Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в.
Работа из раздела: «
Государство и право»
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И
ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский институт (филиал) государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
'Российский государственный торгово-экономический университет'
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Отечественной истории на тему:
«Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в.»
Выполнила студентка 1курса
гр. Кз - 11 Ефремова М.В
Проверил: Суслов М.Г.
Дата проверки ____________
Оценка___________________
Подпись_________________
Пермь 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…3
1. Проблема формы правления в России. Радикальные и экономические реформы
1990-93 г.г…..4
2. Показатели первых реформ начала 90 г.г. XX века……7
3. Дорога к кризису. Кризис……11
4. Принципы внешней политики. Итоги……18
Заключение……22
Список литературы…...24
ВВЕДЕНИЕ
Современная Россия. Ведь это то время и та страна, в которой мы живем.
У каждого человека есть своя точка зрения на творящуюся вокруг него
историю, и она может отличаться от моей. Вообще очень трудно писать о
политических, экономических и социальных процессах проходящих в настоящее
время, потому что мы не знаем, а только можем прогнозировать их
историческую значимость.
'Три пути ведут к познанию:
путь размышления - самый благородный,
путь подражания - самый легкий,
путь опыта - самый горький!'
КОНФУЦИЙ
На историческом опыте видно что Россия похоже выбрала тритий (взять к
примеру реформы Горбачева), может быть по этому на сегодняшний день Россия,
из 150 стран мира находиться месте так на сотом с лишнем. Слишком много
осталось пережитков старого, и слишком мало решено нашим правительством
новых проблем.
С конца 1991г. на международной политической арене появилось новое
государство-Россия, Российская федерация (РФ). В её составе находилось 89
субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству России
предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и
создание нового государства. В числе первоочерёдных было принятие мер по
выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать
новые органы управления народным хозяйством, сформулировать российскую
государственность.
В политической сфере все тоже вроде не к лучшему. Если вдуматься в то
что говорят наши “политики”, то кажется что они сами не понимают, что
происходит.
Правящая элита России, включая ее президента, говорит и пишет о том,
что Россия - великая держава, и о том, что она, т.е. Россия, должна занять
'достойное место' в мировом сообществе. Не очень тогда становится понятно:
если Россия – “великая держава”, то это уже само по себе 'достойное место'
в мире. Тогда тут что-то не клеится.
В своей контрольной работе я бы хотела изложить это самое “становление
и формирование” России в 90-ые годы 20-го века. Я выбрала эту тему потому,
что- это “новейшая история”- это время , в котором мы живём в данный
момент, и осознаём всё до мельчайших подробностей т.к. это происходило на
наших глазах, тем более в наше время гораздо больше источников информации,
таких как радио, телевидение, газеты, журналы и др.
1. Проблема формы правления в России.
Радикальные и экономические реформы 1990-93 г.г.
Важным вопросом для России начала 90-х был, выбор формы правления:
президентская республика (сильный президент, формирующий правительство и
имеющий право на роспуск парламента при определенных условиях) или
парламентская республика (сильный парламент, назначающий правительство) или
смешанная форма — президентско-парламентская республика. На протяжении 1992
года шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Разочарование ходом радикальных реформ значительной части общества,
экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слоями
населения и усилили блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть
продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции
изменилась. Ее перестала устраивать возможность влиять на исполнительную
власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становилась
власть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал
лозунг митингов 'Трудовой России' и Фронта национального спасения -– 'Вся
власть Советам'. В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии
в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента.
В феврале 1992 года Президент предложил законодательной власти сделать
выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении
радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме
выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.
На протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя России
шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым все более
активно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в
центре и на местах была представлена органами Советской власти. В стране
фактически возникло двоевластие.
12 декабря 1993 года состоялся первые выборы законодательной власти и
референдум по одобрению проекта новой конституции. Проект получил
одобрение. Конституция установила принцип разделения властей на 3
самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную).
