.
Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный
контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в
ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами
животного мира.
Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья
инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях.
Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет
также и лесная охрана.
Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов
выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и
регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые
управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.
В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел.
Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием
животного мира производится и обществами охотников и рыболовов,
общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при
органах охотнадзора и рыбоохраны.
Право пользования животным миром и его виды.
Правовой основой природоохранительной деятельности государства в
данной сфере являются Закон РСФСР “Об охране и использовании животного
мира”, а также охотничье и рыболовное законодательство.
Пользователями животного мира (ст. 10 Закона) могут быть
государственные, кооперативны и другие общественные предприятия,
учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды
пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание
беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и
рыболовства); в научных, культурно-просвятительных, воспитательных и
эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности
животных - почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей
растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.
Одним их основных видов пользования животным миром является охота
(ст.12 Закона) - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и
спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января
1982 года “Об улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на охоту имеют
все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по
охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими
отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право
пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в
определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного
вида и количества зверей и птиц.
Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные
общества - республиканские общества охотников, Всеармейское военно-
охотничье общество, охотничье общество “Динамо”, которые наделены правом
выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае
удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом
охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества
животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.
При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на
отстрел определенного вида промысловых животных или договор с
охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу
лицензионных видов животных.
Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты
производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным
лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных
беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный
лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном
порядке.
Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для
промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение
для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и
находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами
рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам
определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень
запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного
гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие
требования.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках,
предоставляемых в пользование по договорам с государственными,
кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами
данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам
органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят
лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на
водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих
водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов,
членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны
под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов,
- по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона)
разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и
рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание
которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально
уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию
использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых
запрещается.
В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных
свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за
исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование
животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без
изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их
обитания.
Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29
Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ
от него; истечение установленного срока пользования; возникновение
необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны
животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было
предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных
правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.
Правовая охрана животного мира.
Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и
осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания
животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим
требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия
животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий
размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных
сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и
воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях
охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству.
Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что
мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны
осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим
видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.
Меры охраны животного мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые
требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование
охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции
конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при
размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий,
сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении
новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных
земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником
территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении
геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест
выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических
маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при
размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных,
трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и
связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть
обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст.
23 Закона).
В соответствии со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны
принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении
сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при
эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается
выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов
производства.
В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим
использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых
территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая
ответственность, несовместимая с целями заповедывания.
Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой
исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона)
заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих
животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не
допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях,
специально уполномоченные на то государственные органы по охране и
регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию
необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и
изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего
выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и
пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению,
выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по
охране и регулированию использования животного мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крупнейший русский ученый, академик В.И, Вернадский более полувека
тому назад отмечал, что мощь человеческой деятельности можно сравнить с
геологической силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей материки,
передвигающей континенты и т.п. С того времени человечество далеко ушло
вперед, и поэтому мощь человека возросла в тысячи раз. Сейчас одно
предприятие - Чернобыльская АЭС нанесло непоправимый вред огромному
региону, который связан неразрывными экосвязями не только с отдельным
континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле, изменения
планетарных процессов.
Поскольку отношение людей к природе существует только через
производственные отношения, то экологопользование связано в каждой стране с
существенными в ней социально-экономическими отношениями. Различие
социально-экономических систем, обусловливающие и различие эколого-
правового регулирования различных стран, требует внимательного анализа
правоприменительной практики.
Возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе
вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации
экологопользования и координации усилий в охране окружающей Среды в рамках
всего международного сообщества.
В последнее время в нашей стране произошли необратимые перемены -
распался Союз ССР и исчезли союзные структуры. Образование суверенных
государств с тяжелейшим экологическим наследием должно заставить задуматься
о создании единого экологического пространства для выхода из экологического
кризиса. Именно в объединении - путь к решению всех стоящих перед
республиками экологических проблем.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. м., “Высшая школа”, 1992.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Закон РСФСР “ Об охране и использовании животного мира”.
4. Основы законодательства РФ “О здравоохранении”.