Культура Казахстана 19 века
Работа из раздела: «
Государство и право»
Введение
1. Шокан Валиханов.
2. Искусство и музыкальная культура.
3. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы.
Абай Кунанбай-улы.
.
ЧОКАН ВАЛИХАНОВ
Родился Чокан Валиханов в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун).
Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так
ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в
ауле его предков – Сырымбете. Это были красивые места, широко известные в
степи. Духовные качества будущего учёного складывались с малых лет. Он был
любознательным, рано научился писать и рисовать. Уже в начальной частной
аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского,
средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко формулировать
свои мысли, хорошо и образно говорить и писать. На его воспитание оказала
влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей.
Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о её смерти,
он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь.
Шокана с детства привлекала наука. Этому дали толчок и представители
русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были академик А. Шренк,
декабристы С. Семёнов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского
университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин.
Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и
с помощью друзей отца был определён в Сибирский кадетский корпус,
считавшийся лучшим учебным заведением в Сибири. Здесь давали широкие и
глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также
истории казахского народа. Шокан учился отлично. Большое влияние на него
оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкий и В. П. Лободовский. Уже в
кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н. И. Березиным,
труды которого побудили его заняться изучением восточных средневековых
хроник.
Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова
дополнили духовный багаж Шокана. Шокан на память знал многие стихи своих
любимых поэтов, с удовольствием читал произведения зададно-европейских
писателей, много времени отводил на изучение трудов востоковедов.
Находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и учёный П. П.
Семёнов-Тян-Шанский, учёный, друг Шокана Г. Н. Потанин отмечали его
образованность, широкую эрудицию. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан
заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.
Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом
восточных и европейских языков, Шокан занимается научными исследованиями.
Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х. Гасфорта, он совершил
большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью,
проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.
Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические
предания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850
года, Шокан осуществляет съёмку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и
культуру кыргызского народа, пишет ''Дневник поездки на Иссык-Куль'' и
''Записки о киргизах''. Во время экспедиции знакомится с П. П. Семёновым-
Тян- Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему
Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу,
ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей
между двумя странами.
Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много открытий. Будучи
разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению
кыргызской народной литературы, как эпос ''Манас''. Им записан большой
отрывок этого огромного эпического цикла.
В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар,
представлявший собой ''белое пятно'' в европейской науке, ознакомился с
политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал
материалы по истории и этнографии этого региона, приобрёл ряд важных для
науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд '' О
состоянии Алтышара…'' давал анализ истории, географии, социальной жизни
народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.
В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан Валиханов не только
работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и
находится в тесной связи с учёными-востоковедами и русскими писателями.
Шокан поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П.,
Васильевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с учёным и дипломатом И. И.
Захаровым, критиком Н. Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П.
Полонским и другими яркими именами русской литературы.
Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф. М. Достоевский. Дружба
с писателем, начатая в Семипалатинске, была продолжена и в Петербурге.
В 1865 году в газете ''Русский инвалид'' публикуется последний труд
Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.
Научное наследие великого казахского учёного многообразно. Работы
''Аблай'', ''Казахское родословие'', ''Мусульманстве в степи'', ''Следы
шаманства у казахов'', ''О кочёвках казахов'' и другие послужили основой
глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим
творчеством Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование целого ряда
народов Центральной Азии.
ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессивного
направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского
народа. Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О.
Федченко, П. Кошаров и другие представители изобразительного искусства в
ряде своих произведений отображали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней
Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника
В. Верещагина ''Окружающие Лепсинский край горы'' с великолепным
мастерством передаёт красоту казахского края.
Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на
казахстанскую тематику. В произведениях художника ''Прогон скота'', ''За
дровами'' казахская степь изображена с большой любовью.
Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию
развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на
крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и
других городах. Приёмы и технология изготовления изделий передавались из
поколения в поколение. Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные
войлочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочисленные
другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся
казахский орнамент, который богато использовался во всех его основных видах
– зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и
такие виды искусства, как изготовление сёдел и конного серебряными и
костяными накладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход
казахов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений
прикладного искусства.
Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками
доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и
земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости.
Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и
мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание
внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные
изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного
производства. Получили распространение изделия из металла.
Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга,
алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и
вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные
казахские скотоводы, феодальные группы.
Предметы казахского народного прикладного искусства становились
известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке
в Париже в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия,
национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами
общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в
Москве.
Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские
композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В
произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной
освободительной борьбы.
В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили
Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет, Биржан-сал
Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.
КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ
Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик
казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории
Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил
музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а
главным учителем – кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народных
талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на
профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произведения, в
которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и
верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в
борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих.
Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй
''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю
Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др. отражены его раздумья, вера
в будущее. В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к
свободе, родной земле, безграничной степи.
АБАЙ КУНАНБАЙ-УЛЫ
Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской
классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим)
родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая –
Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и
ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.
Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный
Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает
восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в
медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал восточным
поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом,
забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в
родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой
сил, и не оправдывает в этом надежд отца.
Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные
аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова.
Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился ещё в
Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. В
формировании его поэтического творчества в демократическом направлении
известно влияние политических ссыльных, представителей русского
освободительного движения Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева и др. Хорошо
понимая необходимость культурного содружества казахских и русских
мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружбы трудящихся, Абай призывал
изучать язык и культуру этого великого народа.
Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократической
культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов,
писателей и мыслителей.
Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и
композитором. Широко известны его песни на переведённые им из ''Евгения
Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим,
Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к
европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.
Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын
Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская
администрация не одобряла защиту народных интересов великим казахским
поэтом. Давление губернатора, установившего полицейский надзор за ним,
является тому подтверждением.
Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи.
Патриархально-родрвые группы и завистники предпринимали попытки
противопоставить Абаю его родственников, отравить его взаимоотношения с
близкими людьми и распространению его творчества. Дело доходило до
оскорблений великого поэта. В своей среде Абай не нашёл духовно близких и
столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым поэт
верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем.
Преждевременная смерть его талантливых сыновей – Абдрахмана в 1985 году и
Магауи в 1904 году – надломили сердце поэта. Он умер спустя 40 дней после
смерти Магауи в том же 1904 году.
Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским
мышлением. Его влекло к логике, психологии, трудам восточных,
западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в
замечательный памятник его художественно-философской прозы – ''Гаклию''.
Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное наследие, любимое
народом.