Главой государства становился Президент, избираемый прямым голосованием на
4 года, определяет основные направления внутренней и внешней политики,
формирует Правительство.
В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной
власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух
палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли
несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели
блоки 'Выбор России' и 'Явлинский, Болдырев, Лукин' ('Я-Б-Л'), Российское
движение демократических реформ, предвыборное объединение 'Отечество'.
Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм
собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и
целостность России. Однако в вопросах национально-государственного
строительства их позиции основательно расходились. Блок 'Я-Б-Л' отстаивал
идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе
союзного государства, ЛДПР - возрождение российского государства в рамках
до 1977 г.
В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент
вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили 'Выбор
России', ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.
Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом
директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную
Думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной Думы в ее
составе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной среди
которых являлась фракция 'Выбор России' (председатель Е.Т. Гайдар).
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция
Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим
федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В
состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10
автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург)
и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов
государственной власти и управления. Законодательно закреплялась
двухпалатная структура Федерального собрания — постоянно действующего
законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были
отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление
федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики,
федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и
международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство
внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех
ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно
закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право
частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в
обществе политической устойчивости.
Высшие органы власти Российской Федерации
(с декабря 1993г.)
глава государства
Президент РФ
Исполнительная власть Законодательная
власть
Правительство РФ Федеральное Собрание –
парламент РФ
Совет
федерации Государственная Дума
Судебная власть
Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный
суд
2.Показатели первых реформ начала 90 г.г. XX века.
В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые по
внешнеполитическим проблемам. Он официально заявил, что ядерные ракеты не
направлены на территорию США. В подписанной во время визита Президента
Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 года было зафиксировано
окончание 'холодной войны' и заявлено, что 'Россия и Соединенные Штаты не
рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения
характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном
доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической
свободе'. Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом
любой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США.
Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не
имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы
управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от
двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного
государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря
этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие
республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России. Однако
продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество
проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились
вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.
В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За
1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках
Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности
подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан,
Таджикистан, Туркмения).
Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992
году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в
то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из
рублевой зоны.
Провал ГКЧП и крах перестройки означал не только конец
социалистического реформирования экономики, но и победу сторонников
либеральных реформ. Руководство России выбрало либеральный путь,
провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям, а затем к
либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 модели
перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенная и
'шоковая терапия'.
Главным архитектором 'шоковой терапии' стал вице-премьер
правительства Гайдар со своими единомышленниками, молодыми экономистами,
сторонниками монетаристских методов управления экономикой Чубайсом, Шохиным
и др. Их программа экономических реформ включала 3 основные направления:
либерализация цен, свобода торговли, приватизация . В результате
освобождения цен с 1.1.92 года денежные средства населения практически
обесценились, в результате оказалось, что покупать акции приватизируемых
предприятий уже было не на что. С 1.10.92 года началась выдача всему
населению ваучеров (приватизационных чеков на которые затем можно покупать
акции предприятий).
Началась неконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми
предпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивался
первоначальный капитал, а в процессе приватизация возникли многие огромные
состояния. Одновременно с освобождением цен упразднялась система
централизованного распределения ресурсов. Правительство пыталось добиться
стабилизации прежде всего на макроэкономическом уровне (т.е.
стабилизировать показатели экономики всей страны, контролируя основные
показатели — ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства).
Микроэкономические показатели (на уровне предприятий) выпали из поля
зрения правительства и предприятия, в условиях свободных цен, взлетевших в
сотни раз, испытывали огромные трудности — не могли закупить сырье и
комплектующие, сбыть товар. В российской экономике существовали огромные
перекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК (военно-промышленный
комплекс) процветали монополии, многие устаревшие производства выпускали
ненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст. После распада СССР
России достались не только его проблемы, но и проблемы, связанные с его
распадом: остался огромный внешний и внутренний долг, предприятия,
связанные ранее производственным циклом оказались в разных государствах,
исчезли рынки сбыта многих товаров.
В результате положение в экономике ухудшалось. Промышленное
производство упало в 1992 году на 35%. Эта тенденция сохранялась до 1996
года.
При высокой степени монополизации производства, производители
диктовали свои цены, что привело к их увеличению в 100-150 раз, при росте
средней зарплаты в 10-15 раз. Наиболее сильно пострадали «бюджетники»,
начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и
за границу. Медленно разворачивалась приватизация госсобственности и ее
децентрализация, в отличие от приватизации сферы торговли.
Условия были таковы, что значительная доля госсобственности на
предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым
предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться. Акции многих
перспективных предприятий были скуплены новыми предпринимателями и
банкирами.
Снизился жизненный уровень населения (сократилось потребление,
ухудшилась структура питания, отсутствие у малообеспеченных получить
квалифицированную медицинскую помощь и лекарства), что привело к сокращению
продолжительности жизни. Растет безработица.
Итоги первого (92) года реформ:
1. спад промышленного производства — 35%, взаимные неплатежи предприятий
достигли 3,5 трлн. рублей;
1. не удалось добить успеха в финансовой реформе — жесткая кредитная
политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов
сменилась политикой уступок (даны новые кредиты убыточным предприятиям,
денежная масса увеличивалась в 4 раза);
2. увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции;
3. внешний долг рос, на его обслуживание уходило треть годового дохода
страны;
4. снижение жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост
безработицы, забастовки.
3.Дорога к кризису. Кризис.
В 1993 году чековая приватизация продолжалась, росло количество
коммерческих банков, в сельском хозяйстве государственными остались не
более 15% колхозов, но фермеры без поддержки государства разорялись.
Продолжался спад производства промышленности (16%) и сельского хозяйства
(4%), сократились грузовые перевозки. В негосударственном секторе было
занято уже 40% работающих. Дефицит бюджета — 12 трлн. руб. Цены выросли в 9
раз, происходит расслоение населения на богатых и бедных, 10% богатых имеет
доходы в 11 раз превышающие доходы остальных. Но число забастовок
постепенно сокращается. Хотя официально численность безработных не велика,
но растет скрытая безработица (неполный рабочий день, вынужденные отпуска).
К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации
(«ваучерная»), в результате реально появился частная собственность,
возникают экономические методы регулирования. Произошла частичная адаптация
производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок.
Центр деловой активности
переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить
конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия постепенно
интегрировалась в мировое хозяйство.
В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации
уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой
поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных
кредитов и инвестиций.
В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая политика с
целью обуздать инфляцию.
В 1996 году — прекращение падения производства и стабилизация
экономики. Уровень инфляции удалось снизить, но связанные с этим надежды на
инвестиции и подъем производства не оправдывались. Нестабильная
политическая обстановка (выборы в Государственную Думу 1995 года и
Президента 1996 года), непоследовательная финансово-кредитная политика не
способствовали стабилизации экономики и отпугивала западных инвесторов.
Проводимый 2 этап приватизации (денежный) выявил противоречия в
политической и промышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводу
условий приватизации и ее результатов. На фоне падения производства (многие
отрасли с высоким уровнем технологий угасали) все заметнее становился
перекос в сторону производства сырья. Например, доля отчислений в бюджет
такого монополиста как Газпром составляет 25%. Росла доля импорта, особенно
продовольствия на фоне снижения производства продуктов питания.
В 1997 году удалось остановить падения производства, но инвестиций
было недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности России
и устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными. Экспорт
единственное что росло в годы реформ, теперь уже сокращается, в 1997 году
экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997 году составил 6,8%.
Падение за все предыдущие годы производства достигло 50%, 45%
предприятий стали убыточными, взаимонеплатежи между предприятиями и
невыплаты налогов в бюджет, при отсутствии инвестиций в производство,
замены и обновления оборудования. Инфляция была не высока, курс доллара в
основном стабилен благодаря достаточным золотовалютным запасам Центробанка,
но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило 30% доходов.
Сохранялась высокая социальная напряженность, вызванная скрытой
безработицей невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий. За чертой
бедности оказались от 30 до 40 млн. человек (по разным оценкам),
забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог.
Издержки реформ можно объяснить следующим:
1. Плохие стартовые условия реформ, экономика находилась на грани краха, с
распадом СССР распались хозяйственные связи, рухнул прежний механизм
управления и нужно было создавать новый. Обесцененный рубль, отсутствие
золотовалютных запасов, долги СССР, отсутствие в стране продовольственных
запасов, высокая социальная напряженность, диспропорция в промышленности
с перекосом к ВПК и добывающей промышленности и тяжелой индустрии.
1. Политическая нестабильность, борьба законодательной и исполнительной
властей, а затем между финансово-промышленными группировками.
2. Ошибки теоретиков и исполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке
ситуации и последствий принимаемых решений ('хотели как лучше, а вышло
как всегда'). Например, расчеты на приток инвестиций и подъем
производства после стабилизации курса рубля и победой над инфляцией не
оправдались.
Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивных
импульсов. Может быть, самым существенным сдвигом было преодоление трудного
психологического барьера перехода к рынку, возникновение предпринимателей и
появление рыночных механизмов.
Теперь хочется сказать несколько слов о той напасти, которая постигла
нас не так давно, и которую мы еще хорошо помним. Это очередной кризис,
потрясший экономику России.
В 96 году, впервые за последние три года, мы ощутили, - что такое рост
цен по 10-100% в неделю, покупка продуктов питания «про запас», очереди в
магазинах, обесценение банковских вкладов, банкротство самих банков.
Незнакомое слово «дефолт» стало вполне понятным и привычным. Пошли
разговоры о национализации банковских учреждений, крупных фирм, чуть ли не
о диктатуре.
Принято считать, что кризис начался 17 августа, с решением правительства
Сергея Кириенко о моратории на выплату долгов иностранным кредиторам, а так
же с расширением валютного коридора до 9.5 рублей за один доллар.
Но большинство аналитиков говорит о другом: 17 августа всего лишь открылся
нарыв, который зрел очень давно, и достоянием общественности стала та
информация, которая уже довольно давно была известна избранным деятелям
политики и экономики.
Итак, 1996 год. «Черный вторник» благополучно забылся. Доллар взят в
коридор, и валюта спокойно продаются на каждом углу по цене около 6 рублей
за одну условную единицу. Только что закончилась кампания по выборам в
Государственную Думу, и полным ходом идет подготовка к выборам Президента.
Уровень жизни постепенно повышается, зарплаты выплачиваются вовремя,
торговля процветает. Но при этом продолжают падать объемы производства на
отечественных предприятиях, что и не удивительно - из-за низкой стоимости
доллара импорт вполне доступен массам, а говорить о том, что он почти
всегда красивее и качественнее наших товаров не приходится. Задолженности
предприятий также продолжают расти, и, кажется, никто не волнуется по этому
поводу. А из-за границы продолжают поступать кредиты, потому что испуганные
иностранцы не хотят видеть “русского Ивана’’ с красной звездой во лбу и
ядерной ракетой за спиной голодным, - лучше его подкормить, чтобы не дай
Бог воевать не захотелось. На эти кредиты, об источниках возврата которых
никто, кажется, даже не задумывается, государство поддерживает видимость
стабильности и даже некоторого подъема.
Первый звоночек для всех должен был прозвенеть еще осенью 1996 года.
Борис Ельцин с трудом заявил о том, что он очень серьезно болен, предстоит
сложная операция. Оппозиция радостно готовится к досрочным выборам. А на
биржах полное спокойствие. Рубль не дешевеет, стоимость акций предприятий
остается стабильной. А ведь на Западе, где экономика намного стабильнее
нашей, серьезные колебания стоимости акций происходят даже тогда, когда
выясняется, что президент США еще и мужчиной бывает в рабочее время. Сразу
падает индекс “Доу-Джонсона”, и все говорят о кризисе. У нас же известие о
болезни Президента на экономике не сказывается совершенно. Странно?
Конечно! Но отчего ни один из экономистов не задался вопросом - почему все
это происходит? Почему наша экономика такая устойчивая? Теперь мы можем
ответить на этот вопрос: а потому, что она являлась ПОЛНОСТЬЮ регулируемой,
но не административными, а псевдо-экономическими методами, когда на
поддержку курса акций и национальной валюты расходывались колоссальные
средства, получаемые из иностранных кредитований.
В 1997 году Президент вроде бы выздоравливает. В правительство
приходят молодые реформаторы, которые начинают реформировать Россию во все
тяжкие. То пересаживаем чиновников на «Волги», собранные из импортных
комплектующих, и стоящих подороже «Мерседеса», то собирают звезд эстрады, и
уговаривают их платить налоги, то проводят деноминацию, потому что в России-
де начался рост, и старые деньги при таком росте не подходили.
И правда - рост начинается. Проявляется он очень странно - почему-то
увеличивается стоимость акций ряда российских предприятий, в основном,
разумеется, добывающих отраслей. Опять ни у кого не возникает вопросов -
почему, скажем, так дорожают акции Газпрома, когда на мировом рынке
продолжается падение цен на нефть? А ведь нефть - это, пожалуй,
единственный товар, торговля которым приносила России реальную прибыль (о
торговле оружием говорить не стоит, потому что, как выяснилось совсем
недавно, казна от этого бизнеса несла лишь убытки, а вся прибыль
доставалась кому угодно, но не государству), и уменьшение поступлений в
бюджет от реализации «черного золота» явно должно было пробить в нем
серьезную брешь. Но правительство продолжает заявлять о том, что трудные
времена закончились, и мы вступаем в эпоху процветания России. Только вот
почему-то возобновляются с новой силой задержки зарплат и пенсий. И
население, которое совсем недавно «выбрало сердцем», опять начинает
роптать. Промышленные мероприятия не заработали, жалования рабочим
предпочитают не платить, но и банкротиться никто не собирается. Получается
странная картина: ничего не работает, но граждане страны живут, в целом,
неплохо, да вот и рост наметился.
Пожалуй, последним широким жестом правительства времен эпохи “нового
застоя” стала кампания по возврату долгов по пенсиям в конце 1997 года.
Выглядело это довольно убедительно: изыскали резервы, и смогли сразу все
отдали. Официально. На практике далеко не все и не всем. Как выяснилось,
деньги на погашение долгов были просто НАПЕЧАТАНЫ, а выпуск необеспеченных
денег лишь значительно усилил давление на стабильность рубля, но не решил
макроэкономических проблем.
Итак, подведем итог под периодом относительной стабильности 1996 -
1997 годов. Этому времени, как ни какому другому, подходит термин
«виртуальная экономика». И действительно, экономика России превратилась в
некую искусственную реальность, которая имело мало общего с истинным
положением дел. Нельзя сказать, что создание такой экономики имело лишь
отрицательные стороны. Ведь сохранялись рабочие места, пусть и при
минимальных заработках. В результате мы имели социальную стабильность,
которую трудно было бы достичь в случае массовых банкротств, массовой и
свободной продаже предприятий в частные руки и т.д. Но, к сожалению,
мирное сосуществование социалистической и капиталистической моделей
экономики в рамках одного общества невозможно, что и привело к
возникновению дисбаланса, вызвавшего нынешний глобальный кризис.
Государство, собирая по всему миру огромные кредиты, истратило их на
поддержание остатков старого, ожидая, что они дадут новые, жизнеспособные
всходы. Увы, чуда не произошло, и сегодня нам приходится начинать все
почти сначала, но уже в гораздо более сложных условиях.
События 1998 года можно воспринимать, как последние попытки удержать
экономическую ситуацию в прежнем русле. Несмотря на то, что курс акций
российских предприятий начал катастрофически падать, рубль продолжали
удерживать на прежнем, малореальном, но таком желанном уровне - около 6
рублей за доллар. Смена правительств, переговоры по получению новых
кредитов, написание новой красивой программы, выполнять которую после
демонстрации западным кредиторам явно никто не собирался - мы знаем, к чему
это привело. А заявление Президента за день до объявления о девальвации
рубля, о том, что девальвация невозможна в принципе, окончательно лишило
его доверия даже тех, кто продолжал питать некоторые иллюзии по поводу его
компетентности.
Рост курса доллара, который привел к резкому подорожанию товаров как
импортного, так и отечественного производства. Полное недоверие к России,
как к партнеру на мировом поприще. Реальные перспективы банкротства
страны. Серьезный кризис банковской системы и крушение самых, казалось бы
незыблемых, монстров, вроде «Инкомбанка» и прочих. А самое главное -
невозможность попыток исправить ситуацию ПРЕЖНИМИ методами. Ведь на Западе
очень боялись, что если Россия останется совсем без средств к
существованию, то она потянет за собой и всю мировую экономику. Но этого не
произошло. Да, есть некоторые неприятные нюансы от наших неурядиц, но в
целом - ничего глобального и непоправимого не произошло. И теперь получать
кредиты, пугая Запад заклинаниями, вроде «Лучше дайте, а то всем плохо
будет!», не получится. Мы так и не вписались в мировую экономику, и все
наши беды касаются только нас самих.
31 декабря 1999 года президент России Борис Николаевич Ельцин снимает
с себя обязанности главы государства и как он сам говорит, оставляет
достойную себе замену. Владимир Владимирович Путин – новая фигура в
правительстве. Страна узнала его буквально пол года назад, но ему верят
народные массы, как мне кажется необоснованно. Есть ли гарантии того, что
новое будет лучше старого? Путин побеждает на выборах неверное лишь потому
что о всех минусах других кандидатов кроме у него страна уже давно знает.
Ну а “Путинские ” минусы страна еще познает (мнение экспертов).
4.Принципы внешней политики. Итоги
Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств
преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г.
началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским
президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся
первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании
суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР
заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены
соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и
Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной
НАТО программе 'Партнерство во имя мира'. Страна была включена в состав
Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими
банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия
вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы
культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства
поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую
экономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.
Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и
распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию
внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен
режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными
экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской
Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии
России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и
Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические
предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по
территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.
Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам.
Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и
химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской
торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с
Содружеством Независимых Государств занимало важное место во
внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ
входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах
центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам,
связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми
из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры,
определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими
республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ.
Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы,
прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали
товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути
развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы
финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В
середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи
между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан
Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве.
Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был
заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав
СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой
оформленной организации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР
складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела
Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с
правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией
проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых
территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в
Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных
столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались
взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.
Деятельность российского правительства внутри страны и на международной
арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с
государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были
направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от
прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической
системе, к демократическому правовому государству.
Итак, анализируя все вышесказанное, можно подвести итог.
Россия, начиная с 1991 года. оказалась в принципиально новой ситуации.
Каковы результаты проводимой нашей страной политики в последнее десятилетие
XX века? Существует разные мнения на этот счет, как пессимистичные, так и
оптимистичные. Я же придерживаюсь нейтральной точки зрения. Наиболее
важные, поистине эпохальные события произошли в конце столетия. Именно 90-
е годы стало вполне очевидно, что исторический спор между большевистской
моделью социализма и капитализмом промышленно развитых стран решен в пользу
Запада.
После 1991 года коренным образом изменился внешнеполитический курс
России, ее отношения с НАТО: покончив с политикой экспансии и конфронтации,
Москва внесла решающий вклад в оздоровление международного климата,
обеспечила достижение успехов в развитии диалога, взаимопонимания,
сотрудничества и партнерства с демократическими странами Запада, произошло
значительное продвижение на пути интеграции Росси в мировое сообщество.
Ликвидация раскола мира на две антагонистические системы устраняет
основы конфронтационной блоковой политики в Европе. Именно этот факт, а так
же развитие международного сотрудничества открыли перспективу построения
нового мирового порядка, в котором Россия будет частью мирового общества. С
1992 года Россия занята поисками своего места в постконфронтационном мире,
внося по мере необходимости определенные коррективы в свои отношения со
странами мира.
Так же немало было достигнуто по отношению к СНГ. Именно благодаря
нашему государству начался процесс реинтеграции внутри Союза. Однако, на
этом фронте была допущена масса ошибок приведших к усилению антироссийских
настроений в бывших союзных республиках. Это показывает сомнительность
однозначного отношения к проводимой политике как в СНГ, так в Азии и
Европе. Не стоит идеализировать реальную ситуацию и замалчивать очевидное:
у России и Запада (в частности) есть нерешенные проблемы, несовпадение
интересов и взглядов, различные оценки тех или иных событий. Плюс к тому
существует немало фактов наводящих мысли о том, что НАТО все еще пытается
смотреть на нас как на врага. В общем еще много остается недосказано и
нерешено. Одно точно ясно: Россия, явившись в мир в новом качестве,
стремлением наладить конструктивный диалог с другими странами открывает
путь к укреплению сотрудничества между членами многообразной, но единой
человеческой цивилизации, ибо оно основано на реалиях современного мира и
отвечает коренным интересам всего человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении реферата мне хочется показать Россию с иной стороны,
чем обычно мы её видим. Слишком много осталось пережитков старого, слишком
мало решено нашим правительством новых проблем Сложившаяся социально-
экономическая система была в последнее время недостаточно эффективной.
Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных
производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не
уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали уже
половину федерального бюджета.
Так же продолжается углубляться сотрудничество РФ с государствами –
членами СНГ. Однако развитию интеграциональных процессов препятствовал ряд
факторов.
Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства в
некоторых странах содружества.
Распад СССР изменил положение России на международной арене, её
политические и экономические связи с внешним миром.
Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала
приоритетными задачами сохранение территориальной ценности и независимости,
обеспечения благоприятных условий для развития рыночной экономики и
включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в
качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а так же помощи
западных стран в проведении курса реформ.
Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами,
поэтому сейчас внешнеэкономические связи рассматриваются как одно из
средств, преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Реформы 90-х годов оказали глобальное воздействие на жизнь российского
общества.
В результате радикальных преобразований резко повысился уровень
преступности, выросла безработица, высокая смертность населения, низкий
уровень рождаемости, а так же уровень реальных доходов.
И всё же вступив в третье тысячелетье, следует надеяться на
исправления социально-экономической ситуации в нашей стране, тем более, что
положительные сдвиги во всех сферах нашей жизни нельзя не принимать во
внимание. Каждому нужно приложить усилия и сделать нашу страну процветающей
и великой.
Переход к рынку, как я уже отмечала,- очень сложный и длительный
процесс. Пройдёт ещё немало лет, прежде чем перед нами предстанут
результаты реформ Российской экономики. Но это уже показатель возражения
России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно
что впрочем естественно, однако я уверена, если мы пройдём этот трудный
путь до конца, Россия будет современным, цивилизованным государством во
всех отношениях.
Список литературы:
. Суринов А.Е. “Социально-экономическая ситуация в 1992-2000 гг.,
воздействие на население России” . Август 2001г
. Понять Россию умом. Сборник. – М., 2001.
. Орлов А.С. «История России. Учебник для ВУЗов.» - М., 2002.
. “Проблемы и перспективы.Развитие федеративных отношений
в России ” // Независимая газета 20 янв.1998г.
. Борисов Н.С. ”Ключ к истории отечества” . Февраль 1997г
. Селезнёв Г.К. Новейшая история России и Запада . Октябрь 1998г